За что вручают грамоту
В чем отличие диплома от грамоты?
Грамоты и дипломы сегодня используются не только во время проведения спортивных соревнований и в учебном процессе, но и в корпоративной жизни компаний, во время празднования торжественных и массовых мероприятий. При покупке наградных атрибутов лучше знать, в чем отличие грамоты от диплома. Тогда выбор будет осознанным и правильным.
Диплом удостоверяет знания
Слово диплом происходит от греческого «diploo», что означает «складывать вдвое». Это вовсе не значит, что дипломом может считаться любой документ, представляющий собой сложенный пополам лист бумаги. В античные времена диплом имел вид двух бронзовых табличек. Документ выдавался воинам, прошедшим службу. Позже дипломы начали свидетельствовать о полученном образовании.
Первые дипломы на Руси появились во времена Петра I, организовавшего в 1701 году первую школу математических и навигационных наук. Выпускникам учебного заведения, успешно сложившим экзамены, выдавался документ государственного образца. С годами значение слова не поменялось.
Диплом – это официальный документ, который удостоверяет образование, квалификацию, факт получения специальности, профессии, знаний. Дипломы выдают по окончанию учебных заведений или в результате конкурсных мероприятий. Диплом обязательно содержит гербовую печать и название организации его выдавшей, присуждает соответствующую квалификацию или подтверждает ее уровень, предоставляет право на занятие определенным родом деятельности.
Дипломы, оформленные как плакетки деревянные, респектабельно выглядят, поэтому широко используются в декоре интерьеров офисов, кабинетов, рабочих пространств.
Грамота поощряет заслуги
Грамоты появились на Руси боле 10 веков назад. Документ изготавливался из бересты и устанавливал права или полномочия. Купчие, верительные, уставные, беглые грамоты закрепляли отношения, свидетельствовали о правах, утверждали привилегии и поощрения. Со временем грамоты утратили официальные черты и стали использоваться больше как поощрительные документы.
Сегодня грамоты свидетельствуют о заслугах в науке, производстве, искусстве, спорте, считаются наиболее действенным способом морального поощрения, выдаются с целью отметить достижения членов коллектива. Почетная, похвальная или спортивная грамота не дает права ведения какой-либо самостоятельной деятельности, но является официальным признанием профессионализма и мастерства.
Преимущества использования дипломов и грамот
Использование дипломов и грамот решает ряд важных задач:
Как разработать критерии и номинации для награждения работников — кейсы из опыта HR-ПРАКТИКА
Как правильно награждать сотрудников, чем отличаются критерии от номинаций
Логика отбора достойных награды сотрудников предельно проста — нужны критерии отбора достойных награды сотрудников и номинации, в которых «выступают» претенденты на награды.
Критерии — текстовые описания достойного награды поведения сотрудника — поступков, заслуг и достижений. С этими описаниями мы потом сверяем поступки, достижения, заслуги претендента на награду — если есть совпадения — включаем в список кандидатов на награждение.
Как разработать критерии для награждения сотрудников — советы и рекомендации
Описания заслуг и достижений должны быть вариативными — содержащими наборы из нескольких признаков, характеризующих то, что должны совершить сотрудники, достойные награды.
При перечислении вариантов описаний заслуг и достижений можно использовать логические операторы «и/или».
Признаки достижений и заслуг должны быть всем понятны, чтобы принимающие решение о награждении могли сверять реальные успехи претендента с изложенными в описании вариантами.
Спросите у руководителей, за что они хотят наградить своих подчиненных — это облегчит вам подбор нужных формулировок.
Конечно, оценка «достоин/не достоин» по определению субъективна, но чем понятнее вы опишете то, должен был сделать работник, чтобы получить награду, тем проще будет выбрать номинантов.
Как создать эффективную систему награждения
Во-первых, разработать номинации и критерии отбора претендентов на награды.
Во-вторых, описать номинации, критерии и процедуру принятия решения о награждении в локальном нормативном акте.
В-третьих, исключить формальный подход к выбору претендентов на награды.
Если награды ежегодно будут получать одни и те же сотрудники или подразделениям компании будут выделяться «наградные квоты», то награждение станет не признанием успехов, а рутинной формой поощрения сотрудника за хорошую работу.
Поэтому от практики составления наградных списков по усмотрению руководителей стоит отказаться.
Основанием для включения сотрудника в список претендентов на награду должна быть служебная записка — представление непосредственного руководителя с визами вышестоящих и обоснованием причин, по которым достижения претендента достойны награды в соответствующей номинации.
Далее представления к наградам рассматриваются либо первым лицом компании, либо комиссией по награждению.
Окончательное решение принимает руководитель компании — только он вправе оценивать значимость заслуг и достижений сотрудников в масштабах компании.
Кто-то посчитает такой подход формализмом, но я не изобретаю велосипед — к воинским и государственными наградам всегда «представляют».
Разберем на примерах, как описанные выше рекомендации реализуются на практике.
Примеры номинаций и критериев отбора для награждения
Пример 1. Номинации и критерии для награждения сотрудников сети быстрого питания
Комментарий
Как вы поняли, первая номинация — для руководителей, вторая — для специалистов среднего звена, третья — для исполнителей.
Описания номинаций позволяют сопоставлять с ними реальные достижения сотрудников.
Пример 2. Критерии награждения работников производственного предприятия
Он интересен тем, что названия номинаций придумывать не пришлось, так как сотрудники награждаются корпоративными почетными знаками разного достоинства.
«Корпоративный почетный знак (далее в тексте знак) имеет три степени достоинства и изготовлены из разных металлов:
— знак I степени – изготовлен из золота;
— знак II степени – изготовлен из серебра;
— знак III степени – изготовлен из бронзы.
Знаком первой степени награждаются сотрудники, внесшие важный и признанный вклад в развитие предприятия в своей профессиональной области (управление финансами, документооборотом, персоналом, технология, производство продукции, качество, техническая оснащенность, логистика, правовое обеспечение и т.д.).
Знаком второй степени награждаются сотрудники, проявившие в течение периода работы на предприятии профессионализм и выдающиеся результаты в работе, являющиеся экспертами в своей профессиональной области, внесшие существенный вклад в решение стоящих перед предприятием сложных задач, реализацию новых проектов, внедрение технологий, оборудования, успешно освоившие новые участки работы или проявившие себя на новых должностях, принимавшие непосредственное участие в устранении и предотвращении нештатных ситуаций.
Знаком третьей степени награждаются сотрудники, продемонстрировавшие стабильно высокие результаты в работе, доказавшие свою способность решать любую задачу в своей профессиональной области или на своем участке работы, принявшие активное участие в решение сложных задач и проявившие способность к дальнейшему профессиональному развитию».
Комментарий
Описания достижений, достойных знака первой степени, прямо указывают на определенные направления работы предприятия, за которые отвечают менеджеры высшего звена, достижения, достойные знака второй степени, доступны ИТР, специалистам и руководителям среднего и низшего звена, описание номинации для награждения знаком третьей ступени позволяет награждать рабочих, специалистов и служащих.
Если придираться, можно усмотреть здесь должностную дискриминацию — простой рабочий не сможет претендовать на почетный знак первой степени.
Это можно исправить, переписав или дополнив критерии выбора награждаемых или отказаться от наград разного достоинства, заменив их номинациями.
Почему стоит награждать сотрудников
Разработка критериев, номинаций награждения и утверждение списка претендентов на награды — непростая задача, но если она решена успешно, то есть как минимум три причины сделать награждение традицией.
Во-первых, повышается лояльность награждаемых сотрудников.
Тот, чью работу заметили, оценили и при всех признали важной и успешной, не может не испытывать позитивных эмоций.
И даже если в повседневной работе он был обделен вниманием и похвалой руководителя, публичное признание и поздравления коллег сгладят прошлые обиды.
Во-вторых, награждением компания демонстрирует, какое корпоративное поведение в ней ценится и поощряется.
Тот, кто вел себя «правильно», достоин награды — делайте, как они, будьте как они, и вы тоже добьетесь признания и награды.
В этом смысле критерии выбора награждаемых можно считать теми сами корпоративными стандартами, про 4 примера описания которых я уже писал ранее.
В-третьих, публичное признание ценности сотрудников и их достижений добавляет очков менеджменту компании.
В текущей работе на похвалу и признание времени не хватает, церемония награждения покажет, что руководители понимают важность работы даже рядовых сотрудников.
И пусть такого признания сотрудники удостаиваются один раз в год — это лучше, чем никогда.
Резюме
Буду рад, если мой опыт поможет наградам найти своих героев.
Желаю позитива награждающим и награждаемым, успехов и удачи!
Автор: Денис Карандашев
Подписывайтесь и получайте анонсы свежих статей
Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами
Приложение N 2. Положение о ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации
Положение
о ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 26 сентября 2016 г. N 1223)
С изменениями и дополнениями от:
Информация об изменениях:
1.2. Ведомственные награды являются формой поощрения и общественного признания достижений лиц, указанных в настоящем Положении.
1.3. Награждение ведомственными наградами производится за выдающиеся достижения (заслуги) и многолетний добросовестный труд (службу) в сфере образования, научной, научно-технической деятельности, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, молодежной политики, иных сферах ведения Минобрнауки России.
1.4. Медалью К.Д. Ушинского награждаются граждане Российской Федерации из числа педагогических работников и деятелей в области педагогических наук (как правило, доктора педагогических наук), внесших значительный вклад:
в разработку вопросов теории и истории педагогических наук;
в совершенствование методов обучения и воспитания подрастающего поколения, культурного и нравственного развития личности;
в разработку учебников и учебных пособий, а также учебно-методических материалов.
1.5. Медалью Л.С. Выготского награждаются граждане Российской Федерации из числа педагогических работников и деятелей в области психологических наук (как правило, доктора психологических наук), внесших значительный вклад:
в развитие культурно-исторического подхода в психологии;
в совершенствование методов психологического и педагогического сопровождения граждан;
в научно-методическое обеспечение психологической поддержки.
1.6. Почетное звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» присваивается:
работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, дополнительным образовательным программам;
лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, федеральным государственным служащим и работникам Минобрнауки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи;
федеральным государственным служащим и работникам иных федеральных государственных органов;
работникам подведомственных Минобрнауки России организаций;
лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, работникам государственных органов субъекта Российской Федерации и подведомственных им организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования;
лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим, работникам органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Награждение производится за:
значительные заслуги в сфере образования;
многолетний добросовестный труд в сфере образования.
Информация об изменениях:
1.7. Почетное звание «Почетный работник науки и техники Российской Федерации» присваивается:
работникам научных организаций;
работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в должностных обязанностях которых указана научная деятельность;
лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, федеральным государственным служащим и работникам Минобрнауки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи;
федеральным государственным служащим и работникам иных федеральных государственных органов;
работникам подведомственных Минобрнауки России организаций;
лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, работникам государственных органов субъекта Российской Федерации и подведомственных им организаций, осуществляющих деятельность в научной, научно-технической сфере;
лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим, работникам органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, осуществляющих деятельность в научной, научно-технической сфере.
Награждение производится за:
значительные заслуги и достижения в сфере научной и научно-технической деятельности;
многолетний добросовестный труд в сфере научной и научно-технической деятельности.
1.8. Почетное звание «Почетный работник сферы воспитания детей и молодежи Российской Федерации» присваивается:
работникам организаций, осуществляющих деятельность в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, молодежной политики;
лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, федеральным государственным служащим и работникам Минобрнауки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи;
федеральным государственным служащим и работникам иных федеральных государственных органов;
работникам подведомственных Минобрнауки России организаций;
лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, работникам государственных органов субъекта Российской Федерации и подведомственных им организаций, осуществляющих деятельность в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, молодежной политики;
лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим, работникам органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, осуществляющих деятельность в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, молодежной политики.
Награждение производится за:
значительные заслуги в области воспитания детей и молодежи;
значительные успехи в развитии системы воспитания и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их прав; значительные успехи в реализации молодежной политики; многолетний добросовестный труд в области воспитания детей и молодежи.
1.9. Нагрудным знаком «За милосердие и благотворительность» награждаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.
Награждение производится за:
систематическую материальную и нематериальную благотворительную помощь в организации и проведении мероприятий для детей и молодежи;
личную финансовую и иную помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в развитии их материально-технической базы и оказание материальной поддержки отдельным обучающимся и воспитанникам;
личное материальное и нематериальное участие в разработке и практической реализации научно-обоснованных программ поддержки социально незащищенных детей и молодежи.
работники организаций, осуществляющих деятельность в сфере, указанной в пункте 1.3 настоящего Положения;
лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие и работники Минобрнауки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи;
федеральные государственные служащие и работники иных федеральных государственных органов;
работники подведомственных Минобрнауки России организаций;
лица, замещающие государственные должности субъекта Российской Федерации, государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации, работники государственных органов субъекта Российской Федерации и подведомственных им организаций, осуществляющих деятельность в сфере, указанной в пункте 1.3 настоящего Положения;
лица, замещающие муниципальные должности, муниципальные служащие, работники органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, осуществляющих деятельность в сфере, указанной в пункте 1.3 настоящего Положения.
Награждение производится за:
значительные заслуги в сфере образования;
значительные заслуги в сфере научной, научно-технической деятельности;
значительные заслуги в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;
значительные заслуги в сфере социальной поддержки и социальной защиты обучающихся;
значительные заслуги в сфере молодежной политики;
многолетний добросовестный труд;
эффективную и безупречную государственную гражданскую службу, муниципальную службу.
1.11. Утратил силу с 21 июля 2017 г.
Информация об изменениях:
1.12. Кандидаты на награждение ведомственными наградами должны одновременно соответствовать следующим требованиям:
Информация об изменениях:
1.12.1. наличие стажа работы*:
Информация об изменениях:
В случае ликвидации (упразднения) организации (органа) или реорганизации организации (органа) с передачей прав и обязанностей (функций и полномочий) другому юридическому лицу стаж работы (службы) кандидата сохраняется и считается непрерывным при определении соответствия его требованиям к стажу работы (службы) в организации (органе), представляющей ходатайство;
1.12.2. Наличие профессиональных заслуг в соответствующей сфере деятельности (сведения о поощрениях и награждениях за эффективную и добросовестную трудовую (служебную) деятельность);
1.12.3. Отсутствие не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
1.12.4. Отсутствие не снятого дисциплинарного взыскания.
II. Порядок представления к награждению ведомственной наградой
Информация об изменениях:
2.2. Награждение ведомственными наградами осуществляется в следующей последовательности.
Почетное звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации», почетное звание «Почетный работник науки и техники Российской Федерации», почетное звание «Почетный работник сферы воспитания детей и молодежи Российской Федерации» присваивается работникам (служащим), ранее награжденным Почетной грамотой. Исключение составляют работники, стаж которых в установленной сфере деятельности составляет свыше 20 лет.
Медалью К.Д. Ушинского, медалью Л.С. Выготского награждаются работники, которым ранее Минобрнауки России было присвоено почетное звание.
При представлении к награждению нагрудным знаком «За милосердие и благотворительность» и Почетной грамотой вышеуказанная последовательность не применяется.
Информация об изменениях:
2.3. Число лиц, представляемых к награждению, может составлять:
не более одного человека в год от организации (органа) общей штатной численностью менее 200 человек;
не более одного человека в год от каждых 200 работающих (служащих) для организации (органов) общей штатной численностью свыше 200 человек.
В случае наступления юбилейной даты организации (органа), которой следует считать 50 лет, 55 лет и каждые последующие пять лет со дня образования организации (органа), число лиц, представляемых к награждению, может увеличиваться в два раза. При этом необходимо представить сведения от организации (органа) о дате образования.
Информация об изменениях:
К наградному листу, представленного к награждению медалью К.Д. Ушинского или медалью Л.С. Выготского, дополнительно прилагается список печатных трудов с указанием издательства, даты издания, количества печатных листов.
2.6. Представления к награждению ведомственными наградами вносятся:
Министром образования и науки Российской Федерации или заместителями Министра образования и науки Российской Федерации;
руководителями или заместителями руководителей иных федеральных государственных органов;
высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации;
руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере, указанной в пункте 1.3 настоящего Положения;
руководителями научных организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, подведомственных Минобрнауки России.
2.7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, научные и иные организации (органы), подведомственные Минобрнауки России, направляют документы о награждении своих работников, в том числе работников своих филиалов, непосредственно в Минобрнауки России.
2.8. Филиалы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных и иных организаций, подведомственных Минобрнауки России, направляют документы о награждении в головную организацию, которая при соответствии кандидата требованиям настоящего Положения направляет их в Минобрнауки России.
2.9. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, научные и иные организации (органы), находящиеся в ведении иных федеральных органов государственной власти, направляют документы о награждении в федеральный орган государственной власти по подведомственности, который при соответствии кандидата требованиям настоящего Положения со своим ходатайством направляет их в Минобрнауки России.
Орган исполнительной власти коллегиально рассматривает представленные документы и при соответствии кандидата требованиям настоящего Положения направляет ходатайство в Минобрнауки России с приложением решения коллегиального органа, в котором указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), представляемого(ых) к награждению, его (их) должность, место и стаж работы в установленной сфере ведения и в организации (органе). При представлении к присвоению почётного звания указывается дата награждения Почетной грамотой. При представлении к награждению медалью К.Д. Ушинского или медалью Л.С. Выготского указывается дата присвоения почётного звания. В представлении также указываются сведения о количестве работников и служащих, в субъекте Российской Федерации в соответствующей сфере ведения Минобрнауки России.
Информация об изменениях:
2.11. Частные образовательные организации, частные научные или иные организации направляют документы о награждении в Минобрнауки России.
Информация об изменениях:
2.13. На основании представленных документов Минобрнауки России в 90-дневный срок принимает решение о награждении кандидата ведомственной наградой, либо отказе в награждении кандидата ведомственной наградой, либо об изменении вида награды, к которой представлено лицо.
Ходатайства о награждении лиц, представленных к награждению ведомственными наградами, в отношении которых Министром образования и науки Российской Федерации или заместителем Министра образования и науки Российской Федерации, курирующим вопросы награждения, принято решение об отказе награждении, либо представленные с нарушением требований настоящего Положения, подлежат возврату в 90-дневный срок с даты их поступления с указанием причины.
III. Порядок награждения ведомственными наградами
3.1. Награждение ведомственной наградой оформляется приказом Минобрнауки России.
3.2. Награждение ведомственной наградой производится в торжественной обстановке, как правило, по месту работы (службы) награжденного не позднее 6 месяцев после издания приказа о награждении.
3.3. Копии приказов Минобрнауки России о награждении, а также нагрудные знаки и удостоверения к ним, Почетные грамоты выдаются по доверенности представителям организаций (органов), представивших работника (служащего) к награждению, при условии, что вручение ведомственной награды не производится Министром образования и науки Российской Федерации или заместителями Министра образования и науки Российской Федерации.
3.4. Награждение очередной ведомственной наградой за новые заслуги возможно не ранее, чем через два года после предыдущего награждения.
3.5. В трудовую книжку награжденного ведомственной наградой вносится запись о награждении.
3.6. Повторное награждение одним видом ведомственной награды не производится.
3.7. В случаях утраты ведомственной награды или удостоверения к ней Минобрнауки России выдает справку, подтверждающую факт награждения. Дубликаты ведомственных наград не выдаются.
3.8. Учет лиц, награжденных ведомственными наградами, осуществляет Минобрнауки России.
IV. Описание ведомственных наград (нагрудных знаков к ведомственным наградам)
4.1. Медаль К.Д. Ушинского имеет форму правильного круга диаметром 27 мм, толщиной 2 мм, с выпуклым бортиком с обеих сторон высотой 0,5 мм и шириной 1 мм.
Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с четырехугольной колодкой размером 25 мм на 15 мм, обтянутой белой шелковой муаровой лентой шириной 20 мм. В середине ленты две вертикальные поперечные синие полоски шириной 3 мм, разделяемые белой полоской в 1 мм. Боковые края ленты окаймлены синей полоской шириной 1 мм.
4.2. Медаль Л.С. Выготского имеет форму правильного круга диаметром 27 мм с выпуклым бортиком с обеих сторон высотой 0,5 мм и шириной 1 мм.
4.3. Нагрудный знак к почетному званию «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» представляет собой двуглавого орла серебряного цвета с распростёртыми и поднятыми вверх крыльями. Орел увенчан двумя коронами и над ними третьей короной, соединенными выходящими из третьей короны лентами; короны и ленты серебряного цвета. На груди орла в щите красного цвета всадник серебряного цвета в плаще синего (голубого) цвета, едущий на коне серебряного цвета с седлом красного цвета и поражающий копьем опрокинутого и попранного конем дракона черного цвета. В лапах орла скрещенные поверх нижней части щита свиток (в левой лапе) и перо (поверх свитка) серебряного цвета.
Габаритные размеры: высота 28 мм, ширина 23 мм.
Оборотная сторона имеет крепление в виде булавки.
4.4. Нагрудный знак к почетному званию «Почетный работник науки и техники Российской Федерации» представляет собой двуглавого орла серебряного цвета с распростёртыми и поднятыми вверх крыльями. Орел увенчан двумя коронами и над ними третьей короной, соединенными выходящими из третьей короны лентами; короны и ленты серебряного цвета. На груди орла в щите красного цвета всадник серебряного цвета в плаще синего (голубого) цвета, едущий на коне серебряного цвета с седлом красного цвета и поражающий копьем опрокинутого и попранного конем дракона черного цвета. В лапах орла скрещенные поверх нижней части щита свиток (в левой лапе) и перо (поверх свитка) серебряного цвета.
Габаритные размеры: высота 28 мм, ширина 23 мм.
Оборотная сторона имеет крепление в виде булавки.
4.5. Нагрудный знак к почетному званию «Почетный работник сферы воспитания детей и молодежи Российской Федерации представляет собой двуглавого орла серебряного цвета с распростёртыми и поднятыми вверх крыльями. Орел увенчан двумя коронами и над ними третьей короной, соединенными выходящими из третьей короны лентами; короны и ленты серебряного цвета. На груди орла в щите красного цвета всадник серебряного цвета в плаще синего (голубого) цвета, едущий на коне серебряного цвета с седлом красного цвета и поражающий копьем опрокинутого и попранного конем дракона черного цвета. В лапах орла скрещенные поверх нижней части щита свиток (в левой лапе) и перо (поверх свитка) серебряного цвета.
Габаритные размеры: высота 28 мм, ширина 23 мм.
Оборотная сторона имеет крепление в виде булавки.
4.6. Нагрудный знак «За милосердие и благотворительность» имеет форму круга диаметром 27 мм, толщиной 2 мм с выпуклым бортиком с обеих сторон высотой 0,5 мм и шириной 1 мм, сверху от окружности знака полоса шириной 4 мм, длиной окружности, с бортиком 0,5 мм, высотой 0,5 мм, в полосе выпуклая надпись заглавными буквами «ЗА МИЛОСЕРДИЕ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ».
На лицевой стороне знака анфасное рельефно-графическое изображение лиц девочки с прической до плеч и мальчика с пробором на левой стороне.
На оборотной стороне знака выпуклая надпись заглавными буквами в пять строк «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
4.7. Почетная грамота изготавливается на матовой бумаге формата А3 плотностью не менее 180 г на кв.м с бигованием.
* Требования к стажу работы в установленной сфере деятельности не предъявляются при представлении к награждению нагрудным знаком «За милосердие и благотворительность».