За что выселили чеченцев и ингушей в 1944 году
Миф о несправедливости выселения чеченцев и ингушей в 1944 году
23 февраля 1944 года началась операция «Чечевица»: депортация чеченцев и ингушей «за пособничество фашистским оккупантам» с территории Чечено-Ингушской АССР (ЧИАССР) в Среднюю Азию и Казахстан. ЧИАССР была упразднена, из её состава в Дагестанскую АССР передали 4 района, в Северо-Осетинскую АССР — один район, на остальной территории создали Грозненскую область.
Нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия. Он утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей», прибыл в Грозный и лично руководил операцией
Предпосылки и причины наказания
Надо сказать, что ситуация в Чечне была сложной уже во время революции и Гражданской войны. Кавказ в этот период охватила настоящая кровавая смута. Горцы получили возможность вернуться к привычному «ремеслу» — грабежу и бандитизму. Белые и красные, занятые войной с друг другом, не могли в этот период навести порядок.
В других документах, можно обнаружить схожие характеристики. «Краткий обзор и характеристика существующего бандитизма на территории IX-го стрелкового корпуса» от 28 мая 1924 года: «Наиболее склонны к бандитизму ингуши и чеченцы. Они же менее лояльны к советской власти; сильно развито национальное чувство, — воспитываемое религиозными учениями, особенно враждебны к русским — гяурам». Выводы авторы обзора сделали верные. По их мнению, основными причинами развития бандитизма среди горцев были: 1) культурная отсталость; 2) полудикие нравы горцев, склонных к лёгкой наживе; 3) экономическая отсталость горского хозяйства; 4) отсутствие твердой власти на местах и политико-просветительной работы.
Информационный обзор штаба IX-го стрелкового корпуса о развитии бандитизма в районах расположения корпуса Кабардино-Балкарской АО, Горской ССР, Чеченской АО, Грозненской губернии и Дагестанской ССР в июле-сентябре 1924 года: «Чечня является букетом бандитизма. Количество главарей и непостоянных бандитских шаек, совершающих грабежи, главным образом, на соседних с Чеченской областью территориях, не поддаётся учёту».
В 1929 году в состав Чечни включили такие чисто русские территории, как Сунженский округ и город Грозный. В Грозном по переписи 1926 года проживало только около 2% чеченцев, остальные жители города были русскими, малороссами и армянами. Даже татар в городе было больше, чем чеченцев, — 3,2%.
Поэтому не удивительно, что как только в СССР возникли очаги нестабильности, связанные с «перегибами» в ходе коллективизации (местный аппарат, который проводил коллективизации, во многом состоял из «троцкистов» и сознательно разжигал в СССР смуту), в 1929 году в Чечне вспыхнуло крупное восстание. В докладе командующего войсками СКВО Белова и члена РВС округа Кожевникова подчёркивалось, что пришлось дело иметь не с отдельными бандитскими выступлениями, а «прямым восстанием целых районов, в котором почти всё население принимало участие в вооружённом выступлении». Восстание было подавлено. Однако его корни не были ликвидированы, поэтому в 1930 году провели ещё одну войсковую операцию.
Однако затишье не было долгим. В 1940 году бандитизм в республике снова активизировался. Большинство банд пополнялось за счёт беглых преступников и дезертиров Красной Армии. Так, с осени 1939 года по начало февраля 1941 года из РККА дезертировало 797 чеченцев и ингушей.
Во время Великой Отечественной войны чеченцы и ингуши «отличились» массовым дезертирством и уклонением от службы в армии. Так, в докладной записке на имя наркома внутренних дел Лаврентия Берия «О положении в районах Чечено-Ингушской АССР», составленной заместителем наркома госбезопасности, комиссаром госбезопасности 2-го ранга Богданом Кобуловым от 9 ноября 1943 года сообщалось, что в январе 1942 года при комплектовании национальной дивизии удалось призвать только 50% личного состава. Ввиду упорного нежелания коренных жителей ЧИАССР идти на фронт, формирование чечено-ингушской кавалерийской дивизии так и не было завершено, тех, кого удалось призвать, направили в запасные и учебные части.
В марте 1942 года из 14576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13560 человек. Они перешли на нелегальное положение, ушли в горы, присоединились к бандам. В 1943 году из 3 тыс. добровольцев дезертировало 1870 человек. Что понять огромность этой цифры, стоит сказать, что находясь в рядах РККА, в годы войны погибло и пропало без вести 2,3 тыс. чеченцев и ингушей.
Одновременно во время войны в республике пышным цветом расцвёл бандитизм. С 22 июня 1941 по 31 декабря 1944 года на территории республики было отмечено 421 бандитское проявление: нападения и убийства на бойцов и командиров РККА, НКВД, советских и партийных работников, нападения и ограбления государственных и колхозных учреждений и предприятий, убийства и ограбление простых граждан. По числу нападений и убийств командиров и бойцов Красной Армии, органов и войск НКВД ЧИАССР в этот период немного уступила только Литве.
За этот же период времени в результате бандитских проявлений было убито 116 человек, а в ходе операций против бандитов погибло 147 человек. При этом было ликвидировано 197 банд, убито 657 бандитов, 2762 захвачено, 1113 явились с повинной. Таким образом, в рядах бандформирований, которые воевали против Советской власти, погибло и было арестовано намного более чеченцев и ингушей, чем тех которые погибли и пропали без вести на фронте. Нельзя также забывать о том факте, что в условиях Северного Кавказа бандитизм был невозможен без поддержки местного населения. Поэтому пособниками бандитов была значительная часть населения республики.
Что интересно, в этот период Советской власти приходилось бороться в основном с молодой бандитской порослью — выпускниками советских школ и вузов, комсомольцами и коммунистами. К этому времени ОГПУ-НКВД уже выбило старые кадры бандитов, воспитанных в Российской империи. Однако молодежь пошла по стопам отцов и дедов. Одним из таких «молодых волков» был Хасан Исраилов (Терлоев). Он в 1929 году вступил в ВКП (б), поступил в Комвуз в Ростове-на-Дону. В 1933 году был отправлен в Москву в Коммунистический университет трудящихся Востока им. Сталина. После начала Великой Отечественной войны Исраилов вместе со своим братом Хусейном перешел на нелегальное положение и начал подготовку всеобщего восстания. Начало восстания планировалось на 1941 год, но затем его перенесли на начало 1942 года. Однако из-за низкого уровня дисциплины и отсутствия хорошей связи между повстанческими ячейками, ситуация вышла из под контроля. Скоординированного, одновременного восстания не состоялось, вылившись в выступления отдельных групп. Разрозненные выступления подавили.
Исраилов не сдался и начал работу по партийному строительству. Основным звеном организации были аулкомы или троки-пятёрки, проводившие антисоветскую и повстанческую работу на местах. 28 января 1942 года Исраилов провел в Орджоникидзе (Владикавказ) нелегальное собрание, которое учредило «Особую партию кавказских братьев». Программа предусматривала учреждение «свободной братской Федеративной республики государств братских народов Кавказа по мандату Германской империи». Партия должна была бороться с «большевистским варварством и русским деспотизмом». Позднее, для того, чтобы подстроиться под гитлеровцев Исраилов преобразовал ОПКБ в «Национал-социалистическую партию кавказских братьев». Её численности достигла 5 тыс. человек.
Кроме того, в ноябре 1941 года была учреждена «Чечено-горская национал-социалистическая подпольная организация». Её лидером был Майрбек Шерипов. Сын царского офицера и младший брат героя Гражданской войны Асланбека Шерипова, Майрбек вступил в ВКП (б), и в 1938 году был арестован за антисоветскую пропаганду, но в 1939 году его отпустили за недоказанностью вины. Председатель Леспромсовета ЧИАССР осенью 1941 года перешел на нелегальное положение и начал объединять вокруг себя главарей бандформирований, дезертиров, беглых преступников, а также установил связи с религиозными и тейповыми лидерами, склоняя их к восстанию. Основная база Шерипова была в Шатоевском районе. После приближения фронта к границам республике, в августе 1942 года Шерипов поднял крупное восстание в Итум-Калинском и Шатоевском районах. 20 августа повстанцы окружили Итум-Кале, но взять селение не смогли. Небольшой гарнизон отбил атаки бандитов, а подошедшее подкрепление обратило чеченцев в бегство. Шерипов попытался соединиться с Исраиловым, но в ходе спецоперации был уничтожен.
Горцы внесли и посильный вклад в военную мощь Третьего рейха. В сентябре 1942 года в Польше были сформированы три первых батальона Северо-Кавказского легиона — 800-й, 801-й и 802-й. При этом в 800-м батальоне имелась чеченская рота, в 802-м — две роты. Численность чеченцев в немецких вооруженных силах была небольшой ввиду массового дезертирства и уклонения от службы, число чеченцев и ингушей в рядах РККА была небольшой. Поэтому и пленных горцев была мало. Уже в конце 1942 года 800-й и 802-й батальоны отправили на фронт.
Почти одновременно в Миргороде Полтавской области начинают формировать 842-й, 843-й и 844-й батальоны Северо-Кавказского легиона. В феврале 1943 года их отправили в Ленинградскую область для борьбы с партизанами. В это же время в местечке Весола формируют батальон 836-А (буква «А» означала «айнзатц» — уничтожение). Батальон специализировался на карательных операциях и оставил длинный кровавый след в Кировоградской, Киевской областях и во Франции. В мае 1945 года остатки батальона были пленены британцами в Дании. Горцы просили британского подданства, но были выданы СССР. Из 214 чеченцев 1-й роты 97 привлекли к уголовной ответственности.
По мере приближения фронта к границам республики немцы стали забрасывать на территорию ЧИАССР разведчиков и диверсантов, которые должны были подготовить почву для масштабного восстания, совершать диверсии и теракты. Однако наибольшего успеха достигла только группа Реккера. Чекисты и армия действовали оперативно и предотвратили восстание. В частности, неудача постигла группу обер-лейтенанта Ланге, заброшенную 25 августа 1942 года. Преследуемый советскими подразделениями, обер-лейтенант с остатками своей группы, с помощью проводников-чеченцев, был вынужден перейти через линию фронта обратно к своим. Всего немцы забросили 77 диверсантов. Из них 43 было обезврежено.
Немцы даже подготовили «наместника Северного Кавказа — Османа Губе (Осман Сайднуров). Осман в Гражданскую войну воевал на стороне белых, дезертировал, жил в Грузии, после её освобождения Красной Армией, бежал в Турцию. После начала войны прошел курс обучения в немецкой разведшколе и поступил в распоряжение военно-морской разведки. Губе-Сайднурову, для повышения авторитета среди местного населения, даже разрешили называть себя полковником. Однако планы по разжиганию восстания среди горцев провалились — чекисты схватили группу Губе. Во время допроса несостоявшийся кавказский гауляйтер сделал весьма интересное признание: «Среди чеченцев и ингушей я без труда находил нужных людей, готовых предать, перейти на сторону немцев и служить им».
Интересен и тот факт, что местное руководство внутренних дел фактически саботировало борьбу с бандитизмом и переходило на сторону бандитов. Возглавлявший НКВД ЧИАССР капитан госбезопасности Султан Албогачиев, ингуш по национальности, саботировал деятельность местных чекистов. Албогачиев действовал в связке с Терлоевым (Исраиловым). Предателями оказались и многие другие местные чекисты. Так, изменниками были начальники райотделов НКВД: Старо-Юртовского — Эльмурзаев, Шароевского — Пашаев, Итум-Калинского — Межиев, Шатоевского — Исаев и т. д. Множество предателей оказалось и среди рядовых сотрудников НКВД.
Схожая картина была и в среде местного партийного руководства. Так, при приближении фронта бросили работу и бежали 16 руководителей райкомов ВКП (б) (в республике было 24 района и город Грозный), 8 руководящих работников райисполкомов, 14 председателей колхозов и другие члены партии. Видимо, те, кто остался на своих местах, просто были русскими или «русскоговорящими». Особенно «прославилась» парторганизация Итум-Калинского района, где в бандиты подался весь руководящий состав.
В результате в годы тяжелейшей войны республику охватила эпидемия массового предательства. Чеченцы и ингуши полностью заслужили своё наказание. Причём надо отметить, что по законам военного времени Москва могла покарать многие тысячи бандитов, предателей и их пособников намного жестче, вплоть до расстрела и длительных сроков тюремного заключения. Однако мы в очередной раз видим пример гуманизма и великодушия сталинского правительства. Чеченцев и ингушей выселили, отправили на перевоспитание.
Психологическая особенность проблемы
Многие нынешние граждане западного мира, да и России, не в состоянии понять, как можно наказать целый народ за преступления отдельных его групп и «отдельных представителей». Они исходят из своих представлений об окружающем мире, когда их окружает в целом мир индивидуалистов, атомизированных личностей.
Западный мир, а затем и Россия, после индустриализации утратили структуру традиционного общества (по сути, крестьянского, аграрного), связанного общинными связями, круговой порукой. Запад и России перешли на иной уровень цивилизации, когда каждый человек отвечает только за свои преступления. Однако, при этом европейцы забывают, что на планете по-прежнему существуют области и регионы, где преобладают традиционные, родоплеменные отношения. Таким регионом является и Кавказ, и Средняя Азия.
Там люди связаны семейными (включая большие патриархальные семьи), клановыми, племенными отношениями, а также землячеством. Соответственно, если человек совершает преступление, за него отвечает и наказывает его местная община. В частности, поэтому на Северном Кавказе редки изнасилования местных девушек, родственники при поддержке местной общины просто «зароют» преступника. Милиция закроет на это глаза, так она состоит из «своих людей». Однако, это не значит, что «чужие» девушки, за которыми не стоит сильный род, община, в безопасности. «Джигиты» могут себя вольно вести и на «чужой» территории.
Круговая порука — это яркая отличительная черта любого общества, находящего на родоплеменной стадии развития. В таком обществе нет случая, о котором не знало бы всё местное население. Нет скрывающегося бандита, убийцы, о месте расположения которого не знают местные. Ответственность за преступника несёт весь род и поколение. Такие взгляды очень сильны и сохраняются из века в век.
Такие отношения были характерны для эпохи родоплеменных отношений. В период Российской империи, а ещё сильнее в годы Советского Союза, Кавказ и Средняя Азия подверглись сильному цивилизационному, культурному влиянию русского народа. Городская культура, индустриализация, мощная система воспитания и образования оказали на эти регионы сильнейшее влияние, они начали переход от родоплеменных отношений к более передовому обществу городского индустриального типа. Если бы СССР существовал ещё несколько десятилетий, переход был бы завершен. Однако СССР разрушили. Северный Кавказ и Средняя Азия не успели завершить переход к более развитому обществу, и начался быстрый откат в прошлое, архаизация социальных отношений. Всё это происходило на фоне деградации системы образования, воспитания, науки и народного хозяйства. В итоге мы получили целые поколения «новых варваров», спаянных семейными, родовыми традициями, волны которых постепенно захлестывают российские города. Причем они смыкаются с местными «новыми варварами», которых плодит деградировавшая (сознательно упрощенная) российская система образования.
Таким образом, необходимо ясно осознавать тот факт, что Сталин, который отлично знал особенности этнопсихологии горских народностей с её принципами круговой поруки и коллективной ответственности всего рода за преступление, совершенное его членом, так как сам был с Кавказа, совершенно правильно наказал целый народ (несколько народов). Если бы местное общество не поддерживало гитлеровских пособников и бандитов, то первых коллаборационистов передавили бы сами местные жители (или сдали бы властям). Однако чеченцы сознательно пошли на конфликт с властью, и Москва их наказала. Все разумно и логично — за преступления необходимо отвечать. Решение было справедливым и даже в некотором отношении мягким.
Сами горцы тогда знали, за что их наказывают. Так, среди местного населения тогда ходили следующие слухи: «Советская власть нам не простит. В армии не служим, в колхозах не работаем, фронту не помогаем, налогов не платим, бандитизм кругом. Карачаевцев за это выселили — и нас выселят».
Сталинская депортация чеченцев и ингушей. Реальные причины
Депортация чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года стала в Советском Союзе самым массовым переселением народов, обвиненных в измене родине. Почти полмиллиона человек были погружены в вагоны для перевозки скота и выселены в северные районы Казахстана и Киргизии. Человеческие потери в период выселения превысили треть от всей численности чеченцев и ингушей. В 1957 году Коммунистическая партия СССР признала неправомерность обвинения целых народов в преступлениях, совершенных группой лиц, и Чечено-Ингушская АССР была восстановлена. Чеченцам и ингушам разрешили вернуться на свою историческую родину.
13 лет депортации остались в памяти не только самих выселенных, это тема и для их потомков остается на сегодня самой животрепещущей. В каждой семье из поколения в поколение передаются истории выживания, истории потерь родных и близких и горькая боль, которую депортированные испытывали по родине. Главный вопрос, на который так и не дан ответ: за что были выселены целые народы?
Сам указ президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 года «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории» гласил:
«В связи с тем, что в период Отечественной войны, особенно во время действий немецко-фашистских войск на Кавказе, многие чеченцы и ингуши изменили родине, переходили на сторону фашистских оккупантов, вступали в отряды диверсантов и разведчиков, забрасываемых немцами в тылы Красной армии, создавали по указке немцев вооруженные банды для борьбы против советской власти. президиум Верховного Совета СССР постановляет: всех чеченцев и ингушей, проживающих на территории Чечено-Ингушской АССР, а также прилегающих к ней районов переселить в другие районы СССР, а Чечено-Ингушскую АССР ликвидировать».
О реальных причинах и последствиях высылки чеченцев и ингушей в 1944 году историк Майрбек Вачагаев по просьбе редакции Кавказ.Реалии спросил ведущего научного сотрудника Института географии РАН, профессора Павла Поляна и доктора исторических наук, главного научного сотрудника Академии наук Чечни Аббаса Осмаева.
Сталинская депортация чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года. Причины и последствия | Подкаст «Хроника Кавказа с Вачагаевым»
No media source currently available
Народы наказывали превентивно
– Павел Маркович, если говорить об указе президиума Верховного Совета СССР, насколько соответствует действительности формулировка «многие чеченцы и ингуши изменили родине»?
– О коллаборационизме и речи быть не могло, потому что оккупированной территория Чечено-Ингушской АССР не была. Единственное исключение – часть города Малгобек, который сейчас в Ингушетии. То есть в ситуации, когда какая-то территория была оккупирована и та или иная степень готовности или радости к сотрудничеству с оккупационной властью, преступной, немецкой, агрессорской, просто не могла быть проявлена. Оккупации не было.
В этом смысле депортация чеченцев и ингушей – случай, когда это не есть депортация-возмездие, как, допустим, можно говорить о карачаевцах, как можно говорить о крымских татарах, как можно говорить о калмыках со всеми оговорками, даже о балкарцах, поскольку территории, где они проживали, находились в оккупационной зоне. Этого никак нельзя сказать о территории Чечено-Ингушетии, и поэтому тут есть такая странная смесь: возмездие за то, чего не было. Поскольку [власти СССР] предполагали, что немцы пройдут дальше, им хотелось депортировать целый огромный этнос, расселенный, кстати, не только на территории Чечено-Ингушетии, но и на территории Дагестана.
Это была устойчивая внутренняя политика Сталина во время войны – политика тотальных депортаций этнических групп. Народы наказывали, но наказывали или превентивно – до того как они что бы то ни было могли сделать, или же в порядке возмездия после того, как они что-то сделали. При этом я хочу подчеркнуть, что это в кавычках: «могли сделать», «сделали».
Ничего преступного народы не совершали. Если кто-то что-то и делал, это были индивидуальные случаи или какие-то группы, причем необязательно огромные, а составляющие очень малую часть населения соответствующих этносов. Поэтому вот такое приписывание коллективной вины целому этносу за те или иные реальные или мифические проступки, преступления, нарушения закона, сделанные какими-то отдельными представителями, совершенно неправомерно. Оправдания этому не может быть.
О какой-то повышенной готовности чеченцев быть союзниками наступающего Третьего рейха тоже говорить не приходится. Потому что те данные, которым мы располагаем, они отнюдь не выделяют чеченцев на фоне других северокавказских народов, в том числе и осетин, кабардинцев, дагестанцев. И уж тем более чеченцы в этом плане не выделяются на фоне всего Советского Союза. Тут нет какого-то лидерства именно вайнахов, ни в коем случае.
В этом решении сталинской администрации была, конечно, историческая память о том, что чеченцы конфликтный, непокорный, свободолюбивый народ, в поведении которого нельзя быть уверенным. Были повстанческие движения, действительно, было то, что называлось бандформированиями на языке советской власти. И действительно, у части этих бандформирований были планы стать частью Третьего рейха или иметь его в союзниках. Но сказать, что это хоть как-то характеризовало намерение всех чеченцев, проживавших в Чечено-Ингушской АССР, категорически нельзя. Это преступно!
Сама операция по депортации чеченцев и ингушей была совершенно особенной для тех, кто ее осуществлял. Я уже не говорю о том просто феерически большом количестве сил, которые были задействованы на депортацию чеченцев и ингушей. Ведь это же фактически несколько дивизий, и это же во время войны! Идут бои на западном фронте, а 120 тысяч человек занимаются депортацией почти полумиллиона чеченцев и ингушей. То есть по одному депортирующему на четыре депортируемых.
Второе – это то, как депортация была осуществлена. Превентивной она могла бы быть в 1943 году, но в 1944 году уже прошел год, как немцев отогнали [от границ Чечено-Ингушской АССР ]. Депортация началась 23 февраля, а подготовка к ней, причем со всеми признаками спецоперации, признаками маскировки под «отдых красноармейцев», хотя это были не красноармейцы, а сотрудники НКВД, – это же началось в январе 1944 года и даже за месяц до этого.
То есть степень серьезности отношения сталинского НКВД в подготовке именно этой операции была на порядок – именно на порядок – выше, чем в случае других наказанных контингентов, а их было очень много.
Что меня еще поражает, так это готовность советских властей приблизиться к методам геноцида. Я имею в виду Хайбах. Не все документы нам доступны, но те, которые доступны, они четко говорят, что перед расстрелами во время депортации. перед этим не останавливались чекисты. Поражает готовность перейти от бесчеловечных, но не претендующих на физическое уничтожение мер – к уничтожению людей. Ни в каких других случаях этого не встречалось. Все это элементы, которые являются частью этой преступной, еще раз подчеркиваю – преступной, репрессивной сталинской политики по депортации населения.
В своем ложном понимании Сталин имел в виду, что, если он переместит людей с одного места на другое, это решит какие-то проблемы в том месте, где они жили. И это якобы создаст предпосылки для развития тех мест, куда их переселяют. То есть экономическая составляющая тоже закладывалась. Территории-то остаются, они экономически значимы, поэтому возникает необходимость заселить эти территории соседями.
Депортация чеченцев и ингушей глазами свидетелей
23 февраля 1944 года началось насильственное выселение почти полумиллиона чеченцев и ингушей в Казахстан и Киргизию. Как проходила тайная операция под кодовым названием «Чечевица», в результате которой погибли десятки тысяч людей? Рассказываем через воспоминания жертв и официальные документы
В результате спецоперации десятки тысяч людей погибли — не только и не столько в пути, сколько из-за тяжелых условий жизни на спецпоселении (отсутствие жилья, недостаток продовольствия, медицинской помощи, одежды и предметов первой необходимости).
После выселения жителей Чечено-Ингушская АССР была упразднена — ее территории отошли к вновь созданной Грозненской области, Дагестанской и Северо-Осетинской АССР и Грузинской ССР.
В январе 1957 года Чечено-Ингушская СССР была воссоздана, хотя и в несколько измененных границах. В 1957–1961 годах подавляющее большинство вайнахов вернулись на родину
Кадр из фильма «Холод». Режиссер Хусейн Эркенов. 1991 год © Киностудия «Эрхус»
«В Старых Атагах объявили, что чеченцев по приказу Сталина выселяют. Всех собрали, начали увозить из села. К нам пришли трое военных и спросили, есть ли взрослые. Я сказала, что жду маму и брата, они работают в Грозном на военном заводе. Военные сказали, что их не стоит ждать, они не придут, и начали мне помогать собирать кое-что, предложили взять с собой продукты, теплые вещи. Из продуктов оказалась кукурузная мука, из теплых вещей — мамино пальто и старая отцовская фуфайка. Я настояла и взяла швейную машину „Зингер“, она дала возможность выжить в Казахстане.
Приехали на подводе в Грозный. Я так надеялась здесь встретить своих — маму, брата. По 10–15 семей сажали в товарный вагон, а в каждой чеченской семье было по 6–7 детей».
«Совершенно секретно
Государственный Комитет Обороны ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Поручить НКВД СССР направить в феврале-марте с. г. для расселения в Казахскую ССР спецпереселенцев до 400 тысяч человек и Киргизскую ССР до 90 тысяч человек.
Обязать СНК Казахской ССР и Киргизской ССР обеспечить прием, размещение и трудовое устройство прибывающих спецпереселенцев.
2. Расселение прибывающих спецпереселенцев производить с учетом трудоиспользования их в первую очередь в сельском хозяйстве и животноводстве (совхозы, подсобные хозяйства, колхозы), рабочих и служащих в предприятиях районов вселения с использованием по специальности.
Расселение спецпереселенцев производить в первую очередь в пустующих зданиях колхозов, совхозов и предприятий, а также путем уплотнения.
Обязать НКВД СССР сообщать заблаговременно Совнаркомам Казахской ССР и Киргизской ССР сроки прибытия эшелонов спецпереселенцев.
3. Обязать Совнаркомы Казахской ССР и Киргизской ССР обеспечить быстрейшее вовлечение прибывающих спецпереселенцев в члены сельскохозяйственных и промысловых артелей и наделение приусадебными участками в соответствии с уставом сельскохозяйственной артели, а также оказать содействие по строительству собственных домов переселяемым путем предоставления местных и получаемых для этой цели по фондам стройматериалов, леса, гвоздей, стекла.
7. Для обеспечения питания прибывающих в Казахскую ССР и Киргизскую ССР 490 000 спецпереселенцев обязать Наркомзаг СССР выделить в распоряжение СНК Казахской ССР до нового урожая на 4 месяца 4800 тонн муки и 2400 тонн крупы и СНК Киргизской ССР 1200 тонн муки и 600 тонн крупы, равными частями ежемесячно, обратив на покрытие этих фондов зерно и другие продукты, получаемые от спецпереселенцев из мест по обменным квитанциям.
9. Обязать Наркомзаг, Наркомзем, Наркоммясомолпром и Наркомсовхозов в течение 1944 года (а по лошадям в течение 1944–1945 гг.) провести расчет натурой со спецпереселенцами Казахской ССР и Киргизской ССР по обменным квитанциям за сданные ими скот и сельскохозяйственные продукты, за вычетом из общего числа расхода, предусмотренного пунктом 7 настоящего постановления. СНК Казахской ССР провести проверку и наблюдение за своевременным проведением обменных операций».
«1. Рядовой, сержантский и офицерский состав… Орджоникидзевской дивизии с поставленными задачами знаком и мобилизован на подготовку и усиленное проведение маневров в горных условиях зимой.
3. Взаимоотношения военнослужащих с местными органами власти и населением нормальные. Местное население проявляет большую любознательность о целях прибытия в их населенные пункты войсковых частей. С прибытием подразделений 10 мсп в станицу Ищерскую, где проживает русское население, некоторые жители прямо утверждали, что части Красной армии прибыли сюда выселять чеченцев. В местах расквартирования 132 сп местные жители чеченцы заявляли: „Если нас будут выселять в Сибирь, не поедут. Пусть отправляют их в Турцию“.
В целях успокоения местного населения части провели и проводят тактические учения с боевыми стрельбами (о чем населению оповещалось заблаговременно через местные власти); некоторые части оказывают помощь колхозам в переброске семенного фонда, организуют киносеансы и концерты для населения своих гарнизонов».
«22 февраля население готовилось к празднованию 23 февраля 1944 года двадцатишестилетия Советской армии. В связи с этим праздником воинские части получали от населения подарки в виде угощения: бараны, куры, гуси, индейки. Во всех частях было обилие мясопродуктов. В ночь на 23 февраля были усилены караулы воинских частей. На улицах, кварталах и на каждом дворе находилась охрана, обеспечивая, таким образом, успех предстоящей операции.
В 7 часов утра 23 февраля начали выводить все мужское население на митинг, посвященный Дню Красной армии. На площади у школы собралось все мужское население. Митингующих со всех сторон окружили плотным кольцом солдатами, выставили в окнах школ пулеметы. Я с подполковником Гуковым подошел к собравшимся на митинг и, поднявшись на кузов автомашины, объявил о выселении. Я сообщил о решении партии и правительства переселить всех чеченцев и ингушей в другие районы Советского Союза. Для выполнения операции по переселению сосредоточено во всех населенных пунктах большое количество войск и всякое сопротивление может привести к бессмысленному кровопролитию безоружного народа. Я сказал им, указав в сторону кладбища, что я предпочел бы лежать там, чем объявлять вам эту страшную весть.
Всех мужчин с митинга под прицелом, в кольце воинских частей, отвели на железнодорожный разъезд консервного завода, что находится в 3 километрах от с. Базоркино, не дав возможность главам семей обратно зайти к своим семьям. Накануне ночью выпал как никогда глубокий снег. Ударили морозы. Предупрежденные о переселении семьи начали уходить на соединение с главами семей на железнодорожный разъезд, куда ранее были доставлены все мужчины. Женщины и дети, старики и больные сплошным потоком, со скудным скарбом на плечах, поползли по заснеженным дорогам в сторону переезда консервного завода. Чуть прикрытые, босые дети, растерянные женщины и матери, влача ревущих детей, больных и стариков, шли к переезду. Это была страшная картина, которую трудно описать человеческим языком без слез, глубоко волнующих душу».
«Подготовка операции по выселению чеченцев и ингушей заканчивается. После уточнения взято на учет подлежащих переселению 459 486 человек, включая проживающих в районах Дагестана, граничащих с Чечено-Ингушетией и в г. Владикавказе. На месте мною проверяется состояние дел по подготовке переселения и принимаются необходимые меры.
Учитывая масштабы операции и особенности горных районов, решено выселение провести (включая посадку людей в эшелоны) в течение 8 дней, в пределах которых в первые три дня будет закончена операция по всем низменным и предгорным районам и частично по некоторым поселениям горных районов, с охватом свыше 300 тыс. человек. В остальные четыре дня будут проведены выселения всем горным районам с охватом оставшихся 150 тыс. человек.
В период проведения операции в низменных районах, т. е. первые 3 дня, все населенные пункты горных районов, где выселение начнется на 3 дня позже, будут блокированы уже заблаговременно введенными туда войсковыми командами под начальством чекистов.
Среди чеченцев и ингушей отмечается много высказываний, в особенности связанных с появлением войск. Часть населения реагирует на появление войск в соответствии с официальной версией, согласно которой якобы проводятся учебные маневры частей Красной армии в горных условиях. Другая часть населения высказывает предположение о выселении чеченцев и ингушей. Некоторые считают, что будут выселять бандитов, немецких пособников и другой антисоветский элемент.
В ближайшие дни подготовка будет полностью закончена, и выселение намечено начать 22 или 23 февраля».
«В нашем доме несколько месяцев жили четыре офицера. Им выделили комнатку. Вечером бабушка специально готовила для них горячий ужин. Она говорила: „Это воины, несчастные мужчины, оторвались от дома“. Позже оказалось, это были офицеры, планировавшие наше выселение. Я маленький часто с ними играл, мне интересно было. Они мне кусочек сахара или печенье давали. В тот день один из них взял меня на руки. А я дал ему пощечину и плюнул. Это была реакция на то, что тетя, мачеха, бабушка плакали. Потом офицер спрашивал у моего отца: „Аюб, за что он меня?“ А отец отвечал: „У тебя не хватает ума понять, за что? Что вы с нашим народом делаете?“ Потом в Казахстане дед говорил так: „Ни один из наших мужчин не оказал сопротивление чужеземцам. Единственный внук мой сделал, больше никто ничего не сделал“».
«Для успешного проведения операции по выселению чеченцев и ингушей после Ваших указаний в дополнение к чекистско-войсковым мероприятиям проделано следующее:
1. Мной был вызван председатель Совнаркома МОЛЛАЕВ, которому сообщил решение правительства о чеченцах и ингушах и мотивах, которые легли в основу этого решения. МОЛЛАЕВ после моего сообщения прослезился, но взял себя в руки и обещал выполнить все задания, которые ему будут даны в связи с выселением. Затем в Грозном вместе с ним были намечены и созваны 9 руководящих работников из чеченцев и ингушей, которым было объявлено о ходе выселения чеченцев и ингушей и причинах их выселения. Им было предложено принять активное участие в доведении до населения решения правительства о выселении, порядок выселения, условия устройства в местах нового расселения, а также были поставлены задачи:
Во избежание эксцессов призывать население к неуклонному выполнению распоряжений работников, возглавляющих выселение.
Присутствовавшие работники выразили готовность приложить свои усилия для выполнения предлагаемых мер и уже практически приступили к работе. 40 республиканских партийных и советских работников из чеченцев и ингушей нами прикреплены к 24 районам с задачей подобрать из местного актива по каждому населенному пункту 2–3 человек, которые должны будут в день выселения до начала операции на специально собранных нашими работниками сходах мужчин выступить с соответствующим разъяснением решения правительства о выселении.
Кроме того, мною проведена беседа с наиболее влиятельными в Чечено-Ингушетии высшими духовными лицами АРСАНОВЫМ Баудином, ЯНДАРОВЫМ Абдул-Гамидом и ГАЙСУМОВЫМ Аббасом, которым также было объявлено о решении правительства и после соответствующей обработки предложено провести необходимую работу среди населения через связанных с ними мулл и других местных „авторитетов“.
Перечисленные духовные лица в сопровождении наших работников уже приступили к работе с муллами и мюридами, обязывая их призывать население к подчинению распоряжениям власти. Как партийно-советским работникам, так и духовным лицам, используемым нами, обещаны некоторые льготы по переселению (несколько будет увеличена норма разрешенных к вывозу вещей). Необходимые для проведения выселения войска, оперработники и транспорт стянуты непосредственно в места операции, командно-оперативный состав соответственно проинструктирован и готов к проведению операции. Выселение начинаем с рассвета 23 февраля. С двух часов ночи на 23 февраля все населенные пункты будут оцеплены, заранее намеченные места засад и дозоров будут заняты опергруппами с задачей воспрепятствовать выходу населения за территорию населенных пунктов. На рассвете мужчины будут созваны нашими оперработниками на сходы, где им на родном языке будет объявлено решение правительства о выселении чеченцев и ингушей. В высокогорных районах сходы созываться не будут в силу большой разбросанности населенных пунктов.
После этих сходов будет предложено выделить 10–15 человек для объявления семьям собравшихся о сборе вещей, а остальная часть схода будет разоружена и доставлена к местам погрузки в эшелоны. Изъятие намеченных к аресту антисоветских элементов в основном закончено. Считаю, что операция по выселению чеченцев и ингушей будет проведена успешно».
«Выселяемых поделили на категории, нетранспортабельных приказано было оставить дома — якобы потом придет специальная санитарная команда и их повезут на поезде с врачами в хороших условиях. Некоторые с радостью оставляли таких людей. Приходила команда солдат, стариков и больных отвозили, клали на возвышенное место и с другого кургана расстреливали».
«В нашей машине было человек двадцать из нашего двора. Никто не пытался бежать. Конвой, автоматчики — что можно сделать? По всей дороге стояли пулеметные расчеты. До поезда везли часа четыре. Дорога была забита машинами — представьте, весь народ выселяют! Ходили слухи, что нас посадят на корабли и бросят в море. Отец успокаивал людей, говорил, что это решение Бога и нам нужно ему покориться, сохранить семьи, веру во все хорошее, что у нас есть. Я помню, что женщины плакали — с родиной расстаются, а дед на них накричал: не надо, говорит, чтобы они видели наши слезы. Я даже не знаю, было ли мне страшно, но я чувствовал такое, чего никогда не было, очень плохое. Мне шел шестой год».
«Нас переселили всей семьей, но отца с того времени мы не видели. Его увели 23 февраля, вытащили из дома полураздетого; спустя время нам сообщили, что его расстреляли. В конце 1943 года к нам в село стали съезжаться представители НКВД, солдаты ходили в форме. По селу прошел слух о том, что готовится процесс депортации ингушей. Хотя все прекрасно знали, что в 1943 году депортировали карачаевцев, но все верили в лучшее и думали о том, что наш народ эта участь не постигнет. Но вот наступило 23 февраля 1944 года. Нам сказали собираться, что дают 24 часа на сборы. Мы начали плакать. Мама спрашивала, куда мы поедем. Ей очень грубо ответили, толкнули. Сказали, что поедете умирать с голоду, если доберетесь, конечно. Сопротивления никто не оказывал: все боялись, что убьют. Мама нам так и сказала, чтоб как мыши себя вели. Мы видели, как женщина одна хотела убежать, ее мужчина в форме ударил, прям по лицу, она и упала на землю. На момент переселения нас было 7 человек в семье. …Самому младшему брату было всего 3 месяца… он умер в дороге от голоду. Помню, как мама плакала. Мама в дороге ничего не ела, у нее молоко и пропало. И умер малыш. Пришли конвойные, обыскали вагон и выкинули его на обочину. Это не было редкостью тогда, с нами обращались как с животными».
«В связи с тем, что в период Отечественной войны, особенно во время действий немецко-фашистских войск на Кавказе, многие чеченцы и ингуши изменили Родине, переходили на сторону фашистских оккупантов, вступали в ряды диверсантов и разведчиков, забрасываемых немцами в тылы Красной армии, создавали по указке немцев вооруженные банды для борьбы против советской власти, а также учитывая, что многие чеченцы и ингуши на протяжении ряда лет участвовали в вооруженных выступлениях против советской власти и в течение продолжительного времени, будучи не заняты честным трудом, совершают бандитские налеты на колхозы соседних областей, грабят и убивают советских людей, — Президиум Верховного Совета СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Всех чеченцев и ингушей, проживающих на территории Чечено-Ингушской АССР, а также в прилегающих к ней районах, переселить в другие районы СССР, а Чечено-Ингушскую АССР ликвидировать.
Совнаркому СССР наделить чеченцев и ингушей в новых местах поселения землей и оказать необходимую государственную помощь по хозяйственному устройству».
«Стояла страшная духота. Было душно и холодно одновременно. Дедушка усмотрел в вагоне дырочку, расширил ее шилом, и я прикладывался к ней ртом. Вкус этого сладкого воздуха я помню по сей день».
«Докладываю, что к погрузке переселяемых чеченцев и ингушей было приступлено в 5.00 23.2.44 г. Всего принято для конвоирования и отправлено 180 эшелонов по 65 вагонов в каждом, с общим количеством переселяемых 493 269 человек. В среднем по 2740 человек на эшелон.
Отправка эшелонов в пункты назначения началась 23.2.44 г. и закончена 20 марта с. г. Срок пребывания эшелонов в пути составлял от 9 до 23 суток, а в среднем 16 суток.
Сдано в пунктах назначения 180 эшелонов — 491 748 человек.
В пути следования народилось 56 человек, сдано в лечебные заведения на излечение 285 человек, умерло 1272 человека, что составляет 2,6 человека на 1000 перевезенных.
По справке Статистического управления РСФСР смертность по Чечено-Ингушской АССР за 1943 год составляла на 1000 жителей 13,2 человека.
Причинами смертности в пути являются:
1. Преклонный и ранний возраст переселяемых, вследствие чего отсутствовала необходимая сопротивляемость их организма изменившимся атмосферным и бытовым факторам.
2. Наличие среди переселяемых больных хроническими заболеваниями (пороки сердца с явлениями декомпенсации, склероз мозговых сосудов, туберкулез, язвенная болезнь желудка и др.).
3. Наличие физически слабых от рождения или перенесших разные изнуряющие болезни.
Происшествия в пути:
Заболевание переселяемых сыпным тифом, вследствие чего от 35 эшелонов было отцеплено 70 вагонов (2896 человек) для изъятия заболевших и проведения санитарной обработки. После чего эти вагоны были прицеплены к другим проходящим эшелонам».
«Везли нас в неизвестность в битком набитых товарных вагонах восемнадцать дней.
Человек же живой, у него есть естественные надобности — для этого в углу каждого вагона пробивали отверстие, делали крышечку и завешивали ширмой. У нас очень стыдливые женщины, а в то время они в два-три раза стыдливее были. Я ребенок, меня можно было в туалет отвести, а женщин очень много погибло от разрыва мочевого пузыря. Стеснялись люди, стыд тогда еще был в законе».
«После выселения чеченцев и ингушей в Галанчожский район прибыли части в[оенно]-учебного стрелкового полка — майора САЙГАКОВА, для помощи государственной комиссии по сбору скота и имущества, дислоцируясь подразделениями на хуторах Галанчожского района, допустили ряд безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелов над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать.
22 марта на хуторе Геличи Галанчожского района курсант СИНИЦА по приказанию мл. лейтенанта СТРУЕВА и сержанта СИДОРОВА расстреляли больного ГАЙСУЛТАНОВА Изнаура, ДЖАБАСКА Демилхана — калеку, ГАЙСУЛТАНОВА Умара — восьмилетнего мальчика. Из них старик и мальчик были заколоты штыками.
19 апреля 1944 г. этой же группой в районе хутора Геличи были расстреляны еще два неизвестных чечена.
В хуторе Амки Галанчожского района оставалось после переселения пять женщин-старух, которые по состоянию здоровья не могли следовать на пункты сбора.
Бойцами этого же полка подразделения дислоцированных в Амки, Ялхороевский с/совет, через трубу в топящую печь бросали боепатроны, которые рвались и убивали находящихся в избах жильцов.
По неуточненным данным, курсанты этого же подразделения, находившиеся в Начхоевском с/совете Галанчожского района, произвели самочинный расстрел больных и калек до 60 человек».
«Дорога была трагической. В соседнем вагоне старушка умирала. И у нее был единственный сын. Она была, наверное, в беспамятстве и твердила, что хочет молока. На одной из остановок ее сын взял солдатский котелок и побежал на станцию. он купил это молоко. Я хорошо помню тот котелок, сейчас военные котелки вроде сплющенные, а тогда они были круглые, алюминиевые, белые. Мужчина был в полушубке, в левой руке у него был котелок. Поезд уже двинулся, и он бежал. Очень он старался догнать наш вагон. Дверцы вагона еще не были закрыты, в них стоял солдат, и я сквозь него видел, как этот человек бежит. И когда солдат понял, что мужчина нас уже не догонит, он выстрелил. Я помню, как плеснуло молоко, — очень часто мне это снится. И он растянулся на снегу. Это был рядовой случай.
Бывали случаи смерти. Особенно много умирало людей, выселенных с гор. Это абсолютно вольные люди, их затолкали, как мух, в коробочку, и они не выдерживали. Медицинской помощи нам не оказывали, не было ни одного врача ни в одном вагоне. Но в отчетах НКВД санитарный час обозначался.
На каждой станции, когда поезд на 15–20 минут останавливался, входили солдаты и проверяли, нет ли умерших. Люди скрывали, потому что надеялись предать тела земле там, куда прибудут. У одного мужчины умерла мать, он положил ее к стенке, прикрыл одеялом, а сам лег к ней спиной — надеялся, что ее не найдут. Солдаты отобрали у него тело матери и выбросили в снег. Если сопротивлялся и не отдавал умершего, раздавались автоматные очереди. С нами не нянчились: малейшее недоразумение и несогласие — расстрел. Конечно, везти трупы две-три недели невозможно. На больших станциях их сгружали на пол, а на малых, где не было помещений, родственники зарывали тела прямо в снег. Обязательно читали молитву, но уже потом, в поезде».
«…Крайне неблагополучное положение спецпереселенцев, расселенных в колхозах и промпредприятиях… значительное количество из них продолжают жить в хозпостройках, клубах и других помещениях, не пригодных для проживания в зимних условиях. Большое количество размещено крайне скучено, в результате чего квартиры содержатся грязно, развелась поголовная завшивленность, вследствие этого возникают эпидемические заболевания. Наблюдаются многочисленные факты заболевания спецпереселенцев дистрофией. Крайне неудовлетворительно проводится раздача скота, а розданный скот из-за отсутствия работы многие спецпереселенцы режут и продают. В ряде районов заготовка местных стройматериалов, строительство и ремонт жилдомов прекращены».
«Село, в которое мы приехали, называлось Окраинка. Это Кустанайская область, Орджоникидзевский район, колхоз „Путь к коммунизму“. От Челябинска 100 км.
Мой отец был столяр по профессии. Он долго болел туберкулезом и впоследствии от этой болезни умер. Но работал он до последнего дня. От голодной смерти нашу семью и спасло то, что он был хороший мастер своего дела. Из нашей семьи, состоявшей из 13 человек, семеро ходили на работу. Председатель колхоза Михайлюк был маленьким Сталиным, о людях не думал, главным для него была работа. Люди могли умирать с голоду, главное — чтобы они выполнили заготовки. После того как государство все забирало, там мало чего оставалось. На трудодни — 100 граммов, 200 граммов… Первый раз, когда мы получили за год шесть мешков пшеницы, мы говорили: вот это житуха! Хлеба я досыта наелся первый раз в 1948 году. в 1950 году в первый раз увидели деньги».
«Привезенная обувь из Ингушетии не подходила по сезону и быстро сносилась. О покупке обуви не могло идти и речи. Поэтому приходилось делать обувь самим. Из бараньих шкур делали различные головные уборы, одежду, чтобы хоть утеплиться. Хотя изначально дети сидели целый день дома под кусками ткани, так как не было одежды. Женщины и мужчины носили мешки, в которых делались вырезы для рук и также для ног.
Все мы хотели кушать. Родители не подавали виду, как им было тяжело глядеть на своих голодных детей. Перед отъездом в Казахстан мама набрала кукурузы в мешок, которую мы потом и ели. У нас уже было тепло тогда, все таяло, грязь была. При погрузке в вагоны все мы были грязные, и от этого заводились вши. После прибытия в казахскую степь лица от холода и ветра покрывались болячками, которые долгое время не заживали и кровоточили. Лекарств обработать раны не было, да и речи об аптеке не могло и быть. Спустя время уже распространялся тиф по всей степи, и люди умирали как мухи. Помню, нас каждый день выгоняли на различные работы. И в один день семья ингушей не вышла на работу, оказалось, что они все умерли. Просто замерзли. А хоронить не могли. Ни лопат, ни ломов. В снег зарывали зимой, волки съедали. Вещи стирали и люди мылись при помощи золы и песка. А больше ничего и не было. У нас у всех были длинные волосы, и у всех завелись вши. Помню, как голова чесалась».
«Мою семью отправили в поселок Ермаковка Урицкого района, что в 150 километрах от Кустаная. Дорога была длинная и страшная, было очень холодно. Отогреваясь в дороге короткими остановками в придорожных чайных, мы к вечеру прибыли в село Урицкое. Разместили нас в неотапливаемом здании школы, где и переночевали. Утром работники НКВД распределили нас по колхозам района. Моя семья и семья Тебоева Абазби были направлены в пос. Ермаковка, в колхоз им. Кагановича, что в 8 км от райцентра. Райцентром являлось село Урицкое, которое было расположено на берегу крупного озера. Детей на колхозных санях отвезли в пос. Ермаковка и разместили в однокомнатной избе, где в весенне-летний период устраивались детские ясли. Холодная и большая изба стала пристанищем для двух семей из 14 человек. Соседи-колхозники оказали нам помощь, отдав из своего запаса камыш для топки печи, и комната быстро обогрелась. Камыш использовали все жители поселка, собирая его на берегу озера, где он обильно прорастал. Семья Тебоевых состояла из 5 человек, наша — из 9. Жила с нами еще и девочка — Яндиева Фатима, 8 лет, которую нам передали на станции, где она отбилась от матери».
«В целях укрепления режима поселения для выселенных Верховным органом СССР в период Отечественной войны чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и др., а также в связи с тем, что во время их переселения не были определены сроки их высылки, установить, что переселение в отдаленные районы Советского Союза указанных выше лиц проведено навечно, без права возврата их к прежним местам жительства.
За самовольной выезд (побег) из мест обязательного поселения этих выселенцев виновные подлежат привлечению к уголовной ответственности. Определить меру наказания за это преступление в 20 лет каторжных работ.
Дела в отношении побегов выселенцев рассматриваются в Особом совещании при Министерстве внутренних дел СССР.
Лиц, виновных в укрывательстве выселенцев, бежавших из мест обязательного поселения, или способствовавших их побегу, лиц, виновных в выдаче разрешения выселенцам на возврат их в места их прежнего жительства, и лиц, оказывающих им помощь в устройстве их в местах прежнего жительства, привлекать к уголовной ответственности. Определить меру наказания за эти преступления — лишение свободы на срок до 5 лет».
«Контроль и надзор за тем, чтобы никто никуда не убегал, осуществлялся комендантом и помкоменданта, его называли „полкоменданта“. Каждый месяц в определенную дату необходимо было явиться и расписаться. Над некоторыми милиция осуществляла личный контроль. И местные очень хорошо доносили, кто на что способен. Доносительство было очень сильно развито.
В селе жили всего две казахские семьи, остальные — разных национальностей. Семей пятнадцать ингушей, одна семья чеченская, две молдавские — их еще с годов выселили как кулаков, три семьи белорусы, украинцы и даже один курд. Много было немцев, семей десять. Они были в ужасном состоянии — война! Местное население относилось к ним как к фашистам. В школе некоторые учителя меня называли бандитом, а немцев — фашистами. Могли сказать: „А ну-ка, ты, фашистенок“, или „Эй, бандючонок“. Мы почти привыкли к такому обращению и даже гордились этим. Значит, я нормальный. Если какого ингушонка или чечененка не называли бандитом, значит, он или сексот, или нехорошее ».
«В марте 1944 года выселены были со своих родных мест все чеченцы и ингуши, а Чечено-Ингушская автономная республика ликвидирована. Украинцы избежали этой участи потому, что их слишком много и некуда было выслать. А то он бы и их выселил. (Смех, оживление в зале.)
На вокзале. Жители села Юрт-Аух возвращаются на родину. Фрунзе, 1957 год Wikimedia Commons
В сознании не только марксиста-ленинца, но и всякого здравомыслящего человека не укладывается такое положение — как можно возлагать ответственность за враждебные действия отдельных лиц или групп на целые народы, включая женщин, детей, стариков, коммунистов и комсомольцев, и подвергать их массовым репрессиям, лишениям и страданиям».
«1956 год, я был на зимних каникулах у дяди. В один день по селу вдруг начали ходить конторские уборщицы и собирать людей: „На собранию, на собранию!“ Никто ничего не знал, говорили, что пришла бумага из ЦК. Поехали туда, где читают письмо. И вдруг объявляют про разоблачение культа личности Сталина, про то, что ингушей, чеченцев, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев репрессировали незаконно. Местные ингуши заволновались, начали переглядываться, и один из них говорит русскому: „Помнишь, я тебе сказал, что мы не виноваты!“ Вот так объявили, что мы не бандиты, что мы обыкновенные нормальные люди, как все. Трудно передать, что это был за день. Это был день, когда меня окунули в море радости, в море светлого. С сердца сняли гарь. Мы очень хвастали перед другими этой бумагой. Потом не раз приезжали из обкома, не только читали письмо, но и разъяснительную беседу проводили. Хрущева обожали. В каждом ингушском доме был его портрет. И сейчас старшие, когда бывают в Москве, обязательно посещают могилу Хрущева».