За счет чего формируется государственный бюджет
Государственный бюджет
Государственный бюджет – финансовый документ, содержащий совокупные доходы и расходы страны. Состоит из двух частей: доходной и расходной.
Расходы государства состоят из затрат на социальные программы, оплату услуг государственного аппарата, расходов на оборону и прочих статей.
Если доходы бюджета превышают расходы, это принято называть профицитом бюджета. В обратной ситуации, когда расходы превышают доходы, – дефицитом. Бюджетный профицит способствует созданию государственных резервов. Дефицит финансируется прежде всего при помощи государственных заимствований. Таким образом, создается внутренний и внешний долг государства.
Госбюджет бывает нескольких уровней: федеральный, региональный, муниципальный, местный, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Государственный бюджет РФ принимается на один год. При этом предложение бюджета разрабатывается на основе бюджетного послания президента России и вносится правительством в Государственную думу не позднее 1 октября. Дума его рассматривает в трех чтениях: при первом утверждаются общие параметры, при втором – разделы, а при третьем – подразделы статей. В случае если депутаты не примут бюджет, создается согласительная комиссия совместно с правительством. При этом по закону Госдума не может увеличивать размер планируемых доходов без заключения Кабинета министров. После того как Дума приняла бюджет на предстоящий год, его утверждает Совет Федерации и подписывает президент. С этого момента госбюджет имеет силу закона.
За счет чего формируется государственный бюджет
Сохраняйте данные
показателей бюджета
В личном кабинете вы сможете собрать все необходимые вам данные о расходах Минпромторга России
Сохраняйте данные
показателей бюджета
Детализируй планы-графики расходов
Сохраняйте данные
показателей бюджета
Узнайте, какую меру поддержки может получить ваше предприятие
Восстановление доступа
Введите адрес, который вы указывали при регистрации
Как формируется бюджет России и из чего он состоит
Как складывается федеральный бюджет России?
Во-первых, ФЗ разрабатывается Правительством РФ, а утверждает его Федеральное Собрание РФ в виде федерального закона. В нем описан процесс образования и использования бюджетных средств.
Во-вторых, госбюджет отвечает за перераспределение доходов страны и ВВП. Благодаря этому мобилизуются финансовые ресурсы. За счет них регулируется экономическое развитие, реализуются социальные проекты и укрепляется обороноспособность страны.
Порядок утверждения федерального бюджета России во многом зависит от того, как денежные средства распределяются среди разных отраслей. Значительная часть идет на народное хозяйство, производственную и непроизводственную сферу и регионы.
Особенности бюджетного процесса
Государственная Дума РФ должна посмотреть и изучить текста проекта закона о федеральном бюджете не позднее начала октября текущего года. В соответствии с Бюджетным кодексом он рассматривается в трёх чтениях.
Обычно, в первом чтении внимание отводится основным параметрам госбюджета. Кроме того, Госдума не может изменять доходы и дефицит бюджета. Исключение возможно по причине положительного заключения Правительства РФ. Также есть примеры отклонения госбюджета – тогда организуется согласительная комиссия, которая решает, какие изменения должны быть внесены.
Со вторым и третьим чтением проще – предварительно Госдума утверждает разделы, а затем подразделы. Финальная версия отправляется Совету Федерации РФ, а потом на подпись Президенту РФ. Если он не соглашается с установленным госбюджетом на будущий финансовый год и плановый период, то дело вновь переходит согласительной комиссии. В ее состав уже входит представитель Президента РФ.
В результате доработанный закон о ФЗ должен быть опубликован в СМИ. В России неопубликованные законы не имеют юридической силы.
Стоит отметить, проблемы формирования государственного бюджета России могут возникнуть после принятия закона – могут возникнуть непредсказуемые ситуации. По этой причине госбюджет может быть видоизменен.
Обучающий сервис
ЭТАП I
СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА
Такой метод планирования бюджета называется «скользящая трехлетка»: утвержденные в текущем финансовом году законом о бюджете проектировки первого и второго года планового периода становятся основой для составления проекта закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период с добавлением к ним проектировок нового третьего года.
ЭТАП II
РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА
В первом чтении рассматривается проект закона о бюджете города Москвы и принимается решение о принятии проекта бюджета города, либо об отклонении.
Предметом рассмотрения проекта закона о бюджете города в первом чтении являются:
— общий объем доходов бюджета города;
— общий объем расходов бюджета города;
— дефицит бюджета города;
— источники формирования доходов бюджетов муниципальных образований на очередной финансовый год и плановый период;
— программа государственных внутренних и внешних заимствований города Москвы на очередной финансовый год и плановый период;
— программа государственных гарантий города Москвы на очередной финансовый год и плановый период.
В случае отклонения законопроект может быть передан в согласительную комиссию, сформированную из равного числа представителей Московской городской Думы и Правительства Москвы, либо направлен на доработку в Правительство Москвы.
Во втором чтении рассматриваются поправки к проекту бюджета, принятому в первом чтении, а именно:
— текстовые статьи проекта закона о бюджете города;
— перечень главных администраторов доходов бюджета города;
— перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета города;
— распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям, сформированным в соответствии с государственными программами города Москвы и непрограммными направлениями деятельности органов государственной власти города Москвы, и группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов в пределах общего объема расходов бюджета города, утвержденного в первом чтении;
— ведомственную структуру расходов бюджета города по главным распорядителям бюджетных средств, целевым статьям, сформированным в соответствии с государственными программами города Москвы и непрограммными направлениями деятельности органов государственной власти города Москвы, и группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов в пределах общего объема расходов бюджета города, утвержденного в первом чтении;
— распределение бюджетных ассигнований по государственным программам города Москвы и подпрограммам государственных программ города Москвы;
— объемы межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из бюджета города;
— источники финансирования дефицита бюджета города;
— нормативы отчислений от доходов бюджета города в бюджеты муниципальных образований;
— нормативы обеспечения расходных обязательств для определения минимальных расходов бюджетов муниципальных округов.
ЭТАП III
ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА