За счет чего невербальный язык принято считать элементом общей культуры поведения
Аналитика культурологии
Электронное научное издание
ЯЗЫКИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ. КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
жесты, мимика, интонации, положения тела
Аннотация:
Невербальное общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов. Этот язык не так сильно структурирован, как вербальный. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства.
Текст статьи:
Языки невербального общения охватывают огромную информационную сферу, с их помощью мы более точно можем понять собеседника. Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.
Коммуникация невербальная — система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности. Невербальная коммуникация имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как лингвистическая знаковая система. Конвенциальные (обязательные), интенциональные (непроизвольные), произвольные жесты, телодвижения, позы, выражения лица кодируются и декодируются, выступают в роли знаков, имеющих ограниченный круг значений, и выполняют функции сообщения. Язык тела — совокупность телесных проявлений (особенностей внешнего облика, движений, мимики и жестов, внутренних ощущений людей), отражающая душевное состояние человека, его мотивы и особенности взаимоотношений с окружающим миром.
Невербальное общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов. Этот язык не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства. Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно. Намеренная передача – творческий процесс, которым профессионально занимаются артисты кино и театра. При этом каждый артист передает одну и ту же роль по-разному. Мы не раз видели одни и те же роли в исполнении разных артистов, одни и те же фильмы, снятые разными режиссерами.
Преднамеренная передача чувств, которых у нас нет – трудный, если вообще возможный процесс. Именно поэтому артисты во время съемок пытаются вжиться в образ и испытывать те же самые чувства, которые они пытаются передать. Часто мы такую неудачную игру замечаем и говорим, что фильм – неудачный: актеры играют неестественно, например, переигрывают. И все-таки при помощи невербального языка мы выражаем свои чувства: любви и ненависти, превосходства и зависимости, уважения и презрения.
Часть невербального языка универсальна: все младенцы одинаково плачут и смеются. Другая часть, например жесты, различается от культуры к культуре. Невербальное общение обычно возникает спонтанно. Мы обычно формулируем свои мысли в виде слов, наши же поза, мимика и жесты возникают непроизвольно, помимо нашего сознания.
Слова хорошо подходят для передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются не вербально. Согласно оценкам ученых 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит по невербальным каналам коммуникации.
Невербальное общение является существенно более надежным, чем вербальное. Мы можем контролировать часть параметров невербального общения. Но мы никогда не будем в состоянии контролировать все параметры, так как человек может держать в голове одновременно не более 5-7 факторов. Оно спонтанно и непреднамеренно. Жесты и мимика очень емко и компактно. Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов.
Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении. При его помощи мы:
• подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию;
• передаем информацию сознательно или бессознательно;
• выражаем свои эмоции и чувства;
• регулируем ход разговора;
• контролируем и воздействуем на других лиц;
• восполняем недостаток слов, например, при обучении езде на велосипеде.
Разговаривая с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые нам говорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник. Так, сидящий собеседник, подавшись вперед, сообщает нам, что хочет говорить сам. Отклонившись же назад, он уже сам хочет нас слушать. Наклоненный вперед подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнер считает себя в позиции силы.
Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для нас образ. Выступая перед аудиторией в качестве эксперта, нам следует вызвать образ компетентного, уверенного в себе специалиста. В противном случае нашему мнению никто не поверит. Более того, свое впечатление о нас аудитория составит в первые несколько секунд нашего выступления.
Если мы выйдем на трибуну с сутулой спиной, голос будет звучать вяло, а слова окажутся скомканными, то нам вряд ли удастся убедить присутствующих принять наши предложения, если только аудитория не будет нас считать заранее первоклассным специалистом и непререкаемым авторитетом.
Невербальный язык помогает нам составить более четкое и адекватное мнение о партнере. Постукивание пальцами по рукоятке кресла свидетельствуем о нервном напряжении. Сжатые в замок руки – о закрытости. Преобладание согласных в речи – о преобладании логики над чувствами: собеседник, скорее, «физик», чем «лирик».
Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информацию, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной.
Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо вы ни знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным. Однако перед тем как применить ваше новое знание в повседневной жизни, подумайте о том, чего вы хотите достичь. Можно использовать язык жестов, для того чтобы вводить людей в заблуждение и манипулировать ими. Бывают случаи, когда это необходимо.
Алан Пиз известен по всему миру как «Мистер Язык Телодвижений», благодаря своей одноименной книге, которая была продана по всему миру многомиллионными тиражами, и стала «библией коммуникации» для фирм и компаний всех стран. Это самый популярный и авторитетный в мире учебник «чтения мыслей окружающих по их жестам» затрагивает абсолютно все аспекты личной жизни и профессиональной деятельности любого человека.
По мнению Алана Пиза, возможность разоблачить ложь связана с тем, что наше подсознание работает автоматически и независимо от нас. Поэтому наше бессознательные жесты и телодвижения могут выдать нас, когда мы пытаемся солгать. В момент обмана наше подсознание выбрасывает пучок нервной энергии, которая проявляется в жестах, противоречащих тому, что говорится. Актеры и адвокаты, профессии которых непосредственно связаны с обманом в разных формах его проявления, до такой степени отработали свои жесты, что трудно заметить, когда они говорят неправду. Для этого они либо используют те жесты, которые придают правдоподобность сказанному, либо почти полностью отказываются от жестикуляции, чтобы не присутствовали ни позитивные, ни негативные жесты. Что же касается всех остальных людей, то им значительно труднее дается подделка языка мимики и жестов. Психологи утверждают, что лжеца, как бы он ни старался скрыть свою ложь, все равно можно распознать, потому что его выдает несоответствие между микросигналами подсознания, выраженными жестами и сказанными словами.
Таким образом, ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим. Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ,ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОММУНИКАТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей 60% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения (жесты, мимика, взгляд), около 30% голосом (интонацией, тональностью) и только 7-10% информации передается с помощью вербальных каналов.
Невербальное поведение – реакции тела, дополняющие основное содержание речи, переданное при помощи языка.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 55%.
Все невербальные средства общения подразделяются на группы:
1) визуальные (кинесические и проксемические) – зрительно воспринимаемые движения другого человека (поза, жест, мимика, взгляд, походка, направление движения, дистанция);
2) акустические (просодические и экстралингвистические) – голос, интонация, молчание, кашель, смех;
3) тактильные (такесические) – прикосновения в форме рукопожатий, похлопываний по плечу, колену, спине, поцелуи, прикосновения телом.
К средствам невербальной коммуникации относят, как правило, следующие.
1. Внешний вид – внешность, одежда, манеры. Основная цель – сообщение о себе. Через имидж деловые партнеры информируют окружающих о своем социальном положении, виде деятельности, самооценке и т.п.
2. Дистанция между общающимися. Расстояние между участниками делового общения свидетельствует о его формальности или неформальности, об отношении партнеров друг к другу, о степени заинтересованности в разговоре, а также зависит от культурных, национальных традиций.
3. Ориентация – положение сидящих (стоящих) по отношению друг к другу. Ориентация может меняться в зависимости от ситуации и свидетельствует о степени соперничества или сотрудничества.
4. Поза тела – положение тела в пространстве. Поза обычно указывает на те или иные межличностные отношения, на социальное положение партнера. Она может меняться в зависимости от настроения и эмоционального состояния человека. Однако при интерпретации необходимо учитывать культурный потенциал человека и общепринятые этикетные условности, которые следует соблюдать в тех или иных конкретных ситуациях.
5. Телесный контакт, выражающийся в разнообразных формах – толчки, похлопывания, поглаживания и т. п.
6. Жесты – движения руками, головой и некоторые другие движения тела могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.
7. Выражение лица (мимика) – движения лицевых мышц. Мимика дает возможность для широкой интерпретации, сокрытия или демонстрации эмоций, помогает понять информацию, передаваемую с помощью речи, сигналит об отношении к кому-то или чему-то.
8. Взгляд – направление взгляда, его фиксация на определенной области, выражение глаз позволяют считывать самые разнообразные сигналы: от проявления интереса к кому-то или к чему-то до демонстрации абсолютного пренебрежения. Взгляд находится в тесной связи с речевой коммуникацией.
9. Интонация и звуки неречевого содержания. Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая высота и громкость голоса, скорость, интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или застенчивости.
Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами: визуальной, акустической, тактильной, ольфакторной.
Особенностью невербального языка является то, что его появление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Считается, что подделывать или копировать жесты и другие невербальные знаки практически невозможно, поскольку в течение длительного времени нельзя контролировать всю их совокупность и одновременно еще и произносимые слова.
Знание невербального языка позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какую реакцию вызвало услышанное еще до того, как собеседник выскажется, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата.
Можно выделить ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы:
национальная принадлежность (так, одни и те же жесты могут означать разное у разных народов);
состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью);
профессия человека (слабое рукопожатие не всегда проявление слабости: может быть, профессия требует беречь пальцы);
уровень культуры, который влияет на состав жестов, преставление об этикете, правильном воспитании;
статус человека (чем выше стоит он на иерархической лестнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя словами; жесты становятся более утонченными);
принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы);
актерские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками);
возраст (в разном возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами; кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом может снижаться скорость движений);
сочетание невербальных знаков (обычно состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимики. При нарушении гармонии между этими элементами складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов);
возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнерами затрудняет их полноценное восприятие, как например, при разговоре по телефону).
На невербальные средства общения накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому для всего человечества общих норм нет. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.
Невербальные знаки, в частности, жесты нельзя рассматривать изолированно, поскольку у одного жеста может существовать несколько значений; другой в данный момент может вообще ничего не значить; третий – быть обманным. Поэтому их необходимо читать в системе, где каждый дополняет, уточняет, координирует другие.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Что такое невербальное общение?
Под термином «невербальное общение» подразумевают бессловесную передачу информации через язык тела: жесты, мимику, интонации, образы. Инструментами, осуществляющими воздействие, в этом случае выступают:
Происхождение невербального общения
Невербальный обмен информацией несёт начало из двух источников: биологической эволюции и культуры. Подтверждением биологического происхождения будут являться проявления, не поддающиеся сознательному контролю:
В психологии выделяется три невербальных средства общения:
Также в общении людей применяются общепринятые сигналы, характерные данной культуре: условные знаки, такие как приветствие, прощание, пожимание плечами, кивок либо покачивание головы.
Коммуникации невербального общения
Система знаков невербального общения направлена на дополнение речи. К данным средствам относят:
Виды невербального общения
К основным видам невербальных знаков относят:
Особенности невербального общения
Невербальное общение лучше всего отображает личностные характеристики собеседников в определённый момент. Из них можно получить информацию об эмоциях и настроении человека, его отношении к окружающим и поднимаемой теме беседы. В целом этот вид общения весьма спонтанен. Будет крайне сложно разбить его на элементы. Жесты и мимика с трудом поддаются сознательной корректировке. Когда человек специально задаётся данной целью и получает навыки контроля невербальных знаков, он может интуитивно вызывать настороженность у собеседника из-за вызванного диссонанса.
Научиться разбираться в психологии людей и их поведении поможет курс Викиум «Менталист».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ.
ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Невербальное общение — общение посредством неречевых знаковых систем. Наиболее ранней серьезной работой, посвященной проблеме исследования невербальных средств общения, является труд Ч. Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных», опубликованный в I878 г. Это издание определило современные исследования языка телодвижений, а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня учеными всего мира.
Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами восприятия: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная.
Визуальная система восприятия включает в себя:
• кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение);
• пространственно-временную организацию общения;
• контакт глазами (визуальный контакт);
• вспомогательные средства общения, в том числе: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы), использование средств преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, борода, мелкие предметы в руках) и пр.
Акустическая система подразделяется на следующие аспекты:
• паралингвистическая система (система вокализации, тембр голоса, его диапазон, тональность);
• экстралингвистическая система (включение в речь пауз, а также других средств, как-то: покашливание, смех, плач, темп речи).
Тактильная система — прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи.
Ольфакторная система — приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека.
Выделяют следующие основные функции невербального общения:
• выражение межличностных отношений;
• выражение чувств и эмоций;
• управление процессами вербального общения (разговором);
Особенностью невербального языка является то, что его появление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы. Это позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
Считается, что подделывать или копировать жесты и другие невербальные знаки практически невозможно, поскольку в течение длительного времени нельзя контролировать всю их совокупность и еще одновременно произносимые слова.
Знание невербального языка позволяет:
• лучше понимать собеседника,
• предвидеть, какую реакцию вызвало услышанное еще до того, как собеседник выскажется, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата;
• позволяет показать, что вы понимаете посылаемые другими сигналы и ответы на них;
• проверять собственные предположения о сигналах, подавляемых другими;
• подавать сигналы обратной связи.
Можно выделить ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы:
• национальная принадлежность (так, одни и те же жесты и телодвижения могут иметь иное значение у разных народов);
• состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью);
• профессия человека (слабое рукопожатие не всегда проявление слабости: может быть, профессия требует беречь пальцы);
• уровень культуры, который влияет на состав жестов, представление об этикете, правильном воспитании;
• статус человека (чем выше стоит он на иерархической лестнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя словами; жесты становятся более утонченными);
• принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы);
• актерские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками);
• возраст (в раннем возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами; кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом может снижаться скорость движений);
• сочетание невербальных знаков (обычно состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимики. При нарушении гармонии между этими элементами складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов);
• возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнерами затрудняет их полноценное восприятие, как, например, при разговоре по телефону).
На невербальные средства общения накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому для всего человечества общих норм нет. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.
Невербальные знаки, в частности, жесты нельзя рассматривать изолированно, поскольку у одного жеста может существовать несколько значений; другой в данный момент может вообще ничего не значить; третий — быть обманным. Поэтому их необходимо читать в системе, где каждый дополняет, уточняет, координирует другие.
Невербальные знаки могут соответствовать или не соответствовать словам человека, которые они сопровождают. Если соответствие имеется, они усиливают вербальную информацию, а если отсутствуют, ориентироваться нужно на невербальные знаки, поскольку их информативность примерно в пять раз выше, чем слов.
Кроме соответствия между словами и телодвижениями, необходимо принимать во внимание ситуацию (например, позы замерзшего, уставшего, критически настроенного к собеседнику человека примерно одинаковы), особенности одежды, которая может сковывать свободу движений и позы.
Выносить суждение следует лишь тогда, когда несколько сигналов тела указывают на одно и то же. Их должно быть не просто несколько, а целый ряд, относящихся к разным формам проявления.
Необходимо также понимать, что лишь часть сведений передается от одного человека другому сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру. С этой точки зрения невербальные знаки подразделяются следующим образом:
• интенциональные — специально производимые для передачи информации;
• неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.
В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть (краска, наливающая лицо, дрожание рук, голоса). Неинтенциональные знаки может содержать и речь (например, оговорки, в которых прорываются эмоциональное состояние говорящего, акцент и особенности произношения, указывающие на место происхождения и жизни человека). Поскольку данные знаки говорят о самом человеке, его непосредственных, спонтанных реакциях, очень важно научиться замечать их и верно рассматривать.
Большое значение для правильного толкования и понимания языка тела имеет принципиальная многозначность всех выразительных черт. Одно и то же мимическое явление может иметь совершенно разные истоки. Верное понимание никогда нельзя вывести из отдельного мимического образа. Это можно понять только из целостной ситуации и общей установки человека с его манерами и способностями поведения, вместе взятыми.
Таким образом, все системы невербальной коммуникации существенно дополняют речевое воздействие, как усиливая его, так и ослабляя. Кроме того, именно невербальные средства общения представляют более точную информацию о душевном состоянии, настроении собеседника, отношении к партнеру и к обсуждаемой проблеме, чем его слова, помогают выявить такой существенный параметр делового общения, как намерения его участников.
Учеными разработана классификация невербальных средств общения, которую можно представить в виде следующей схемы. В ней наглядно показаны 4 дисциплины, изучающие основные средства невербального общения и конкретные элементы невербального языка, изучаемые каждой.
|
Остановимся подробнее на каждом из разделов.
КИНЕСИКА, КИНЕСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении.
К кинесике (или кинетике) относятся выразительные средства движения, проявляющиеся в позе, жесте, мимике, походке, взгляде.
Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Общее количество различных положений, которые может принять человеческое тело, составляет около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие — закрепляются. Поза свидетельствует:
· как данный человек воспринимает свой статус по отношению к др-м. (люди с более высоким статусом принимают более непринужденные позы).
· о закрытости или об открытости к общению. Открытые позы воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
· о критической оценке (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску),
· о заинтересованности в общении или интереса (наклон к собеседнику и наоборот),
· о желании заявить о себе (стоять «руки в боки»).
Жесты — это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен дляобщающихся сторон.
Жесты можно разделить на:
§ коммуникативные (приветствия, прощания, привлечения внимания, запрета, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);
§ оценки и отношения (одобрения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.);
§ описательные жесты (имеют смысл только в контексте речевого высказывания).
Другая классификация жестов:
1) Жесты-эмблемы: имеют самостоятельное лексическое значение без слов;
2) Жесты-иллюстраторы сопровождают речь, изображают то, что уже сказано словами.
3) Жесты-регуляторы поддерживают и регулируют вербальный и невербальный диалог.
1.Жесты-эмблемы делятся на:
Этикетные: рукопожатие, поцелуй, вставание, поклон, реверанс, застольные жесты (поднятие бокала) и др.
Б) Симптоматические жесты-эмблемы выражают эмоциональное состояние жестикулирующего. Могут быть непроизвольными и произвольными, имитирующими ту или иную эмоцию. (Прикрыть рот рукой, надуть губы, ломать руки, чесать в затылке, большие (круглые, страшные) глаза, ударить себя по лбу, барабанить пальцами по столу, закрыть лицо руками и др.).
Примеры: указательные движения «Вон там», пространственные отношения (вот такой, здесь, там), выделяющие в речи главную мысль, переход к новой теме; жесты, имитирующие описываемое действие (например, движения, изображающие резание или сгибание предмета) и т.д.
3. Жесты-регуляторы (кивки, закрывание и открывание глаз, смена поз и др.)
Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказывания является свидетельством лжи.
Иностранец, приехавший в Грецию и попробовавший поймать машину с помощью жеста с поднятым большим пальцем руки, вероятнее всего не сможет этого сделать, т.к. там поднятый большой палец означает «объелся» или «набил брюхо».
В Болгарии, Греции и Индии покачивание головой из стороны в сторону означает одобрение, а кивки вверх-вниз несогласие. В Болгарии головой качают в знак согласия, а кивают наоборот. Подобное поведение также присуще грекам, румынам, македонцам и индусам. Жители Мальты в знак отрицания касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперёд. Японцы в этом случае покачивают ладонями из стороны в сторону, а арабы откидывают голову назад.
Важным элементом кинесики является походка. Походка человека — это стиль передвижения, который отражает его эмоциональное состояние. Исследования показали, что легко узнаются по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем, оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая — при радости, самая большая длина шага при гордости, вялая, угнетенная походка — при страдании.
Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям и действиям говорящего. В глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, как и в его словах. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице говорящего теряется до 10—15% информации.
В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST (Facial Action Coding System (введена Полом Экманом в 1978 году).
Экспериментаторы взяли анатомический атлас и изучили все мышцы лица, выделили движение каждой мышцы, ее значение, вручную разложив все человеческие эмоции на тысячи составляющих в проекции на мышцы человеческого лица. Результатом этой тяжелой исследовательской работы стала мимическая «азбука» (FACS). Сейчас в ней 43 основные мимические позиции, или «буквы». Их сочетания, которые и дают «слова», — различные эмоции. Самых главных, базовых эмоций, характерных для большинства людей, получилось около трех тысяч. Это изобретение позволило кодировать эмоции. Таким образом, инвентаризировав и пронумеровав всевозможные сочетания и значения подсознательных напряжений лица, Экман изложил все это в своем фундаментальном пятисотстраничном труде, где детально описал нюансы движения глаз и губ, различные виды наморщивания кожи между глазами и щеками, изгибы носогубных складок и так далее. И теперь эта методика — готовый рабочий инструмент. На данный момент в США всего около 300 сертифицированных в этой области специалистов, большая часть из которых трудоустроена в различных спецслужбах.
Экманом выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть. Другие исследователи выделяют шесть основных эмоциональных состояний (радости, гнева, удивления, страха, презрения, страдания).
С мимикой очень тесно связан взгляд, иливизуальный контакт.Данный раздел невербалистики носит название ОКУЛИСТИКА.
Хотя лицо является главным источником информации о психологическом состоянии человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, так как мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. Если человек хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело главным источником информации для собеседника, так как жесты, позы, походка, стиль экспрессивного поведения говорят о многом.