За счет чего образуется текущий некомплект личного состава по штатам мирного времени
Порядок проведения тренировок по развертыванию системы подвижных пунктов управления в соединениях и воинских частях материально-технического обеспечения.
В целях обучения и совершенствования практических навыков должностных лиц по работе на средствах связи и автоматизации в составе пунктов управления, проводятся тренировки по развертыванию системы подвижных пунктов управления (далее – тренировки).
Планирование тренировок осуществляется на основе выписки из Типового плана проведения комплексной многостепенной тренировки по развертыванию системы подвижных пунктов управления Вооруженных Сил Российской Федерации, ежегодно направляемой штабами военных округов, Северного флота.
Вариант проведения тренировок.
Первые сутки –установление усиленного режима работы. Сбор личного состава и развертывание пунктов управления (уточнение расчета распределения оперативного состава по пунктам управления).
Организация работы в соответствии с Планом выполнения основных мероприятий при приведении в боевую готовность.
Получение распоряжения на подготовку полевых подвижных пунктов управления к выходу в назначенные районы. Убытие групп контроля за ходом проведения тренировки. Рекогносцировка района размещения КП, ЗКП. Выход КП, ЗКП в назначенные районы. Организация охраны, обороны и всестороннего обеспечения пунктов управления. Тактическая маскировка районов развертывания пунктов управления. Убытие оперативных групп
КП, ЗКП.
Доклад о готовности КП, ЗКП к приему основного оперативного состава.
Вторые (последующие) сутки –выход оперативного состава на
КП, ЗКП.
Получение и отдача распоряжений на занятие оперативным составом КП, ЗКП соединения и КП воинских частей. Занятие рабочих мест и подготовка к работе дежурными сменами.
Тренировки по обмену информацией с использованием мобильных комплектов средств автоматизации в звене «соединение (КП, ЗКП) – армия (КП, ЗКП); соединение (КП, ЗКП) – воинская часть (КП)».
Доклад о готовности принятия управления с КП (ЗКП).
По завершению отработки учебных вопросов возвращение в пункты постоянной дислокации.
Организация планирования комплектования соединений, воинских частей и организаций людскими ресурсами
Планирование восполнения текущего (временного) некомплекта в соединениях и воинских частях постоянной готовности
Некомплект личного состава, возникающий в соединениях, воинских частях и организациях постоянной готовности при приведении их в боевую готовность складывается из текущего и временного некомплекта.
Текущий некомплект (ТНК) личного состава в соединениях и воинских частях постоянной готовности образуется за счёт наличия вакантных должностей и определяется как разность между штатной и списочной численностью личного состава мирного времени.
Временный некомплект (ВНК) образуется в связи с привлечением личного состава к работам за пределами военного округа, а также направлением на учёбу за счёт численности войск без исключения из списков воинской части и определяется как разность между списочной численностью и наличием личного состава.
Некомплект, образующийся в воинских частях в связи с увольнением при объявлении мобилизации военнослужащих-женщин, имеющих детей в возрасте до 16 лет, а также за счет должностей военнослужащих, замещаемых в мирное время гражданским персоналом, восполняется в порядке, предусмотренном для восполнения текущего и временного некомплекта.
Текущий и временный некомплект восполняется отделами военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям за счет приписки в мирное время граждан, пребывающих в запасе, на соответствующие должности по нарядам.
Планированиевосполнения текущего (временного) некомплекта личного состава в соединениях и воинских частях постоянной готовности осуществляется по заявкам (приложение № 59) командиров воинских частей, направляемых в военные комиссариаты субъектов Российской Федерации, при этом в заявке указываются (в последующем приписываются и предназначаются) все воинские должности, согласно штатов военного времени.
Заявки на восполнение текущего и временного некомплекта разрабатываются в трех экземплярах в воинской части, два из которых представляются в военный комиссариат субъекта Российской федерации, третий экземпляр высылается в ОМУ штаба военного округа для учета и анализа наличия и использования мобилизационных людских ресурсов в районах комплектования войск (сил).
Исходными данными для разработки заявок на восполнение текущего (временного) некомплекта в воинских частях является штат военного времени, штат мирного и военного времени, расчет комплектования солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами, документы воинского учета граждан, пребывающих в запасе и работающих в воинской части.
Один экземпляр исполненной заявки военный комиссариат возвращаетв воинскую часть с указанием, на какие отделы военного комиссариата возложено выполнение заявок.
Второй экземпляр исполненной заявки остается в военном комиссариате для отчета и составления обобщенных сведений.
На основании исполненной заявки, поступившей из военного комиссариата, командиры воинских частей в десятидневный срок представляют установленным порядком в комплектующие отделы военного комиссариата заявки на предназначение граждан, пребывающих в запасе, по воинским должностям и литерам (приложение № 60) и именные списки на граждан, пребывающих в запасе и работающих в воинской части (приложение № 61).
Отделы военного комиссариата после получения нарядов военного комиссариата и заявок на предназначение граждан, пребывающих в запасе, по воинским должностям и литерам в тридцатидневный срок производят отбор, изучение и предназначение граждан, пребывающих в запасе, на восполнение текущего (временного) некомплекта, а также высылаютв воинскую часть исполненные наряды военного комиссариата и приписные карты(приложение № 65) на предназначенных граждан, пребывающих в запасе.
Третий экземпляр исполненного наряда отделы военного комиссариата возвращают в военный комиссариат.
Распределение граждан по подразделениям и воинским должностям производится воинской частью с получением приписных карт из отделов военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по муниципальным образованиям в трехдневный срок. Сведения о предназначении граждан в воинской части заполняются простым карандашом, за исключением подписи командира (начальника штаба) воинской части.
Исходными данными для заполнения приписной карты являются документы воинского учета граждан, пребывающих в запасе и предназначенными в соответствующие команды.
Приписные карты в воинской части содержатся в специальных картотеках по подразделениям и воинским должностям согласно штатно-должностным спискам подразделений. Последующие изменения учетных данных граждан (прохождение военных сборов, изменение места работы
и т. д.) производятся воинской частью.
Учет приписных карт в воинской части ведется в специальном журнале, при этом на каждый комплектующий отдел военного комиссариата субъектов Российской Федерации по муниципальным образованиям выделяется в отдельный раздел.
В трехдневный срок с момента получения приписной карты, приписанные (предназначенные) граждане вносятся в штатно-должностные списки (приложение № 66, 67).
Штатно-должностной список разрабатывается в воинской части согласно штата военного времени в одном экземпляре за воинскую часть в целом и на весь личный состав по подразделениям.
Вся работапо предназначению людских мобилизационных ресурсов, предназначенных на восполнение текущего (временного) некомплекта, должна быть завершена не позднее 45 дней с момента получения заявки военного комиссариата из воинской части.
На документах воинского учёта приписанных граждан и повестках делается отметка «ТНК», «ВНК».
Подбор и приписка специалистов запаса на восполнение текущего (временного) некомплекта осуществляется на общих основаниях, с учетом принципов распределения и требований, установленных для соответствующих воинских частей.
Укомплектованность воинских частей оценивается с учётом граждан, пребывающих в запасе и приписанных на восполнение некомплекта.
Схема организации работы по восполнению текущего и временного некомплекта представлена в приложении № 68.
Порядок работы должностных лиц соединений, воинских частей и подразделений по планированию комплектования гражданами, пребывающими в запасе, и организации их приема
При планировании и восполнении текущего (временного) некомплекта на должностных лиц возлагаются следующие обязанности:
С получением указаний (приказа) о проведении текущего (общего) уточнения документов мобилизационного планирования командиром воинской части организуетсяработа по планированию восполнения текущего (временного) некомплекта.
В приказе командира воинской части на проведение уточнения документов должны быть отражены следующие вопросы, касающиеся комплектования личным составом:
порядокразработки и хранения документов по комплектованию личным составом;
возложение ответственности на должностных лиц по разработке и уточнению документов;
порядок изучения мобилизационных людских ресурсов;
порядок приема граждан, прибывших на восполнение текущего (временного) некомплекта, непосредственно в подразделениях, порядок обеспечения их вооружением и имуществом;
организация хранения вооружения и имущества для обеспечения граждан, пребывающих в запасе;
порядок организации взаимодействия с комплектующими отделами военных комиссариатов.
На основании приказа командира соединения отделением комплектования разрабатываются (уточняются):
план персонального перемещения офицеров(приложение № 69) и план перемещения личного состава внутри воинской части (приложение № 70);
штатно-должностные списки на офицеров за воинскую часть в целом и на весь личный состав по подразделениям, с указанием в них личного состава по перемещению внутри воинской части и выделяемого из других воинских частей;
заявки в комплектующие военные комиссариаты на восполнение ТНК (ВНК);
заявки в комплектующие отделы военных комиссариатов на приписку (предназначение) граждан, пребывающих в запасе, по военно-учетным специальностям, должностям (с указанием кодов и наименований вооружения и военной техники), на которые они предназначаются, и подразделениям (которым присваиваются литера);
заявки в комплектующие отделы военного комиссариата на предназначение граждан пребывающих в запасе на должностях гражданского персонала(приложение № 71,72, 73);
именные списки (по необходимости) на граждан, пребывающих в запасе и работающих в мирное время в воинской части на должностях гражданского персонала;
сведения о количестве и сроках поставки мобилизационных ресурсов, предназначенных для восполнения текущего (временного) некомплекта;
сведения о качественной характеристике укомплектованности воинской части личным составом кадра и запаса, в том числе по подразделениям (приложение № 74);
проекты приказов о назначении личного состава кадра и запаса на должности по штату военного времени и выделении в другие воинские части.
К разработке отдельных документов (штатно-должностные списки за свои подразделения, заявки на предназначение граждан на должности гражданского персонала, графики поставки мобилизационных ресурсов, сведения о качественной характеристике укомплектованности) могут привлекаться командиры подразделений.
С получением исполненных нарядов из отделов военных комиссариатов, приписных карт на граждан, пребывающих в запасе, и извещений о сроках их персонального предназначения должностными лицами отделения комплектования (с привлечением командиров подразделений):
совместно с должностными лицами отделов военных комиссариатов проводится изучение, отбор по ВУС и распределение по должностям и подразделениям граждан, пребывающих в запасе;
изучаются предназначенные граждане, пребывающие в запасе, в приписных картах заполняются (простым карандашом) сведения о предназначении и изучении;
приписные карты граждан, по которым принято решение о зачислении их на воинские должности подписываются соответствующими должностными лицами;
в трехдневный срок с момента получения приписной карты, приписанные (предназначенные) граждане распределяются по подразделениям и вносятся в штатно-должностные списки воинской части (подразделений) по должностям;
определяется полнота и качество укомплектованности мобилизационными людскими ресурсами;
в вышестоящий штаб установленным порядком направляются предложения о привлечении граждан, приписанных (предназначенных) не по прямой ВУС и ПДП, на военные сборы;
отрабатывается проект приказа о назначении личного состава кадра и запаса на воинские должности согласно штату военного времени.
Последовательность и сроки разработки (уточнения) документов комплектования личным составом (с указанием ответственных должностных лиц) отражаются в календарном плане основных мероприятий на разработку (уточнение) документов плана комплектования.
Сведения разрабатываются в двух экземплярах и высылаются в комплектующие отделы военного не реже одного раза в год, как правило, в ходе текущего (общего) уточнения документов мобилизационного планирования, или по мере необходимости.
Отдел военного комиссариата с получением Сведений заполняет второй экземпляр, согласовывает необходимые данные с командиром комплектуемой воинской части (по необходимости) и в десятидневный срок отправляет их в соответствующую воинскую часть. Исполненный экземпляр Сведений подписывается начальником отдела военного комиссариата.
С объявлением мобилизации (получением сигнала или распоряжения на приведение войск (сил) в боевую готовность «Повышенная») воинскими частями в комплектующие отделы военных комиссариатов представляются уточненные заявки.
на восполнение текущего и временного некомплекта.
При определении текущего (временного) некомплекта проводитсяследующая работа:
из книг штатно-должностного учета выявляются вакантные воинские должности,в том числе замещаемые в мирное время гражданским персоналом и воинские должности, освобождаемые в соответствии с планом перемещения военнослужащих при приведении воинской части в боевую готовность;
из книг учета временно отсутствующих определяется количество личного состава, привлеченного к работамза пределами военного округа, а также направленным на учёбу за счёт численности войск без исключения из списков воинской части;
на основании данных, указанных в личных делах, выявляются военнослужащие-женщины, имеющие детей в возрасте до 16 лет.
При изучении указанных документов определяются воинские должности, необходимость комплектования которых на данный момент отсутствует.
Комплектующие отделы военного комиссариата с получением уточненных заявок на восполнение ТНК и ВНК (снятие задания) осуществляют предназначение (аннулируют предназначение) людских ресурсов и доводят до военного комиссариата результаты исполнения уточненной заявки.
При невозможности качественно выполнить задание по поставке специалистов, особо дефицитных специальностей, указанных в уточненной заявке воинской части, отделы военного комиссариата немедленно информируют об этом военного комиссара, который перекладывает задание по поставке мобилизационных ресурсов на другие отделы военного комиссариата.
Отделы военных комиссариатов с получением задания от военного комиссариата на восполнение ТНК и ВНК (снятие задания) осуществляют предназначение(аннулируют предназначение) людских ресурсов.
Прием призванных граждан, предназначенных на восполнение текущего и временного некомплекта, при приведении соединений и воинских частей в боевую готовность организуется в местах, определяемых решением командира воинской части (в зависимости от количества прибывающих граждан, наличия жилищно-казарменного фонда и его состояния, наличия и состояния дорог, условий укрытия и защиты личного состава, маскировки, возможностей обогрева личного состава в зимних условиях, наличия источников водоснабжения и эпидемиологического состояния района и т.д.).
Прием призванных по мобилизации граждан в воинской части осуществляется по именным спискам,представляемым начальником команды (представителем комплектующего отдела военного комиссариата субъекта) представителю воинской части, специально назначаемому для этой цели (должностным лицом отделения комплектования, командиром подразделения).
Формирование команд и их отправка должна осуществляться по комплектуемым подразделениям (литерам). Включение в именной список граждан, призванных на военную службу по мобилизации и отправленных отделом военного комиссариата, предназначенных в разные подразделения, недопустимо.
В случае замены ранее предназначенного в команду гражданина другим гражданином, пребывающим в запасе, в именном списке в графе «Примечания» в обязательном порядке указывается, вместо кого он предназначен (фамилия, имя, отчество и год рождения).
Прием и распределение граждан, прибывших на восполнение текущего (временного) некомплекта, осуществляется представителем воинской части по штатно-должностным спискам подразделения.
После приема пополнения представителем воинской части один экземпляр списков, с указанием времени приема, количества принятых граждан и с росписью начальника штаба, заверенный гербовой печатью воинской части, возвращается в отдел военного комиссариата через начальника команды, доставившего граждан в воинскую часть.
Именной список совместно с мобилизационными предписаниями является основанием для оформления призыва граждан в документах отдела военного комиссариата. Оформление призыва в документах воинского учета граждан, принятых воинской частью, производится штабом воинской части. Во всех случаях оформление призыва должно быть завершено до истечения срока готовности воинской части.
С момента принятия граждан, призванных по мобилизации, запрещается возвращать их в отделы военных комиссариатов.
Списки принятых граждан хранятся в воинских частях вместе с книгами алфавитного учета личного состава.
Принятый личный состав направляется в подразделения для переодевания и экипировки. По прибытии в подразделения личный состав заносится в штатно-должностные списки и получает соответствующее вооружение. По завершении укомплектования подразделения штатно-должностные списки, вместе с рапортом командира подразделения об укомплектовании подчиненного подразделения, передаются в штаб воинской части для издания приказа о зачислении в списки личного состава и назначения на штатные воинские должности (Приложение №75).
Доукомплектование воинской части завершается изданием приказа о зачислении личного состава в списки воинской части и объявлении штатного и списочного состава.
Порядок приема и отправки личных вещей граждан, призванных из запаса, и выделяемые для этого силы и средства определяются командиром воинской части в мирное время.
После приема и распределения, призванных по мобилизации граждан, штаб воинской части обязан:
оформить приказом назначение на должности личного состава, проходящего военную службу, перемещенного на другие должности, зачисление в списки части и назначение на должности личного состава, прибывшего из других частей и из запаса;
произвести в документах воинского учета всего личного состава отметки о призыве и назначении на должности;
завести учет личного состава по военному времени;
организовать принятие военной присяги у личного состава, ранее ее не принимавшего.
Что такое текущий временный некомплект личного состава. Резерв армии пора вернуть в строй
ФИЛИАЛ ВОЕННОГО УЧЕБНО-НАУЧНОГО ЦЕНТРА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ «ВОЕННО-ВОЗДУШНАЯ АКАДЕМИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ АВИАЦИОННЫЙ (ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ)
Порядок изучения мобилизационных ресурсов.
Исполнитель: курсант Рудев С.И.
Качество укомплектованности достигается:
персональным отбором и изучением моральных и деловых качеств, уровня военной подготовки граждан, пребывающих в запасе, при предназначении их на должность;
наиболее целесообразным распределением по подразделениям, экипажам, расчетам специалистов связи, определяющих боеспособность подразделений, на соответствующие должности согласно штатам военного времени строго по имеющимся военно-учетным специальностям;
изучением техники, поступающей из организаций, контролем за ее техническим состоянием и соответствием штатному» предназначению;
полным использованием всех источников накопления необходимых специалистов в районах комплектования войск связи.
Планирование работы по изучению граждан, пребывающих в запасе, и техники организаций, предназначенных на укомплектование войск связи.
Изучение граждан, пребывающих в запасе, и техники организаций планируется на год, по месяцам, в период проведения мобилизационной недели, в дни, установленные Командующими войсками военных округов по документам воинской части, по документам военного комиссариата и личным общением, с таким расчетом, чтобы в течение года были изучены все приписанные граждане (включая резерв команд), техника организаций и сделано заключение об их соответствии штатному предназначению.
Личным общением должен быть изучен каждый офицер запаса.
Главной целью изучения является повышение качества укомплектованности соединений, воинских частей и организаций связи личным составом.
уточнение предназначения личного состава запаса и техники организаций (соответствие военно-учетной специальности, должности, образца вооружения и техники, на которой гражданин проходил военную службу (военные сборы) той специальности, должности и образцу вооружения и техники, на которую он предназначен);
уточнение места жительства, места работы и антропометрических данных граждан, пребывающих в запасе;
отбор граждан, пребывающих в запасе, на замену убывающих и требующих замены по результатам контрольного оповещения и изучения;
личные встречи с гражданами, пребывающими в запасе, по месту жительства или работы с целью изучения их моральных и деловых качеств;
проверку технического состояния приписанной техники организаций; отбор предназначенных граждан на военные сборы и тренировочные занятия.
По завершении изучения составляется акт изучения приписного состава, с приложением именных списков граждан, изученных личным общением.
Кроме того, изучение мобилизационных ресурсов осуществляется при:
Проведении сборовых мероприятий;
Проведении тренировочных занятий с гражданами, привлекаемыми к выполнению первоочередных работ в воинских частях при переводе их на штаты военного времени, и по подготовке граждан, пребывающих в запасе, по военно-учетным специальностям и воинским должностям; при вручении мобилизационных предписаний;
В период проведения годовых технических осмотров техники организаций, проводимых государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД);
Плановых проверок автомобильных колонн войскового типа (АКВТ) и организаций-поставщиков техники.
Для правильного использования выделенного времени и организации контроля разрабатываются:
Годовой план изучения мобилизационных ресурсов (приложение № 1) в двух экземплярах и высылаются в военные комиссариаты субъектов Российской Федерации. После рассмотрения и согласования военным комиссаром, первый экземпляр возвращается в воинскую часть, а второй остается в военном комиссариате;
В подразделениях воинских частей график изучения мобилизационных ресурсов (по форме годового плана), ведомость учета недостающих специалистов, определяющих боеспособность, и сведения о количестве изученных мобилизационных ресурсах иметь в справочных тетрадях командиров подразделений.
Если на часть возложены формирования, то решением командира воинской части формирования распределяются между подразделениями воинской части для изучения приписанных мобилизационных ресурсов.
Время и порядок изучения мобилизационных ресурсов с вызовом в военные комиссариаты, а также непосредственно на предприятиях, в организациях по месту работы граждан согласовываются с соответствующими военными комиссариатами.
Мероприятия план изучения мобилизационных ресурсов отражаются в планах мобилизационной работы воинских частей и в общих календарных планах основных мероприятий воинских частей на месяц.
Организация изучения граждан, пребывающих в запасе.
Работа должностных лиц по изучению приписанных ресурсов начинается с получением расчетов комплектования штаба округа и представления в комплектующие военные комиссариаты городов и районов заявок на предназначение граждан, пребывающих в запасе, по должностям и подразделениям (литерам) с указанием видов и марок вооружения и техники.
Командиры (начальники) соединений, воинских частей и организаций связи по согласованию с комплектующими военными комиссариатами высылают своих представителей и совместно с офицерами военных комиссариатов проводят персональное предназначение граждан, пребывающих в запасе, на соответствующие должности и оформляют их приписку к воинским частям. Все отобранные в ходе этой работы граждане, а также замененные в ходе изучения из остатков свободных ресурсов считаются изученными и в течение года изучению не подлежат (кроме офицеров, которые должны еще изучаться и личным общением).
При проведении этой работы командиры (начальники) обязаны твердо знать:
1. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
2. Основные требования и принципы комплектования личным составом подразделений и воинских частей.
3. Перечень специалистов, определяющих боевую способность воинской части (организации), подразделения.
4. Ведомости допускаемой замены по ВУС и штатным воинским должностям солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров.
5. Перечень штатных воинских должностей, которые разрешается комплектовать гражданами, пребывающими в запасе, имеющими соответствующие гражданские специальности.
6. Организационно-штатную структуру соединения, воинской части, подразделения (организаций) по штатам мирного и военного времени. Штатную численность, мобилизационную потребность, текущий и временный некомплект, и какими военными комиссариатами они восполняются.
7. Порядок и сроки поставки мобилизационных ресурсов и организацию их приема.
8 Сроки и способы изучения мобилизационных ресурсов.
В ходе этой работы определяются:
Степень укомплектованности личным составом запаса;
Правомерность замены родственными ВУС согласно ведомости допускаемой замены;
Порядок подготовки и переподготовки приписного состава.
Предназначенным считается гражданин, на которого имеется приписная карта, в которой сделано заключение командира (начальника штаба) о его предназначении; номер команды соответствует номеру команды той воинской части, в которую он предназначен; вручено мобилизационное предписание и выписана повестка. Гражданин из числа резерва, на которого имеется приписная карта, вручено мобилизационное предписание и выписана повестка также считается приписанным к данной воинской части.
Гражданин, на которого отсутствует приписная карта, а мобилизационное предписание выдано военным комиссариатом в период развертывания (отмобилизования) воинской части, считается предназначенным из остатков свободных ресурсов.
Приписной состав изучается должностными лицами в следующем объеме:
В воинских частях и организациях:
Командир (начальник) и ему равные- всех офицеров, прапорщиков, предназначенных в управление воинской части и командиров, и их заместителей формируемых воинских частей;
Офицеры кадра, предназначенные по мобилизационному плану на новые должности, изучают личный состав запаса в соответствии со своим предназначением.
Изучение по документам воинской части и военного комиссариата является предварительным. При этом обращается внимание на прохождение военной службы в Вооруженных Силах, военных сборов, на каких видах и марках вооружения и военной техники подготовлен гражданин, годность к военной службе, соответствие возраста принципам комплектования воинской части, семейное положение и другие данные, касающиеся личных качеств гражданина. Проверяется наличие отметок о допуске к секретным работам, наличие удостоверений на право управления автомобильной техникой, прохождение медицинского освидетельствования.
Основным документом, по которому возможно оценить качество укомплектованности воинской части (организации), подразделения без вызова граждан, пребывающих в запасе, и определить правильность предназначения каждого офицера, прапорщика, сержанта и солдата на соответствующую должность является приписная карта.
Запрещается произвольно менять в приписной карте литер подразделения без согласования с соответствующим военным комиссариатом (при изменении литера в приписной карте, изменение должно быть доведено до военного комиссариата).
Офицеры воинских частей, убывающие для изучения мобилизационных ресурсов, в обязательном порядке должны иметь приписные карты на предназначенный личный состав запаса (как на основной состав, так и на резерв), данные по недостающим специалистам до 100% укомплектования воинской части и подразделений.
Изучение граждан, пребывающих в запасе, должностными лицами личным общением является главным методом и проводится:
а) в воинских частях: в период проведения плановых занятий на военных сборах, проведения занятии с офицерами запаса без отрыва от производства, проведения тренировочных занятий с личным составом, привлекаемым для выполнения первоочередных работ в воинских частях при переводе их на штаты военного времени, и по подготовке граждан, пребывающих в запасе, по ВУС и воинским должностям;
б) в военных комиссариатах: в период вызова граждан, пребывающих в запасе, для выдачи (замены) мобилизационных предписаний, уточнения учетных данных, плановых проверок мобилизационной готовности военных комиссариатов, проведения контрольных оповещений.
В беседах устанавливается степень подготовленности граждан в военном отношении, знание вооружения, военной техники согласно штатно-должностного предназначения, характер работы по гражданской специальности, состояние здоровья, семейное положение, деловые качества. Уточняется время прибытия в воинскую часть после получения повестки.
Во время проведения военных сборов и тренировочных занятий должностные лица проверяют их способность к выполнению возложенных обязанностей в составе подразделения, экипажа.
Работа по изучению приписанных мобилизационных ресурсов должна быть направлена, прежде всего, на улучшение качества укомплектованности и, по возможности, уменьшение количества комплектующих военных комиссариатов. Граждане, пребывающие в запасе, не соответствующие своему предназначению, по ходатайству командиров воинских частей отписываются, а на их место военными комиссариатами совместно с представителями воинских частей отбираются наиболее подготовленные на данную должность граждане, отвечающие по возрасту и состоянию здоровья ус тановленным требованиям, из остатков свободных ресурсов.
При отсутствии в остатках свободных ресурсов в военных комиссариатах нужных специалистов должностными лицами воинских частей и военных комиссариатов определяется, сколько необходимо готовить на учебных сборах по подготовке граждан по военно-учетным специальностям.
Недавно завершившиеся масштабные командно-штабные учения на Дальнем Востоке стали одним из топовых медийных событий последних месяцев. Почти в режиме реального времени средства массовой информации передавали с места событий «красивые картинки» с захватом берегового плацдарма подразделениями морской пехоты Тихоокеанского флота. Тут же их сменяло видео высадки десантников двух десантно-штурмовых бригад на остров Врангеля с последующей ликвидацией разведывательно-диверсионных групп противника.
В то же время один из самых важных элементов учений «Восток-2014», ставший проверкой почти двухлетней работы руководства Минобороны и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, вообще оказался без внимания.
Официально было озвучено лишь, что батальон территориальной обороны, развернутый на базе 392-го окружного учебного центра численностью 350 человек, был укомплектован за счет граждан, призванных из запаса, и переброшен военно-транспортной авиацией на Камчатку, за несколько тысяч километров от пункта постоянной дислокации, где выполнял задачи по охране и обороне важных объектов.
Было плохо, но не осталось и этого
А для ВС РФ создание БТО стало только одним из этапов реформирования системы мобилизационного развертывания и создания так называемого резервного компонента, именуемого в официальных документах мобилизационный людской резерв.
Печальным примером провала восполнения некомплекта стала первая война в Чечне, когда в 1994 году на доукомплектование частей и соединений, участвовавших в боевых действиях, были брошены все возможные людские ресурсы. Это приводило к тому, что на должность снайпера в морской пехоте назначали стропальщика из такелажной команды. При этом воинские части несли потери в ходе боевых действий, требовалось увольнять военнослужащих в запас, а офицерам и прапорщикам предоставлять отпуска, что еще больше усложняло проблему.
Помимо восполнения некомплектов практически всегда есть необходимость развернуть дополнительные воинские части. Для этого в составе СА и ВС РФ были так называемые части сокращенного состава и части кадра (именно так их надо правильно называть – кадр 123 мсп, а не кадрированный 123 мсп).
В ходе второй чеченской войны попыткой решить проблему резервного компонента стала отправка в зону боевых действий только по одной батальонно-тактической группе от полка и бригады. Потери восполнялись за счет частей и соединений, сформировавших БТГ, а также частей сокращенного состава и кадра военных округов, что позволило достаточно оперативно решать проблемы восполнения некомплекта подготовленными специалистами.
При этом в воинских частях, остававшихся в пунктах постоянной дислокации, также возникал существенный некомплект, ведь убывавшие на замену офицеры оставляли свои должности, а военнослужащие из воинских частей кадра и сокращенного состава не всегда имели необходимую подготовку, если вообще были хоть как-то подготовлены по ВУС. Еще больше проблем принес переход воинских частей на контракт.
Бывший начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров в свойственной ему манере решил проблему очень просто, заявив, что в современных войнах никакие резервисты не воюют, а действует только кадровая армия.
Результатом такого заявления стало решение расформировать все части кадра и сокращенного состава, а также сократить военные комиссариаты.
Проведенные в 2008–2012 годах командно-штабные учения доказали очевидную истину: даже в локальных боевых действиях низкой интенсивности батальон сможет пробыть в зоне боевых действий два, максимум три месяца, после чего из-за возникшего некомплекта его придется выводить на переформирование.
Что такое резерв и Национальная гвардия
В армиях западных стран проблема уже давно решена созданием двухуровневой системы резервных компонентов. Первый уровень – восполнение некомплекта непосредственно в войсках, а второй – развертывание дополнительных воинских частей при необходимости.
Хороший пример такой системы – вооруженные силы США, где так называемый резерв видов войск (резерв Армии США, резерв ВВС и т. д.) восполняет ТНК и ВНК в действующих воинских частяx, а при необходимости разворачиваются воинские части национальной гвардии, переданной в конце 2000-х из подчинения губернаторов штата федеральному правительству.
Оригинально решен и способ пополнения резерва, когда все военнослужащие заключают типовой контракт на десять лет военной службы, но сами выбирают, сколько лет из них они проведут в регулярной армии, а сколько в резерве. На время действия контракта резервист может свободно работать «на гражданке», получая часть своего военного денежного довольствия, но при необходимости он обязан в течение суток прибыть к месту службы.
Национальных гвардейцев называют «солдаты на уик-энд», так как два раза в месяц на два дня их вызывают на военную службу (до 2007-го один раз в месяц), раз в полгода – на неделю службы, а один раз в год их призывают на месяц – обычно для проведения учений в национальном учебном центре. Все гвардейцы – это добровольцы, заключившие также контракт на 10 лет, большинство из них ранее не имели опыта военной службы.
Примечательно, что в частях и подразделениях национальной гвардии порядка 15–20 процентов личного состава – военнослужащие регулярной армии, выступающие в роли инструкторов. Здесь напрашивается некая аналогия с расформированными при переходе на новый облик воинскими частями кадра и сокращенного состава.
Новый российский путь
Но этому решению предшествовала сложная работа, начавшаяся сразу с назначением на должность министра обороны Сергея Шойгу. «Когда мы подвели первые итоги, стало понятно, что перед нами руины. И никто не понимал, с какой стороны к ним подступиться », – поделился с «ВПК» один из собеседников.
Старая советская/российская система мобилизационного развертывания и так работала с большими проблемами, а после перехода на новый облик от нее практически ничего не осталось. Главная проблема была в отсутствии взаимодействия, формально прописанного во всех документах, между комплектуемыми воинскими частями и военными комиссариатами.
«На учения по развертыванию привозили кого попало и как попало. Нужен связист – привозят сапера, который якобы прошел доподготовку », – делился впечатлениями один из офицеров Центрального военного округа.
Результатом стало решение создать командование резерва, получившего под свой контроль не только военные комиссариаты, но и БХРВТ и ЦБРТ. В окружных учебных центрах начались эксперименты по подготовке так называемых резервистов по контракту, а в их составе появились вновь созданные на основе Плана обороны РФ батальоны территориальной обороны, выполняющие задачи по охране и обороне важных объектов инфраструктуры Вооруженных Сил, а также по оказанию помощи в борьбе с иррегулярными формированиями и РДГ противника.
Судя по всему, в ходе развертывания батальона территориальной обороны 392 оуц была проверена работа сразу всей новой системы войскового резерва, начиная от призыва резервистов, их прибытия к месту службы, развертывания воинской части и до оценки подготовленности резервистов к выполнению поставленных задач.
Необходимо учитывать, что традиционно система мобилизационного развертывания Вооруженных Сил России остается под грифом «Совершенно секретно» и о конкретных результатах проверки пока ничего неизвестно. Но, судя по скудным сообщениям официальных должностных лиц, в частности начальника 392-го окружного учебного центра, результаты можно оценить как положительные.
Но нельзя забывать, что системы резервных компонентов в иностранных армиях мира в основе имеют четко прописанный статус резервиста, его права и обязанности перед государством, на основе которых уже и выстраиваются остальные компоненты системы.
Нынешний министр обороны – первый, кто смог победить «мобилизационное болото», как охарактеризовал сложившуюся до этого систему мобилизационного резерва один из собеседников издания. Остается надеяться, что реформа будет доведена до конца и Российская армия получит надежную двухуровневую систему резервных компонентов и негативный опыт чеченских компаний больше уже не повторится.
Формирование этих органов военного управления уже завершено и как раз итоговой проверкой их готовности стали нынешние учения «Восток-2014».
Судя по всему, в ходе развертывания батальона территориальной обороны 392 оуц была проверена работа сразу всей новой системы войскового резерва, начиная от призыва резервистов, их прибытия к месту службы, развертывания воинской части и до оценки подготовленности резервистов к выполнению поставленных задач.
Необходимо учитывать, что традиционно система мобилизационного развертывания Вооруженных Сил России остается под грифом «Совершенно секретно» и о конкретных результатах проверки пока ничего неизвестно.
Примечания» в обязательном порядке указывается, вместо кого он предназначен (фамилия, имя, отчество и год рождения).
Прием и распределение граждан, прибывших на восполнение текущего (временного) некомплекта, осуществляется представителем воинской части по штатно-должностным спискам подразделения.
После приема пополнения представителем воинской части один экземпляр списков, с указанием времени приема, количества принятых граждан и с росписью начальника штаба, заверенный гербовой печатью воинской части, возвращается в отдел военного комиссариата через начальника команды, доставившего граждан в воинскую часть.
Именной список совместно с мобилизационными предписаниями является основанием для оформления призыва граждан в документах отдела военного комиссариата.
Текущий и временный некомплект техники в воинской части
Сбор личного состава и развертывание пунктов управления (уточнение расчета распределения оперативного состава по пунктам управления).
Организация работы в соответствии с Планом выполнения основных мероприятий при приведении в боевую готовность.
Получение распоряжения на подготовку полевых подвижных пунктов управления к выходу в назначенные районы.
Убытие групп контроля за ходом проведения тренировки. Рекогносцировка района размещения КП, ЗКП. Выход КП, ЗКП в назначенные районы.
Организация охраны, обороны и всестороннего обеспечения пунктов управления. Тактическая маскировка районов развертывания пунктов управления.
предназначить (приписать) граждан по мобилизации в воинские части по месту прохождения военных сборов, уточнить качественные характеристики укомплектованности команд;
внести необходимые изменения в документы воинского учета военного комиссариата и в месячный срок выслать в комплектуемые воинские части приписные карты на граждан, прошедших военные сборы;
вызвать граждан, прошедших военные сборы, в военный комиссариат, произвести необходимые записи в их документах воинского учета и вручить новые мобилизационные предписания;
представить отчет о результатах подготовки граждан на военных сборах военному комиссару субъекта Российской Федерации;
г) при получении от организаций сведений о размере фактических расходов, связанных с призывом граждан на военные сборы и прохождением ими военных сборов, осуществить выплату данных расходов.
Для этого в составе СА и ВС РФ были так называемые части сокращенного состава и части кадра (именно так их надо правильно называть – кадр 123 мсп, а не кадрированный 123 мсп).
Во многих спорах, связанных с переходом на новый облик при бывшем министре обороны Анатолии Сердюкове, некоторые специалисты называли это пережитком советской системы «большой войны», забывая о том, что даже в ходе локальных боевых действий воинские части надо выводить в пункты постоянной дислокации, а на их место направлять другие воинские части.
В ходе второй чеченской войны попыткой решить проблему резервного компонента стала отправка в зону боевых действий только по одной батальонно-тактической группе от полка и бригады.
Потери восполнялись за счет частей и соединений, сформировавших БТГ, а также частей сокращенного состава и кадра военных округов, что позволило достаточно оперативно решать проблемы восполнения некомплекта подготовленными специалистами.
При этом в воинских частях, остававшихся в пунктах постоянной дислокации, также возникал существенный некомплект, ведь убывавшие на замену офицеры оставляли свои должности, а военнослужащие из воинских частей кадра и сокращенного состава не всегда имели необходимую подготовку, если вообще были хоть как-то подготовлены по ВУС. Еще больше проблем принес переход воинских частей на контракт.
Бывший начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров в свойственной ему манере решил проблему очень просто, заявив, что в современных войнах никакие резервисты не воюют, а действует только кадровая армия.
Организация приема и отправки граждан, пребывающих в запасе, после прохождения военных сборов в военный комиссариат.
В какие соединения и воинские части подавались мобилизационные людские ресурсы и команды на проверочные сборы, их количество. Анализ оповещения, сбора и поставки ГПЗ на военные сборы.
Количество денежных средств, поступивших на проведение военных сборов (по статьям), порядок их расходования. Количество денежных средств, поступивших на проведение военных сборов из внебюджетных источников.
Возникшие проблемы. Анализ освоения денежных средств, выделенных на проведение военных сборов.
3. Положительные стороны и недостатки в организации и проведении военных сборов.
При этом воинские части несли потери в ходе боевых действий, требовалось увольнять военнослужащих в запас, а офицерам и прапорщикам предоставлять отпуска, что еще больше усложняло проблему.
Согласно системе восполнения потерь и мобилизационного развертывания, доставшейся Вооруженным Силам России в наследство от Советской армии, в боевых действиях ТНК и ВНК компенсируется за счет военнослужащих, призванных из запаса. Но по политическим причинам за время боевых действий правительство и президент России ни разу не дали разрешения на отмобилизовывание необходимого числа резервистов.
Не стоит забывать, что в большинстве случаев призванный из запаса военнослужащий уже успел «на гражданке» утратить знания, навыки и умения по своей военной специальности.
Помимо восполнения некомплектов практически всегда есть необходимость развернуть дополнительные воинские части.
В то же время один из самых важных элементов учений «Восток-2014», ставший проверкой почти двухлетней работы руководства Минобороны и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, вообще оказался без внимания.
Официально было озвучено лишь, что батальон территориальной обороны, развернутый на базе 392-го окружного учебного центра численностью 350 человек, был укомплектован за счет граждан, призванных из запаса, и переброшен военно-транспортной авиацией на Камчатку, за несколько тысяч километров от пункта постоянной дислокации, где выполнял задачи по охране и обороне важных объектов.
Было плохо, но не осталось и этого
Удивление вызывает название батальона – батальон территориальной обороны (БТО).
После рассмотрения и согласования военным комиссаром, первый экземпляр возвращается в воинскую часть, а второй остается в военном комиссариате;
В подразделениях воинских частей график изучения мобилизационных ресурсов (по форме годового плана), ведомость учета недостающих специалистов, определяющих боеспособность, и сведения о количестве изученных мобилизационных ресурсах иметь в справочных тетрадях командиров подразделений.
Если на часть возложены формирования, то решением командира воинской части формирования распределяются между подразделениями воинской части для изучения приписанных мобилизационных ресурсов.
Проверяется наличие отметок о допуске к секретным работам, наличие удостоверений на право управления автомобильной техникой, прохождение медицинского освидетельствования.
Основным документом, по которому возможно оценить качество укомплектованности воинской части (организации), подразделения без вызова граждан, пребывающих в запасе, и определить правильность предназначения каждого офицера, прапорщика, сержанта и солдата на соответствующую должность является приписная карта.
По окончании изучения в правом верхнем углу приписной карты проставляется номер по штатно-должностному списку, а также заполняется раздел «Предназначен в воинской части по» и заверяется подписью: на офицеров запаса — командиром воинской части, на прапорщиков, сержантов и солдат запаса — начальником штаба части.
Предложения к докладу о Военной реформе в РФ
Численность структуры Вооруженных сил зависит от степени и характера, существующих и перспективных угроз, от состояния экономики страны, от готовности и политической воли руководителей государства проводить ту или иную политику, включая и элементы суверенитета страны в мировом масштабе и от других факторов.
Офицерский корпус по традиции в российской армии является основным руководящим, воспитательным и движущим элементом в военной организации страны и лишение его некоторых функций и сокращение должностей приводит только не потерям и невыполнению боевых задач. Этому есть уже и свежие подтверждения по итогам привлечения в 2012 году подразделений специального назначения для участия в ходе специальной операции.
Сержанты, и эксперимент с заменой офицерских должностей на сержантские, упразднение должностей прапорщиков в ходе реформы успешно провален. Количество подготовленных сержантов, их увеличенный срок обучения не позволяют, да и не позволят укомплектовать армию нужными специалистами, а продуманность прохождения ими службы вообще можно сказать отсутствует. Наибольший недостаток в том, что сержант окончивший училище не отличается от сержанта, который получил звание в войсках не поведением, не менталитетом, не особенными навыками и способностями, в отличие скажем от бывших прапорщиков. Да и не может сержант полностью заменить офицера в условиях российской армии, и это уже доказано практикой.
На сержантские должности должны назначаться военнослужащие срочной службы, прошедшие военную службу военнослужащие, заключившие первый контракт на три года, прошедшие переподготовку по избранной специальности при военном училище в течение 2-6 месяцев и сдавшие успешно выпускные экзамены. Сержанту присваивается первичное звание младший сержант, и у него в течение службы есть стимул к росту в звании и прибавка к окладу (ежегодные дополнительные выплаты). Воинское звание сержант присваивается при заключении второго контракта на три года с повышение оклада и получением дополнительных льгот. Воинское звание старший сержант и старшина присваивается аналогичным образом после подписания третьего и четвертого контрактов. Старшине, после двух лет службы в звании может присваиваться воинское звание прапорщик с увеличение оклада и льгот.
Существующий в современной армии подход к определению должностных окладов всех категорий военнослужащих, порядку их роста, получения дополнительных выплат и особенно льгот требует тщательной переработки и уточнения. Он не позволяет, не качественно отбирать личный состав для служебного роста, не иметь стимул к службе и к росту по воинским должностям. А в итоге получается и отсутствие к стимулу в развитии воинского мастерства, а значит и повышению боеготовности армии. Необходимо предусмотреть увеличение должностного оклада на определенную величину, для офицеров, в зависимости от срока нахождения на должности (10% ежегодно), остальной категории военнослужащих, после заключения очередного контракта (5%) и в период между контрактами, в зависимости от освоения должности и специальности (5%). Такой подход позволит иметь на определенных должностях длительное время подготовленных, грамотных специалистов, имеющих для себя ясные перспективы в службе и быту. Это предложение связано с целым рядом запретов, наложенных на военнослужащих, и не позволяющих им полноценно функционировать в современных рыночных условиях.
Солдаты, могут быть как по призыву, так и по контракту. В России в обязательном порядке должна остаться смешанная система комплектования армии. Призывная система комплектования позволяет готовить качественно мобилизационный резерв, отправляя после срочной службы личный состав или на контракт или в действующий резерв. Это должно происходить добровольно.
Иметь в структуре вооруженных сил дивизии полкового состава, постоянной готовности. Это позволит, даже при частичной небоеготовности одного из трех мотострелковых полков, считать дивизию полностью боеготовой;
Иметь в структуре вооруженных сил дивизии сокращенного состава и дивизии кадра;
Осуществить возврат в армию института прапорщиков, пересмотрев подлежащие замещению ими должности, условия службы, льготы, рост званий и денежного довольствия. Ввести должности подпрапорщиков, прапорщиков, старших прапорщиков и возможностью роста на определенной должности по званию, до офицерского;
Пересмотреть принципы комплектования войск, определившись с поставкой в определенные части полного комплекта личного состава одного периода призыва, с учетом наличия в части остальной категории военнослужащих (контрактников). Это позволит подходить к комплектованию, подготовке самих частей комплексно. При таком подходе в дивизии (полку, батальоне) один полк приступит к начальной подготовке, один приступит к поэтапной общей подготовке и с учетом наличия военнослужащих по контракту будет способен выполнять боевые задачи в полном составе, а один будет уже на завершающем этапе боевого слаживания в состоянии выполнять любую задачу поставленную командованием;
Временный некомплект в офицерах, прапорщиках при их увольнении в отпуск из любой воинской части, в другое время, при необходимости замещается офицерами полковых школ, а военнослужащих по контракту призывом организованного резерва;
В целях решения данной проблемы необходимо решить еще несколько организационных и боевых вопроса для правильного существования армии:
Перевод техники на различные режимы эксплуатации производится в плановом порядке силами ремонтных бригад аутсорсинга и соответствующими экипажами без остановки учебного процесса;
Что касается непосредственной подготовки военнослужащих по призыву, то это может выглядеть следующим образом.
Первичная общая подготовка призывника должна происходить в школе или в ДОСААФ, а там где будет позволять размещение резервных формирований, и на их базе, в свободное от учебы время, или в вечернее время.
— тактические и тактико-специальные учения в составе отделения, взвода, роты батальона, полка.
— оперативно-тактические учения в составе дивизии.
— оперативные учения в составе армии.
Участие в оперативно-стратегических учениях осуществляется по отдельному плану и может происходить, как в период срочной службы (контракта), так и в период нахождения в организованном резерве.
Особенность боевого слаживания, в структуре нового подхода, заключается в том, что военнослужащий отрабатывает элементы тактической подготовки во взаимодействии с остальными дисциплинами в комплексе в форме тактических учений по всем возможным вариантам ведения боевых действий.
Примерный перечень занятий для отделения (экипажа):
Здесь основная нагрузка ложится на офицеров, на командование, которое в силу своего профессионализма должно все четко спланировать, по сути своей ежедневные боевые действия подразделения, части, соединения. При правильном подходе отпадает целая масса существующих сейчас проблем, которые кажутся не решаемыми. Этим способом решается окончательно вопрос дедовщины и неуставных взаимоотношений. Равноценная нагрузка на весь личный состав стирает возможность превосходства и искривленной индивидуальности.
В дальнейшем эти же темы отрабатываются уже в составе взвода, роты, батальона, полка, дивизии и армии, во взаимодействии с другими подразделениями, частями и соединениями.
Но, такая интенсивная подготовка, без которой армия не будет армией, требует уже другого подхода к дислокации войск, к оборудованию полигонов и стрельбищ, к функционированию управленческого аппарата, к функционированию обслуживающих структур, к функционированию ВПК, осуществляющего своевременный ремонт, модернизацию старой техники и поставку в войска новой техники и комплексного решения других задач.
Сергей Канчуков, генерал-майор, кандидат политических наук