За счет чего организм функционирует как единая система

Организм человека как единое целое: краткая информация о главном

Содержание:

Организм как единое целое состоит из определенного набора веществ — органических (белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот) и неорганических (вода, минеральные соли). Все соединения располагаются упорядоченно в составе органелл клеток. Цитоплазма осуществляет контакт между органеллами, их обновление.

Единая структура

Различают «этажи» или уровни организации: молекулы, клетки, несколько видов тканей, органы, их системы, организм. Тканью называют клетки одной специализации, объединенные с межклеточным веществом.

В составе органа сочетаются ткани, структурно и функционально связанные между собой. Преобладает какой-либо один вид ткани. Например, сердце содержит различные виды тканей, но преобладает в нем мышечная, в мозге — нервная, в коже — эпителиальная. Все органы имеют определенную форму и местоположение в организме.

Органы, функционально дополняющие друг друга, формируют систему. Есть системы, которые выполняют общие функции. В таком случае они получают название «аппарат». Например, кости, суставы, мышцы являются опорно-двигательным аппаратом.

За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть фото За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть картинку За счет чего организм функционирует как единая система. Картинка про За счет чего организм функционирует как единая система. Фото За счет чего организм функционирует как единая система

Организм человека как единое целое состоит из следующих систем:

Выделение в целостном организме систем органов условно, так как все они взаимосвязаны. Организм человека функционирует как единое целое. Эта целостность — результат структурного соединения и связи всех частей. Объединению помогают вещества в составе крови и лимфы, циркулирующих в сосудах тела, а также нервы.

Функции

Характерными свойствами организма являются обмен веществ и энергии с внешней средой, рост и размножение. Важнейшие отличительные черты — относительное постоянство внутренней среды и саморегуляция физиологических функций. Постоянство внутренней среды — гомеостаз — поддерживается автоматически, независимо от воли, желаний человека.

Предмет изучения биологии в 8 классе — общий обзор организма, описание всех систем органов, названия которых можно найти в оглавлении. В начале предлагается изучить строение и функции эндокринной и нервной систем. Именно они обеспечивают единство организма и его согласованные реакции на раздражители.

Источник

Вопрос 2. Организм, как единое целое, гомеостаз, адаптация.

За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть фото За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть картинку За счет чего организм функционирует как единая система. Картинка про За счет чего организм функционирует как единая система. Фото За счет чего организм функционирует как единая система За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть фото За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть картинку За счет чего организм функционирует как единая система. Картинка про За счет чего организм функционирует как единая система. Фото За счет чего организм функционирует как единая система За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть фото За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть картинку За счет чего организм функционирует как единая система. Картинка про За счет чего организм функционирует как единая система. Фото За счет чего организм функционирует как единая система За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть фото За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть картинку За счет чего организм функционирует как единая система. Картинка про За счет чего организм функционирует как единая система. Фото За счет чего организм функционирует как единая система

За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть фото За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть картинку За счет чего организм функционирует как единая система. Картинка про За счет чего организм функционирует как единая система. Фото За счет чего организм функционирует как единая система

За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть фото За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть картинку За счет чего организм функционирует как единая система. Картинка про За счет чего организм функционирует как единая система. Фото За счет чего организм функционирует как единая система

Возрастная физиология и психофизиология

КУРС ЛЕКЦИЙ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

Кафедра социальной работы и социологии

Возрастная физиология и психофизиология

КУРС ЛЕКЦИЙ

Направление подготовки 051000.62

Профессиональное обучение

Химические производства

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Очная

Курс лекций представляет в обобщенной форме сведения о показателях здоровья, факторах риска здоровья, сущности понятий анатомии, физиологии, психофизиологии и гигиены основных систем организма человека с учетом его возрастных особенностей. Курс лекций «Возрастная физиология и психофизиология» предназначен для организации самостоятельной работы студентов по овладению теоретическим материалом учебной дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология», которая имеет важное значение в подготовке бакалавров.

© Т.П. Колоскова, А.В. Жарова

технологический университет, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Модуль 1.Введение в физиологию и высшую нервной деятельности человека
ЛЕКЦИЯ 1Предмет возрастной физиологии и психофизиологии. Человек как единая биология. Закономерности роста и развития человека. Здоровье и факторы, его определяющие. Состояние здоровья детей и подростков в РФ.
ЛЕКЦИЯ 2Общий план строения и значение нервной системы. Высшая нервная деятельность и ее возрастные психофизиологические особенности.
ЛЕКЦИЯ 3Возрастная эндокринология. Общие физиологические закономерности деятельности эндокринной системы. Половое развитие и репродукция.
Модуль 2. Возрастные особенности физиологических функций организма
ЛЕКЦИЯ 4Возрастные физиологические особенности опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию в учебных заведениях.
ЛЕКЦИЯ 5Возрастные физиологические особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Гигиена питания. Принципы рационального питания.
ЛЕКЦИЯ 6Возрастные физиологические особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений.
Модуль 3.Физиологические аспекты формирования здорового образа жизни.
ЛЕКЦИЯ 7Возрастные физиологические особенности системы крови и системы кровообращения.
ЛЕКЦИЯ 8Возрастные особенности органов мочевыделения, кожи. Гигиена одежды и обуви.
ЛЕКЦИЯ 9Основные принципы гигиенического нормирования учебно-воспитательного процесса. Физиологические основы режима дня детей. Принципы формирования здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек.
Заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение А (справочное) ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ


Модуль 1. Введение в физиологию и высшую нервной деятельности человека

Лекция 1.

Предмет возрастной физиологии и психофизиологии. Человек как единая биология. Закономерности роста и развития человека. Здоровье и факторы, его определяющие. Состояние здоровья детей и подростков в РФ.

1. Предмет и значение возрастной физиологии и психофизиологии.

2. Организм, как единое целое, гомеостаз, адаптация.

3. Понятие роста и развития. Закономерности онтогенетического развития.

4. Понятие о здоровье и факторах, определяющих здоровье.

5. Критерии оценки индивидуального здоровья. Физическое развитие.

За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть фото За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть картинку За счет чего организм функционирует как единая система. Картинка про За счет чего организм функционирует как единая система. Фото За счет чего организм функционирует как единая система

6. Акселерация и ретардация. Группы здоровья.

Вопрос 1. Предмет и значение возрастной физиологии и психофизиологии. Возрастная физиология – самостоятельная ветвь физиологии, изучающая жизнедеятельность организма в различные периоды онтогенеза (онтогенез – индивидуальное развитие организма с момента зарождения в виде оплодотворения яйцеклетки о до естественной смерти), функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.

Физиология – наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности. Основными задачами изучения возрастной физиологии являются следующие:

· изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом;

· выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды;

· определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы);

· установление закономерностей индивидуального развития.

Возрастная физиология тесно связана со многими разделами физиологической науки и, широко использует данные из многих других биологических наук. Так, для понимания закономерностей формирования функций в процессе индивидуального развития человека необходимы данные таких физиологических наук, как физиология клетки, сравнительная и эволюционная физиология, физиология отдельных органов и систем: сердца, печени, почек, крови, дыхания, нервной системы и т. д.

В то же время открываемые возрастной физиологией закономерности и законы базируются на данных различных биологических наук: эмбриологии, генетики, анатомии, цитологии, гистологии, биофизики, биохимии и др. Наконец, данные возрастной физиологии, в свою очередь, могут быть использованы для развития различных научных дисциплин. Например, важное значение имеет возрастная физиология для развития педиатрии, детской травматологии и хирургии, антропологии и геронтологии, гигиены, возрастной психологии и педагогики.

Педагогическая эффективность и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

Вопрос 2. Организм, как единое целое, гомеостаз, адаптация.

Вопрос 3. Понятие роста и развития. Закономерности онтогенетического развития. Рост – увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков. Рост осуществляется за счет процессов гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул, а также за счет гипертрофии – увеличения размеров клеток.

Процессы гиперплазии наиболее интенсивно протекают в период внутриутробного развития и менее интенсивно после рождения. В постнатальный период некоторые клетки теряют способность к делению. Так, образование новых мышечных клеток возможно только первые 4 месяца после рождения. Дальнейшее увеличение массы и объема мышечной ткани происходит в основном за счет образования огромного количества нервных отростков и синаптических контактов. Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции. Рост и развитие организма протекают неравномерно – гетерохронно. В неодновременности роста и развития отдельных систем лежит биологическая целесообразность. В первую очередь, развиваются жизненно необходимые органы, обеспечивающие адаптацию к конкретным условиям внешней среды и выживаемость организма. Данная концепция ускоренного и избирательного развития отдельных структур выдвинута отечественным физиологом П.Анохиным. так, мозг плода интенсивно развивается на 2-10 неделе беременности, сердце – на 3-7, пищеварительные органы – на 11-12. Если избирательность развития нарушена, то плод оказывается нежизнеспособным.

Неравномерность роста и развития наблюдается и после рождения. Так, к моменту рождения у ребенка относительно хорошо развиты мышцы губ, языка, щек, обеспечивающие ему процессы сосания. Организм ребенка осуществляет процессы газообмена с внешней средой, процессы терморегуляции, хорошо функционирует сердечно-сосудистая система. В то же время слабо развиты мышцы туловища, ребенок первые месяцы не в состоянии держать вертикально голову. Функционально не зрелые многие зоны коры больших полушарий. Проходит немного времени и высокими темпами начинает развиваться нервная система, увеличивается масса головного мозга, возрастает возможность формирования условных рефлексов и т. д. После 5 лет темпы развития нервной системы снижаются и преобладающее развитие приобретает другая система и так до тех пор, пока организм не достигнет определенной функциональной зрелости.

Исходя из неравномерного темпа роста и развития организма, весь этап достижения функциональной зрелости условно делят на несколько возрастных периодов. Существуют различные схемы возрастной периодизации, но при воспитании детей и подростков целесообразно пользоваться схемой, предложенной на Международном симпозиуме по возрастной физиологии в 1965 году.

Источник

Биология

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Органы и системы; что такое система

Организм как система

Организм человека – это не просто набор органов и тканей, это сложная система. Такая система состоит из многих элементов, которые связаны между собой. Она сама себя регулирует и взаимодействует с окружающей средой. То есть человеческое тело само регулирует свою температуру, потребление и выведение веществ. Оно обменивается с окружающей средой теплом, кислородом и углекислым газом, потребляет одни питательные вещества и выводит вредные для себя соединения. Если этот обмен прекратится, прекратится и жизнь.

Организм человека сам, без особых усилий, развивается из одной клетки и с определённого возраста даёт потомство. Так поддерживается вид Homosapiens на протяжении нескольких тысячелетий. То есть система сама себя воспроизводит.

Тело человека изучают в разном масштабе. Анатомия уделяет внимание органам и их системам. Гистология изучает ткани, их сочетание и взаимодействие как в одном органе, так и во всём организме. Изучение клеток и их органелл входит в сферу гистологии и цитологии. А молекулами занимаются биохимия и молекулярная биология. В строении тела человека выделяют разные уровни организации: молекулы – элементы клеток – клетки – ткани – органы – системы органов – организм.

Уровни организации организма. Целостный организм, система органов (пищеварительная), орган (печень), ткань, клетка печени

Соотношение целого и части

Целостный организм может самостоятельно жить в окружающей среде. Одноклеточная амёба живёт самостоятельно, но клетка, например, макрофаг, погибнет вне организма. Жизнь отдельных клеток тела поддерживают искусственно в лаборатории. Но эти клетки работают по-другому, потому что на них не влияют другие клетки организма. Орган не может жить отдельно от организма, поэтому трансплантация органов является очень сложной процедурой.

Организм способен жить без некоторых частей. Потеря одной клетки не скажется на работе всего организма, человек может прожить с одной почкой или одним лёгким. Он может лишиться руки или ноги, но при этом прожить счастливую полноценную жизнь. И тому есть известные примеры.

Советский лётчик Алексей Петрович Маресьев во время Великой Отечественной войны перенёс ампутацию стоп обеих ног. Научившись ходить на протезах, он вернулся к прежней службе. Истории Алексея Петровича Маресьева посвящёна книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Алексей Петрович Маресьев

Австрийский пианист Пауль Витгенштейн лишился правой руки во время Первой мировой войны. Но всё же он продолжил карьеру концертирующего пианиста. Специально для него Морис Равель и Сергей Прокофьев написали Концерты для фортепиано с оркестром для левой руки. Кстати, Сергей Прокофьев написал оперу «Повесть о настоящем человеке» по книге Бориса Полевого.

Часть тела тоже обладает определённой самостоятельностью. Например, больной орган меняет работу всего организма. Например, если костный мозг вырабатывает мало эритроцитов, то все остальные органы страдают от нехватки кислорода.

Системы органов

Система органов – это совокупность органов, которые имеют схожее строение, функцию и происхождение.

Например, система кровобращения состоит из сосудов и сердца, которое играет роль насоса. Их общая функция – продвижение крови. В строении сосудов и сердца есть общие черты. Их внутренняя часть содержит эпителиальную ткань (эндотелий), а средняя – мышечные клетки.

Основные слои артерии

Tunicaintimae – внутренний слой, содержит эпителиальную ткань (эндотелий)

Tunicamedia – средний слой, состоит из мышечных клеток.

Tunicaadventitia – наружный слой, содержит соединительную ткань.

Основные слои стенки сердца

Системы органов и их значение для человека:

И всё же, деление организма на системы не даёт полного понимания работы организма. Оно придумано для того, чтобы было легче изучать тело человека.

Некоторые органы имеют разное строение, происхождение и принадлежат разным системам, но выполняют одну функцию, такую структуру называют аппаратом. Например, костная система и суставы обеспечивают опору и движение, мышечная система обеспечивает движение. Вместе кости, суставы и скелетные мышцы называют аппаратом движения или опорно-двигательным аппаратом.

Отдельное место занимает кожа. Её основная функция – защита организма. Одновременно с этим она участвует в выведении веществ, поддержании температуры тела. Благодаря коже человек отличает холодное от горячего, ощущает твёрдость или мягкость предметов; то есть кожа работает как орган чувств.

Тканевой состав органов

Кажется, что некоторые органы состоят из одного типа ткани, например, головной мозг состоит из нервной ткани. Да, нервная ткань – это ведущая ткань в мозге. Мозг пронизан кровеносными сосудами, покрыт оболочками из соединительной ткани, содержит собственные иммунные клетки.

Иммунная клетка головного мозга – микроглиальная клетка

Microgliocyte processes – отростки клетки

Внутренняя среда организма

Внутренняя среда

Организм человека сформировался в определённых условиях окружающей среды, к которым и приспособился. Он, с одной стороны, живёт при определённом давлении, температуре и составе воздуха. Но с другой стороны, под кожей есть целый мир клеток, тканей, органов, для которых нужны свои условия.

Например, клетка постоянно нуждается в кислороде, глюкозе, аминокислотах, жирах. В её окружении должна быть строгая температура, концентрация ионов водорода, натрия, калия. Она выделяет ядовитые продукты обмена, которые нужно убирать.

Обеспечивает клетку всем необходимым тканевая жидкость, также в неё выводятся продукты обмена. В организме есть и другие жидкости – кровь, лимфа, спинномозговая жидкость. Они связаны друг с другом, создают необходимые условия для жизни клеток и называются жидкостями внутренней среды организма. Термин «внутренняя среда» ввёл более 100 лет назад французский физиолог Клод Бернар.

Внутренняя среда организма человека

Гомеостаз

Условия внешней среды могут меняться, но параметры внутренней среды должны оставаться постоянными. Поддержание постоянства внутренней среды организма называется гомеостазом.

Например, если температура окружающего воздуха начнёт снижаться, организм станет продуцировать и сохранять энергию в виде тепла. Интенсивные биохимические реакции и мышечная дрожь вырабатывают тепло. Сосуды кожи сужаются, чтобы его сберечь. Появится желание двигаться, а движение тоже даёт энергию. Если температура окружающей среды повышается, сосуды кожи расширяются, так кровь отдаёт излишки тепла. Выделяется пот и влажная кожа быстрее охлаждается.

Распределение температуры поверхности тела в холоде и тепле

В горах постепенно снижается давление кислорода. На высоте 2 км кислорода человеку становится мало. Сердцебиение и дыхание учащаются, чтобы получить и доставить больше кислорода клеткам. Постепенно увеличивается количество эритроцитов в крови, которые захватывают кислород.

Человек приспособился к выживанию в окружающей среде не только физиологически, но и интеллектуально. Он создал специальное снаряжение для выживания в условиях холода и нехватки кислорода на больших горных высотах. Человек сконструировал водолазные костюмы, кислородные аппараты и технику погружения на большие глубины. Придумал самолёты с искусственной атмосферой. Во второй половине XX века появились скафандры, космические корабли и станции, которые защищают в космосе от экстремальных температур, вакуума и радиации.

Гуморальная регуляция

Для того, чтобы огромное количество элементов организма, то есть клеток, тканей, органов слаженно работали, нужно регулировать их деятельность. Уже у одноклеточной амёбы сложилась регуляция с помощью химических веществ, которые распространяются в жидкой среде организма. У человека основные химические вещества-регуляторы – это гормоны.

Гормоны выделяются железами внутренней секреции, которые ещё называют эндокринными. Далее гормон попадает в кровь и направляется к органу-мишени (также говорят о ткани-мишени или клетке-мишени). В клетке-мишени есть специальные молекулы-рецепторы, которые воспринимают именно эту молекулу гормона. И хотя говорят об органах-мишенях, многие гормоны действуют на весь организм.

Например, гипофиз выделяет тиреотропный гормон, который заставляет щитовидную железу выделять свои гормоны – тироксин и трийодтиронин.

Гормоны щитовидной железы связываются со своими рецепторами в клетках-мишенях. В клетках-мишенях увеличивается количество и активность митохондрий. То есть повышается скорость обмена веществ и продукции энергии в клетке. Если щитовидная железа вырабатывает слишком много гормонов, то человек худеет, у него повышается температура тела, сердце бьётся чаще, он становится возбудимым, беспокойным.

Гуморальная система регуляции действует медленно. Ведь требуется время, чтобы молекула гормона выделилась, добралась до клетки-мишени, прореагировала с рецептором и запустила нужные процессы в клетке.

Нервная регуляция

В процессе эволюции у живых существ появилась нервная система. Это вторая система регуляции, которая действует мгновенно, ведь сигналы передаются от нейрона к нейрону за доли секунды.

В нервной системе есть отдел, который отвечает за регуляцию работы внутренних органов. Этот отдел называют вегетативной или автономной нервной системой. Она работает без сознательного контроля и регулирует дыхание, кровообращение, пищеварение.

Нервная и гуморальная регуляция связаны между собой. Нервная система управляет работой эндокринных желёз. Высший орган эндокринной системы гипоталамус является частью головного мозга. В свою очередь, гормоны влияют на работу головного мозга.

Источник

За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть фото За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть картинку За счет чего организм функционирует как единая система. Картинка про За счет чего организм функционирует как единая система. Фото За счет чего организм функционирует как единая система

За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть фото За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть картинку За счет чего организм функционирует как единая система. Картинка про За счет чего организм функционирует как единая система. Фото За счет чего организм функционирует как единая система

За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть фото За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть картинку За счет чего организм функционирует как единая система. Картинка про За счет чего организм функционирует как единая система. Фото За счет чего организм функционирует как единая система

За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть фото За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть картинку За счет чего организм функционирует как единая система. Картинка про За счет чего организм функционирует как единая система. Фото За счет чего организм функционирует как единая система

За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть фото За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть картинку За счет чего организм функционирует как единая система. Картинка про За счет чего организм функционирует как единая система. Фото За счет чего организм функционирует как единая система

За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть фото За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть картинку За счет чего организм функционирует как единая система. Картинка про За счет чего организм функционирует как единая система. Фото За счет чего организм функционирует как единая система

За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть фото За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть картинку За счет чего организм функционирует как единая система. Картинка про За счет чего организм функционирует как единая система. Фото За счет чего организм функционирует как единая система

За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть фото За счет чего организм функционирует как единая система. Смотреть картинку За счет чего организм функционирует как единая система. Картинка про За счет чего организм функционирует как единая система. Фото За счет чего организм функционирует как единая система

Организм человека как единая саморазвивающаяся, саморегулируемая биологическая система

Аннотация: в статье рассматривается организм человека как единая саморазвивающаяся, саморегулируемая биологическая система. Все органы человеческого тела взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии и в совокупности, являются единой саморегулируемой и саморазвивающейся системой. Деятельность организма как единого целого включает взаимодействие психики человека, его двигательных и вегетативных функций с различными условиями окружающей среды.

Ключевые слова: организм человека, биологическая система, экология, процесс, органы человеческого организма, анатомия, обмен веществ.

Цель работы: Изучить литературу, о единой системе саморазвивающей и саморегулируемой биологической системе.

Актуальность: с овременная окружающая среда создают организму такие условия существования, в которых он часто болеет. Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи.

Проблема: Влияниесоциальных и биологических закономерностей на организм человека, как на единую биосистему.

Так,медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социальность – специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека – необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю, изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и олимпийские рекорды не организмы, а люди, человеческие личности. Таким образом, социально-биологические основы физической культуры – это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры. Естественно-научные основы физической культуры – комплекс медико-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.). Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, особенностями социально-бытовых условий жизни и общественных взаимоотношений. Труд и влияние социальной среды в процессе развития человечества повлияли на биологические особенности организма современного человека и его окружение. В основе изучения органов и межфункциональных систем человека принцип целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой. [3]

Организм – слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека – сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность). [1]

Так же, без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки. Все названные вопросы требуют дальнейшего рассмотрения и изучения, что является целью данной работы, в задачи которой входит систематизация, накопление и закрепление знаний о социально-биологических основах физической культуры и спорта. Медицинская наука при рассмотрении организма человека и его систем исходит из принципа целостности человеческого организма, обладающего способностью к самопроизведению и саморазвитию. [4]

Организм человека развивается под влиянием генотипа (наследственности), а также факторов постоянно изменяющейся внешней природной и социальной среды. Целостность организма обусловлена структурой и функциональной связью всех его систем, состоящих из дифференцированных, высокоспециализированных клеток, объединённых в структурные комплексы, обеспечивающие морфологическую основу для наиболее общих проявлений жизнедеятельности организма. Физиологическая регуляция процессов, протекающих в организме, весьма совершенна и позволяет ему постоянно приспосабливаться к изменяющимся воздействиям внешней среды. [3]

Все органы и системы человеческого организма находятся в постоянном взаимодействии и являются саморегулирующей системой, в основе которой лежат функции нервной и эндокринной систем организма. Взаимосвязанная и согласованная работа всех органов и физиологических систем организма обеспечивается гуморальными (жидкостными) и нервными механизмами. При этом ведущую роль играет и центральная нервная система, которая способна воспринимать воздействия внешней среды и отвечать на него, включая взаимодействие психики человека, его двигательных функций с различными условиями внешней окружающей среды. [5]

Отличительной особенностью человека является возможность созидательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности. Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных систем, органов и всего организма в целом, процессов жизнедеятельности, протекающих в условиях воздействия на организм естественных факторов природы, невозможно правильно организовать и процесс физического воспитания. Учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию базируется на ряде естественных наук. В первую очередь это анатомия и физиология. Анатомия объясняет внешнюю форму, внутреннее строение и взаимное расположение органов и систем организма человека. Функционально все органы и системы организма человека находятся в тесной взаимосвязи. Активизация деятельности одного органа обязательно влечет за собой активизацию деятельности других органов. [2]

Процессы обмена веществ идут в организме быстро и интенсивно, хотя в организме нет высокого давления и температуры. Эта быстрота обеспечивается участием ферментов и других веществ. Внешняя среда воздействуют на человека различные факторы окружающей среды. При изучении многообразных видов его деятельности нельзя обойтись без учета влияния природных факторов (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружаю щей среды, солнечная радиация – так называемая физическая окружающая среда), биологических факторов растительного и животного окружения, а также факторов социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека. Из внешней среды в организм поступают вещества, необходимые для его жизнедеятельности и развития, а также раздражители (полезные и вредные), которые нарушают постоянство внутренней среды. [5]

Деятельность всех органов и их систем в целостном организме характеризуется определенными показателями, имеющими те или иные диапазоны колебаний. Одни константы стабильны и довольно жесткие. Низшие позвоночные, у которых регуляция показателей, характеризующих состояние внутренней среды, несовершенна, оказываются во власти факторов окружающей среды. Например, лягушка, не обладая механизмом, регулирующим постоянство температуры тела, дублирует температуру внешней среды настолько, что зимой все жизненные процессы у нее затормаживаются, а летом, оказавшись вдалеке от воды, она высыхает и гибнет. В процессе филогенетического развития высшие животные, в том числе и человек, как бы сами себя поместили в теплицу, создав свою стабильную внутреннюю среду и обеспечив тем самым относительную независимость от внешней среды. [1]

Содержание и результаты исследования:

На первый вопрос «Как часто вы занимаетесь спортом?» показал, что 61% студентов ответили, что они занимаются спортом 2-3 раза в неделю, 17% опрошенных занимаются практически каждый день, 13% занимаются 3-4 раза в месяц, еще 4% реже, чем 3 раза в месяц и вообще не занимаются спортом 5% опрошенных. Высокий показатель вовлеченности в спортивную деятельность во много обуславливается тем, что большой процент студентов занимается спортом на занятиях по физической культуре в университете.

Значимой проблемой современного человека на протяжении последних десятилетий стала гиподинамия. Технический прогресс с его достижениями привел к тому что большую часть времени человек проводит за компьютером, просмотром телевизора, за рулем автомобиля. Малоподвижный образ жизни в итоге негативно сказывается на физическом здоровье человека, поэтому в третьем вопросе решили узнать сколько часов в день студенты находятся в движении, активности. Треть студентов ИрГУПС, участвовавших в анкетировании, затрудняются в подсчете времени, проведенного ими в активном движении. Настораживает и то, что 16% опрошенных ходят пешком не более одного часа в день, а 26% и того меньше – до получаса в день. Лишь 29% студентов не подвержены гиподинамии, т.к. они ходят пешком более часа в день. Долговременный просмотр телевизора, использование компьютерной техники для учебы и досуга с ранних лет, приводят к проблемам со зрением у большей части молодежи. Подтвердили это и результаты опроса студентов ИРГУПС – 43% не могут похвастаться стопроцентным зрением.

Формирование и совершенствование различных морфофизиологических функций и организма в целом зависят от их способности к дальнейшему развитию, что имеет во многом генетическую (врожденную) основу и особенно важно для достижения как оптимальных, так и максимальных показателей физической и умственной работоспособности. Способность к выполнению физической работы может возрастать многократно, но до определенных пределов, тогда как умственная деятельность фактически не имеет ограничений в своем развитии.

Каждый организм обладает определенными резервными возможностями. Систематическая мышечная деятельность позволяет путем совершенствования физиологических функций мобилизовать те резервы, о существовании которых многие даже не догадываются. Причем адаптированный к нагрузкам организм обладает гораздо большими резервами, более экономно и полно может их использовать.

В ходе тренировки развитие работоспособности организма имеет разную динамику, но оно характеризует изменения, происходящие в организме в процессе упражнения, и отражает как наследственные качества организма, так и. методы их развития и совершенствования, Таким образом, эффективность упражнения, находящая выражение в виде результата (достижение здоровья, успех в умственной, спортивной и другой деятельности), может иметь разные пути и динамику на всем пути процесса тренировки. Важная задача упражнения – сохранить здоровье и работоспособность на оптимальном уровне за счет активизации восстановительных процессов.

Бальсевич В.А., Запрожанов В. А. «Физическая активность человека» изд:
Здоровья // 2017. – 214 с

Кокшаров А.А. «Организация здорового образа жизни студентов вуза средствами физической культуры»: учебное пособие / А.А. Кокшаров., 2017. – 90с.

Решетников Н.В. «Физическая культура» Заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И.Погадаев, Издательский центр «Академия», 2011. – 176с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *