За счет чего плавают танки

Плавающие танки

Библиография:
Техника молодежи №2 за 1980 год

Полезное

Смотреть что такое «Плавающие танки» в других словарях:

Танки — ПЕРВЫЕ ТАНКИ Статьи по теме Артиллерия на гусеничных тракторах Мастодонты на колесах Великобритания Средние танки: Уиппет Mk A Тяжелые танки: Mk I – MkVIII Германия Танки кайзера (Германские танки 1 й мировой войны) Германский ответ Тяжелый танк… … Энциклопедия техники

Танки Японии в 1918—1945 годах — Запущенный в производство в 1938 году, «Чи Ха» составлял основу японск … Википедия

Танки блицкрига — Танки блицкрига … Энциклопедия техники

Танки серии БТ — Танк БТ 2 … Википедия

Танки ТА — … Википедия

Танки ГУВП — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/15 декабря 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

Т-37А — Классификация малый танк / … Википедия

Т-38 — У этого термина существуют и другие значения, см. Т 38 (значения). Т 38 … Википедия

Список танков по странам — Содержание 1 Австралия 2 Австрия 3 Аргентина 4 Бразилия … Википедия

Советская и российская бронетехника — Техника сухопутных войск ВС СССР, 1981 г.. За многие десятилетия в Советском Союзе и России сложилась уникальная научная и конструкторская школа конструирования броневого танкового … Википедия

Источник

Плавающий танк

За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки

За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки

За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки

Содержание

История развития

Межвоенный период и Вторая мировая война

Великобритания

Первую плавающую броневую машину построили англичане. Это был средний танк D, прототип которого был создан в 1919 году под руководством Ф. Джонсона. Танк двигался на воде перематывая гусеницы — используя эффект «гребного колеса».

В 1929 году в Великобритании был построен разработанный фирмой «Виккерс-Армстронг» по-настоящему надежный плавающий танк. Эту модель и можно считать матриархом плавающих танков как класса боевых машин. Назвали ее танк-амфибия «Виккерс-Карден-Ллойд» типов А4Е11 и А4Е12. Плавал «Виккерс» за счет максимального облегчения веса, дополнительных баков (установленных под дном корпуса) и поплавков-надкрылков, прикрепленных над гусеницами. Винт приводился в движение валом от коробки передач. Повороты на плаву обеспечивались рулем.

В СССР в 1932 году был построен легкий разведывательный плавающий танк Т-37А, оснащенный боковыми поплавками. А четыре года спустя появилась следующая модель — Т-38. Устойчивость этого танка на воде обеспечивалась только за счет формы корпуса — поплавки отсутствовали. Машина стала шире и ниже, что повысило ее остойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода, он был наиболее удачным среди плавающих танков 1930-х годов и выпускался промышленностью до 1939 года.

1922—1927 годах в США Уолтером Кристи велись аналогичные английским разработки. В серию ни одна из созданных машин запущена не была.

В ходе войны в 1942—1944 годах, готовясь к десантным операциям на островах Тихого океана и в Европе, американские специалисты создали серию плавающих боевых машин. Вся созданная в этот период американцами серия LVT не имела гребных винтов и рулей поворота. А движение осуществлялось перемоткой гусениц. Машины серии LVT отличались хорошими мореходными качествами, но на суше были малоподвижны и (ввиду слабого бронирования и больших размеров) очень уязвимы для огня противника. Выпущено их было много — около 18 500 единиц. Эти танки участвовали во всех десантных операциях союзников во Второй мировой войне. Также более 1000 танков — в основном «Валентайнов» и «Шерманов» — в годы войны были переоборудованы в плавающие при помощи системы Duplex Drive (DD), использовавшей раздвижной экран.

Япония

Ещё одним плавающим танком, разработанным в годы войны, был японский Ка-Ми. Этот танк держался на воде при помощи сбрасываемых после выхода на сушу понтонов, установленных спереди и сзади корпуса. По своим характеристикам на суше он значительно превосходил американскую машину, хотя и терял плавучесть после сброса понтонов. Вдобавок, из-за общей отсталости японского танкостроения, масштабы его производства были очень невелики — всего 180 экземпляров.

Послевоенный период

После войны в СССР на вооружение приняли ПТ-76, разработанный в 1949—1951 годах под руководством Ж. Котина. Надежный, маневренный ПТ-76 послужил базой для появившегося в 1952 году бронетранспортера БТР-50П, вмещавшего 20 солдат, и созданного через 5 лет БТР-50ПК. Впоследствии Советская Армия отказалась от разработки плавающих танков. Их разведывательную функцию приняли на себя плавающие БРДМ и, отчасти, БМП. Функцию огневой поддержки при форсировании водных преград — плавающие САУ (2С1 «Гвоздика», 2С9 «Нона-C» и др.), а также — БМП.

Другие государства

Создавали подобную технику и в других странах. Так, в 70-х годах в КНР стали выпускать Тип 63, прототипом которого был ПТ-76, но китайцы применили полусферическую башню с 85-мм пушкой, а корпус выполнили более высоким. Шведы, учитывая природные особенности своей страны, с 1971 года производили 15,5-тонный танк IKV-91, оснащенный 90-мм пушкой с лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем и спаренным с нею 7,62-мм пулеметом. 295-сильный дизель, стоящий по диагонали силового отделения, обеспечивал скорость 67 км/ч на суше, а по воде он передвигался за счет вращения резинометаллических гусениц, чья верхняя часть была заключена в гидродинамический кожух. В наши дни только ПТ-76, американский M551 Шеридан, китайский Тип 63 и шведский IKV-91 способны с ходу, без подготовки и дополнительных приспособлений, преодолевать водные преграды.

Китай

За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки

На основе глиссрующего бронтеранспортёра/БМП ZBD2000‎ была создана модификация представляющая собой первый и единственный в мире глиссирующий плавающий танк, развивающий на воде скорость в 50км/ч.

Примечания

Литература

См. также

За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки

Полезное

Смотреть что такое «Плавающий танк» в других словарях:

танк — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? танка, чему? танку, (вижу) что? танк, чем? танком, о чём? о танке; мн. что? танки, (нет) чего? танков, чему? танкам, (вижу) что? танки, чем? танками, о чём? о танках 1. Танком называется… … Толковый словарь Дмитриева

танк — бронированная гусеничная машина бронетанковой техники с мощной пушкой во вращающейся башне. Благодаря этому танки способны действовать на поле боя под огнём противника, поражая его огневые средства и живую силу и тем самым обеспечивая продвижение … Энциклопедия техники

Танк — I Максим (псевдоним; настоящие имя и фамилия Евгений Иванович Скурко) [р. 4(17).9.1912, деревня Пильковщина, ныне Мядельского района Минской области], белорусский поэт, народный поэт БССР (1968), академик АН БССР (1972), Герой… … Большая советская энциклопедия

жүзгіш танк — (Плавающий танк) су тосқауылдарын жеңуге қабілетті жеңіл танк. Ж.т ін құрлықта да, суда да қолдануға болады … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

жүзбелі танк — (Плавающий танк) алдын ала дайындықсыз және қосымша жабдықсыз су бөгеттерінен жүзе алатын және жүзіп келе жатып атыс жүргізе алатын ұрыс машинасы барлауда әрекет жасауға, теңіз жағасына десант түсіруге және басқа да міндеттерді атқаруға арналған … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

Источник

Плавучая броня. Малые танки Т-37А и Т-38

За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки

Как в Советском Союзе научили плавать бронированные гусеничные машины

За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки

Довоенную историю советских танков невозможно представить без плавающих бронированных машин Т-37А и Т-38. Как и Т-26 и танки серии БТ, они стали символом бронетанковых сил РККА 1930-х годов. И хотя слабость бронирования и вооружения не позволила плавающим танкам внести серьезный вклад в победу над Германией, эти небольшие двухместные машины оставались в строю вплоть до конца Великой Отечественной войны, доказывая, что при правильном применении и они могут приносить ощутимую пользу.

С берегов Темзы в Неву

Первые шаги в создании собственных танков советские конструкторы совершали методом проб и ошибок, оглядываясь на достижения соперников из капиталистического лагеря. И потому были обречены повторять и успехи, и ошибки своих конкурентов. Так случилось и с малыми плавающими танками. Их «прародителем» стал плавающий танк «Виккерс Карден-Лойд» А4. Построенный по заказу армейского командования, он на испытаниях весной 1931 года продемонстрировал неплохие показатели: по суше передвигался со скоростью до 50 км/ч, а по стоячей воде – до 9 км/ч. Вооружение у него было стандартным для малых танков – пулемет обычного винтовочного калибра, а экипаж состоял из двух человек.

За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки

В Советском Союзе внимательно следили за новинками фирмы «Виккерс», и уже несколько ее разработок (в том числе будущий самый массовый довоенный танк Т-26) приобрели для лицензионного выпуска на советских заводах. Но работы британских танкостроителей привлекали внимание командования РККА еще по одной причине. Британия была последовательным союзником Польши, считавшейся в то время главным потенциальным противником СССР. Поэтому информация о том, что весной 1931 года в Лондоне продемонстрировали малый плавающий танк, сразу была расценена как очень важная. Правда, точных сведений о самой машине не было, зато имелись ее фотографии. По ним-то и удалось установить, что подвеска новинки аналогична такой же у трактора, лицензию на который в СССР приобрели чуть раньше. Этих данных хватило, чтобы Управление по механизации и моторизации РККА отдало сразу двум конструкторским бюро распоряжение начать разработку собственных плавающих танков.

За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки

Первыми к решению этой задачи осенью 1931 года привлекли специалистов Опытно-конструкторского машиностроительного отдела (ОКМО) ленинградского завода «Большевик». Их работа над новинкой шла под шифром «Селезень», а позднее машина, которую можно считать первым советским малым плавающим танком, получила индекс Т-33. Внешне она была очень похожа на английского прародителя: вытянутый корытообразный корпус, поплавки на надгусеничных полках и сильно сдвинутое назад боевое отделение. Разница была только в том, что советский танк имел развитую подбашенную коробку с расположенной по центру башней и выступающий над нею колпак со смотровыми щелями.

За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки

Пока шла доработка Т-33, к созданию малого плавающего танка подключили еще одно конструкторское бюро. В конце зимы 1932 года специалисты КБ 2-го завода Всесоюзного автотракторного объединения в Москве приступили к разработке своего варианта танка-амфибии, имея те же исходные сведения, что и их коллеги на «Большевике». Но московские конструкторы решили не повторять форму британской машины, а создали свою, оригинальную. Их плавающий танк был короче и уже «прародителя», зато выше, боевое отделение уступом возвышалось над линией корпуса, а сдвинутая вправо башня была существенно большего размера. Эта машина получила индекс Т-41.

Танкисты учатся плавать

Результаты испытаний Т-33 и Т-41 оказались неудовлетворительными, и военные сделали заключение, что в представленном виде ни одна из машин не могла быть принята на вооружение. Оба проекта отправили на доработку, которая в конечном итоге привела к появлению на свет совершенно новой машины — малого плавающего танка Т-37А. Эта машина стала своего рода гибридом двух промежуточных моделей: московского Т-41 «серийного» (выпущенная после доработок серия из 12 машин) и ленинградского Т-37, ставшего развитием Т-33 и собранного в единственном опытном экземпляре. Компоновка Т-37А досталась от «сорок первого», ходовая часть — от «тридцать седьмого».

За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки

В отличие от экспериментальных машин, у этих танков боевое отделение оказалось расположено по центру, поскольку в задней части корпуса разместили двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 лошадиных сил. Это позволяло танку развивать на суше скорость до 40 км/ч, а по воде – до 6 км/ч. Вооружение у Т-37А осталось достаточно слабым: всего лишь пулемет ДТ в шаровой установке. Впрочем, установить в небольшую башню танка что-то более серьезное было невозможно, а более тяжелое вооружение повысило бы вес танка, отняв у него плавучесть.

За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки

Малые плавающие танки Т-37А стали первыми в истории танкостроения СССР серийными машинами, способными передвигаться по воде. Да, их скорость в плавании была невелика, да и выполнять роль переправочных средств они оказались практически не способны, хотя военные настаивали и на таком использовании амфибий. Зато «тридцать седьмые» могли без подготовки преодолевать водные преграды, что и требовалось от разведывательного танка, и имели очень низкий силуэт. Так что не стоит удивляться, что, пусть с оговорками и требованиями доработок, но эти машины были приняты на вооружение. Серийное производство этих танков началось в 1933 году на московском 2-м заводе ВАТО, получившем к тому времени номер 37.

Справа налево и наоборот

Правда, когда Т-37А дошли до войск, выяснилось, что их недостатки с трудом уравновешиваются их достоинствами, если уравновешиваются вообще. Машины оказались гораздо менее скоростными, чем представлялось по итогам испытаний, и имели небольшой запас хода, с трудом двигались по бездорожью и часто теряли гусеницы. Обслуживание их требовало серьезных технических навыков, которых механикам-водителям из числа призывников, как правило, не хватало. Количество войсковых «рекламаций» росло как снежный ком, и командование РККА пришло к выводу: легче спроектировать на базе Т-37А новую машину, чем пытаться модернизировать имеющуюся. Соответствующее распоряжение КБ завода №37 получили в конце 1934 года, и это стало прологом к появлению Т-38.

За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки

Новый танк получился шире и ниже, чем Т-37А, поскольку конструкторы постарались придать ему более удобную для плавания форму. Подбашенная коробка тоже стала ниже, прежде всего за счет уменьшения ее высоты непосредственно под башней. Она, кстати, переехала на левую сторону, а место механика-водителя – на правую, за счет чего «тридцать восьмые» с первого взгляда отличались от «тридцать седьмых». Танк был представлен на испытания поздней осенью 1935 года, а в конце зимы 1936-го его приняли на вооружение Красной армии.

За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки

Машина оказалась лучше предшественника по ряду показателей, но, увы, унаследовала все его самые тяжелые «болезни». Т-38 тоже не слишком уверенно плавал, легко терял гусеницы, ему не хватало мощности двигателя, а экипажу было неудобно в тесном боевом отделении. Во время крупных маневров второй половины 1930-х выяснились и другие неприятные детали. Например, Т-38 не мог пересекать водные преграды даже с двумя бойцами десанта на броне, рискуя попросту уйти под воду. Даже без них от механика-водителя требовалось все его умение, чтобы в случае резкой остановки во время переправы не пустить машину ко дну. Дошло до того, что для повышения плавучести «тридцать восьмым», не имевшим поплавков в отличие от Т-37А, рекомендовано было ставить эти детали от неисправных старших братьев.

Слабость, которой надо уметь пользоваться

Тем не менее на предвоенных фотографиях, особенно с больших маневров, то и дело мелькают характерные силуэты Т-37А и Т-38. Причина простая: несмотря на все недостатки, ничего другого в распоряжении танкистов-разведчиков не было. Амфибии пусть неуверенно и медленно, но могли плавать, тогда как превосходившие их по множеству параметров бронеавтомобили этой возможности были лишены. А западные театры военных действий, прежде всего на границе с Польшей, изобиловали водными преградами.

За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки

К тому же оказалось, что именно малые плавающие танки наилучшим образом подходят для того, чтобы усилить ими воздушно-десантные войска. Десантировать их, правда, можно было только посадочным способом, но можно! Танки подвешивали на специальных кронштейнах под фюзеляжами тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, причем экипажи оставались в машинах. Как только самолет приземлялся и завершал пробег, штурман нажатием на специальный рычаг расцеплял кронштейны, и танк с ходу мог идти в бой. Их даже пробовали сбрасывать с небольшой высоты на воду и убедились, что и такой способ десантирования допустим, хотя экипажам это грозило травмами.

За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки

Но свою важную роль танки Т-37А и Т-38 сыграли, прежде всего в развитии отечественной школы танкостроения. Без опыта их разработки гораздо труднее шел бы процесс создания легких танков Т-40 и Т-60, сыгравших заметную роль в первой половине Великой Отечественной войны. И не будь «тридцать седьмых» и «тридцать восьмых», неизвестно, каким бы получился созданный вскоре после войны плавающий танк ПТ-76 – уникальная амфибия, стоявшая на вооружении советской и российской армий на протяжении шестидесяти лет, и как учились бы плавать наши БМП и БМД.

Источник

ПЛАВАЮЩИЕ ТАНКИ

(Техника молодежи №2 за 1980 год)

Материал предоставлен: Alex Lee

За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки

Иллюстрации к статьеЗа счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки

За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки

За счет чего плавают танки. Смотреть фото За счет чего плавают танки. Смотреть картинку За счет чего плавают танки. Картинка про За счет чего плавают танки. Фото За счет чего плавают танки

Конструкторы, создавая танки, с самого начала думали и о том, что неплохо было бы заставить машины плавать и тем самым быстро форсировать с их помощью водные рубежи.

Когда танковые соединения начали одерживать в сражениях первые победы, стало совершенно ясно, что атакующие войска, пересекая водные преграды, очень нуждаются в броневой поддержке.

Существуют три возможности «научить» танк плавать: за счет водоизмещения его корпуса (по существу, танк-корабль), с помощью внешних навесных понтонов и используя раздвижные (похожие на гармошку) экраны.

Первыми высадить морской танковый десант планировали англичане: они хотели таким образом за год до окончания войны обойти правый фланг немецкого фронта, упиравшийся в берег Северного моря. Но только в октябре 1918 года британские военные специалисты попытались опробовать тяжелые танки Мк_Х, снабженные цилиндрическими понтонами, в. Темзе, Машины предполагалось вести на буксире за судном. Тогда же инженеры изучали возможности автономного передвижения танков с помощью гребного винта или перемотки гусениц.

В нашей стране в 1919-1920 годах на Ижорском заводе в Петрограде был разработан проект плавающего танка под девизом «Теплоход AM».

А первую плавающую броневую машину построили все-таки англичане. Этим «счастливчиком» оказался средний танк Д, прототип которого был создан в 1919 году под руководством Ф. Джонсона. Его детище двигалось в воде при помощи перемотки гусениц. Аналогичные разработки велись и в Соединенных Штатах Уолтером Кристи в 1922- 1927 годах. Но высшие чины американской армии не проявили особого интереса к его изобретению, и он продал проект японцам. Плавающим танком занимались и французы (они оборудовали «Рено FT» поплавками и гребным винтом), поляки (проект WB-10 профессора Л. Эбермана в 1926 году). Но все упомянутые машины были очень далеки от совершенства и в серию не пошли.

Наконец в 1929 году на берегах туманного Альбиона был построен разработанный фирмой «Виккерс-Армстронг» по-настоящему надежный плавающий танк. Эту модель и можно считать родоначальницей всех последующих машин такого класса. Назвали ее танк-амфибия Виккерс-Карден-Лойд типов А4Е11 и А4Е12. Плавал «Виккерс» за счет максимального облегчения веса, дополнительных баков (установленных под дном корпуса) и поплавков-надкрылков, прикрепленных над гусеницами. Двигатель и трансмиссия размещались в машине справа, а башня и рубка водителя были смещены влево. Винт приводился в движение валом от коробки передач. Повороты на плаву обеспечивались рулем. И тем не менее наряду с достоинствами (плавучестью и хорошей подвижностью) первый образец был не лишен недостатка: военные сразу же отметили слабость бронирования и вооружения, ненадежность подвески ходовой части. Поэтому машина скорее могла быть использована как разведчик, но для боевых действий она не годилась.

Источник

Плавающие танки Второй мировой – исторический нарратив

Вторая мировая война готовилась, как война моторов. Развитие бронетехники различного назначения набирало обороты. На рубеже 30-х годов прошлого столетия танки получили тотальное распространение и уже рассматривались, как основная ударная сила будущих сражений. Оставалось определить их возможности по преодолению водных преград. Как вариант решения рассматривались плавающие танки.

Японские плавающие танки Тип 2 «Ка-Ми»

Тихоокеанский театр военных действий изобилует водными ресурсами. В годы Второй мировой войны бронетехника с амфибийными качествами могла иметь на нем решающие тактические преимущества.

По этой причине, уже в 30-е годы XX века Япония экспериментировала с танками-амфибиями. В 1941 г. императорский флот поручил компании Mitsubishi доработать существующий легкий танк в плавающую амфибию специальной конструкции.

Для выполнения заказа инженеры использовали шасси танка Тип 95 «Ха-Го» (Ha-Go) и оснастили его полностью сварным корпусом. В критически важных местах для обеспечения водонепроницаемости установили резиновые уплотнители.

Вес машины достигал 12,5 т. На суше танк разгонялся до 35 км/час. Скорость плавающего танка на воде достигала 10 км/ч. Танк получился просторным и позволял разместить 5 человек экипажа.

Плавучесть машины обеспечивалась понтонами, прикреплявшимися спереди и сзади. Передний понтон для повышения надежности под огнем противника имел переборки и шесть отсеков. Попаданию воды внутрь боевого отделения препятствовала съемная башня над главным люком, а большая металлическая конструкция над воздухозаборником предотвращала затопление моторного отсека.

В воде танковый двигатель приводил в движение два гребных винта. На плаву экипаж через кабельную систему управлял рулем направления. Для уровня того времени машина обладала приличной мореходность в открытой воде. После выхода танка на берег экипаж отсоединял понтоны, и машина продолжала бой без этих элементов плавучести.

Вооружение башни состояло из 37 мм пушки и спаренного с нею 7,7 мм пулемета. Еще один пулемет того же калибра устанавливался в лобовом листе корпуса.

Первое массовое применение японцами плавающих танков «Ка-Ми» произошло 15-16 июня 1944 г. в ходе десантной операции на острове Сайпан (Марианские острова). Однако, американские гранатометы «Базука» и 37 мм противотанковые орудия, а также отсутствие авиационной и огневой поддержки обрекли десант на поражение.

После этого боя танки «Ка-Ми» также участвовали в обороне Филиппин в конце 1944 г. Проводившиеся на них рейды по тылам американских войск особого успеха также не имели. Изначально разработанный для проведения наступательных десантных операций плавающий танк «Ка-Ми», как и другая японская бронетехника, играл исключительно оборонительную роль.

Плавающие танки других стран

Американский танк M4A2 DUPLEX DRIWE (DD) SHERMAN

Вес: 34 т. Скорость на плаву: 6 км/ч. Экипаж: 5 чел. Введение: 1944 г. Союзники использовали танки DD в основном во время вторжения в Нормандию

Советский плавающий разведывательный танк T-38

Вес: 3,3 т. Скорость на плаву: 5 км/ч Экипаж: 2 чел. Введение: 1937 г. Советы применяли Т-38 после зимы 1940 г. очень редко в прямом бою.

Tauchpanzer III – ныряющий танк вермахта

Подобно другим странам гитлеровский рейх также работал над танками, способными плавать и нырять. Прежде всего, их применение планировалось в ходе десантной операции «Морской лев» («Seelöwe») на юге Англии. По замыслу гитлеровских стратегов подобная техника достигала бы места высадки вплавь или по морскому дну параллельно прочим надводным подразделениям.

Корпуса танков требовали полной герметизации – каждая щель, каждое отверстие. Люки двигательного отсекая и боевого отделения экипажа проливались и запечатывались смолой. Водонепроницаемость наружных элементов вооружения и оптики достигалась резиновыми колпаками. Специальное уплотнение получил поворотный стол башни.

Вместе с тем, подача воздуха для экипажа и двигателя внутреннего сгорания оказалась проблематичной. Специально для операции «Морской лев» был разработан резиновый шланг длиной 15 м, который на поверхности воды удерживал буй. Планируемая глубина погружения машины составляла 12 м. К северу от Берлина, под Путлосом (Putlos), летом 1940 г. вермахт провел глубоководные и водолазные испытания. Эксперименты, доказали техническую осуществимость замысла, но также привели и к человеческим жертвам.

После отказа от десантной операции в Англии часть танков Panzer III и некоторые Panzer IV (в общей сложности 305 машин) оснастили более короткими 3,5-метровыми воздуховодами. Считалось, что этого оборудования достаточно для преодоления рек после вторжения в Советский Союз.

По материалам военно-исторического журнала «Clauzewitz«

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *