За счет чего поворачивает самолет в воздухе

Как самолеты поворачивают в воздухе?

Каждый бывалый авиапутешественник сталкивался с ситуацией, когда самолет наматывал круги над аэропортом в ожидании разрешения на посадку, а в новостных лентах регулярно проскакивают сообщения о том, что очередной пилот развернул борт из-за какого-нибудь дебошира на борту. А, кстати, как, вообще, пилоты разворачивают воздушное судно? Разбираемся в нюансах — рассказываем просто о сложном.

Когда самолет летит прямо и с постоянной скоростью, на него действуют сила тяжести и подъемная сила крыла. Вперед его толкает тяга двигателей, уравновешенная силой лобового сопротивления. При этом сила тяги составляет примерно 1/5 часть от веса самолета.

Чтобы судно развернулось в воздухе, требуется сила, которая будет действовать перпендикулярно направлению его скорости. Тут на помощь приходят элероны — подвижные части крыла, расположенные на его задней кромке: их видно в иллюминаторы. Непосредственно перед началом разгона и взлета их обязательно проверяют, поворачивая вверх и вниз.

Во время поворота один элерон поднимается верх, другой опускается. Там, где он опущен вниз, подъемная сила крыла увеличивается, а где поднят вверх — уменьшается, поэтому самолет как бы немного закручивается вдоль фюзеляжа, наклоняясь на некоторый угол. И у силы, двигающей воздушное судно вперед, появляется горизонтальная компонента. Она равна массе самолета, умноженной на тангенс угла поворота. Ее достаточно, чтобы преодолеть сопротивление других сил и развернуть самолет по виражу с безопасным креном.

Источник

Как самолет поворачивает и тормозит в воздухе и при чем здесь крыло?

Опубликовано 07.05.2021 · Обновлено 13.11.2021

После того, как самолет отрывается от земли, он теряет все привычные нашему взгляду точки опоры и ему приходится полагаться только на свою скорость, за счет которой давление воздуха под крылом удается поддерживать выше, чем над ним. В таких условиях все привычные способы маневрирования оказываются бесполезными, да и степеней свободы у самолета гораздо больше, нежели прямо, влево, вправо и назад. Как ему удается осуществлять маневрирование в воздухе, при чем с высокой точностью, ну и самое интересное: как можно разогнаться в воздухе довольно ясно, для этого есть несколько реактивных или винтовых двигателей, а как затормозить, особенно если самолет идет на снижение и при чем здесь крыло? На самом деле это не такая простая задача, учитывая что во время снижения самолета его скорость постоянно возрастет за счет действия ускорения свободного падения. Об этом поговорим в данном материале, доступно и просто. Приятного чтения!

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе

Подъемная сила

На самом деле всем известно, что самолет удерживается в воздухе благодаря крыльям. За счет специального профиля и большой площади, при увеличении скорости самолета поток воздуха «изгибается», встречая сопротивление наклоненного крыла, и давление воздуха под ним значительно возрастает, а над ним остается прежним, за счет чего самолет взмывает ввысь, курсируя по воздуху словно над водной гладью. Эта разница давлений и называется подъемной силой, которая зависит от угла атаки (непосредственный угол наклона плоскости крыла навстречу воздушному потоку) и скорости потока воздуха (или наоборот — всякое движение относительно, мы это помним).

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе

Подытожим: подъемной силой можно манипулировать изменяя два параметра: скорость и угол атаки. Подъемная сила названа таковой потому, что она направлена вверх от земли в небо, но на самом деле отклоняя любую плоскость в воздушном потоке можно создать разницу давлений между сторонами этой плоскости, соответственно будет возникать некая сила, направленная от стороны с большим давлением в сторону меньшего, причем плоскость может располагаться в любом положении, главное чтобы она находилась в набегающим воздушном потоке.

Плоскости крыла

Самолет имеет много степеней свободы, и за самые важные отвечает крыло: набор высоты и снижение, повороты, торможение, повышение подъемной силы при снижении скорости перед посадкой. Ну с высотой все понятно — в зависимости от угла атаки (который регулирует «хвостовое оперение» — руль высоты, наклоняя самолет либо носом вверх, либо вниз) подъемная сила либо возрастает, либо наоборот падает, а если она принимает отрицательные значения, то есть давление над крылом становится выше чем под ним, самолет снижается. А как быть с поворотами и торможением?

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе

Для этих целей служат другие управляющие плоскости, которые носят названия: элероны, спойлеры, интерцепторы, закрылки и предкрылки. Для того, чтобы самолет осуществил поворот в какую-либо сторону пилот отклоняет штурвал словно руль автомобиля, и на крыльях в соответствующие стороны отклоняются элероны.

Элероны: повороты вправо-влево

Элероны на каждом крыле работают одновременно в противоположных направлениях: если на правом элерон отклоняется вверх, то на левом элерон отклоняется вниз, на одинаковое количество градусов. В этом случае на правом элерон станет «препятствием» воздушному потоку над крылом, точнее над самым его краем, значит давление над элероном будет возрастать и появится сила, толкающая край крыла вниз. Поскольку на противоположной стороне в данный момент будет происходить тот же процесс только в обратном направлении, получится вращающий момент: законцовка одного крыла движется вниз, а другого вверх, и самолет наклоняется. Из-за профиля в момент возникновения крена самолет начинает поворачивать в сторону крыла, направленного вниз к земле.

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе

Интерцепторы и спойлеры: торможение самолета

Довольно часто пилотам приходится выдерживать жесткий скоростной режим, например во время кружения в зоне посадки крупных аэропортов, когда авиадиспетчер директивно каждому воздушному судну в зоне его ответственности выдает указания: на какой высоте лететь и с какой скоростью.

Если во время горизонтального полета выдерживать скорость не сложно так как она напрямую зависит от заданной мощности силовых установок, то во время снижения скорость как правило возрастает, а если снизиться нужно быстро (такое бывает в зажатых зонах посадки крупных аэропортов) то вертикальная скорость так или иначе перейдет в горизонтальную, и возникает потребность в воздушном тормозе.

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе

Роль воздушного тормоза в небе на крупных воздушных судах играют интерцепторы — отклоняемые только вверх плоскости, расположенные на верхней стороне крыла. Открываясь на заданный угол интерцепторы создают сопротивление воздушному потоку, и, как мы уже знаем, возникает зона повышения давления воздуха и вместе с ней сила, направленная вниз и в противоположном направлении. Поскольку площадь крыла намного больше площади интерцепторов вектор силы, направленный вниз, на высокой скорости не играет особой роли, зато тормозящий эффект проявляется неплохо.

Сразу после посадки как правило открываются на максимальный угол все панели интерцепторов и дополнительные панели, которые называют спойлерами. Знакомое жителям интернета название — спойлер, в авиации так и обозначает — воздушный тормоз. Его действие во время посадки самолета на взлетную полосу, когда скорость самолета небольшая, связано как раз с прижимной силой — крыло прижимается к земле препятствуя эффекту подскока (на профессиональном языке есть термин — «козление»).

Закрылки: значительное повышение несущей способности крыла

Взлетная скорость крупного гражданского самолета составляет более 225 км/ч, но стоит учитывать, что угол атаки на взлете высок и двигатели работают в самом мощном взлетном режиме, придавая воздушному судну постоянное ускорение. Стабильный полет выполняется на скоростях, близких к 300 — 350 км/ч. Посадка на такой высокой скорости является очень рискованной, так что авиаконструкторам пришлось идти на всякие хитрости.

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухеПолностью выпущенные закрылки

Одной из хитростей стало изобретение закрылков — это самые масштабные плоскости, которые продолжают крыло под значительным углом, и сильно увеличивающие его площадь, а значит и подъемную силу. Поскольку закрылки продолжают крыло под значительным углом, они создают большое сопротивление воздушному потоку, так что двигателям приходится работать на более мощных режимах при их выпуске. Та сила, которая возникает от сопротивления воздушному потоку, направлена вверх, а значит увеличенная тяга двигателей приводит не к разгону самолета, а к увеличению подъемной силы.

Закрылки позволяют самолету уверенно держаться «на крыле» на меньших скоростях, но с увеличенной тягой двигателей. Таким образом, с полностью выпущенными закрылками, современный гражданский самолет может уменьшить скорость посадки с 300 до 180 км/ч.

Предкрылки: предотвращают «срыв потока»

Посмотрите на схему «оперения» самолета, предкрылки расположены на переднем крае крыла по всей длине.

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе

Предкрылки отклоняются чуть вперед и вниз, таким образом изменяя геометрию крыла. Все дело в том, что во время взлета и посадки крыло находится на больших «углах атаки». Чтобы не произошел срыв потока, когда передний его край будет создавать слишком сильное сопротивление воздушному потоку, приводя к падению скорости, а вместе с ней и подъемной силы. Выпущенные предкрылки продлевают крыло и занижают его передний край, а на больших углах атаки предкрылок не будет оказывать сильное сопротивление воздушному потоку, позволяя ему «пробегать» над крылом.

Источник

Как летает самолет

Самолет может подняться в воздух, в том случае, если подъемная сила, возникающая при обтекании крыла воздухом превысит силу тяжести.

Для того, чтобы поднять самолет в воздух и получить требуемую подъемную силу, необходимо обеспечить обтекание крыла потоком воздуха, значит самолету для полета необходима скорость.

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе

Самолет разбегается по взлетной полосе и, когда величина подъемной силы будет выше силы тяжести отрывается от земли. Попробуем разобраться, как возникает подъемная сила?

Аэродинамическая сила

При обтекании потокам воздуха пластины, расположенной параллельно линиям тока из-за разности давлений и сил трения, возникает аэродинамическая сила. В данном случае обтекание пластины потоком воздуха симметричное.

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе

Несимметричным оно станет в том случае, если пластину наклонить, возникающая аэродинамическая сила будет направлена под углом к потоку. Угол наклона пластины называют углом атаки.

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе

Разложим аэродинамическую силу на две составляющие:

При увеличении аэродинамической силы будут возрастать как вертикальная, так и горизонтальная составляющая.

Подъемная сила позволяет поднять самолет, а сила лобового сопротивления действует против направления его движения, то есть тормозит его.

Возникновение подъемной силы на крыле самолета

Наиболее благоприятным будет вариант, при котором, при малой силе сопротивления подъемная сила будет большой. Это позволит снизить потребную мощность двигателей, и расход топлива. Для этого создаются крылья несимметричного профиля.

Подъемная сила возникает при несимметричном обтекании профиля крыла потоком воздуха.

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе

Струйки потока обтекают крыло сверху и снизу по разному.

При обтекании верхней выпуклой поверхности крыла из-за инертности струйки воздуха сжимаются, и в соответствии с уравнением неразрывности, скорость движения частиц воздуха.

В результате разницы давлений под крылом и над крылом возникает подъемная сила. Когда подъемная сила будет больше силы тяжести самолет взлетает.

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе

Механизация крыла

Увеличение подъемной силы связано и с увеличением силы лобового сопротивления. Чем выше скорость самолета, тем сильнее сила лобового сопротивления будет тормозить его. Поэтому для полета на больших скоростях необходимо крыло, не вызывающее значительное лобовое сопротивление, подъемная сила у такого него также будет невелика, но когда самолет набрал высоту большая подъемная сила и не нужна.

Для полета на малых скоростях необходимо такое крыло, которое обеспечит максимальную подъемную силу, сила лобового сопротивления такого крыла выше, но на малых скоростях это не так критично.

Получается, что для того, чтобы взлетать на малой скорости, а проводить полет на большой скорости, самолету нужны крылья с разным профилем, или, как минимум, крыло с разными характеристиками. Получить необходимые характеристики на разных этапах полета помогают элементы механизации крыла:

Закрылок

Отклоняемый элемент механизации, расположенный на задней кромке крыла называют закрылком.

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе

Выпуск закрылков позволяет значительно увеличить подъемную силу,при этом возрастает и сила лобового сопротивления.

Закрылки позволяют самолету взлететь на меньшей скорости, и совершать полет на малых скоростях.

Для набора скорости в полете сопротивление необходимо уменьшить, поэтому сначала угол наклона закрылков уменьшается, а затем они и вовсе убираются. В убранном закрылок составляет часть профиля крыла.

В режиме посадки, возрастающее сопротивление при выпуске закрылков позволяет снизить скорость самолета, а возросшая подъемная сила обеспечивает устойчивый полет при снижении скорости.

Предкрылок

Элемент механизации крыла, расположенный на его передней кромке, предназначенный для управления пограничным слоем называют предкрылком. Различают фиксированные предкрылки, жестко связанные с крылом и автоматические предкрылки, которые могут быть прижаты к крылу или выдвинуты в зависимости от угла атаки.

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе

Щиток

Наклон щитка позволяет увеличить подъемную силу. Возрастающее сопротивление позволяет снизить пробег при посадке самолета.

Элементы управления

Вертикальное оперение позволяет обеспечить балансировку, устойчивость и управляемость самолета.

Оперение самолета составляют из неподвижные и подвижные элементы:

Действие рулей основано на изменении аэродинамической силы, при изменении угла наклона по отношению к направлению движения потока воздуха. При изменении угла наклона возникает аэродинамической силы, которая, благодаря плечу относительно центра тяжести самолета, создает вращающий момент.

Руль высоты

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе

При перемещении руля высоты в противоположном направлении, нос самолета опускается вниз, угол тангажа становится отрицательным, самолет пикирует.

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе

Руль направления

При изменении положения руля направления, за счет возникающей аэродинамической силы, появляется момент, поворачивающий самолет относительно нормальной оси. С помощью руля направления можно изменяется угол рысканья самолета.

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе

Руль направления чаще всего используется для корректировки курса самолета при разбеге или пробеге при посадке.

Элероны

Вид криволинейного полета, служащий для изменения направления называют виражом. Для осуществления виража самолет необходимо изменить угол крена, сделать это позволяют элероны.

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе

Элемент управления самолета, расположенный на задней кромке крыла называют элероном.

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе

При крене самолета, из-за изменения режима обтекания крыла, создается центростремительная сила и самолет начинает двигаться по кривой, но демпфирующий момент вертикального оперения противодействует развороту. Для выполнения виража необходимо не только накренить самолет, но и отклонить руль направления в сторону виража, увечить тягу двигателя.

Источник

Как самолеты поворачивают в воздухе

Наверняка многим пассажирам приходилось становиться свидетелем того, как пилот разворачивает в воздухе их самолет. Однако чаще всего этот процесс не слишком заметен для людей, не разбирающихся в устройстве авиасудна, ведь нам просто кажется, что полет продолжается так же, как и до этого. Правда, пилоты в это время проделывают трюк с элеронами — частями крыла, которые могут двигаться. Ниже мы рассказываем, для чего же самолеты нужно разворачивать в небе и как на это влияют элероны.

Зачем необходима способность поворота

С земли нам кажется, что сама возможность совершать поворот для лайнера в воздухе как-то нелогична, ведь создается впечатление, что он всегда всегда летит по прямому маршруту. Однако такая способность очень важна, так как она влияет на множество аспектов в управлении самолетом.

Так, в воздухе чаще всего разворот авиасудна происходит по аварийным причинам. Например, если на борту случается какая-либо чрезвычайная ситуация, то может потребоваться экстренная посадка рейса. Сюда относятся проблемы со здоровьем у человека, находящегося на борту, когда работники рейса не в состоянии ему помочь. Тогда пилот направляет лайнер к ближайшему аэропорту, где человеку оказывают медицинскую помощь.

Также часто можно наблюдать, как самолет долгое время может просто кружить в воздухе над посадочной полосой. Это значит, что пилот по каким-либо причинам пока что не может совершить посадку. Так, он может просто дожидаться разрешения на это действие, либо же сжигать специально топливо, наличие которого не позволяет начать спуск. Во всех этих случаях пилоты так или иначе разворачивают лайнер в воздухе.

Физика решает все

То, как происходит поворот, объясняет физика. Так, на лайнер всегда действуют некоторые силы. Когда он движется прямо и с постоянной скоростью, то само продвижение обеспечивается силой тяги. А чтобы повернуть судно, необходима сила, действующая перпендикулярно относительно направления его движения. В этом как раз и выручают элероны.

Они представляют собой части крыла, которые расположены на самих кромках. Они могут двигаться в зависимости от того, в какую сторону нужно сделать разворот. Так, если поднять один, а другой опустить, то на последнем подъемная сила увеличится, и лайнер начнет как бы закручиваться вокруг своей оси.

Также предлагаем ознакомиться с тем, как самолеты перемещаются на суше.

А вы когда-нибудь видели, как разворачивают самолет?

Источник

За счет чего поворачивает самолет в воздухе

Мы часто пользуемся механическими приспособлениями, совершенно при этом не представляя, как они работают.

Когда я был молод и еще не успел обзавестись семьей, родители подарили мне на день рождения пылесос. Через несколько месяцев мне позвонила мама и спросила: «Знаешь, где найти мешки для пылесоса?». Я ответил: «Мешки? Какие мешки?».

Откуда мне было знать, что этой штуке необходимы мешки?

Да пребудут с вами 4 силы

Подъемная сила действует снизу вверх. Она появляется, когда крылья самолета движутся сквозь воздух. Движение вперед вызывает небольшую разницу между давлением воздуха на нижнюю и верхнюю поверхности крыла. Благодаря этой разнице давлений и возникает подъемная сила, удерживающая самолет в воздухе.

Вес действует сверху вниз. Этой силой пилот может управлять в определенных пределах, изменяя загрузку самолета. За исключением веса сожженного топлива, вес самого самолета трудно изменить. Не будете же вы после взлета сжигать груз или подсаживать дополнительных пассажиров (или, наоборот, выбрасывать их за борт). Высадка пассажиров во время полета является нарушением какого-то правила Федерального управления гражданской авиации, поэтому не делайте так, пожалуйста.

В установившемся полете (то есть когда скорость и направление полета постоянны) подъемная сила и вес уравновешивают друг друга.

Тяга и сопротивление

Тяга вызывает ускорение самолета, но конечная скорость определяется сопротивлением. При увеличении скорости увеличивается и сопротивление. Благодаря упрямству природы, увеличение скорости самолета в два раза вызывает увеличение сопротивления в четыре раза. В какой-то момент сопротивление уравновешивает тягу и достигается постоянная скорость.

Мой Фольксваген Жук времен старшей школы знал эти пределы. Его скорость была ограничена размером двигателя. Используя четыре маленьких цилиндра (причем в любой момент времени работали только три из них), Фольксваген попросту не мог разогнаться выше 65 миль в час. Рисунок 1-2 показывает, как максимальная сила тяги уравновешивается сопротивлением именно при этой скорости.

Чем меньше скорость движения, тем меньше требуется мощности, так как уменьшается сопротивление. Если скорость движения меньше максимальной, то образуется определенный запас тяги (мощности). Его можно использовать, например, для обгона. Или, может быть, для игры на свистках, если вы этим увлекаетесь.

На этом вступительная часть закончена. Думаю, теперь самое время узнать кое-что об органах управления самолета.

Если вы готовый пилот, значит, вы терпеливо дожидались рассказа об органах управления. Ганди бы мог поаплодировать вашему терпению (но его здесь нет, поэтому поаплодирую я). На рисунке 1-3 изображены три воображаемые оси самолета.

Теперь мы готовы подробно рассмотреть каждый из трех органов управления, вращающих самолет вокруг его осей.

Левый элерон отклоняется вниз, вызывая увеличение подъемной силы на левом крыле. Правый элерон отклоняется вверх, вызывая уменьшение подъемной силы на правом крыле. Именно это и заставляет самолет накреняться вправо.

При повороте штурвала влево левый элерон отклоняется вверх, вызывая тем самым уменьшение подъемной силы на левом крыле (см. рис. 1-5).

Правый элерон отклоняется вниз, вызывая увеличение подъемной силы на правом крыле. Это заставляет самолет накреняться влево.

Элероны вызывают разницу между подъемными силами, действующими на разные крылья. Эта разница накреняет самолет, в результате чего суммарный вектор подъемной силы наклоняется в ту сторону, куда надо повернуть.

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе
Рисунок 1-6. Как тангаж изменяется с помощью руля высоты
Хвост опускается (1) из-за того, что поднимается руль высоты (2).

А что означает фраза «Тянуть на себя»?

Руль высоты действует так же, как и элероны. Отклонение штурвала на себя вызывает отклонение руля высоты вверх (см. рис. 1-6).

На рисунке 1-7 показано, что происходит с самолетом при отклонении штурвала вперед.

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе
Рисунок 1-7. Как руль высоты изменяет тангаж самолета
Хвост поднимается (1), потому что руль высоты (2) отклоняется вниз.

На рисунке 1-8 показано, как выглядит горизонтальный полет с левого кресла, где вы, пилот, обычно и сидите.

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе
Рисунок 1-8

Ничего страшного, что на картинке мы летим в горы. Я с вами, и я умею обходить горы. Это, вообще-то, моя специальность.

Как определить, что вы летите по прямой

Однако есть и другой способ определить это. Можно нажать переключатель видов джойстика (это переключатель, торчащий из джойстика под вашим большим пальцем). Если глянете в левое или правое окно, отметьте про себя положение каждого крыла относительно горизонта (см. рис. 1-9).

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе
Рисунок 1-9

При полете по прямой оба крыла находятся на одинаковом расстоянии над горизонтом (именно над горизонтом, а не над горами).

Правильное пространственное положение

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе
Рисунок 1-10

При отклонении рычага управления влево самолет накреняется влево, наклоняя левое крыло к земле (см. рис. 1-11А).

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе
Рисунок 1-11А
За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе
Рисунок 1-11В
За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе
Рисунок 1-11С

Именно так начинается левый разворот. Обратите внимание: маленький самолетик с оранжевыми крыльями на авиагоризонте тоже наклоняет левое крыло к земле. С точки зрения механики, на самом деле движется не самолетик, а шар авиагоризонта, отображая таким образом пространственное положение самолета. Тем не менее, вы всегда можете определить направление крена по тому, какое крыло на авиагоризонте наклоняется к земле (это просто, поскольку есть всего два варианта).

Есть еще один способ определить, летите ли вы по прямой. Он заключается в использовании указателя курса (см. рис. 1-12).

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе
Рисунок 1-12

Для полета по заданному курсу просто разверните самолет по кратчайшему направлению на нужный курс. Например, если развернуться так, чтобы нос самолетика на указателе курса указывал на букву W, то это будет полет с курсом на запад (то есть с курсом 270). Понятно, что курс остается постоянным при полете по прямой, так как не выполняются развороты. Это еще один способ определить, что вы летите по прямой.

Убедитесь в том, что высота постоянна

Поговорим о том, что происходит с высотой при изменении тангажа самолета. Если поднять нос самолета, потянув джойстик на себя, маленький самолетик на авиагоризонте тоже будет указывать на небо (синяя часть), как показано на рисунке 1-13А. Вертикальная шкала авиагоризонта размечена с шагом в 5 градусов, поэтому первые четыре метки (снизу вверх) обозначают тангаж в 5, 10, 15 и 20 градусов.

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе
Рисунок 1-13

При наклоне вниз самолетик на авиагоризонте будет указывать на земную поверхность (коричневую), как показано на рисунке 1-14.

За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Смотреть картинку За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Картинка про За счет чего поворачивает самолет в воздухе. Фото За счет чего поворачивает самолет в воздухе
Рисунок 1-14

Нужна практика, чтобы удерживать эти стрелки неподвижными (в настоящем полете они всегда движутся, хотя бы чуть-чуть). Обычный пилот-любитель уже молодец, если удержит высоту в пределах +/- 100 футов (30 м). К сожалению, когда я был курсантом, я предпочитал постоянно менять заданную высоту, на которой я хотел бы лететь (это продолжалось, пока я наконец не натренировался).

В полете с инструктором вы потренируетесь выдерживать курс удержанием оранжевого самолетика на авиагоризонте параллельно линии искусственного горизонта. Если правое или левое крыло наклонится к земле, вы вернете его в исходное положение, отклонив джойстик в противоположную сторону.

Время для триммирования

Как работает триммер

Для удержания руля высоты отклоненным вниз (как при снижении) триммер должен быть отклонен вверх, как показано на руле высоты (см. рис. 1-15В).

Чем дольше вы нажимаете кнопку триммирования, тем больше отклонение триммера. Будьте терпеливы. Возможно, вам придется повторить процедуру несколько раз, прежде чем стрелка вариометра займет почти горизонтальное положение (около нулевого значения).

Если стрелка вариометра покажет снижение (т.е. будет отклоняться вниз), чуть-чуть потяните джойстик на себя, чтобы вернуться к горизонтальному полету. После чего несколько раз нажмите END для триммирования вверх (или используйте кнопку триммирования вверх). Затем уменьшите отклонение джойстика и взгляните на реакцию стрелки вариометра. При необходимости повторяйте процедуру до тех пор, пока самолет не будет ни снижаться, ни набирать высоту.

Я предпочитаю смотреть на стрелку вариометра при триммировании, так как этот прибор весьма чувствителен. Чувствителен не в том смысле, что может заплакать, если вы скажете ему, что он отвратительно выглядит, а в том смысле, что он реагирует на мельчайшие изменения тангажа. Это облегчает определение отклонения от горизонтального полета. На следующем занятии я покажу, как используется стрелка вариометра для триммирования в наборе высоты или в снижении.

Многие самолеты можно триммировать в крене с помощью триммера элеронов. Возможно на вашем джойстике есть соответствующие элементы управления. Триммер крена может пригодиться при неравномерной загрузке топливных баков или если пассажиры перевешивают с какой-либо стороны.

Можете собой гордиться, так как вы завершили свою первую наземную подготовку. Лично я вами горжусь! Настало время полета с инструктором.

Щелкните Начать учебный полет для отработки изученного материала. Во время следующей наземной подготовки я познакомлю вас с основами выполнения разворотов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *