За счет чего реализуется художественно эстетическое направление в доу
Реализация системы дополнительного образования в ДОУ по художественно-эстетическому направлению
Светлана Ишмуратова
Реализация системы дополнительного образования в ДОУ по художественно-эстетическому направлению
Добрый день, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему внимание информацию по организации работы дополнительного образования в нашем детском саду.
С 2010- учебного года функционирует один кружок по художественно-эстетическому развитию детей, который ведётся на платной основе.
ФГОС ДО предполагает объединение учебного и дополнительного образования в единый учебно-воспитательный процесс.
Цель организации дополнительного образования в детском саду – ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы образования.
5 слайд (фото рабочих программ)
Кружковая работа организуется педагогом на базе ДОУ, в соответствии с утвержденным планом работы на текущий учебный год.
6 слайд (фото расписания кружков)
В нашем детском саду кружковые занятия проводятся 2 раз в неделю, во второй половине дня.
В кружках занимаются дети с 3 до 7 лет, независимо от способностей.
Занятия недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.
Педагог, который занимается дополнительным образованием детей, руководствуются пакетом нормативно-правовых документов. В конце учебного года проводят анализ своей работы.
Поскольку тема нашего МО «Реализация системы дополнительного образования ДОУ по художественно-эстетическому направлению», хочу более подробно ознакомиться с кружком по художественно-эстетическому развитию наших дошкольников.
Кружок функционирует в разновозрастной группе. Занимается с детьми педагог Данскова М. В.
Кружок направлен в основном на обучение детей нетрадиционным техникам рисования и бумагопластике.
Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей» Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством.
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.
Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.
Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.
Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.
Художественно-эстетическое развитие как одно из направлений в работе ДОУ
Светлана Журавлева
Художественно-эстетическое развитие как одно из направлений в работе ДОУ
Художественно-эстетическое развитие – одно из направлений развития и образования детей. Данное направление предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [п. 2.6. ФГОС ДО].
Наше дошкольное учреждение выбрало данное направление стандарта как одно из приоритетных. Художественно-эстетическое развитие – направление, которым пронизана модель дополнительного образования в ДОУ. В рамках данной модели в учреждении реализуются дополнительные платные образовательные услуги и бесплатные кружки.
Платные образовательные услуги:
Краткосрочные образовательные практики:
— «Весна. Капель. Цветы»;
— «Красивые подарочки для мамочки и папочки»;
Для привития детям любви к художественному слову, чтению, театру нашим коллективом регулярно организуются конкурсы чтецов, просмотры детских спектаклей, походы в библиотеку. Для родителей организован буккроссинг, фестиваль «семейные чтения»
Привитию художественного вкуса, становлению эстетического восприятия окружающего способствует и интерьер, создаваемый внутри учреждения. Все помещения в детском саду гармонируют между собой, подобраны в единой стилистике и цветовой гамме. Дизайн каждого группового помещения оформлен в соответствии с возрастными особенностями, а также с учетом того, что и стены можно использовать для обучения и закрепления полученных детьми знаний.
В коридорах и фойе здания оформлены выставочные, информационные стенды, которые также гармонично «вплетены» в общий дизайн помещения.
Каждый кабинет, в котором занимаются воспитанники также отвечает требованиям эстетики. Изостудия, музыкальный зал, кабинет музыкального руководителя, учителей-логопедов, физкультурный зал с первого взгляда узнаваем и имеет свою изюминку.
Таким образом, специфика нашего дошкольного учреждения, его традиции и возможности – все направлено на полноценную реализацию федерального стандарта дошкольного образования в области художественно-эстетического развития.
Художественно-эстетическое развитие в разновозрастной группе Художественно-эстетическое развитие (рисование) в разновозрастной группе Тема/дата Тема и программное содержание онод День знаний (1. Рисование.
Малые формы фольклора как одно из направлений речевого развития детей дошкольного возраста в условиях перехода к ФГОС. В условиях перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования, содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей.
Нестандартное оборудование в профилактике плоскостопия как одно из направлений в реализации здоровьесберегающих технологий Нестандартное оборудование в профилактике плоскостопия как одно из направлений в реализации здоровье сберегающих технологий в работе с детьми.
Применение ИКТ — одно из направлений взаимодействия педагогов в инновационной здоровьесберегающей деятельности ДОУ Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее.
Развитие мелкой моторики руки через ОО «Художественно-эстетическое развитие» (техника граттаж). Как известно, мелкая моторика – это взаимодействие мышечной, нервной, костной и зрительной систем во время выполнения движений кистями рук.
Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы) Одной из важных задач, стоящих перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с ОВЗ, является развитие у воспитанников мелкой.
Система работы воспитателя по художественно-эстетическому развитию детей
В ФГОС ДО отмечено, что художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.
Основная цель педагогов ДОУ: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:
1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
2. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
3. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:
1. Организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
2. Совместная деятельность педагогов и детей,
3. Самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Для успешной художественно-эстетической деятельности детей, педагогам, важно обладать коммуникативными навыками, ориентироваться в проблемах воспитания, быть в курсе последних достижений науки и творчества. Профессионализм и мастерство педагога во взаимодействиях с ребенком должно включать в себя: уважение к личности ребенка, теплоту взаимоотношений, подкрепляя ее тактильным контактом и доверительностью, поощрение самостоятельности ребенка, стимулирование его инициативы, формирование позитивных взаимоотношений, направленных на формирование художественно-эстетическую деятельности детей
Художественно-эстетическое воспитание детей это целенаправленная, систематически спланированная работа педагога, всего коллектива ДОУ и родителей.
Вся работа по художественно –эстетическому направлению предусматривает интегрированный подход по разделам программы:
музыкальное воспитание; изобразительная деятельность; театрализованная деятельность; знакомство с художественной литературой; ознакомление с природой.
Интегрированный подход в художественно – эстетическом воспитании формирует у детей объективную картину окружающего мира, развивает творческие способности.
Например, знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством. Педагоги в системе работы по художественно – эстетическому развитию должны применять инновационные технологии, это «мозговой штурм»; применение нетрадиционных способов изображения; проектирование предметно-пространственной среды; мастер-класс; авторские фото, видео отчеты; использование мультимедийной техники; проектный метод.
Применяя нетрадиционные техники изображения, педагог сформирует у детей технические умения при использовании некоторых способов рисования в зависимости от выбранного материала; у детей начнет развиваться воображение, фантазия, творческий поиск вариативного изображения. Большие возможности для развитияфантазии дают творческие задания с элементами технологии ТРИЗ:
Задания на «дорисовку», где в соединении хаотично расставленных точек, ребёнок учится видеть какой-нибудь образ и умение дорисовывать его; игры с линией позволяют проявить фантазию и в маленькой закорючке увидеть птиц, зверей либо предмет; игра «Волшебная клякса» помогает превратить обычную кляксу в фантастическое существо; задания «Нарисуй настроение», «Рисую музыку», помогают ребёнку передать на бумаге состояние своего внутреннего мира; уйти от стереотипности в изображении.
При проведении занятий могут быть использованы элементы арт-терапии. Дети перевоплощаются в деревья, цветы, животных. От «лица» (птиц, деревьев, животных) рассказывают о своих чувствах, переживаниях, этот приём позволит ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живых объектов, что в свою очередь повлияет на качество передачи образов при рисовании.
С детьми дошкольного возраста можно использовать работу: восковыми мелками и оттиском мятой бумаги нарисовать «Осеннее дерево»; применяя технику кляксография, изобразить «Грустное дерево»; используя технику оттиска поролоном, изобразить «Яблоню с румяными яблочками»; с помощью техники монотипия нарисовать «Дерево, отражающееся в воде»; в технике цветной или чёрно-белый граттаж дети могут изображать «Сказочный лес». набрызг при изображении «Брызги волн»; Проводя на практике занятия с разными нетрадиционными изобразительными техниками, дети создают неповторимые, не похожие один на другой рисунки.
Свободный выбор изобразительных материалов даёт возможность оценить ребёнка, проследить какой техникой он пользуется свободно, а в применении какой ему необходима помощь.
Привитие эстетического вкуса, развитие умения замечать и ценить прекрасное в окружающей жизни для воспитанников начинается с интерьера детского сада, красоту, которой создают коллектив сотрудников и родителей. Потребность инновационной практики дошкольного образования заключается также и в создании правильной организации предметно – пространственной среды и постоянном ее обновлении.
Один из важнейших компонентов в системе работы по художественно-эстетическому воспитанию детей является сотрудничество с семьей, вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
С целью просвещения родителей используются разные формы взаимодействия.Оформление папок-передвижек: «Игры, которые вы можете использовать дома», «Организация домашнего кукольного уголка», «Наши папы, наши мамы», обзор новинок литературы на родительских собраниях и организация выставки соответствующих пособий с краткой аннотацией.
Успешное решение задач художественно-эстетического развития возможно при использовании метода поощрения, поэтому в ходе бесед педагоги напоминают родителям, что нельзя смеяться над детскими рисунками, поделками, даже если они еще далеки от совершенства, следует поощрять любые, даже самые незначительные «личные находки».
Организация образовательного процесса по познавательному и художественно-эстетическому развитию детей (Слайд 2) Ключевые положения стратегии образования для устойчивого развития дошкольников во всем мире признаны приоритетным направлением.
Из опыта работы «Содержание работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников 4–5 лет» Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей.
Интегрированная совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя по речевому и художественно-эстетическому развитию Интегрированная совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя по речевому и художественно-эстетическому развитию детей 6-7 лет.
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей «Машина» Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей (конструирование) «Машина» (вторая младшая группа) Цель:.
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию лепке детей «Подружки для Неваляшки» МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию детей. Лепка:«Подружки для Неваляшки»(вторая.
Наглядное пособие по художественно-эстетическому развитию «Рисовать легко!» для детей с 4 до 7 лет Наглядное пособие по художественно-эстетическому развитию «Рисовать легко!» для детей с 4 до 7 лет Аннотация Наглядное пособие предназначено.
НОД по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы «Теремок для друзей» Образовательная область: «Художественное творчество» (аппликация) Возрастная группа: 4-5 лет (средняя) Тема: «Теремок для друзей» Цель:.
План-конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей 6–7 лет «Мы украсим город наш!» План-конспект образовательной ситуации по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) на тему: «Мы украсим город наш!»(для.
Система работы воспитателя в период адаптации вновь поступивших детей с ментальными нарушениями в Цссв Смена учебного заведения для любого ребёнка – это всегда стресс. У некоторых детей процесс адаптации к новым условиям протекает легче и.
Занятие по художественно эстетическому развитию «Бабочки-красавицы» для детей 2–3 года Цель: закрепление умения заполнять узором готовый силуэт, ритмично нанося рисунок пальцами; знакомство с новым способом рисования (монотипия);.
Актуальность и система работы ДОУ в рамках художественно-эстетического направления
Ольга Петрикова
Актуальность и система работы ДОУ в рамках художественно-эстетического направления
Перед началом собрания – раздаем высказывания (цитаты) для работы.
Доброе утро, коллеги. Мы начинаем работу в рамках методического сообщества «Художественно-эстетическое развитие».
У некоторых из вас в руках высказывания великих людей, пожалуйста, прочтем их по очереди вслух.Первое прочитаю я:
«Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны, во всех искусствах, науках и мастерствах». Денни Дидро, французский писатель, философ.
«В радость человеку только то, над чем он хорошенько потрудился, так уж он устроен».
(Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель, поэт)
«Дети должны жить в мире красоты, игры, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
(В. А. Сухомлинский, советский педагог-новатор, детский писатель)
«Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи»
(К. Г. Паустовский, русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист)
«Отказаться от риска – значит отказаться от творчества» (А. С. Макаренко, всемирно известный воспитатель, педагог и писатель.)
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
(Ян Амос Коменский, чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель)
«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда»
(Н. П. Сакулина, педагог, специалист в области художественного воспитания дошкольников, доктор педагогических на ук)
Слова известных философов, педагогов, писателей говорят об актуальности темы, о которой мы ведем речь, ведь на протяжении многих тысячелетий человек пытается сделать мир совершенней вокруг себя, творя и создавая прекрасное. Для большинства это является самовыражением, для других – хобби, для третьих – развитием.
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.Об этом говорят наши главные нормативные документы: «Закон об Образовании РФ» и «ФГОС ДО».
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Одна из целей педагогического коллектива нашего ДОУ – это создание системы работы по художественно-эстетическому развитию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Наша система образовательной работы по художественно-эстетическомуразвитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
1. создание условий для художественно-эстетического развития (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание развивающей предметно-пространственной среды);
2. организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
3. координация работы с другими учреждениями и организациями (работа с социумом).
Рассмотрим эти компоненты подробнее.
1. Наша работа строится в соответствии с требованиями общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и в сочетании с программами художественно-эстетического направления «Волшебная кисть», «Первые шаги в искусство», «Арт-фантазия» (театральная студия, «Хореографическое развитие детей дошкольного возраста на основе народного творчества» и другие. Использование данных программ дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграцией образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуры.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Такая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Также,как и у вас в детских садах: в каждой группе имеется центр изобразительной деятельности, где находятся дидактические игры, картотеки, альбомы для рассматривания; центр музыкальной деятельности; уголок театральной деятельности и т. д.
Кроме этого, нашей «изюминкой»можно назвать эффективное использование помещений: изостудии, конференц-зала, музыкального зала. Данные помещения оборудованы мебелью и всеми необходимыми материалами для творческой работы.
Наши творческие работы занимают оконные пространства и стены 1го этажа детского сада. В них размещаются выставки фотографий, рисунков, поделок.Традиционные выставки: «Осенние фантазии», «Моя мама рукодельница», «В гости ёлка к нам пришла», «Мастерская деда Мороза», «Широкая масленица».
На данный момент мы разрабатываем проект, в котором планируется усовершенствование рабочих помещений (залов, а также в планах смастерить сенсорную дорожку на стенах из разных материалов. Сделать тематические лестницы и вернисажи в разных уголках сада. Обязательным пунктом будет вовлечение детей и родителей в данный проект.
2. Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому развитию является организация образовательного процесса, которая строится в трех направлениях:
• организованная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы: групповые и подгрупповые формы, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др. Широко распространенная форма совместной деятельности педагогов, детей и родителей в нашем ДОУ – творческие мастерские. Они развивают у участников творческие и дизайнерские способности, создают положительную эмоциональную атмосферу, воспитывают художественный вкус.
Все дети талантливы, поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Очень важно сказать, что система работы по художественно-эстетическому развитию предполагает тесное сотрудничество воспитателей и специалистов ДОУ.
Только креативный педагог сможет развить в ребенке интерес к творческой деятельности, поэтому наши педагоги – люди творческие, они не только придумывают сценарии и декорации спектаклей, костюмы персонажей, но и посещают мастер-классы, целью которых является повышение уровня компетентности педагогов по художественно-эстетическому развитию.
С прошлого года в нашем саду мы начинали проводить творческие мастер-классы сначала внутри коллектива, затем были проведены мастер-классы со студентами колледжа ПсковГУ (дошкольное отделение, и к весне мы уже вышли на городской уровень – мастер-классы для коллег из ДОУ г. Пскова. Информацию о нашей работе мы размещаем в официальной группе ВКонтакте МС «Художественно-эстетическое развитие. г. Псков».
Также, необходимо отметить, что в нашем ДОУ художественно-эстетическое развитие реализуется через дополнительное образование детей в творческих мастерских «Русские узоры», «Умелые руки не знают скуки», «Мастерская чудес»,а также через реализацию платных образовательных услуг: театральная студия «Арт-фантазия», «Хореография», «Лего-конструирование», «Волшебная кисть», «Первые шаги в искусство», «Лепка из глины». Данная деятельность способствует раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей.
В мастерских дети занимаются продуктивными видами деятельности, готовят выставки, осваивают различные техники (в том числе нетрадиционные).
Творчество самого педагога, его увлеченность своим делом, доставляющая удовольствие и радость всем – залог успеха деятельности ДОУ.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка-дошкольника необходимо сотрудничество с родителями. На данный момент мы его строим по двум направлениям:
1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением (участие в конкурсах, выставках, днях открытых дверей и т. д.)
2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации.
Сейчас мы планируем расширить наше сотрудничество с родителями через вовлечение в совместную деятельность с детьми и педагогами (с малышами перед адаптацией, а также со всеми возрастными группами будем реализовывать проект «Семейное творчество»)
3. Достижение задач работы ДОУ по художественно-эстетическому направлению реализуется педагогическим работникаминашего детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры: Детская экологическая библиотека «Радуга», «Псковская областная универсальная научная библиотека», «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В. А. Каверина», Псковский областной дом детства и юношества «Радуга», МБУ «Планетарий», колледж «ПсковГУ» (дошкольное отделение, ДОУ г. Пскова. Воспитанники ежегодно принимают участие в муниципальных и региональных конкурсах детского творчества, где занимают призовые места.
Таким образом, правильно организованная система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей, создание условий для эстетического воспитания, организация учебно-воспитательного процесса – способствует развитию художественно-эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, – формирует духовно богатую, всесторонне развитую личность.