За счет чего снижается дебиторская задолженность
Как работать с дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность — неотъемлемый элемент бизнеса. Сама по себе дебиторка не есть зло, но ее нужно жестко контролировать. Грамотно выстроенный алгоритм управления долгами дебиторов — гарантия финансовой стабильности компании. Расскажем, как это делать.
Что такое дебиторка
Дебиторская задолженность — суммы, которые контрагенты задолжали вашей компании. Например, вы внесли предоплату, а работа еще не выполнена. Вы отгрузили товар, а деньги за него от покупателя еще не пришли.
Виды дебиторки
Дебиторка бывает нормальной и просроченной. Пока срок исполнения обязательств по договору еще не истек, задолженность считается нормальной. Если договорной срок уже вышел, а деньги, товары или услуги от контрагента так и не поступили, задолженность становится просроченной.
В бухгалтерском и налоговом учете просроченную задолженность также разделяют на сомнительную и безнадежную. Сомнительная — это просроченная задолженность, которая не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. Просроченная задолженность, которую взыскать невозможно, — безнадежная.
Чтобы эффективно управлять долгами, важно ввести более глубокую градацию просроченной задолженности. Одинаковый подход к клиенту, который опоздал с платежом на три дня, и клиенту, который не платит уже полгода, снизит вероятность вернуть долг.
Как работать с дебиторкой
В алгоритме управления надо четко распределить ответственность сотрудников на всех этапах работы с контрагентами. Каждый этап должен быть ограничен по времени, а функции сотрудников не должны дублироваться.
→ Если задолженность нормальная
Управление нормальной задолженностью обычно не выходит за рамки отдела продаж. Например, по условию договора заказчик должен оплатить работу в течение десяти дней с момента подписания акта приема-передачи. Ответственный сотрудник — менеджер. Пока что его обязанность — позвонить клиенту за три дня до истечения срока и напомнить об оплате.
→ Если просрочка до 30 дней
В период кризиса многие компании столкнулись с финансовыми проблемами. Часто ваш должник помнит об обязательствах, но по объективным причинам не может выполнить условия сделки в договорные сроки. Задача кредитора — постоянный контакт с должником, совместный поиск оптимального решения проблемы.
Можно предоставить рассрочку. Клиент оформляет гарантийное письмо и прикладывает к нему график платежей.
Можно сделать взаимозачет. Если есть взаимные обязательства, когда ваша компания должна клиенту за товар, работы или услуги, можно провести взаимозачет требований.
В сложные времена идти на уступки постоянным контрагентам выгодно. Это оптимальный способ сохранить ядро клиентской базы, обеспечить себе репутацию надежного партнера. Фундамент доверительных отношений, который вы заложите сейчас, сработает в вашу пользу после кризиса.
Что делать при просрочке платежа до 30 дней
Ежедневные звонки с напоминанием об оплате, выяснение причин просрочки
Руководитель отдела продаж
Прекращение отгрузок, приостановка выполнения работ, оказания услуг в адрес клиента.
Письменное требование об уплате долга с напоминанием, что в случае невыполнения обязательств клиенту будут начислены штрафы. Личная встреча с руководством должника. Согласование графика погашения задолженности.
→ Если просрочка от 30 до 60 дней
Если долг так и не вернули, нужно направить клиенту досудебную претензию. В ней указывают суть претензии, полную сумму долга с учетом штрафов и неустоек, срок погашения задолженности. К претензии следует приложить расчет штрафных сумм и копии первичных документов: договор, накладные, счета-фактуры, акты.
Если дело дойдет до суда, кредитору потребуется доказательство, что претензия была вручена должнику. Поэтому лучше отправлять документ через курьерскую службу или ценным письмом с описью вложения.
Обычно претензию отправляют по истечении 30 дней с конечной даты просрочки платежа, если иной порядок не прописан в договоре.
Что делать при просрочке платежа от 30 до 60 дней
Начисление штрафных санкций по договору.
Отправка претензии в адрес должника курьерской службой.
→ Если просрочка более 60 дней
Что делать, если финансовое положение должника не позволяет целиком погасить долг, а его бизнес близок к краху? Нужно просчитать все альтернативные варианты. Что выгоднее для компании? Идти на судебное разбирательство или попытаться быстро вернуть хотя бы часть средств?
Есть варианты мирного решения вопроса.
Прощение части долга
Например, клиенту можно простить часть долга при условии, что остаток он выплатит деньгами или имуществом. Скажем, поставщик отгрузил покупателю товар на 200 тысяч рублей. Себестоимость этой партии товара составляет 100 тысяч рублей. У покупателя возникли серьезные финансовые проблемы. Стороны начали переговоры и решили, что покупатель заплатит 60% от суммы долга — 120 тысяч рублей, а остальные 40% поставщик ему простит.
Продажа долга
Другой вариант — продажа дебиторской задолженности по договору цессии, если договор между сторонами не запрещает передачу долга третьему лицу. Та же ситуация: заказчик должен исполнителю 200 тысяч рублей. Денег у заказчика нет и он не может погасить свой долг даже частично. Но у заказчика тоже есть клиент, который задолжал ему 200 тысяч рублей. Исполнитель продает долг своего заказчика клиенту заказчика за 150 тысяч рублей. В результате исполнителю удается вернуть 150 тысяч рублей. Клиент проводит зачет требований с заказчиком по документам на 200 тысяч рублей и экономит 50 тысяч рублей.
Если альтернативные варианты не подходят, пора подавать иск в суд.
Что делать при просрочке платежа более 60 дней
Повторная личная встреча с руководством должника, совместный поиск решения по погашению долга.
Дебиторская задолженность и способы предупреждения ее уменьшения
Залогом успешной предпринимательской деятельности каждой компании является рациональное, целесообразное расходование денежных средств. В результате взаиморасчетов с бюджетом, контрагентами, персоналом может формироваться обязательство перед организацией. Поэтому важно понимать, как влияет на хозяйственную деятельность юридического лица уменьшение дебиторской задолженности и какими методами можно достичь желаемых результатов.
Анализ уменьшения величины дебиторки
Дебиторская задолженность (ДЗ) – совокупные обязательства контрагентов перед предприятием по договорным обязательствам, учитываемые в денежном измерении. Фактически сумма дебиторки характеризует объем финансовых ресурсов, выведенных на определенное время из оборота фирмы. Поэтому приоритетное влияние размер ДЗ оказывает на благополучие организации, ее возможность увеличивать активы, исполнять платежи и условия соглашений в установленный срок.
Можно выделить основные причины формирования и увеличения дебиторской недоимки.
Внутренние факторы
Внешние источники
Сюда можно отнести:
Динамичный рост задолженности может свидетельствовать как о расширении предпринимательской деятельности, так и о недальновидных планах, неосмотрительных взаиморасчетах с контрагентами. Среди плюсов увеличения обязательств выделим расширение производства, круга поставщиков, покупателей, формирование достойного статуса на рынке. Негативных моментов высокого уровня ДЗ значительно больше:
Сокращение суммарных дебиторских обязательств означает следующее:
Стоит учесть, что динамика сокращения дебиторской задолженности может говорить о негативных моментах. Особо опасные ситуации для компаний:
Факторы уменьшения долгов
Выдвигаются основные причины, влияющие на сокращение дебиторских недоимок организации:
Способы оптимизации дебиторки
Учреждение может предупредить образование ДЗ, сформировав четкий план ведения расчетов. Важным в финансово-хозяйственной деятельности является использование собственных средств, тогда сокращается величина дополнительных издержек.
Компания должна осмотрительно подбирать клиентов для сотрудничества, досконально прорабатывать и согласовывать условия сделки. Прежде чем подписать контракт, истребуется максимально возможный комплект учредительных документов, изучается рейтинг клиента на рынке, его платежеспособность и исполнительность по отношению к другим организациям, физлицам. Предприятию рекомендуется использовать систему стандартов оценки потенциальных клиентов, сотрудников.
На сегодняшний день действуют общедоступные сервисы по проверке контрагентов: сайт налоговой, картотека арбитражных дел, реестр исполнительных производств в ФССП и др. Дополнительными способами сокращения потенциальных рисков можно считать введение и применение штрафных санкций, четких этапов по работе с должниками. Например, за долг по коммунальным услугам, для населения в договорах предусмотрен пункт прекращения поставки при наличии задолженности перед ЖКХ.
Перечислим меры уменьшения существующей в компании дебиторской задолженности.
Обособленная служба по работе с клиентами
В крупных предприятиях с большим числом контрагентов рекомендуется организовать специальный маркетинговый, плановый отдел. Должностные лица будут заниматься детальным анализом состояния взаиморасчетов, осуществлять разработку и внедрение эффективной тактики выбора компаний для сотрудничества. Дополнительно работники подберут наиболее выгодные условия, содержание контрактов на будущее и вынесут на рассмотрение предложения по оптимизации действующих сделок.
Например, острая необходимость формирования отдельной службы возникает у финансово-кредитных учреждений, когда среди многочисленных клиентов встречаются не только юридические, но и физические лица. В данной ситуации требуется подбор и анализ наиболее приемлемых условий заключения договоров.
Для сокращения дебиторки компаний банк может предусмотреть большой штраф за неисполнение обязательств. Для граждан среди условий сделки можно прописать вероятность безакцептного списания долга с личного счета должника, если деньги не поступят в распоряжение кредитора в установленный срок.
Пересмотр графика платежей
Сократить экономические риски, затраты компании позволит смягчение требований договоренности. Альтернативным вариантом является предоставление неплательщику отсрочки (факторинга), рассрочки, реструктуризации. Тогда контрагент приобретает возможность восстановить платежеспособность, а кредитор в результате достигает полного удовлетворения требований.
Допустим, юрлицо по итогам отчетного периода потребило определенный объем электроэнергии, но не произвело перечисление денежных средств. Компании за неисполнение условий контракта грозит отключение поставки света. Такая мера приведет к полной остановке деятельности, поэтому руководитель фирмы-должника идет на переговоры с поставщиком, предлагает предоставить им отсрочку в три недели. Данный срок не является критичным для кредитора, к тому же позволяет получить деньги и сохранить сотрудничество с клиентом.
Контакт с должником
На этапе досудебного урегулирования спора важно вести непрерывную работу с клиентом, чтобы не просрочить взыскание. Изначально дебитору направляются уведомления, письменные претензии, предложения исполнить обязательство в конкретный срок. Проводятся переговоры с должником посредством личной встречи, звонка по телефону, переписки по электронной почте.
По итогам обсуждений стороны могут заключить мировое соглашение, пересмотреть условия сделки. Возможным вариантом предоставления гаранта кредитору со стороны заемщика считается обеспечение контракта. Так по договору ипотечного кредитования получатель займа предоставляет в качестве залога недвижимость.
Стимулирование контрагентов
Высокие показатели исполнения обязательств дебиторами фиксируются при введении системы поощрений. Подрядчик предусматривает скидку на услуги заказчику за досрочное перечисление аванса. Важно предварительно просчитать доходность таких мероприятий со стороны исполнителя, чтобы деятельность фирмы продолжала приносить прибыль, а исполнительность клиентов повысила оборачиваемость средств.
Система вознаграждений для финансовой службы
Руководитель предприятия может ввести механизм премирования для должностных лиц не только за высокий уровень продаж, но и за достижение своевременного исполнения договорных обязательств клиентами. Если служба работает неэффективно, работники лишаются определенной доли вознаграждения. Таким образом, формируется неотъемлемая взаимосвязь уровня профессионализма и заработной платы.
Список ненадежных клиентов
По итогам исполнения договоров, состоянию взаиморасчетов маркетологи компании составляют перечень контрагентов, с которыми недопустимо дальнейшее сотрудничество. Важно не осуществлять поставки, перечисления авансов данным лицам ни при каких условиях, так как кредитор рискует потерять ресурсы.
Судебное разбирательство
Если должник не желает идти на контакт, мирное урегулирование спора, дело передается на рассмотрение в суд. Тогда неплательщик привлекается к ответственности в виде принудительного взыскания дебиторской задолженности посредством изъятия денежных средств, имущества. Процедура имеет массу негативных последствий для должника: ограничение деятельности, территориального перемещения, права управления транспортом для физлиц, арест и реализация объектов собственности.
Определим основные этапы работы с контрагентами, не исполнившими в установленный срок обязательства:
Выделяются основные мероприятия по снижению дебиторской задолженности, работе с неисполнительными дебиторами:
Анализ процедуры снижения недоимки
Результат работы с контрагентами по исполнению договорных обязательств оценивается следующими методами:
Этапы оценки дебиторской задолженности приведены на рисунке ниже:
Экономический анализ дебиторки включает расчет следующих показателей:
Наиболее популярным из перечисленных нормативов является индекс оборачиваемости. Он показывает, насколько быстро финансовые ресурсы возвращаются в распоряжение компании и могут вновь участвовать в производственном цикле.
Сокращение суммарных обязательств дебиторов в составе оборотных средств предприятия позволяет предупредить риски, избежать кризиса, добиться высокого уровня финансового здоровья, сформировать положительную деловую репутацию. Кредитору нужно обеспечить непрерывную работу по взысканию долгов и своевременному исполнению договоренностей контрагентами. Мониторинг обязательств позволяет предпринять все возможные меры по урегулированию спорной ситуации. Важно разработать оптимальную схему воздействия на клиентов, чтобы избежать негативных последствий.
Как снизить дебиторку — об этом в видео:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Ликвидность дебиторской задолженности: разбираем по полочкам
Работая с дебиторской задолженностью, компании стремятся достичь оптимального уровня ее ликвидности. В этой статье мы расскажем, как оценить соответствие степени ликвидности другим финансовым показателям бизнеса и как ее повысить, сохранив размер «дебиторки».
Дебиторская задолженность (далее в статье ДЗ) — это долги юрлиц и физлиц предприятию. Чем быстрее можно добиться их погашения, тем она более ликвидна.
Обычно должны покупатели и поставщики, реже — сотрудники, которые получили деньги из бюджета компании, или государственные институты (например, налоговая), которым предприятие по какой-то причине переплатило и теперь имеет право вернуть лишнее.
Контрагенты могут задолжать как деньги, так и товары или услуги. Так, если организация перевела поставщику аванс за следующую партию, в балансе будет ДЗ, пока товары не поступят и не будут приняты на склад.
В бухучете ДЗ — это актив, часть прибыли, которой можно будет распоряжаться, только когда она превратится в деньги на счету предприятия. Поэтому от ликвидности и качества «дебиторки» зависит платежеспособность и финансовая устойчивость фирмы. При этом чересчур высокая ликвидность может говорить о том, что, предпочитая получать оплату как можно скорее, компания упускает сегмент крупного бизнеса и теряет из-за этого в прибыли.
Размер задолженности также должен быть оптимальным. Нулевая или небольшая задолженность говорит о том, что деньги просто лежат на балансе. Большой размер долгов дебиторов при недостатке денежных средств на счетах создает трудности в функционировании предприятия: нечем платить сотрудникам и поставщикам.
Как образуется задолженность
Вариантов возникновения много, приводим самые распространенные.
Со стороны контрагентов:
Со стороны госструктур:
Со стороны сотрудников и участников предприятия:
Как посчитать ликвидность
Ликвидность ДЗ можно оценить с помощью коэффициента ее оборачиваемости или с помощью периода ее оборота.
1. Коэффициент считают как отношение выручки к «дебиторке» за период времени:
То есть расчет по балансу будет выглядеть так:
Коб.дз = 2110 / (1230 на начало периода 1230 на конец периода) х 0,5
2. Период оборота равен ДЗ на конец периода, умноженной на количество дней расчетного периода и деленной на доход:
Поб.дз = ДЗкп х П / ДР,
То есть расчет по балансу будет выглядеть так:
Если компания много продает по предоплате и/или оплате в момент отгрузки товара, то показатели стоит считать на основе выручки, полученной только от продаж с отсрочкой платежа.
Но даже при таком уточнении оценка только на основе бухучета может не отразить реальную ситуацию: там не отображается ни снижение платежеспособности поставщиков, ни истечение сроков давности по истребованию задолженностей. В результате в ДЗ включаются не только те долги, которые вероятно получится вернуть, но и те, которые, скорее всего, придется списать. Поэтому качество дебиторской задолженности обычно оценивают вручную, потом на основе этой оценки отнимают из общей суммы просроченные, сомнительные и безнадежные долги и только после этого считают коэффициент оборачиваемости и/или период оборота.
Оценка качества задолженности
Основные параметры, на основе которых можно структурировать ДЗ, чтобы оценить ее качество — это нормальность/просроченность, «возраст», риски невозврата и срок погашения. По этим признакам она делится на следующие типы.
По отношению к сроку погашения:
Более мелкое деление помогает оценить риски невозврата: чем дольше дебитор задерживает оплату, тем меньше шансов, что он погасит долг. Срок исковой давности по взысканию просроченной задолженности ограничен, составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Отсчет начинается с даты, когда организация узнала о неуплате (например, день, следующий за днем платежа по договору.
Если задолженность регулируется договором, в котором не указан срок возврата, то срок давности надо начинать отсчитывать через 30 дней после предъявления требования вернуть долг, и при этом он не должен быть больше 10 лет с момента возникновения долга (п. 2 ст. 200 ГК РФ).
По вероятности возврата:
По величине срока погашения:
Степень ликвидности также можно оценить не только по формуле, но и с помощью ручной группировки:
Для тех составляющих дебиторской задолженности, которые в силу специфики деятельности предприятия имеют достаточно большой размер, можно создать отдельные строки в балансе, чтобы он показывал более полную картину финансового состояния бизнеса. Также отражение категоризации в отчетности требуется при ведении учета по МСФО.
По умолчанию статья в балансе единая для всей ДЗ («Торговая и прочая дебиторская задолженность»), но или в раскрытии по «дебиторке», или в раскрытии по управлению финансовыми рисками надо разделить финансовую и нефинансовую задолженность (обычно платежи поставщикам за еще не полученный товар)
Как анализировать
Нормы итоговых показателей, полученных на основе скорректированного размера ДЗ варьируются, зависят от отрасли. Чтобы оценить адекватность уровня ликвидности ДЗ и ее размера для конкретной организации, нужно смотреть на них в динамике и сопоставлять с другими показателями этого же предприятия:
Так рост «дебиторки» должен быть связан с ростом сбыта и коррелировать с ростом кредиторской задолженности. Чтобы не возникало кассовых разрывов, ликвидность и объем ДЗ должны быть сопоставимы с ликвидностью и объемом КЗ, и объем «дебиторки» также не должен быть занимать слишком большую долю в текущих активах.
Финансовую эффективность можно оценить, сопоставив прибыль, которую приносит дебиторская задолженность, с суммой, которую организация на ней теряет (из-за инфляции, безнадежных долгов, процентов по кредитам, которые пришлось взять, и т.д.).
Как повысить качество и ликвидность
В целом управление дебиторской задолженностью должно приводить к достижению ее оптимального размера и оптимальной ликвидности, но обычно встречается ситуация, когда стремятся повысить ликвидность, сохранив объем.
Действовать можно по нескольким фронтам:
Как можно работать с рисками
1.Прописать в договоре
2. Создать резервный фонд на сумму сомнительных долгов;
Как получать платежи в срок и возвращать сомнительные долги
Регулярно анализируйте и ранжируйте дебиторов (можно методом ABC-анализа), работайте с долговыми реестрами, ищите причины появления просрочек, признаки добросовестных и недобросовестных контрагентов.
Оперативно меняйте условия работы с контрагентами в зависимости от того, как они соблюдаются условия оплаты: прекращайте кредитовать должников или переходить с ними на вексельную форму расчетов, увеличивайте размер кредита добросовестным плательщикам;
Корректируйте кредитную политику компании, когда это становится необходимым и обновляйте критерии оценки надежности контрагентов, а также инструкции по работе с «дебиторкой».
Методы снижения дебиторской задолженности
Содержание статьи
Не секрет, что значительная часть задолженности так никогда и не возвращается должниками, несмотря на судебные решения, действия судебных приставов, банкротство и тому подобные процедуры. Все прекрасно понимают, что если долг не возвращают, то надо идти в суд. Но суд выносит решение, исходя из имеющихся доказательств, и на основе определенных правил (требований закона). Само по себе решение суда не гарантирует фактического возврата денег от должника взыскателю. Да и решение суда, надо признать, не всегда выносится в пользу взыскателя из-за неправильного оформления самого займа, пропуска сроков исковой давности, неправильного искового требования еще ряда факторов, которые мы будем освещать в этом цикле статей, посвященных фактическому возврату долга. Начнем с самого начала – возникновения задолженности.
Контроль дебиторской задолженности
Долги возникают постоянно. Ведение бизнеса без долгов невозможно. Поставка товаров с отсрочкой платежа, выплата аванса за будущие услуги, выполнение работ с последующей оплатой и так далее. Действовать по другому невозможно, иначе дохода не будет. Поэтому дебиторская задолженность – это нормальная ситуация для любого предприятия.
Поскольку возникновение задолженности со стороны контрагентов это норма, а не случайность, необходимо этот процесс систематизировать. Для этого существует два прекрасных инструмента – предварительная оценка контрагента и контроль над дебиторской задолженностью.
Предварительная оценка контрагента
Предварительная оценка контрагента не должна сводиться к формальному рассмотрению его устава, баланса и выписки из ЕГРЮЛ. Это нужная информация, но главное правильно ею пользоваться. Например, если планируемая сделка требует одобрения совета директоров контрагента, то необходимо получить нотариально заверенную копию решения этого органа. При этом лучше полный протокол, подписанный всеми членами совета директоров контрагента, а не выписку из протокола, подписанную секретарем.
Контроль над дебиторской задолженностью
Далее, бухгалтерский баланс. Допустим, в представленном балансе за последние два квартала указана выручка в размере 1 000 000 рублей. Планируемая сделка купли-продажи товара предполагает отсрочку оплаты на 30 дней, а ее стоимость равна 3 000 000 рублей. Логичный вопрос – как ваш вероятный покупатель сможет заработать 3 000 000 рублей за 30 дней, если за шесть месяцев смог заработать только один миллион? Стоит попросить партнера объяснить, как он будет реализовывать полученный у вас товар. Стесняться этого не надо, ведь продавая товар с отсрочкой платежа, вы выдаете своему партнеру коммерческий кредит, поэтому имеете право спросить, как он будет его отдавать. Таким образом, уже на этапе формирования сделки исключаются высокорисковые отношения.
Договорные методы снижения дебиторки
Итак, контрагент выбран, проверен, внушает доверие. Заключаем договор. Если договором купли-продажи или поставки товара предусмотрена отсрочка его оплаты, то эта отсрочка называется коммерческим кредитом. В статье 823 Гражданского кодекса РФ коммерческий кредит определяется как договор, исполнение которого связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, в котором может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг, если иное не установлено законом.
Для наших целей выделим важное: передача вещей, определяемых родовыми признаками с отсрочкой или рассрочкой оплаты. Иными словами, поставка, например, муки с постоплатой, это коммерческий кредит. Поскольку отсрочка платежа это кредит, то за пользование кредитом можно взимать процент. Не нужно путать с неустойкой, которая является штрафом. Например, покупатель предлагает поставить ему товар с отсрочкой платежа на 60 дней. В этом случае возможно предложить покупателю отсрочку с уплатой, скажем, 5% годовых от суммы отсрочки за 60 дней. Но за нарушение сроков возврата свыше 60 дней установить еще и штраф (пеню, неустойку) в более высоком размере.
Важное замечание: если установить в договоре и неустойку, и проценты за пользование коммерческим кредитом за просрочку исполнения одного и того же обязательства, вам могут отказать в их одновременном взыскании.
Чтобы побудить покупателя оплатить товар как можно раньше, лучше всего установить процент за пользование кредитом не весь срок отсрочки, а, скажем, только за треть. Например, из 60 дней отсрочки 40 без процента, а двадцать с процентами. Таким образом, с одной стороны расходы покупателя не очень обременительны, но в тоже время есть стимул рассчитаться пораньше.
Сдача-приемка поставленного товара
Очень важный раздел договора относится к сдаче-приемке поставленного товара. Рекомендую описывать этот процесс максимально подробно. Например, приемка товара лицом, чьи полномочия не подтверждены, может быть не принято судом во внимание, поскольку не доказывает факт приемки. Мало ли кто подписал акт. Кроме того, несоблюдение порядка приемки также приводит к возможности успешного оспаривания факта приемки товара покупателем. Часто встречаются ссылки на инструкции Госарбитража СССР П-6 П-7. Прекрасные документы, подробно описывающие процедуры приемки и сдачи. Проблема в том, что эти процедуры фактически не соблюдаются именно в силу их подробности. Следовательно, недобросовестный покупатель может заявить, что товар не принял, так как установленная договором процедура не соблюдена. Вы поставили товар, ждете оплаты, срок наступил, вы спрашиваете где оплата, а вам отвечают, что поставки не было, поскольку приемка не соответствует договору.
Документооборот
Не менее важное положение договора регулирует документооборот, ведь кроме приемки товара, покупатель обязан оформить документы (счет-фактура, товарная накладная, единый передаточный документ (ЕДП), акт сдачи-приемки и т.д.), подтверждающие в соответствии с договором, что товар им принят без замечаний. После того как документы оформлены, покупатель обязан передать их продавцу. Для того, чтобы не возникало заминок с документами, нужно в договоре установить порядок и сроки передачи документов о поставке от покупателя продавцу и ввести специальные санкции в виде денежных штрафов за нарушение этих положений договора.
Нужна юридическая помощь по вопросу взыскания задолженности?
Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.
Претензионно-исковая работа с должниками
Подробный и грамотный договор – это прекрасно, но за его исполнением нужно следить. Необходимо контролировать своевременную отгрузку товара, его движение до покупателя и сохранность в пути, время доставки покупателю и его действия по приемке и оформлению документов. Для этого необходимо выделить специальных сотрудников и подготовить Положение об исполнении договоров, в котором подробно описать кем, как и что контролируется, или включить этот раздел в Положение о договорной работе.
Если несмотря на проверки, подробный договор, контроль его исполнения, оплата не производится, наступает время претензионно-исковой работы.
Важно: не допускайте затягивания направления претензии нерадивому покупателю. Направляйте претензию как можно скорее после нарушения сроков оплаты.
Претензионно-исковая работа в организации – это комплекс мер, направленных на урегулирование споров с контрагентами по поводу нарушения договорных обязательств одной из сторон. Она охватывает весь цикл действий от выявления нарушения до удовлетворения претензии (добровольного или принудительного). Само по себе предъявление претензии сразу после просрочки говорит должнику о том, что у вас дело поставлено серьезно и договориться или увещевать просто некого – все делается системно, и менеджер, с которым работает должник, не может ни на что повлиять, даже если захочет. Кроме того, должник понимает, что за неудовлетворенной претензией сразу последует иск в суд. Чтобы усилить этот эффект, нужно в договоре установить короткий срок рассмотрения претензий, который будет начинаться с даты отправки претензии должнику, а не от даты ее получения. В этом нет ничего предосудительного. Добросовестный партнер сможет заплатить или внятно объяснить причины неплатежа и обозначить сроки погашения претензии. Ему для этого нужно два-три дня. А если нет, то и месяц не поможет.
Как организовать претензионно-исковую работу
Чтобы организовать такую работу, определите, какие сотрудники будут в ней участвовать, как они будут взаимодействовать между собой. Этот порядок закрепите в Положении о претензионно-исковой работе. Чтобы упростить претензионно-исковую работу, разработайте типовые формы претензий и исков.
В зависимости от специфики деятельности вашей организации и от количества претензий (ваших и поступающих от контрагента) претензионную работу можно поручить:
Можно сочетать указанные варианты. Например, в штатном режиме претензиями занимается юрист по претензионно-исковой работе, а для претензий по договорам подряда собирается рабочая группа из юристов и инженеров.
Распределите задачи между ответственными сотрудниками (подразделениями). Определите, кто и как будет принимать и фиксировать претензии от контрагентов, инициировать предъявление претензий вашей организацией, вести переговоры, принимать решение по передаче спора в суд и т.д. Впоследствие все это нужно будет отразить в специальном локальном акте – Положении о претензионно-исковой работе.
Возможно, для организации эффективной претензионно-исковой работы вам придется создать новое структурное подразделение и внести изменения в должностные инструкции, трудовые договоры и другие документы. Чтобы не допустить при этом ошибок, в том числе не нарушить права сотрудников, привлеките к работе над проектом специалистов по кадрам и по трудовому праву.
Конечной целью претензионно-исковой работы является сокращение числа нарушений и претензий, уменьшение количества судебных споров. Чтобы ее достичь, регулярно проводите работу над ошибками. Выявляйте и устраняйте причины возникновения претензий.
Например, если вы проиграли суд ввиду некорректной формулировки в договоре, внесите соответствующие исправления в типовые договоры. Если пришлось отказаться от взыскания, потому что документы на передачу товара были неправильно оформлены, выпустите разъяснения для сотрудников, проведите обучение персонала. Если контрагент не смог выполнить обязательства, а взыскать с него оказалось нечего, внесите изменения в Положение о договорной работе, чтобы усилить проверку контрагентов. Можно также ввести правило, согласно которому новым клиентам товары поставляются только по предоплате.
Итак, мы рассмотрели методы контроля над дебиторской задолженностью и ее снижения. В следующей статье мы обсудим методы досудебного взыскания задолженности и финансирования под уступку права требования долга.