За счет чего существует телеграмм
Стоимость содержания Telegram как сервиса. Экономика мессенджера
Многие считают Telegram мессенджером, используют его как продвинутый вариант WhatsApp. Не разделяю этого мнения, так как Telegram вбирает в себя свойства как мессенджера, так и социальной сети, в которой можно делиться контентом, общаться и поддерживать контакт с неограниченным кругом людей. Смело можно сказать, что Telegram – это инструмент другого поколения, он пришел на смену привычным мессенджерам и безо всяких скидок стал явлением. В январе 2021 года аудитория Telegram перевалила за 500 миллионов человек, им пользуются по всему миру. Где-то Telegram пытаются запретить, где-то, напротив, приветствуют. Основной вклад в популярность Telegram внесла Россия, так как государство делало вид, что хочет заблокировать мессенджер, но никогда не предпринимало реальных попыток это сделать. Не могу припомнить такой масштабной и дорогой рекламной кампании для другого сервиса.
Политическая борьба в Америке оттолкнула многих людей от Facebook, Twitter, Instagram, а почти никому не известный клон Twitter под именем Parler и вовсе пал смертью храбрых. Люди искали удобный инструмент, где они смогут выражать свои мысли, многие открыли для себя Telegram. В Facebook недооценили восприятие пользователями того, как они относятся к своим данным. Много лет данные WhatsApp передавались в Facebook и использовались в различных целях, в том числе и для рекламы, человек для корпораций превратился в продукт. Изменение пользовательского соглашения WhatsApp подсветило эту проблему, о ней стали говорить публично, и многие люди решили, что они не являются для Facebook продуктом, который можно продавать, отправились на поиски другого инструмента и нашли Telegram. Павел Дуров упомянул, что за 72 часа Telegram получил 25 миллионов пользователей, рекорд безо всяких скидок, и за него нужно благодарить как Facebook, так и цензуру, которую ввели в американских социальных сетях.
Можно смело утверждать, что 2021 год для Telegram становится удивительным, мессенджер уже требуют заблокировать в США инициативные граждане, но это только цветочки, основные события еще впереди. Многие рассуждают о том, что Telegram от этой ситуации только выигрывает, получает десятки миллионов пользователей из ниоткуда, не тратит на их привлечение деньги. Сказочная ситуация, которой можно и нужно радоваться, но на деле все не так прекрасно. Причина в том, что каждый пользователь означает дополнительные расходы, которые мертвым грузом ложатся на Telegram. Аудитория в 500 миллионов человек – это заметная политическая сила в нашем мире, но с момента запуска в 2013 году Telegram не приносит своему владельцу ни копейки. Этот бизнес только сжирает миллионы долларов ежемесячно и выглядит как благотворительный проект, но может ли он быть таковым? Сомневаюсь.
Давайте вместе постараемся разобраться, сколько стоит содержание Telegram, насколько проект дорог и откуда появились деньги на него. Выводы каждый сможет сделать самостоятельно.
Начать нужно с оценки того, как развивался Telegram, как менялась его аудитория. Давайте посмотрим на график.
Можно сказать, что за последний год Telegram ускорился, прирост аудитории в 200 млн пользователей можно считать рекордным. Но к январю 2022 года в Telegram планировали достигнуть аудитории в миллиард пользователей, такой прогноз был сделан в 2018 году, когда Павел Дуров пытался запустить свою криптовалюту. План выглядит реалистичным. Чтобы оценить Telegram в разрезе других социальных сетей и мессенджеров, давайте посмотрим на статистику (октябрь 2020 года, как вы понимаете, все уже заметно изменилось).
Огромная аудитория, постоянный и взрывной рост. Давайте оценим, сколько стоит содержать такую махину и на что уходят деньги. Так как Telegram не является публичной компанией, ориентироваться мы можем на то, что в разное время рассказывал Павел Дуров, создавший мессенджер.
Первое интервью, которое может нас заинтересовать, датируется 2015 годом. Первоначально оно появилось в американском издании Daily Dot, но сегодня страница с этим текстом ведет в никуда, интервью исчезло. Вот эта ссылка.
Уничтожить что-то в сети крайне сложно, поэтому предлагаю ознакомиться с парой моментов, рассказанных в интервью. В частности, Павел Дуров заявил, что в 2015 году на поддержание мессенджера уходил миллион долларов в месяц. Он тратил на мессенджер собственные деньги, которые получил от продажи доли в социальной сети «ВКонтакте». И вот его прямая речь: «Сейчас мы неустойчивы, мы тратим мои личные средства. Мы хотим, чтобы в будущем компания могла покрывать зарплаты, потому что иначе это нечестно. И я согласен с тем, что это то, куда мы идём, что мы сделаем в конце концов, придумаем устойчивую бизнес-модель. Я думаю, что мы уже скоро начнём с этим экспериментировать. Это не будет включать платные функции, подписки или рекламу. Telegram всегда будет бесплатным для пользователя. Наша монетизация, скорее всего, будет включать платформу для сторонних разработчиков и разделение доходов».
Или вот такой пассаж: «Мы похожи на некоммерческие организации тем, что мы тоже хотим тратить всё, что заработали. В то же время мы хотим сами себя обеспечивать. Поэтому важный вопрос, который нам задают пользователи: “Отличный продукт, бесплатный, мне он нравится, но что случится через год, два года, пять лет, когда вы наберёте большую популярность и расходы возрастут?”.
Мы не хотим вечно сжигать деньги, и мы не хотим зарабатывать больше, чем можем потратить. Мы хотим зарабатывать ровно столько, сколько нам нужно на оборудование, трафик и зарплаты. В нашей команде — лучшие разработчики мира. Некоторые из них были лучшими во “ВКонтакте”, и они ушли вслед за мной в Telegram. Они получали предложения от Facebook, Google. Мы не можем мотивировать их опционами, потому что это не частная компания, предназначенная для продажи. Поэтому нам приходится платить им конкурентоспособные зарплаты, иначе у нас не было бы разработчиков».
На что Telegram тратит деньги? Это команда разработчиков, расходы на офис и другую мелочевку, так как эти расходы мизерны по сравнению со стоимостью трафика и серверов для обслуживания Telegram. Экстраполировать расходы 2015 года на сегодняшний день невозможно, так как среднестатистический пользователь Telegram того времени и 2021 года сильно отличаются. Причина в популярности мессенджера и том, что он позволяет создавать публичные каналы, которые распространяют информацию, и зачастую это не просто текст, а фотографии, видео, голосовые сообщения. Все то же самое есть и у пользователей. У меня нет статистики по трафику пользователя Telegram в 2015 году, но есть возможность посмотреть таковой для российских пользователей в январе 2020 года и в январе 2021 года, данные одного из операторов большой тройки. В январе 2020 года средний объем передаваемых данных (только мобильные данные, Wi-Fi не учитывается, что дает большую погрешность, реальные данные выше) составил 800 МБ. В январе 2021 года мы наблюдаем рост до 1.4 ГБ. Делать выводы из этих данных по России в целом можно, но в других странах профиль потребления сильно отличается.
Также стоит учитывать, что оператор видит данные только на своей сети. Если человек пользуется двумя смартфонами, то трафик кратно выше, на каждом устройстве он дублируется! Вот мои данные из Telegram, они выше средних для России (подписка на десяток каналов, активный обмен фотографиями).
Посмотрите, сколько данных передаете вы, думаю, что статистика вас удивит. Единственный вывод, который можно сделать на коленке, звучит крайне просто: сегодня в Telegram объем данных на одного пользователя в месяц составляет значимую величину и сильно отличается от того, что мы видели в 2015 году. В пользу этого говорит и то, что люди ежегодно потребляют все больше и больше мобильного трафика.
Понятно, что Россия заметно выделяется дешевизной мобильного интернета, например, в Индии картина на пользователя будет совсем другой. Но там у людей также есть Wi-Fi, они не менее активно потребляют разнообразный контент. Для Telegram не играет особой роли, как вы получаете доступ к приложению, по Wi-Fi или через сотовую сеть. Для сервиса важно, какой объем данных вы передаете, а также то, что эти данные необходимо хранить на серверах, а также оплачивать трафик до них. Львиная доля расходов Telegram сегодня – это серверы, которые должны обеспечивать работу приложения, а также желательно находиться в разных странах мира, чтобы обеспечить наилучшую связность для сервиса.
В декабре 2020 года Павел Дуров впервые объявил о том, что в Telegram появятся платные функции. В мессенджере ничто не изменится для пользователей, для них Telegram останется бесплатным. Также пользователи не будут видеть рекламу в своих сообщениях, что зачастую раздражает и вызывает отторжение. Деньги планируется привлекать за счет расширенных возможностей, а также тех, кто использует Telegram для бизнеса. Никакой конкретики объявлено не было, но Дуров повторил, что разговора о продаже компании или доли в ней не идет.
Дуров много лет выстраивает образ человека, который борется за права людей, создает инструмент, защищающий приватность, и не следит за своими пользователями. Факт заключается в том, что Telegram хранит все, что вы отправляете через него, – сообщения, файлы, видео и фотографии. Для пользователя это ровно такой же черный ящик, как другие сервисы, вы не знаете, что происходит внутри него, и остается только верить словам Павла Дурова. Вера – штука эфемерная, она может быть быстро разрушена.
В мае 2020 года инвесторам Gram предложили кредитный договор, по которому компания обязана до 1 мая 2021 года вернуть все привлеченные деньги и заплатить 10% за год их использования (срок действия – с 1 мая 2020 года по 30 апреля 2021 года). Либо вернуть 72% от суммы, но тогда ставка составит 52.7%.
В январе 2021 года появился слух, что Дурову предлагали продать от 5 до 10% компании при общей оценке Telegram в 30 млрд долларов. Но Дуров отклонил предложение, да и все предыдущие заявления однозначно говорят о том, что компания не продается. Согласитесь, что это выглядит как минимум странно и удивительно, ведь Telegram – это бизнес, который съедает ежегодно сотни миллионов долларов. И их нужно где-то привлекать, благотворительность не может продолжаться бесконечно долго. Вопрос монетизации сервиса стоит остро, но даже если Telegram запустит такую монетизацию завтра, он не сможет привлечь достаточные средства для поддержания работы, расходы уже больше, чем потенциальная выручка.
На этом фоне путей для решения проблемы не так много, но это если говорить о бизнес-составляющей. Думаю, что мы увидим очень интересный ход от Павла Дурова, когда он использует свою фирменную фишку – защиту людей и их персональных данных. Никаких обязательных платежей, но сбор данных в поддержку Telegram, возможность получить «галочку» напротив имени, что ты пожертвовал какие-то деньги. Это социальная история, которая может поддержать сервис. Также это отличная история, чтобы показать, что Telegram независим, поддерживается своими пользователями, за ним не стоит кто-либо. Мое мнение при этом остается неизменным, что Telegram создан как инструмент разведки, и инструмент успешный, вся легенда вокруг сервиса выстроена очень верно. Равно как и то, что многие годы Telegram не зарабатывает деньги, этот вопрос перед сервисом просто не стоял. Поверить в альтруизм Павла Дурова легко, так как это часть его образа. Но повторю, что Telegram для всех вне его – это черный ящик, и никто не знает, что происходит внутри, какие данные и как хранятся, куда они передаются и так далее. Кто-то может посчитать это теорией заговора, но все косвенные признаки говорят об одном и том же. Неуклюжие попытки заблокировать Telegram в России выглядели как удачная PR-кампания. Когда инженеры предлагали 100% способы «убить» сервис, их советы просто игнорировались, что рисует ситуацию совсем в другом свете.
Но если отбросить в сторону политику и то, кто на самом деле и для чего создавал Telegram, можно сказать, что в публичном поле компании необходимо решить один простой вопрос – показать, что она независима и получает деньги на свое существование из «чистого» источника. Сбор денег пользователей для этого идеален, тем более что среди таких платежей легко скрыть финансирование со стороны тех или иных институтов власти.
Повздорил с властями и создал «самый приватный мессенджер». Как Дуров придумал Telegram
История Telegram сопряжена с чередой скандалов на уровне правительств ведущих государств, обвинениями со стороны политиков разного калибра в адрес разработчиков мессенджера в пособничестве террористам, а также миллиардными инвестициями, ушедшими непонятно куда. Но это не помешало Павлу Дурову заполучить внушительные 500 млн пользователей сервиса. Рассказываем, как Telegram превратился в одно из самых важных приложений на устройствах людей по всему миру и какую цену за это пришлось заплатить его создателям.
Захотел отправить приватное сообщение, когда пришли силовики
Легенда гласит: своим появлением Telegram обязан пристальному интересу российских силовиков лично к Павлу Дурову. В 2011 году в России состоялись выборы в Госдуму. В то время главной русскоязычной соцсетью уже была «ВКонтакте». Оппозиционеры вели переговоры в том числе и там — по версии властей, заодно призывая пользователей соцсети к несанкционированным митингам.
От Дурова якобы требовали заблокировать определенные тематические группы, а он отказал. После этого Павел также проигнорировал повестку из прокуратуры, и через некоторые время в апартаменты предпринимателя захотел вломиться местный ОМОН вместе со следователем.
Именно в этот момент предприниматель, если верить растиражированной в СМИ версии, задумался: как хорошо было бы отправить информацию о происходящем брату-программисту Николаю (он заведовал всей технической частью «ВКонтакте», а позже и Telegram), причем сделать это так, чтобы сообщение никто не перехватил. В то время возможностей шифрования во «ВКонтакте», как и в подавляющем большинстве остальных соцсетей и мессенджеров, еще не существовало.
В конце концов конфликт между представителями госорганов и Дуровым в тот раз удалось замять. А идею создания приложения, переписки в котором останутся приватными, в долгий ящик не забросили.
Когда запустился мессенджер и кто его разрабатывал
Когда началась работа над Telegram и, что важнее, кем именно — споры об этом ведутся до сих пор. В целом Telegram и сегодня остается достаточно скрытной компанией, предпочитающей держать важную информацию при себе.
Официальная версия становления мессенджера от самого Дурова, ставшая известной благодаря «слитой» стенограмме его 16-часового допроса комиссией по ценным бумагам и биржам США в Дубае (ОАЭ), гласит: «Telegram создан группой инженеров и менеджеров, которые все еще работают в Telegram. Команда начала работать над проектом в начале 2012 года и публично запустила его в августе 2013-го». Об этом говорится и в разделе FAQ на сайте мессенджера.
В интервью GQ бывший директор особых направлений Telegram Антон Розенберг добавил несколько любопытных фактов (официально не подтвержденных). За несколько месяцев до начала активной разработки Telegram у Дурова случился разлад с двумя другими основателями «ВКонтакте». Они, по версии Розенберга, задумали продать свои акции, а Павлу это не понравилось — он даже удалил их страницы из соцсети. Таким образом, у Дурова осталось только 12% акций «ВКонтакте» — до контрольного пакета далековато.
А новый приватный мессенджер, разработанный по протоколу шифрования MTProto братом Павла Николаем, мог стать спасительной ниточкой, к которой другие официальные лица «ВКонтакте» имели бы лишь опосредованное отношение. Далее Розенберг подтверждает, что непосредственная разработка мессенджера стартовала в 2012 году, и добавляет: «Дуров велел разработчикам из „ВКонтакте“ сделать новый мессенджер быстрее и удобнее, чем WhatsApp». То есть он заявляет, что разработкой Telegram занимались именно люди из «ВКонтакте».
В будущем это якобы стало краеугольным камнем множества претензий к Павлу со стороны уже новых совладельцев «ВКонтакте». Они не понимали, с какой стати созданное в стенах офиса компании в Санкт-Петербурге ПО должно принадлежать исключительно Дуровым. История усложняется наличием нескольких юридических лиц, зарегистрированных в разных государствах, и путаницей в наименованиях мессенджера (Telegraph, Telegram). Хотя сам Дуров все отрицал.
Точная причина отъезда Дурова не называется. Сам он заявлял о «несовместимости ведения интернет-бизнеса в России». Но некоторые связывают эмиграцию предпринимателя с интересом силовиков после того, как Павел в прямом смысле наехал на сотрудника ДПС на своем Mercedes в Санкт-Петербурге. Впрочем, и это дело закрыли, переквалифицировав в административное.
«WhatsApp — отстой», или мировая экспансия Telegram
Но грустить по родине у Дурова было особо некогда. Практически все время он вместе с братом и небольшой командой уделял развитию своего детища — Telegram. В 2013-м появился клиент мессенджера для платформы iOS, немного позже — для Android. К концу года Павел отчитался о первом миллионе пользователей.
Дальше — больше. В 2014 году запустили спецверсию программы для планшетов, позже разработали систему с псевдонимами (которые с @ вначале), в 2015-м ввели стикеры. Важно, что все это работало кросс-платформенно. То есть, переходя с одного устройства на другое, пользователь не терял истории переписок (в отличие от конкурентов). В 2016-м, всего через два с половиной года после запуска, база активных пользователей Telegram насчитывала уже 100 млн человек — небывало быстрый рост.
Но так было не всегда. К моменту запуска в 2013—2014 годах основной конкурент Telegram — мессенджер WhatsApp — уже стал достаточно популярным. У Viber в активе были десятки миллионов пользователей. Впрочем, к WhatsApp у Дурова сразу же сложилось неприязненное отношение. Например, на конференции TechCrunch Disrupt в 2015 году предприниматель произнес ставшую знаменитой фразу «WhatsApp sucks» («WhatsApp — отстой»). В сети даже ходила такая картинка со сравнением возможностей мессенджеров:
При этом Дурову с командой было жизненно необходимо найти фишку для продвижения Telegram. И ее нашли — причем от первоначальной идеи, появившейся вскоре после приезда силовиков в апартаменты предпринимателя в 2011-м, она мало чем отличалась. Основой маркетинговой кампании Telegram решили сделать защищенность пользовательских данных.
Насколько в реальности защищена переписка в «облачных», а не «секретных» чатах (последние находятся на устройствах пользователей, а не в сети, то есть не синхронизируются), эксперты спорят до сих пор. Но факт остается фактом: стратегия Дурова сработала — сегодня мессенджер многими воспринимается как одно из самых надежных решений для приватного обмена сообщениями. А в 2015 году Дуров даже публично заявил: «Наше право на приватность переписки важнее страха перед терроризмом».
Попытки блокировок Telegram «из соображений государственной безопасности»
Но с подобным подходом согласились правительства не всех государств. Например, в Иране мессенджер официально заблокирован по решению суда, притом что только в 2018 году им на территории страны пользовались как минимум 40 млн человек. Официальные власти Ирана объясняют блокировку «соображениями государственной безопасности и борьбы с терроризмом». Впрочем, назвать такую блокировку особо успешной получается с натяжкой: мессенджер как работал, так и продолжает работать — хоть и с ограничениями, которые местные пользователи успешно обходят.
Похожая история случилась и в России. Там в 2018 году мессенджер пытались заблокировать силами Роскомнадзора, когда Дуров отказался выдать ключи шифрования по запросу правительства после теракта в петербургском метрополитене. Позже Дуров заявил о невозможности исполнения так называемого «закона Яровой».
Правда, с блокировкой не задалось. Параллельно с ней Роскомнадзор «поломал» половину других интернет-ресурсов. Например, наблюдались сбои в работе системы регистрации билетов на авиарейсы, системы продажи электронных полисов, сайта МГУ и других университетов, научных архивов. И это не говоря про сервисы от Google, Yahoo, Twitter, Facebook, Sony и компаний поменьше. Сам же мессенджер продолжал работать: юзеры удачно обходили запреты десятками доступных способов.
Ситуация с мнимой блокировкой продолжалась несколько лет и иногда доходила до абсурда. Например, государственные службы и предприятия России продолжали активно создавать в Telegram официальные группы и каналы, а пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков даже заявлял, что в Кремле также пользуются мессенджером. Официально блокировку Telegram в России сняли лишь в 2020 году по до сих пор непонятной причине. При этом Дуров продолжает утверждать, что за все время существования проекта властям он передал «ровно 0 КБ информации».
Вместо резюме
Из уже упоминавшейся стенограммы допроса Дурова комиссией по ценным бумагам и биржам США стало известно: в основном составе Telegram работает совсем немного человек. По пояснениям Павла, в 2017 году в Telegram Group числилось от 25 до 30 человек, и «сейчас эти цифры не сильно изменились». Официально команда располагается в Дубае, хотя и привлекает «сотни независимых подрядчиков».
Также в январе создатели мессенджера сообщили: количество его ежемесячных активных пользователей составляет порядка 500 млн человек, приложение скачали миллиард раз. Если верить ресурсу statista.com, то по количеству юзеров Telegram занял 4-е место в мире. Для сравнения: у ненавистного Дуровым WhatsApp — около 2 млрд пользователей.
Дуров объявил о начале монетизации Telegram. Что важно знать
На чем будет зарабатывать Telegram
С 2021 года мессенджер Telegram начнет монетизироваться, сообщил его основатель Павел Дуров в своем Telegram-канале.
При этом Дуров подчеркнул, что «большинство пользователей едва ли заметят серьезные изменения»: все текущие сервисы Telegram останутся бесплатными, а в сервисах с личными и групповыми чатами не будет рекламы.
Почему решили ввести платные услуги
Как объяснил Дуров, по мере роста числа пользователей мессенджера обслуживание его работы становится все дороже. Сейчас у Telegram около 500 млн пользователей, а поддержка проектов такого масштаба, в том числе оплата расходов на серверы и трафик, обходится в «сотни миллионов долларов в год», эти расходы уже невозможно оплачивать из личных сбережений, объяснил бизнесмен.
«Когда технологическая компания вырастает до таких размеров, у нее есть только два пути: начать зарабатывать деньги для покрытия затрат или продаться более крупному игроку», — написал он, оговорившись, что продажа Telegram не рассматривается, так как миру нужен независимый мессенджер. Монетизация должна позволить Telegram сохранить независимость и «будет полезна всему сообществу, так как расширит возможности создателей контента для заработка», рассчитывает он.
Как к нововведениям отнеслись участники рынка
По оценке руководителя российского подразделения партнерской сети Admitad Анны Гидирим, после запуска рекламной платформы и выхода ее на полные обороты Telegram может рассчитывать более чем на 4 млрд руб. выручки в год, исходя из объема аудитории мессенджера и опыта схожих платформ. «Бизнес крайне заинтересован в прозрачных и удобных инструментах продвижения в этом мессенджере — темпы продаж через него растут ежегодно. В 2020 году через Telegram только в России было продано товаров более чем на 1,8 млрд руб., что на 65,3% больше, чем в 2019-м», — отметила она.
Опрошенные РБК владельцы крупных Telegram-каналов неоднозначно отреагировали на сообщение Дурова. Несколько из них указали на то, что пока нет подробностей о том, как будет устроена рекламная платформа. Автор Telegram-канала «Сталингулаг» (357 тыс. подписчиков) Александр Горбунов рассказал РБК, что не увидел в сообщении Дурова «намека на некую рекламную биржу» и не считает, что мессенджер будет делиться рекламными доходами с авторами каналов. «Скорее всего, мессенджер будет оставлять все доходы себе, а рынок рекламы, который в Telegram уже устоялся, останется таким же, каким мы знаем его сегодня», — говорит он.
Главный редактор канала Mash (906,4 тыс.) Максим Иксанов отметил, что Дуров как бизнесмен имеет «полное право зарабатывать на Telegram, а то получается, что на нем зарабатывают все, кроме него». «Скорее всего, эти возможности важны для пабликов, которые ведут энтузиасты или просто авторы, у них нет, как у Mash, возможности иметь собственный рекламный и юридический отдел, чтобы работать с большим количеством клиентов», — рассуждает Иксанов. По его мнению, до 80% каналов воспользуются возможностью работать с платформой, их авторы «смогут просто заниматься творчеством, а не как сейчас — бегать по рынку и пытаться заработать хоть сто рублей».
«Аналогичное новшество после покупки «ВКонтакте» вводила Mail.ru Group, установив огромную комиссию, и работать напрямую с клиентами было выгоднее, — вспоминает администратор крупного новостного канала rus_criminal (846 тыс. подписчиков). Однако он считает, что Дуров не из тех, кто создал проект ради монетизации, поэтому он рассчитывает, что комиссии на рекламной платформе будут невысокими, а владельцы каналов смогут и дальше делать «нативную» рекламу в постах.
Автор канала EVOLUTION (817 тыс. подписчиков) предполагает, что при появлении рекламной платформы Telegram появится больше плюсов, чем минусов. Число рекламодателей увеличится, а у администраторов каналов появится выбор, какую рекламу ставить напрямую, а какую — через рекламную платформу Telegram. В то же время, по его словам, появление рекламной платформы может сильно снизить стоимость рекламы в каналах: в ней может появиться алгоритм, который будет показывать среднюю стоимость рекламы, а раньше цена рекламы рассчитывалась для каждого конкретного случая.
Управляющий партнер венчурного фонда Typhoon Digital Development Олег Братишко назвал модель монетизации Telegram «необычной», потому что таким образом с каналов в странах их основного распространения можно будет получить максимум по несколько миллионов долларов в год, что несопоставимо с затратами команды Telegram на поддержание мессенджера. По его словам, более стандартным способом монетизации является введение платных опций для всех пользователей, поскольку это приводит к более значимому экономическому эффекту. «Может быть, таким образом под видом монетизации Telegram создает инструмент для увеличения влияния тех или иных каналов — управляя продвижением канала через биржу, можно прокачивать определенные темы», — рассуждает он.