За счет чего возможно повышение уровня рождаемости

Какие меры необходимо принять в РФ для существенного повышения рождаемости

За счет чего возможно повышение уровня рождаемости. Смотреть фото За счет чего возможно повышение уровня рождаемости. Смотреть картинку За счет чего возможно повышение уровня рождаемости. Картинка про За счет чего возможно повышение уровня рождаемости. Фото За счет чего возможно повышение уровня рождаемости

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

За счет чего возможно повышение уровня рождаемости. Смотреть фото За счет чего возможно повышение уровня рождаемости. Смотреть картинку За счет чего возможно повышение уровня рождаемости. Картинка про За счет чего возможно повышение уровня рождаемости. Фото За счет чего возможно повышение уровня рождаемости

В России наблюдается быстрое снижение рождаемости. Ежегодная естественная убыль населения при отсутствии дополнительных мер поддержки рождаемости будет неуклонно расти и через несколько лет может превысить полмиллиона человек в год. Ускоренное падение рождаемости в возрасте до 30 лет может быть связано с новым этапом второго демографического перехода. Это наблюдается в развитых странах, а примерно с 2015 г. – и у нас в стране. К тому же в России наблюдается экономический спад, что также повлияло на количество рождений. В связи с этим мощной демографической мерой может стать модификация программы материнского (семейного) капитала в соответствии с новыми вызовами снижения рождаемости, а также переформатирование пенсионной системы таким образом, чтобы отчисления в Пенсионный фонд шли на семейные счета, на которые государство может пропорционально добавлять денег. Следовательно, дети будут в буквальном смысле кормить родителей в старости, как это было до XX века. Это будет стимулировать повышение не только количества, но и качества детей. В этом случае возможно будет преодолеть заветную планку в 2,1 ребенка на женщину (семью).

– Как обстоят дела с рождаемостью в России?

– Если говорить про последние три года, то наблюдается быстрое снижение рождаемости. В 2019 г. коэффициент суммарной рождаемости (далее – КСР), скорее всего, опустится до 1,51 ребенка на женщину, т. е. до уровня 2008–2009 гг., в то время как в 2015 г. он составил 1,78, при этом Россия тогда находилась в первой десятке развитых стран (из 50) с самой высокой рождаемостью, а КСР вторых детей был одним из самых высоких среди 50 развитых стран. При этом максимальное падение в 2016–2019 гг. случилось по первым и вторым детям. В то же время рождаемость в России остается одной из самых молодых среди всех развитых стран (моложе только в Молдавии и на Украине; страны Закавказья в число развитых не входят), а темпы постарения рождаемости, по мировым меркам, в России средние или ниже средних. Средний возраст рождения первенца в 2018 г. составил 25,9 года, увеличившись на 1 год за 7 лет, что соответствует среднему темпу среди развитых стран. Рождаемость вторых и последующих детей в России с 2010 г. не «стареет», в отличие от прочих развитых стран.

Что касается более фундаментального показателя «итоговое число рождений у реальных поколений женщин», то для когорт второй половины 80-х гг. рождения он составит 1,8 ребенка на женщину, по сравнению с 1,6 для женщин 1970–1973 гг. рождения. Прирост в 0,2 рождения – очень существенный; такого прироста не наблюдалось в последние десятилетия практически ни в одной стране мира. К сожалению, мы пока не можем уверенно прогнозировать рождаемость у женщин 90-х гг. рождения, но, судя по всему, она будет ниже показа­теля 1,8 ребенка на женщину.

За счет чего возможно повышение уровня рождаемости. Смотреть фото За счет чего возможно повышение уровня рождаемости. Смотреть картинку За счет чего возможно повышение уровня рождаемости. Картинка про За счет чего возможно повышение уровня рождаемости. Фото За счет чего возможно повышение уровня рождаемости

– Насколько критична ситуация?

– В 1993–2008 гг. КСР был ниже, чем сейчас; при этом КСР первых рождений (КСР1) сегодня самый низкий в российской истории, но, по меркам развитых стран, находится на среднем уровне (до этого был одним из самых высоких). В целом рождаемость в России в 2019 г. впервые с 2010 г. опустилась до уровня ниже, чем в среднем по Евросоюзу. При этом, по данным на июнь 2019-го, темпы падения рождаемости не замедляются, несмотря на все новые принимаемые меры семейной политики. В 2019 г. КСР ожидается в районе 1,51 ребенка на женщину. Если падение КСР продолжится или если КСР будет находиться в районе 1,5 много лет, то и итоговая рождаемость поколений 90-х гг. рождения будет заметно ниже, чем 1,8 или даже 1,7, что означает отдаление от порога замещения поколений (2,1 ребенка на 1 женщину) и беспросветную естественную убыль населения в будущем. При отсутствии достаточной замещающей миграции (более полумиллиона человек в год) будет постоянно сокращаться численность населения, в том числе трудоспособного. Что касается ближайших лет, то на спад числа рождений дополнительно накладывается быстрое снижение числа женщин в детородном возрасте (20–40 лет), и это еще более усугубляет ситуацию. Ежегодная естественная убыль населения (разница между числом родившихся и числом умерших) при отсутствии дополнительных мощных мер поддержки рождаемости будет неуклонно нарастать и через несколько лет может превысить полмиллиона человек в год.

– Насколько нова данная ситуация? Был ли демографический кризис в СССР?

– Ситуация лишь отчасти напоминает 1988–1993 гг. Тогда рождаемость упала почти вдвое, но в основном за счет вторых и последующих рождений: малодетность позднего СССР в условиях кризиса быстро превратилась в практическую однодетность. Кроме того, тогда рожали еще в более молодом возрасте, чем сейчас, а число абортов было самым высоким в мире. Собственно, плоды того обрушения рождаемости мы пожинаем сейчас в виде сокращения числа молодых женщин (так называемая демографическая яма или «эхо 90-х»). Ситуация с рождаемостью в СССР в 80-х гг. XX века, в общем-то, была неплохой, но это видимое благополучие являлось «средней температурой по больнице»: в Средней Азии КСР превышал 4,5 ребенка на женщину и не снижался, в то время как в славянских республиках и Прибалтике лишь благодаря новым мерам демографической политики и антиалкогольной кампании на короткое время поднялся выше 2. Первого ребенка рожали все, а вот переход ко второму происходил реже, чем даже в Западной Европе; особенно это касалось городского образованного русского населения. Число же абортов в РСФСР превышало число рождений в 2 и более раза. По прогнозам, сделанным в начале 80-х гг., естественная убыль в РСФСР, Прибалтике, Белоруссии и на Украине должна была начаться уже в 90-х гг.

– Есть ли особенности рождаемости в различных регионах?

– Различия в уровне и других характеристиках рождаемости между российскими регионами колоссальные. КСР в Чечне более чем вдвое превышает КСР в ряде регионов Европейской части страны: Ленинградской, Смоленской областях, Республике Мордовия. Население Чечни составляет около 1% от общероссийского, но там рождается 9% всех пятых и последующих детей в стране – в 2 с лишним раза больше, чем в Москве, население которой превышает население Чечни в 9 раз. Чечня и Ингушетия, имея совокупное население менее 1,8 млн, вместе дают более 12% пятых и последующих рождений в России. В 320-тысячной Ингушетии рождается вдвое больше пятых и последующих детей, чем в 5,4-миллионном Петербурге. Рождаемость в сельской местности всегда выше, чем в городской. В случае, если это не так, то это просто значит, что сельчанки регистрируют сельские рождения в городе. Средний возраст материнского дебюта в Тыве – 23,2 года, а в Питере – 28,2 года. Рождаемость среди русских – одна из самых низких среди всех национальностей в РФ. Однако за последние 10–15 лет она немного выросла за счет вторых и последующих детей, в то время как почти у всех остальных национальностей снизилась (исключением являются только чеченки и ингушки).

– С чем связано падение рождаемости?

– Существуют общемировые, характерные для всех развитых стран, и специфические российские или восточнославянские факторы.

Во-вторых, общий оптимизм времен «Крымской весны» превратился в «посткрымскую депрессию», помноженную на экономический спад, политический застой и пропажу перспектив улучшения жизни для большинства населения. Это коснулось в большей степени первых рождений. Очень важно, что наблюдавшийся в 2007–2016гг. рост числа вторых рождений в последние годы (2014–2016) оказался «дутым». Рождаемость вторых детей выросла к лету 2016 г. до очень высокого среди развитых стран уровня, а затем рухнула, спустя ровно 9 месяцев после объявления о первом продлении программы материнского капитала (ПМК), сделанного 3 декабря 2015 г. После этого падение продолжилось, но с затуханием темпа. Новое ускорение падения рождаемости вторых детей началось спустя ровно 9 месяцев после объявления о втором продлении ПМК, сделанного одновременно с объявлением о введении ежемесячных выплат нуждающимся семьям на первых детей, сделанным 28 ноября 2017 г. Это падение продолжается до сих пор. Стало очевидным, что очень высокий КСР вторых детей в 2014–2016 гг. являлся результатом временного («таймингового») сдвига рождений детей на более ранние сроки у тех, кто планировал успеть получить сертификат на материнский капитал, пока ПМК окончательно не свернули. Это привело к «перегреву» рождаемости вторых детей, когда семьи старались успеть родить второго ребенка. Именно в 2013–2015 гг. шли жаркие дискуссии между экономическим и социальным блоками Правительства РФ о целесообразности продления ПМК, изначально планировавшейся к завершению 31 декабря 2016 г.

– Какие меры принимают другие страны, которые сталкиваются с аналогичной проблемой?

– В то же время в подавляющем большинстве развитых стран, особенно в Европе, много денег тратится на социальную часть семейной политики: например, на пособия всем детям, вне зависимости от дохода родителей, до достижения детьми возраста 18 лет или до окончания обучения в вузе, на организацию детсадов и яслей, на налоговые льготы и прочие привилегии. Декларируется, что это должно облегчать жизнь детям и семьям с детьми, а также выравнивать материальное положение путем снижения неравенства семей с детьми в доходах и доступе к социальным благам, выравнивать стартовые условия для социализации и развития детей. В этом и есть суть социальной составляющей семейной политики. Однако в последние годы все большее число стран с низкой рождаемостью внедряет демографические меры ее стимулирования, не ограничиваясь только социальными мерами (Австралия, Испания, Украина, Россия, Беларусь, Польша, Венгрия). Это могут быть как крупные единовременные выплаты типа ПМК, так и налоговые льготы и субсидии по жилищному кредитованию, снижение ипотечных ставок и ежемесячные пособия. Во многих других странах не только общественное мнение, но и правительства официально выражают неудовольствие и обеспокоенность низким уровнем рождаемости (Япония, Южная Корея, Финляндия, Дания, Норвегия).

– Насколько они были успешны? Могут ли они применяться в нашей стране?

– Наиболее успешной мерой стала отечественная программа материнского (семейного) капитала (ПМК). Сумма, выплачиваемая по данной программе, всегда превышала среднюю годовую зарплату (изначально – примерно вдвое) и все время была эквивалентна стоимости примерно 8-9 квадратных метров жилья по среднероссийским расценкам. Подсчеты показывают, что благодаря этой программе за 12 лет дополнительно родилось около 2,5–3 млн вторых и последующих детей, подавляющее большинство из которых без ПМК не родилось бы никогда. В Испании сумма беби-бонуса составляла всего 2500 евро – немногим больше среднемесячной зарплаты. Ненамного больше получали женщины в Австралии. Поэтому в этих странах трудно оценить эффект данных мер, так как их внедрение совпало с общим экономическим подъемом и ростом рождаемости в других странах, а отмена/завершение – с экономическим кризисом и падением рождаемости у соседей. Отечественная ПМК также была внедрена в момент бурного роста доходов, однако анализ динамики рождаемости по очередности рождения дает однозначный ответ о результативности программы материнского капитала. На Украине с 2006 г. были введены крупные выплаты при рождении детей, особенно третьих. Результат также был обнадеживающим вплоть до 2012–2013 гг. Дальнейшие события во многом ухудшили ситуацию, а позже эта программа была практически свернута, что наложилось на войну и глубокий экономический кризис.

Исследования показывают, что большие совокупные расходы на семейную политику (свыше 3-4% ВВП) обычно связаны с более высоким уровнем рождаемости (КСР 1,7–1,85: Швеция, Дания, Франция). Сюда входит обеспечение доступности дошкольного образования, различные льготы и субсидии семьям с детьми, особенно мало­имущим.

За счет чего возможно повышение уровня рождаемости. Смотреть фото За счет чего возможно повышение уровня рождаемости. Смотреть картинку За счет чего возможно повышение уровня рождаемости. Картинка про За счет чего возможно повышение уровня рождаемости. Фото За счет чего возможно повышение уровня рождаемости

– Какие конкретные меры Вы предложили бы для предотвращения дальнейшего падения числа рождений и сокращения КСР?

– Поскольку ПМК стала практически единственной результативной мерой поддержки рождаемости, целесообразно ввести материнский капитал на третьего ребенка и последующих детей в дополнение к уже имеющемуся капиталу на второго. Размер этого капитала не должен быть меньше текущего размера материнского капитала на второго ребенка (470 тысяч рублей с 2020 г.), но лучше, конечно, сразу объявить о сумме в размере ровно в 1 млн рублей, так как с точки зрения узнаваемости и социально-психологического эффекта эта круглая сумма будет сильнее стимулировать обзаводиться детьми, чем сумма в размере 940 тысяч рублей за второго и третьего ребенка или последующих. Внедрение этой меры на третьих или любых последующих детей (но один раз на женщину) способно обеспечить ежегодный прирост числа рождений в размере от 50–150 тысяч (в случае суммы в размере 470 тысяч рублей) до 150–350 тысяч (в случае суммы в размере в 1 млн руб­лей) детей в год дополнительно, причем не только третьих и последующих, но и вторых, и даже в какой-то степени первых. Суммарный же эффект может достигнуть 2,512 млн дополнительно рожденных детей за 10 лет в случае выплаты 1 млн рублей на третьего ребенка. Затраты на эту меру составят, соответственно, от 100 до 300 млрд рублей в год до 2030 г. (в ценах 2019 г.), т. е. от 0,1 до 0,3% ВВП. Это вполне подъемная сумма для бюджета. Причем данную меру не следует вводить в тех субъектах РФ, где рождаемость третьих детей и так высокая. Главным аргументом этого является тот факт, что в регионах, где многодетность всегда была распространена значительно шире, чем в среднем по России, прирост рождаемости после введения мер поддержки в 2007 г. стал наименьшим. При рождении четвертых и последующих детей необходимо погашать все проценты по ипотеке за счет государства, делая ипотечные кредиты беспроцентными. Да и при рождении третьего ребенка стоит субсидировать ставку по ипотеке не до 6% и не до 5%, как на Дальнем Востоке, а до 3–4%. При этом необходимо установить довольно высокий порог суммы кредита, при котором полагается такое субсидирование: около 4–5 млн рублей, чтобы под эту меру попали почти все семьи с тремя и более детьми из среднего класса (напомню, что средняя цена квадратного метра жилья в среднем по РФ составляет сейчас около 60 тысяч рублей, а без учета Москвы и Санкт-Петербурга – около 40–50 тысяч). Так что под эту меру должны попасть квартиры или расширение жилплощади как минимум в 100 квадратных метров, чтобы каждому ребенку можно было выделить по комнате. Но, конечно, с этой и многих других точек зрения – лучше индивидуальные дома.

– Почему именно эти меры?

– Во-первых, судя по опросам, они являются самыми популярными и обгоняют по популярности даже доступность детских садов и яслей, не говоря уже о налоговых льготах и тем более гибком графике работы.

Во-вторых, программа материнского (семейного) капитала (ПМК) стала единственной федеральной демографической мерой, оказавшейся результативной: с 2007 г.благодаря ей в России дополнительно родилось около 2,5–3 млн вторых и последующих детей, которые в ином случае не родились бы никогда. Влияние этой меры вовсе не ограничилось «тайминговым сдвигом», то есть вторых детей родили не просто раньше, но больше. А после этого и третьих, и т. д. Причем прирост рождаемости с 2007 г. был максимальным по третьим и последующим детям, но начался именно с 2007 г.

Все прочие меры, принятые за последние годы и декларируемые как демографические, нисколько не повлияли на рождаемость, за исключением региональных программ материнского (семейного) капитала на третьего ребенка там, где выплачиваемые суммы превышали 200 тысяч рублей и где не было жестких критериев и условий их получения, отсекающих от выплат большинство женщин, родивших третьего ребенка.

Ежемесячные пособия, выплачиваемые по критериям нуждаемости и адресности, не влияют на рождаемость. Видимо, поскольку рождение ребенка – это, образно выражаясь, инвестиция семьи в будущее, то пособия до достижения ребенком возраста 1,5 или даже 3 лет не явились для семей стимулом к дополнительным рождениям. Не зря же свыше 95% маткапитала тратится на жилье, а когда его разрешили пускать на ежемесячные пособия малоимущим, этим воспользовалась небольшая их часть. В этом заключается одна из причин результативности ПМК: характер средства соответствовал цели. Инвестиционной долгосрочной цели. Ведь жилье не заканчивается через 3 или 1,5 года.

Но даже в случае грамотных мер поддержки рождаемости их результат пропорционален затратам. Именно поэтому, думается, выплата государством 450 тысяч рублей в счет погашения ипотеки для многодетных будет иметь меньший эффект, чем если бы эти деньги выдавались при рождении ребенка на тех же условиях, на каких сейчас выдается маткапитал. Ведь ипотеку берут меньшинство семей, особенно многодетных. Кроме того, важно принципиально освободить многодетных от любого налога на жилье, а многодетных ИП и самозанятых – от любых налогов.

Если говорить о нематериальных мерах, то, безусловно, самой важной является доступность дошкольных учреждений: детских садов и яслей. Но их доступность и удобство не обязательно являются результатом дорогостоящего, длительного и коррупциоемкого строительства новых зданий ДОУ.

С точки зрения затрат намного эффективнее ввести систему «монетизации» детских садов, когда для родителей предусматривается выплата на детей при невозможности устроить ребенка в ДОУ. Такая компенсация позволяет обеспечить доступность дошкольного образования, что гарантирует высокий уровень занятости матерей (фактически это оплата труда матери), создает хороший задел для развития рынка нянь, так как теперь у семей будут средства, чтобы этих нянь нанять. Также введение таких мер предусматривает значительную экономию средств федерального бюджета – не нужно строить большое количество ДОУ и их содержать.

Данное предложение было неоднократно озвучено проектом «Аист на крыше» (www.proaist.ru ), который разработал законопроект о «монетизации» детских садов (законопроект по внесению изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), в рамках которого семьям выплачивались бы дифференцированные компенсации за неустройство детей в дошкольные образовательные учреждения. Предлагаемые расчетные размеры компенсаций: 20 000 рублей – на первого ребенка, 15 000 рублей – на второго, и 12 000 рублей – на третьего и последующих детей.

В случае реализации данного законопроекта можно было бы добиться следующих результатов: значительно сократить очереди в ДОУ за счет тех, кто просто держит место, обеспечить фактическую занятость женщин с детьми (мама не сидит дома с ребенком, она работает), отказаться от строительства или выкупа дорогостоящей инфраструктуры, что позволило бы значительно сэкономить средства бюджета; общая экономия, согласно расчетам, составит до 2025 г. 646 млрд рублей, при этом фактически будет реализована обеспеченность детскими садами на 99% в срок менее 3 месяцев.

Кроме того, вся социальная среда должна стать дружественной к семьям и женщинам с маленькими детьми. Например, во всех учреждениях и организациях должны быть пеленальные столы или помещения для кормления грудью, на предприятиях и в торговых центрах – обязательно детские комнаты с воспитателем, в общественном транспорте – приспособления для провоза колясок и т. п.

В дополнение к этому должна быть усилена пропаганда радостей материнства, развернута кампания в социальных сетях и на телевидении.

Все указанные меры в совокупности способны, при грамотном внедрении, со временем подтянуть рождаемость к уровню простого замещения поколений (2,1 ребенка на 1 женщину). Однако превысить этот порог чрезвычайно трудно. Сейчас ни в одной развитой стране мира КСР не превышает 1,85, и нигде поколения конца 80-х гг. рождения в среднем не родят больше 2,06 ребенка.

Одна из фундаментальных причин сокращения рождаемости в XX веке – взятие государством на себя заботы о пенсионном обеспечении граждан. Со времени введения всеобщей пенсии необходимость в большом числе детей как гарантии достойной старости отпала. Наиболее ярко это проявилось в Германии, где еще в конце XIX века при Бисмарке внедрили всеобщую пенсионную систему. Сейчас Германия – страна с самым старым населением в мире после Японии и Италии.

Поэтому самой мощной демографической мерой может стать переформатирование пенсионной системы таким образом, чтобы отчисления в Пенсионный фонд шли не в «общий котел», а на лицевые счета родителей. Понятно, что это должно происходить наряду с сохранением прав уязвимых слоев населения, таких как инвалиды или люди, которые по медицинским показаниям не могут иметь или усыновить детей. Таким образом, дети будут в буквальном смысле кормить родителей в старости, как это было до начала XX века. Это будет стимулировать повышение не только количества, но и качества детей, а также приведет к «обелению» рынка труда. В этом случае возможно будет преодолеть заветную планку в 2,1 ребенка на женщину (семью).

Сегодня российская пенсионная система, созданная в основном в начале 1990-х гг. и опирающаяся на опыт предшествующих десятилетий, начиная с закона СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», не призвана участвовать в решении демографических задач. Это следует в том числе и из Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), в котором законодатель в качестве своих целей называет защиту прав граждан РФ на страховую пенсию, удовлетворение основных жизненных потребностей пенсионеров и т. п. Другими словами, законодатель не ставит цели оказать влияние на демографическую ситуацию с помощью пенсионного законодательства.

Вместе с тем существующая пенсионная система содержит множество механизмов, которые могли бы быть использованы в целях улучшения демографической ситуации. И особое место на первом этапе построения демографически ориентированной пенсионной системы может быть отведено накопительной части пенсии.

Концепция перехода к демографически ориентированной пенсионной системе также была разработана проектом «Аист на крыше», но, к сожалению, пока не нашла отклика у Правительства РФ, тем более ее реализацию можно и нужно начинать с малого – с расширения вариантов использования накопительной части пенсии.

Введение даже таких незначительных изменений в регулирование пенсионных отчислений позволит дополнительно задействовать демографические механизмы, заложенные в пенсионную систему, что в комплексе с другими мерами семейной политики позволит существенно улучшить демографическую ситуацию в РФ.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

Источник

Приложение. Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г.

Концепция
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
(утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351)

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

См. план мероприятий по реализации в 2016-2020 гг. настоящей Концепции, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14 апреля 2016 г. N 669-р

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области народонаселения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.

2. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации и тенденции ее развития

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке. Во второй половине прошлого века в Российской Федерации ежегодно рождались 2-2,5 млн. детей, умирали 1-1,5 млн. человек. Продолжительность жизни граждан постоянно увеличивалась и приближалась к показателям европейских стран. Средняя продолжительность жизни в 1990-1991 годах составляла 68 лет.

С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения). В течение последних 15 лет в России ежегодно умирали более 2 млн. человек, что в расчете на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире, а ежегодно рождались в этот период 1,2-1,5 млн. человек.

Показатель младенческой смертности, рассчитанный по действующей в Российской Федерации системе, несмотря на его снижение с 18 на 1000 родившихся живыми в 1992 году до 10,2 в 2006 году, примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США (по расчетам в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения).

Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие).

Начиная с 2000 года в Российской Федерации отмечается рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения.

На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15 процентов), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов).

Наряду с общими демографическими тенденциями, характерными для Российской Федерации в целом, имеются значительные различия между регионами.

В ряде субъектов Российской Федерации демографическая ситуация требует незамедлительного реагирования. За последние 15 лет более чем на 15 процентов сократилась численность населения в Республике Коми, Камчатском крае, Архангельской, Магаданской, Мурманской и Сахалинской областях. На 10-15 процентов сократилась численность населения в Республике Карелия, Республике Мордовия и Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Читинской областях.

Ожидаемая продолжительность жизни уменьшится до 64,5 года, более чем на 18 процентов уменьшится численность женщин репродуктивного возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста.

Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития страны, прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483 в раздел 3 внесены изменения

3. Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года

Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

В основу демографической политики Российской Федерации положены следующие принципы:

своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;

учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ;

взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;

координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя:

сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;

улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;

сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;

сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;

сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;

сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;

сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;

внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;

повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.

Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя:

повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;

обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья;

проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;

развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных организациях, организация качественного горячего питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных организаций.

Решение задач по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя:

формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработку механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения;

разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных организациях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;

ГАРАНТ:

См. Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г., одобренную распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 2128-р

создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;

обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;

внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями;

разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.

Решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя:

усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:

развивать систему предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции);

усилить стимулирующую роль дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала, расширяя в связи с этим рынок образовательных услуг для детей и масштабы строительства доступного жилья для семей с детьми;

создать механизмы оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов, включая изменение размеров налоговых вычетов для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей, формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми;

обеспечить потребность семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;

создать в городах и сельской местности среду обитания, благоприятную для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре;

создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:

развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;

реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений, первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных организациях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;

реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:

создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию их дополнительного профессионального образования и профессионального обучения по профессиям, востребованным на рынке труда;

расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;

разработку специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.

Решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений включает в себя:

развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

реализацию комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);

повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка;

создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, внедрение в работу органов исполнительной власти и судебных органов современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя:

содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;

совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;

разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;

создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.

4. Информационное обеспечение реализации настоящей Концепции

Информационное обеспечение реализации настоящей Концепции предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписей населения и данных социологических исследований.

Для получения достоверных сведений о состоянии населения Российской Федерации необходимо создать систему государственного статистического наблюдения, соответствующую современным информационным потребностям и международным рекомендациям в области демографического развития.

Необходимо обеспечить информационную поддержку проведения демографической политики Российской Федерации, расширить социальную рекламу в средствах массовой информации, выпуск тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, разработку учебных программ, шире информировать население о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, с появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах, позволяющих предупредить их вредное воздействие на здоровье человека.

Следует разработать нормативно-правовую базу для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на понимание ценностей материнства и отцовства, повышение статуса родительства, на переход от малодетной семьи к семье, имеющей не менее двух детей.

5. Механизмы реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года

Реализацию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года предполагается осуществлять путем:

дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики с учетом мер по реализации демографической политики, общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации, направленных на создание системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития;

включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;

учета задач демографической политики при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографической политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;

методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление демографическими процессами;

постоянного мониторинга и анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики;

ГАРАНТ:

См. Порядок проведения мониторинга реализации региональных программ демографического развития, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 ноября 2008 г. N 662

развития научных исследований в сфере народонаселения.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483 в раздел 6 внесены изменения

6. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года

Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе (2007-2010 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществлена основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.

Предусматривается разработать специальные меры по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных организациях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов Российской Федерации.

На первом этапе в субъектах Российской Федерации будут также разработаны региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства.

При разработке указанных программ первоочередное внимание будет уделяться наиболее острым проблемам народонаселения, характерным для конкретного региона субъекта Российской Федерации. Программы должны быть обеспечены необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением.

На первом этапе будут созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года.

В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост.

На втором этапе (2011-2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.

К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей.

В связи с реализацией с 2010 года дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала будут разработаны меры по расширению строительства доступного семейного жилья, развитию дополнительных образовательных услуг.

По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году:

стабилизировать численность населения на уровне 142-143 млн. человек;

увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;

увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;

уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

На третьем этапе (2016-2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране.

В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка.

В целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста.

К 2025 году предполагается:

обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;

увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;

увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;

обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

7. Объемы и источники финансирования мероприятий настоящей Концепции

Для решения задач, поставленных в настоящей Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.

Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *