За счет чего всплывает подводная лодка
Устройство и принцип работы подводной лодки
Первым упоминанием о далеком «предке» современных субмарин считается германское сказание «Салман и Моролф», датированное 1190 годом. Его главный герой – Моролф сумел построить лодку из кожи и скрыться от преследования вражеских кораблей, погрузившись на дно, где он пробыл две недели. Как утверждает автор сказания, все это время Моролф дышал через длинную трубку.
Чертежи подводных аппаратов встречаются у гениального Леонардо да Винчи. Первым судном, способным передвигаться в подводном положении стала подводная лодка из дерева и кожи, построенная по проекту Корнелиуса Ван Дребеля в 1620 году, у которой в качестве передвижения использовался шест – с его помощью можно было отталкиваться от дна.
Принцип работы подводной лодки
Принцип погружения и всплытия
Для погружения под воду специальные цистерны на борту субмарины заполняются балластом (забортной водой). Все в соответствии с законом Архимеда – для полного погружения необходимо уровнять вес лодки с весом вытесненной воды.
При всплытии осуществляется обратный процесс – продув балласта, вследствие чего вода вытесняется из цистерн сжатым воздухом. В подводном положении лодка может менять глубину погружения с помощью рулей.
Ёмкости, заполняемые забортной водой, носят название цистерны главного балласта (ЦГБ). Они разделены на три группы – носовую, среднюю и кормовую. ЦГБ заполняются в зависимости от выполняемого ПЛ маневра. К примеру, при срочном погружении балластом заполняется цистерна быстрого погружения.
Как плавает подводная лодка
Подводная лодка в надводном положении плывет с открытыми кингстонами (клапанами для приема или откачки забортной воды) и аварийными захлопками (клапанами, через которые при заполнении цистерн водой выходит воздух). Вентиляционные клапаны закрыты. Лодка держится на поверхности за счет воздушной подушки в ЦГБ. В подводном положении кингстоны и аварийные захлопки открыты, а клапаны вентиляции закрыты.
Прочность и водонепроницаемость
От этих важнейших характеристик зависит живучесть ПЛ. Их обеспечивает особая конструкция корпуса субмарины, который в свою очередь может состоять из двух корпусов – прочного и легкого или только из прочного. В первом случае речь идет о российских подводных лодках, во втором – об американских.
Прочный корпус принимает на себя давление воды, для чего ему придается специальная оптимальная форма. Внутри прочного корпуса находятся все основные системы и устройства подводной лодки. Для создания прочных корпусов используются в основном высокопрочные легированные стали и титановые сплавы. Толщина обшивки прочного корпуса при диаметре 8-12 м может составлять от 40 до 60 мм и более.
Легкий корпус обеспечивает оптимальное обтекание во время плавания. Для обеспечения радиолокационной невидимости его «одевают» в специальное противорадиолокационное, звукоизолирующее резиновое покрытие. Внутри легкого корпуса размещаются балластные и топливные (для ДЭПЛ) цистерны, рулевые тяги и гидроакустические антенны.
В подводном положении межкорпусное пространство заполняется водой. Так-как давление на легкий корпус снаружи и изнутри уравновешено, нет необходимости делать его прочным. Толщина обшивки легкого корпуса составляет, как правило, от 8 до 16 мм.
Разделение на отсеки обеспечивают подводной лодке дополнительную живучесть. Отсеки отделены друг от друга водонепроницаемыми дверями-переборками с быстродействующими запирающими устройствами.
Примерный перечень отсеков ДЭПЛ: носовой и кормовой торпедные отсеки; отсек главных гребных электродвигателей и электростанция; машинный отсек; жилые помещения команды; центральный пост.
Атомные подводные лодки
Первая в мире атомная подводная лодка – «Nautilus» была принята на вооружение в США в сентябре 1954 года. Спустя почти 5 лет, в январе 1959 года вступила в строй советская АПЛ К-3 проекта 627. По многим характеристикам, в частности, водоизмещению, скорости, числу гребных валов, автономности и численности экипажа они были схожи. И все же советская АПЛ имела на один реактор больше. Она превосходила американскую по мощности более чем в 2 раза и по скорости на 6 узлов.
Чтобы понять, как устроена атомная подводная лодка, следует уяснить главное ее отличие от обычной: это субмарина с ядерной силовой установкой, что дает ей ряд уникальных преимуществ:
Мощное вооружение современных российских АПЛ – баллистические и крылатые ракеты различных типов многократно повысило боевые возможности подводного флота, сделав его одной из важнейших составляющих ядерной триады.
Глубоководное погружение
«Предельная» ещё больше «Рабочей». Количество циклов погружения – несколько сотен раз. На неё уходят головные корабли — первые в серии. Последующие лодки этого проекта таких глубин не достигают, но командир при крайней необходимости может оправданно рискнуть.
Существует ещё «Расчётная» — это метафизическая, рассчитанная конструкторами, при её превышении возникает необратимая деформация прочного корпуса, близкая к критической, не дай бог на ней оказаться и увидеть жуткое зрелище своими глазами.
Погрузиться на «Рабочую глубину» – задача, откровенно говоря, волнительная. Чтобы скинуть напряжение, подводники выдумывают всевозможные отвлекающие «эксперименты». К примеру, перед самым уходом на глубину в отсеке привязывают ниточку поперёк корпуса, посередине крепят маленький грузик, натягивая немудрёную конструкцию в струну. Когда лодка окунается на глубину, нитка с грузом значительно провисает. Впечатляет, классный опыт! Наглядно показывает поперечное сжатие. Воочию подтверждая слова из песни гимна подводников «Лодка диким давлением сжата». Аттракцион с ниточкой – любопытная традиция, демонстрирующая желторотым мореходам, на что способна водная толща. Подобная искушённость представляется ребяческим баловством, когда предстоит кожей почувствовать сверхглубокие отметки.
Корабль тщательно готовился к погружению на проектную глубину, которая на тот момент в два раза превосходила возможности всех современных лодок в мире.
В августе 1966 года командование ВМФ СССР поставило задачу создать опытный образец подводной лодки с повышенной глубиной погружения, для использования опыта, полученного в ходе её эксплуатации в создании проекта глубоководных лодок, пригодных для серийного производства.
Ввиду того, что лодку предполагалось эксплуатировать на повышенных глубинах погружения, для постройки прочного корпуса использовались титановые сплавы, что в свою очередь так же позволило уменьшить массу корпуса корабля.
Лодка имела достаточно простую конструкцию с минимальным количеством отверстий в прочном корпусе. В средней части корпус представлял из себя цилиндр, диаметром 8 метров, который соединялся с конструкциями в виде усеченного конуса в кормовой и носовой частях, заканчивающимися переборками сферической формы. Было решено отказаться от торпедопогрузочного отсека и прочной рубки. Вход в лодку осуществлялся через ВСК (всплывающую спасательную камеру).
За время эксплуатации лодка выполнила задачи двух автономных боевых служб. 28 февраля 1989 года «Комсомолец» ушел на третью автономную боевую службу, вернуться с которой ему было не суждено.
АПЛ К-278 «Комсомолец» погибла 7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара, начавшегося в 7 отсеке лодки. Пожар случился на глубине 380 метров, но спустя 14 минут экипажу удалось поднять лодку на поверхность. Борьба за живучесть корабля продолжалась более 5 часов, прежде чем началась эвакуация экипажа на плоты. Из 69 членов экипажа выжили лишь 27. Лодка затонула на глубине 1658 метров.
После гибели подводной лодки остро встал вопрос радиационной безопасности в районе крушения. Несмотря на то, что реактор был надежно заглушен, к месту катастрофы в период с 1989 по 1998 год отправлялись 7 экспедиций, в ходе которых проводились исследования глубоководными аппаратами «Мир» и устанавливалась измерительная и записывающая аппаратура для мониторинга радиационного фона, а также проведена герметизация торпедных аппаратов.
За гибель самой современной подводной лодки никто из высоких чинов не ответил. За головотяпство руководства ответили 42 члена экипажа К-278 «Комсомолец». Ответили своей жизнью.
Далее я приведу ощущения личного состава подводной лодки «Комсомолец» во время погружения на глубину свыше 1 километра
Офицера гидроакустической группы радиотехнической службы (РТС) Виктора прикомандировали на данный выход из второго экипажа, так как знающих новую технику специалистов не хватало. Он, конечно же, непомерно обрадовался возможности стать живым свидетелем уникального испытания. Такая удача выпадает не каждому. Во-первых, очень интересно для увлечённого своим делом молодого экстремала, во вторых, такие мероприятия не проходят не отмеченными орденами и медалями, за исключением маленького но… Есть вероятность поменять статус «участника» на «ушедшего в море навечно».
Вместе с остальными соучастниками суперзаплыва немедленно приступил к скрупулёзным приготовлениям и усиленной проверке неповторимого технического вооружения корабля. Впервые в истории предстояло погрузиться на глубины, не достижимые ни одной подводной лодкой в мире. Ожидалось испытание, требовавшее полной самоотдачи, напряжения физических сил и нервов.
Вероятность не вернуться высока. Но когда молодого лейтенанта, мечтающего о командирском мостике, мог остановить страх перед смертью?
Атомоход, единственный в своём роде, предстояло опробовать в действии на сверхглубинах. Ни экипаж, ни судостроители не дали бы свои головы на отсечение за удачный исход испытания. Только главный конструктор ободряюще ручался за своё детище на все сто. Он тоже собирался на глубину – не наблюдать из бункера, а находиться в прочном корпусе. Этот факт экипаж обнадёживал.
Перед плаванием всех участников опасного задания пригласили в политотдел. В приёмной доброжелательный сотрудник по очереди приглашал в кабинет:
– Пожалуйста, проходите, присаживайтесь, — клал под нос листок бумаги, — Лучше без лишних вопросов, вот здесь, будьте любезны, самолично напишите адрес и поставьте подпись.
Виктор увидел бланк телеграммы без текста, понял назначение сей весточки и при каком исходе она уйдёт адресату. У подводников не принято произносить: «Будьте так любезны, присаживайтесь. » Поэтому аттракцион невиданной вежливости, устроенный комиссаром, заставил холодеть кровь.
Политотдел работал с упреждением, чтобы в случае трагедии без суеты, в рабочем порядке отрапортовать: «Родственники оповещены, похоронки отправлены».
Всё продумано до нюансов, если приемлемо назвать человеческие жертвы «нюансом». Виктор задумался, нет, не о возможном исходе, а о том, какой адрес указывать. Жена собиралась в ближайшее время поехать к родителям, вот их адрес и написал. Он догадывался, задача сложная, но рассчитывал на успех.
Настал ответственный день «Х». Вышли из базы, погрузились по плану. В подводном положении пошли в Норвежское море, где заранее определена точка спуска в небытие.
Спрашивается, зачем так далеко ходить? Нырнуть можно и в Мотовском заливе, или в Баренцевом море, и – на базу.
У наших берегов нет таких глубин, на которые замахнулись конструкторы-испытатели. Ближайшее подходящее место – нейтральные воды в Норвежском море.
По прибытии в район поразило то обстоятельство, что вопреки полной секретности операции, акватория кишела кораблями НАТО. Виктору невольно подумалось: «Эх, права была тёща!». Перед выходом в море эта старая «диссидентка», по «голосу Америки» услышала, что советская подводная лодка планирует испытания. Кого-кого, а тёщу не проведёшь, она сразу догадалась, что именно туда отправят любимого зятька.
Подводники не привыкли, чтобы их встречали в районах выполнения задач, а здесь – стая наблюдателей вероятного противника.
В этот момент экипаж осознал всю степень ответственности. В случае удачного погружения подводный корабль откроет новые возможности веде;ния боевых действий на большой глубине, обеспечивая преимущество в противостоянии сверхдержав.
Акустику Виктору пришлось вести одновременно двадцать целей, задача которых заключалась в одном – засвидетельствовать факт погружения боевого атомохода на рекордную глубину. Кораблям НАТО оставалось «нервно курить в сторонке», с завистью наблюдая за достижениями советского кораблестроения.
Сопровождение обеспечивал многоцелевой атомоход проекта 671РТМ из 33-й дивизии, на котором служил друг акустика, они вместе выпускались из училища. РТМ шёл рядом, тоже в подводном положении.
До выхода в море отработали задачу уверенного обеспечения контакта под водой с использованием уникальной аппаратуры: звукоподводной связи повышенной секретности (СПС). Эта техника уже в то время использовала цифровой сигнал, в отличие от аналогового «первый-первый, я второй». Акустики долго тренировались в различных режимах, добиваясь синхронного запуска генераторов псевдослучайных последовательностей, обеспечивающих засекречивание звуковых сигналов.
На фоне одновременно наблюдаемых, большого количества целей молодой акустик Виктор по неопытности РТМ потерял. На тот момент он в должности был только год. На его удачу на борту находился флагманский РТС флотилии капитан 1-го ранга, который всё знал и всё умел.
— Не переживай, лейтенант, найдём твою пропажу.
— Интересно, как? Нам запрещены активные посылки, режим скрытности.
— А вот так, против лома нет приёма.
Виктор про себя подумал: «При чём здесь лом?»
Флагманский улыбнулся:
— Слушай внимательно, сейчас наши ответят.
Интересно, что тот придумал?
Флагманский вышел в отсек, нашёл здоровенный ключ и долбанул им по корпусу лодки.
Акустик весь погрузился во внимание. Из всех целей одна ответила ударом.
– Вот эту держи, это наша. Больше я тебя выручать не буду. Давай дальше самостоятельно.
Виктор зубами вцепился в лодку сопровождения, а сам подумал: «Вот это опыт! А мы здесь добиваемся синхронного запуска генераторов псевдослучайной последовательности. Действительно, против лома нет приёма».
Помимо РТМ, в сопровождении находился ещё один надводный корабль, с которым можно было поддерживать звукопродводную связь типа «якорь-якорь, я поплавок – поплавок-поплавок, я якорь, исполняю грунт 150». На самом деле, по такому «шифру» нетрудно было догадаться, кто что исполняет. Оставалось рассчитывать, что америкосы – полные придурки и не смогут понять русский сленг. Повод так думать был, ведь такой уникальной лодки у них нет и большой вопрос, появится ли в ближайшие годы.
— Боцман, погружаться на глубину 300 метров с дифферентом 3 градуса на нос! — приказал командир.
Уходили в пучину поэтапно, задерживаясь на промежуточных глубинах для осмотра лодки. Сначала приостанавливались на отметках через каждые 100 метров.
Боцман доложил:
— Глубина 300, дифферент ноль.
— Держать 300 метров.
По кораблю дали команду: «Глубина 300 метров. Осмотреться в отсеках». На боевых постах внимательно искали появление протечек в прочном корпусе, а в центральном напряжённо ждали докладов. Через длительную паузу, необходимую для тщательного осмотра, пошли доклады: «Первый осмотрен, замечаний нет», «Есть первый», «Второй осмотрен, замечаний нет» и так далее.
Командир БЧ-5 завершил доклад:
— Товарищ командир, лодка осмотрена, замечаний нет!
— Есть, механик.
Ещё два нырка, и корабль на глубине 500 метров.
– Глубина пятьсот метров, осмотреться в отсеках, – прозвучало по лодке.
Корпус начал потрескивать и хрустеть. Неприятный звук пробирался под кожу, заставляя ещё больше сосредоточиваться и внимательно осматривать конструкции изнутри, исследовать каждый трубопровод, насчитывающий в отсеках тысячи метров, проверять штатную функциональность механизмов и систем, которыми напичкано всё внутреннее пространство. Через ещё более продолжительную паузу, чем это происходило ранее, пошли доклады из отсеков: «Первый осмотрен, замечаний нет, «Есть первый», «Второй осмотрен, замечаний нет», «Есть второй», – и так до восьмого. Лодка какое-то время шла на заданной глубине. «Панцирь» привыкал к забортным нагрузкам.
На пятистах метрах подлодку перестали слышать все: и свои, и натовцы.
РТМ сопровождения потерял контакт, когда атомоход вошёл в сектор гидроакустической тени. Последнее, что услышал друг Виктора, акустик на РТМ-е – это треск титанового корпуса, сжавшегося под огромным давлением. Зловещий хруст и потеря контакта в один момент породили страшную мысль: «Что там происходит на самом деле? Неужели. » Акустик РТМ-а немедленно, будто это могло чем-то помочь, доложил своему командиру: «По пеленгу 160 треск подводной лодки. Контакт потерян». Можно лишь догадываться, что переживали командир и экипаж корабля сопровождения, а также штабные, после донесения о потере контакта. Явных признаков гибели лодки не было. Оставалось ждать и надеяться на лучшее.
С этого рубежа погружались без сопровождения, на свой страх и риск. На ходу 6 узлов опускаться стали ещё осторожнее. Теперь на промежуточных глубинах задерживались через каждые 50 метров, тщательно осматриваясь в отсеках.
Рубка звукоподводной связи размещалась на нижней палубе, поэтому Виктор сидел под центральным постом.
В очередной раз зашёл флагманский РТС:
— Надо бы тебе помочь. Ну, как ты здесь, справляешься?
— Справляюсь, товарищ каперанга. Только немного не по себе, на такую глубину первый раз погружаюсь.
— Так и я тоже. Всё идёт по плану, не дрейфь.
С каждым метром давление водяной толщи возрастало, сжимая прочный корпус подводного крейсера.
Флагманский посидел полчасика и обнадёжил:
— Вроде я тебя всему научил, справляешься ты нормально. Пойду-ка я.
Был он мужчина в том самом возрасте, именуемым расцветом сил, с намечающимся животиком, капитан первого ранга. Конструктивно во всех рубках отсутствовали двери из того расчёта, чтобы их не заклинило на глубинах. Тем не менее, за короткое время, что флагманский находился в рубке, лодку обжало так, что выход из выгородки сузился настолько, что не позволил ему выйти.
— Так, лейтенант, ты у нас постройнее. Сбегай ко мне в каюту за книжкой. Раз такое дело, я хоть посижу, почитаю.
Виктор выполнил просьбу старшего товарища, и дальше нёс вахту вместе с флагманским РТС флотилии.
На глубине 800 метров из второго неожиданно поступил доклад: «В отсеке туман». Под колоссальным давлением вода, просочившаяся внутрь, превратилась в мелкодисперсную взвесь. Протечку удалось быстро найти и устранить.
На этой глубине задержались – испытали жизненно необходимый для подводников аппарат ДУК (дистанционное удаление отходов), через который накопившийся мусор выстреливается наружу сжатым воздухом. Передали привет из небытия вероятному противнику, потерявшему из виду лодку. Всё получалось на славу. Имитация стрельбы ДУК была принята оппонентами по холодному противостоянию глубоководной стрельбой из торпедных аппаратов.
На глубинах, близких к километру, от командира второго поступил очередной доклад:
— По отсеку летают шурупы, как пули. Пока жертв нет.
Второй отсек был жилым. В нём располагались каюты для офицеров, мичманов, а также матросов, без которых никак не обойтись даже на суперсовременных подводных атомоходах. Переборки были изготовлены из дерева и скреплялись обычными шурупами, которые при деформации стали вылетать.
Командир второго быстро сообразил, что делать в такой ситуации. Приказал всем в отсеке достать из портативных дыхательных устройств (ПДУ) очки и надеть их, чтобы защитить хотя бы глаза.
Личный состав находился по «боевой тревоге» 29 часов. Запредельное давление воды воздействовало не только на корпус, но и на каждого члена экипажа. Физически и эмоционально моряки были измотаны и похожи на зомби.
Однако, удачное прохождение отметки 1000 метров вознаградило подводников и конструкторов за их труды и старания. Ощутив настоящий триумф, начали качать на руках главного конструктора. Было за что: за достигнутый прорыв в кораблестроении и за то, что на такой глубине все остались живы. В этот раз фортуна была на стороне моряков. Внутри корабля, испытывавшего на каждый квадратный метр титанового корпуса давление в тысячу тонн, начался настоящий праздник.
Командир объявил по трансляции: «Внимание экипаж! Лодка погрузилась на глубину тысяча метров! Задача выполнена, всех поздравляю! Приготовиться к всплытию».
Эхом по лодке пролетело: «Ура!». В отсечном воздухе упало напряжение, люди на боевых постах во всех восьми отсеках выдохнули в едином порыве: «Слава богу, пронесло».
Эмоции от исполненного долга распирали, начали качать на руках судостроителей, причастных к созданию лодки.
Старший на борту, представитель высокого начальства Флота, контр-адмирал, для торжественности момента разлил десять маленьких стопочек коньяка. Пригубили все, кроме экипажа и командира – им дальше выполнять боевую задачу, они присягу принимали.
Экипаж под началом командира продолжил спокойно и уверенно выполнять свою работу, с отметки чуть больше километра началось всплытие.
Лодка прошла испытание на сверхглубинах – удачно и без аварий. Экипаж приобрёл дополнительную уверенность и бесценный опыт за этот выход в море. Какая судьба предначертана суперкораблю и людям – в тот значимый момент предположить не мог никто. Какие вызовы супертехнике и мужественным людям может преподнести Норвежское море.
Управление подводной лодкой при всплытии в надводное положение
Под всплытием подводной лодки понимается процесс перехода из подводного положения в надводное или перемещение в вертикальной плоскости с большей глубины на меньшую.
Различают два вида всплытия: нормальное и аварийное, которые могут производиться как на ходу, так и без хода. Без хода, как правило, подводная лодка всплывает в надводное noложение в районе возможного нахождения льда и в других случаях по решению командира подводной лодки.
Если подводная лодка находится на глубине, большей безопасной, то нормальное всплытие ее в крейсерское положение включает в себя, как правило, пять последовательных этапов:
всплытие (погружение) на глубину наибольшей дальности слышимости надводных кораблей (судов) по гидроакустическим условиям (но не меньшей безопасной и не большей, чем рабочая); — всплытие на безопасную глубину;
всплытие на перископную глубину;
всплытие в позиционное положение;
всплытие в крейсерское положение.
На глубине, обеспечивающей максимальную дальность обнаружения целей, производится прослушивание водной среды техническими средствами в режиме шумопеленгования на малошумной скорости для оценки надводной и подводной обстановки, определяются параметры движения обнаруженных целей и принимается решение на расхождение с ними.
Только после уяснения обстановки командир подводной лодки оценивает возможность всплытия под перископ, назначает курс безопасного всплытия и объявляет учебную тревогу.
Командир отдает приказание на всплытие, если он уверен в безопасности и его уверенность основана на точных расчетах условий расхождения с целями.
Всплывать на перископную глубину следует с дифферентом 2-4° на корму на скорости хода не более 9 узлов. При этом всплывающая подводная лодка должна быть готова в любой момент прекратить всплытие и срочно погрузиться, для чего цистерна быстрого погружения готовится к заполнению. При всплытии на перископную глубину необходимо утяжелить подводную лодку для предотвращения выбрасывания ее на поверхность в свежую и штормовую погоду. Для этого на безопасной глубине погружения замеряют высоту волны с помощью эхоледомера и принимают соответствующее количество воды в цистерны вспомогательного балласта для обеспечения необходимой отрицательной плавучести.
Особенно внимательно осматривают воздух, темную часть горизонта, районы у береговой черты и направление в сторону солнца. Если имеются участки горизонта, закрытые другими выдвижными устройствами, необходимо изменить курс, чтобы осмотреть весь горизонт. В темное время суток и в ограниченную видимость горизонт обследуется радиолокационной станцией. Все результаты осмотра горизонта и воздуха в перископ, поисковой и радиолокационной станцией записываются в вахтенный журнал. По необходимости использования поднимаются другие выдвижные устройства, антенны.
В случае обнаружения сигнала работающей радиолокационной станции или целей в перископ всплытие подводной лодки в зависимости от обстановки может быть прервано.
Если при осмотре водной поверхности обнаружено опасное сближение с судном на ходу или лежащем в дрейфе, подводная лодка уклоняется от него срочным погружением с заполнением цистерны быстрого погружения, опустив выдвижные устройства и переложив горизонтальные рули параллельно на погружение. С приходом на безопасную глубину производится расхождение с целью, после чего подводная лодка повторно всплывает на перископную глубину в готовности к немедленному погружению.
При всплытии на перископную глубину в районах фарватеров и больших грузопотоков коммерческих судов курсы всплытия необходимо располагать параллельно направлениям фарватеров. Одной из главных мер безопасности при всплытии подводной лодки вблизи работающего с ней обеспечивающего корабля (подводной лодки) является всплытие на параллельных курсах и равных скоростях подводной лодки и обеспечителя при нахождении последнего на кормовых курсовых углах и безопасной дистанции.
В штормовую погоду подводная лодка лучше держит перископную глубину, находясь лагом к волне. При нaличии волнения удержание подводной лодки на перископной глубине производится совместно носовыми (средними, рубочными) и кормовыми горизонтальными рулями за счет увеличения скорости хода, приема воды в уравнительную цистерну для утяжеления подводной лодки, перегонки воды из носовой дифферентной цистерны в кормовую и отвода дифферента к нулю.
Всплытие в позиционное положение возможно только после тщательного осмотра горизонта и воздуха и при четком представлении об обстановке в районе всплытия.
При наличии в районе всплытия надводных целей запрещается всплывать впереди по курсу надводного корабля (судна) в дистанции менее 60 каб и менее 30 каб на кормовых курсовых углах судна.
На перископной глубине командир подводной лодки приказывает: «По местам стоять к всплытию. Приготовить правый (левый) дизель на продувание главного балласта». Всплытие производится по команде «Всплывать» после доклада о готовности к продуванию ЦГБ. Рулевой перекладывает горизонтальные рули на всплытие и докладывает об изменении глубины через 0,5 метра. На глубине 5 метров носовые (средние) рули следует поставить в плоскость рамы и завалить.
После доклада рулевого «Лодка больше не всплывает» продувается средняя группа цистерн главного балласта и отдраивается нижний рубочный люк. В позиционном положении большие кормовые горизонтальные рули перекладываются на 15 град на всплытие. При необходимости даются „пузыри“ в концевые цистерны главного балласта. Только после этого отдраивается верхний рубочный люк. Верхний рубочный люк отдраивает лично командир подводной лодки после уточнения избыточного давления. Он первым выходит на мостик и оценивает обстановку.
Для всплытия из позиционного положения в крейсерское продуваются концевые группы цистерн главного балласта воздухом высокого или низкого давления. На дизельных подводных лодках цистерны главного балласта могут продуваться выхлопными газами дизеля, работающего одновременно на винт. При работе дизеля только на продувание подводная лодка осуществляет движение под главными гребными электродвигателями. На большинстве проектов подводных лодок ЦГБ продуваются только воздухом высокого давления.
Всплытие в крейсерское положение в штормовых условиях, на большой волне производится на курсах, как правило, против волны или под углом к ней 15…30°. В этом случае отдраивание верхнего рубочного люка и выход на мостик производится после продувания всего балласта.
Всплытие подводной лодки в надводное положение в ограниченную видимость обеспечивается надежным использованием радиотехнических средств и четкой работой БИП. После всплытия в надводное положение и выхода командира на мостик в условиях ограниченной видимости подаются звуковые „туманные“ сигналы согласно МППСС-72, включаются ходовые огни.