За счет чего выявляется форма в линейном рисунке

Урок «Закономерности восприятии и построения формы»

Тема: Овладение основами изобразительного языка рисунка

«Закономерности восприятии и построения формы»

Понятие о пропорциях.

Общее понятие о строении формы и её конструкции.

Средства выявления формы.

Проблема форм в учебном рисунке.

Приобрести знания о строении формы, о конструкции предметов.

Научиться различать отображать формы предметов по внешним признакам. Понимать конструкцию формы, её функцию, структуру.

«Закономерности восприятия и построения формы»

1.Что такое «пропорции» и для чего необходимо определять в рисовании? Какой метод лежит в основе пропорции?

2.Как правильно осуществлять визирование пропорций предмета?

3.По каким внешним признакам различаются тела?

4.Зачем необходимо производить геометрический анализ формы предмета?

5.Какую роль в строении формы предмета играет его конструкция?

Что такое конструкция предмета?

6.По каким внешним признакам различаются видимые глазом тела?

7.Что такое «форма»? С чего следует начинать построение формы предметов в рисунке?

8.Какой метод помогает понять и отобразить характерные особенности объекта изображения?

9.Что необходимо изображать в рисунке для передачи объемной формы?

10.Есть ли каркас у круглых предметов?

11.Как классифицируются предметы по форме?

12. Что входит в понятие «конструктивный анализ модели»?

13.Каковы закономерности распределения света на форме?

14.Каковы особенности анализа сложной формы предметы на примере изображения бидона, вазы?

15.Что понимается под большой формой?

16.Как можно классифицировать простые формы предметов?

17.Какой метод позволяет лучше уяснить конструкцию, форму предметов?

18.Что помогает передать в рисунке светотень?

19.С помощью, каких приёмов можно в рисунке предать объём предметов?

20.Как изобразить трехмерную объемную форму на двухмерной плоскости листа бумаги?

21.Какие законы нужно знать, чтобы научиться видеть и понимать особенности строения формы?

Понятие о пропорциях

Пропорция определяет существенное художественное качество, характеризующее размеры предмета и его отдельных частей. Для того чтобы убедительно рисовать, необходимо определить, как соотносятся между собой разные формы по размеру. В основе пропорций лежит метод сравнения.

Метод определения пропорций

Существует известный метод определения пропорций, называемый способом визирования. Карандаш держат в пальцах на горизонтально вытянутой руке между глазом и натурой. Перемещая его вдоль осей и линий формы, отмечают, прищурив один глаз, искомые величины и «засекают» их на карандаше ногтем большого пальца.

Общее понятие о строении формы и её конструкции

В основе любой созданной природой или руками человека формы лежат элементарные геометрические тела.

Для передачи в рисунке объемной формы, нужно разобраться в конструкции предмета.

Применяемый в рисунке метод «сквозной» прорисовки помогает лучше уяснить себе характерные особенности строения формы, ее конструкции.

Чтобы грамотно и выразительно построить форму предмета, обратимся к понятию о конструктивных, узловых точках и линиях в натуре и их графическом изображении.

Принцип конструктивного анализа модели, структуры формы, взаимосвязи плоских, двумерных (длина и ширина) и трехмерных величин, лежащих в основе объема предмета, необходим для овладения мастерством рисовальщика.

Средства выявления формы

Линия в зависимости от назначения выполняет различные функции : вспомогательные; пространственные; плоскостные. Отсюда и разнообразный характер линий.

Светотень показывает степень освещенности поверхности предмета. Только с помощью светотени можно превратить плоский круг в объем шара.

Блик ­самое светлое пятно на плоскости.

Полутень появляется на плоскостях, освещенных косыми, скользящими лучами света.

Тень, или собственная тень, образуется на поверхностях, куда прямые лучи света не попадают.

Границы тени, падающей на лежащее позади модели пространство или находящиеся рядом предметы, называется линией падающей тени.

Закономерности восприятия и построения формы

Понимание конструкции формы с точки зрения ее пространст­венной организации, материала, из которого она создана, ее функционального назначения особенно важно для художника­ исполнителя, потому что именно эта сторона видения и понимания пластической структуры формы необходима в его профессиональной работе.

Проблема формы в учебном рисунке

Изображая предмет, художник, прежде всего, старается показать его форму. Итак, в чем же заключается проблема формы в учебном рисунке?

Литература к лекции:

«Закономерности восприятии и построения формы»

Алёхин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школы. ­

М. :Просвещение 1984.

Бернштейн М.А. Проблемы учебного рисунка.-М;1940

Беда Г.В.Основы изобразительной грамоты. М; 1981.

Барщ А.О.Рисунок в средней худ. школе-М; 1963.

Источник

Методическая разработка «Основы линейно-конструктивного рисунка»

Методическая разработка на тему :»Основы линейно-конструктивного рисунка» предназначена для преподавателей детских школ искусств

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Основы линейно-конструктивного рисунка»»

на тему: «Основы линейно-конструктивного рисунка»

Милованкина Наталья Сергеевна

Одной из ведущих учебных дисциплин, интегрально определяющих содержание и структуру подготовки специалистов в области дизайна и являющимся базовым средством формирования профессиональных компетенций является «Рисунок».

Под словом «рисунок» подразумевается ясное, выразительное и лаконичное выражение основной формы предметов. Рисунок – основа профессионального мастерства. Школа рисования – определенная система знаний, усвоение которых требует длительного времени на основе специальных заданий и упражнений. Рисунок является основой основ изобразительного искусства – живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, основой всякого реалистического изображения, или, как говорил Микеланджело, это высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень всякой науки.

Многие недооценивают роль и значение рисунка в работе инженера, строителя, техника, архитектора и дизайнера. Рисунок для архитектора и дизайнера является основным средством выражения художественного замысла. Никакой другой вид изображения не в состоянии заменить рисунок. Даже начертательная геометрия, которая учит определенным законам изображения трехмерной формы на плоскости, не в состоянии подменить рисунок. Основные положения изображения объемной формы на плоскости, которые трактует начертательная геометрия, помогают детально разработать проект и изготовить макет, но они не в состоянии способствовать самому процессу проектирования, связанного с созданием художественного образа.

Грамотное рисование есть основное условие для плодотворной творческой деятельности. С проблемами преподавания рисунка педагог сталкивается с первых практических занятий.

Поэтому задача состоит в том, чтобы разработать программу, позволяющую в короткие сроки дать первоначальные навыки рисовальной грамоты и познакомить студента с основами линейно-конструктивного рисунка.

1.Основы линейно-конструктивного рисунка

Великий итальянский живописец, скульптор и архитектор Микеланджело Буонаротти говорил: «Рисуют не руками, а головой». Этим он хотел подчеркнуть, что художник не автоматически копирует природу, а передает то образное представление и понятие о предмете, которое сложилось в его сознании.

Что же нужно понимать под термином «конструкция»? Термин «конструкция» происходит от латинского слова constructio, что означает «строение», «построение», « структура», «план», « взаимное расположение и соотношение частей». Конструировать – это значит организовывать, создавать, строить, складывать согласно определенному плану. Во время рисования с натуры, анализируя конструкцию формы предмета, необходимо ясно представлять его строение во всех составных частях, как видимых глазом, так и невидимых. Уметь видеть натуру – это значит уметь анализировать ее строение. Рисовать надо всегда сознательно, а не копировать механически все, что видит глаз. Например. при рисовании куба необходимо прежде всего правильно понять его строение и наметить в рисунке его линейно-конструктивную основу, т. е. показать, как располагаются в пространстве поверхности тела, каким образом его поверхности отграничиваются от общего пространства – как образуется объем.

Линейно-конструктивный рисунок дает возможность построить изображение правильно в перспективе, верно и убедительно передать форму.

Конструктивный анализ рождает определенную целеустремленность в работе, исключает возможность механического копирования натуры.

Раскрывая перед студентами особенности конструктивного строения формы головы и фигуры человека, мы подготавливаем их к правильному логическому анализу всякой сложной формы. Анализируя форму человеческого тела, наблюдая красоту сочетания отдельных объемов в отдельное целое, студент начинает понимать гармонию конструктивной связи. А это для дизайнера самое главное.

2. Упражнения на развитие координации руки

Впервые приступающему к изучению рисунка необходимо проделать ряд простых упражнений с линиями. Для упражнений использовать бумагу размером А3, с переходом, в дальнейшем, на размер листа А2 (рис.1).

а) проведение параллельных линий одной силы на равном расстоянии друг от друга (параллельно краям бумаги проводить горизонтальные и вертикальные линии);

б) проведение линии возрастающей силы, которые достигаются путем различного нажима карандаша (линии могут проводиться с различным ритмом);

в) проведение прямых линий, сходящихся в одну точку. Эта тока может находиться на листе бумаги;

г) проведение прямых линий, сходящихся в одну точку. Эта точка может находиться вне листа бумаги.

Необходимо проделать ряд упражнений на пропорции. Деление линии на равные части. Деление углов на равные части.

На чистом листе бумаги нужно наметить несколько произвольных отрезков, ограниченных вертикальными засечками. На первом отрезке сначала на глаз делим его пополам, на 4, 8, и 16 частей. Следующий отрезок делим на 3, 6, 9, 18 частей. Далее берем определенный отрезок, допустим 1,5 см., и этот отрезок откладываем на линиях проведенных в любом направлении. Эти упражнения следует также выполнять в процессе обучения. Правильность их исполнения проверять их на глаз или с помощью измерительных приспособлений.

Контрольным заданием является композиция из линий, в которой может проявиться фантазия студента в полной мере. Композиции могут быть самыми простыми и очень сложными.

В следующих упражнениях приступаем к рисованию прямых линий, определяющих направление. На листе бумаги произвольно наносятся две точки и одним движением руки соединяем их между собой (рис.2).

Следующее упражнение вытекает из первого. Теперь проводим прямую линию через две точки, являющиеся составной частью одной прямой линии. На это упражнение стоит обратить особое внимание, так как данным приемом студент будет пользоваться постоянно при работе над натюрмортами и при конструктивном построении головы.

При выполнении упражнения (рис.1б), первые слабо намеченные точки соединяются легкой линией, как бы прицеливаясь, и с каждым последующим движением карандаша усиливается тональность линии до получения нужного результата. Вести линию следует не по частям, а сразу по всей длине одним движением руки и смотреть не на кончик карандаша, а на точку, являющуюся окончанием линии.

Все эти упражнения не только ставят руку и глаз, но и вселяют уверенность в студента. Задача упражнений состоит в том, чтобы посредством повторений одних и тех же операций создавать и совершенствовать навык. Важнейшим условием эффективности упражнений является систематическое повторение упражнений и последовательность их усложнения. Первые упражнения проводятся под руководством педагога, но чем дальше, тем больше самостоятельности должно быть в работе студента. Осмысленные действия и без лишних стираний ластиком, в ходе систематических упражнений, приведут к быстроте при решении различных композиционных задач. Научиться сознательному использованию точек и линий, овладеть техникой рисунка проще, начиная с простых упражнений, двигаясь от простых к сложным.

Характеристики возможных линий, определяющих поверхность тел, все их многообразие можно понять и изобразить, владея конструктивным рисунком.

Источник

Работа с формами в рисунке. Опыт Марко Буччи

Знаете ли вы, что тщательная прорисовка натуры вредит настроению картины? Избежать этого поможет объединение форм. Вот как это сделать.

У себя на YouTube-канале художник-иллюстратор Марко Буччи рассказал, как сделать рисунок выразительнее с помощью объединения форм.

Известный американский художник-реалист Ричард Шмидт сказал однажды, что художники на самом деле видят не больше, а меньше, чем другие люди. Руководствуясь этим принципом, Марко советует упрощать то, что вы видите в реальности, при переносе на бумагу. Одним из способов упрощения и является объединение форм.

Как это происходит? Давайте возьмём четыре предмета и попробуем их нарисовать.

Мы изобразили четыре формы, но вышло не очень удачно. Теперь представим, что эти предметы освещены и отбрасывают тени. Тогда на рисунке у нас получится целых девять форм.

Уже получше. Но несмотря на то, что мы так точно всё передали, рисунок выглядит безжизненно и не создаёт настроение. Свет на нём не воспринимается как свет.

Чтобы решить эту проблему, попробуем объединить несколько форм в один большой силуэт, уменьшив количество подробностей на рисунке. Вместо девяти форм у нас снова четыре, но уже совсем другие.

За счёт этого мы снизим информационную нагрузку на мозг зрителя — теперь он будет смотреть на меньшее количество объектов. А в работе появится НАСТРОЕНИЕ — в чём и заключалась цель упрощения.

Объединение форм помогает усилить общую выразительность картины. Яркий пример — гравюры шведского графика Андерса Цорна, который любил опускать делали и сливать несколько фигур в одну.

Благодаря этому и свет, и персонажи, и настроение, и композиция в его работах получались отличные, несмотря на грубую работу карандашом.

Еще один хороший пример — работа американского иллюстратора Дина Корнуэлла. Для большей наглядности посмотрим на нее в чёрно-белой гамме.

В нижней части полотно настолько затемнено, что все предметы сливаются в одну форму величиной почти в половину листа. Для этого художник отказывается от многих деталей: брюк, пряжки ремня, пуговиц и т. д.

Вся эта информация изъята для того, чтобы дать понять зрителю — эта часть листа не важна, на ней не следует сосредотачивать внимание. Смотреть надо выше, на лицо персонажа — именно там сконцентрировано настроение картины.

Но и в верхней части полотна, гораздо более светлой и информативной, Корнуэлл находит возможность применить всё тот же приём. Он объединяет в одну фигуру нижние две трети лица персонажа, шею и рубашку. Это позволяет ему добиться впечатления таинственности, окружающей героя.

Объединением форм пользовался и видный американский иллюстратор Уолтер Эверетт. На первый взгляд, работа Эверетта изобилует деталями, а значит, и формами.

Но стоит применить к ней фильтр, как становится понятно: фигуры здесь сливаются, образуя светлые и темные области. Эти области определенным образом направляют взгляд зрителя.

Основой картины является сплошная темная зона. Ее окружают светлые пятна — вроде того, в которое сливаются головные уборы, воротники и лица женщин в верхней части полотна.

Так что Ричард Шмидт был прав: благодаря объединению форм художник действительно видит меньше, чем есть на самом деле. Но он не упомянул, что рисовать меньше в действительности сложнее, поскольку для этого приходится серьезно идти против нашей природы, и изображать что-то не буквально, а сводить к сути

На примере уже своего собственного рисунка Марко шаг за шагом показывает, как выполнять объединение форм. Так его работа выглядит в готовом виде:

Художник намеренно выбирает сложную композицию с обилием деталей: здесь есть несколько лодок, сваи, здания, фигуры людей, отражения в воде, воздушная перспектива и т. д. Всё это дает нам очень много форм. При этом на полотне отчётливо выделяются две большие области — светлая:

Причём художник разделил картину на светлые и тёмные зоны ещё в самом начале работы, на этапе планирования композиции, и уже потом вписывал в них детали — или жертвовал деталями, когда они не вписывались. По словам Марко, это помогло ему избежать перегруженности полотна подробностями и сократить сроки работы — он смог закончить рисунок всего за полтора часа.

Из-за деления на зоны композиция поначалу выглядела довольно абстрактно.

Марко вообще считает, что всякое искусство начинается с абстракции.

Сюжет — это вещь второстепенная. И я твердо уверен в том, что даже самый реалистичный рендер — это сначала абстракция, потому что художнику приходится иметь дело с формами, оторванными от реальности, но именно это и делает искусство таким увлекательным.

Он подчёркивает, что не нужно прорисовывать каждое окно в каждом доме — их нужно подразумевать. Чтобы проще было переключиться с буквального восприятия на абстрактное, художник использует текстуры.

Лодки на картине сливаются со своими отражениями в воде и частично — с домами. У себя в голове зритель сам должен провести условную границу, где заканчивается один предмет и начинается другой.

Человеческий мозг удивительный. В реальной жизни мы всё время заполняем деталями какие-то области. Это связано с человеческой психологией. Когда вы идете по улице, вы не видите всего. Вы воспринимаете информацию только прямо перед вами. А мозг заполняет остальное. Это происходит постоянно. Эквивалентом этого в изобразительном искусстве, я полагаю, является слияние форм.

По его мнению, художник, показывая меньше, тем самым сообщает зрителю больше. Картина, где прорисованы все детали, будет скучной и невыразительной. А та, где часть деталей опущена, лучше передаст впечатления от места, которое на ней изображено.

Заполняя светлую и тёмную области деталями, Марко время от времени накладывает фильтр «Постеризация» (Posterize) — чтобы убедиться, что детали не выбиваются из общего фона. Это могут делать не только те художники, которые работают в цифровом формате — если вы рисуете на бумаге, работу можно в любой момент отсканировать и применить фильтр, чтобы проверить себя.

Итак, на картине люди, сваи, лодки, дома и отражения преимущественно сливаются воедино. Но среди всего этого нужно где-то разместить подсказку для мозга зрителя — какую-нибудь отчётливую форму, за которую зацепится взгляд. Благодаря ей человек сможет догадаться, что же всё-таки изображено на картине.

В данном случае подсказкой стал чёткий силуэт третьей снизу лодки, который контрастирует с поверхностью воды. В этой части полотна слияние форм отсутствует.

Зритель сразу опознаёт в тёмном предмете лодку, что задаёт контекст всему дальнейшему восприятию картины — как бы запускает дешифровку объединенных форм.

Напомним, Марко Буччи — это известный художник-иллюстратор и преподаватель живописи из Канады. За 15 лет профессиональной деятельности Марко успел поработать с издательством Walt Disney Publishing Worldwide, производителями игрушек LEGO, Hasbro, Mattel Toys и Fisher-Price, разработчиком игр LucasArts, а также мультипликационными студиями Nelvana, GURU Studio, C.O.R.E. Digital Pictures и Yowza! Animation.

В качестве преподавателя Марко сотрудничал с онлайн-школой CGMA, Академией искусств Сан-Франциско, Колледжем Сентенниал в Торонто и другими учебными заведениями.

Перевод сделан специально для Smirnov School. Мы — онлайн-школа, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Источник

Линейно-пластическая форма

Разнообразие видов линейно-пластической формы предопределяет ее самое широкое использование в пластических композициях.

Плоскостная форма

Текстура

Фактура

Занимает промежуточное место между такими состояниями плоскостной формы, как гладкая поверхность и рельеф. В зависимости от количества и величины составляющих ее пластических элементов (выступов), фактурная поверхность приближается либо к первой, либо ко второй. Фактурная поверхность может отличаться большим разнообразием. Важно учитывать, что ее пластический характер выявляется тем сильнее, чем она больше «выступает» и ближе к зрителю. С дальних точек фактура может выглядеть просто гладкой поверхностью. При разнодалеких точках зрения целесообразно применение в плоскостных формах как мелкой, так и крупной фактуры, близкой к рельефу.

Рельеф

Объемная форма

По общему виду объем отличается от плоскостной формы относительно равным развитием в трех координатных направлениях: по горизонтали, вертикали и в глубину. Такое развитие предопределяет его скульптурный характер. При этом объемная форма как бы замыкается вокруг своего композиционного центра (или оси), отличаясь компактностью. В таком виде она лучше всего воспринимается с разных точек пространства. Поэтому использование объемной формы наиболее рационально в открытой пространственной среде, а не в условиях замкнутого пространства, например, рядом с ограничивающей его плоскостью.

Таким образом, строится развернутая система различных видов объемных форм, отличающихся геометрическим видом и открытостью. Этой системой выявляется большое разнообразие объемов при определенной схожести и различии их пластических свойств. На ее основе можно строить объемные композиции, подбирая в соответствии с решаемой задачей схожие или резко отличающиеся пластические элементы.

За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке

Рис. 2. Простые геометрические формы

Следует учитывать, что композиционный характер закрытой объемной формы во многом проявляется в том, насколько отчетливо выделяются ее грани. В этом смысле закрытая кубическая форма более выразительна, нежели, скажем, цилиндрическая. Однако плавность переходов внешних плоскостей, формирующих объем, в иных случаях, например, при ее ярком боковом освещении, может «сыграть на руку» тому, кто строит объемную композицию. Это может придать изящество объемной форме.

Большое значение в выявлении пластического характера объемной формы имеет ее пластическая моделировка. Приемы такой моделировки чрезвычайно разнообразны и подчиняются решению разных композиционных задач. Например, выявлению характера формообразующих плоскостей, силуэта или конфигурации объема.

В дополнение к ним выступают приемы графической моделировки объемной формы. Такая моделировка может быть направлена также на решение разных композиционных задач, например, подчеркивание верха или низа объема, выделение его граней и др. В принципе каждая композиционная задача требует поиска своего приема графическо-пластической моделировки объемной формы. В частности, пластическая разработка шрифтовых и знаковых форм подразумевает использование приема, сохраняющего хорошую читаемость букв и знаков. Своя моделировка требуется в решении простых объемных геометрических фигур, например кубов и параллелепипедов.

Пространственная форма

Пространственную форму, или пространство, как и в целом пространственную композицию, отличает преимущественное движение в глубину при наличии прочих координатных направлений развития. Строится такая композиция на основе сопоставления в пространстве разных пластических (линейных, плоскостных или объемных) форм. Эти формы могут по-разному восприниматься зрителем. Восприятие может быть:

— с одного главного направления, при относительно статичном положении зрителя в пространстве;

— с разных точек при движении зрителя вокруг композиционно-пространственного центра или внутри него;

— при движении зрителя вглубь пространства.

Источник

Основы линейно-конструктивного рисунка

За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке

1. Основы линейно-конструктивного рисунка……………..………………..…….5

2.Упражнения на развитие координации руки……………………………………….….6

3. Линейно-конструктивное построение куба…………. ……………………. 10

4. Алгоритм работы над натюрмортом из геометрических тел…………………13

Одной из ведущих учебных дисциплин, интегрально определяющих содержание и структуру подготовки специалистов в области дизайна и являющимся базовым средством формирования профессиональных компетенций является «Рисунок».

Под словом «рисунок» подразумевается ясное, выразительное и лаконичное выражение основной формы предметов. Рисунок – основа профессионального мастерства. Школа рисования – определенная система знаний, усвоение которых требует длительного времени на основе специальных заданий и упражнений. Рисунок является основой основ изобразительного искусства – живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, основой всякого реалистического изображения, или, как говорил Микеланджело, это высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень всякой науки.

Многие недооценивают роль и значение рисунка в работе инженера, строителя, техника, архитектора и дизайнера. Рисунок для архитектора и дизайнера является основным средством выражения художественного замысла. Никакой другой вид изображения не в состоянии заменить рисунок. Даже начертательная геометрия, которая учит определенным законам изображения трехмерной формы на плоскости, не в состоянии подменить рисунок. Основные положения изображения объемной формы на плоскости, которые трактует начертательная геометрия, помогают детально разработать проект и изготовить макет, но они не в состоянии способствовать самому процессу проектирования, связанного с созданием художественного образа.

Грамотное рисование есть основное условие для плодотворной творческой деятельности. С проблемами преподавания рисунка педагог сталкивается с первых практических занятий.

Поэтому задача состоит в том, чтобы разработать программу, позволяющую в короткие сроки дать первоначальные навыки рисовальной грамоты и познакомить студента с основами линейно-конструктивного рисунка.

1.Основы линейно-конструктивного рисунка

Великий итальянский живописец, скульптор и архитектор Микеланджело Буонаротти говорил: «Рисуют не руками, а головой». Этим он хотел подчеркнуть, что художник не автоматически копирует природу, а передает то образное представление и понятие о предмете, которое сложилось в его сознании.

Что же нужно понимать под термином «конструкция»? Термин «конструкция» происходит от латинского слова constructio, что означает «строение», «построение», « структура», «план», « взаимное расположение и соотношение частей». Конструировать – это значит организовывать, создавать, строить, складывать согласно определенному плану. Во время рисования с натуры, анализируя конструкцию формы предмета, необходимо ясно представлять его строение во всех составных частях, как видимых глазом, так и невидимых. Уметь видеть натуру – это значит уметь анализировать ее строение. Рисовать надо всегда сознательно, а не копировать механически все, что видит глаз. Например. при рисовании куба необходимо прежде всего правильно понять его строение и наметить в рисунке его линейно-конструктивную основу, т. е. показать, как располагаются в пространстве поверхности тела, каким образом его поверхности отграничиваются от общего пространства – как образуется объем.

Линейно-конструктивный рисунок дает возможность построить изображение правильно в перспективе, верно и убедительно передать форму.

Конструктивный анализ рождает определенную целеустремленность в работе, исключает возможность механического копирования натуры.

Раскрывая перед студентами особенности конструктивного строения формы головы и фигуры человека, мы подготавливаем их к правильному логическому анализу всякой сложной формы. Анализируя форму человеческого тела, наблюдая красоту сочетания отдельных объемов в отдельное целое, студент начинает понимать гармонию конструктивной связи. А это для дизайнера самое главное.

2. Упражнения на развитие координации руки

Впервые приступающему к изучению рисунка необходимо проделать ряд простых упражнений с линиями. Для упражнений использовать бумагу размером А3, с переходом, в дальнейшем, на размер листа А2 (рис.1).

а) проведение параллельных линий одной силы на равном расстоянии друг от друга (параллельно краям бумаги проводить горизонтальные и вертикальные линии);

б) проведение линии возрастающей силы, которые достигаются путем различного нажима карандаша (линии могут проводиться с различным ритмом);

в) проведение прямых линий, сходящихся в одну точку. Эта тока может находиться на листе бумаги;

г) проведение прямых линий, сходящихся в одну точку. Эта точка может находиться вне листа бумаги.

Необходимо проделать ряд упражнений на пропорции. Деление линии на равные части. Деление углов на равные части.

На чистом листе бумаги нужно наметить несколько произвольных отрезков, ограниченных вертикальными засечками. На первом отрезке сначала на глаз делим его пополам, на 4, 8, и 16 частей. Следующий отрезок делим на 3, 6, 9, 18 частей. Далее берем определенный отрезок, допустим 1,5 см., и этот отрезок откладываем на линиях проведенных в любом направлении. Эти упражнения следует также выполнять в процессе обучения. Правильность их исполнения проверять их на глаз или с помощью измерительных приспособлений.

Контрольным заданием является композиция из линий, в которой может проявиться фантазия студента в полной мере. Композиции могут быть самыми простыми и очень сложными.

В следующих упражнениях приступаем к рисованию прямых линий, определяющих направление. На листе бумаги произвольно наносятся две точки и одним движением руки соединяем их между собой (рис.2).

Следующее упражнение вытекает из первого. Теперь проводим прямую линию через две точки, являющиеся составной частью одной прямой линии. На это упражнение стоит обратить особое внимание, так как данным приемом студент будет пользоваться постоянно при работе над натюрмортами и при конструктивном построении головы.

При выполнении упражнения (рис.1б), первые слабо намеченные точки соединяются легкой линией, как бы прицеливаясь, и с каждым последующим движением карандаша усиливается тональность линии до получения нужного результата. Вести линию следует не по частям, а сразу по всей длине одним движением руки и смотреть не на кончик карандаша, а на точку, являющуюся окончанием линии.

Все эти упражнения не только ставят руку и глаз, но и вселяют уверенность в студента. Задача упражнений состоит в том, чтобы посредством повторений одних и тех же операций создавать и совершенствовать навык. Важнейшим условием эффективности упражнений является систематическое повторение упражнений и последовательность их усложнения. Первые упражнения проводятся под руководством педагога, но чем дальше, тем больше самостоятельности должно быть в работе студента. Осмысленные действия и без лишних стираний ластиком, в ходе систематических упражнений, приведут к быстроте при решении различных композиционных задач. Научиться сознательному использованию точек и линий, овладеть техникой рисунка проще, начиная с простых упражнений, двигаясь от простых к сложным.

Характеристики возможных линий, определяющих поверхность тел, все их многообразие можно понять и изобразить, владея конструктивным рисунком.

За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке

За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке

За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке
За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисункеЗа счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисункеЗа счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисункев)

За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисункеЗа счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке

За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисункеЗа счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке

За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисункеЗа счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке

3.Линейно-конструктивное построение куба

Приступая к рисунку с натуры, прежде всего должны внимательно ознакомиться с изображаемыми предметами. Построение куба является итогом теоретических заданий по линейной перспективе. Цель первого практического задания – при помощи линейной перспективы, без применения тона, построить куб, сохраняя все линии построения, а также опорные и вспомогательные точки и линии. Рисунок начинается с композиции и ведется в следующей последовательности (рис. 3).

1. Слабыми линиями композиционно наметить крайние точки куба.

2. Найти геометрический центр, от которого начинается построение.

3. Легко наметить конструкцию куба, с учетом пропорций и направления боковых плоскостей.

При построении и уточнении движения сторон, соблюдая пропорции нельзя забывать о линейно-воздушной перспективе. На рисунках можно проследить за методикой построения куба при помощи широко распространенного способа визирования, вспомогательных горизонтальных и вертикальных линий построения, используя принцип построения через две крайние точки (рис.4). Способ визирования карандашом состоит в следующем: желая определить основные пропорции куба, параллелепипеда или другого тела, рисовальщик на вытянутой руке вертикально держит карандаш, закрывает один глаз и следит за тем, чтобы верхний конец карандаша совпал с верхней гранью куба. Затем, двигая по карандашу большой палец, устанавливаем его ноготь на линию нижнего края параллелепипеда. Длина карандаша от верхнего его конца до ногтя будет проекционной величиной параллелепипеда. Повернув кисть руки влево, располагаем карандаш горизонтально (при этом большой палец не двигаем, положение тела и руки также не меняются), подводим карандаш в направлении параллелепипеда с его двумя видимыми плоскостями и определяем ее величину относительно высоты. Это же соотношение величин высоты к ширине надо отложить на рисунке, учитывая их разницу.

За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке

За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке

За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке

4. Алгоритм работы над натюрмортом из геометрических тел

Рассмотрим поэтапно работу над заданием по рисунку – натюрморт из

3–4 х геометрических фигур. Выполняя весь комплекс работы над натюрмортом, нужно строго следовать правилу развития рисунка от общего к частному в начальной и от частного к общему в завершающей стадии рисунка (рис.5).

Весь процесс работы над натюрмортом можно условно поделить на четыре этапа.

Композиционное размещение изображения натюрморта на листе бумаги. Рисунок нужно начинать с наброска, легко наметив границы изображаемых предметов и их основных пропорций.

Намечая, обобщенную характеристику предметов, их взаимосвязь в пространстве, необходимо следить за плановостью путем проведения легких горизонтальных линий, а также за пропорциями предметов. Конструктивный анализ и линейно-перспективное построение ведется, применяя принцип прозрачного рисования.

Рисунок выполняется путем применения способа рисования через две крайние точки. Такой метод ведения рисунка не позволяет студенту отдельно срисовывать предметы, а наоборот, концентрирует внимание и заставляет держать все изображение натюрморта в целом.

Длинная, «стреляющая» линия, где грань предмета является составляющей этой прямой линии, пронизывая соседние предметы, позволяет найти одну или несколько контрольных точек, помогающих при построении натюрморта, связывая их в единую геометрическую композицию.

На последнем этапе выполнения рисунка необходимо обратить внимание на выделение композиционного центра натюрморта. Им может быть предмет или группа предметов. Тон применяется только для выявления объема, подчиняясь линейно-воздушной перспективе, сохраняя целостность рисунка.

За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Смотреть картинку За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Картинка про За счет чего выявляется форма в линейном рисунке. Фото За счет чего выявляется форма в линейном рисунке

Рис. 5. Линейное построение рисунка

Одной из ведущих учебных дисциплин, интегрально определяющих структуру и содержание подготовки специалистов в области дизайна, является рисунок. Выделяя рисунок из перечня дисциплин специализации нужно отметить его большое значение в подготовке будущего специалиста в области дизайна.

Рассматривая рисунок как основу изобразительного искусства курс линейно-конструктивного рисунка ставит своей задачей научить правильно наблюдать и познавать предметы окружающей нас природы, ибо рисование с натуры – это прежде всего процесс познания реальной действительности.

Рисунок, как учебный предмет, требует много усилий и целенаправленного труда, особенно в первоначальном периоде.

Разработанные основные подготовительные упражнения дл самостоятельной работы помогут студентам-дизайнерам первых курсов освоить основы изобразительной грамоты.

2. Анатомия для художников / И. Барчаи. – М: ЭКСМО, 2002. – 344с.

2. Гинзбург, И. Чистяков П. П. и его педагогическая система / И Гинзбург. – М.-Л., 1940. – 240с.

3. Кардовский, Д. Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма / – М., 1960. – 276с.

6. Никулина, О. Природа глазами художника / О. Никулина. – М., 1982. – 263с.

9. Сторожев, рисунок: Учебное пособие для студентов и абитуриентов, поступающих на специальность 290100 «Архитектура» / – Н. Новгород: НГАСУ, 2004. – 88с

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *