За счет чего зарабатывает супермаркет
Как продуктовые сети зарабатывают миллионы, ничего не продавая.
Но самое интересное, то что миллионы зарабатывают часто не сами компании, а менеджера и руководители отделов, в тайне от своего работодателя. Рассмотрим самые типичные схемы:
Золотая полка
Конечно, точным сумм никто не назовет, они отличаются и в зависимости от магазина, и от региона, и от продукции. Но кое-чем могу поделиться: одна компания, выпускающая колбасные изделия, заплатила сети гипермаркетов (естественно названия сказать не могу) 12 млн рублей за то, чтобы ее продукция в течение 3-х месяцев стояла на «Золотых полках». Т.е. еще не продано ни одной палки колбасы, а гипермаркет уже получил 12 млн рублей! А представляете, сколько таких полок в гипермаркете? Особенно в отделе алкоголя?
Субаренда
Товар на реализацию
Как менеджеры зарабатывают миллионы
Миллионы от собственников
Еще одна схема, в народе называемая «откат», применяется когда торговая сеть подыскивает себе помещение под магазин. Помещений таких, на самом деле очень много, и любой собственник хотел бы видеть арендатором крупную сеть. В любой сети есть отдел развития, именно он занимается поиском новых помещений и открытием новых магазинов. Естественно, есть люди, которые принимают данные решения, и как вы понимаете, это отнюдь не владельцы сети. Поверьте, владельцы Пятерочки сами не знают где есть их магазины а где нет! Их уже столько, что они просто считать устали, а уж тем более запоминать информацию.
Так что же происходит в этом отделе развития?
А происходит примерно следующий диалог с владельцем помещения:
90% собственников идут на это. А менеджер получает миллион рублей за 15-ти минутный разговор.
Чем страшна вся эта ситуация?
А страшно это тем, что все эти расходы на золотую полку, отдел закупок, отдел развития и т.д. закладываются в стоимость каждого товара. Обычный покупатель не может купить хороший фермерский помидор либо потому что его просто нет, либо потому что стоит как крыло от самолета.
Надеюсь статья вам была интересна, очень жду оценок и комментариев
Чего не хватает
российским
магазинам
Чего не хватает российским магазинам? 8 примеров из Японии, США и других стран
Кажется, что в современных супермаркетах продается вообще всё? Если мы говорим о России, то ответ: нет, далеко не всё. При всей широте ассортимента в российских магазинах отсутствуют целые классы товаров, которые за рубежом занимают сразу несколько полок, а то и большие отделы.
РБК собрал восемь примеров того, чем почти не торгуют в России и что привлекает большой спрос в странах Европы, Азии и Америки.
Спортивные напитки
Спортивные напитки не стоит путать с энергетическими. Последних в России хватает: помимо брендовых энергетиков с мировой известностью, такие напитки есть и у гигантов пищевой индустрии, и у торговых сетей под собственной торговой маркой.
Но если энергетики почти всегда содержат кофеин и повышают пульс, то спортивные напитки работают совсем по-другому. В их составе есть соли и антиоксиданты, важные для тех, кто занимается спортом. При физической нагрузке организм лишается множества солей, а усвоить новые бывает сложно. Формула спортивных напитков составлена ровно таким образом, чтобы максимально эффективно восполнить нехватку элементов в истощенном организме. Отличный вариант для тех, кто бегает или занимается в тренажерном зале.
В США, Африке, Азии и Европе выбор спортивных напитков огромен. В типичном американском супермаркете они занимают несколько рядов — отдельно от тех же энергетиков, соков или обычной газировки. К слову, спортивные напитки продаются негазированными: это продукт, который должен приносить пользу, поэтому ни углекислого газа, ни избыточного количества сахара там нет.
Энергетические батончики
Энергетические батончики потихоньку начали проникать на полки российских супермаркетов. Вот только в России их никто не называет энергетическими. У нас это просто злаковые батончики или спрессованные мюсли: быстрый перекус либо полезная сладость к чаю.
Между тем в Соединенных Штатах есть отдельный класс продуктов под названием nutrition bar. Их «фишка» — быстрое насыщение и прилив энергии от углеводов в составе. К тому же классу относятся ультрапитательные протеиновые батончики, в России такие принято продавать исключительно в специализированных магазинах спортивного питания.
Переход протеиновых батончиков в масс-маркет — один из следующих трендов российского ретейла. Согласитесь, странно, что востребованный тип еды почти нельзя встретить в обычных продуктовых супермаркетах?
Чипсы из водорослей
В Японии собственная продуктовая культура, и эту культуру очень любят в России. Суши, роллы, соевый соус — привычные компоненты японского стола давно прописались на столах россиян и на полках магазинов. Не хватает самой малости: водорослей.
Японцы высушивают водоросли, пакуют получившийся порошок по пакетам и получают универсальную приправу, которую можно добавить в суп или второе блюдо. Присущая россиянам любовь к укропу и петрушке наверняка заставит наших соотечественников освоить новый вид кулинарной зелени — порошковые водоросли.
А вместе с ними добавить в корзину чипсы из водорослей, здоровую альтернативу вреднейшим картофельным чипсам. Помните, каких-то двадцать лет назад кукурузные чипсы считались экзотикой? Теперь они стали привычным атрибутом любого супермаркета и естественным аналогом картофельных. Следом за ними в масс-маркет легко проследуют снеки из водорослей: они не такие вредные, столь же хрустящие и дают ощущение японского колорита.
Напитки с желе или кусочками фруктов в банках
Еще одни гости из Японии — баночные напитки, в которых плавает что-то вкусное. Нашим людям, с детства знающим, что такое компот, не надо объяснять: плавающая в жидкости ягода — приятное дополнение к освежающему вкусу. Но только японцы додумались разлить это по банкам и добавить не просто ягоду, а кусочек кокосового желе.
Попробовать негазированные сладкие напитки с плавающим внутри желе можно в автоматах, которыми уставлены торговые центры крупных городов. Внутри — банки, привезенные напрямую из Японии, по 100 рублей за штуку. Чересчур дорого, чтобы привлечь массовую аудиторию.
Но что будет, когда кто-то догадается разливать подобные напитки в России? Не сомневаемся, рано или поздно это произойдет. И тогда россияне по-настоящему откроют для себя радость от напитка, в котором плавает виноградина, кусочек манго или небольшой кубик кокосового желе.
Смеси для выпечки
Мало смесей для напитков? Тогда посмотрите на специально подготовленную смесь для выпечки. Наборы для выпечки блинов, кексов, хлеба и даже для приготовления пирожных «картошка» — новое слово для отечественных супермаркетов. В России такие товары выпускают под брендом «Печем дома», и это функциональные смеси для тех, кто не хочет лично смешивать яйца, муку и все остальные ингредиенты, необходимые для приготовления оладий или блинов.
В Европе и США давно к такому привыкли: на прилавках американских супермаркетов готовые смеси для выпечки занимают много места, а конкуренция внушительная. Смеси берут и домохозяйки, которые ценят свое время, и молодые родители, которые просто не умеют выдерживать верные пропорции при приготовлении кексов или печенья.
В России конкуренция заметно меньше, а выделиться здесь стараются не столько ассортиментом, сколько добавочными функциями. К примеру, в «Печем дома» запустили отдельную линейку для детей с видеорассказами о том, как весело и правильно печь капкейки, торты и другие вкусности. Семейная аудитория наверняка оценит.
Еще одно важное отличие: если на Западе в основном концентрируются на смесях для сладких блюд — блинов или печенья — то в России к ним придется добавить что-то несладкое. Например, хлеб. Такова разница менталитетов.
Сыр в виде спрея и масло в баллончиках
Удобство — краеугольный камень в эволюции товаров повседневного спроса. Нас давно не удивляют детские соки в маленьких коробочках, ведь детям так легко дать компактную упаковку, которая поместится у них в руках. Или каши быстрого приготовления, заранее расфасованные в порционные пакеты. Так почему же нужно мучаться, каждый раз отрезая себе кусочек сыра? Видимо, такой логикой руководствовались изобретатели сыра в виде спрея.
Товар, который называется spray cheese, легко встретить в любом супермаркете США или Австралии. Внутри — просто сыр (иногда плавленый). Но в отличие от обычного, баллон с таким сыром не нужно хранить в холодильнике, достаточно поставить на полку в шкафу. А сделать бутерброд можно одним движением, распылив вязкий сыр-спрей на хлеб или крекер.
В Америке вообще любят помещать любые продукты в баллончики под давлением. Помимо сыра в виде спрея там продается масло для жарки — подсолнечное, оливковое или даже кокосовое. Побрызгал на сковороду — и можно готовить второе. Шикарная инновация для тех, кто любит готовить и не хочет возиться с привычными бутылками растительного масла.
Концентраты газировки и напитки в виде порошка
И снова напитки, на сей раз порошкообразные. Если вы любите колу или любую другую газировку, но не хотите тащить двадцать литров любимого напитка на две недели вперед, выход есть: взять банку с порошком. Пара ложек такого порошка, бутылка обычной кипяченой воды — и у вас в руках та самая кола. Или апельсиновый лимонад. Или что угодно еще, вплоть до тех же спортивных напитков и энергетиков.
Порошкообразные смеси отлично подойдут тем, кто на постоянной основе пьет какой-нибудь не самый привычный напиток и не хочет колесить по магазинам в поисках еще одной бутылки. Родина такого способа — всё те же США, где принято закупаться раз в пару недель, зато впрок. Для российских гипермаркетов такие смеси стали бы отличным дополнением к секции с газировкой.
Альтернатива порошкам — крошечные бутылочки с концентратом. Любите лимонад, но хотите сделать его чуть менее насыщенным? А может, какой-то вкус, напротив, нуждается в большей концентрированности? Любители улучшать привычные вкусы наверняка оценят такой способ повлиять на рецептуру стандартной газировки.
Среди целевой аудитории — дети, подростки и женщины. Любительницы диет часто заботятся о здоровье и хотят наслаждаться любимыми вкусами в чуть меньшей концентрации, чем продается в магазинах. А дети и подростки, напротив, часто хотят получить более насыщенный вкус, чем тот, что предлагается по умолчанию.
Бобовые сладости
Сладости из бобовых — неотъемлемая часть культуры Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии. Россияне, побывавшие в Таиланде или Вьетнаме, наверняка пробовали местные сладости: почти половина из них содержит начинку из бобовой пасты. Ее умеренная сладость заметно контрастирует с привычными нам конфетами, после азиатской кулинарии стандартные русские сладости кажутся приторными и чересчур вредными.
Но кажутся ли? На деле так оно и есть: бобовые сладости куда полезнее тех, что распространены в Европе, США и России. В них нет искусственных сахаров — только те, что естественным образом содержатся во фруктах или иных ингредиентах.
Моти, банькхао, мэт и даже сируко — сладкий суп из угловатой фасоли, японская новогодняя сладость. Для европейского уха эти названия пока мало что говорят — но с проникновением азиатской культуры в нашу жизнь стоит ожидать особого спроса на восточные аналоги привычной пастилы, мармелада или зефира.
У таких продуктов есть все шансы завоевать популярность на волне роста ЗОЖ-движения, повального увлечения правильным питанием и культурного взаимопроникновения. Побаловаться сладким хочется каждому. А с бобовой начинкой сладости превратятся в невредное удовольствие с особенным колоритом.
Ассортимент супермаркетов постоянно эволюционирует, и было бы странно игнорировать мировые тенденции. Каких-то двадцать лет назад энергетические напитки были малоизвестным продуктом, который воспринимался как баловство. А сейчас это многомиллиардная индустрия с собственными влиятельными брендами и миллионами потребителей по всей планете.
Не замечать, как меняется набор товаров на полках магазинов в разных странах, — значит обрекать себя на роль догоняющих. Ведь если уже сейчас не добавить в ассортимент те же самые смеси для выпечки, первым это сделает кто-нибудь другой. И этот кто-то сможет найти новых покупателей.
Как «СберМаркет» вырос из небольшого стартапа — и во время пандемии стал лидером доставки продуктов в России. Рассказывает директор по аналитике сервиса
Во втором квартале этого года «СберМаркет» — проект Сбербанка на основе технологической платформы Instamart — стал лидером на рынке доставки еды, обогнав X5 Retail Group.
Сейчас «СберМаркет» работает в 133 городах России и ежедневно выполняет по 18 тысяч заказов. Из-за пандемии клиенты сервиса в Петербурге стали в четыре раза чаще заказывать продукты.
«Бумага» поговорила с директором по аналитике и эффективности платформы «СберМаркета» Дмитрием Зборовским. Он рассказал, как небольшой корпоративный стартап превратился в крупнейший сервис на рынке доставки продуктов в России.
«СберМаркет» доставляет свежие продукты за два часа и помогает сэкономить благодаря еженедельным скидкам до 50 %. Сервис — официальный партнер METRO Cash&Carry по всей России. «СберМаркет» также сотрудничает с сетями «Ашан», «Азбука Вкуса», «Вкусвилл», «Лента», «Мегамарт» (ГК «Дикси») и другими по всей стране.
Онлайн-сервис доставки продуктов «СберМаркет» запустился в сентябре 2019 года. Это проект Сбербанка на основе фудтех-стартапа Instamart, который в 2013 году придумали трое аналитиков : сотрудники инвестиционного банка Goldman Sachs Петр Федченков и Андрей Жулин, а также Дмитрий Жулин, работавший в банке Rothschild.
Создатели вложили в Instamart 15 миллионов рублей из собственных средств и сделали сайт-витрину, где разместили 5 тысяч товаров. Сегодня на сайте и в приложении «СберМаркета» больше 160 тысяч позиций.
Поначалу основатели решили «уберизировать» поход за продуктами: собрать заказ за пользователя в магазине мог любой человек, подключенный к платформе. Вскоре стало ясно, что сотрудничать стоит только с обученными сборщиками, которые умеют отбирать свежие продукты.
В начале 2019 года проект в сумме привлек 500 миллионов рублей от Mail.ru Group, президента «Трансконтинентальной медиакомпании» Александра Митрошенкова и первого зампреда правления Сбербанка Льва Хасиса. Летом 2019-го в стартап вошел венчурный фонд Fort Ross Ventures — SBT Venture Fund II, соинвестором которого является Сбербанк. Сервис вошел в О2О — предприятие Сбербанка и Mail.ru Group. На основе технологической платформы Instamart Сбербанк запустил «СберМаркет».
Директор по аналитике и эффективности платформы Дмитрий Зборовский рассказывает: «Мы показали наши финансовые модели, объяснили, что можем получить, используя ресурсы Сбербанка — средства, бренд и синергию с другими командами. Видимо, мы оказались очень убедительными, и в сентябре 2019 года запустили пилот «СберМаркета» в Краснодаре и в Ростове (в ноябре сервис работал уже в 33 городах — прим. «Бумаги»)». По словам Зборовского, за последние два года компания выросла в 77 раз. На то, чтобы выполнить первый миллион заказов в апреле 2020 года, сервису потребовалось семь лет. А на то, чтобы принять второй миллион — 70 дней.
Уровень развития современной инфраструктуры позволяет жителям российских городов не заботиться о том, как найти тот или иной товар. На полках магазинов уже есть сыр с местных ферм, норвежская рыба или кокосовое молоко от производителей из Таиланда. Большая часть этих продуктов продается именно в сетевых магазинах, таких как «Пятерочка», «Лента», «Магнит» и т.д., обеспечивающих поступление тысяч наименований на полки напрямую от производителя.
Полина Киселева, исполнительный директор АКОРТ:
— Если у покупателя есть потребность в магазине, приходит современный ритейл. Каждый день открывается по 10 продуктовых магазинов, но по-прежнему их не хватает. У нас существует определенный дефицит торговых площадей для обеспечения россиян продуктами. Россия находится сейчас в блоке развивающихся стран и есть значительное поле для развития.