За счет чего живут партии в россии
За счет чего живут партии в россии
Статья 33. Средства федерального бюджета, выделяемые политическим партиям
1. Государственная поддержка политических партий путем их государственного финансирования осуществляется по итогам участия политических партий в выборах в целях компенсации финансовых затрат политических партий за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
2. Средства федерального бюджета, выделяемые для государственного финансирования политических партий, предусматриваются в нем отдельной строкой в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
3. Общий объем средств федерального бюджета, выделяемых для государственного финансирования политических партий, не может быть менее двадцати рублей, умноженных на число избирателей, включенных в списки избирателей на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо выборах Президента Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 22.07.2008 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Средства федерального бюджета, выделяемые для государственного финансирования политических партий, направляются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год на расчетные счета политических партий ежегодными и единовременными перечислениями.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 183-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Политические партии имеют право на получение средств федерального бюджета в одном из следующих случаев:
а) если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) если зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации, выдвинутый политической партией, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Государственное финансирование политических партий, принимавших участие в выборах и подпадающих под действие пункта 5 настоящей статьи, осуществляется:
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 144-ФЗ, от 01.12.2012 N 211-ФЗ, от 14.10.2014 N 300-ФЗ, от 19.12.2016 N 452-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положение подп. «б» п. 6 ст. 33 (в ред. ФЗ N 179 от 03.07.2018) применяется также к правоотношениям, возникшим в связи с проведением ближайших предыдущих выборов Президента Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 22.07.2008 N 144-ФЗ, от 03.07.2018 N 178-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. С 1 января 2006 года и до 1 января года, следующего за годом проведения первых после 1 января 2006 года выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, государственное финансирование политических партий, входивших в состав избирательного блока и подпадающих под действие пункта 5 настоящей статьи, осуществляется ежегодно в размере пяти рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым избирательным блоком, или кандидатами, выдвинутыми избирательным блоком и избранными в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 настоящей статьи. Средства федерального бюджета, предусмотренные настоящим пунктом, распределяются между политическими партиями, входившими в состав избирательного блока, в равных долях, если иное не было определено соглашением о создании избирательного блока.
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Средства федерального бюджета, предусмотренные настоящей статьей, выделяются:
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Политические партии вправе отказаться от государственного финансирования, предусмотренного настоящей статьей. В случае отказа политической партии от государственного финансирования денежные средства, выделяемые политической партии из федерального бюджета по результатам выборов, остаются в федеральном бюджете.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Миллиарды каждый год, еще и из бюджета. На какие деньги живут российские партии и куда они их тратят?
Перед очередными выборами российские города напрочь заклеены политической рекламой, партии проводят бесконечные мероприятия, а активность руководства партий резко возрастает. Но все это стоит денег – от самой маленькой листовки до зарплаты руководителя регионального филиала партии. И эти деньги партии должны где-то найти. Как ни странно, платят за это преимущественно налогоплательщики, на остальные источники приходится совсем мало. Мы разобрались, почему так происходит и откуда партии получают свое финансирование.
Кто финансирует партии сейчас
Партии – обязательный атрибут политической жизни современного государства. Партии (и их соотношение в законодательных органах) определяют внутреннюю и внешнюю политику государства, а также формируют его идеологическую основу. В России не так много партий – их чуть больше 50, причем за последние годы число партий только сокращается. Всему виной постоянное ужесточение избирательного законодательства, а также масштабы государства.
Для нормального функционирования партии нужны большие деньги – как минимум, чтобы оплачивать присутствие партийных органов во всех 85 регионах страны, а также проводить мероприятия и вести просветительскую и пропагандистскую деятельность. В советское время партия получала основное финансирование от членских взносов (их платили, потому что членство в КПСС было привилегией), но сейчас ситуация изменилась.
Политические партии получают финансирование сразу из нескольких источников:
Из крупнейших партий большая часть финансирования приходится на федеральный бюджет – так партии получают более 90% своих доходов. Финансирование могут получать только партии, которые преодолели барьер в 3% на прошлых выборах в Госдуму. Что интересно, проходной барьер на выборах выше и составляет 5% (хотя не так давно это было вообще 7%) – это значит, что финансирование получают даже те партии, которые не прошли в Госдуму. Логика проста – даже 3% показывают популярность партии у избирателей, поэтому государство готово поощрять ее успехи.
В дополнение к «оплате» голосов, партии могут получать бюджетное финансирование на свои специальные проекты. Например, у КПРФ это «Лидерские проекты», у ЛДПР есть Институт мировых цивилизаций (получающий из бюджета буквально сотни миллионов), у «Справедливой России» – «Центр защиты прав граждан».
Что касается пожертвований, то эта часть поступлений пока не очень прозрачна – партии (особенно крупные) получают пожертвования от малоизвестных компаний, депутатов региональных собраний и органов местного самоуправления, или даже от действующих депутатов Госдумы. При этом иногда оказывается, что компания, пожертвовавшая одной из партий миллионы рублей, работает с государственными заказами. Конечно, это не запрещено напрямую – но с точки зрения прозрачности политики выглядит не очень хорошо.
Что касается членских взносов, сейчас они теряют свое значение – например, из парламентских партий больше всего в процентном отношении на взносах получает КПРФ, но и это всего около 6% от бюджета партии. «Единая Россия» получает взносами еще меньше – порядка 4,4%. У остальных партий взносы совсем небольшие или их нет вообще.
Другие источники доходов – чистая формальность, так как партии обычно тратятся на мероприятия, а не зарабатывают на них. Как и не получают ощутимых доходов от сделок или предпринимательства – в приоритете все-таки остается политическая деятельность.
Зачем бюджет финансирует партии?
Государство неплохо финансирует политические партии – за каждый голос, отданный за партию на последних выборах. Это касается как парламентских выборов (учитываются голоса, отданные за партию в голосовании по спискам), так и президентских выборов (учитываются голоса, отданные за кандидата, выдвинутого партией). При этом за партию или кандидата должны проголосовать не менее 3% избирателей. За полученные на президентских выборах голоса партии финансируют разово, а за голоса, отданные за федеральный список – ежегодно.
Объем финансирования партий постоянно увеличивался:
То есть, за десятилетие финансирование партий выросло практически на два порядка. Параллельно число представленных в парламенте партий снижалось – то есть, оставшиеся получают все больше.
Сама по себе модель бюджетного финансирования политических партий – общепринятая в мире практика. Впервые выплаты для партий закрепили в бюджете Уругвая в 1928 году, с тех пор аналогичные нормы появились в законодательстве десятков государств. Распределяются деньги везде по-разному – где-то с привязкой к последним выборам, где-то пропорционально на все партии, где-то – в зависимости от полученных мест в парламенте.
Проще всего получить финансирование в Германии – там оплачивается каждый голос, отданный за партию, преодолевшую барьер в 0,5%. Правда, выплаты разовые, а не ежегодные. А в Израиле государство финансирует даже внутрипартийные выборы (праймериз), а также дает деньги их участникам. Если кандидат провалится на выборах в Кнессет, он должен будет вернуть всю полученную им сумму.
Основная идея государственного финансирования партий – создать здоровую политическую среду, когда представители крупного бизнеса не могут оказывать влияние на политику, финансируя свои «карманные» партии. Правда, в России партии все же могут получать пожертвования, и их (часто – внушительные по сумме) могут делать частные лица или компании, поэтому такая норма работает лишь номинально.
Кроме того, независимое финансирование позволяет партиям профинансировать избирательную кампанию в полном объеме – оплатить эфирное время, наружную рекламу, агитаторов и партийные мероприятия. По сути, оно уравнивает в правах партии с разными финансовыми возможностями – и даже не очень крупная партия может конкурировать с более известной.
Однако в России последних лет все чаще решающую роль играет не финансирование, а административный ресурс (часто завязанный на одной правящей партии). Поэтому другие партии зачастую не в состоянии нарастить поддержку, даже имея бюджетное финансирование, и теряют своих избирателей, а вместе с ними – и право на выплаты от государства.
Какие партии получают больше
Поскольку партии получают бюджетное финансирование в зависимости от числа полученных на последних выборах голосов, лидирует, по понятным причинам, «Единая Россия». По данным отчета партии за 2019 год (более свежих данных пока нет), партия получила 4,3 миллиарда рублей из бюджета – при общем объеме поступлений в 5,8 миллиарда рублей.
На данный момент последние парламентские выборы – это выборы 2016 года. На них 3%-ный барьер преодолели только 4 партии, которые и представлены в парламенте.
Отданные за них голоса и объем финансирования распределились так:
Как можно заметить, «системная оппозиция» живет практически только на бюджетное финансирование, а остальные источники занимают совсем небольшую долю в поступлениях. И их весьма невнятные политические программы могут быть связаны именно с этим – когда партии слишком сильно зависят от бюджетных денег, они не решаются жестко критиковать действия власти, допуская лишь незначительную критику по несущественным вопросам.
Кстати, недавно стало известно, что «Единая Россия» намерена получить 45% голосов избирателей при явке в 45%. С учетом результатов прошлых выборов это даже шаг назад – в партии понимают, что с учетом недовольства населения социально-экономической ситуацией результаты будут соответствующими. И это непосредственно отразится на финансировании – вместо 4,3 миллиардов рублей в год партия получит около 3,4 миллиардов рублей, если все пойдет по намеченному плану. Но до следующего года еще может измениться законодательство, и выплаты за каждый голос могут стать больше 152 рублей.
Что касается других источников поступлений, то ощутимые деньги партии получают только от частных пожертвований. «Единая Россия» традиционно получает деньги от компаний, так или иначе связанны с государственными контрактами (например, в 2017 году партия получила от 30 компаний более 4 миллионов рублей от каждой, из них 16 получали госконтракты самостоятельно или через связанные структуры). Перечисляют деньги партии некие региональные фонды поддержки регионального сотрудничества и развития, которые, по сути, раньше были внутрипартийными структурами.
А совсем недавно в «Медузе» вышло расследование, из которого стало понятно, что «Единая Россия» может использовать неофициальные избирательные фонды – «черные кассы». Дело в том, что официально выделяемых на предвыборные кампании по линии партии средств явно недостаточно, чтобы профинансировать выборы во всех регионах. А, например, на избирательную кампанию кандидата в президенты вообще можно потратить только 400 миллионов рублей – хотя за такие деньги в России можно избрать разве что губернатора.
Неофициальные фонды, как говорят источники журналистов, пополняют представители бизнеса – как местного, так и федерального. За это руководители и собственники могут получить места в выборных органах власти (например, «проходную» позицию в партийном списке в регионе или федеральном списке).
Другие партии получают деньги буквально откуда придется. Например, КПРФ получает часть пожертвований от компаний, которые возглавляют коммунисты, «Справедливая Россия» – от неких фондов содействия, а ЛДПР – тоже от «своего» бизнеса.
Более мелкие партии обычно вообще не получают денег и существуют чисто номинально – таких партий как минимум 25, и за 2018 год они указали в отчетах нулевые доходы.
Кто больше тратит и на что
Как уже можно было понять, партии официально могут потратить только те деньги, которые они официально получили – без серых схем и неофициальных фондов. К тому же партии обязаны раз в квартал предоставлять в ЦИК развернутый финансовый отчет, где расписать все поступления и расходы.
Если посмотреть на общие траты партий за III квартал 2020 года, то станет понятно – расходы одной партии выше, чем суммарные расходы всех остальных:
Как видно, если расходы «Единой России» за квартал превысили 2 миллиарда рублей, то партия снизу списка потратила всего 270 рублей, а все остальные (которые были бы ниже) – не потратили вообще ни копейки.
При этом третий квартал 2020 года – это как раз Единый день голосования и 2 месяца перед ним, когда расходы партий на агитацию и другие цели были максимальными. Правда, не все расходы идут на пропагандистскую деятельность – значительная часть официально идет на содержание руководства, региональных подразделений и другие расходы на обеспечение деятельности.
Что интересно, партии отчитываются не только о доходах и расходах, но также указывают и остатки денег на счетах. Например, у «Единой России» даже после выборов осталось полтора миллиарда рублей, в сумме около миллиарда есть у КПРФ и ЛДПР. А новые партии – «Новые люди» и «За правду» потратили буквально все, оставив лишь по 400 тысяч рублей.
Эффективность расходов – не всегда высока. Например, «Новые люди» потратили на выборы 179 миллионов рублей, но смогли провести лишь 7 человек в региональные законодательные собрания. Впрочем, даже такой результат даст партии шанс баллотироваться на выборах в Госдуму в 2021 году без сбора подписей.
И, конечно, стоит помнить, что в официальных отчетах отображаются далеко не все траты партий – вряд ли «Единая Россия» смогла провести все региональные кампании в 2020 году за 261 миллион рублей, это цена кампании в одном-двух регионах страны. Соответственно, какие-то траты (например, социологические исследования, агитаторы, реклама) могли оплачиваться через сторонние счета, и не попасть в официальную отчетность.
Как партии зарабатывают и куда тратят? Предвыборное расследование
Разница в доходах политических партий колоссальна (согласно результатам выборов 2011 года). Даже внутри «Большой пятерки» она превышает 20 раз. Партии, не имеющие государственного финансирования, в своем большинстве работают лишь в период выборов, так как на большее не имеют средств, следует из финансовых отчетов, опубликованных в частности, организацией «Голос».
Заметно, что в случае с ЛДПР и «Яблоком» существенного увеличения совокупных бюджетов партий не произошло, поскольку значительно уменьшились частные пожертвования. В ЛДПР они сократились в 5,4 раза и в 2015 году составили всего 223 млн рублей в сравнении с 1 208 млн рублей годом ранее, а в партии «Яблоко» частные пожертвования вообще практически исчезли, составив в 2015 году менее 1 млн рублей (в 2014 году было 111 млн рублей). Возможно, это связано с тем, что партии решили «поберечь» своих спонсоров перед федеральной избирательной кампанией. В таком случае нам стоит ждать существенного увеличения бюджетов этих партий в 2016 году, либо переориентации традиционных спонсоров партий на поддержку кандидатов-одномандатников.
За предыдущий период политическим партиям удалось также сделать определенные сбережения, которые также наверняка будут потрачены в ходе 2016 года. В случае с «Единой Россией» и КПРФ речь идет об очень крупных суммах – более 1 млрд рублей у каждой из партий.
Кому нужны эти членские взносы?!
К выборам 2016 году в стабильном финансовом состоянии из всех партий «второго ряда» подошли лишь «Патриоты России», хотя и их бюджет в 2015 году сократился почти в 2 раза в сравнении с предыдущим годом. Небольшие собственные резервы также удалось накопить «Родине» и РППС, которых, однако, явно не достаточно. В любом случае, можно констатировать, что все партии «второго эшелона» находятся в полной зависимости от ресурсообеспеченных кандидатов.
Кто скидывается на партии?
Самая большая доля госфинансирования наблюдается у «Яблока» (99%), затем следуют КПРФ (89,4%), «Справедливая Россия» (86,4%) и ЛДПР (74,6%). Меньше всего от официальной государственной поддержки зависит «Единая Россия» – в ее доходах эти перечисления составляют 68,6%.
Самую большую долю членских взносов в доходах партии сегодня имеет КПРФ – 6,4% (годом ранее было 10,7%). Далее следуют: «Единая Россия» – 4,4% (было 5,4%), «Справедливая Россия» – 0,7% (было 2,7%), ЛДПР – 0,03% (было 0,3%). Фактически, партии, являющиеся по закону общественными объединениями, сегодня существуют не на средства своих сторонников и членов, а за счет всех налогоплательщиков и ограниченного круга частных спонсоров. Среди партий, не имеющих государственного финансирования, членские взносы есть только у «Коммунистов России» – они составляют 0,3% от всей доходной части.
За прошедший год существенные изменения произошли лишь в отношении пожертвований со стороны общественных организаций. Как и в предыдущие годы, в 2015 году на счета «Единой России» поступил некоторый объем средств от аффилированных с партией общественных организаций. Однако в этот раз этот поток был гораздо скромнее, а большая часть этих денег была возвращена жертвователям.
От общественных фондов, аффилированных с партией, было принято в 2015 году 6 100 000 рублей Еще 5 350 000 рублей было привлечено от аналогичных организаций в виде заемных средств с нулевой процентной ставкой. Интересно, что 27,5 млн рублей, правомерно поступивших средств, было возвращено добровольно. Эти суммы гораздо скромнее тех, что были выявлены в прошлом году.
Пожертвования от некоммерческих организаций в 2015 году были выявлены и у других партий. У КПРФ в 2015 году самое крупное пожертвование (3,6 млн рублей) поступило от Омской областной культурно-просветительской общественной организации «ИНТЕГРАЦИЯ», председатель совета которой Александр Кравец по совместительству является первым секретарем омского областного отделения партии. Аналогичная ситуация наблюдается и с финансированием партии «Яблоко» – пожертвование в виде поступления имущества (квартира стоимостью 1,5 млн рублей) поступило от общественной организации «Мурманский центр экономических и политических исследований» – организации, аффилированной с мурманским отделением «Яблока», – руководителем обеих структур был Игорь Лебедев.
Структура расходов крупнейших политических партий представляет интерес для избирателей хотя бы потому, что значительную часть средств они получают из государственного бюджета, фактически – из средств самих избирателей (у некоторых из членов «Большой пятерки» доля поступлений из федерального бюджета в структуре доходов партии превышает 90% и ни у кого не опускается ниже 2/3).
Анализ расходных статей бюджетов пяти крупнейших партий показал различие в подходах к партийному строительству. Две крупнейшие партии – «Единая Россия» и КПРФ – почти 60% своих бюджетов тратят на содержание центральных органов и региональных отделений, создавая обширные бюрократические аппараты (в т.ч. расходы на аренду офисов и зарплаты сотрудникам аппаратов партий). При этом обращает внимание, что если «Единая Россия» значительное внимание уделяет развитию региональной сети, создавая «регулярную электоральную машину», то в КПРФ баланс расходов, в значительной степени смещен в сторону центрального аппарата партии.
Центральный офис КПРФ потребляет приблизительно четверть всех партийных расходов, в то время как на 85 регионов выделяется лишь 36,5% бюджета. При этом, из всех парламентских партий КПРФ меньше других перечисляла непосредственно на участие своих сторонников в региональных и местных выборах (в относительных цифрах). Учитывая, что в бюджете КПРФ самая большая доля членских взносов (см. ниже), такая диспропорция выглядит странной – получается, что члены партии и налогоплательщики со всей страны в большей степени финансируют центральный аппарат партии, а не ее деятельность в регионах или участие в выборах.
Похожая ситуация складывается и в «Справедливой России», хотя и в меньших масштабах. У эсеров соотношение трат на центральный аппарат и регионы – почти один к одному, но зато относительно много тратит на финансирование агитационно-пропагандистской работы (например, выпуск «партийных» СМИ) и участие в выборах.
Относительно других партий, ЛДПР тратит наибольшую долю из собственных средств на агитационно-пропагандистской работу – более половины своего бюджета. Обращает также внимание крайне незначительная доля, которая официально расходуется на поддержание партийного аппарата, как в Москве, так и в регионах. Региональная сеть практически не развивается, партия живет исключительно за счет своего федерального бренда, не погружаясь в региональные проблемы. Даже та политическая агитация, которую можно увидеть по всей стране – преимущественно типовая, без учета местной специфики. Большая доля трат происходит по статье «Иные расходы». При их анализе легко обнаружить, что там значатся преимущественно транспортные услуги и размещение рекламно-агитационных материалов.
Наибольшую долю полученных средств непосредственно на участие в выборах тратит партия «Яблоко» – 35,9%. Кроме того, у «Яблока» многие расходы проходят по статье «Иные расходы» – почти четверть. Даже при беглом анализе этих расходов видно, что они содержат преимущественно два типа трат – оказание юридических и консультационных услуг и аренда нежилых помещений. Консультационные услуги, скорее всего, также можно смело относить к расходам на участие в выборах. «Яблоко» уделяет достаточное внимание поддержке своей региональной сети – это соотношение лучше, чем у «Единой России».
Из партий, не имеющих государственного финансирования, были рассмотрены лишь те, чей бюджет в 2015 году превысил 1 млн рублей. Таких партий всего 6 – «Гражданская платформа», «Коммунисты России», ПАРНАС, «Патриоты России», «Родина», РППС.
Среди партий второго уровня наиболее сбалансированным выглядит бюджет партии «Родина». Остальные партии впадают в крайности. РППС не потратила ни копейки на содержание центрального аппарата, существенно вложившись, как и «Патриоты России», в региональные отделения. ПАРНАС потратил больше половины средств на содержание центрального аппарата партии и не дал ни рубля регионам (при этом партия потратила почти 5% на международную деятельность). «Коммунисты России» отдают приоритет финансированию выборных кампаний и агитационно-пропагандистской деятельности.