За счет использования чего человек удовлетворяет свои потребности
В общем понимании, благо – это все то, при помощи чего человек осознанно либо неосознанно удовлетворяет свои потребности.
| |
Экономические блага
В чем разница между товаром и услугой? Товар сначала производится, а потом потребляется. Услуга потребляется в момент производства.
2. Структура общественного производства (экономическая деятельность людей) включает в себя производство, распределение, обмени потребление.
Общественное производство делят на две большие сферы: сферу производства и сферу обмена, куда включаются отношения распределения, обмена и потребления.
Производство – это процесс создания материальных благ и услуг, для удовлетворения потребностей людей.
Распределение– это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в производственном продукте.На этой фазе существенную роль играет модель «издержки – выгоды», а также формируется значительная часть макроэкономических параметров (ВВП, НД, инвестиции, доходы и т.д.).
Потребление – конечное присвоение экономического продукта для удовлетворения как производственных, так и личных потребностей.
Все перечисленные фазы являются элементами единого непрерывного процесса, называемого воспроизводством.
Потребности обладают одним свойством – они безграничны, а это означает, что удовлетворить их полностью невозможно. С течением времени потребности изменяются в результате появления новых товаров и услуг. Постоянно изменение структуры потребностей и увеличение их объема получили название закона возвышающих потребностей. Конечная цель любой экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить эти многообразные потребности.
3. Материальную основу любой экономической системы образует производство. В процессе производства происходит соединение факторов производства в определенной комбинации с целью создания материальных благ и их последующей реализации.
Факторы производства – это используемые в производстве ресурсы, от которых зависят объем, ассортимент и качество выпускаемой продукции. Традиционно факторы производства разделили на три категории: земля, труд и капитал.
Землякак фактор производства представляет собой природный дар, используемый в процессе производства. Как фактор производства имеет несколько значений:
· это все используемые в производственном процессе естественные ресурсы, включая полезные ископаемые;
· в некоторых отраслях (аграрной, добывающей, рыбной, лесной) земля – это объект хозяйствования. Она выступает и как предмет труда, и как средство труда;
· это объект собственности, государственной или частной.
Капиталкак фактор производства– это капитальные ресурсы, т.е. товары длительного использования, предназначенные для производства других товаров.В отличие от «земли» капитал – это искусственно созданные с помощью других факторов производства ресурс. Его элементы возобновимы, например, старое оборудование можно заменить новым.
Труд– это целесообразная, осознанная деятельность людей, применяемая в производстве и реализации товаров и услуг. Это время, затраченное людьми на производство, или рабочее время той части общества, которая непосредственно занята в процессе труда.
Экономически труд реализуется в рабочей силе – способности человека к труду. В рыночной экономике рабочая сила продается собственнику капитала и в связи с этим выступает как товар. Ценой рабочей силы является заработная плата.
В современной экономической теории в качестве особого фактора производства выделяют предпринимательство. В российском законодательстве предпринимательство –это инициативная самостоятельная деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под имущественную ответственность.
Каждый фактор производства приносит своему владельцу доход: земля – ренту, капитал – процент, труд – заработную плату, предпринимательство – прибыль. Доходность факторов производства означает, что все их собственники выступают независимыми и равноправными партнерами.
Отличие факторов производства от производственных ресурсов состоит в том, что экономические ресурсы – понятие более широкое по сравнению с факторами производства. Ресурсы– это те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство,а факторы производства – это экономическая категория, обозначающая реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Иначе говоря, факторы производства – это производящие ресурсы.
Экономические ресурсы (факторы производства) могут использоваться эффективно либо неэффективно. Эффективность – это наилучшее использование ресурсов общества для удовлетворения нужд и потребностей людей.Принято считать, что экономика работает эффективно, если использует доступные ограниченные ресурсы с максимально возможным результатом.
Все экономические ресурсы (факторы производства) обладают одним общим свойством: они редки (имеются в ограниченном количестве), т.е. ограничены.Отсюда формулируется закон редкости: все экономические ресурсы ограничены (редки).
Таким образом, сущность проблем экономики состоит в необходимости принимать решения о том, какие товары и услуги производить, а от каких – отказаться.
4. Проблему выбора можно упростить, рассмотрев экономику, производящую только два вида товаров – вооружение и продукты питания. Все многообразие возможных количественных сочетаний этих групп товаров можно рассмотреть в табличном варианте (см. табл. 1).
Таблица производственных возможностей
Виды продукта | Производственные альтернативы | ||||
А | B | C | D | E | F |
Продукты питания, тыс. наборов | |||||
Единицы вооружения, шт. |
Этот цифровой пример можно проиллюстрировать и на графике (рис. 1), получившим название кривой производственных возможностей (КПВ).
|
КПВ – это кривая, демонстрирующая различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании имеющихся в ее распоряжении объема ресурсов и данной технологии.
|
Рис. 1. Кривая производственных возможностей
КПВ характеризует максимально возможные объемы производства единиц вооружения и продуктов питания при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка на этой кривой представляет определенную комбинацию товаров этих двух видов. Точка М характеризует ситуацию недоиспользования ресурсов, низкую эффективность их использования. Точка N при данном уровне развития технологий недостижима.
Любой избранный вариант делает невозможным другие варианты, т.е. потеря какого-либо другого варианта неизбежна. Уже избранное сочетание производства и продуктов питания и вооружение делает недостижимым другие варианты, которые были возможны. Несостоявшиеся возможности получили название альтернативных издержек. Таких альтернативных возможностей может быть достаточно много, и среди них могут быть такие, которые принесли бы более высокую выгоду, если бы выбор остановился на них. Следовательно, можно говорить об упущенной выгоде.
Альтернативные издержки – это количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства единицы другого товара. Альтернативные издержки часто называют также затратами упущенных возможностей.Если по каким-либо причинам альтернативы нет, то нет и упущенной выгоды.
Причиной существования альтернативных издержек является ограниченность. Сталкиваясь с ограниченностью, люди делают выбор в пользу одного блага, отказываясь от другого.
Движение по КПВ, т.е. анализ различных избранных точек на этой кривой, помогает определить альтернативные издержки. По мере приближения к любой из осей координат наклон кривой будет увеличиваться, а значит, будут расти и альтернативные издержки. Это явление получило название закона возрастающих альтернативных издержек.
Суть закона состоит в следующем: производство дополнительных единиц одного блага влечет за собой жертвование возрастающего количества единиц другого блага. Иначе говоря, производство единиц одного блага влечет за собой сокращение производства другого блага.
Это объясняет, что форма кривой производственных возможностей является выпуклой вправо вверх.
Двигаясь от точки С к точке D общество увеличивает производство продуктов питания на 1 тыс. наборов (∆Х). При этом производство единиц вооружений, так называемых инвестиционных товаров (т.е. товаров, которые обеспечивают производство предметов потребления) сокращается на 3 единицы (∆У).
5. Увеличение производственных возможностей позволяет преодолеть ограниченность КПВ и означает процесс экономического роста. Экономический рост – это количественное увеличение и качественное усовершенствование производства общественного продукта.
Выход за пределы границ производственных возможностей достигается двумя способами: интенсивного, осуществляемогоза счет применения более совершенных факторов производства и технологии, т.е. за счет НТП (научно-технического прогресса); и экстенсивного,т.е. за счет привлечения дополнительных факторов производства.
|
Графически экономический рост иллюстрирует сдвиг КПВ вправо(рис. 2).
Рис. 2. Экономический рост
Удовлетворение потребностей
Удовлетворение потребностей
Смысл любой деятельности определяет мотив или причина, в соответствии с которой необходимо удовлетворить потребность (сильно хочется пить, поэтому нужно удовлетворить жажду).
Осознавая ощущаемую потребность в чём-либо (например, жажду), человек определяет её словами (хочу пить), оценивает её силу, взвешивает необходимость удовлетворения и, приняв решение об удовлетворении потребности, формулирует мотив для дальнейших действий в виде намерения удовлетворить это желание.
Мотивация – побудительный стимул, который после его взвешивания превращается в намерение удовлетворить потребность.
Принятие решения об удовлетворении потребности включает физиологический механизм активирования подсознанием хранящихся в памяти обозначений внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющееся у организма ощущение дефицита, и тех действий, которые способны привести к его восполнению.
Продолжим предыдущий пример. Из подсознания возникают варианты: в холодильнике взять бутылку воды, или приготовить чай, …
Выбрав способ удовлетворения потребности, человек определяет цель и принимает решение о достижении её (достать из холодильника бутылку воды). Этот многоступенчатый процесс удовлетворяет потребность, но рождает новые желания.
Если человек удовлетворил свои потребности, он продолжает хотеть.
Так удовлетворив физиологические потребности, вы ощутите потребность в безопасности, ощутив безопасность, вы почувствуете неудовлетворённость в любви и общении.
Располагая достаточным уровнем общения и реализовав себя в любви, вы ощутите потребность в самоуважении и одобрении ваших качеств, возможностей, способностей и дел другими людьми. В какой-то мере получив и это, вы ощутите познавательную потребность. Вас начнёт интересовать то, что происходит вокруг и то, что находится за горизонтом.
Далее, прислушиваясь к своим потребностям, вы ощутите необходимость в эстетике и постараетесь украсить свою жизнь. Некоторая удовлетворённость в области эстетики откроет новый круг интересов.
Вы постараетесь заглянуть внутрь себя и познать суть вещей, вас увлечёт творческая работа и реализация новых проектов. Естественно то, что в известной сказке старуха не смогла удовлетвориться новым корытом.
Каждая достигнутая ступень в удовлетворении ваших потребностей делает актуальной следующую, не даёт человеку успокоиться и остановиться на достигнутом.
Проявление принципа активного поиска нового в состоянии полного удовлетворения потребности живого существа можно было бы определить как повышение его осознанности при положительном эмоциональном фоне.
Таким образом, можно было бы предположить, что положительные эмоцииповышают активность сознания. Но положительные эмоции ведут к тому, что люди полагаются на существующие убеждения, в то время как отрицательные эмоции заставляют людей опираться на новую информацию. Это, наоборот, говорит о снижении осознанности в состоянии позитивного возбуждения нервной системы.
Например, несколько экспериментов показали, что люди в радостном настроении чаще используют типовые представления и первые впечатления при оценке других людей, в то время как люди в печальном расположении духа, но не в возбуждённом состоянии, склонны выносить оценки на основе фактических поступков окружающих.
У крысы в вышеописанном примере нет оснований отказаться от счастья, и у неё отсутствует мотив лишить себя благоприятных условий, и рисковать. Кроме познавательной, удовлетворены все её основные потребности.
У крысы существует своя иерархия ценностей, а появление беспокойства и желание новых впечатлений вслед за положительным эмоциональным периодом есть шаблон действий, предложенный подсознанием.
Удовлетворение потребности всегда связано с положительными эмоциональными переживаниями. Положительная эмоция фиксируется в памяти, и впоследствии, как своеобразное «представление» о будущем, сопровождает возникновение соответствующей мотивации.
Процесс удовлетворения потребности создаёт прилив сил и позитивное нервное возбуждение. Автоматической реакцией на возбуждение является его фиксация на объекте раздражения.
С насыщением исчезает мотив, который возбудил желание, поэтому программа перестаёт энергетически поддерживать интерес к возможности удовлетворить потребность вновь. Снижение тонуса побуждает повысить энергетику за счет устремления к новым желаниям.
Каждая новая ступень ваших желаний является составляющей генетически заложенной иерархической системы ценностей и ценностей, которые усвоены от социума и приобретены с собственным опытом.
К примеру, удовлетворив свои физиологические потребности, ощутив физическую и финансовую безопасность, один человек определит приоритет в желании общения с противоположным полом, другой выберет следующим желанием приобретение мотоцикла, а третий займётся познанием мира и раскрытием собственного потенциала.
А некоторые люди приобретут внешние атрибуты успешности, имитируя удовлетворение своих базовых потребностей.
Каждая ступень иерархии потребностей имеет оптимальный уровень насыщения. Пресыщение создаёт эмоциональный подъём, а затем утомление, которое снижает энергетику, и приводит к тому, что вы временно теряете ко всему интерес.
Пониженная энергетика устремляет вас к возможности повысить её уровень — к новым задачам и к следующему уровню желаний. Достижения на новом уровне желаний увеличивают общую удовлетворённость жизнью, но лишь на некоторое время.
Не имея достижений, удовлетворяющих дефицит на всех ценных уровнях существования, вы не можете испытывать полного удовлетворения и будете ощущать жизнь неполноценной. Прав был А.С.Пушкин: важно быть ещё и царицей морскою.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как проявляются потребности и как они удовлетворяются
Как проявляются потребности и как они удовлетворяются
Потребности действительно обеспечивают нас базовой мотивацией поступать тем или иным образом, но они не указывают нам, как их удовлетворить. Форма проявления потребностей и уровень их удовлетворения зависят от целого ряда факторов, в том числе от наших личностных характеристик, образа жизни, ценностей и культуры, в которой мы живем.
Например, если я голоден, то моя потребность в пище побуждает меня что-нибудь съесть. То, как именно я удовлетворю эту потребность, будет зависеть от моих личных вкусов и среды проживания. Например, если я сладкоежка, то постараюсь найти апельсин или конфету; если я люблю соленое, предпочту крендель или картофельные чипсы; если я живу в Японии, могу съесть суши; если в Ливане, велика вероятность того, что это будет, скажем, хумус. Личностно-социальный контекст создает четкие схемы для проявления и удовлетворения потребностей предлагая нам определенные пути и стиль поведения. Во многих случаях эти схемы работают вполне эффективно, и наши потребности удовлетворяются, что поддерживает наше психологическое здоровье и субъективное благополучие.
Однако представьте себе, что бы было, если бы я каждый раз, почувствовав голод, ел шоколадный торт. Многие физиологические потребности моего тела в конкретных питательных веществах оставались бы неудовлетворенными, что, без сомнения, негативно сказалось бы на моем организме. Кроме того, наши личностные характеристики и культура, в которой мы живем, далеко не всегда обеспечивают нас путями, позволяющими нам адекватно удовлетворять свои психологические потребности. Нередко определенные аспекты нашей индивидуальности и жизненные обстоятельства вынуждают нас удовлетворять свои потребности, по сути, изощренными способами. А иногда наша среда просто неспособна предоставить нам достаточно возможностей для здорового проявления наших потребностей, и в результате уводит нас от образа жизни, который реально мог бы помочь нам стать счастливее.
Одного взгляда на современную потребительскую культуру достаточно, чтобы понять, что людей сегодня постоянно бомбардируют месседжами, сводящимися к тому, что любые потребности можно удовлетворить благодаря использованию правильных продуктов. Вы не чувствуете себя в безопасности на дороге или дома? Приобретите новые шины или дверной замок. Вас беспокоит, что вы можете умереть молодым? Ешьте на завтрак вот эти полезные хлопья и на всякий случай застрахуйтесь вот в этой страховой компании. Ваш газон не слишком привлекателен по сравнению с газоном соседа? Купите эту газонокосилку и эти удобрения. Давно не ходили на свидания? Купите вот это платье, вон тот шампунь и этот дезодорант. В вашей жизни не хватает приключений? Купите этот тур, этот спортивный автомобиль или хотя бы подпишитесь на вот эти журналы. Кроме того, потребительские общества предлагают своим членам множество ролевых моделей, изначально предполагающих, что высокое качество жизни (то есть полное удовлетворение потребностей) возможно только в случае успешного достижения материалистических целей. Герои и героини потребительских культур, как правило, богаты, знамениты и внешне привлекательны. Нам говорят: вот эти преуспевающие люди, которым нужно стараться подражать и чью жизнь стоит скопировать.
Под градом лозунгов, наперебой прославляющих путь потребления и богатства, каждый человек в какой-то момент в той или иной степени принимает и усваивает идеи материализма. Это означает, что мы включаем месседжи потребительского общества в свои системы ценностной ориентации и убеждений. И тогда наша жизнь начинает строиться вокруг материалистических ценностей, влияя на цели, которых мы стремимся достичь, на наше отношение к людям и предметам, наше поведение и поступки[47].
Практически все люди на земле считают вещи, деньги и имидж в той или иной мере важными, но в системе ценностной ориентации некоторых из них материализм занимает центральное место. Как следствие, меняется их жизненный опыт. Чтобы проиллюстрировать это, возьмем двух человек: первый ценит материальные блага превыше всего, у второго противоположный набор приоритетов. Решая вопрос карьеры, первый, вероятно, постарается найти высокооплачиваемую работу, обеспечивающую высокий статус и возможность хорошо зарабатывать; а второй вполне может согласиться на должность с меньшей зарплатой, если это позволит ему приносить реальную пользу обществу. Или представьте, что им обоим попался в руки специальный номер журнала Forbes, в котором рассказывается, как разбогатели некоторые из сильных мира сего. Первый, по всей видимости, прочтет журнал от корки до корки, а второй наверняка довольно скоро прекратит чтение. Данные примеры наглядно показывают, что жизнь этих двоих и, следовательно, их жизненный опыт совершенно разные, и объясняется это тем, что они разделяют разные ценности.
Отличия между этими двумя парнями непременно повлияют и на то, в какой степени в конечном счете будут удовлетворены их потребности. Точно так же как человек, который питается фастфудом, скорее всего, будет менее здоровым, чем тот, кто ест много фруктов и овощей, у человека, ставящего во главу угла материалистические ценности, гораздо меньше шансов удовлетворить потребности, необходимые для его психологического роста и счастья. Как мы увидим в следующих главах, материализм приводит людей к образу жизни и жизненному опыту, не слишком способствующим удовлетворению их психологических потребностей. Если расширить метафору с правильным и неправильным питанием, то это означает, что потребительское общество продает нам нездоровую пищу, обещая при этом, что она божественно вкусная и непременно сделает нас счастливыми. В результате многие из нас ее покупают. Увы, насыщаемся мы ею лишь на короткое время, ибо обещание было ложным, и пища не приносит удовлетворения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Наши потребности удовлетворяются в поведении других, а не только в собственном поведении
Наши потребности удовлетворяются в поведении других, а не только в собственном поведении В одной из своих лекций по психологии межличностного взаимодействия я сформулировал тезис, указанный в заголовке этого параграфа. Один из слушателей возразил мне: «Я не могу понять
4. Потребности.
4. Потребности. Человек продукт общества. Он невозможен без других людей, его не может быть без общественных отношений, только в них в процессе труда индивид становится человеком. С самого начала истории люди жили вместе, родовыми, затем соседскими общинами, вмести
16. Потребности
16. Потребности Для того чтобы жить, люди должны удовлетворять различные потребности: в пище, одежде и многом другом. Потребность – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребности отражают устойчивые требования внутренней
ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ)
ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках
Потребности
Потребности Личность — это прежде всего живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, —
Как детские чувства проявляются в супружестве?
Как детские чувства проявляются в супружестве? Вот, например, одна семья. Она — учительница, он — врач. Любят друг друга, у них много общих интересов, оба — замечательные люди. Их супружество, казалось бы, несет на себе отпечаток божьего благословения, так они подходят
День 9. Исследую, как удовлетворяются физиологические потребности
День 9. Исследую, как удовлетворяются физиологические потребности 1. Утренние страницы.2. Прочитайте третью главу курса и письменно ответьте на вопросы:– Как я сплю?– Во сколько я засыпаю и просыпаюсь?– Какова длительность моего сна?– Высыпаюсь ли я?– Чувствую ли я
Потребности
Потребности (Глава из предыдущей книги)Основная мысль этой главы следующая – не бывает плохих, извращенных или неправильных потребностей. Абсолютно все потребности, присущие человеческому существу, естественны и физиологичны.У меня возникает впечатление, что многие
Шаг 2: Мои потребности
Шаг 2: Мои потребности Вот несколько типичных потребностей, о которых люди говорят на втором этапе. Осознайте все потребности, которые вы испытывали в то время. Выслушайте с сочувствием описание потребностей своего партнера.1. Чтобы меня выслушали.2. Чтобы меня
Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей
Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности — признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и
О потребности в сне
О потребности в сне Но, как бы ни привык человек к деятельности, как бы ни переменял он ее, настает, наконец, минута, когда он должен дать совершенный и полный отдых своему организму, когда он не только не может работать, ходить, стоять или заниматься чем бы то ни было, но даже