За то что он познал имя мое
Толкование на Псалтирь 90:14
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 90:14 / Пс 90:14
Афанасий Великий (
Яко на Мя упова, и избавлю и. Вводит лице самого Бога, Который в награду веры обещает спасение. Это наконец изрек Бог всяческих, научая, каков плод упования. Избавлю его, говорит Бог, от всех видимых и невидимых злоумышлений, оградив упованием на Меня; для этого буду сохранять его, услышу призывающего, и прииму прошение.
Покрыю и, яко позна имя Мое. Не только от злоумышляющих избавлю рабов Моих, но и дарую им нескончаемую жизнь, сподоблю их спасения Моего. А спасение наше — Иисус Христос, Который вводит нас в новый подвиг и уготовляет к воцарению с Ним.
Источник: Толкование на псалмы.
Иоанн Златоуст (
Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое
Источник: Беседа на псалом 90.
Лука Крымский (1877−1961)
Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое
Всё это будет дано от Бога, если будем уповать на Него. Он избавит нас от всякого зла и покроет нас за то, что познали всем сердцем имя Его.
Источник: О 90-м псалме.
Феодорит Кирский (386/93−
Ст. 14−15 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его
Сие наконец изрек Бог всяческих, показывая, какой плод упования. Ибо говорит: избавлю его, огражденнаго упованием на Меня, от упомянутых видимых и невидимых наветников. А для сего буду его охранять и покрывать, услышу, едва начнет говорить, и прошение его прииму.
с ним есмь в скорби
Если впадет в какое искушение, с ним буду, и подам достаточное утешение.
изму его, и прославлю его
Не только освобожу его от горестей, но и соделаю славным.
Евфимий Зигабен (
Яко на Мя упова, и избавлю и
Поелику пророк дал обещания человеку, имеющему прибежищем своим Бога, великие и неимоверные, то есть, что он будет попирать жесточайших и ядовитейших зверей; то посему теперь, по словам Афанасия, он представляет Бога уверяющим в вышесказанном и научающим, какова награда и плод упования на Бога. Он говорит: поелику сей человек уповал на Меня, то посему Я избавлю его от всякой опасности.
покрыю и, яко позна имя Мое
Заметь, читатель, почему Бог сказал: за то, что он познал имя Мое; это потому, что естества Божия никто не может познать. А познает имя Божие не тот, кто знает вообще, кто таков Бог, но тот, кто ведет себя в отношении к Богу достойно Бога, то есть, как должно вести себя в отношении к столь великому и страшному Богу, иначе, как раб и покорный божественным заповедям своего Владыки.
Евсевий вопрошает: Кто же знает имя Его? и отвечает: тот кто Ему одному служит и Ему одному покланяется, не зная другого бога, кроме Его; тот кто с кротостью покорил Ему волю своего ума; кто служит Его хотениям, тот знает волю Его. А когда слышишь имя, то разумей под оным славу. Так и написано, что лучше доброе имя, нежели великое богатство (Прит. 22:1).
Лопухин А.П. (1852−1904)
Яко на мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое
Всякая молитва такого праведника будет услышана Господом, который прославит его и «долготою дней насытит»
Псалтирь 90 псалом
Псалтирь
Синодальный перевод → Толковая Библия Лопухина
Этот псалом в евр. Библии не имеет обозначения имени писателя но по некоторым чертам его содержания можно определенно указать повод и время написания. В Пс 90_1−4 стих. рисуется праведник, живущий только упованием и надеждой на Бога, сохраняющей его от многочисленных врагов, чудесно гибнущих вокруг праведника (Пс 90_7−8). Этому праведнику Господь чудесно удлиняет жизнь (Пс 90_16). Все эти черты приложимы к Езекии, который при нападении ассириян искал помощи только у Бога, погубившего 185 тысяч войска врагов. Жизнь Езекии, как известно, была чудесно продлена на 15 лет. Псалом нужно считать написанным во время царствования Езекии, но кем, неизвестно, может быть и самим царем. Надписание над псалмом у LXX-ти (и в слав. и русской Библиях) должно понимать, поэтому, как указание, что псалом написан в подражание хвалебным песням Давида. Как написанный уже после оказанной Богом помощи благочестивому царю, псалом содержит восхваление праведника, живущего только верой и надеждой на Бога, в которых (вере и надежде) залог спасения от всех мелких и крупных несчастий жизни.
Тот, кто живет верой и надеждой на Бога, найдет в Нем защитника, который спасет от всех несчастий и зол жизни (1−6). Даже военные нападения врагов не принесут вреда: враги все погибнут (7−8). Так как ты избрал Бога своим прибежищем, то Он будет охранять Тебя своими Ангелами (9−13). Всякая молитва такого праведника будет услышана Господом, который прославит его и «долготою дней насытит» (14−16).
Пс 90:1. Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
Пс 90:2. говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
«Живущий под кровом Всевышнего» — живущий надеждой на Бога, настолько глубокой, что только от Него одного ищет заступления, тот «под сенью Всемогущего покоится» — будет пользоваться Его кровом, защитой. Сравнение взято из обычая древневосточного гостеприимства, когда иностранец, вступивший в шатер туземца, находил полный в нем покой и защиту.
Пс 90:3. Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
Пс 90:4. перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
Пс 90:5. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
Пс 90:6. язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
Пс 90:7. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
Пс 90:8. только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
Как бы ни были разнообразны, многочисленны и велики угрожающие этому праведнику бедствия, Господь от всех их избавит его. Он избавит «от сети ловца» — вообще от всякой опасности, причиняемой хитростью; «от гибельной язвы» — от всего, что доставляет гибель, вред. Господь защитит его с такой же предупредительной любовью, с какою наседка принимает под крылья своих детенышей, где они чувствуют себя в полной безопасности («под крыльями Его будешь безопасен»). Это потому, что «истина Его» будет охранным орудием для человека. Так как Бог любит истину, то и защитит того, кто пред Ним истинен. «Ужасы ночи» — скрытые тайные нападения; от «стрелы, летящей днем» — от нападений явных; от «язвы, ходящей во мраке» — от действий, скрывающихся во тьме происков, интриг; («от сряща» слав. библ. — случайного недуга); от «заразы, опустошающей в полдень» — от действий южного жгучего ветра, иссушающего всякую растительность. Если бы на праведника напали враги в необыкновенно большом количестве, то их погубит Господь «тысячу и десять тысяч» (круглые цифры) — в громадном количестве, однако ни одно из посылаемых Богом на врагов губительных бедствий не коснется праведника.
Пс 90:10. не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
«Не приключится тебе зло» — бедствие не коснется ни тебя лично, «язва не приблизится к жилищу твоему» — ни твоего имущества. Все это исполнилось на Езекии при нападении ассириян.
Пс 90:11. ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
Пс 90:12. на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
Пс 90:13. на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
Пс 90:14. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
Пс 90:15. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
Пс 90:16. долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Господь будет охранить своего праведника чудесной силой. Он пошлет ему ангела хранителя, который как бы на руках будет переносить его через опасности. Аспид и василиск (роды ядовитых змей, василиск — очковая змея) не причинят ему вреда; не причинят ему вреда ни лев, ни дракон (вероятно, удав или боа), так как за то, что праведник любит Меня, Господь всегда его услышит. Господь исполнит его «долготою дней» — не только не лишит преждевременно жизни, но продлит ее чудесно за пределы естественной ее продолжительности, что и было с Езекией.
Так как ранее говорилось о чудесной защите Богом праведника, то под «долготою дней» можно разуметь не естественную, обыкновенную продолжительность человеческой жизни, а чудесное ее удлинение.
В данном псалме речь писателя часто меняется: то он говорит вообще о праведнике, то обращается к нему лично (3−8 ст.), то сливается с ним в молитве пред Богом.
Этот псалом — заключительный псалом 6-го часа. Наставив предшествующими двумя псалмами этого часа каждого верующего к должному присутствованию на литургии, здесь Церковь словами этой песни обещает им за то такую же награду от Бога, какую за свою веру в Него получил Езекия. Ему обещается и «дарование спасения» (16), получаемое через достойное принятие в себя Христа в евхаристии.
Псалом 90 «Живый в помощи вышняго»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Псалом 90 читать:
Псалом 90 на русском:
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Почему в Псалтири столько проклятий и жестокости?
90 псалом — один из самых известных в «Псалтыре». Его также часто называют по первым словам «Живый в помощи». Главная мысль псалма: если человек надеется на Бога и находится в постоянном с Ним общении, ему нечего бояться. В народном сознании за ним закрепилось представление как о молитве, к которой прибегают опасной ситуации. Так, например, в романе «Доктор Живаго» Бориса Пастернака главный герой находит на шее убитого партизана ладанку с бумажкой. На бумажке были цитаты из девяностого псалма, записанные искаженно, «на слух»:
«Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль. Его в виде талисмана надевали на себя воины еще в прошлую империалистическую войну. Прошли десятилетия и гораздо позднее его стали зашивать в платье арестованные и твердили про себя заключенные, когда их вызывали к следователям на ночные допросы»
Затем Доктор Живаго уже на шее раненого белогвардейца находит золотой футлярчик на цепочке. В нем также была сложенная бумажка с девяностым псалмом, «но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности».
Псалом 90
Этот псалом в евр. Библии не имеет обозначения имени писателя но по некоторым чертам его содержания можно определенно указать повод и время написания. В Пс.90:1–4 рисуется праведник, живущий только упованием и надеждой на Бога, сохраняющей его от многочисленных врагов, чудесно гибнущих вокруг праведника ( Пс.90:7–8 ). Этому праведнику Господь чудесно удлиняет жизнь ( Пс.90:16 ). Все эти черты приложимы к Езекии, который при нападении ассириян искал помощи только у Бога, погубившего 185 тысяч войска врагов. Жизнь Езекии, как известно, была чудесно продлена на 15 лет. Псалом нужно считать написанным во время царствования Езекии, но кем, неизвестно, может быть и самим царем. Надписание над псалмом у LXX-ти (и в слав. и русской Библиях) должно понимать, поэтому, как указание, что псалом написан в подражание хвалебным песням Давида. Как написанный уже после оказанной Богом помощи благочестивому царю, псалом содержит восхваление праведника, живущего только верой и надеждой на Бога, в которых (вере и надежде) залог спасения от всех мелких и крупных несчастий жизни.
Тот, кто живет верой и надеждой на Бога, найдет в Нем защитника, который спасет от всех несчастий и зол жизни (1–6). Даже военные нападения врагов не принесут вреда: враги все погибнут (7–8). Так как ты избрал Бога своим прибежищем, то Он будет охранять Тебя своими Ангелами (9–13). Всякая молитва такого праведника будет услышана Господом, который прославит его и «долготою дней насы тит» (14–16).
«Живущий под кровом Всевышнего» – живущий надеждой на Бога, настолько глубокой, что только от Него одного ищет заступления, тот «под сенью Всемогущего покоится» – будет пользоваться Его кровом, защитой. Сравнение взято из обычая древневосточного гостеприимства, когда иностранец, вступивший в шатер туземца, находил полный в нем покой и защиту.
Как бы ни были разнообразны, многочисленны и велики угрожающие этому праведнику бедствия, Господь от всех их избавит его. Он избавит «от сети ловца» – вообще от всякой опасности, причиняемой хитростью; «от гибельной язвы» – от всего, что доставляет гибель, вред. Господь защитит его с такой же предупредительной любовью, с какою наседка принимает под крылья своих детенышей, где они чувствуют себя в полной безопасности ( «под крыльями Его будешь безопасен» ). Это потому, что «истина Его» будет охранным орудием для человека. Так как Бог любит истину, то и защитит того, кто пред Ним истинен. «Ужас ы ночи» – скрытые тайные нападения; от «стрелы, летящей днем» – от нападений явных; от «язвы, ходящей во мраке» – от действий, скрывающихся во тьме происков, интриг; ( «от сряща» слав. библ. – случайного недуга); от «заразы, опустошающей в полдень» – от действий южного жгучего ветра, иссушающего всякую растительность. Если бы на праведника напали враги в необыкновенно большом количестве, то их погубит Господь «тысяч у и десять тысяч» (круглые цифры) – в громадном количестве, однако ни одно из посылаемых Богом на врагов губительных бедствий не коснется праведника.
«Не приключится тебе зло» – бедствие не коснется ни тебя лично, «язва не приблизится к жилищу твоему» – ни твоего имущества. Все это исполнилось на Езекии при нападении ассириян.
Господь будет охранять своего праведника чудесной силой. Он пошлет ему ангела хранителя, который как бы на руках будет переносить его через опасности. Аспид и василиск (роды ядовитых змей, василиск – очковая змея) не причинят ему вреда; не причинят ему вреда ни лев, ни дракон (вероятно, удав или боа), так как за то, что праведник любит Меня, Господь всегда его услышит. Господь исполнит его «долготою дней» – не только не лишит преждевременно жизни, но продлит ее чудесно за пределы естественной ее продолжительности, что и было с Езекией.
Так как ранее говорилось о чудесной защите Богом праведника, то под «долготою дней» можно разуметь не естественную, обыкновенную продолжительность человеческой жизни, а чудесное ее удлинение.
В данном псалме речь писателя часто меняется: то он говорит вообще о праведнике, то обращается к нему лично (3–8 ст.), то сливается с ним в молитве пред Богом.
Этот псалом – заключительный псалом 6-го часа. Наставив предшествующими двумя псалмами этого часа каждого верующего к должному присутствованию на литургии, здесь Церковь словами этой песни обещает им за то такую же награду от Бога, какую за свою веру в Него получил Езекия. Ему обещается и «дарование спасени я» (16), получаемое через достойное принятие в себя Христа в евхаристии.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 90
Этот псалом в евр. Библии не имеет обозначения имени писателя но по некоторым чертам его содержания можно определенно указать повод и время написания. В Пс 90_1−4 стих. рисуется праведник, живущий только упованием и надеждой на Бога, сохраняющей его от многочисленных врагов, чудесно гибнущих вокруг праведника (Пс 90_7−8). Этому праведнику Господь чудесно удлиняет жизнь (Пс 90_16). Все эти черты приложимы к Езекии, который при нападении ассириян искал помощи только у Бога, погубившего 185 тысяч войска врагов. Жизнь Езекии, как известно, была чудесно продлена на 15 лет. Псалом нужно считать написанным во время царствования Езекии, но кем, неизвестно, может быть и самим царем. Надписание над псалмом у LXX-ти (и в слав. и русской Библиях) должно понимать, поэтому, как указание, что псалом написан в подражание хвалебным песням Давида. Как написанный уже после оказанной Богом помощи благочестивому царю, псалом содержит восхваление праведника, живущего только верой и надеждой на Бога, в которых (вере и надежде) залог спасения от всех мелких и крупных несчастий жизни.
Тот, кто живет верой и надеждой на Бога, найдет в Нем защитника, который спасет от всех несчастий и зол жизни (1−6). Даже военные нападения врагов не принесут вреда: враги все погибнут (7−8). Так как ты избрал Бога своим прибежищем, то Он будет охранять Тебя своими Ангелами (9−13). Всякая молитва такого праведника будет услышана Господом, который прославит его и «долготою дней насытит» (14−16).
Пс 90:1. Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
Пс 90:2. говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
«Живущий под кровом Всевышнего» — живущий надеждой на Бога, настолько глубокой, что только от Него одного ищет заступления, тот «под сенью Всемогущего покоится» — будет пользоваться Его кровом, защитой. Сравнение взято из обычая древневосточного гостеприимства, когда иностранец, вступивший в шатер туземца, находил полный в нем покой и защиту.
Пс 90:3. Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
Пс 90:4. перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
Пс 90:5. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
Пс 90:6. язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
Пс 90:7. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
Пс 90:8. только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
Как бы ни были разнообразны, многочисленны и велики угрожающие этому праведнику бедствия, Господь от всех их избавит его. Он избавит «от сети ловца» — вообще от всякой опасности, причиняемой хитростью; «от гибельной язвы» — от всего, что доставляет гибель, вред. Господь защитит его с такой же предупредительной любовью, с какою наседка принимает под крылья своих детенышей, где они чувствуют себя в полной безопасности («под крыльями Его будешь безопасен»). Это потому, что «истина Его» будет охранным орудием для человека. Так как Бог любит истину, то и защитит того, кто пред Ним истинен. «Ужасы ночи» — скрытые тайные нападения; от «стрелы, летящей днем» — от нападений явных; от «язвы, ходящей во мраке» — от действий, скрывающихся во тьме происков, интриг; («от сряща» слав. библ. — случайного недуга); от «заразы, опустошающей в полдень» — от действий южного жгучего ветра, иссушающего всякую растительность. Если бы на праведника напали враги в необыкновенно большом количестве, то их погубит Господь «тысячу и десять тысяч» (круглые цифры) — в громадном количестве, однако ни одно из посылаемых Богом на врагов губительных бедствий не коснется праведника.
Пс 90:10. не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
«Не приключится тебе зло» — бедствие не коснется ни тебя лично, «язва не приблизится к жилищу твоему» — ни твоего имущества. Все это исполнилось на Езекии при нападении ассириян.
Пс 90:11. ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
Пс 90:12. на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
Пс 90:13. на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
Пс 90:14. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
Пс 90:15. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
Пс 90:16. долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Господь будет охранить своего праведника чудесной силой. Он пошлет ему ангела хранителя, который как бы на руках будет переносить его через опасности. Аспид и василиск (роды ядовитых змей, василиск — очковая змея) не причинят ему вреда; не причинят ему вреда ни лев, ни дракон (вероятно, удав или боа), так как за то, что праведник любит Меня, Господь всегда его услышит. Господь исполнит его «долготою дней» — не только не лишит преждевременно жизни, но продлит ее чудесно за пределы естественной ее продолжительности, что и было с Езекией.
Так как ранее говорилось о чудесной защите Богом праведника, то под «долготою дней» можно разуметь не естественную, обыкновенную продолжительность человеческой жизни, а чудесное ее удлинение.
В данном псалме речь писателя часто меняется: то он говорит вообще о праведнике, то обращается к нему лично (3−8 ст.), то сливается с ним в молитве пред Богом.
Этот псалом — заключительный псалом 6-го часа. Наставив предшествующими двумя псалмами этого часа каждого верующего к должному присутствованию на литургии, здесь Церковь словами этой песни обещает им за то такую же награду от Бога, какую за свою веру в Него получил Езекия. Ему обещается и «дарование спасения» (16), получаемое через достойное принятие в себя Христа в евхаристии.
комментарии Лопухина на Псалтирь, псалом 90