Жалоба в адвокатскую палату на адвоката что не является к следователю
Порядок обжалования действий (бездействия) адвокатов
Порядок обжалования действий (бездействия) адвокатов
Порядок рассмотрения и разрешения жалоб, представлений, обращений в отношении адвокатов установлен Кодексом профессиональной этики адвоката, принятым первым
Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.
(далее – Кодекс этики).
Лицо, полагающее, что адвокат своими действиями (бездействием) нарушил законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре, либо не исполнил решение органов
адвокатской палаты, либо его проступок порочит его честь и достоинство, умаляет авторитет адвокатуры, вправе обратиться с соответствующим заявлением:
Нарушение адвокатом требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса этики, совершенное умышленно или по грубой неосторожности, влечет применение к нему мер дисциплинарной ответственности (замечание, предупреждение, прекращение статуса адвоката).
Указанные меры применяются к адвокату только в рамках дисциплинарного производства.
Стадии дисциплинарного производства:
Дисциплинарное производство включает следующие стадии:
Обстоятельствами, исключающими возможность дисциплинарного производства, являются:
Дисциплинарное производство возбуждается Президентом Адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (либо лицом, его замещающим) на основании распоряжения
в 10- дневный срок. В необходимых случаях указанный срок может быть продлен до 1 месяца.
Срок подачи жалобы:
Меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к адвокату не позднее 6 месяцев со дня обнаружения проступка, не считая:
Кто может обратиться с жалобой на адвоката:
Поводами для возбуждения дисциплинарного производства являются:
Какие жалобы не принимаются к производству:
Не могут являться допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства и не рассматриваются:
Одновременно следует отметить, что адвокатская палата субъекта Российской Федерации не уполномочена принимать решение о возврате адвокатом ранее уплаченного ему
гонорара либо иных денежных средств, выплаты которых доверитель может требовать в случае невыполнения (ненадлежащего выполнения), принятого адвокатом поручения.
За удовлетворением подобных финансовых требований в случае, если урегулировать данный вопрос с адвокатом путем переговоров не удалось, доверитель вправе обратиться в суд
Требования к реквизитам и содержанию жалобы:
Жалоба, представление, обращение подаются в письменной форме и в них должны быть указаны:
Обстоятельства, исключающие возможность дисциплинарного производства:
Обстоятельствами, исключающими возможность дисциплинарного производства, являются:
Отзыв жалобы в случае примирения:
Отзыв жалобы, представления, обращения либо примирение адвоката с заявителем, выраженные в письменной форме, возможны до принятия Советом решения и могут
повлечь прекращение дисциплинарного производства.
Повторное возбуждение дисциплинарного производства по данному предмету и основанию не допускается.
Возбуждение дисциплинарного производства:
Президент адвокатской палаты субъекта Российской Федерации либо лицо, его замещающее, не позднее 10 дней со дня получения жалобы, представления или обращения,
отвечающих всем необходимым требованиям, возбуждает дисциплинарное производство. В необходимых случаях указанный срок может быть продлен до 1 месяца.
В случае получения документов, которые не могут быть признаны допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства, а равно поступивших от лиц,
не имеющих право ставить вопрос о его возбуждении, или при обнаружении обстоятельств, исключающих возможность возбуждения дисциплинарного производства,
Президент палаты либо лицо, его замещающее, отказывает в его возбуждении, возвращает эти документы заявителю с указанием оснований принятого решения.
Разбирательство в квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации:
Квалификационная комиссия формируется в количестве 13 членов из:
Дисциплинарное дело должно быть рассмотрено Квалификационной комиссией не позднее 2 месяцев с момента его поступления в комиссию, не считая времени отложения дела по причинам, признанным уважительными.
Участники дисциплинарного производства вправе:
По результатам рассмотрения жалобы Квалификационная комиссия выносит заключение о наличии или об отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушений норм
законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса этики. При этом учитываются сроки привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности.
Не позднее 10 суто момента вынесения указанного заключения участники дисциплинарного производства вправе представить через ее секретаря в Совет письменное заявление
о своем несогласии с заключением или его поддержке.
Разбирательство в Совете адвокатской палаты субъекта Российской Федерации:
Дисциплинарное дело должно быть рассмотрено Советом не позднее 2 месяцев с момента вынесения Квалификационной комиссией заключения, не считая времени отложения дела
по причинам, признанным уважительными.
Совет, состоящий из членов адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации, на основании заключения Квалификационной комиссии рассматривает жалобу и
принимает по ней окончательное решение:
1) о прекращении дисциплинарного производства вследствие :
2) о направлении дисциплинарного производства в Квалификационную комиссию для нового разбирательства – в случае установления нарушения процедуры рассмотрения жалобы в Квалификационной комиссии.
3) о применении к адвокату меры дисциплинарной ответственности – в случае наличия в действиях (бездействии) адвоката нарушений.
Решение Совета может быть обжаловано только адвокатом, привлеченным к дисциплинарной ответственности, в месячный срок со дня, когда ему стало известно или он должен был узнать о состоявшемся решении.
Следователь направил обращение в палату в связи с «неискренностью» адвоката
Как стало известно «АГ», 15 октября руководитель Ясногорского межрайонного СО СУ СК РФ по Тульской области майор юстиции Алексей Ушаков направил в Адвокатскую палату Республики Башкортостан обращение с просьбой принять меры в отношении адвоката, проявившего, по его словам, «неискренность».
Что в поведении адвоката следователь посчитал неискренним
В обращении (имеется у «АГ») указывается, что в производстве Ясногорского межрайонного СО СУ СК РФ по Тульской области находится уголовное дело по обвинению С. в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 2 ст. 238, ч. 2 ст. 219 УК.
После участия в проведении 21 сентября следственных и процессуальных действий с С. его защитник, адвокат АП РБ Рамиль Гизатуллин «в общении со следователем проявил неискренность», заверив о своей явке на следующий день для проведения новых следственных и процессуальных действий. Однако 22 сентября Рамиль Гизатуллин в нарушение права на защиту С. без пояснения причины не явился. При этом адвокат на телефонные звонки следователя не отвечал.
Как указано в обращении, только после просьб С., явившегося в следственный отдел, Рамиль Гизатуллин «изъявил желание пообщаться со следователем», пояснив при этом, что изначально не планировал являться в следственный отдел 22 сентября в связи с занятостью на территории Уфы, где он находился в момент телефонного разговора. По заявлению следователя, адвокат отказался согласовать дату своей явки, сославшись на то, что 21 сентября с его подзащитным и так было проведено достаточное количество следственных и процессуальных действий, после чего закончил разговор и больше на звонки следователя не отвечал.
В этот же день защитнику были направлены уведомления о необходимости явиться в период с 23 по 28 сентября для участия в следственных и процессуальных действиях с С. «Однако в период с 23 по 27 сентября 2020 г. адвокат Р.Р. Гизатуллин без пояснения причины “…” не явился, при неоднократном телефонном общении со следователем с целью дополнительного согласования даты явки неоднократно проявил неискренность, вводя следствия в заблуждение относительно даты явки в следственный отдел», – указывается в обращении. При этом, явившись 28 сентября, защитник отказался представить документы, подтверждающие невозможность его явки в период с 23 по 27 сентября в связи с занятостью по другим делам.
29 сентября, находясь в следственном отделе, Рамиль Гизатуллин настаивал на уведомлении об окончании следственных действий потерпевшего и просил приступить к ознакомлению его с материалами дела. «И только после неоднократных пояснений следователя о том, что указанный порядок действий напрямую нарушает положения ст. 215–217 УПК РФ, поскольку по уголовному делу следствием были запланированы новые следственные и процессуальные действия в связи с сообщенными в показаниях обвиняемого С. и его супруги новыми сведениями, а также о том, что указанный порядок действий грубо нарушает право на защиту его доверителя С., адвокат Р.Р. Гизатуллин перестал настаивать на вышеуказанном, после чего им было заявлено следователю ходатайство о дополнительном допросе обвиняемого С. в указанный день», – подчеркивается в обращении.
Отмечается, что 12 и 13 октября С. не смог назвать дату явки в следственный отдел, поскольку не согласовал день с адвокатом. В связи с этим 13 октября обвиняемому и его защитнику были направлены письменные уведомления о необходимости их явки в период с 14 по 20 октября. Только после этого, указал следователь, Рамиль Гизатуллин связался с ним по телефону и сообщил о том, что болен и не сможет явиться в ближайшие 10 дней. Адвокат также сказал, что о закрытии листка нетрудоспособности сообщит дополнительно. В связи с этим следователь посчитал, что защитник вновь проявил неискренность, поскольку пообещал до 14 октября отправить по электронной почте сведения об открытии листка нетрудоспособности, но не сделал этого. При этом 14 октября Рамиль Гизатуллин по телефону отказался представить сведения.
Таким образом, следователь попросил президента АП РБ Артура Насырова «рассмотреть данное поведение адвоката» и принять меры к недопущению впредь нарушения положений УПК, Закона об адвокатуре и КПЭА. Он также просил представить листок нетрудоспособности с указанием поставленного диагноза, названия медучреждения, открывшего листок нетрудоспособности, и ориентировочной даты окончания нетрудоспособности.
АП РБ заметила, что следователь не является субъектом, по жалобе которого возбуждается дисциплинарное производство
В ответе (имеется у «АГ») вице-президент АП РБ Ильшат Махмутов отметил, что дисциплинарное производство в отношении адвоката может быть возбуждено и рассмотрено только с соблюдением правил, предусмотренных разд. 2 КПЭА, и при том, если обращение подано непосредственно лицами и органами, перечисленными в ст. 20 Кодекса. Согласно данной статье обращения следственных органов и отношении адвоката, связанные с его профессиональной деятельностью по конкретному делу, не являются допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства, так как адвокат является равноправным участником процесса в пределах своих полномочий. Каких-либо жалоб и претензий со стороны доверителя адвоката не имеется.
«Тем не менее по поводу вашего обращения поведена проверка с истребованием от адвоката объяснений, в которых указывается о несогласии и необоснованности с изложенными доводами в обращении. Все следственные действия, по которым заблаговременно и надлежащим образом уведомляется адвокат, проводятся в назначенное время, за исключением занятости по иным, ранее назначенным делам в следственных действиях или в судебных процессах, либо заболевания, в том числе с диагнозом пневмония с поражением легких 15%, что подтверждается документально», – подчеркивается в ответе.
Ильшат Махмутов обратил внимание следователя на то, что надлежащее уведомление предполагает собой заблаговременное извещение за 5 суток, как того требуют нормы УПК. В случае неявки надлежащим образом извещенного участвующего в деле адвоката действия следователя регламентированы п. 3 ст. 50 УПК. Уведомления от 22 сентября о проведении следственных действий с 23 по 27 сентября, от 13 октября о явке с 14 по 18 октября признать заблаговременными невозможно.
«В то же время ваше обращение принято во внимание, адвокату Р.Р. Гизатуллину рекомендовано при осуществлении профессиональной деятельности взаимоотношения со следственными органами строить на основе взаимного уважения, с учетом специфики работы, не допуская при этом конфликтных ситуаций», – подчеркивается в документе.
Практика по направлению таких обращений существует
В комментарии «АГ» Рамиль Гизатуллин отметил, что в беседе следователь рассказал, что такое «письмо счастья» используется довольно часто.
Адвокат пояснил, что у него имеются документы о том, что с 23 по 25 сентября он осуществлял свою деятельность в Уфе, 7 октября у него диагностировали пневмонию с поражением легких 15%, о чем он уведомил следователя. «12 октября открыли официальный больничный, закрыли 27 октября. 15 октября я проинформировал следователя об открытии больничного», – рассказал Рамиль Гизатуллин.
«Я вступил в дело в сентябре. Поначалу следователь был вежлив, однако, когда ему стало понятно, что сторону защиты не устраивает версия следствия и она намерена представить контрдоводы, его отношение изменилось. С момента моего вступления в дело следствие трижды продлевало срок расследования», – указал он. Рамиль Гизатуллин предположил, что подобным образом следствие пытается оказать давление. В данный момент, как сообщил защитник, следователь уведомил об окончании расследования и начал знакомить потерпевших с материалами уголовного дела.
Вице-президент АП РБ Ильшат Махмутов подтвердил, что подобные обращения периодически поступают и от следователей Республики Башкортостан, и из других регионов. «В основном их требования состоят в том, чтобы нами были возбуждены дисциплинарные производства в отношении адвокатов, приняты меры по обеспечению явки адвокатов на следственные действия, хотя в соответствии с действующим законодательством адвокатская палата не наделена такими полномочиями – любое вмешательство в адвокатскую деятельность запрещено. В ответах мы разъясняем данные нормы Закона об адвокатуре», – указал он.
По мнению Ильшата Махмутова, цель таких обращений – добиться оказания непроцессуального воздействия на адвоката со стороны палаты. «Адвокаты – процессуальные лица в рамках своих полномочий, как и следователи, а все действия процессуальных лиц закреплены в УПК», – резюмировал вице-президент АП РБ.
Куда жаловаться на адвоката?
При расследовании уголовных дел подозреваемому или обвиняемому требуются помощь правозащитника. Часто возникают ситуации, когда правозащитники безответственно выполняют свои обязанности. В этом случае составляется жалоба на адвоката.
Порой обращения граждан остаются без рассмотрения, так как они были направлены не в ту государственную структуру, которая компетентна в решении возникшего вопроса. Узнаем, куда и в каких случаях нужно обращаться, если адвокат нарушил закон.
В каких случаях подаются жалобы
При возникновении необходимости любой гражданин может воспользоваться услугами адвоката бесплатно, которого назначат от государства. Также человек может отказаться от предложенного государственного защитника и нанять иного специалиста, при наличии адвокатского удостоверения.
В обоих случаях адвокат должен честно и старательно выполнять свои должностные обязанности, и бороться за интересы своего доверителя в соответствии действующим законодательством. Эта норма закреплена в ст. 7 ФЗ №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», также об этой обязанности говорится в ст. 8 «Кодекса профессиональной этики адвоката».
Недовольные лица, чаще всего обращаются с жалобой по следующим причинам:
В списке указана лишь небольшая часть потенциальных нарушений в результате деятельности работника адвокатуры.
Кто может пожаловаться
В зависимости от оснований обращения это может быть:
Прежде чем жаловаться на правозащитника, оцените его действия с точки зрения закона, так как его накажут только при наличии законных оснований.
Куда писать жалобу
Существует несколько ведомств, куда можно сообщить о нарушениях, допущенных адвокатом, рассмотрим таблицу.
В какие органы | Причины |
Если нарушения произошли в профессиональной сфере | |
В коллегию адвокатов | · выявлены незначительные погрешности в оказании услуг; · обнаружено неправильное применение законов в правоприменительной практике. |
В палату адвокатов | · за нарушение адвокатской этики, регламентированной в Кодексе; · допущены иные неточности в работе. |
Если жалоба не касается профессиональной сферы, то заявление рассматривается в общем порядке | |
В полицию | При обнаружении проступков, связанных с мошенническими действиями или иными преступлениями. |
В прокуратуру | · получен отказ в рассмотрении обращения в иных ведомствах; · бездействие надзорных органов при защите прав, обратившихся граждан. |
В судебные органы | · выдвигается требование о выплате материального ущерба или возврате денег за некачественные услуги; · вопрос об отмене юридических действий. |
Сохраняйте все документы, которые подтверждают взаимодействие с адвокатом и государственными органами, куда были направлены обращения. При необходимости эти письма послужат доказательной базой при обращении в суд.
Правила обращения в уполномоченные органы для защиты своих прав, в случае нарушения профессиональной деятельности.
В коллегию адвокатов
От гражданина может поступить жалоба, если были допущены незначительные нарушения.
Обычно в коллегию входит несколько адвокатов, оказывающих населению юридические услуги. Они не несут ответственности за действия иного члена. Скорее всего обращение будет рассмотрено, так как они дорожат своей деловой репутацией и престижем своей коллегии. Если это входит в их компетентность, то проблема будет улажена. Жалоба подается руководителю объединения – главе коллегии.
В адвокатскую палату
Этот орган контролирует адвокатскую деятельность, ведет учет всех своих членов. Именно в адвокатскую палату перечисляются ежемесячные членские взносы, которые обязаны платить адвокаты. Здесь принимаются экзамены у лиц, претендующих получить звание адвоката, и осуществляется их дальнейшее обучение. Поэтому жалоба в адвокатскую палату на адвоката – это наиболее эффективный способ воздействия на недобросовестного адвоката.
Орган рассматривает обращения, содержащие:
На что стоит обратить внимание, при направлении жалобы в адвокатскую палату:
Жалоба составляется только в письменном виде и направляется на имя руководителя палаты.
Наказания за допущенные нарушения в профессиональной деятельности
Поступившая жалоба в адвокатскую коллегию будет направлено на рассмотрение в квалификационную комиссию. При подтверждении фактов, указанных в обращении, к адвокату будут применены меры ответственности в зависимости от тяжести совершения проступка.
Наказание | В каком случае |
Замечание | Выявлены нарушения незначительной степени, скорее всего, касалось этики поведения (нагрубил, нахамил, оскорбил). |
Предупреждение | Грубые нарушения, которые могли навредить клиенту или деятельности коллегии. |
Аннулирование статуса адвоката | Грубейшие неоднократные нарушения, в результате которых был нанесен вред клиенту или профессиональной деятельности коллегии адвокатов. Такое решение накладывает запрет на дальнейшее осуществление деятельности. |
Если при оказании услуг адвокат нарушил права клиента, то гражданин может пожаловаться на непрофессионализм правозащитника. Лучше всего подавать жалобу в коллегию или палату адвокатов, они быстро и компетентно разберутся в ситуации. А вот в Главное Управление юстиции нет смысла обращаться, так как учреждение не занимается деятельностью региональных объединений адвокатов, пострадавший только зря потеряет время.
Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
2. Позвоните на горячую линию:
Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней
Жалоба на адвоката: все, что необходимо знать
Согласно 1 пункту статьи 18 Кодекса профессиональной этики адвоката, в случае нарушения последним норм российского законодательства, касающихся его непосредственной деятельности и/или положений упомянутого кодекса, должны применяться меры дисциплинарной ответственности. Они могут быть произведены в форме:
Порядок применения мер подробно прописан во 2 разделе Кодекса профессиональной этики.
Чтобы инициировать вопрос о дисциплинарном производстве, лицо, которое заподозрило адвоката в незаконных действиях или бездействии, должно обратиться в компетентный орган с соответствующей жалобой. Основанием для ее подачи могут быть следующие обстоятельства:
Чтобы точно быть уверенным в необходимости написания жалобы, необходимо для начала свериться с профильными нормативными актами. В первую очередь – с Кодексом адвокатской этики.
Куда нужно обратиться
Гражданин имеет два способа обжалования действий того или иного адвоката: подача документов в суд и обращение в адвокатскую палату.
Обращение в суд
Обжалование действий адвоката в суде производится в соответствии со стандартными алгоритмами гражданского судопроизводства.
Наиболее распространенный объект взыскания в рамках подобных разбирательств – средства, которые были уплачены адвокату клиентом в рамках договора об оказании соответствующих юридических услуг.
Обращение в коллегию адвокатов
Основная цель, с которой граждане обращаются в коллегию адвокатов – не материальное, а дисциплинарное наказание юриста. Санкции, которые может применить коллегия, уже упоминались выше: замечание, предупреждение, лишение лицензии.
В отличие от суда, обратиться в коллегию можно лишь в течение одного года с момента предполагаемого правонарушения.
Процесс обжалования действий адвоката
Прежде чем приступать к написанию жалобы и дальнейшим действиям, необходимо ознакомиться со всеми базовыми правилами, касающимися данной процедуры.
Как оформляется жалоба
Согласно Кодексу адвокатской этики, основанием для возбуждения дисциплинарного производства может быть жалоба, поданная в письменном виде. В ней должно быть указано следующее:
Порядок подачи
Вне зависимости от уровня инстанции, документ у клиента примут как в письменной, так и в напечатанной форме. Кроме того, заниматься подачей может как сам адресант, так и его уполномоченный представитель (при наличии нотариальной доверенности).
Подать документ можно по почте или лично. В первом случае необходимо использовать заказное письмо с уведомлением – только так автор получит подтверждение того, что бумаги были доставлены по адресу. В случае с личной передачей нужно подготовить два экземпляра заявления. Первый сразу возвращается клиенту с заверительными реквизитами, а второй остается в инстанции.
Отметим, что, даже если клиент получил отказ ввиду неправильно составленного заявления или недостаточности доказательств, приведенных против юриста, он в установленный срок может повторить попытку подать жалобу неограниченное количество раз.
Процедура рассмотрения жалобы
Как правило, первичным адресатом жалобы является именно адвокатская палата. Сразу после подачи документы отправляются в квалификационную комиссию, где будут рассматриваться не дольше двух месяцев.
Отметим, что квалификационная комиссия может прекратить дисциплинарное производство в тех случаях, когда:
Если добиться справедливости в адвокатской палате не получилось, защитить свои права гражданин сможет только в суде.