Жанровая фотография что это
czeslaw_list
KLINIKA HAŁAŬNOHA MOZHU
Liepš być bahatym i zdarovym, čym biednym i chvorym
Что такое жанровая фотография?
Очевидно, что истоки понятия восходят к живописи. Поэтому специфика «жанра» в фотографии во многом с ней схожа. Так, в живописи под «жанром» подразумевается изображение сцен из повседневной жизни. К примеру, на полотнах фламандских живописцев ХVII века шумели веселые семейные праздники, кружились в танце крестьяне, бушевали пьяные драки в тавернах. Эти яркие многолюдные сцены были полны кипучей энергии. Под понятием «жанра» в фотографии также подразумевается изображение состояния и действия людей. Но, обогащаясь традициями изобразительных искусств, она вместе с тем ищет свои, особые пути.
Темой «жанровых» снимков преимущественно служит социальная и бытовая среда, а изобразительный материал — люди. И та как среда оказывается главным предметом изображения, а зафиксированные люди ее только объясняют и освещают, то можно сказать, что главный жанровый принцип «жанра» — быть «зеркалом мира». Наличие сюжета, то есть фиксация фотографом некого процесса или свершающегося действия, — это необходимое условие «жанрового» снимка.
Жанровая фотография может быть:
постановочная — режиссура кадра, введение героя в придуманные обстоятельства
репортаж — съемка событий, не предполагающих режиссуру и постановку
Постановочная
Жанровый снимок может быть получен в результате известных режиссерских усилий. Осуществляя свой замысел, фотограф выбирает соответствующую обстановку, продумывает композицию будущего снимка, ставит освещение, подсказывает фотографируемым жест, позу, действие. Однако это должно быть сделано так, чтобы зритель не догадался, что все было продуманно заранее. Режиссура требует от фотографа особой чуткости, вкуса и чувства меры, иначе картинка выходит искусственной, лишенной непосредственного обаяния жизни.
Репортаж
Фоторепортаж может создавать и создает отличные жанровые снимки. Здесь фотограф должен найти сюжет в самой действительности. Сторонники репортажного метода исходят из убеждения, что внешний мир наполнен выразительными ансамблями, а цель фотографа — обнаружить их и вовремя запечатлеть. «Repoter» — с французского означает переносить, переставлять, перемещать. Поэтому репортажный снимок — это перенесенные фотографом события мира на снимок.
Кандинский сказал, что та картина хорошо написана, которая живет внутренне полной жизнью. Это определение применимо и к фотографии. Независимо от метода работы — постановочного или репортажного — жанровые снимки воспринимаются зрителями одинаково хорошо в том случае, если они живут внутренне полной жизнью.
Если уж кадр является рассказом, то он имеет сюжет. Чтобы сюжет возник и был прочитан зрителем, объекты съемки должны находиться в определенных взаимоотношениях между собой. Это взаимоотношение — композиция. Применительно к жанровой фотографии можно говорить о двух типах композиции: изобразительной и действенной (от слова «действие»).
Изобразительная (пластическая) композиция — перекличка линий, тональных и красочных пятен. К примеру, экспрессия фотографии вверху достигается не только тем, что фотограф запечатлел яркий момент движения, но и цветовым решением кадра: ярко-синий цвет венков в руках девушек перекликается с голубизной неба, белизна одежды — с облаками, а красный цвет обуви и узоров на костюмах находит отголосок в башне на заднем плане. Действенная композиция — связи между предметами выражаются через некое действие, жест или взаимодействие, движение.
Здесь, кстати, не требуется живописной отточенности. К примеру, классик жанровой фотографии Картье-Брессон редко пользовался установившимися правилами композиции. Ему важнее донести в снимках непосредственность пойманного мгновения, нежели произвести «картинный» эффект. О том же говорит и С. Фридлянд: «Фотохудожник уже не избегает, как смертного греха, случайного жеста или случайных деталей. С творчески осмысленной позиции он подстерегает их, выжидает тот неповторимый момент, когда их можно и нужно включить в кадр… Композиция, теряя традиционную гладкость, счастливо приобретает взамен динамическую «взъерошенность», приближающую зрителя к полноте ощущения подлинности показанного ему момента жизни».
Задачи фотографа-жанриста
Случайность… Довольно часто именно случайности бывают обязаны авторы редких снимков, неожиданно полученных в удачно сложившихся условиях. Очевидно, однако, что в арсенал фотографа-жанриста входит способность сознательно или интуитивно предвидеть вероятность ситуаций, интересных для съемки, и умение запечатлеть эти уникальные мгновения жизни. Одним словом, нужно подчинить себе случайность.
А для этого необходимы следующие навыки и профессиональные качества:
знание техники и технологии съемки:
умение вовремя нажать кнопку спуска;
наблюдательность;
композиционное видение;
незаметность.
Если человек, которого снимают, замечает на себе «взгляд объектива», то моментально теряет естественность и принимает другую позу и выражение лица — делается таким, каким хочет выглядеть.
Есть 3 способа сделать камеру незаметной:
воспользоваться телеобъективом;
снимать внезапно;
фотографировать тогда, когда человек привыкнет к камере и перестанет обращать на нее внимание.
Художественность и документальность
Фотография имеет дело с настоящим, однако по прошествии времени она становится достоянием истории, так как заключает в себе важнейшие документальные сведения. Если жанровая фотография отражает некое важное историческое событие и при этом не лишена выразительности, то это тот удачный и редкий момент, когда художественное и документальное начала прекрасно дополняют друг друга. Такие работы всегда проходят проверку времени.
Документальность: ЧТО снято, — факт, действительность, реальность, фиксация жизни, регистрация текущих событий, сырой материал, бесформенность, «жизнь, как она есть»
Художественность: КАК снято, — образ, вымысел, художественно информированный факт, выразительность, оформленность, организованная реальность, «жизнь, как она кажется»
Как бы ни был красив документальный снимок, он не будет представлять никакой исторической ценности в отрыве от временного и пространственного контекста. Зритель должен хорошо представлять, где и когда произошло то, что он видит на фотографии, иначе информация, которой «насыщено» изображение, не будет прочитана целостно. В таком случае фотография оценивается зрителем чисто эстетически, а важная документальная составляющая ускользает. Поэтому для многих жанровых снимков необходим комментарий — когда, где и при каких условиях был сделан снимок. К примеру, работа военного фотографа Бориса Смирнова «Набережная Невы». С художественной точки зрения фотография безупречна: отточенная композиция, гармоничное тональное решение — все это радует глаз.
Однако снимок приобретает дополнительное значение, когда становится известна его история. Эта работа была сделана в период блокады Ленинграда на набережной Невы в пик голода и страшнейших морозов. Непроницаемое снежное поле, накренившийся, полузатонувший крейсер на заднем плане и маленькая фигура спешащего человека в правом нижнем углу — это аллегория войны, которая стремится уничтожить всех и каждого.
записки фотографа
Фотографические истории, советы по фотографии, статьи по сайтостроению
Что такое жанровая фотография
Жанровой фотографии не повезло только с названием, с содержанием у нее все в порядке. А вот название это ничего не говорит человеку, который не в теме. Согласитесь, услышав слово «пейзаж», вы тут же поймете о какой картинке идет речь, а вот что же такое «жанровая фотография»?
На фотовыставке самый частый вопрос звучит так: «В каком жанре сделаны ваши фото?» Прекрасно понимая, что ответ в духе «Этот жанр называется жанр» только запутает вопрошающего, приходится устраивать целую лекцию, приблизительно такую:
Например, в жанровой тематике творили такие известные художники как Рубенс, Ян Вермеер, Питер Брейгель старший, Ваг Гог, Густав Курбе, Павел Федотов, Илья Репин, Валентин Серов.
Вспомните хотя бы картинки из школьных учебников: «Не ждали», «Арест пропагандиста», «Снова двойка» и вы сразу поймете, о чем идет речь.
Но как говорится, что хорошо художнику, то для фотографа явная погибель. Название, перекочевав из живописи в фотографию, умудрилось потерять определение «бытовой», оставшись просто «жанром», словом бессмысленным для непосвященного.
Итак, фотографии запечатлевающие сюжеты из повседневной жизни, различные жизненные ситуации, людей, занятых привычными, или наоборот непривычными делами, спонтанные, не постановочные портреты человека в естественной среде обитания, различные моменты ускользающего человеческого бытия, которых мы обычно не замечаем, все это может быть предметом жанровой фотографии.
В ЮВЕЛИРНОМ МАГАЗИНЕ
Конечно, не всякий снимок, на котором, так или иначе, запечатлено то, что я перечислил, будет считаться жанровой фотографией. Главным признаком жанровой фотографии будет считаться наличие в ней художественного образа, воздействующего на зрителя на эмоциональном уровне.
Проще говоря, берет ли за душу вас снимок? Возникло ли у вас чувство от его просмотра? Если да, то, скорее всего образ имеется.
Иными словами, фотография должна стать больше, чем фото на память, в ней должны появиться чувство и мысль.
Другим критерием жанрового снимка будет единство в кадре персонажей и среды их обитания. Как бы не был заполнен кадр, в нем должен быть достаточно пространства, в котором живут персонажи, или хотя бы намек на место действия. Я не имею в виду точный адрес.
ЖЕНСКАЯ ТЕМА.Все фото в статье-мои
Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности.
Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson)
Да, именно так, в кадре должен вместиться не что иное, как кусочек реальности, окошко в настоящую жизнь.
То есть это не что иное, как своеобразные фоторассказы, фотоистории, фотостихи, если угодно.
Жанровая фотография не зря считается самым сложным видом фотосъемки, потому что требует от автора обладания острым фотографическим видением, умением общаться, чувствовать людей, ситуации, предвидеть тот самый «решающий момент», в который нужно нажать спуск, быть психологом, уметь становиться частью среды.
Важным условием хорошего и глубокого снимка является личность самого автора, вернее глубина его мироощущения.
И еще — жанровую фотографию ценят во всем мире в первую очередь за ее документальность.
Где искать сюжеты для жанровой фотографии
Главным методом жанровой съемки является наблюдение за объектами, событиями и ситуациями без вмешательства и внешней режиссуры. Спонтанные сюжеты — главная цель жанрового фотографа предполагает вопрос: «Что мне сегодня покажут?»
Неспешные прогулки в любимых уголках города — неиссякаемый источник сюжетов для жанровой фотографии. Если не уверены в себе, и не решаетесь бродить по городу самому с фотоаппаратом — берите с собой приятеля.
Уличная фотография, очень модная в наше время, в большинстве случаев как раз и есть часть жанровой фотографии, ее современная модификация.
О приемах уличной фотосъемки читайте в статье « Как фотографировать людей на улице».
Другая возможность попытать фотографического счастья — это массовые праздники и всяческие уличные гуляния, когда все снимают всех, когда можно подходить близко и остаться при этом незамеченным.
В это время ситуация благоприятна для фотографирования документальных жанровых портретов. Потому что есть возможность, не спеша рассматривать лица людей, используя длиннофокусную оптику.
В жанровом, крупноплановом портрете порою трудно включить в кадр детали окружающей среды, но очень желательно, что бы они хотя бы угадывались.
Следующая среда, благоприятная для поиска жанровых сюжетов — это село. Просто пройдитесь с фотоаппаратом по ближайшему от вас селу, окунитесь в его обаяние и колорит. Если будете общительны и открыты, то оно наградит вас массой интересных кадров.
Правда, могут возникнуть сложности с местным населением. Люди в селе, порою бывают подозрительны к незнакомцам. С одними достаточно будет просто побеседовать. Многие даже поспешат открыть вам свою душу, с другими может оказаться сложнее.
МОНОЛОГ ТРАКТОРИСТА отсканировано с негатива
Поэтому будет полезно, если вы заведете знакомство в этом селе, и совершите совместную прогулку, как бы с проводником, или егерем, если угодно. Он будет вашим пропуском повсюду и вашим «рекомендательным письмом».
Еще одно очень полезное место для жанрового фотографа-это церковь. Здесь всегда людно, эффектный свет, особая атмосфера. Лучше всего фотографировать там во время какого либо праздника. Но для съемки в церкви всегда необходимы предварительные контакты и благословение. Чужаков здесь не очень.
БИБЛЕЙСКИЕ РАССКАЗЫ
И вообще контакты, дружбы и прочие формы общения необходимы жанровому фотографу. Тогда вы будете информированы о различных предстоящих событиях, праздниках, мероприятиях на которых вы сможете найти новые интересные сюжеты для своих снимков.
Спасибо, что дочитали до конца. Желаю вам успехов в освоении жанровой фотографии
Статьи на похожие темы
Как фотографировать людей на улице оставаясь незамеченным и при этом не волноваться о последствиях, и…
есной самое время просмотреть заново, не спеша свои зимние снимки. Именно это я и сделал…
Для фотографа, увлеченного жанровой фотографией, съемка в церкви может принести массу новых открытий, сюжетов, возможностей.…
Фотография жанровая и репортажная
Сегодня нам хочется поговорить с вами о двух самых, пожалуй, интересных направлениях в искусстве фотографии – о фотографии жанровой и фотографии репортажной. Как правило, пейзажными снимками, портретами или натюрмортами зритель только любуется и наслаждается. А вот жанр и репортаж заставляет рассматривающего снимки еще и задуматься. Задуматься, порой, о достаточно серьезных проблемах.
Автор фото: Bruce Davidson
Давайте, прежде всего, определимся с понятиями: что же такое есть жанровая фотография и фотография репортажная? Чем они отличаются друг от друга и что между ними общего?
Фоторепортаж – это в первую очередь отчет фотографа о каком-то мероприятии, событии, на котором он побывал. Но в то же время это и некая метафора, которая должна привлечь внимание зрителя, призвать зрителя к размышлениям о том, что изображено на снимках, заставить его выработать свое отношение к происходящему событию, о котором рассказано в репортаже.
Автор фото: Bruce Davidson
Автор фото: Bruno Barbey
Работа над фоторепортажем требует от его автора определенного опыта работы. Так просто репортаж не снимешь. Для этого нужно развивать в себе умение видеть сюжет, владеть знаниями о том, что снимаешь. Например, снимая репортаж с футбольного матча нужно как минимум знать правила игры в футбол. Для съемки репортажа о театральной премьере нужно знать хотя бы основы театрального искусства… Конечно же, для работы в этом жанре нужно в совершенстве владеть техникой фотосъемки.
Фотограф, занимающийся репортажной съемкой, обязан не забывать о логике происходящих вокруг него событий, знать эти события, грамотно отслеживать и показывать зрителю взаимосвязь его элементов, этапов. Опытный мастер фоторепортажа вроде бы, казалось, совершенно незначимое, пустяковое событие способен преподнести нам с вами как завораживающую, фантастическую историю. Если уж вы решили посвятить свое творчество фоторепортажу, то качества интересного рассказчика вам надо обязательно в себе развивать. Но не забывайте при работе над репортажем и об авторском видении происходящего, об авторском субъективизме. Ведь любой репортажный снимок отражает не только собственно факт изображенного события, но и отношение к нему автора фоторепортажа. Проще говоря, фотограф как бы склоняет зрителя к своей точке зрения, только делает он это не обычными словами, а языком фотографии. Таким образом, он, сам того не замечая, занимается пропагандой той ситуации, того события, которое развертывается перед объективом его фотоаппарата. Впрочем, делать это можно и осознанно, целенаправленно. Но это уже, что называется, высший пилотаж.
Автор фото: Bruno Barbey
Автор фото: Bruno Barbey
Таким образом, легко можно придти к простому умозаключению: фоторепортаж, или даже всего лишь одна репортажная фотография по сути своей всего лишь интерпретация. Но она должна быть честной. Без всяческих подтасовок и обмана зрителя. Это тут просто недопустимо.
А вот жанровая фотография, в отличие от репортажной, изображает сцены, происходящие вокруг нас в повседневной жизни. Показывает нам образы людей, находящихся вокруг нас. Тут для фотографа важно уметь увидеть и вовремя зафиксировать необычные, яркие моменты будничной жизни. Работа над жанровой фотографией позволяет фотографу в своем творчестве быть интересным, подвижным, в чем-то даже и необычным, чутко реагировать на происходящее. Жанровые фотографии можно смело назвать уникальными. Ведь сюжеты, запечатленные на них, никогда уже больше не повторятся.
Автор фото: Bruno Barbey
Автор фото: Bruno Barbey
Что важно знать и уметь фотографу, занимающемуся жанровой фотографией?
Главное, научиться не только видеть происходящее, замечать вокруг себя всё интересное и необычное, неординарное, но и четко понимать, что именно сейчас происходит перед объективом фотокамеры. Важно уметь выбрать нужную точку съемки, сделать снимок с выгодного ракурса, моментально, еще в процессе съемки, успеть поработать над композицией кадра, мысленно прокрутить в свой голове сюжет и многое другое. Всё это приходит с опытом, с навыком. Для того, чтобы этот навык в себе выработать, фотограф должен очень много работать. И этот труд будет вознагражден. Вы научитесь снимать как бы не думая, на интуитивном уровне.
Непосвященному или новичку в фотографии может показаться, что фоторепортаж и жанровая фотография очень похожи друг на друга по своей сути. Но это расхожее заблуждение.
Автор фото: Bruno Barbey
Автор фото: Burt Glinn
Основное, что отличает жанровый снимок от репортажного – это то, что человек показан на нем крупным планом. Крупным планом не в композиционном смысле, не лицо в полный кадр, а в его смысловом значении. Человек должен быть показан во всех своих переживаниях, эмоциях, настроении. На жанровой фотографии человек должен быть как бы выхвачен взглядом фотографа, щелчком фотокамеры, из общего потока происходящих событий современной будничной жизни. Человек со всеми своими сложностями, со своим внутренним миром – вот что главное в жанровой фотографии. Вот что важно научиться передавать зрителю.
Еще один признак, отличительная черта жанра в фотографии – это теплота интонаций, некая лиричность, мягкость, проникновенность. Хорошая, мастерски сделанная жанровая фотография – это, можно сказать, целый спектакль со своей драматургией. Зритель должен ощущать, как бы видеть то, что было до того, как фотограф нажал на спусковую кнопку фотоаппарата. И что будет через минуту, через час и даже на следующий день…
Жанровая фотография в России: что стоит знать
Игорь Мухин, без названия, 2006г. © Igor Moukhin
История жанровой фотографии в России уходит корнями в конец XIX века, когда первопроходцы уже достаточно отшлифовали свое мастерство на студийных портретах и немало потрудились в лабораториях для усовершенствования технической стороны фотопроцесса.
Стоит отметить, что на ранних этапах развития жанровая фотография в России представлена в основном репортажными сериями и вызывает больше документальный интерес, нежели нравственно-эстетический. Ярчайшим представителем дореволюционной школы фоторепортажа является Карл Карлович Булла, чья жизнь и профессиональная деятельность заслуживают отдельного внимания, ведь он прошел путь от простого курьера в фирме по продаже фотопринадлежностей «Дюнант» до фотографа Министерства императорского двора и Управления санкт-петербургского градоначальника.
Однако в данной статье нас интересует его участие в развитии репортажной и жанровой фотографии в России, поэтому первой важной датой в биографии Карла Буллы будем считать 1886 год, когда Министерство внутренних дел выдает фотографу «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга».
Карл Булла, Посетители в первой женской аптеке А.Б.Лесневской. Невский пр.32, 1908 г. Источник: [www.agentru.spb.ru] (http://www.agentru.spb.ru/)
Карл Булла, Автопортрет. Источник: www.ogoniok.com
Будучи к тому времени владельцем самого модного и дорогого фотоателье в центре Петербурга, Карл Булла не спешит воспользоваться данным разрешением — он слишком загружен работой и увлечен коммерческой съемкой, у него нет ни времени, ни желания снимать для себя и для искусства. Все меняет 1894 год, когда становятся официально разрешены бланки открытых писем (проще говоря, открыток) частного изготовления в стандарте Всемирного почтового союза. Карл Карлович не упускает возможность лишний раз заявить о себе на международном уровне, он с особым усердием и трудолюбием берется фотографировать то, что может быть интересно не только узкому кругу людей, но и привлечет внимание общественности. Невозможно перечислить все темы его фоторепортажей: это и светская хроника, и освещение всех значимых исторических событий, и бытовые сцены из жизни петербуржцев, и снимки, сделанные в производственных цехах, и сцены из церковной жизни, и многое другое. Фотограф интересовался всем и брался за любую работу.
Рекламное объявление 1912 года гласило: «Старейший фотограф-иллюстратор К. К. Булла занимается фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня. Снимает все, в чем только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днем, так и во всякое вечернее время при искусственном свете». Это говорит о его небывалой энергии и полной отдаче своей профессии, именно эти качества позволили фотографу добиться такого успеха.
Александр Родченко, Лестница, 1930г. Источник: [www.left.ru] (/http://left.ru/)
Карл Булла оставил уникальный фотоархив. Это богатейшее документальное наследие, по которому вполне можно изучать историю отечества начала XIX века. Однако эти фотографии сложно назвать жанровыми. Да, они ярко характеризуют особенности того времени, да они повествуют о жизни разных социальных слоев, да, они дают некоторое представление о традициях и духовных ценностях наших предков, однако в большинстве своем они лишены эмоциональной составляющей и не приносят эстетического наслаждения, не вызывают каких-либо чувств и не дают пищи для размышлений. Они носят познавательный характер и по праву называются репортажными. Репортаж — это уже история, но еще не жанр.
Советский период подарил нам величайшего мастера репортажной и жанровой фотографии, изобретателя новых совершенно немыслимых ракурсов, человека, вдохнувшего новую жизнь в документальную репортажную съемку, — Александра Родченко. Родченко, отдаляясь от бытовых тем, старается придумать новый способ донести до окружающих важные исторические и социальные моменты. Его сюжеты полностью осмыслены, они несут в себе некоторую задумку и заставляют зрителя совершенно по-иному подойти к их восприятию, фотографии Родченко необходимо не только смотреть, но и понимать.
Александр Родченко, Беломоро-Балтийский канал. Работа под оркестр. 1933. Источник: [www.sujet.ru] (http://www.sujet.ru/)
«Когда мы стали сканировать не отпечатанные прежде пленки, стало видно, что Родченко снимает фотографию, а в уме у него кино», — говорит автор-составитель монографии «Александр Родченко. Фотография — искусство» Александр Лаврентьев. Любопытно отметить, что восприятие фотографий Родченко в советское время и сейчас может сильно различаться в первую очередь по идейным соображениям.
Взять, к примеру, фотографию 1934 года «Два поколения», она как бы состоит из двух частей: на переднем плане мальчишки расположились на траве и общаются между собой, совершенно не обращая внимания на стройных, подтянутых парней-спортсменов, которые выстроились в шеренгу на заднем плане. Вот как «расшифрован» замысел фотографа в статье, опубликованной в 1986 году в журнале «Советское фото» №6: «Физкультурники, ладные парни в майках и трусах, показаны на заднем плане — они как бы служат напоминанием об излюбленной теме репортера, который в 1930-е годы не раз обращался к этому сюжету. А на переднем плане мы видим трех мальчишек: они оживленно беседуют о чем-то и не очень-то реагируют на происходящее. Намеренное снижение темы, ее обытовление вкупе со снайперски найденным названием снимка передают мысль фотографа: сегодняшние беззаботные мальчишки завтра станут такими же стройными, подтянутыми, сильными юношами».
Виктор Ахломов, Сокольники, 1991г. © Viktor Akhlomov. Источник: www.mdf.ru
Виктор Ахломов, Кирилл, 1978г. © Viktor Akhlomov. Источник: [www.mdf.ru] (http://www.mdf.ru/)
Игорь Мухин, без названия (снято в Нижнем Новгороде) © Igor Moukhin
Казалось бы, странная интерпретация, если снижение темы, то мысль должна идти в противоположную сторону, то есть от спортсменов к мальчишкам — например, что спортсмены устали стоять в шеренге и хотят точно так же поваляться на газоне и поболтать на отвлеченные темы в свое удовольствие. Однако советская идеология никогда не позволила бы интерпретировать фотографию таким образом, и похожее идеалистическое описание сопровождало многие советские жанровые снимки.
В довоенное время были также популярны бытовые фотоочерки о жизни рабочих и колхозников. В погоне за интересным и нужным сюжетом фотографы шли на всякого рода ухищрения, вплоть до фальсификации реальных событий, и прибегали к постановочной репортажной съемке. В 1950-е и 1960-е годы резко возрастает интерес к жанровой фотографии, вместе с тем быстро развивается советское производство камер, оптики и фотоматериалов, что делает фотографию доступной для широких масс. На пленку фиксируется все, всегда и везде, фотолюбители выходят на охоту за интересными сюжетами, стараются подловить нужный момент, застать событие в своей кульминации.
Юрий Рыбчинский, Ветер, 1985г. © Yuriy Ribchinskiy. Источник: [www.mdf.ru] (http://www.mdf.ru/)
Юрий Рыбчинский, Девочка в переулке, 1985г. © Yuriy Ribchinskiy. Источник: [www.mdf.ru] (http://www.mdf.ru/)
Репортажная часть потихоньку отходит на второй план, вперед вырывается эмоционально окрашенная и динамичная жанровая составляющая. Фотография становится большой площадкой для творческой самореализации, появляются понятия «фотоискусство» («советское фотоискусство») и «фотохудожник». Открываются многочисленные фотокружки и фотообщества, на базе которых проводятся выставки, устраиваются лекции и семинары, печатаются фотожурналы и тематические сборники фотографий. Среди представителей советской и постсоветской жанровой школы можно выделить таких замечательных фотохудожников, как Игорь Мухин, Александр Лапин, Юрий Рыбчинский, Виктор Ахломов и еще много имен, чьи фотографии могут вызвать улыбку или заставить поморщиться, разбудить чувство жалости или спровоцировать на спор — одним словом, окатить волной эмоций, что, собственно, и требуется от жанровой фотографии.
Современная жанровая фотография Дмитрий Станякин, Пятое измерение © Dmitry Stanyakin
Сергей Румянцев, Из серии «Дети Арбата» © Sergey Roumyancev. Источник: [www.mdf.ru] (http://www.mdf.ru/)
В современную эпоху технического прогресса, когда цифровая фототехника открывает новые горизонты и на жесткие диски компьютеров гигабайтами сыплются фотоизображения любой тематики, сделанные со всех мыслимых и немыслимых ракурсов, способные проиллюстрировать событие в самых подробных деталях; когда кажется, что все уже снято и переснято по многу раз, а то, что еще не снято, непременно воссоздается искусственным путем в фотостудиях и на выездных костюмированных фотосессиях…, жанровая и репортажная фотография в России выходит на совершенно иной уровень. На этом уровне нельзя забывать ни о единой детали, все должно быть идеально: ракурс, композиция, свет, резкость, сюжет, настроение — иначе кадр не оценят или оценят, но не запомнят. А для жанрового фотографа положительная оценка массового зрителя является тем стимулом, который позволяет жанровой фотографии не стоять на месте, а двигаться вперед и выходить на новые занимательные этапы развития.