Жанры средневековой литературы и о чем они
Средневековая литература
Средневековая литература — литература, принадлежащая периоду, который начинается в поздней античности (IV—V века), а завершается в XV веке. Самыми ранними сочинениями, оказавшими наибольшее влияние на последующую средневековую литературу стали христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340—397), работы Августина Блаженного («Исповедь», 400 год; «О граде Божием», 410—428 годы), перевод Библии на латинский язык, осуществлённый Иеронимом (до 410 года) и другие труды Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики.
Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.
Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII—XIII веках. В это время его важнейшими достижениями стала готическая архитектура (Собор Парижской Богоматери), рыцарская литература, героический эпос. Угасание средневековой культуры и переход её в качественно новую стадию — Возрождение (Ренессанс) — проходит в Италии в XIV веке, в других странах Западной Европы — в XV веке. Этот переход осуществлялся через так называемую словесность средневекового города, которая в эстетичном плане имеет полностью средневековый характер и переживает свой расцвет в XIV—XV и XVI веках.
Содержание
Латинская и народная литература
Медиевисты XIX века различали два вида средневековой литературы, «ученую» и «народную». Такая классификация казалась правдоподобной, ибо содержала социальные коннотации; к первому классу относились латинские тексты и придворная поэзия, ко второму — все остальные произведения, считавшиеся, в духе романтиков, первородным искусством.
В настоящее время средневековую литературу принято разделять на латинскую литературу и литературу на народных языках (романских и германских). Различия между ними фундаментальны. Долгое время ни латинские литературные формы не имели соответствий в народных языках, ни, наоборот, романо-германские формы — в латыни. Лишь в XII веке латинская традиция утрачивает замкнутость и «модернизируется», тогда как народные языки обретают способность разрабатывать некоторые её аспекты. Но явление это долгое время остается маргинальным. Понятие «литература» в том смысле, в каком мы понимаем его сейчас, то есть предполагающее письменный и в то же время выраженно индивидуальный характер текста, по-настоящему применимо только к латинским текстам эпохи. В тех случаях, когда наблюдается совпадение какого-либо факта латинской литературы с фактом литературы романо-германской, они почти всегда отделены друг от друга значительным временным промежутком: романо-германское явление возникает гораздо позднее, чем его предполагаемый образец.
Народные языки заимствовали из школьной традиции известное количество приемов — но от случая к случаю, в силу второстепенных потребностей и возможностей. Единственным примером латинского жанра, усвоенного в первоначальном виде народным языком, служит животная басня, восходящая к Эзопу. Современная филология решительно отказалась от теорий 1920-1930х гг., согласно которым фаблио или пастурель восходят к латинским образцам.
Трудно сказать, как связано «каролингское возрождение» с появлением первых текстов на народном языке, однако связь между двумя этими явлениями безусловно имеется. Упадок X века, судя по всему, как-то соотносится с предысторией романской поэзии. «Возрождение XII века» совпадает с появлением новых поэтических форм, которым суждено вскоре потеснить все остальные: куртуазной лирики, романа, новеллы, нелитургических драматических «действ».
В начале XII века при англо-нормандском дворе начался процесс перевода латинских текстов на романский язык (развитию народного языка в этой среде благоприятствовали, по-видимому, те англосаксонские обычаи, которые существовали до завоевания — и которые ещё не имели аналогов на континенте). Примерно полвека англо-нормандские переводчики трудились в одиночестве, и лишь с середины века к ним присоединились пикардийские переводчики. Число переводчиков резко возрастает уже с начала XIII века, века морали и педагогики, когда в культурном балансе повышается удельный вес городов и школ.
Слово «перевод» здесь нужно понимать в расширительном смысле. Чаще всего речь идет об адаптациях — приблизительных, упрощенных или комментированных эквивалентах оригинала, которые предназначались для какого-либо двора, проявлявшего интерес к «ученым» вопросам. Труды эти преследовали главным образом практическую цель: переводчик, стремясь угодить вкусам клиента, создавал нечто вроде литературного аналога оригинала, обычно с помощью стиха — почти всегда восьмисложника, закрепившегося к тому времени в повествовательной традиции.
Эстетика средневековой литературы
В Средние века появляется новая, по сравнению с античностью, система эстетического мышления, обусловленная тремя основными источниками: влиянием античности, христианства и народного творчества «варварских» народов. Средневековая мысль умеет сочетать систематическую разработку наследия прошлого с восприимчивостью к различным экзотическим влияниям, а также с редкой способностью заново открывать и использовать древние недра автохтонной, крестьянской культуры, сохранившиеся под покровом римской цивилизации.
Литература и фольклор
В представлении медиевистов поэзия XI—XIV веков имеет некоторое внешнее сходство с фольклором. Это сравнение не стоит понимать слишком буквально. Фольклорная сказка или песня внеличностны, тогда как определяющая черта литературного текста — это его конкретность и намеренная неповторимость. Средневековые тексты занимают двоякую позицию относительно этих двух крайних точек. Некоторые из них, например, большинство романов, близки к «произведению» в современном понимании; другие, как песни о деяниях, стоят ближе к фольклору, а вся поэзия фаблио и дидактических exempla почти смыкается с ним. Впрочем, термин «фольклор» может относиться к двум разным реальностям, в зависимости от того, какую социальную функцию они исполняют: сказка или песня, связанные с неким коллективным действом, образуют собственно фольклор; взятые в отрыве от этого действа, переведенные в чисто словесный план, они относятся к псевдофольклору.
Демифологизация
Процесс развития средневековой литературы характеризуется демифологизацией, которая проявлялась по-разному.
Античные мифологические сюжеты и поэтика уже не опирались на мифологический кругозор и превратились в поверхностную игру тропов при дворах Юстиниана, Карла Великого и Оттона.
Мифологичность ранних национальных литератур (ирландской, исландской) выражается в сказочности — красивых и авантюрных элементах куртуазной литературы. Параллельно происходит смена аффективной мотивации поступков героев на более сложную — морально-психологическую.
Крупнейшие поэты высокого Средневековья и раннего Возрождения Данте, Чосер, Боккаччо утверждали жанры немифологических произведений и новой поэтики, в основе которой — акцент на вероятность, и даже общеизвестность рассказанного.
Средневековые жанры
Жанровое деление латинской литературы в целом воспроизводит античное. В «вернакулярных» литературах, напротив, идет бурный процесс жанрообразования.
Стих и проза
Появление письменной прозы ознаменовало глубокий сдвиг в традициях. Этот сдвиг можно считать границей между архаической эпохой и Новым временем.
До конца XII века прозой на народных языках пишутся только юридические документы. Вся «художественная» литература стихотворна, что связано с исполнением под музыку. Начиная с середины XII века восьмисложник, закрепленный за повествовательными жанрами, постепенно автономизируется от мелодии и начинает восприниматься как поэтическая условность. Бодуэн VIII велит переложить для него прозой хронику псевдо-Турпина, а первые сочинения, написанные или продиктованные в прозе, — это хроники и «Мемуары» Виллардуэна и Робера де Клари. За прозу сразу же ухватился роман.
Однако стих отнюдь не отошёл на второй план во всех жанрах. На протяжении XIII—XIV веков проза остается явлением сравнительно маргинальным. В XIV—XV веках часто встречается смесь стихов и прозы — от «Правдивого рассказа» Машо и до «Учебника принцесс и благородных дам» Жана Маро.
Средневековая поэзия
В лирике Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери, крупнейших лирических поэтов средних веков, мы находим полностью сформированную новую поэзию. Произошло полное обновление лексики. Мысль обогатилась абстрактными понятиями. Поэтические сравнения относят нас не к будничному, как у Гомера, а к смыслу бесконечного, идеального, «романтичного». Хотя абстрактное и не поглощает реального, а в рыцарском эпосе стихия низкой действительности выявляется достаточно выразительно (Тристан и Изольда), — происходит открытие нового приёма: реальность находит своё скрытое содержание.
Стих и музыка
Средневековая цивилизация в первые столетия своего существования в значительной мере принадлежит к неоднократно описанному типу культуры с устной доминантой. Даже когда в XII и особенно в XIII веке эта её черта стала постепенно стираться, поэтические формы по-прежнему несли на себе её отпечаток. Текст адресовался публике, воспитанной на изобразительных искусствах и ритуалах — на взгляде и жесте; голос создавал третье измерение этого пространства в практически неграмотном обществе. Способ обращения поэтического продукта предполагал наличие в нём двух факторов: это, с одной стороны, звук (пение или просто голосовые модуляции), а с другой — жест, мимика.
Эпопею пели или читали нараспев; лирические вставки, встречающиеся в ряде романов, предназначались для пения; какую-то роль играла музыка в театре.
Отделение поэзии от музыки завершилось к концу XIV века, и в 1392 г. этот разрыв фиксирует Эсташ Дешан в своем Art de dictier («Поэтическом искусстве» — dictier здесь отсылает к риторической операции, от лат. dictari ): он различает «естественную» музыку поэтического языка и «искусственную» музыку инструментов и пения.
Идейная основа средневековой литературы
Христианство
Средневековье на Востоке
В литературах Востока также выделяется период Средневековья, но её временные рамки несколько иные, как правило, её завершение относят только к XVIII веку.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЛИТЕРАТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Средневековая литература — значимая часть мировой культуры: и по времени, и по объёму. Именно в ней зародилось и сформировалось всё то, что потом станет базой для классицизма, романтизма, реализма, модерна. На средневековых авторов равнялись классики этих направлений, черпали идеи из средневековых произведений. Минимальное понимание литературы Средневековья добавит понимания литературы в целом.
Сегодня расскажем самые важные факты про средневековую литературу — те, что должен знать каждый филолог.
1. Временные рамки
С 5 по 15 век (всего 1000 лет)
Период средневековой литературы совпадает с историческими Средними веками (что логично). Но загвоздка в том, что ни тот, ни другой отрезок учёными точно не определены.
Медиевисты (специалисты по Средним векам) за точки отсчёта Средневековья принимают разные исторические события. Чаще всего это падение Римской империи (476 г.) и открытие Америки Колумбом (1492 г.). Так получается 5-15 вв.
2. Периоды средневековой литературы
Ранний, зрелый и поздний
Средневековье делят на три периода:
-ранний – 5-10 вв.,
— зрелый (ещё называют высоким) – 11-13 вв.,
— поздний – 14-15 вв.
У литературы каждого периода были свои особенности. Преобладали определённые темы и жанры. Появлялись ключевые произведения и авторы.
3. Литература раннего периода (5-10 вв.)
Религиозные произведения и героический эпос
Культура отрывается от Античности. И главная разница – религиозные взгляды. Античность пропитана язычеством, мифологическим сознанием. Новая литература сосредотачивается на христианстве, сознание становится религиозным.
Христианство – религия молодая, набирающая популярность. Люди мало знают о ней, а значит нужно больше рассказывать. Это необходимо, чтобы развеивать мифы, наставлять на путь истинный и привлекать новых сторонников.
Первые средневековые произведения – религиозные.
· Евангелия – повествования о жизни, смерти, воскрешении и учении Христа. Евангелия распространялись вместе с христианством уже с 1 в. н.э.
· Переводы Библии. В частности, перевод на латынь, который считается сейчас каноном у католиков (Библия Вульгата). Перевод сделал церковный писатель Иероним Стридонский в 5 веке.
· Труды церковных писателей, Отцов христианской церкви. Посвящены богу, религии, пути к вере. Например: церковные гимны Амвросия Медиоланского (4 век), «О граде Божием» и «Исповедь» Аврелия Августина (4-5 вв.).
Другая часть раннесредневековой литературы – эпические произведения о героях. По сути, это записанные «олитературенные» народные сказания, предания, мифы. Подобные произведения появлялись у разных народов (мифы же у всех свои). Объединял их сюжет. В центре повествования – герой. Он сражается со злом, убивает драконов, добывает волшебные предметы, спасает людей и т. п. Примеры: англосаксонский «Беовульф», скандинавская «Старшая Эдда», германская «Песнь о Нибелунгах» и др.
Произведения героического эпоса не читали, а пели под аккомпанемент. Поэтому написаны они в стихотворной форме.
4. Литература среднего периода (11-13 вв.)
Рыцарский роман, народная поэзия
В это время развивается феодализм. Выстраивается система общественных отношений с чёткой иерархией: господин и преданные подданные (сеньоры и вассалы). Появляются рыцари.
Меняется герой в литературе. Им становится доблестный благородный рыцарь. Он предан своему королю-господину, борется с врагами, защищает страну. Обычно у него есть дама сердца, чьей любви он постоянно добивается.
Кроме рыцарских романов была распространена поэзия. Она была народная – сочиняли её бродячие поэты. Называли их по-всякому: трубадуры и труверы во Франции, миннезингеры в Германии, барды – у кельтских народов. В те времена стихи не читали, а пели, как песни или баллады. Потому поэт был по совместительству музыкантом. Основная тема стихотворений – любовь к прекрасной Даме. Часто неразделённая, потому что Дама была замужем или была выше по социальному положению. Отсюда возник своеобразный культ поклонения поэта Даме.
Так, в зрелом Средневековье зародилась светская литература.
5. Литература позднего периода (14-15 вв.)
Городской роман, театр, профессиональная поэзия
Общество шагает дальше. Феодализм затух, окрепла монархия. Как таковые сеньоры и вассалы исчезают. Есть крепкая сильная власть в каждой стране. Угасло рыцарство вместе со своей идеологией.
Людей теперь не так волнуют выдуманные истории о рыцарской доблести. Интереснее наблюдать за своей жизнью и жизнью таких же простых людей.
Возникает городской роман – произведение о жизни города и горожан. В нём рассказывается о жизни простых людей, о социальных проблемах, высмеиваются людские пороки, власть. В городском романе повествование сочетается с сатирой.
Стали популярны городские театры. Там показывали такие пьесы.
· Моралите – нравоучительная пьеса, которая обличает пороки и восхваляет добродетель.
В позднем Средневековье формируется более «серьёзная» поэзия. Стихи сочиняют профессиональные поэты, например, Данте Алигьери, Франческо Петрарка. К 14 в. музыка полностью отделилась от поэзии, поэтому стихи выглядят как стихи. Темы стали глубже, в поэзию проникают абстрактные понятия: идеал, бесконечность.
Во всех этих произведениях на первый план выходит человек и его личность. В следующей культурной эпохе – в период Возрождения – человек уже станет центром искусства.
6. Главное в жизни – религия
Христианство
Средневековая жизнь вращалась вокруг церкви. Мировоззрение людей было глубоко религиозным. Все верили в бога, рай и ад, ходили в церковь, жили по правилам, которые диктовала вера. Для средневекового человека это было так же естественно, как дышать.
Христианство очень сильно влияло на литературу, особенно раннюю. Со временем, к зрелому Средневековью, это влияние стало слабеть, благодаря чему родилась и развивалась светская литература. Но полностью церковь никогда не исчезала из жизни. Духовные произведения о вере и боге писали и в зрелый, и в поздний периоды. Но теперь эти книги были уже именно духовной литературой, то есть отдельной веточкой, наряду со светской литературой. Ранняя формула «литература = религия» к середине Средних веков не работала.
7. Три кита средневековой литературы
Античность, христианство, фольклор
Про христианство мы уже сказали.
Античность важна потому, что это самый близкий к средневековью образец культуры. Античное язычество подталкивает религиозную литературу к развитию. От Античности Средневековью достался латинский язык, который станет основой современных романский языков. Латынью активно пользовались средневековые авторы.
Фольклор, народные предания и сказания — основа героического эпоса. Сюжеты и персонажей черпали из мифов соответствующих народов. А героический эпос из сказаний о мифологических героях сначала перерастает в эпические рассказы о героях реальных в настоящих исторических события («Песнь о Роланде»). Потом на этой основе появляется рыцарский роман, который подтолкнёт городской роман и так далее. Короче, благодаря фольклору у нас есть все эти литературные жанры и произведения.
8. Языки средневековой литературы
Латинский и народные
В 4 веке случилось переселение народов, благодаря чему стали появляться первые национальные государства. А это помогает формироваться языку и литературе.
В раннем Средневековье уже появляются первые произведения на национальных языках: древнеанглийском, древнеисландском, германских др. В основном это произведения героического эпоса.
На латинском языке записывали все религиозные произведения. Потому что только латынь считали языком, на котором можно говорить с богом и говорить о боге. Также латынью в своих трудах пользовались учёные.
Поэтому литературоведы 19 века делили средневековую литературу на «народную» и «учёную».
9. Монастыри – центры книжности
Люди в Средние века не отличались грамотностью: и простые крестьяне, и даже правящая элита. А вот монахи были грамотные. Им «по работе» приходилось осваивать много литературы.
Поэтому монастыри были культурными и научными центрами. Здесь сосредотачивались богословие, философия, литература, наука (вся, не только теологическая). В монастырях создавали хроники и летописи – записи исторических событий по годам.
Поэтому монастыри во многом были центрами и распространителями культуры.
10. Основные жанры средневековой литературы
Ранний период
— Духовная литература: переводы Библии, жития святых, толкования различных религиозных нюансов, сочинения Отцов церкви о вере;
— Народный героический эпос: мифологический и исторический.
Ещё раз скажу: это не значит, что после Раннего периода религиозная литература закончилась. Она существовала и дальше, и сейчас существует. Просто её значение чуть ослабло.
Средний период
— Рыцарские романы.
— Народная поэзия, в основном песенная (трубадуры, труверы, миннезингеры).
Поздний период
— Городские романы.
— Городской театр.
— Профессиональная поэзия (уже именно стихи, не только песни).
11. Основные произведения средневековой литературы
Раннее Средневековье
· Библия Вульгата,
· «Исповедь», «О граде Божием» Аврелия Августина.
· «Беовульф» – англосаксонская поэма о герое Беовульфе, который борется с чудовищами.
· «Старшая Эдда» – сборник песен о скандинавских богах и героях.
· «Песнь о Нибелунгах» – германская поэма о герое Зигфриде, который победил дракона, но не разобрался с семейными проблемами.
Зрелое Средневековье
· «Песнь о Роланде» – старофранцузская поэма о герое Роланде, который спас короля и свою страну от языческих захватчиков.
· «Роман о Тристане» – история трагической любви королевича Тристана и принцессы Изольды.
· «Ланселот, или Рыцарь телеги» – истории о короле Артуре, Ланселоте и других рыцарях Круглого стола.
Позднее Средневековье
· «Роман о Лисе» – сатира на общество и людские пороки. Персонажи – не люди, а животные. Основной сюжет – проделки главного героя Лиса.
Не так страшна средневековая литература, как кажется. Главное понимать её основы – то, без чего она попросту не будет литературой Средневековья. А всё остальное приложится, было бы читательское любопытство. Надеемся, статья поможет вам хоть немного вникнуть в тему и подтолкнёт к дальнейшим поискам.
Что бы ещё стоило сказать о средневековой литературе? Поделитесь в комментариях.
Средневековая литература
Средневековая литература — письменные тексты, принадлежащие периоду с IV по XV века. Самыми ранними текстами, которые оказали влияние на формирование всей средневековой литературы, являются христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340–397), труд Августина Блаженного «Исповедь» (400 год), перевод Библии Иеронимом на латынь (до 410 года), работы Латинских Отцов Церкви.
Особенности становления литературы Средневековья
На зарождение и развитие литературных трудов Средневековья повлияли три основных фактора: традиции народного творчества, культурные влияния античного мира и христианство.
В Средние века возникает новая, отличающаяся от античности, система эстетического мышления. Средневековая мысль сочетает систематическое исследование наследия прошлых эпох с восприимчивостью к разнообразным влияниям, а также с умением заново открывать и пользоваться древними недрами местной, крестьянской культуры под влиянием римской цивилизации.
Этот период охватывает III-XV вв. и содержит несколько направлений:
При этом произведения делятся на высокие (клерикальные, придворные) и низкие (городские).
На зарождение и развитие литературных произведений Средневековья повлияли три основных фактора: традиции народного творчества, культурные влияния античного мира и христианство.
Исследователи отмечают некоторое сходство литературных работ XI-XIV вв. с фольклором. Однако данное сравнение не нужно понимать слишком буквально. Фольклорная сказка или песня поддаются постоянному изменению, тогда как литературный текст характеризуется конкретностью и намеренной неповторимостью.
Средневековые произведения обладают двойственной позицией относительно данных крайних точек. Некоторые из них, к примеру, большая часть романов, схожи с сочинениями в современном понимании, а другие, как например, песни о деяниях, находятся ближе к фольклорному жанру, а вся поэзия дидактических exempla и фаблио практически соединяется с ним.
Тем не менее, термин «фольклор» способен принадлежать двум разным реальностям, исходя от того, какую социальную функцию он выполняет: песня или сказка, объединенные с некоторым групповым действом, формируют в сущности фольклор, а используясь в отрыве от данного действа, переведенные в словесную форму план, они имеют отношение к псевдо-фольклору.
Процесс становления средневековой литературы отличается демифологизацией, проявлявшейся по-разному. Античные мифологические сюжеты и поэтика перевоплотились в поверхностную игру выразительных средств при дворах Карла Великого, Юстиниана и Оттона.
Мифологичность ранних национальных литератур (ирландской, исландской) проявляется в сказочности – изящных и авантюрных деталях куртуазной литературы. Параллельно совершается смена аффективной мотивации действий персонажей на более сложную – морально-психологическую.
Самые значимые поэты высокого Средневековья и раннего Возрождения, такие как Данте, Чосер, Боккаччо, утвердили жанры немифологических трудов и новой поэтики, в основе которой заложен акцент на вероятность и общеизвестность изложенного материала.
Литература латыни и народная литература
Исследователи XIX века выделяли две разновидности средневековой литературы: ученую и народную. Тогда подобное разделение казалось правдоподобным, так как содержало социальную семантику: к первому типу относились тексты на латыни и придворная поэзия, а ко второму — все остальные сочинения первородного искусства.
Сегодня средневековую литературу разделяют на латинскую и литературу на народных языках (романских и германских). Отличия между ними основательны. В течение долгого времени ни литературные формы латыни не имели соответствий в народных языках, ни, напротив, романо-германские формы – в латыни.
Только в XII веке латинская традиция утратила изолированность и «модернизировалась», и народные языки получили возможность разрабатывать некоторые ее аспекты. Однако понятие «литература» в современном смысле, то есть предполагающее письменный и индивидуальный характер текста, действительно употребительно лишь к латинским текстам эпохи средневековья.
Если встречается совпадение каких-либо фактов данных литератур, то они всегда отделены друг от друга внушительным промежутком времени. Народные языки переняли из латыни множество приемов. Единственным образцом латинского жанра, усвоенного в первоначальном виде народным языком, является животная басня Эзопа. Тогда как современная филология категорически отреклась от концепции, согласно которой пастурель или фаблио восходят к латыни.
В начале XII века при англо-нормандском дворе стартовал процесс перевода текстов с латыни на романский язык. Около полувека англо-норманы работали в одиночестве, и только с середины столетия к ним примкнули пикардийские переводчики. Количество переводчиков увеличивается уже в начале XIII века, когда в культурном балансе повышается число школ.
Однако слово «перевод» здесь следует понимать в широком смысле. Обычно речь идет об адаптациях – примерных, облегченных или комментированных аналогах оригинала для определенного двора.
Данная деятельность преследовала в основном практическую цель: переводчик, чтобы угодить заказчику, создавал что-то вроде литературного аналога оригинала, как правило посредством стиха – восьмисложника, который в то время надежно закрепился в повествовательной традиции.
Читайте также: Краткое содержание поэмы «Песнь о Роланде» по главам.
Средневековые литературные жанры
Жанровое деление литературных латинских текстов средневековья в целом повторяет античное. В литературах «народных языков», наоборот, происходит бурный процесс жанрообразования.
Стих и проза. До конца XII века на народных языках в прозе пишутся лишь юридические документы. Вся «художественная» литература создается в стихах и исполняется под музыку. Начиная с середины XII века восьмисложник, зафиксированный за повествовательными жанрами, постепенно отрывается от мелодии и начинает восприниматься в качестве поэтической условности.
В XIV—XV веках часто встречается смесь стихов и прозы — от «Правдивого рассказа» Машо и до «Учебника принцесс и благородных дам» Жана Маро.
Первые сочинения, написанные в прозе, — это хроники и «Мемуары» Виллардуэна и Робера де Клари. За прозу сразу же ухватился роман.
Поэзия. В лирике поэтов Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери отражается полностью сформированная новая поэзия с абсолютным обновлением лексики. Содержание обогатилась абстрактными понятиями.
Поэтические сравнения относятся к смыслу бесконечного, идеального, «романтичного». В рыцарском эпосе стихия низкой действительности проявляется достаточно выразительно («Тристан и Изольда»), — формируется новый прием: реальность находит свое скрытое содержание.
Стих и музыка. Даже когда в XII и XIII веке устная доминанта постепенно стирается, поэтические формы продолжали нести на себе ее отпечаток. Произведения адресовались публике, которая была воспитана на взгляде и жесте. Эпопею пели или читали нараспев, лирические вставки в романах также предназначались для пения.
Отделение поэзии от музыки завершилось в конце XIV века, и в 1392 г. этот разрыв фиксирует Эсташ Дешан в «Поэтическом искусстве»: он различает «естественную» музыку поэтического языка и «искусственную» музыку инструментов и пения.
Героический эпос. В раннем средневековье к самых значимым памятникам героического эпоса относятся ирландские и исландские саги. Проза там хронологически предшествует поэзии. Простота и грубость нравов и даже жестокость и вероломство в них превозносятся, что роднит и «Эдду» с «Илиадой» и «Одиссеей», «Махабхаратой», былинами и историческими книгами Ветхого Завета.
Жизненный уклад германцев и скандинавов отражен в «Беовульфе», этика которого является переходом от языческой к христианской идеологии.
Героический классический эпос позднего средневековья отражен во французских Песнях о деяниях», в которых воспевается образ идеального государя Карла Великого. В кельтских сагах – это король уладов Конхобар, в русских былинах — князь Владимир. Знаменитое произведение того времени – «Песнь о Роланде».
Самый известный памятник испанского героического эпоса – это «Песнь о моем Сиде» сборники «Романсеро». Немецкий эпос представлен «Песней о Нибелунгах».
Куртуазная лирика. К героическому идеалу стал примешиваться этический и даже эстетический. Эпос был потеснен лирикой —интимной, художественно исследующей человеческие чувства и переживания. Именно любовная лирика выходит на первое место в рыцарской или куртуазной поэзии.
Характерна строжайшая жанровая регламентация куртуазной лирики — кансона (песнь о любви), сирвента (полемическое по тону стихотворение), тенсона (спор между двумя стихотворцами), пасторела (встреча рыцаря с пастушкой), альба (тайное свидание с любимой).
Рыцарский роман. В отличие от героического эпоса, рыцарский роман предполагает прежде всего вымысел. Авторы рыцарских романов ставили перед собой задачу развлечь читателя, доставить ему эстетическое наслаждение, отвлечь от мира повседневности и перенести в сферу чудесных грез. Поэтому в рыцарских романах столь силен фантастический элемент.
Другой обязательный элемент рыцарского романа — любовь, вдохновляющая героя на множество подвигов в честь прекрасной дамы. Подчеркнем, что подвиги эти совершаются не ради общего дела, а ради личной славы, что обусловлено начавшейся атомизацией общества и, соответственно, приматом индивидуального над общим.
Самые известные рыцарские романы «Роман об Александре», «Александрия», «Окассен и Николет», «Мул без узды» группа произведений на основе кельтских преданий и легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола, о Тристане и Изольде, о святом Граале.
Городская литература. Появляется в XIII столетии. Городская литература противопоставляет личный интерес и своекорыстный расчет, возвышенной любви — грубоватую эротику, миру фантазий и вымысла — изображение обыденной жизни, царству прекрасных грез — здравый смысл и трезвую рассудительность, меланхолическому настроению — юмор и осмеяние и, наконец, самодовлеющему искусству — дидактизм и назидательность.
Этот жанр тесно связан с народным творчеством, с бытовыми сказками. Особенно популярен юмористический рассказ в стихах, называемый во Франции фабли, а в Германии шванком.
Знаменитые творения данного жанра – «Роман о Лисе», «Роман о Розе», «Малое» и «Большое завещание» Франсуа Вийона.
Средневековый театр. Самая ранняя форма театра Средневековья — литургическая драма (рождественская и пасхальная). Библейский текст дополняется эпизодами бытового и зачастую комического характера. B XIII в. появляется еще один жанр религиозной драмы — миракль, в основе которого не библейские, а житийные тексты, например, «Миракль о Теофиле» Рютбёфа.
Еще один жанр средневекового театра — моралите, формируется в XV в. во Франции и в Англии. Этот жанр имеет откровенно дидактический, нравоучительный характер. Что касается народно-комического театра, то сохранилось не так уж много записанных пьес. Среди них — две короткие пьески Адама де ла Аль (XIII в.),
Фарсы и соти (дословно — дурачества), появившиеся в эпоху позднего средневековья, продолжают традиции народно-фарсового театра предыдущих эпох и близки по характеру и идейной направленности к фаблио о «Роману о Лисе».
Таким образом, средневековая литература резко отличается от античной — и по идеологии, лежащей в ее основе, и по системе жанров, и по кругу тем. Практически все общие черты античной и средневековой словесности можно объяснить прямым заимствованием, особенно в эпоху позднего средневековья, в условиях каролингского и оттоновского возрождений.
Одним из важнейших достижений средневековой словесности следует признать недоступный античности психологизм, оказавший огромное влияние на литературу последующих веков.
Некоторые литературные жанры средневековья перекочевали в творчество эпохи Возрождения. К ним относится рыцарский роман, творчество трубадуров, театральная драма, которая в эпоху Ренессанса была вытеснена учено-гуманистическим театром, зато позднее возродилась в творчестве испанских драматургов «золотого века».