Ждуль чего жалею ли о чем
Михаил Лермонтов — Выхожу один я на дорогу: Стих
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова
В последние годы жизни Лермонтов часто обращался к философскому анализу своей жизни. Яркий пример – стихотворение «И скучно, и грустно», которое наполнено мрачностью и пессимизмом. «Выхожу один я на дорогу» представляет собой резкий контраст подавленному душевному настроению Лермонтова. В нем преобладает мотив спокойной печали.
Лирический герой предстает в образе одинокого путника, которым считал себя в жизни поэт. Он всегда ощущал свое острое одиночество и независимость. Удаление от людского общества наконец-то внесло в его душу покой и умиротворение. Созерцание природы и звездного неба настраивает на возвышенные мысли. Однако, поэт отмечает, что и в состоянии сна в природе не прекращается пульсация жизни («звезда с звездою говорит»). Он с горечью признается, что так и не может обрести согласия с самим собой. Его продолжают мучить неразрешимые вопросы и сомнения.
Лирический герой вроде бы избавился от всех волнующих сердце желаний, расстался с надеждами и мечтами о будущем. Он без сожаления распрощался с прошлой жизнью. Отныне он хочет только «свободы и покоя!».
Стихотворение написано пятистопным хореем с перекрестной рифмой, что придает ему стиль элегии. Лексических выразительных средств немного: эпитеты («торжественно и чудно», «сладкий»), олицетворения («звезда с звездою говорит», «спит земля»), метафора («холодным сном могилы»). Основное настроение придают произведению риторические вопросы, восклицания и многоточия.
Неизвестно, что подразумевал поэт под бессмертием. Он не отличался особой религиозностью, поэтому вряд ли надеялся на райское спасение. Но его надежда оправдалась в том великом литературном наследии, которое он оставил потомкам. Дух Лермонтова всегда будет присутствовать в его знаменитых произведениях.
М. Ю. Лермонтов.
* * *
1
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
2
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
3
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
4
Но не тем холодным сном могилы.
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
5
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Стихотворение и анализ «Выхожу один я на дорогу…»
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Краткое содержание
П. Шапошников. Выхожу один я на дорогу
Одно из самых известных стихотворений М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» было написано в роковом 1841 году. Стихотворение начинается описанием ночной, пустынной дороги, образ которой ассоциируется с жизнью поэта. Фраза «Выхожу один я …» говорит о том, что у героя нет иных спутников, кроме одиночества. Странник, отправляющийся в неизвестность, ищет только одного – свободы и покоя. Его жизнь наполнена разочарованием, в отличие от природы, в которой «все торжественно и чудно». Уставший от однообразных, серых будней, он просит у нее ответа на вечные вопросы и желает уснуть таким сном, который принесет ему то, чего не может дать земная жизнь.
В то же время, он не мечтает о «холодном сне могилы», а желает оставить на земле след в виде своего творчества, и ему важна уверенность в том, что он не будет предан забвению. Не сожалея о прошлом, он не планирует и будущее, ничего не прося от жизни, он, соответственно, ничего не получает. Он лишь пытается обрести долгожданное спокойствие.
Анализ
История создания
Первая публикация стихотворения состоялась в 1843году, в журнале «Отечественные записки», а написано оно было на стыке весны и лета 1841 года, за несколько месяцев до трагической гибели поэта. В нем отразились все основные черты поздних работ Лермонтова. Этот период характерен поисками внутреннего «я», стремлением постичь настоящую свободу, отсюда и наполненность произведений этого времени философскими мотивами.
Данное стихотворение является тому подтверждением. Но, если предыдущие стихи были воплощением пессимизма и безнадежности, это произведение пронизано спокойствием и легкой грустью. Душа поэта, когда-то переполняемая волнующими мечтами и желаниями, сейчас опустошена и желает лишь одного – свободы и покоя. В тексте, который, в некотором смысле, автобиографичен, звучит предсказание собственной участи. Некоторые исследователи называют его предсмертным завещанием поэта.
Персонажи и образы
В стихотворении значительное место занимают образы природы. Путь, дорога, могила относятся к земным образам. Голубое сияние, звезды и туман – к небесным. Человеческой душе, которая скитается между телесным и чувственным, не дано узнать, что ее ждет после смерти. Поэтому поэт ищет нечто, что даже по ту сторону жизни будет связывать его с земным миром.
Вероятно, это образ дуба, корни которого проросли глубоко в землю, а крона устремляется к небу, что является символом некой оси, соединяющей верхний и нижний миры. Этим нечто может быть и голос, поющий о любви, напоминающий колыбельную матери. Герой готов слушать его бесконечно, потому что он позволяет ему смириться с неизбежностью и обещает избавление от гнетущего одиночества.
«Кремнистый путь» – символ жизненного пути со всеми победами и поражениями, взлетами и падениями, восторгами и разочарованиями. Окутанный туманом пейзаж – не что иное, как символ неизвестности, таинства, ведь герой стоит на распутье и не знает, куда ему следует идти и что делать дальше.
Композиция
В стихотворении пять строф, композиционно его можно поделить на две части. Первая часть повествует об одиноком путнике, оказавшемся на ночной, безлюдной дороге. Персонаж восхищается гармонией и величественной красотой природы. В этой части превалирует состояние отрешенности и спокойствия.
Во второй части показаны внутренние переживания героя. Она, по сравнению с первой, более динамична. Душевные терзания не дают покоя персонажу, он не может понять, с чем связана его усталость от жизни, от борьбы, пытается выяснить причины и найти выход из этого состояния.
После этого наступает спокойная развязка. Об этом говорит появление в тексте образа сна, которым бы хотел заснуть герой. «Но не тем холодным сном могилы…», а совершенно иным, похожим на волшебное забвение.
Исследователи творчества Лермонтова причисляют это стихотворение не к пейзажной, а к философской лирике, поскольку в центре повествования – внутренний мир героя. По жанру его определенно можно назвать элегией, поскольку в нем звучат мотивы одиночества, печали и опустошенности.
Размер и средства художественной выразительности
В стихотворении использован пятистопный хорей с перекрестной рифмой. Такое сочетание характерно для элегических произведений, так как этим приемом достигается плавность и своеобразная музыкальность повествования. Схематично рифмовка выглядит как АВАВ, женские рифмы чередуются с мужскими.
Из художественных средств здесь присутствуют эпитеты: «кремнистый путь», «холодный сон могилы», «сладкий голос», «темный дуб»; олицетворения: «звезда с звездою говорит», «спит земля», «пустыня внемлет богу» и метафора: «холодным сном могилы». Произведение выстроено на антитезе. Опустошенность лирического героя противопоставлена величавому спокойствию природы. Риторические вопросы, которые задает персонаж, остаются без ответа, а большое количество восклицаний свидетельствует о его боли и душевном надрыве.
Проблематика и основная идея произведения
Проблематика стихотворения тесно взаимодействует с его тематикой. Все вопросы, которые здесь поднимаются, связаны с мироощущением поэта. В первую очередь, это одиночество. Этой теме посвящены многие произведения Лермонтова, и в этом повествовании она также проходит красной нитью.
Тема жизни и смерти подается в виде усталости и непонимания мира и общества. Тем не менее, несмотря на разочарования и страдания, поэту хочется жить:
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь.
Тема природы отражает душевное состояние героя. Он любуется красотой южной ночи, подчеркивая ее очарование и гармонию, чего, к сожалению, он не видит в человеческом обществе. Тема смысла жизни заключается в подведении итогов пройденного пути. Герой понимает, что совершено много ошибок, которые, к сожалению, уже не исправить. Да и будущее не сулит ему радужных перспектив. Однако герой продолжает желать любви, изменений, продолжения жизни:
Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу»
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Композиционно стихотворение «Выхожу один я на дорогу»делится на две части: первая — это пейзаж, вторая — описание чувств лирического героя. Обе части противопоставлены.
Композиция кольцевая: финал стихотворения соответствует его началу — там вновь возникает гармоничная, умиротворённая картина
природы, и резкость контраста смягчается.
1-я строфа
Описание природы, её внеземной сущности:
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
2-я строфа
Лирический герой задаёт себе вопросы о жизни, стремлениях, предчувствии: «Что же мне так больно и так трудно?»
З-5-я строфы
Он ничего не ждёт, жаждет вечного покоя, однако хочет жить и после смерти:
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь…
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
⦁ Олицетворения: пустыня внемлет Богу, звезда с звездою говорит, дремали жизни силы.
• Эпитеты: ночь тиха, кремнистый путь, холодным сном.
⦁ Метафоры: спит земля в сиянье голубом, холодный сон могилы.
⦁ Оксюморон: светлая печаль.
⦁ Лексика высокого стиля: пустыня внемлет Богу.
⦁ Инверсия: уж не жду от жизни ничего я, спит земля в сияньи голубом.
⦁ Риторические вопросы:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
• Анафора:
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.
• Восклицания:
В небесах торжественно и чудно!
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
• Ассонанс и аллитерация:
Но не тем холодным сном могилы.
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Темы: одиночество, смысл жизни.
Идеи: осознание конечности пути, желание обрести покой.
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» было написано летом 1841 года, за несколько дней до дуэли и гибели поэта. Жанр — лирический монолог. Композиционно оно делится на две части. Начинается стихотворение с прекрасного описания природы — ночного пейзажа. Изображённый здесь мир полон гармонии. Пейзаж простой и в то же время величественный:
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит …
Во второй части дается описание чувств лирического героя. Две эти части противопоставлены, потому что в человеке гармонии нет — он полон беспокойства, муки и даже отчаяния:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Но финал соответствует началу — там снова возникает гармоничная, умиротворенная картина и говорится о желании лирического героя навсегда слиться с природой.
В первой строфе — это мотив одиночества, странничества. Дорога здесь — это жизненный путь героя, который каждому предопределён свыше, и на этой дороге каждый человек одинок. Дорога лирического героя трудна — «кремнистый путь».
В последних строчках звучит мотив прошлого и будущего. В будущем лирический герой хотел бы только «свободы и покоя», обрести которые можно, забывшись и заснув.
К тому же появляется образ зеленеющего и могучего дуба — символа крепости жизни и её вечности. Красота и благодать природы в первой части подчеркнуты выразительными средствами языка.
Лермонтов использует метафоры (звезда с звездою говорит); олицетворения (пустыня я внемлет. Вагу; спит земля). Мотив душевного разлада и одиночества героя задан цепочкой риторических вопросов: «Что же мне так больно и так трудно? / Жду ль чего? жалею ли о чем?»; инверсией: «Уж не жду от жизни ничего я»; восклицательными предложениями и анафорой: «Я ищу свободы и покоя! / Я б хотел забыться и заснуть! »; «Чтоб в груди дремали жизни силы, / Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь».
Автор использует ассонансы (но не тем холодным сном могилы) и аллитерации (слух лелея, / Про любовь мне сладкий голос пел; Уж не жду от жизни ничего я, / и не жаль мне прошлого ничуть). Повторение шипящих звуков придаёт повествованию задушевность, имитирует тихую речь, шёпот в ночи.
Мелодичность и ритм стихотворения определяются и его цензурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины: «Ночь тиха. / / Пустыня внемлет Богу». По своему характеру стихотворение философское, но оно не звучит отвлечённо. Оно необыкновенно лирично — всё, о чём говорит поэт, становится близко читателю.
Стихотворение написано пятистопным хореем, с чередованием мужской и женской рифм. Рифмовка — перекрестная. Всё это придаёт плавность и музыкальность стиху. Стихотворение Лермонтова привлекло внимание десятков композиторов, но самым известным стал романс, написанный в XIX веке Е. С. Шашиной.
Анализ стиха «Выхожу один я на дорогу» (Лермонтов)
История создания
Последние месяцы своей жизни М. Ю. Лермонтов провёл на Кавказе, на территории Минеральных вод. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» написано в этот период, в 1841 году. Поэт взял отпуск по службе, он хотел как можно больше времени провести в своих любимых местах. Такие данные позволяют считать произведение в некоторой степени топографическим: образ дороги, «кремнистый путь».
Родилось это произведение незадолго до роковой дуэли с Мартыновым, что многих почитателей Лермонтова заставляет задуматься о предвидении поэтом своей скорой гибели. При жизни автора стихотворение не было напечатано, а увидело свет лишь в 1843 году. Великий критик того времени В. Белинский считал это стихотворение одним из лучших сочинений Михаила Юрьевича.
Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу»
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Композиционно стихотворение «Выхожу один я на дорогу»делится на две части: первая — это пейзаж, вторая — описание чувств лирического героя. Обе части противопоставлены.
Композиция кольцевая: финал стихотворения соответствует его началу — там вновь возникает гармоничная, умиротворённая картина природы, и резкость контраста смягчается.
1-я строфа Описание природы, её внеземной сущности:
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит.
2-я строфа Лирический герой задаёт себе вопросы о жизни, стремлениях, предчувствии: «Что же мне так больно и так трудно?»
З-5-я строфы Он ничего не ждёт, жаждет вечного покоя, однако хочет жить и после смерти:
Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь…
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
⦁ Олицетворения: пустыня внемлет Богу, звезда с звездою говорит, дремали жизни силы.
• Эпитеты: ночь тиха, кремнистый путь, холодным сном.
⦁ Метафоры: спит земля в сиянье голубом, холодный сон могилы.
⦁ Оксюморон: светлая печаль.
⦁ Лексика высокого стиля: пустыня внемлет Богу.
⦁ Инверсия: уж не жду от жизни ничего я, спит земля в сияньи голубом.
⦁ Риторические вопросы: Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём?
• Анафора: Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.
• Восклицания: В небесах торжественно и чудно! Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!
• Ассонанс и аллитерация: Но не тем холодным сном могилы.
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Темы: одиночество, смысл жизни. Идеи: осознание конечности пути, желание обрести покой.
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» было написано летом 1841 года, за несколько дней до дуэли и гибели поэта. Жанр — лирический монолог. Композиционно оно делится на две части. Начинается стихотворение с прекрасного описания природы — ночного пейзажа. Изображённый здесь мир полон гармонии. Пейзаж простой и в то же время величественный:
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит …
Во второй части дается описание чувств лирического героя. Две эти части противопоставлены, потому что в человеке гармонии нет — он полон беспокойства, муки и даже отчаяния: Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём?
Но финал соответствует началу — там снова возникает гармоничная, умиротворенная картина и говорится о желании лирического героя навсегда слиться с природой.
В первой строфе — это мотив одиночества, странничества. Дорога здесь — это жизненный путь героя, который каждому предопределён свыше, и на этой дороге каждый человек одинок. Дорога лирического героя трудна — «кремнистый путь».
В последних строчках звучит мотив прошлого и будущего. В будущем лирический герой хотел бы только «свободы и покоя», обрести которые можно, забывшись и заснув.
К тому же появляется образ зеленеющего и могучего дуба — символа крепости жизни и её вечности. Красота и благодать природы в первой части подчеркнуты выразительными средствами языка.
Лермонтов использует метафоры (звезда с звездою говорит); олицетворения (пустыня я внемлет. Вагу; спит земля). Мотив душевного разлада и одиночества героя задан цепочкой риторических вопросов: «Что же мне так больно и так трудно? / Жду ль чего? жалею ли о чем?»; инверсией: «Уж не жду от жизни ничего я»; восклицательными предложениями и анафорой: «Я ищу свободы и покоя! / Я б хотел забыться и заснуть! »; «Чтоб в груди дремали жизни силы, / Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь».
Автор использует ассонансы (но не тем холодным сном могилы) и аллитерации (слух лелея, / Про любовь мне сладкий голос пел; Уж не жду от жизни ничего я, / и не жаль мне прошлого ничуть). Повторение шипящих звуков придаёт повествованию задушевность, имитирует тихую речь, шёпот в ночи.
Мелодичность и ритм стихотворения определяются и его цензурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины: «Ночь тиха. / / Пустыня внемлет Богу». По своему характеру стихотворение философское, но оно не звучит отвлечённо. Оно необыкновенно лирично — всё, о чём говорит поэт, становится близко читателю.
Стихотворение написано пятистопным хореем, с чередованием мужской и женской рифм. Рифмовка — перекрестная. Всё это придаёт плавность и музыкальность стиху. Стихотворение Лермонтова привлекло внимание десятков композиторов, но самым известным стал романс, написанный в XIX веке Е. С. Шашиной.
Жанр и размер
Сам Лермонтов не дал особенного жанрового определения произведению «Выхожу…», но некоторые мотивы стихотворения позволяют относить его к конкретным жанрам.
Можно увидеть здесь черты элегии. Размер стихотворения – пятистопный хорей, но автор наделяет его неподражаемой напевностью. Вторым поводом считать это стихотворение элегией является мотив поиска покоя, может быть, даже вечного.
Стихотворение относится к философской лирике, поскольку автор задаёт ряд риторических вопросов, касающихся его жизни, её смысла.
Искренность, с которой поэт излагает свой монолог, придаёт стихотворению «Выхожу…» исповедальный характер, словно бы это прощание героя с миром, которому он просвещает своё последнее откровение.
Такая полифония жанров делает стихотворение уникальным в своём роде, сложным и многоплановым, что позволяет каждый раз прочитывать его с разной интонацией и разным пониманием.
Композиция, построение стиха
Композиционно стихотворение состоит из 3-х частей. Первые 2 части стихотворения не следуют одна за другой, а чередуются между собой. В первой части поэт описывает красоту ночи, во второй – собственные мироощущения. Во вторую часть вошли:
Остальные строки в первых трех строфах описывают чудную звездную ночь.
В третьей части, которой завершается стихотворение, поэт выражает свое желание заснуть так,
В стихотворении всего 5 строф, написанных пятистопным хореем с «анапестическими ходами». Этот стихотворный размер делает произведение певучим, музыкальным. Рифмовка в строфах катренах перекрестная с чередованием мужских и женских рифм.
Композиция
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» состоит из пяти пронумерованных автором строф. Композиция произведения трёхчастна.
Таким образом, композиция произведения не может не восхищать мастерским, невероятно рациональным и гармоничным изложением мыслей, продиктованных поэту вдохновением.
Выводы
Завершая анализ «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова, отметим, что данный текст содержит несколько тематик, важных для поэта. Прежде всего, это одиночество творца в мире. Далее – тема внутреннего конфликта лирического героя, гнетущая его тоска и боль противопоставлены красоте окружающего мира. Отчаянный монолог происходит на фоне великолепия ночи, которая, хотя и поражает героя своей гармонией, не в силах подарить ему утешения. И все же именно в близости с природой он видит свое спасение.
Направление
«Выхожу один я на дорогу» является одним из характерных стихотворений для позднего романтизма. Можно сказать, здесь поэт подводит итог своего жизненного пути; в произведении отразились и его литературные увлечения, и основные темы эпохи романтизма. Поиск покоя, увядание жизни волнуют и таких поэтов как Гейне, Пушкин. Например, Лермонтов в стихотворении «Выхожу…» вступает в диалог с одним из своих любимых поэтов Г. Гейне. Последняя строфа имеет прямую отсылку к стихотворению «Смерть — это ночь, прохладный сон», где автор мечтает о ложе, с растущим над ним деревом, и пении молодого соловья, слышимом сквозь сон.
Другой романтический чертой является мотив странничества, который Лермонтов разрабатывал ещё в своей поэме «Мцыри». Только герой представлен уже иначе: это не молодой бунтарь, но зрелый мыслитель.
Тематика, проблематика и настроение
Особое внимание стоит уделить тому, что Лермонтов в своих произведениях поднимает проблемы и темы, которые остаются актуальными по сей день:
Стихотворение наполнено умиротворением и спокойствием, но в то же время в нём можно проследить грусть и разочарование поэта в своём жизненном пути. Лирический герой пытался найти истинный смысл жизни.
Вероятнее всего, все события, омрачавшие его прошлое, заставили прийти поэта к самокопанию. С наступлением тёмной ночи автор может полностью отдаться своим мыслям и, наконец, понять, чего по-настоящему он хочет в этой жизни.
Образ лирического героя
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» Лермонтов создаёт образ романтического героя. Он предстаёт читателю созерцающим гармоничную, величественную природу. Окружающий мир героя безмятежен, но каков его внутренний? Рассказчик не находит покоя в своей душе. Нет, он не страдает от несбывшихся желаний или невозможности любви. Это всё было свойственно юношеским переживаниям и раннему романтизму. Персонаж Лермонтова же ищет не приключений или новых миров, а «свободы и покоя». Это уже взрослая, полностью сформированная личность, за плечами которой большой жизненный опыт, немало разочарований, но ему теперь хватает мудрости не сожалеть о прошлом. Стихотворение говорит о новом этапе в его жизни: он по-новому смотрит на вещи, не стремится к звёздам, но восторгается их величием, желает постичь их тайну. Он мечтает о сне, который снял бы с его когда-то бунтарской души накопившееся за долгие годы напряжение.
Средства выразительности
В этом непростом философском стихотворении Лермонтов использовал разнообразные средства выразительности. Они могут показаться достаточно простыми, но на самом деле полностью решают художественную задачу, выражая мысли, которые волновали поэта в момент написания. В стихотворении есть:
Также в качестве вспомогательных средств выступат вопросительные предложения – “Жду ль чего? жалею ли о чём?” и восклицания – “Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!“. Они придают стихотворению экспрессию, подчёркивают эмоциональную окраску определённых строф.
Композиция стихотворения
Произведение делится на две части. Начало стихотворения — это описание ночной природы, которая прекрасна в своем безмолвном спокойствии. Все дышит спокойствием и гармонией. Самое описание простое, нет высоких гор или бескрайних полей. Но несмотря на эту простоту, описание ночного пейзажа величественно.
Вторая часть стихотворения «Выйду на дорогу» Лермонтова посвящена чувствам героя. Но эти две части противопоставляются друг другу. Если первая дышит спокойствием, то вторая полна беспокойства, сомнений и отчаяния. Это связано с тем, что в человеке нет гармонии. Герой стихотворения задает вопросы, на которые не может найти ответа.
Но окончание произведения становится похожим на начало: в нем появляются такие же гармония и спокойствие. Это показывает стремление героя стать единым с природой.
Лермонтова вдохновила популярная мысль эпохи романтизма – близость человека и природы. Порой случаются бури, ураганы, так и человек бывает обеспокоен, испуган. Но часто в вечерний час наступает нерушимая тишина, безоблачность, когда открывается человеческому взгляду целый космос. Вечер: конец дня – конец жизни. Дерево в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» — дуб – жизнь, её развитие и продолжение. Такое сочетание символики даёт читателю понять, что герой осознаёт конечность своего пути, ощущает неизбежность, возможно, скорой смерти, но отчаянно не хочет такого исхода: персонаж мечтает о покое иного рода, но судьба неминуема.
Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Тема и идея стихотворения
Это стихотворение – ночная прогулка лирического героя, его мировосприятие ночной природы, и ощущение жизни в целом. Это по-настоящему лирическое произведение, повествующее о чувствах лирического героя, и написанное в жанре элегии. Поэт вложил в это произведение свои чувства, отношение к жизни, к себе самому.
Можно представить себе, что поэт вышел на окраину города, села, или за крепостную стену, и раскрывшийся перед ним ночной пейзаж впечатлил его безграничностью степи. В Ставрополье не только горные пейзажи. Они преимущественно на юге. Пустыня – явная гипербола. но степной пейзаж ночью мог навести поэта на мысль о пустыне.
В небесах торжественно и чудно.
Как еще может восприниматься ночное небо, усеянное звездами, и освещаемое Луной.
Поэта мучают тяжелые предчувствия, на тягостное настроение не могут не влиять и критики. Наверняка, слухи о том, что даже Белинский ругал его за «Последнее новоселье», дошли до ушей поэта. Но что делать, если Лермонтов не мог простить гибели Пушкина никому: ни царю, ни французам, ни даже Наталье Николаевне.
Правда, с вдовой Пушкина Лермонтов объяснился накануне отъезда, и тем снял одну тяжесть с души. Так отчего поэту так больно и так трудно?
Лермонтов давно понял, что нажил врага в лице самого влиятельного человека в государстве – царя, следовательно, защиты ему ждать было не откуда. Отсюда и боль, и душевная тяжесть. Он все же надеется выйти в отставку и посвятить себя литературному творчеству. Царь же побаивается беспокойного Лермонтова, старается держать его подальше от столицы.
В своем письме к бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой от 28 июня Лермонтов писал:
Поэт мечтает заснуть, или получить покой, но так, чтобы в груди дремали жизни силы, чтобы слышать пение о любви и шелест дубовых листьев.
Странное дело, он жил с предчувствием гибели, но не хотел, не стремился уйти в небытие. Мечтал заснуть так, чтобы слышать и чувствовать. И в то же время он жаждал жить. Он мечтал выйти в отставку, чтобы заниматься литературой, стремился к саморазвитию. В том же письме к бабушке он просит ее выслать полное собрание сочинений Жуковского.
Впрочем, мы отвлеклись от анализа стихотворения «Выхожу один я на дорогу». Но незначительно. Ведь события, происходящие с поэтом, факты из его жизни помогают понять его замысел и идею произведения, которая в этом стихотворении заключается в желании поэта поверить, что жизнь после смерти существует.
Образы и символы
Система образов в лирике Лермонтова красочно дополняет речевую и философскую окраску содержания.