Желтые жилеты франция чего добились
Пошлины, налоги, общественное мнение… чего добились (и не добились) «жёлтые жилеты»
Одни их требования были услышаны (те, что касаются повышения покупательной способности), другие так и остались пустым звуком (идея о проведении референдума по гражданской инициативе). Но бесспорно одно: их движение навсегда вошло в историю.
«Эммануэль Макрон услышал возмущённых людей на перекрёстках» … Подобные высказывания, с конца 2018 года то и дело звучащие в сообщениях СМИ, призваны убедить общественность в том, что в Елисейском дворце «произошли перемены», и отныне (честное слово!) всё будет по-другому. Правда это или ложь? Похоже, что и то, и другое одновременно. И хотя власть по-прежнему верна своим идеологическим установкам, ей всё же пришлось снизить темпы реализации некоторых проектов, а по отдельным вопросам даже удовлетворить требования «жёлтых жилетов».
Начнём с быстрых побед. Повышение налогов на энергоносители (увеличение пошлин на бензин, дизельное топливо, мазут и т. п.), ставшее непосредственной причиной протестных выступлений, в конце концов было отменено решением премьер-министра. Сначала глава кабинета Эдуар Филипп сообщил о том, что введение этой меры откладывается на полгода, а позже стало известно, что от неё решено вообще отказаться. Добиваясь этого, «жёлтые жилеты» руководствовались не столько заботой об экологическом благополучии, сколько стремлением к справедливости.
Утихомирить недовольных.
Французские власти отменили решение о повышении общих социальных отчислений для пенсионеров, получающих менее 2 000 евро. «На маленькие пенсии легла бы слишком большая нагрузка, это несправедливо», – отметил Эммануэль Макрон. Лучше поздно это признать, чем никогда! Кроме того, администрация президента предложила работодателям ввести порядок, согласно которому в конце года работникам, получающим менее 3 600 евро в месяц чистыми, полагается премия в размере не менее 1 000 евро, не подлежащая налогообложению. Был принят целый ряд мер в сфере транспорта и энергетики, направленных на то, чтобы усмирить недовольных людей на площадях и перекрёстках: заморожены (но потом снова повышены) тарифы на газ и электроэнергию, увеличены пособия на оплату энергоносителей (1), продлён срок кампании по утилизации автомобилей, чтобы стимулировать автовладельцев к покупке более экологичных машин и т.д.
Вместе с тем многие знаковых требования так и остались без ответа. Французские власти отказались повысить минимальную зарплату («жёлтые жилеты» настаивали на её увеличении как минимум до 1 300 евро). Не пожелали обсуждать вопрос о восстановлении налога на крупный капитал и отмены чрезмерных налоговых послаблениях для самых богатых членов общества. Не нашла поддержки и идея о проведении референдума по гражданской инициативе, хотя именно она занимала едва ли не центральное место среди всех требований, с которыми протестующие выходили на перекрёстки. Манифестанты считали, что настало время «вновь дать слово народу», то есть позволить ему, например, предлагать новые законы и отменять уже существующие, отзывать депутатов и вносить изменения в Конституцию. В текстах, подготовленных «жёлтыми жилетами», указывалось относительно небольшое пороговое значение, при котором та или иная инициатива могла бы быть вынесена на всенародное обсуждение (700 000 подписей).
В среднесрочной перспективе успехи протестующих оказались менее очевидными, но столь же значимыми. Тень «жёлтых жилетов» реет над президентским сроком Эммануэля Макрона с декабря 2018 года, вынуждая его обходить острые углы в руководстве страной, а порой и прятать в долгий ящик свои предвыборные обещания. Противоборство кандидатов Макрона и Фийона в преддверии президентских выборов дало повод для либеральных спекуляций вокруг должностей на государственной службе, иными словами, речь шла о том, кто из них решится на более масштабные сокращения. Кандидат от движения «Вперёд, Республика!» пообещал упразднить 120 000 рабочих мест за пятилетний президентский срок (то есть значительно меньше, чем 500 000, на которые собирался покуситься Фийон), но и это сокращение было бы беспрецедентным в новейшей истории страны.
Макрону следует умерить амбиции.
В том, что касается пенсионного обеспечения, правительству также пришлось сбавить обороты. В своей предвыборной программе кандидат Эммануэль Макрон обещал провести радикальную реформу для перехода от нынешнего порядка начисления пенсий к балльной системе. В январе 2018 года президент предсказывал, что всё произойдёт как по мановению руки. «Реализация этого крупного проекта начнётся в текущем году, и я хотел бы, чтобы все документы по нему были подготовлены к лету 2019 года!» – говорил он тогда. Но затем протесты «жёлтых жилетов» спутали все карты, и «обещание» было позабыто. С тех пор правительство продолжает лавировать вокруг этой темы, желая, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. По последним сведениям, введение реформы как будто откладывается: она коснётся только тех, кто выходит на рынок труда в данный момент на рынок труда. Эта «дедушкина оговорка» явно направлена на то, чтобы остудить страсти и не дать людям очередного повода к тому, чтобы выйти на манифестации 5 декабря. Впрочем, она же вносит разлад в стане сторонников нынешнего президента.
Движение пользуется широкой поддержкой.
Так или иначе, очевидно одно: поле, на котором «жёлтым жилетам» точно удалось одержать победу, – это общественное мнение. В самом начале протестное движение получило самую широкую поддержку, несмотря на то, что телевидение охотно транслировало кадры насилия по время протестных акций. Сегодня, когда ему исполнился уже год, оно по-прежнему пользуется завидной популярностью. По данным недавнего опроса (2), 59 % респондентов считают, что движение «принесло пользу» самым малообеспеченным французам, а 54 % полагают, что оно помогло демократии. В то же время рейтинг популярности Эммануэля Макрона неуклонно падает. Все данные социологических исследований приходят к одному выводу: президент Франции приобрёл как никогда отчётливый образ защитника богатых, жителей центральных городских кварталов, а не «периферийных» французов… Именно с этой мыслью люди и выходили на площади.
(1) — Пособие, предоставляемое семьям для возмещения расходов на оплату энергоносителей (газа, электричества, мазута и т. п.) при определённых условиях, в частности, если налогооблагаемый доход каждого члена семьи составляет не более 10 700 евро в год.
(2) — По данным политологического исследования «Odoxa», октябрь 2019 года.
Чего добились «жёлтые жилеты»:
— Отказ от повышения пошлин на углеводороды
— Отмена решения о повышении общих социальных отчислений для пенсионеров, получающих менее 2 000 евро
— Временное замораживание тарифов на газ и электроэнергию
— Увеличение пособий на оплату энергоносителей
Не смогли добиться:
— Восстановление налога на крупный капитал
— Повышение минимальной заработной платы
— Проведение референдума по гражданской инициативе
— Увеличение налоговой нагрузки на крупные компании
Опубликовано в воскресном номере от 14-20 ноября 2019 г.
Интервью с Генеральным секретарем Всеобщей конфедерации труда Франции
Что общего у профсоюзов и “желтых жилетов”, что не так с французским Трудовым кодексом и возможно ли, чтобы работники транснациональных корпораций во Франции и России получали одинаковую зарплату? Об этом и многом другом генсек CGT Филипп Мартинес рассказал корреспонденту “Солидарности”. Наша беседа в штаб-квартире крупнейшего профобъединения страны состоялась в жаркие для Франции дни. Тут и акция протеста в Париже, на которую по призыву профсоюзов вышли больше 50 организаций и к которой присоединились “желтые жилеты”. Тут и пожар в Нотр-Дам-де-Пари…
“А”-СПРАВКА
ПРОФСОЮЗЫ И “ЖИЛЕТЫ”
— Чем отличаются требования CGT и других профсоюзов к правительству Макрона от требований “желтых жилетов”?
— Как вы думаете, что должна сделать власть, чтобы протесты прекратились?
— Некоторые люди пишут в соцсетях о странном совпадении этих событий…
— Я не верю в конспирологию, но можно предсказать, что вряд ли Макрон отойдет в сторону от традиции, которую сам себе установил, когда был еще министром экономики. У него установка на то, что коллективные права и достойно оплачиваемый труд являются тормозом для экономического роста. И вся его политика состоит в том, чтобы сбить какие-то коллективные ориентиры, которые имеются в обществе относительно, например, налоговой политики, относительно понятия справедливости. Так, большинство французов хочет, чтобы он восстановил налог на богатство, который он же и отменил в первые дни своего президентского правления. А он говорит: я вас понял, я понял, что вы хотите платить меньше налогов. Французы хотят, чтобы росла покупательная способность. Ответ Макрона: значит, нужно сокращать или отменять социальные отчисления с зарплаты. Да, в итоге зарплата чуть-чуть увеличится, но кто будет финансировать систему здравоохранения или помощь безработным, которые основаны на этих отчислениях? То есть он одной рукой дает что-то, а другой рукой забирает вдвое больше.
— Чего добились “желтые жилеты” с начала протестов, кроме заморозки цен на топливо?
— Как относятся “желтые жилеты” к профсоюзам?
— Значительная часть “желтых жилетов” никогда не сталкивалась с профсоюзами ни на работе, ни находясь на пенсии. Так что на профсоюзы они смотрят осторожно. Это ставит вопрос перед CGT: в частности, как мы действуем в сфере мелких предприятий? Нельзя сказать, что “желтые жилеты” не хотят профсоюзов, просто там, где они работают, профсоюзов нет. Есть активисты CGT, которые надели на себя желтые жилеты, может быть, потому, что CGT, которая на их рабочем месте не очень активна и выдвигает недостаточно требований. Я, например, встречался с такими представителями “жилетов”, которые мне говорили, что “мой профсоюз только и делает, что разговаривает с хозяином предприятия, а я хочу действовать”. С конца ноября какие-то контакты у нас с этим движением установлены, где-то мы предоставляем им наши помещения для собраний. Несколько десятков “желтых жилетов” вступили в ряды CGT.
ВРЕМЯ МАЛЕНЬКИХ ПОБЕД
— Как успехи или неуспехи профсоюза сказываются на профчленстве? Растет ли число членов CGT в последнее время?
За последние три года мы потеряли 30 тысяч членов, но это связано не только с тем, что у нас нет, например, громких побед. Проблема в том, что сама сфера труда сильно эволюционирует: очень много неустроенных работников, временных, работников, у которых нет никакого статуса. Сама структура профсоюзного движения не позволяет быстро адаптироваться к этим изменениям в сфере труда.
ПЕРЕВЕРНУТАЯ ПИРАМИДА
— Как вы оцениваете нынешнее трудовое законодательство Франции? Что надо менять?
НЕ КАК В 1968-м
— Можно ли провести аналогии между нынешней ситуацией во Франции и социальным кризисом 1968 года? Тогда всеобщая забастовка началась тоже снизу, с волнения студентов.
НЕ КОЛИЧЕСТВОМ, НО КАЧЕСТВОМ
— Сколько работников на крупных предприятиях состоят в профсоюзах? Каков охват профчленством?
— Треть членов профсоюза очень активны. Но есть и работники, которые, не будучи членами профсоюза, активно участвуют в забастовках и манифестациях, в том числе профсоюзных.
— А почему они не вступают в профсоюз?
— Есть люди, которые очень дорожат своей личной свободой и независимостью. Им кажется, что они, примкнув к профсоюзу, потеряют свободу мыслить. На некоторых предприятиях профсоюзная ячейка приглашает на свои собрания вот таких непрофсоюзных активистов, чтобы они могли убедиться: внутри профсоюза царит демократия и с их мнением будут считаться. Мы в профсоюзном обучении запустили новый курс, в котором объясняем для непрофсоюзников, что такое CGT. Так что когда в опросах общественного мнения людям задают вопрос “Что для вас профсоюз?” 85% отвечают: CGT.
CGT И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ
— А какие у вас взаимоотношения с остальными профсоюзами Франции?
— Насколько вы сотрудничаете с политическими партиями, в частности с компартией?
“АШАН” И ВО ФРАНЦИИ “АШАН”
— Наших читателей интересует, как обстоят дела во Франции с правами профсоюзов в таких транснациональных корпорациях, как “Ашан”, “Леруа Мерлен”. В России сотрудники этих компаний сталкиваются с большими проблемами при создании профорганизаций.
— Я даже не знаю, вселит ли это в россиян надежду или наоборот, но можно сказать, что какое-то “равноправие” в этой сфере есть: во Франции профорганизации в этих торговых марках тоже подавляются. Чем больше правительство и работодатель рассказывают о том, как они любят социальный диалог, тем меньше социального диалога в действительности. Я помню, у меня были дебаты с хозяином очень крупной торговой марки, которая производит очки и торгует ими. Он говорил: “У меня на предприятии все в порядке, у меня замечательный социальный диалог, все хорошо”. Я ему: “Может, будет лучше, если у вас на предприятии будет и профсоюз?” Работодатель: “Нет, нет, нет, у нас замечательный социальный диалог, но без профсоюза”.
ПЕРВАЯ ПОБЕДА
— Расскажите, как вы пришли в профсоюз.
— Я стал профсоюзником еще в лицее. Во дворе моей школы не было скамейки, чтобы присесть. Мы написали петицию по этому поводу, и я вступил в ряды лицейского профсоюза. Затем была работа на заводе, где я уже стал членом Федерации металлистов (FTM-CGT).
— А скамейку-то в итоге поставили?
— Да-да, скамейку поставили. Но в конце года меня выкинули из школы.
— Из-за того, что в профсоюзе состояли?
— Нет, выгнали в конце года, потому что не получилось выгнать раньше.
25 апреля состоялось перенесенное из-за пожара в Соборе Парижской Богоматери выступление президента Франции Эмманюэля Макрона. Глава государства пообещал снизить подоходный налог и увеличить пенсии, но за счет увеличения рабочего времени. Как и предполагал Филипп Мартинес, глава государства “одной рукой дает что-то, а другой рукой забирает вдвое больше”. “Желтые жилеты” назвали речь президента “очередной болтовней” и продолжили акции протеста.
«Желтые жилеты» во Франции: что на самом деле скрывается за беспорядками?
Противостояние французского народа с правоохранителями и руководителями страны сейчас буквально захватили телеэкраны всех телевизоров мира. Одни радостно отмечают о том, что именно так нужно добиваться своего, вторые замечают способности местных правоохранителей применять физическое воздействие на граждан Франции. Но лишь очень немногие обращают свое внимание на корень проблемы. А проблема эта, как полагают отдельные эксперты, может принести серьезные неприятности в будущем.
И связано это с решением ООН, которое для многих могло пройти весьма незаметно. 28 сентября членами организации был подготовлен финальный документ с красочным названием «Глобальный договор о миграции» (ГДМ). Как можно понять, касается новое соглашение проблемы беженцев. Но вот решение проблемы можно весьма натянуто назвать конструктивным.
Вышеназванный договор гласит, что страны, согласившиеся подписаться под этим соглашением, обязаны будут всячески любить и уважать мигрантов. За бюджетные средства (или проще, за средства налогоплательщиков) «обездоленных» должны будут обеспечить жильем (со всеми условиями жизни, конечно же), пропитанием, медицинской помощью и даже работой (если желающие, конечно, найдутся).
При этом права новоприбывших жителей государств не должны ущемляться, а традиции уважаться и соблюдаться, даже если они коренным образом отличаются от традиций принимающей стороны. Ну а тех, кто не согласен со всеми вышеперечисленными пунктами, должны быть жестоко наказаны.
Все это начинает звучать еще более абсурдно, когда понимаешь, что закон разрабатывали те самые прагматичные европейцы, которые, вроде как, много думают и делают лишь то, где видят выгоду для себя. Однако ГДМ выглядит совершенно иначе. По большей части, он может лишь дестабилизировать все государственные структуры, а за одно и отвернуть от руководства страны местных граждан, которым едва ли понравится идея содержать тысячи новоприбывших соседей без права даже оспорить подобное сосуществование.
И здесь, как и всегда, стоит задуматься кому же выгодна дестабилизация многих стран мира. По сути, кандидатов можно найти любых и на разный вкус, но тех, у кого хватит возможности провернуть подобную махинацию далеко не так много. Возможно, такой существует лишь один – руководители транснациональных корпораций, для которых выход из-под государственного контроля принесет немалые прибыли.
И вот пока те самые французские «желтые жилеты» сражаются со своим правительством, руководство страны аккуратно протягивает предложенный в ООН договор. Это приведет к значительному возрастанию числа беженцев в странах, что, в свою очередь, приведет к одной из двух реакций. Или этнические жители страны откажутся подчиняться правительству, которое заставило их уживаться в новых условиях, или новоприбывшие мигранты начнут диктовать свои права, что фактически приведет к отмене государственности.
Ну а тогда уж и сами транснациональные корпорации начнут получать несомненные выгоды. Ведь можно будет отказаться от таких не самых приятных аспектов сожительства с государствами, как налоги, оплачиваемые больничные и отпуска, а также другие пункты в графе «расходы», которых можно избежать.
Конечно же, подобный вариант является лишь одним из возможных. И не стоит говорить о том, что такой поворот событий произойдет наверняка. Но и отрицать его нельзя. Тем более, что, привычно, подобные манёвры совершаются очень медленно и чрезвычайно последовательно. А такая неторопливость делает их практически незаметными для взглядов большинства. В конечном итоге, все свыкаются с поочередно появившимися изменениями, рассматривая их в качестве незначительных.
Макрон против «маленького человека»: почему год спустя «жёлтые жилеты» остаются угрозой для французского президента
Пока глава страны налаживает отношения в Европе и с Россией, затяжные митинги продолжают бить по его рейтингам.
21 сентября Париж вновь охватили акции протеста: чтобы сдержать «жёлтые жилеты», полиция применила слезоточивый газ, а суммарное число задержанных составило 160 человек. В ноябре беспорядкам во Франции исполнится год, но едва ли кто-то может уверенно сказать, когда они закончатся. Движение, созданное исключительно при помощи интернета и социальных сетей, не имеет чётких лидеров и отличается высокой самоорганизацией.
Акции гражданского неповиновения изначально возникли как выступления автомобилистов против повышения цен на топливо (бензин, впоследствии также нефтепродукты) в Париже. Но нынешний масштаб протестного движения значительно вырос, охватив Францию.
Требования митингующих постепенно превратились из социальных в политические — теперь «жёлтые жилеты» выступают за отставку правительства, а также президента страны Эмманюэля Макрона. Подобные события спровоцировали полноценный политический кризис, который, прежде всего, поставил «под удар» Макрона и всю его команду.
Подробнее о президентстве Макрона можно прочитать в этом материале TJ.
Эмманюэль Макрон приходил к власти в качестве альтернативы левым и правым, провозглашая курс на либеральный глобализм. При этом французский президент уделяет много внимания проблемам экологии, поднимая вопросы загрязнения окружающей среды. В 2017 году он выступил с речью, в которой обратился к президенту США Дональду Трампу и подверг жёсткой критике экологическую политику американского лидера, а также его стремление к выходу из Парижского соглашения по климату.
Чтобы стимулировать граждан «пересаживаться» на электромобили, электробусы и гибридные автомобили, Франция в рамках Парижского соглашения повысила цены на бензин и дизель. Однако налоги составляют из конечной стоимости топливного продукта около 60%. Многие французы не в состоянии оплачивать такое дорогое топливо для своего автомобиля.
К осени 2019 года стоимость дизельного топлива и бензина во Франции составляет около 1,6 евро (112 рублей) за литр. Рост цен спровоцировал массовое недовольство, в основном среди владельцев автомобилей с дизелем. Население, проживающее во французских провинциях, предпочитает именно такой вид транспорта.
Повышение налогов сильно «ударило» по среднему классу. Большинство оказались не готовы перераспределить доходы таким образом, чтобы значительно увеличить расходы на содержание автомобиля, потребляющего бензин или дизель.
Изменения на рынке топлива очень быстро стали ассоциироваться с деятельностью Макрона на посту президента. При нём французы ощутили наиболее существенный рост цен на бензин. Поддержка избирателя, которой смог заручиться политик, стала падать. Как итог — в стране возникла опасность «острого» политического кризиса.
В ноябре 2018 года произошло массовое блокирование Парижской окружной дороги, а также других магистралей при помощи заграждений на пунктах взимания платы за проезд, что спровоцировало рост недовольства среди населения в общенациональном масштабе. Символом движения стал жёлтый жилет, который, по французским законам, должен храниться в каждом автомобиле на случай остановки из-за неполадок на трассе. Водители обязаны надевать такие жилеты, чтобы быть более заметными на дороге. Таким образом митингующие хотели выделить себя на фоне других манифестантов.
Первая акция протеста 17 ноября 2018 года, начавшаяся с блокировки Парижской окружной автодороги, собрала в общей сложности более 285 тысяч человек. В ходе жёстких столкновений с полицией погиб один человек, более 400 получили ранения, а 117 арестовали.
Каждая новая манифестация «жёлтых жилетов» становилась всё более агрессивной и стихийной. В Париже многие акции заканчивались противостоянием протестующих с полицией. Манифестанты бросали в полицейских камни, бутылки и пакеты с мусором. В ответ силовики применяли слезоточивый газ, а также массово задерживали протестующих. Митингующие также врывались в рестораны и бары, опрокидывали столы и стулья, били посуду, разбивали витрины магазин и устраивали разгромы бутиков с одеждой.
Министр внутренних дел Франции Кристоф Кастанер назвал происходящее в столице страны «хаосом» и осудил действия демонстрантов. По его мнению, всё, что можно было наблюдать на улицах Парижа, можно охарактеризовать только лишь как «насилие».
В Би-би-си демонстрации назвали «актами вандализма». По мнению журналистов, «погромы» вышли за «рамки мирных акций» и обретают очертания массовых беспорядков.
В апреле Макрон выступил с телеобращением к французскому народу, заявив, что прислушался к требованиям протестующих. Он пообещал снизить налоги, оказать дополнительную финансовую помощь пенсионерам и либерализовать законодательство при проведении референдумов.
С первых дней в должности Макрон получил прозвище «президент богатых». И подобный «ярлык» появился не просто так. В июле 2017 года политик отказался отвечать на вопросы прессы, объяснив свой поступок тем, что его «мысли слишком сложны для журналистов». Вскоре президент сократил социальные льготы для студентов, пенсионеров и безработных. При этом налоговую политику он тоже поменял, сократив нагрузку на доходы для сверхбогатых граждан и снизив налоги для среднего класса. Французский лидер настроил против себя и военных, значительно урезав расходы на оборону.
В начале протестных акций Макрон отнёс «жёлтых жилетов» к «бездельникам». Он также назвал неудачниками тех, кто не смог заработать себе достаточно денег для комфортной жизни и заметил, что «вокзал — вот где встречаются достигшие успеха в жизни и те, кто ничего не может».
На фоне подобных высказываний и массовых протестов по всей Франции рейтинг Макрона начал стремительно падать и вскоре достиг отметки в 23%. Подобный результат — повторение политического антирекорда, который был зафиксирован у предшественника Эмманюэля Макрона — социалиста Франсуа Олланда.
В апреле 2019 года из-за пожара в соборе Парижской Богоматери Макрон отменил речь, с которой планировал обратиться к протестующим. Вместо этого он отправился на место трагедии, а также организовал сбор средств на реконструкцию собора. Одними из первых, кто пожертвовал деньги на восстановление собора Парижской Богоматери стали французский бизнесмен Франсуа-Анри Пино и миллиардер Бернар Арно.
После этого многие вспомнили прозвище Макрона — «президент богатых», так как состоятельные люди первыми откликнулись на призыв президента. Представители «жёлтых жилетов» посчитали, что собранные за несколько часов после трагедии 600 миллионов евро следовало потратить на нужды необеспеченных слоёв населения. К тому же, протестующие расценили игнорирование темы митингов (Макрон не высказывался об акциях в течение почти двух недель) как попытку замалчивания проблемы на фоне трагедии и набора политических очков за счёт пожара.
В июле 2019 года, лишь через девять месяцев после начала протестов, Макрон признал, что «жёлтые жилеты», прежде всего, добиваются социальной справедливости и улучшения финансового положения.
В нашей стране продолжают оставаться нерешёнными давно известные нам глубокие проблемы, вызванные существующей несправедливостью и экономическими трудностями населения.
Президент Франции отметил, что часть проблем, которые поднимают манифестанты уже решили. Оставшиеся задачи требуют дальнейшей работы, которая может занять достаточно много времени. Также Макрон подчеркнул, что некоторые из требований всё же выполнить в настоящий момент невозможно.
Политологи во Франции и других странах Европы обратили внимание именно на социальное неравенство. Например, с высказыванием Макрона о «глубоких» проблемах французского общества согласна эксперт Германо-французского института в Людвигсбурге Айлин Келлер. Она считает, что митинги «жёлтых жилетов» — это своеобразный протест «маленького человека» против несправедливости и бедности.
Многие европейские эксперты сдержанно оценивают успехи протестующих. Социолог Дитер Рухт из берлинского Института исследования протестов и движений утверждает, что «достаточно было лишь маленькой искры, поскольку недовольство охватило широкие массы населения». Впрочем, это не означает, что протестные акции на сегодняшний день успешны. Правительство не идёт на уступки «жёлтых жилетов», полагает Рухт.
Эксперт Германо-французского института в Людвигсбурге Айлин Келлер уверена, что уличное протестное движение вряд ли сможет добиться успеха и заставить Макрона в полной мере выполнить его требования.
Заведующий кафедрой международных отношений университета Лиона, политолог Анри Жу высказывает схожее с Келлер мнение, считая, что недовольство «жёлтых жилетов» — это «предсказуемый исторический виток».
Движение «жёлтых жилетов» ― это не гражданская революция, а небольшое социальное восстание. Да ― это восстание, да ― социальное. Но не массовое и не масштабное, таким, каким его выставляют в других странах. И уж тем более не революция. Это самый предсказуемый исторический виток, о котором вскоре все забудут.
Возможно, «жёлтые жилеты» смогут добиться успеха не на улице, а в политике, предполагает сотрудник социальных и политических исследований Института Европы РАН Сергей Фёдоров. Одна из лидеров «жилетов» Жаклин Муро заявила о планах создать новую партию, которая представит интересы протестующих. «Создание новой партии на волне поддержки — это шаг, который может в политическом плане принести успех», считает Фёдоров.
К осени 2019 года около 70% французов высказываются в поддержку «жёлтых жилетов», но среди сторонников протестующих есть и те, кому нравится курс Макрона. Новая политическая культура, которая в настоящее время формируется во Франции возникла именно благодаря «жилетам».
Многие из выходящих на улицы далеки от условных политических делений на «правых» и «левых». Большинство активистов не относит себя ни к одному политическому течению или партии. Это новая политика, которая игнорирует любую терминологию. Но подобные ценности не позволяют создать прочное общественное движение, так как реализовать политическую программу на основе требований «жёлтых жилетов» довольно трудно. Поэтому перспективы движения слишком неустойчивы.
В сентябре популярность Макрона выросла до 37%, а протесты перестают быть «острыми» и массовыми, становясь локальными. Запрос на классическую политику вновь преобладает.
Этот тезис подтверждается материалом испанского издания ABC, в котором положительно оцениваются действия Макрона по прекращению беспорядков.
Как считает издание, президент «продолжает эффективно защищать и восстанавливать порядок» во Франции. Постепенный спад уличной активности «жёлтых жилетов» может привести к устойчивому росту рейтинга Макрона и, таким образом, увеличить шансы французского президента на переизбрание в 2022 году.
Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.