Женские образы в романе что делать чернышевского
Женский вопрос в романе «Что делать»
Тема женской судьбы всегда занимала особое место в русской литературе. В разные эпохи женщина воспринималась по-разному. Она была “милым предметом”, вдохновительницей главного героя, музой, игрушкой в руках сильных мужчин, обольстительницей и романтичной героиней. Но едва ли можно найти хоть одно литературное произведение, в котором бы женщине отводилась роль лидера. Возможно, всему виной были нравы, не позволяющие женщине играть главенствующую роль не только в своей собственной семье, но и в обществе.
Роман Николая Гавриловича Чернышевского “Что делать?” был действительно революционным. Чернышевский хотел высказать свое мнение по поводу того общественного строя, который, по его соображениям, был самым оптимальным. Чтобы роман был еще революционнее, Николай Гаврилович решил отдать женщине главенствующую роль.
Центральный персонаж романа – Вера Павловна. Это трудолюбивая девушка, которая старается изменить свою жизнь. По мнению Веры, самое важное, что есть у человека – это свобода. Вера мечтает стать свободной, ни от кого не зависеть и жить так, как хочется ей.
Но одними мечтами девушка не довольствуется. Особенностью характера Веры была ее решительность. Она не сидела и не ждала, когда судьба снизойдет и подарит подходящий шанс. Вера была творцом собственной жизни, а не ждала милости от мужчин или от случайного стечения обстоятельств.
Вера не искала счастья в замужестве. Она не пошла под венец со старым самодуром, за которого ее сватала мать. Нет, Вера предпочла связать свою жизнь с любимым человеком, а когда поняла, что любовь угасла, начала новые отношения.
Вера – это не типичная барышня, которая не смеет сказать слово поперек и днями и ночами читает французские романы. Нет, Вера – это человек действия, а не грез. Она умна, дальновидна и стремится усовершенствовать не только себя, но и мир вокруг. В этом и заключается главная добродетель героини. Она задумывается не только о своем благе, но и о будущем общества.
Вере Павловне свойственно обостренное чувство справедливости. Полюбив другого, она не хочет обманывать мужа. Она не желает пятнать свою душу враньем и притворством. Вере не свойственно эгоистичное счастье.
Она ощущает радость лишь тогда, когда люди вокруг нее тоже счастливы. Чернышевский хотел показать, что женщина тоже способна изменить мир. Она может стать у руля реформ и начать творить новое общество.
Женские образы в романах Тургенева и Чернышевского
Анализ женских образов в романах Тургенева «Отцы и дети» и Чернышевского «Что делать?»
Не так легко отделаться от субъективизма при проведении анализа двух разных литературных произведений. Одно устремляет взор свидетеля вглубь, другое – молниеносно вперед.
Другой роман «Что делать?» Николая Чернышевского даже после нескольких попыток проникнуться порой удивительной историей и философией его создателя, вложенной в уста и поступки «новых людей» не резонировал с моим собственным мировоззрением. Эпизодически автор поднимает любопытные темы. Однако ему не хватило легкого и привлекательного повествования, обволакивающего богатого языка, равно как и возведение и развитие фантастических «дворцов из чугуна, алюминия и хрусталя» – сплошь эклектика, режущая ухо и движущаяся устрашающе-порабощающим механизмом, сметающим все традиционное и ретроспективное. Не получив гармоничной цельной идеи, увидела лишь полуразрозненные листки с декларациями и сипящими лингвистическими проплешинами строить новый мир, отметая пережитки прошлого, ломать, крушить, изничтожать буржуазные ориентиры.
От субъективизма избавиться нелегко. Поэтому я не стала затрагивать и сравнивать, на мой взгляд, несоизмеримые образы: Базарова (я разглядела в нем живого, сложного, прогрессивного, при этом весьма чувствительного и обороняющегося от «диктатуры любви» индивида) и Рахметова (нового «суперчеловека» с утопическими представлениями, однако любящего путешествовать «по европам», эдакого наперекор старому миру идущего; конструктивно этот персонаж мысленно отослал меня к булгаковскому «Собачьему сердцу» и наверняка подтвердил антипатию к такого рода глашатаям новых идеалов).
А вот женские образы представляются именно тем, что можно и нужно было бы проанализировать. И затронуть я бы хотела фрагменты с описаниями и характеристиками женщин новой формации, их пути и достижения – Верочки Розальской и Анны Одинцовой.
Их прогрессивность на то время ловко вписана в общую канву обоих романов.
И если Верочка, по-моему, является главным двигателем и зачинщиком сюжетов «Что делать?», незамысловатая и жадная до впечатлений, успешная и предприимчивая, освобожденная и эмансипированная женщина новой России; отличнейший пример для психоанализа Юнга или Фрейда с ее ошеломляющими символическими снами и бурной личной жизнью.
То Анна Одинцова – сложная и опытная женская натура, представляющая собой идеальную породистую и переборчивую интеллектуалку, аристократичное воплощение нового времени, своенравную фата моргану в строгом корсете и воздушной пелерине; личность, претендующую на собственный выбор жить в комфорте и здоровом эгоизме, свободную и холоднокровную, сдерживающую свои сильные чувства.
Еще раз сравнивая Веру и Анну, мы находим их антагонистами с позиции традиционного осмысления. Простота и опыт, свободомыслие и сдержанность, поиск и цельность. Их объединяет лишь то, что обе, такие разные в описаниях своих создателей, они использовали замужество ради своих устремлений, не лишены чувственности, порывистые и эмоциональные женщины, эфирные существа на пороге нового статуса и роли женщины в обществе. Одна смелее, другая осмотрительнее. Обе – олицетворение женской дерзости быть личностью.
Через женское мы узнаем идеологию того периода, читаем мужское вИдение, домысливаем сущность зарождающейся лавины эмансипации в России 19 века.
Тургенев стилистически тонко прописывает образ Одинцовой на фоне трагедии революционного мужчины, но такого же традиционного в конце концов. Чернышевский через общую утопию усиливает женское и доводит до нереального картины-представления нового общества, ведомого принципами иллюзорного справедливого, лишенного ревности и собственничества, но ведомого мотивами чистого и всеобщего коллективного. Даже самого интимного.
В «Отцах и детях» мы находим целый спектр мастерски препарированных проблем: и взаимоотношения поколений, их взаимодействие, смелые душевные порывы, не одобряемые социумом той эпохи, нигилистические взгляды на мироздание и романтическое, пренебрежение устоями, вызов духовности и конфликт поколений, которые в итоге приводят всех героев тургеневского романа к отправной точке, возвращают к привычному, примиряют всех героев.
Роман «Что делать?» лишен литературной красоты и преследует идею воспевания перелома, революции: в ролях, поведении, статусах, сферах реализации, порядках, домострое, предпринимательстве, философии и т.д.. Словом, роман вызывает отторжение уже с первого упоминания страшного словосочетания «революционная нравственность», а послевкусие оставляет будто порнографический краткий сюжет пересказали и растянули до нуарного детектива с утопическими концептуальными подтекстами.
Резюмируя, можно акцентировать внимание читателя на искусном описании событий и драматической глубине произведения (это про «Отцы и дети») и беспомощности выплеска воображения об идеальном обществе (это о «Что делать?»).
Женский вопрос в романе “Что делать”
Женский вопрос в романе «Что делать»
Тема женской судьбы всегда занимала особое место в русской литературе. В разные эпохи женщина воспринималась по-разному. Она была “милым предметом”, вдохновительницей главного героя, музой, игрушкой в руках сильных мужчин, обольстительницей и романтичной героиней. Но едва ли можно найти хоть одно литературное произведение, в котором бы женщине отводилась роль лидера. Возможно, всему виной были нравы, не позволяющие женщине играть главенствующую роль не только в своей собственной семье, но и в обществе.
Роман Николая Гавриловича Чернышевского “Что делать?” был действительно революционным. Чернышевский хотел высказать свое мнение по поводу того общественного строя, который, по его соображениям, был самым оптимальным. Чтобы роман был еще революционнее, Николай Гаврилович решил отдать женщине главенствующую роль.
Центральный персонаж романа – Вера Павловна. Это трудолюбивая девушка, которая старается изменить свою жизнь. По мнению Веры, самое важное, что есть у человека – это свобода. Вера мечтает стать свободной, ни от кого не зависеть и жить так, как хочется ей.
Но одними мечтами девушка не довольствуется. Особенностью характера Веры была ее решительность. Она не сидела и не ждала, когда судьба снизойдет и подарит подходящий шанс. Вера была творцом собственной жизни, а не ждала милости от мужчин или от случайного стечения обстоятельств.
Вера не искала счастья в замужестве. Она не пошла под венец со старым самодуром, за которого ее сватала мать. Нет, Вера предпочла связать свою жизнь с любимым человеком, а когда поняла, что любовь угасла, начала новые отношения.
Вера – это не типичная барышня, которая не смеет сказать слово поперек и днями и ночами читает французские романы. Нет, Вера – это человек действия, а не грез. Она умна, дальновидна и стремится усовершенствовать не только себя, но и мир вокруг. В этом и заключается главная добродетель героини. Она задумывается не только о своем благе, но и о будущем общества.
Вере Павловне свойственно обостренное чувство справедливости. Полюбив другого, она не хочет обманывать мужа. Она не желает пятнать свою душу враньем и притворством. Вере не свойственно эгоистичное счастье.
Она ощущает радость лишь тогда, когда люди вокруг нее тоже счастливы. Чернышевский хотел показать, что женщина тоже способна изменить мир. Она может стать у руля реформ и начать творить новое общество.
Образ веры павловны в романе “Что делать?”. Женский вопрос в дореволюционной россии — причины, истоки, мнения русских мыслителей
Роман Чернышевского «Что делать?» написан в 1862-1863 годах и имеет характерный подзаголовок – «Из рассказов о новых людях». Чернышевский, как позднее В.И. Ленин, был гением популяризации.
Когда Верочке исполнилось шестнадцать лет, она перестала учиться у фортепьянного учителя в пансионе, а сама стала давать уроки в том же пансионе; потом мать нашла ей и другие уроки». Важнейшей чертой характера Веры Павловны является глубокое отвращение ко всякого рода угнетению, стремление к независимости и свободе.
Надо знать его место в прошлом и настоящем, реальную правду о книге Чернышевского и нам сегодня
Как и другие «новые люди» Чернышевского, она может быть счастлива только тогда, когда приносит радость и счастье другим людям. Она знает, что личное счастье «невозможно без счастья других». Вера Павловна не может и не хочет обманывать ни себя, ни других. Полюбив Кирсанова, она понимает, что было бы недостойно и нечестно обманывать себя и Лопухова, и первая рассказывает о овоём чувстве Лопухову.
Вера Павловна — не «синий чулок», она заботится о своей внешности, со вкусом одевается, сохраняет женственность и обаятельность. Вера Павловна — не схема, а обыкновенный живой человек, каких во времена Чернышевского было немало. Она одна из тех женщин, которые, прокладывая ебе путь, ведут за собой других к свободе и счастью. Его роман «Что делать?» вообще является полемическим по отношению к консервативной и либерально-дворянской литературе, и в трактовке женского вопроса Чернышевский тоже полемичен.
Это, безусловно, положительный герой романа Чернышевского. Личное счастье» было провозглашено «альфой и омегой» человеческой жизни, пределом желаний, венцом стремлений. Чернышевский считал, что человек не может быть счастлив «сам с собой». Только в общении с людьми может он быть действительно свободен. И именно с этой точки зрения исключительный интерес представляет этическая теория Чернышевского.
Анализ произведения
1. Социально-политическое обновление общества путем революции. В книге автор из-за цензуры не мог развернуть данную тему подробнее. Она даётся полунамёками в описании жизни Рахметова и в 6-й главе романа.
2. Нравственные и психологические. Что человек силой своего ума способен создать в себе новые заданные моральные качества. Автор описывает весь процесс от малого (борьба против деспотизма в семье) и до масштабного, то есть революции.
3. Женская эмансипация, нормы семейной морали. Данная тема раскрывается в истории семьи Веры, в отношениях трёх молодых людей до мнимого самоубийства Лопухова, в 3- х первых снах Веры.
4. Будущее социалистическое общество. Это мечта о прекрасной и светлой жизни, которую автор разворачивает в 4-м сне Веры Павловны. Здесь же видение облегчённого труда при помощи технических средств, т. е. техногенное развитие производства.
(Чернышевский в камере Петропавловской крепости пишет роман
Пафос романа — пропаганда идеи преобразования мира через революцию, подготовка умов и ожидание её. Более того, желание активного в ней участия. Главная цель произведения — разработка и внедрение новой методики революционного воспитания, создания учебника по формированию нового мировозрения для каждого думающего человека.
Сюжетная линия
В романе она фактически прикрывает основную мысль произведения. Не зря ведь поначалу даже цензоры сочли роман не более, чем любовной историей. Начало произведения, нарочито занимательное, в духе французских романов, ставило своей целью сбить с толку цензуру и попутно привлечь внимание большинства читающей публики. В основе сюжета незамысловатая любовная история, за которой скрываются социальные, философские и экономические проблемы того времени. Эзопов язык повествования насквозь пронизан идеями грядущей революции.
Сюжет таков. Есть обычная девушка Вера Павловна Розальская, которую корыстная мать всячески старается выдать за богача. Пытаясь избежать этой участи девушка прибегает к помощи своего друга Дмитрия Лопухова и заключает с ним фиктивный брак. Таким образом, она получает свободу и покидает дом родителей. Впоисках заработка Вера открывает швейную мастерскую. Это не совсем обычная мастерская. Здесь нет наёмного труда, работницы имеют свою долю в прибыли, поэтому заинтересованы в процветании предприятия.
Вера и Алекандр Кирсанов обоюдно влюблены. Чтобы освободить мнимую жену от угрызений совести Лопухов инсценирует самоубийство (именно с описания его и начинается всё действие) и уезжает в Америку. Там он приобретает новое имя Чарльз Бьюмонт, становится агентом английской фирмы и, выполняя её задание, приезжает в Россию для приобретения стеаринового завода у промышленника Полозова. Лопухов дома у Полозова знакомится с его дочерью Катей. Они влюбляются друг в друга, дело заканчиваетсясвадьбой.Теперь Дмитрий объявляется перед семьёй Кирсановых. Начинается дружба семьями, они поселяются в одном доме. Вокруг них образовывается круг «новых людей», желающих устроить свою и общественную жизнь по-новому. Жена Лопухова-Бьюмонта Екатерина Васильевна также присоединяется к делу, устраивает новую швейную мастерскую. Такая вот счастливая концовка.
Главные герои
Центральный персонаж романа — Вера Розальская. Особа общительная, относится к типу «честных девушек», не готовых идти на компромисс ради выгодного брака без любви. Девушка романтичная, но, не смотря на это, вполне современная, с хорошими административными задатками, как сказали бы сегодня. Поэтому она смогла заинтересовать девушек и организовать швейное производство и не одно.
(На фотографии артист Карнович-Валуа в роли Рахметова, спектакль «Новые люди»
Близкий друг Дмитрия и Александра революционер Рахметов — наиболее значимый герой романа, хотя ему отведено в романе немного места. В идейной канве повествования ему выпала особая роль и посвящено отдельное отступлении в 29 главе. Человек неординарный во всех отношениях. В 16 лет оставил на три года университет и бродил по России в поисках приключений и воспитания характера. Это человек с уже сформированными принципами во всех сферах жизни, в материальной, физической и духовной. При этом, обладающий кипучей натурой. Он видит свою дальнейшую жизнь в служении людям и готовится к этому, закаляя свой дух и тело. Отказался даже от любимой женщины, потому что любовь может ограничить его в действиях. Он хотел бы жить как большинство людей, но не может себе этого позволить.
В русской литературе Рахметов стал первым революционером практиком. Мнения о нём были совершенно противоположными, от негодования, до восхищения. Это — идеальный образ революционера — героя. Но сегодня, с позиции знания истории, такой человек мог бы вызвать только сочувствие, так как мы знаем насколько точно история доказала правоту слова императора Франции Наполеона Бонапарта: «Революции задумывают герои, исполняют дураки, а её плодами пользуются мерзавцы». Возможно, озвученное мнение не вполне вписывается в рамки сформированного десятилетиями образа и характеристики Рахметова, но это, действительно, так. Вышесказанное нисколько не умаляют качества Рахметова, потому что он герой своего времени.
По признанию Чернышевского, на примере Веры, Лопухова и Кирсанова, он хотел показать обыкновенных людей нового поколения, которых тысячи. Но без образа Рахметова у читателя могло бы сложиться обманчивое мнение о главных героях романа. По мнению писателя, все люди должны быть такими как эти три героя, но высшим идеалом, к которому должны стремиться все люди, это образ Рахметова. И с этим я полностью согласен.
Совершенно иначе подходит к этому типу Чернышевский. Его роман “Что делать?” вообще является полемическим по отношению к консервативной и либерально-дворянской литературе, и в трактовке женского вопроса Чернышевский тоже полемичен. Его Вера Павловна нисколько не похожа на ту же Кукшину, хотя и является образцом эмансипированной женщины. Она прежде всего нормальная женщина, ни при каких обстоятельствах не утрачивающая женственности, но прибавляющая к ней такие качества, которые считались традиционно чисто мужскими: здравый и тонкий ум, стремление работать, образованность, самостоятельность. Это, безусловно, положительный герой романа Чернышевского. Чернышевский стремится доказать, что в эмансипации, освобождении женщины нет ничего чудовищного или противоестественного, что свобода и равноправие женщины – непременное условие социально гармонического общества. Примечательно, что любовь у Чернышевского является проверочной ситуацией, но из нее герои выходят с честью, и прежде всего благодаря “теории разумного эгоизма”, которая выражает сущность морали “новых людей”. “Свободная любовь”, по Чернышевскому, – это прекрасно и разумно, это – проявление уважения к женщине и признание ее неотъемлемых прав. Но истинно свободная любовь возможна лишь в свободном обществе, а потому подлинное освобождение женщины лежит на путях социальной революции.
Глоссарий:
Другие работы по этой теме:
В 1889 году Чернышевский получил позволение переехать в родной Саратов, где и скончался
Но и поведение своих героев в быту он рассматривал как участие их в борьбе за это «пересоздание» общества. Эгоизм «новых людей» тоже строится на расчете и выгоде отдельного человека. Положительным человеком в истинном смысле может быть только человек любящий и благородный». Чернышевский никогда не защищал эгоизма в его буквальном смысле. Искать счастья в эгоизме — ненатурально, и участь эгоиста нимало не завидна: он урод, а быть уродом неудобно и неприятно»,- пишет он в «Очерках гоголевского периода русской литературы».
Роман Чернышевского исполнен размышлений автора о прошлом, настоящем и будущем России
В центре его внимания – человек. Думаю, что «теория разумного эгоизма», о которой писал Чернышевский в XIX веке, применима и к нашему времени, ведь истории свойственно повторение. В авторском осмыслении в нем изображалась русская жизнь в прошлом, настоящем и будущем.
Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна не только наделены высокими нравственными достоинствами, но волей и энергией, поэтому жизнь свою они могут строить согласно своим принципам. Независимые в своих суждениях, трудолюбивые, они стремятся не только к личному счастью, но и к общему благополучию и к тому, чтобы «помогать этому скорее прийти».
Идеалы свободы и правды, которые они исповедуют, определяют их жизненное поведение — высокую дружбу, самоотверженность, уважение к человеку. Один из наиболее значительных для того времени — женский вопрос — также решался в романе с принципиально новых позиций. Счастье ее не только в любви, в семейной жизни, но и в полезной трудовой и общественной деятельности. Можно предполагать, что имелось в виду и революционное воздействие.
Сочинение на тему Вера Павловныа
Чернышевский оставил наследие своим потомкам в виде романа о «новых людях». Роман «Что делать?» задает вопросы читателю и заставляет анализировать происходящее. Здесь можно встретить и революционера, и просветителя, и «новых людей» и человека, который не готов к новому. Вера Павлова Розольская – женщина, которая на протяжении всего романа показывает свою силу и уверенность. Она даже в сложных обстоятельствах совершенствуется, становиться хозяйкой швейной мастерской и врачом. Этот образ написан с любовью, поскольку Чернышевский отображает в ней свое мировоззрение писателя-революционера.
Вера Павловна родилась и провела детство в мещанской семье. Родители не отличались высокими нравственными чувствами. С самого детства она была вынуждена работать. Поэтому бросила занятия на фортепиано с учителем. Но на уговоры матери выйти замуж за состоятельного мужчину – не согласилась и оформила фиктивный брак с Лопуховым. В этом эпизоде показан бунтарский дух девушки. Она не готова примиряться с устарелыми законами, выступает против фальши и ложи. И даже в этой семье все по новым правилам: основным в быту является равноправие, никто не переходит границы. Вера Павловна убеждена в том, что главное – независимость, которая проявляется не только в возможности делать то, что хочешь, но и по отношению к другому человеку и в отношениях в целом.
Но её борьба сводится не только к эгоистичному желанию быть равной с мужчиной. Она спасает от бедности молодых девушек. В новой квартире организовывает швейную мастерскую, нанимает работников, с которыми делит прибыль поровну. Вместе с девушками не только работает, но и ходит на пикники, общается на важные темы. Для Веры Павловны очень важно дарить счастье другим.
Она не может обманывать мужа Лопухова, когда полюбила Кирсанова сразу об этом сказала. Она самодостаточная и понимает, что любой исход будет правильным. Ведь женщина не бросает швейное дело и изучает врачебное ремесло. После «самоубийства» Лопухова она испытывает боль и винит себя. Но поборов эти чувства все же остается с возлюбленным Кирсановым, а позже в доме появляется еще одна семья – Бьюмонт.
Вера Павловна любит музыку и театр, много читает классической и современной литературы. Занимается своей внешностью, поэтому всегда имеет опрятный вид и выглядит женственно. Но при этом у нее сильный характер и стойкая жизненная позиция. Чернышевский в образе Веры Павловны соединил черты свой жены и «новых женщин» того времени.
На уроках литературы, как правило, нечасто уделяют внимание произведению Чернышевского «Что делать». Отчасти это правильно: копаться в бесконечных снах Веры Павловны, анализировать сюжет, который служит лишь обрамлением для главной мысли произведения, пытаться сквозь скрежет зубов разобрать не самый высокохудожественный и легкий язык автора, спотыкаясь чуть ли не через каждое слово — занятия долгие, нудные и не совсем оправданные. С точки зрения литературоведения это не самый удачный выбор для рассмотрения. Но какое влияние оказал этот роман на развитие русской общественной мысли 19 века! Прочитав его, можно понять, чем жили самые прогрессивные мыслители того времени.
Николай Чернышевский за свои радикальные высказывания в адрес действующей на тот момент власти был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Там же родилось его произведение. История романа «Что делать» началась в декабре 1862 года (дописал его автор в апреле 1863). Первоначально писатель задумывал его, как ответ на книгу Тургенева «Отцы и дети», где тот изобразил человека новой формации – нигилиста Базарова. Евгения постиг трагический финал, но в противовес ему был создан Рахметов – более совершенный герой того же склада ума, который уже не страдал по Анне Одинцовой, а занимался делом, и весьма продуктивно.
Чтобы обмануть бдительных цензоров и судебную комиссию, автор вводит в политическую утопию любовный треугольник, который занимает большую часть от объема текста. Этим трюком он запутал чиновников, и те дали разрешение на публикацию. Когда обман раскрылся, было уже поздно: роман «Что делать» разошелся по стране в выпусках «Современника» и рукописных копиях. Запрет не остановил ни распространение книги, ни подражание ей. Его сняли лишь в 1905 году, а через год официально выпустили отдельные экземпляры. Но впервые на русском она была опубликована задолго до этого, в 1867 году в Женеве.
Стоит привести некоторые цитаты современников, чтобы понять, насколько эта книга оказалась значимой и необходимой для людей того времени.
Писатель Лесков вспоминал: «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, — но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: „гадость“, „прелесть“, „мерзость“ и т. п. — все на разные тоны».
Анархист Кропоткин восторженно отзывался о произведении:
Для русской молодёжи того времени она была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем
Даже Ленин удостоил её своей похвалы:
Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь.
Новые люди» создают и новые отношения в своем окружении
Об этом свидетельствовал Плеханов, когда писал: «Кто не читал и не перечитывал это знаменитое произведение? Для русской молодежи, — писал известный революционер князь П. Кропоткин, — роман «Что делать?» стал своего рода откровеньем и программой. Ни одна из повестей Тургенева, никакое произведение Толстого или какого-либо другого писателя не имели такого широкого и глубокого влияния на русскую молодежь, как эта повесть Чернышевского. Сказано же в его предисловии от автора: «У меня нет ни тени художественного таланта.