Женский вопрос в романе что делать

Женский вопрос в романе «Что делать»

Женский вопрос в романе что делать. Смотреть фото Женский вопрос в романе что делать. Смотреть картинку Женский вопрос в романе что делать. Картинка про Женский вопрос в романе что делать. Фото Женский вопрос в романе что делать

Женский вопрос в романе что делать. Смотреть фото Женский вопрос в романе что делать. Смотреть картинку Женский вопрос в романе что делать. Картинка про Женский вопрос в романе что делать. Фото Женский вопрос в романе что делать

Тема женской судьбы всегда занимала особое место в русской литературе. В разные эпохи женщина воспринималась по-разному. Она была “милым предметом”, вдохновительницей главного героя, музой, игрушкой в руках сильных мужчин, обольстительницей и романтичной героиней. Но едва ли можно найти хоть одно литературное произведение, в котором бы женщине отводилась роль лидера. Возможно, всему виной были нравы, не позволяющие женщине играть главенствующую роль не только в своей собственной семье, но и в обществе.

Роман Николая Гавриловича Чернышевского “Что делать?” был действительно революционным. Чернышевский хотел высказать свое мнение по поводу того общественного строя, который, по его соображениям, был самым оптимальным. Чтобы роман был еще революционнее, Николай Гаврилович решил отдать женщине главенствующую роль.

Центральный персонаж романа – Вера Павловна. Это трудолюбивая девушка, которая старается изменить свою жизнь. По мнению Веры, самое важное, что есть у человека – это свобода. Вера мечтает стать свободной, ни от кого не зависеть и жить так, как хочется ей.

Но одними мечтами девушка не довольствуется. Особенностью характера Веры была ее решительность. Она не сидела и не ждала, когда судьба снизойдет и подарит подходящий шанс. Вера была творцом собственной жизни, а не ждала милости от мужчин или от случайного стечения обстоятельств.

Вера не искала счастья в замужестве. Она не пошла под венец со старым самодуром, за которого ее сватала мать. Нет, Вера предпочла связать свою жизнь с любимым человеком, а когда поняла, что любовь угасла, начала новые отношения.

Вера – это не типичная барышня, которая не смеет сказать слово поперек и днями и ночами читает французские романы. Нет, Вера – это человек действия, а не грез. Она умна, дальновидна и стремится усовершенствовать не только себя, но и мир вокруг. В этом и заключается главная добродетель героини. Она задумывается не только о своем благе, но и о будущем общества.

Вере Павловне свойственно обостренное чувство справедливости. Полюбив другого, она не хочет обманывать мужа. Она не желает пятнать свою душу враньем и притворством. Вере не свойственно эгоистичное счастье.

Она ощущает радость лишь тогда, когда люди вокруг нее тоже счастливы. Чернышевский хотел показать, что женщина тоже способна изменить мир. Она может стать у руля реформ и начать творить новое общество.

Источник

Женский вопрос в романе “Что делать”

Женский вопрос в романе «Что делать»

Тема женской судьбы всегда занимала особое место в русской литературе. В разные эпохи женщина воспринималась по-разному. Она была “милым предметом”, вдохновительницей главного героя, музой, игрушкой в руках сильных мужчин, обольстительницей и романтичной героиней. Но едва ли можно найти хоть одно литературное произведение, в котором бы женщине отводилась роль лидера. Возможно, всему виной были нравы, не позволяющие женщине играть главенствующую роль не только в своей собственной семье, но и в обществе.

Роман Николая Гавриловича Чернышевского “Что делать?” был действительно революционным. Чернышевский хотел высказать свое мнение по поводу того общественного строя, который, по его соображениям, был самым оптимальным. Чтобы роман был еще революционнее, Николай Гаврилович решил отдать женщине главенствующую роль.

Центральный персонаж романа – Вера Павловна. Это трудолюбивая девушка, которая старается изменить свою жизнь. По мнению Веры, самое важное, что есть у человека – это свобода. Вера мечтает стать свободной, ни от кого не зависеть и жить так, как хочется ей.

Но одними мечтами девушка не довольствуется. Особенностью характера Веры была ее решительность. Она не сидела и не ждала, когда судьба снизойдет и подарит подходящий шанс. Вера была творцом собственной жизни, а не ждала милости от мужчин или от случайного стечения обстоятельств.

Вера не искала счастья в замужестве. Она не пошла под венец со старым самодуром, за которого ее сватала мать. Нет, Вера предпочла связать свою жизнь с любимым человеком, а когда поняла, что любовь угасла, начала новые отношения.

Вера – это не типичная барышня, которая не смеет сказать слово поперек и днями и ночами читает французские романы. Нет, Вера – это человек действия, а не грез. Она умна, дальновидна и стремится усовершенствовать не только себя, но и мир вокруг. В этом и заключается главная добродетель героини. Она задумывается не только о своем благе, но и о будущем общества.

Вере Павловне свойственно обостренное чувство справедливости. Полюбив другого, она не хочет обманывать мужа. Она не желает пятнать свою душу враньем и притворством. Вере не свойственно эгоистичное счастье.

Она ощущает радость лишь тогда, когда люди вокруг нее тоже счастливы. Чернышевский хотел показать, что женщина тоже способна изменить мир. Она может стать у руля реформ и начать творить новое общество.

Источник

Женский вопрос и Чернышевский

«Что делать?» Николая Гавриловича Чернышевского – один из моих любимых романов. Об этом романе спорили и в ХIХ веке, и в ХХ, и в ХХI.

Ещё в ХIХ веке В.Гаевский писал о том, насколько противоречивые были отзывы и сам высказывал своё мнение. Оно было таким: «В нашей литературе ещё не было высказано такого горячего сочувствия к судьбам женщины, как в романе г.Чернышевского, сочувствия, источником которого служило не поэтическое раздражение, а светлый, гуманный и практический взгляд, выработанный наукою и обществом»(Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей, стр.275-276). В таком же ключе была написана и статья У. Ц-ской «Что мешает женщине быть самостоятельной».

Поэт-сатирик В.Курочкин, в конце 20 века ставший вновь знаменитым, был одним из первых, кто бросился на защиту романа. Его стихотворные сатиры «Молодая жена! Ты «Что делать?» взяла?» и «Нет, положительно роман «Что делать?» не хорош!» были широко известны в 60-е годы 19 века.

В конце 19 и начале 20 века роман «Что делать» был очень популярным.

Я думаю, что роман был популярен не только потому, что он давал рецепты социального устройства общества, но и потому, что в нем показана необыкновенная, сильная любовь Лопухова, способная к самопожертвованию. В литературе можно найти много женских образов, которые жертвуют собою ради любви, но мужчина…

Помню, много лет назад читала о том, что благодаря роману «Что делать?» многие революционеры нашли свое семейное счастье.

Ведь не секрет, что семейная жизнь получается хорошей только тогда, когда люди придерживаются одинаковых взглядов. А в этом произведении целая система правильных взглядов на жизнь. Вот люди и находили свое личное счастье при помощи книги Чернышевского.

— Вы любите «Что делать?»?

— А я выбираю себе женихов только из тех, из ее женихов.

— Тогда, не пойти ли нам прогуляться по городу? Сегодня такая погода!

Печально, но в наши дни на просторах Интернета я видела статью, отрицающую в произведении главную идею – идею социальной справедливости. Вместо этого автор пытался убедить читателей в том, что этот роман только любовный. Ну что же, тогда и я переиначу – это роман о том, что можно любить только тех людей, которые выступают против несправедливого общества и пытаются его улучшить. И роман этот написан очень образованным человеком, Чернышевский много знал и много учился.

Ещё учась в институте, он так прекрасно владел латынью, что пел старинные, древние римские песни, читал в подлиннике Квинтилиана, а А. А. Тахо-Годи писала о том, что фразу из сочинения Плиния Н.Г.Чернышевский использовал в статье «Капитал и труд».

Современен ли роман Чернышевского? Похоже, что авторы книги для ученика и учителя, изданной в 2000 году (Н.Чернышевский. Что делать? Книга для ученика и учителя. М,: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000, см. стр.697), сомневаются в этом. У меня очень большой круг друзей и знакомых. И я решила поспрашивать об этом своих друзей по электронной почте. И что же?

Из 10 опрошенных трое сразу же написали о том, что роман современен.

И героиня необычна. А у необычной героини – необычные сны. Что же представляет из себя Вера Павловна Розальская?

Начнём с прототипов Веры Розальской. Ими явились невеста Чернышевского Ольга Сократовна Васильева и М.А.Бокова-Сеченова. Ольга Васильева была девушкой умной, красивой и образованной. Некоторые разговоры с ней Николай Гаврилович ввёл в сюжет своего романа. В письмах из ссылки, утешая жену, Чернышевский «указывал на большую привлекательность её бесед для таких учёных, как Пекарский, Срезневский, Котляревский» (Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. Издательство «Художественная литература». Москва. 1972, стр.262). Что же касается, Боковой-Сеченовой, то «она была одной из первых женщин в России, посвятивших себя медицине» (Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. Книжное издательство «Эльбрус». Нальчик. 1973.Исследования и другая литература по данной теме, стр.25).

И всё-таки подробнее, что за человек эта Вера Павловна?

Литературовед В.В.Смирнова решила показать своеобразие этой героини, сравнивая её с другой героиней, с Ларисой Огудаловой из драмы Островского «Бесприданница».

В обоих произведениях красоту главных героинь хотят превратить в вещь. Чернышевский с возмущением пишет о том, «что Верочке грозит стать «куклой», «туфлей»; в «Бесприданнице» Кнуров и Вожеватов сравнивают Ларису с дорогим бриллиантом» Александр Павлович Скафтымов в русской литературной науке и культуре, стр.175), а «Паратов фактически не делает разницы между Ларисой и пароходом «Ласточкой»: «для меня ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно» (Александр Павлович Скафтымов в русской литературной науке и культуре, стр.175). Вспомним ещё и о том, что Жюли предлагала Вере Павловне стать актрисой, то есть тоже продать свою красоту.

Из данных произведений мы видим общераспространённость отношения купли-продажи «к умной, красивой, бедной девушке…» (Александр Павлович Скафтымов в русской литературной науке и культуре. Статьи, публикации, воспоминания, материалы. ИЗДАТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, стр.175).

Кроме красоты и ума Николай Гаврилович наделил свою героиню ещё и образованностью. И об этом нельзя забывать. Марья Алексееевна дала ей возможность получить образование, для того чтобы впоследствии подороже её «продать». Вера четыре года проучилась в пансионе, знает два иностранных языка, много читает, играет на фортепиано. И, видимо (даже в доме у матери), много думает и анализирует, в отличие от Ларисы Огудаловой.

Итак, перед нами натура цельная, умная, образованная и красивая. Ну, а зачем же красивая, если не пошла в актрисы? Уверена, Чернышевский обоснованно дал ей эту грузинскую красоту. Была бы она некрасива, можно было бы её общественную активность «списать» на блёклую внешность, мол, чем ещё ей некрасивой заниматься, кроме мастерской и медицины! Эдакий синий чулок!

А вот получившийся портрет главной героини почти волшебен. А волшебной героине нужно волшебство, сказочность, и они являются к ней в снах.

Сны Веры Розальской органично связаны с сюжетом романа. И темами снов являются темы, с которыми герои сталкиваются в реальности.

И первой темой я бы назвала тему любви. Это важная, но не главная тема в романе.

Восхищался Николай Гаврилович и произведениями Ж.Санд. В них писательница с пафосом прославляла и защищала любовь, а Чернышевский выдвинул на «первый план повышение общего духовного развития женщины и главное – развития интеллектуального» (Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. Издательство «Художественная литература». Москва. 1972, стр.229).

Об эмансипации женщины до Чернышевского писали также мадам де Сталь, Герцен, Дружинин, часто роман в этом плане сравнивают и с романом Тургенева «Отцы и дети», но «Что делать?» оказался выше их и «по глубине и социальной конкретности в обсуждении и решении вопроса»(Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. Издательство «Художественная литература». Москва. 1972, стр.269).

Женщина во всём зависела сначала от родителей, а потом от мужа. Сделать что-то по-своему было довольно трудно, всюду её ожидали уголовные наказания, так в статье 1549 Уложения о наказаниях говорилось о похищении незамужней с её согласия; в статьях 1554 и 1555 – о двоебрачии с подлогом и без подлога; в статье 1556 – о вступлении в брак без согласия родителей; в 1592 – об упорном неповиновении родительской власти; в статьях 998 и 999 – о сводничестве мужьями своих жён; и в статьях 976 и 977 – об употреблении чужих паспортов. Не случайно борьба за раскрепощение женщин стала составной частью борьбы за справедливость в 60-е годы!

Веками женщине дозволялось трудиться только дома, выполнять только домашнюю работу: варить, стирать, убираться, шить. Но в 19 веке появились первые «ласточки», те, кто хотел трудиться и вне дома.

В России первым русским женщинам, получившим диплом врача, Н. П. Сусловой (1867)и М. А. Боковой-Сеченовой (1871), пришлось заканчивать образование в Цюрихском университете. «В Петербурге в это время врачом стала лишь В. А. Кашеварова-Руднева (1848-1909), которая при стечении исключительных обстоятельств была зачислена в Медицинскую академию как «стипендиатка башкирского народа», закончив её с золотой медалью в 1868 году»(№8, стр.234).

Но вернусь к роману Чернышевского. В художественно-символических картинах первого сна Веры Павловны утверждается типологическое единство и взаимосвязь личного освобождения героини и общественной эмансипации женщин. Активную роль в сновидении играют образы-символы. Верочка прозревает духовно и готова освобождать других девушек из тёмного подвала. И действительно, впоследствии мы увидим, как пример Веры и её деятельности будет влиять на жизни Крюковой, Кати Полозовой и многих других.

Вере снится и Марья Алексеевна. «Марья Алексеевна, хотя и грязь, но со здоровыми элементами; она трудилась по-своему, заботилась о куске хлеба, боролась за сносные условия жизни»(Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. Издательство «Художественная литература». Москва. 1972, стр.257).

Второй сон Веры Павловны начинается с беседы о необходимости дренажа, революции, а кончается революционной французской песней. И заметьте, её поют женщины. «Будем учиться и трудиться, будем петь и любить, будет рай на земле» (Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. Книжное издательство «Эльбрус». Нальчик. 1973.Исследования и другая литература по данной теме, стр.38).

К «Четвертому сну» Веру ведёт долгая дорога. Но уже в самом начале этого пути она задумывается о справедливости и спрашивает Дмитрия: «Не будет? (бедных – Н.Д.) – перебила Верочка. – Я и сама думала, что их не будет…» (Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. Книжное издательство «Эльбрус». Нальчик. 1973.Исследования и другая литература по данной теме, стр.99). А после этого разговора думает: «Да, вот хорошо будет, когда бедных не будет, никто никого принуждать не будет, все будут весёлые, добрые, счастливые…» (Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. Книжное издательство «Эльбрус». Нальчик. 1973.Исследования и другая литература по данной теме, стр.104). Читатель в тот момент удивлялся, вот ведь какая героиня, молоденькая, ей бы о любви думать, а она…

Вдруг швейную мастерскую затеяла.

Чернышевский восхищается, а мне грустно. Я вижу ряды женщин, бегающих по массажным салонам, продавшихся в замужество за побрякушки. И очень обидно мне. Могли бы жить иначе…

В четвертом сне автор показывает исторические этапы в жизни женщин. Ещё «К. Маркс и Ф.Энгельс в работе «Святое семейство» с сочувствием отмечали слова Фурье, утверждавшего, что «развитие данной исторической эпохи всегда можно определить степенью продвижения женщины по пути к свободе…Степень эмансипации женщины есть естественное мерило общей эмансипации» (Пинаев М.Т. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Комментарий. Москва. «Просвещение». 1988, стр.232-233). Видимо, поэтому сначала Николай Гаврилович рассказывает о жизни женщин в разные эпохи, а потом уже переходит к жизни всех людей. Здесь важно отметить, что автор «считал, что окончательно решить женский вопрос можно только после коренного изменения общественной системы» (Пинаев М.Т. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?», стр.233).

Но с веками «мужчина становился разумнее» (Чернышевский Н.Г. «Что делать?», стр.398),а «женщина твёрже…» (Чернышевский Н.Г. «Что делать?», стр.398).

И вот мы достигли счастья при социализме. Советская женщина трудилась, училась, занималась семьёй. И государство ей в этом помогало – открыло огромное количество прачечных, химчисток. Детей можно было определить в детский сад и в ясли. И все эти услуги были недороги, доступны в денежном плане. И досуг можно было провести хорошо. Сколько было самодеятельных коллективов! Они и сейчас есть, но тогда их было в разы больше. Каждый крупный завод имел свой Дом Культуры (читайте в моём блоге «Где вы, заводы?»).

И советская женщина была нравственной. Много раз слышала о том, что фашисты удивлялись количеству целомудренных русских девушек в концлагерях.

Но зараза с Запада постепенно проникала в страну. Курящие француженки – это модно… Да, они курили потому, что денег не было на полноценное питание. И дошли до картины ужасной. Девочки и девушки чаще курят, чем юноши. А это грозит бесплодием и нездоровыми детьми.

А проституция? Сразу вспоминается Сонечка Мармеладова. Её семье нечего было есть и не на что жить. Такое и сейчас есть, стоит только отъехать от Москвы. Но сейчас занятие древнее привлекает и для того, чтобы жить побогаче. С голоду не умираю, а на улице стою… Надо же выглядеть модно!

Верочка, и не снилось тебе в светлых снах твоих, что произойдёт освобождение женщины, а потом её снова закрепостят, да ещё будут краской поливать, если не по канонам одета, или, как в Афганистане камнями до смерти забивать, за то, что сбежала с любимым мужчиной. И сутенёры будут бить её и над ней издеваться!

«В январе 2013 года замминистра внутренних дел РФ Игорь Зубов, выступая в Госдуме, заявил, что в России в занятия проституцией вовлечено более 1 млн человек».

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

«Новое отношение к женщине в романе «Что делать?»»

Женский вопрос Николая Чернышевского 11 июня 2009, 00:01 | ИЛЬ ДЕ БОТЭ

Роман «Что делать?» стал «путевкой в жизнь» многим женщинам России. Женский вопрос очень волновал Николая Чернышевского – каждая женщина казалась ему несчастной: в его глазах она была всегда или порабощена, или умственно мало развита.

Однако влюблен революционер-демократ всю жизнь был только в одну – Ольгу Сократову, Васильеву в девичестве. Кофе с поцелуями Ей было 19 лет, когда он встретил ее, приехав в Саратов. Ольга, в которой текла горячая цыганская кровь, шумом голубых бантов и «певучестью речи обольстила и оболванила неуклюжего девственника» (Владимир Набоков). Они вступили в законный брак, хотя друзья Чернышевского предостерегали его от этого союза – в частности, Палимпсестов говорил, что Ольга Сократова «истаскана» сердцем и неспособна никого любить, а Краснов, когда спросил ее, почему она вышла замуж за Чернышевского, получил в ответ: «он обещался меня любить». Очень интересны воспоминания об этой паре историка И.Е. Забелина, который отобедал однажды у супругов: «Жена его милая особа, вроде цыганки. Недурна собою, и супруги, кажется, до сих пор по уши влюблены друг в друга. После обеда она поила его кофе, перемешанным частыми поцелуями. Села к нему на колени, обняла голову, давала по глотку кофе и по поцелую». Что с ней делать? Ольга Сократова была чрезвычайно неуравношенной и даже истеричной дамой. Но Чернышевский, кажется, еще до брака был настроен весьма демократично в отношении поведения своей супруги. Он записывал в дневнике, что готов к появлению у жены «серьезной страсти» и не видел в этом ничего особенного, если это будет «достойный человек». Неслучайно же в романе «Что делать?» писателем одобрялась семейная жизнь втроем. В реальной жизни теоретику «свободной любви» Чернышевскому пришлось делить Ольгу Сократову не с одним, а с многими мужчинами. Так, некоторое время она крутила роман с полковником Генерального штаба И.Ф. Савицким. Связь не скрывалась от мужа: свидания происходили в квартире Чернышевского, который сидел и работал в своем кабинете, а в соседней комнате жена предавалась любовным утехам. Однако Ольга по-своему любила мужа, так как категорически отказалась бросить его и уехать с Савицким. Революционные отношения В ее жизни вообще было немало мужчин. Однако Чернышевского задела «за живое» лишь одна связь Ольги – с его другом и революционером-демократом Добролюбовым. Тот в одном из писем писал, что «несколько бесед с нею в доме, две-три поездки в театр и, наконец, два-три катанья на тройке за город… совершенно меня помутили… я не должен ничего добиваться, потому что Н.Г. все-таки мне дороже ее. Но в то же время я не имею сил отстать от нее, не могу не чувствовать особенной радости при всяком знаке ее расположения». И хотя Добролюбов был вполне «достойным человеком», между двумя революционерами произошло неприятное объяснение. Однако любовные отношения между Сократовой и Добролюбовым продолжались до самой смерти революционера. А скончался он в самом расцвете – в 25 лет от туберкулеза. Ольга так громко рыдала над его гробом, что некоторые очевидцы назвали ее скорбь «неприличной». Супруга Ольги также в скором времени «казнили». За антиправительственную прокламацию, в которой он призывал крестьян не повиноваться помещикам, Чернышевского подвергли «гражданской казни». Его возвели на эшафот, сломали над ним шпагу или, говоря современным языком, лишили гражданства. И сослали в Сибирь. Однако даже там он не переставал заботиться о своей Оленьке. Активно писал философско-публицистические статьи. Гонорары были настолько высокие, что на деньги, которые Чернышевский отсылал своей супруге, она покупала дорогие наряды, драгоценности и жила вполне безбедно. Правда, надо отдать должное и Сократовой: она навещала мужа в далекой ссылке, несмотря на его категорические возражения. Жизнь после ссылки После освобождения Чернышевский получил право жить в Астрахани под полицейским надзором. Супруги воссоединились. Однако здоровье Николая было уже основательно подорвано ссылкой. Сократова полностью изолировала мужа от всякой связи с революционным движением. И он, как обычно, покорился. Этот человек, который устами одного из своих литературных героев, сказал о русском народе: «Жалкая нация, жалкая нация! Нация рабов – снизу доверху сплошь рабы…», сам многие годы находился в рабском подчинении жены. Ольга Сократова умерла в 1917 г., пережив своего супруга на 30 лет и успев увидеть своими глазами то, о чем мечтал Чернышевский, – крах самодержавного режима в России. Геннадий Головков, etoya.ru

Фото: hrono.info, persony.ru, persona-magazine.ru, rulex.ru

Надо знать его место в прошлом и настоящем, реальную правду о книге Чернышевского и нам сегодня

Как и другие «новые люди» Чернышевского, она может быть счастлива только тогда, когда приносит радость и счастье другим людям. Она знает, что личное счастье «невозможно без счастья других». Вера Павловна не может и не хочет обманывать ни себя, ни других. Полюбив Кирсанова, она понимает, что было бы недостойно и нечестно обманывать себя и Лопухова, и первая рассказывает о овоём чувстве Лопухову.

Вера Павловна — не «синий чулок», она заботится о своей внешности, со вкусом одевается, сохраняет женственность и обаятельность. Вера Павловна — не схема, а обыкновенный живой человек, каких во времена Чернышевского было немало. Она одна из тех женщин, которые, прокладывая ебе путь, ведут за собой других к свободе и счастью. Его роман «Что делать?» вообще является полемиче­ским по отношению к консервативной и либерально-дворян­ской литературе, и в трактовке женского вопроса Чернышев­ский тоже полемичен.

Это, безусловно, положительный герой романа Чернышевского. Личное счастье» было провозглашено «альфой и омегой» человеческой жизни, пределом желаний, венцом стремлений. Чернышевский считал, что человек не может быть счастлив «сам с собой». Только в общении с людьми может он быть действительно свободен. И именно с этой точки зрения исключительный интерес представляет этическая теория Чернышевского.

Анализ произведения

1. Социально-политическое обновление общества путем революции. В книге автор из-за цензуры не мог развернуть данную тему подробнее. Она даётся полунамёками в описании жизни Рахметова и в 6-й главе романа.

2. Нравственные и психологические. Что человек силой своего ума способен создать в себе новые заданные моральные качества. Автор описывает весь процесс от малого (борьба против деспотизма в семье) и до масштабного, то есть революции.

3. Женская эмансипация, нормы семейной морали. Данная тема раскрывается в истории семьи Веры, в отношениях трёх молодых людей до мнимого самоубийства Лопухова, в 3- х первых снах Веры.

4. Будущее социалистическое общество. Это мечта о прекрасной и светлой жизни, которую автор разворачивает в 4-м сне Веры Павловны. Здесь же видение облегчённого труда при помощи технических средств, т. е. техногенное развитие производства.

(Чернышевский в камере Петропавловской крепости пишет роман

Пафос романа — пропаганда идеи преобразования мира через революцию, подготовка умов и ожидание её. Более того, желание активного в ней участия. Главная цель произведения — разработка и внедрение новой методики революционного воспитания, создания учебника по формированию нового мировозрения для каждого думающего человека.

Сюжетная линия

В романе она фактически прикрывает основную мысль произведения. Не зря ведь поначалу даже цензоры сочли роман не более, чем любовной историей. Начало произведения, нарочито занимательное, в духе французских романов, ставило своей целью сбить с толку цензуру и попутно привлечь внимание большинства читающей публики. В основе сюжета незамысловатая любовная история, за которой скрываются социальные, философские и экономические проблемы того времени. Эзопов язык повествования насквозь пронизан идеями грядущей революции.

Сюжет таков. Есть обычная девушка Вера Павловна Розальская, которую корыстная мать всячески старается выдать за богача. Пытаясь избежать этой участи девушка прибегает к помощи своего друга Дмитрия Лопухова и заключает с ним фиктивный брак. Таким образом, она получает свободу и покидает дом родителей. Впоисках заработка Вера открывает швейную мастерскую. Это не совсем обычная мастерская. Здесь нет наёмного труда, работницы имеют свою долю в прибыли, поэтому заинтересованы в процветании предприятия.

Вера и Алекандр Кирсанов обоюдно влюблены. Чтобы освободить мнимую жену от угрызений совести Лопухов инсценирует самоубийство (именно с описания его и начинается всё действие) и уезжает в Америку. Там он приобретает новое имя Чарльз Бьюмонт, становится агентом английской фирмы и, выполняя её задание, приезжает в Россию для приобретения стеаринового завода у промышленника Полозова. Лопухов дома у Полозова знакомится с его дочерью Катей. Они влюбляются друг в друга, дело заканчиваетсясвадьбой.Теперь Дмитрий объявляется перед семьёй Кирсановых. Начинается дружба семьями, они поселяются в одном доме. Вокруг них образовывается круг «новых людей», желающих устроить свою и общественную жизнь по-новому. Жена Лопухова-Бьюмонта Екатерина Васильевна также присоединяется к делу, устраивает новую швейную мастерскую. Такая вот счастливая концовка.

Главные герои

Центральный персонаж романа — Вера Розальская. Особа общительная, относится к типу «честных девушек», не готовых идти на компромисс ради выгодного брака без любви. Девушка романтичная, но, не смотря на это, вполне современная, с хорошими административными задатками, как сказали бы сегодня. Поэтому она смогла заинтересовать девушек и организовать швейное производство и не одно.

(На фотографии артист Карнович-Валуа в роли Рахметова, спектакль «Новые люди»

Близкий друг Дмитрия и Александра революционер Рахметов — наиболее значимый герой романа, хотя ему отведено в романе немного места. В идейной канве повествования ему выпала особая роль и посвящено отдельное отступлении в 29 главе. Человек неординарный во всех отношениях. В 16 лет оставил на три года университет и бродил по России в поисках приключений и воспитания характера. Это человек с уже сформированными принципами во всех сферах жизни, в материальной, физической и духовной. При этом, обладающий кипучей натурой. Он видит свою дальнейшую жизнь в служении людям и готовится к этому, закаляя свой дух и тело. Отказался даже от любимой женщины, потому что любовь может ограничить его в действиях. Он хотел бы жить как большинство людей, но не может себе этого позволить.

В русской литературе Рахметов стал первым революционером практиком. Мнения о нём были совершенно противоположными, от негодования, до восхищения. Это — идеальный образ революционера — героя. Но сегодня, с позиции знания истории, такой человек мог бы вызвать только сочувствие, так как мы знаем насколько точно история доказала правоту слова императора Франции Наполеона Бонапарта: «Революции задумывают герои, исполняют дураки, а её плодами пользуются мерзавцы». Возможно, озвученное мнение не вполне вписывается в рамки сформированного десятилетиями образа и характеристики Рахметова, но это, действительно, так. Вышесказанное нисколько не умаляют качества Рахметова, потому что он герой своего времени.

По признанию Чернышевского, на примере Веры, Лопухова и Кирсанова, он хотел показать обыкновенных людей нового поколения, которых тысячи. Но без образа Рахметова у читателя могло бы сложиться обманчивое мнение о главных героях романа. По мнению писателя, все люди должны быть такими как эти три героя, но высшим идеалом, к которому должны стремиться все люди, это образ Рахметова. И с этим я полностью согласен.

Образ Веры Павловны и его роль в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Вера Павловна — главная героиня романа: именно ее био­графия последовательно прослеживается автором, именно с ее образом связаны важнейшие проблемы романа — свобода и равноправие женщин, новая мораль, устройство семейного быта, пути «приближения будущего».

1. Сюжет романа отражает духовный рост Веры Павлов­ны. Сначала мы видим ее в родительском доме обыкновенной девушкой из небогатого, но обеспеченного семейства, полу­чившей неплохое воспитание и образование. Вера Павловна заявляет свою самостоятельность, отказываясь выйти замуж за нелюбимого человека. Далее следует любовь к Лопухову и брак с ним, в котором Вера Павловна чувствует себя счастли­вой. В дальнейшем движении сюжета героиня обнаруживает более широкие и развившиеся потребности: она устраивает мастерские, «выпускает девушек из подвала» — это ее обще­ственная деятельность.

В личной жизни Вера Павловна также начинает лучше по­нимать себя и испытывать недовольство от своих отношений с Лопуховым. Следствием этого стала любовь к Кирсанову, в бра­ке с которым Вера Павловна нашла свое счастье. К концу романа мы видим Веру Павловну, которая готовится стать врачом, то есть получить чисто мужскую по тем временам специальность.

2. Вера Павловна — обыкновенный «новый человек»; она не герой, как Рахметов, а просто хорошая, порядочная и умная женщина. В ее изображении автор намеренно подчеркивает чисто человеческие черты и даже слабости: она любит хорошие сливки, не прочь понежиться по утрам в постели, имеет при­страстие к хорошим ботинкам и т.п. Этим Чернышевский хочет показать, что путь, по которому идет Вера Павловна, в принци­пе открыт всем: чтобы идти по нему, не требуется каких-то особых дарований, не требуется что-то ломать в себе и т.д.

3. Вместе с тем именно с образом Веры Павловны в рома­не связан образ будущего, которое она видит в своем четвер­том сне, что делает ее фигуру особенно значимой в идейном мире романа.

4. Роль образа Веры Павловны в композиции романа — важнейшая, потому что именно с ним связано как сюжетное действие, так и постановка и решение главных проблем романа.

Итак, в образе Веры Павловны Чернышевский изобразим совершенно новый для русской литературы тип женщины. Она принципиально отличается от героинь русских романов первой половины XIX века (Татьяны Лариной, Маши Миро новой у Пушкина, женских образов в «Герое нашего времени» Лермонтова, «тургеневских девушек», Катерины в «Грозе» Островского и др.). В создании этого образа ярко проявилось идейное и художественное новаторство Чернышевского.

Совершенно иначе подходит к этому типу Чернышев­ский. Его роман “Что делать?” вообще является полемиче­ским по отношению к консервативной и либерально-дворян­ской литературе, и в трактовке женского вопроса Чернышев­ский тоже полемичен. Его Вера Павловна нисколько не похо­жа на ту же Кукшину, хотя и является образцом эмансипиро­ванной женщины. Она прежде всего нормальная женщина, ни при каких обстоятельствах не утрачивающая женственно­сти, но прибавляющая к ней такие качества, которые счита­лись традиционно чисто мужскими: здравый и тонкий ум, стремление работать, образованность, самостоятельность. Это, безусловно, положительный герой романа Чернышевского. Чернышевский стремится доказать, что в эмансипации, осво­бождении женщины нет ничего чудовищного или противоес­тественного, что свобода и равноправие женщины – не­пременное условие социально гармонического общества. Примечательно, что любовь у Чернышевского является прове­рочной ситуацией, но из нее герои выходят с честью, и прежде всего благодаря “теории разумного эгоизма”, которая выра­жает сущность морали “новых людей”. “Свободная любовь”, по Чернышевскому, – это прекрасно и разумно, это – прояв­ление уважения к женщине и признание ее неотъемлемых прав. Но истинно свободная любовь возможна лишь в свобод­ном обществе, а потому подлинное освобождение женщины лежит на путях социальной революции.

Глоссарий:

Другие работы по этой теме:

На уроках литературы, как правило, нечасто уделяют внимание произведению Чернышевского «Что делать». Отчасти это правильно: копаться в бесконечных снах Веры Павловны, анализировать сюжет, который служит лишь обрамлением для главной мысли произведения, пытаться сквозь скрежет зубов разобрать не самый высокохудожественный и легкий язык автора, спотыкаясь чуть ли не через каждое слово — занятия долгие, нудные и не совсем оправданные. С точки зрения литературоведения это не самый удачный выбор для рассмотрения. Но какое влияние оказал этот роман на развитие русской общественной мысли 19 века! Прочитав его, можно понять, чем жили самые прогрессивные мыслители того времени.

Николай Чернышевский за свои радикальные высказывания в адрес действующей на тот момент власти был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Там же родилось его произведение. История романа «Что делать» началась в декабре 1862 года (дописал его автор в апреле 1863). Первоначально писатель задумывал его, как ответ на книгу Тургенева «Отцы и дети», где тот изобразил человека новой формации – нигилиста Базарова. Евгения постиг трагический финал, но в противовес ему был создан Рахметов – более совершенный герой того же склада ума, который уже не страдал по Анне Одинцовой, а занимался делом, и весьма продуктивно.

Чтобы обмануть бдительных цензоров и судебную комиссию, автор вводит в политическую утопию любовный треугольник, который занимает большую часть от объема текста. Этим трюком он запутал чиновников, и те дали разрешение на публикацию. Когда обман раскрылся, было уже поздно: роман «Что делать» разошелся по стране в выпусках «Современника» и рукописных копиях. Запрет не остановил ни распространение книги, ни подражание ей. Его сняли лишь в 1905 году, а через год официально выпустили отдельные экземпляры. Но впервые на русском она была опубликована задолго до этого, в 1867 году в Женеве.

Стоит привести некоторые цитаты современников, чтобы понять, насколько эта книга оказалась значимой и необходимой для людей того времени.

Писатель Лесков вспоминал: «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, — но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: „гадость“, „прелесть“, „мерзость“ и т. п. — все на разные тоны».

Анархист Кропоткин восторженно отзывался о произведении:

Для русской молодёжи того времени она была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем

Даже Ленин удостоил её своей похвалы:

Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь.

В 1889 году Чернышевский получил позволение переехать в родной Саратов, где и скончался

Но и поведение своих героев в быту он рассматривал как участие их в борьбе за это «пересоздание» общества. Эгоизм «новых людей» тоже строится на расчете и выгоде отдельного человека. Положительным человеком в истинном смысле может быть только человек любящий и благородный». Чернышевский никогда не защищал эгоизма в его буквальном смысле. Искать счастья в эгоизме — ненатурально, и участь эгоиста нимало не завидна: он урод, а быть уродом неудобно и неприятно»,- пишет он в «Очерках гоголевского периода русской литературы».

Роман Чернышевского исполнен размышлений автора о прошлом, настоящем и будущем России

В центре его внимания – человек. Думаю, что «теория разумного эгоизма», о которой писал Чернышевский в XIX веке, применима и к нашему времени, ведь истории свойственно повторение. В авторском осмыслении в нем изображалась русская жизнь в прошлом, настоящем и будущем.

Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна не только наделены высокими нравственными достоинствами, но волей и энергией, поэтому жизнь свою они могут строить согласно своим принципам. Независимые в своих суждениях, трудолюбивые, они стремятся не только к личному счастью, но и к общему благополучию и к тому, чтобы «помогать этому скорее прийти».

Идеалы свободы и правды, которые они исповедуют, определяют их жизненное поведение — высокую дружбу, самоотверженность, уважение к человеку. Один из наиболее значительных для того времени — женский вопрос — также решался в романе с принципиально новых позиций. Счастье ее не только в любви, в семейной жизни, но и в полезной трудовой и общественной деятельности. Можно предполагать, что имелось в виду и революционное воздействие.

Проблематика

В произведении Чернышевский затронул наиболее злободневные проблемы своего времени:

Новые люди» создают и новые отношения в своем окружении

Об этом свидетельствовал Плеханов, когда писал: «Кто не читал и не перечитывал это знаменитое произведение? Для русской молодежи, — писал известный революционер князь П. Кропоткин, — роман «Что делать?» стал своего рода откровеньем и программой. Ни одна из повестей Тургенева, никакое произведение Толстого или какого-либо другого писателя не имели такого широкого и глубокого влияния на русскую молодежь, как эта повесть Чернышевского. Сказано же в его предисловии от автора: «У меня нет ни тени художественного таланта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *