Жертва вечерняя что это значит

Жертва вечерняя

Песнопение «Да исправится молитва моя…» звучит на каждой литургии Преждеосвященных Даров в течение Великого поста. Ничего подобного нет ни на так называемых полных литургиях, более привычных нам, ни на вечерне, которая составляет основу Преждеосвященной литургии. Комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
Жертва вечерняя что это значит. Смотреть фото Жертва вечерняя что это значит. Смотреть картинку Жертва вечерняя что это значит. Картинка про Жертва вечерняя что это значит. Фото Жертва вечерняя что это значит

Канонарх:
Да исправится молитва моя,
яко кадило пред Тобою,
воздеяние руку моею,
жертва вечерняя.
Хор:
Да исправится молитва моя…
Канонарх:
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя,
вонми гласу моления моего,
внегда воззвати ми к Тебе.
Хор:
Да исправится молитва моя…
Канонарх:
Положи, Господи, хранение устом моим,
и дверь ограждения о устнах моих.
Хор:
Да исправится молитва моя…
Канонарх:
Не уклони сердце мое в словеса лукавствия,
непщевати вины о гресех.
Хор:
Да исправится молитва моя…
Канонарх:
Да исправится молитва моя,
яко кадило пред Тобою…
Хор:
…воздеяние руку моею,
жертва вечерняя.

Греческий текст
Ὁ ἱερεύς:
Κατευθυνθήτω ἡ προσευχή μου,
ὡς θυμίαμα ἐνωπιόν σου,
ἔπαρσις τῶν χειρῶν μου,
θυσία ἑσπερινή.
Ὁ Χορός:
Κατευθυνθήτω ἡ προσευχή μου…
Ὁ ἱερεύς:
Κύριε, ἐκέκραξα πρὸς σέ,
εἰσάκουσόν μου,
πρόσχες τῇ φωνῇ τῆς δεήσεώς μου
ἐν τῷ κεκραγέναι με πρὸς σέ.
Ὁ Χορός:
Κατευθυνθήτω ἡ προσευχή μου…
Ὁ ἱερεύς:
Θοῦ, Κύριε, φυλακὴν τῷ στόματί μου,
καὶ θύραν περιοχῆς περὶ τὰ χείλη μου.
Ὁ Χορός:
Κατευθυνθήτω ἡ προσευχή μου…
Ὁ ἱερεύς:
Μὴ ἐκκλίνῃς τὴν καρδίαν μου εἰς λόγους πονηρίας
τοῦ προφασίζεσθαι προφάσεις ἐν ἁμαρτίαις.
Ὁ Χορός:
Κατευθυνθήτω ἡ προσευχή μου…
Ὁ ἱερεύς:
Δόξα Πατρὶ καὶ Υἱῷ καὶ Ἁγίῳ Πνεύματι
καὶ νῦν καὶ ἀεὶ καὶ εἰς τοὺς αἰῶνας τῶν αἰώνων. Ἀμήν.
Ὁ Χορός:
Κατευθυνθήτω ἡ προσευχή μου…
Ὁ ἱερεύς:
Κατευθυνθήτω ἡ προσευχή μου,
ὡς θυμίαμα ἐνωπιόν σου…
Ὁ Χορός:
…ἔπαρσις τῶν χειρῶν μου,
θυσία ἑσπερινή.

Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
Канонарх:
Да направится молитва моя,
как фимиам, пред лицо Твоё,
возношение рук моих –
как жертва вечерняя.
Хор:
Да направится молитва моя…
Канонарх:
Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня,
внемли гласу моления моего,
когда я взываю к Тебе.
Хор:
Да направится молитва моя…
Канонарх:
Поставь стражу, Господи, к устам моим,
и дверь ограждающую для губ моих.
Хор:
Да направится молитва моя…
Канонарх:
Не уклони сердце мое к словам порочным
измышлять оправдания грехам.
Хор:
Да направится молитва моя…
Канонарх:
Да направится молитва моя,
яко фимиам пред лицо Твоё…
Хор:
…возношние рук моих –
как жертва вечерняя.

Песнопение «Да исправится молитва моя…» звучит на каждой литургии Преждеосвященных Даров, т. е. по средам и пятницам в течение Великого поста и в первые три дня Страстной седмицы. Ничего подобного нет ни на так называемых полных литургиях (святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого), более привычных нам, ни на вечерне, которая, собственно говоря, и составляет основу преждеосвященной литургии.

Текст молитвы «Да исправится…» представляет собой первые четыре стиха 140-го псалма – одного из тех псалмов, которые поются на «Господи, воззвах». Однако там, ближе к началу вечерни (и, соответственно, к началу литургии Преждеосвященных Даров), стихи псалма читаются в обычном порядке, перемежаясь со стихирами, которые берутся из Триоди и Минеи.

Здесь же никаких стихир нет; первым в исполнении солиста звучит 2-й стих 140-го псалма (Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя), хор повторяет этот стих, после чего солист поет 1, 3, и 4-й стихи псалма, а хор после каждого стиха поет в качестве припева «Да исправится молитва моя…»

«Да исправится…» поется при открытых царских вратах. Священник стоит перед престолом и кадит его, затем переходит к жертвеннику, на котором стоят Дары.

После пения «Да исправится…» совершается молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами.

Источник

Толкование на Псалтирь 140:2

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Псалтирь 140:2 / Пс 140:2

Афанасий Великий (

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою. Помышления уподобляет благовонным курениям, потому что они тонки и приносятся Богу единым умом. Воздеяние руку моею, жертва вечерняя. А дела, представляемые под образом рук, уподобляет жертве, потому что они имеют как бы более доблести в сравнении с мысленными приношениями. Говорит же: жертва вечерняя, потому что в добрых делах упражняться должно до конца.

Источник: Толкование на псалмы.

Иоанн Златоуст (

Да исправится молитва моя яко кадило пред тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя

«Да возносится молитва моя, как фимиам, пред Тобою». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «да поставится молитва моя, как кадило пред тобою» (ταχθήτω). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «да уготовится» (έτοιμασθήτω). «Поднятие рук моих — да будет (как) жертва вечерняя». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «дар вечерний» (δωρον). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «приноше­ние вечернее» (προσφρὰ).

Чему хочет научить нас пророк, говоря о жертве вечер­ней? В древности было два жертвенника: один сделанный из меди, другой — золотой; первый был всенародный, назначенный почти для всех жертв народа; а последний находился в свя­тилище, за завесою. Но, чтобы сказанное нами было яснее, поста­раемся изложить этот предмет с начала. У иудеев в древ­ности был храм, длиною в сорок локтей, а шириною в двадцать. Десять локтей этой длины отделялись внутри завесою, и отделенная часть называлась: святое святых; а находившаяся вне завесы — просто: святое. И все сияло золотом.

Некоторые говорят, что и верхняя доска (того жертвен­ника) была скована из золота. Туда один первосвященник входил однажды в год; там находился и кивот, и херувимы; там и стоял золотой жертвенник, на котором приносился фимиам, и который не для чего иного был устроен, как только для фимиама. Это происходило однажды в год. Во внешнем же храме находился жертвенник медный; на нем каждый вечер был приносим и сожигаем агнец. Это назы­валось жертвою вечернею, потому что была и утренняя жертва, и дважды в день надлежало зажигать жертвенник в храме, кроме других жертв, приносимых от народа. Священникам было повелено и постановлено законом, когда никто не прино­сил, собственно от себя приносить и сожигать одного агнца утром и одного вечером; первая жертва называлась утреннею, а последняя вечернею. Так делать было заповедано Богом, Который этим внушал, что должно служить Ему непрестанно, и при начале и при конце дня.

Такая жертва и такой фимиам были всегда благоприятны Богу; а жертва за грехи была иногда благоприятна, иногда и неблагоприятна, смотря по тому, к добродетели или к пороку расположены были приносившие ее; напротив, то, что прино­силось не за грехи других, но как узаконенное священнодей­ствие и обычное служение, всегда было благоприятно. Итак Псал­мопевец просит, чтобы молитва его была такова, как эта жертва, не оскверняемая никакою нечистотою приносящего, как этот фимиам чистый и святой. Таким прошением он научает и нас приносить молитвы чистые и благовонные. Такова правда; напротив, грех зловонен. Вот почему, показывая зловоние греха, он же говорит: «ибо беззакония мои превысили голову мою, подобно тяжелому бремени отяготели на мне» (Пс.37:5).

Так же мы должны рассуждать и касательно уст и языка, и их должны соблюдать недоступными для порока и та­кими употреблять на молитву. Если тот, кто имеет золотой сосуд, не решится обратить его на низкое употребление по при­чине драгоценности вещества его, то тем более мы, имея уста драгоценнее золота и жемчуга, не должны осквернять их бесстыдными, гнусными, поносительными и бранными словами. Не на медном и не на золотом жертвеннике ты приносишь фи­миам, но на гораздо драгоценнейшем, — в храме духовном. Там бездушное вещество; а в тебе обитает Бог, ты — член и тело Христа.

Источник: Беседы на псалмы. На псалом 140.

Феодорит Кирский (386/93−

Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя

С молитвою соединил Пророк упражнение в добродетели. Ибо сие означает «воздеяние рук»; потому что руки даны нам на делание. Пророк умоляет, чтобы молитва возносилась, подобно курению фимиама, и была также благоуханна, а равно и распростертие рук уподоблялось жертве вечерней. Упомянул же о жертве вечерней, а не утренней, потому, что находился в бедствиях и скорбях, а бедствие подобно тме и ночи.

Евфимий Зигабен (

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя

Два жертвенника были в древнем Божием храме, по изъяснению Златоуста, один золотой, а другой медный; и золотой был назначен для курения фимиама (кадила), а медный был определен для других жертв. Кадило приготовлялось из многоценного и чистого вещества по учреждении закона, почему и было благоприятно пред Богом, когда воскурялось, как по сей причине, так и по той, что предызображало богослужение новое, благодатное, евангельское. Посему Давид просит так: да исправится и благоприятна Тебе, Господи, да будет молитва моя, как чистое оное, благовоннейшее, в законе производимое Тебе курение кадила, при возжжении сердца моего огнем сильного желания любви, как возжигается огнище златого жертвенника и издает благовоние фимиама. И сего о кадиле довольно. А касательно жертвы вечерней заметим, что священникам было поставлено в обязанность непрерывно каждый день приносить в жертву двух агнцев, т. е. баранов, одного поутру, а другого вечером, хотя бы и никто из евреев не приносил другой жертвы; почему и сии жертвы, состоявшие из двух овечьих плодов, назывались жертвами непрестанными, потому что непрестанно, или непрерывно были приносимы. Сии вещи, говорит Писание, ты будешь приносить на алтарь: агнцев единолетних без пороков двух каждый день на алтарь, непрерывно, в жертву непрестанную; одного агнца будешь приносить утром, а другого агнца вечером, в жертву непрерывную в роды ваши (Исх. 29, 38). И сии жертвы из двух агнцев были всегда чисты и приятны Богу; потому что не были приносимы за грехи; тогда как другие жертвы, приносимые от народа не всегда были приятны и чисты, как многократно осквернявшиеся нечистою расположенностью приносителей их. Посему те две жертвы были дороже других, притом и из сих двух жертва приносимая вечером была важнее утренней; так как утренняя жертва оканчивалась вечернею, и вечерняя была исполнением вседневного священнодействия и, по замечанию Златоуста, заключала служение в церкви. Итак, Давид говорит: да исправится и да будет чистым и благоприятным Тебе, Господи, возношение рук моих во время молитвы, как благоприятна Тебе жертва вечерняя, а благоприятною молитва бывает тогда, когда как уста молящиеся чисты от мерзких слов, т. е. ругательств, злословий, осуждений и оговоров, так и молящееся сердце чисто от гнусных, богохульных и злых помыслов, и когда руки, воздеваемые во время молитвы к Богу чисты от любостяжания и хищения и всякого другого беззаконного действия.

Слова Евсевия: Молитва исправляющаяся и благоприятная есть молитва тех, которые просят истинных благ: ибо кто не так молится, того молитва отвергается, как потухнувшее кадило и рассеивается, как смрадное курение. Божественного Василия: Без сомнения Бог отвергает у Иcaии ветхозаконное курение, когда говорит: кадило — мерзость Мне. Ибо по истине гнусна та мысль, что будто Бог, любя удовольствие, доставляемое обонянием, установил сложный фимиам, отвратительно неразумение того, что благовонное курениe Господу есть совершаемое в теле душенным целомудрием освящение. Златоуста: Итак да будет кадило твое тело; и смотри, чтобы ты не наполнил сие кадило навозом; а таковы те, которые произносят гнусные и нечистые слова. Ибо как кадильница кроме огня и фимиама, не должна содержать в себе что либо нечистое, так и язык, кроме святыни и хвалы не должен износить никакого скверного слова. Таким же образом и руки должны быть кадильницею: ибо ты приносишь кадило не на медном и не на золотом алтаре, но в храме духовном, который дороже оного. То было бездушное вещество; а в тебе обитает Бог, и ты член Христов и тело честное (дорогое). Другой говорит: Давид к умственной молитве приложил и слова: воздеяние рук моих; ибо, говоря о мысленном, он должен был упомянуть и о деятельном, о действиях телесных. Евсевий: Сказал о вечерней молитве, а не oб утренней, по той причине, что совершаемые до последнего издыхания и до самой кончины жизни (которую означает вечер) добрые дела признаются Богом лучшими всякой жертвы. Феодорита: Упомянул о вечерней, а не об утренней, без сомнения, потому, что он находился в бедствиях и скорбях, а бедствие подобно тьме и ночи. Здесь заметь, что упражнения умственные уподобил фимиаму, как тончайшие и чистейшие, а занятия состоящие в действиях, как грубейшие, назвал жертвою.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Да исправится молитва моя яко кадило пред тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя

Псалом представляет молитву к Богу о спасении от врагов. Да будет моя молитва так же угодна Тебе, Господи, как угодна вечерняя жертва и фимиам, приносимые пред Тобою по закону Моисея. Давид, очевидно, находился вне Иерусалима, когда не мог приносить Богу узаконенной жертвы и место последней занимают теперь его устная молитва и воздеяние рук к Господу.

Источник

Жертва вечерняя

Жертва вечерняя что это значит. Смотреть фото Жертва вечерняя что это значит. Смотреть картинку Жертва вечерняя что это значит. Картинка про Жертва вечерняя что это значит. Фото Жертва вечерняя что это значит

День церковный, по древнему обычаю, начинается с захода солнца, и поэтому вечернее богослужение, вечерня, – первая служба наступающего дня. В ней есть свои особо важные части. Одно из центральных мест в богослужении вечерни занимают стихиры на «Господи, воззвах», посвященные наступающему празднику. В этих стихирах, составленных греческими, египетскими, сирийскими, арабскими и русскими церковными святыми песнописцами древнего и нового времени, в поэтической форме изложено содержание праздника.

Сегодня я хочу привлечь ваше внимание к словам псалма, которые мы слышим перед стихирами: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе; услыши мя, Господи. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою; воздеяние руку моею, жертва вечерняя» (см.: Пс. 140, 1-2). Такими поэтическими образами святой пророк и псалмопевец Давид выразил свое душевное состояние, свою молитву в вечерний час. Действительно, когда заходит солнце, спадает дневной зной, в природе все затихает, и человек может сказать: закончился еще один день моей жизни. И он обращается к Богу, чтобы принести Ему последнюю молитву в этот день. И пусть она будет тихой, сосредоточенной, не возмущаемой страстными движениями души: ни раздражением, ни огорчением. Пусть возносится молитва, пусть устремляется она к небу, как кадильный дым в безветренный и тихий час, – и да будет она угодна Богу. Пусть вечерняя песнь будет совершенной и чистой, как душа человека, воздевающего к Богу руки с молитвой о принятии жертвы.

Эти образы навеяны не только состоянием духа святого пророка Давида. Обычай приносить каждый день жертву Богу заповедал Моисею Господь (см.: Лев. 6, 9). Чтобы Бог принял жертву, она должна исходить от чистого сердца; такую жертву принес Авель, и дым от сожжения вознесся к небу. Каин же, мучимый завистью, приносил свои жертвы в состоянии душевной темноты, и дым от них стелился по земле (см.: Быт. 4, 3-8).

Праведный Иов был человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (см.: Иов 1, 8). Принося жертву Богу, он мог сказать: Вот, я ничем не согрешил пред Тобою, ни в поступках, ни в мыслях своих, но, может быть, я сделал то, чего еще сам не знаю, может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем (Иов. 1, 5). Так и мы молимся: согрешили, Господи, ведением и неведением.

Наше богослужение – это не просто исполнение божественных песнопений, гимнов, молитв, совершение священнодействий и благочестивых обрядов. Это также возможность отрешиться от постоянной сутолоки мыслей, высвободить среди жизненной суеты время, чтобы пожертвовать его Богу. Мы приходим в храм, который весь насыщен молитвой. Перед глазами – множество икон святых угодников Божиих, рядом стоят наши сестры и братья одной с нами православной веры. И здесь больше, чем где-либо, проявляется единство наших душевных устремлений. Мы уходим из храма, может быть, никому не сказав ни слова, но обогащенные тем, что рядом с нами стоял некто и в созвучии душ нес молитву не только о себе, но и о всех. И каждый из нас обогатился общей молитвой.

Но если день кончается и мы не были в храме, то, отходя к ночному сну, мы молимся Богу, чтобы Он дал нам «сон во упокоение немощи нашей», как сказано в одной из молитв, и благословил начать новый день. О чем бы мы ни просили Бога в последних молитвах перед сном, главной темой вечерней молитвы должна стать просьба о прощении всех проступков минувшего дня.

Иногда нас, православных, упрекают в том, что мы расслабляем свой дух постоянным покаянием, что нет в нас некоей как бы законной гордости оттого, что мы – дети Божии. Нет, не так. Православные верующие люди прежде всего заботятся о чистоте души. Трудно пройти день, не нарушив заповеди Божией, не обременив совесть, не испытав ее угрызений, иногда мы оставляем без внимания то, что совершили в течение дня противного воле Божией. Вот потому, когда завершается день, первой мыслью, первым нашим обращением к Богу должна быть молитва праведного Иова. Нам кажется, что, желая провести день свято, мы и в самом деле не совершаем ничего дурного. Но Бог судит человека не по одним внешним действиям, а по намерениям сердечным и расположениям (см.: Евр. 4, 12). Быть может, сами того не сознавая, нарушили мы заповедь Божию, поступили или подумали против совести и тем нанесли вещественный или нравственный ущерб ближним и себе.

Мы не одни живем на земле. Весь мир нуждается в молитве. Наше богослужение все проникнуто мыслью и молитвой о мире всего мира, о благостоянии Святых Божиих Церквей, о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их. Если весь день мы просили Бога дать здоровье больным, хлеб неимущим, радость печальным, то вечером мы должны вспомнить и тех, кто провел свой день небрежно; просить милости и тем, кто ожидает прощения грехов, и тем, чья совесть напоминает о содеянных прегрешениях.

Трудно прожить день, не испытав ни гнева, ни просто раздражения. Но с наступлением вечера, когда все стихает вокруг и солнце опускается за горизонт, должны утихнуть и наше раздражение, и бушевавшие в нас чувства (см.: Еф 4, 26). Мы должны научиться тому, чтобы вечер был «тих, бессоблазнен, безмечтанен», как мы читаем в молитве в день Пятидесятницы. Только в состоянии умиренного, мирного духа можно приносить покаянную молитву. Поэтому, если кто-то обидел нас в этот день, надо простить и забыть. Если кого-то мы обидели, надо мысленно – если еще не успели на деле – просить прощения у Бога и запомнить свой проступок, чтобы больше не повторить его. Если еще кипит в душе раздражение дня, если не могут успокоиться помыслы, надо стать пред иконой, помолчать, послушать себя, успокоилось ли сердце, не бьется ли оно в гневном возбуждении. И после этого, как сказано в молитвослове, без поспешности, со вниманием сердечным начать: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Первое попечение Церкви в этот вечерний молитвенный час – о том, чтобы привести душу в состояние покоя, мира, тишины, нераздражительности, духовной собранности и цельности, помочь принести из глубины верующего сердца молитвы, которые, подобно тихо возносящемуся кадильному дыму, поднимутся к небесам, подобно чистым простертым к святыне, рукам. Они будут обращены к Богу за новыми милостынями Божиими, будут исправны – «да исправится молитва моя» – пред Богом. Неслучайно мы с особым вниманием исполняем это песнопение в дни святого Великого поста, когда требуются глубокое покаяние и умиротворение души.

Когда мы не бываем в церкви, вспомним в этот вечерний час, что в храме сегодня пелись эти стихи. И если мы не слышали их телесным слухом, то вспомним и, как бы услышав звучащими в сердце, завершим день молитвой, которая будет угодна Богу как совершенная чистая жертва умиротворенной души. Запомним этот образ, чтобы каждый вечер приносить Богу чистую святую молитву. Да поможет нам в этом Бог. Аминь.

Источник

Читальный зал

Наука и жизнь

Русский язык в школе

Русский язык за рубежом

Русская речь

Мир русского слова

Журнал «Грамоты.ру»

Исследования и монографии

Конкурсные публикации

Жертва вечерняя что это значит. Смотреть фото Жертва вечерняя что это значит. Смотреть картинку Жертва вечерняя что это значит. Картинка про Жертва вечерняя что это значит. Фото Жертва вечерняя что это значит Жертва вечерняя что это значит. Смотреть фото Жертва вечерняя что это значит. Смотреть картинку Жертва вечерняя что это значит. Картинка про Жертва вечерняя что это значит. Фото Жертва вечерняя что это значит

Русская речь

Жертва вечерняя

Борис Самойлович Шварцкопф

Ольга Федорова из Таганрога прислала в редакцию такое письмо:

Догадка О. Федоровой насчетпроисхождения выражения жертва вечерняя в общем верна. Оно – из Библии.В Библию входит (в качестве части Ветхого Завета) Псалтырь – сборник псалмов(молитвенных песнопений); в их числе – 140-й псалом Давида, где есть следующиестроки: «Да направится молитва моя, как фимиам пред лице твое: воздеяние рукмоих – как жертва вечерняя». Этот текст является отражением древнейшего(древнееврейского) обычая – приносить ритуальную жертву (животное) во времявечерней молитвы; теперь же молитва с поднятием («воздеянием») рук заменяетритуальную «вечернюю жертву».

– Жертва вечерняя. Мир живет однимправедником. Блаженны праведницы, ибо они наследят землю».

В качестве синонима к слову жертва рассматриваемое выражение может употребляться как ироническое, что отметила О.Федорова. Таков приведенный ею пример из стихотворения М. Светлова «Приятели»:

И уже подороге пылят
Три приятеля – трое цыплят.

Ваша жизнь молодая потухнет
В адском пламени фабрики-кухни,
Ваши звилистый путь устремлен
Непосредственно в суп и в бульон!

Так воркуйте ж, пока уцелели.
Над совхозом июльский закат,
И земля вполусонном бреду.
Три приятеля – трое цыплят,
Три вечерние жертвы бредут.

Более сложный случай употребленияслов жертва вечерняя – в поэме А. Ахматовой «Девятьсот тринадцатый год. Петербургская повесть»:

И томился драгунский Пьеро, –

Всехвлюбленных в тебя суеверней

Тот, сулыбкой жертвы вечерней,

Ты ему какстали – магнит,

Побледнев, он глядит сквозь слезы,

Как тебепротянули розы

И как врагего знаменит.

Здесь выражение употреблено взначении ‘с улыбкой обреченности’ (далее в стихах речь идет о самоубийствевлюбленного поэта). Приведенные случаи употребления в литературе библейскоговыражения жертва вечерняя свидетельствуют о том, что оно не вошло влитературный язык и лишь изредка выступает как средство создания образности.

Русская речь, 1978,№ 1

Текущий рейтинг: Жертва вечерняя что это значит. Смотреть фото Жертва вечерняя что это значит. Смотреть картинку Жертва вечерняя что это значит. Картинка про Жертва вечерняя что это значит. Фото Жертва вечерняя что это значитЖертва вечерняя что это значит. Смотреть фото Жертва вечерняя что это значит. Смотреть картинку Жертва вечерняя что это значит. Картинка про Жертва вечерняя что это значит. Фото Жертва вечерняя что это значитЖертва вечерняя что это значит. Смотреть фото Жертва вечерняя что это значит. Смотреть картинку Жертва вечерняя что это значит. Картинка про Жертва вечерняя что это значит. Фото Жертва вечерняя что это значитЖертва вечерняя что это значит. Смотреть фото Жертва вечерняя что это значит. Смотреть картинку Жертва вечерняя что это значит. Картинка про Жертва вечерняя что это значит. Фото Жертва вечерняя что это значитЖертва вечерняя что это значит. Смотреть фото Жертва вечерняя что это значит. Смотреть картинку Жертва вечерняя что это значит. Картинка про Жертва вечерняя что это значит. Фото Жертва вечерняя что это значит

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 140:2

Свт. Афанасий Великий

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою. Помышления уподобляет благовонным курениям, потому что они тонки и приносятся Богу единым умом. Воздеяние руку моею, жертва вечерняя. А дела, представляемые под образом рук, уподобляет жертве, потому что они имеют как бы более доблести в сравнении с мысленными приношениями. Говорит же: жертва вечерняя, потому что в добрых делах упражняться должно до конца.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Да исправится молитва моя яко кадило пред тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя

«Да возносится молитва моя, как фимиам, пред Тобою». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «да поставится молитва моя, как кадило пред тобою» (ταχθήτω). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «да уготовится» (έτοιμασθήτω). «Поднятие рук моих – да будет (как) жертва вечерняя». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «дар вечерний» (δωρον). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «приноше­ние вечернее» (προσφρὰ).

Чему хочет научить нас пророк, говоря о жертве вечер­ней? В древности было два жертвенника: один сделанный из меди, другой – золотой; первый был всенародный, назначенный почти для всех жертв народа; а последний находился в свя­тилище, за завесою. Но, чтобы сказанное нами было яснее, поста­раемся изложить этот предмет с начала. У иудеев в древ­ности был храм, длиною в сорок локтей, а шириною в двадцать. Десять локтей этой длины отделялись внутри завесою, и отделенная часть называлась: святое святых; а находившаяся вне завесы – просто: святое. И все сияло золотом.

Некоторые говорят, что и верхняя доска (того жертвен­ника) была скована из золота. Туда один первосвященник входил однажды в год; там находился и кивот, и херувимы; там и стоял золотой жертвенник, на котором приносился фимиам, и который не для чего иного был устроен, как только для фимиама. Это происходило однажды в год. Во внешнем же храме находился жертвенник медный; на нем каждый вечер был приносим и сожигаем агнец. Это назы­валось жертвою вечернею, потому что была и утренняя жертва, и дважды в день надлежало зажигать жертвенник в храме, кроме других жертв, приносимых от народа. Священникам было повелено и постановлено законом, когда никто не прино­сил, собственно от себя приносить и сожигать одного агнца утром и одного вечером; первая жертва называлась утреннею, а последняя вечернею. Так делать было заповедано Богом, Который этим внушал, что должно служить Ему непрестанно, и при начале и при конце дня.

Такая жертва и такой фимиам были всегда благоприятны Богу; а жертва за грехи была иногда благоприятна, иногда и неблагоприятна, смотря по тому, к добродетели или к пороку расположены были приносившие ее; напротив, то, что прино­силось не за грехи других, но как узаконенное священнодей­ствие и обычное служение, всегда было благоприятно. Итак Псал­мопевец просит, чтобы молитва его была такова, как эта жертва, не оскверняемая никакою нечистотою приносящего, как этот фимиам чистый и святой. Таким прошением он научает и нас приносить молитвы чистые и благовонные. Такова правда; напротив, грех зловонен. Вот почему, показывая зловоние греха, он же говорит: «ибо беззакония мои превысили голову мою, подобно тяжелому бремени отяготели на мне» (Пс.37:5).

Так же мы должны рассуждать и касательно уст и языка, и их должны соблюдать недоступными для порока и та­кими употреблять на молитву. Если тот, кто имеет золотой сосуд, не решится обратить его на низкое употребление по при­чине драгоценности вещества его, то тем более мы, имея уста драгоценнее золота и жемчуга, не должны осквернять их бесстыдными, гнусными, поносительными и бранными словами. Не на медном и не на золотом жертвеннике ты приносишь фи­миам, но на гораздо драгоценнейшем, – в храме духовном. Там бездушное вещество; а в тебе обитает Бог, ты – член и тело Христа.

Беседы на псалмы. На псалом 140.

Почему не утренняя? Обрати на это внимание, так как мы должны знать, что поем. Давид говорит: «пойте разумно» (Пс.46:8). «Поднятие рук моих – да будет как жертва вечерняя». Моисей, а лучше сказать, Бог по­велел совершать две жертвы – одну утреннюю, другую – вечернею. Утренняя была благодарением за ночь, так как проведший благополучно ночь благодарит днем. Вечерняя жертва была благодарением за день. Так как Ты, говорит Давид, сохра­нил меня в течение дня, то я благодарю Тебя за весь день. Утренняя жертва не принимает согрешившего в течение ночи. Потому Давид и говорит: «поднятие рук моих – да будет как жертва вечерняя». Когда наступает вечер, то воздеваешь руки. Если они имеют дерзновение, пусть воздеваются. Если они не написали неправды, если не ограбили бедных, если не обидели сирых, пусть они, как бы имея лицо, устремляются вверх. «Поднятие рук моих» – говорится вместо: «смотри, Господи, чисты руки». Как согре­шивший не смеет поднять лица и вынуждается совестью скло­нять его, так и оскверненная рука не смеет обратиться к Богу.

Смотри: если руки чисты от неправды, пусть воздеваются. Вот почему патриарх Авраам отказался от постыдной коры­сти, когда царь Содомский говорил ему: возьми все, только женщин отпусти (Быт.14:21). Чтобы иметь дерзновение, он ничего не взял, и, имея руки чистые, говорил: «поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли» (Быт.14:22), и простер, так как они не были осквернены неправедною корыстью. «Поднятие рук моих». Эти слова: «поднятие рук моих» изъясняет Павел: «желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим.2:8). Вечер требует от нас вечерних дел. Ты простираешь руки; испы­тывает Зиждитель. Наступает утреннее время; и если у тебя рука и ум не чисты, то ты на утреннее время не смеешь и взглянуть. Опыт – учитель. Подумай, с какою смелостью вхо­дит, как бы в свой собственный дом, тот, кто остается чи­стым. Смелость в ранний час дает ему целомудрие во время ночи. Вот почему Давид говорит: «вспоминал я о Тебе на постели моей, в утренние часы размышлял о Тебе» (Пс.62:7).

Беседа о третьем дне творения и о воскресении.

Почему мы го­ворим: «Да возносится молитва моя, как фимиам, пред Тобою». Никакой фимиам не направляется, потому что Бог не услаждается благовонием духов. Что же значит: «Да возносится молитва моя, как фимиам, пред Тобою»? Какое кадило? Два жертвенника было в скинии: один во внешнем дворе, под открытым небом, другой – в святилище, под кровлей. Внутренний жертвенник предназначен был только для курения фимиама, а не для про­лития крови, а внешний жертвенник – для принесения в жертву животных, хлебов и всего прочего. Внешний алтарь Бог повелевает Моисею сделать из неотесанных камней, а вну­тренний, находящийся в скинии, из полированного золота. Надо изъяснить, на что указывает чрез это благодать Божия, указы­вает на два рода людей, служащих славе Божией: людей необразованных и образованных. У человека, говорящего не­правильною или варварскою речью слова подобны неотесанным камням; тем не менее, они пригодны для жертвенника. С дру­гой стороны, шлифованным золотом называется драгоценный камень. И ни этот не отбрасывается, ни тот не отвергается, так как и там – жертвенник Бога, и здесь – жертвенник Бога. Далее благовоние составлялось из четырех веществ: стакти, оникса, халвана и ливана. Подобно тому как из четырех ве­ществ составляется благовоние, так и добродетель состоит из различных частных добродетелей. Поэтому Давид и говорит: «да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою», – подобно тому, как это последнее, слагаясь из многих частей, делается одним благоуханием. Если, говорит, войдет с молитвою человек, соблюдающий пост, милостыню, веру, то пусть четыре­хвидная добродетель его будет подобна этому фимиаму, направ­ляющемуся пред лицо Твое.

Беседа о четвертом дне творения.

Блж. Феодорит Кирский

Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя

С молитвою соединил Пророк упражнение в добродетели. Ибо сие означает «воздеяние рук»; потому что руки даны нам на делание. Пророк умоляет, чтобы молитва возносилась, подобно курению фимиама, и была также благоуханна, а равно и распростертие рук уподоблялось жертве вечерней. Упомянул же о жертве вечерней, а не утренней, потому, что находился в бедствиях и скорбях, а бедствие подобно тме и ночи.

Евфимий Зигабен

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя

Два жертвенника были в древнем Божием храме, по изъяснению Златоуста, один золотой, а другой медный; и золотой был назначен для курения фимиама (кадила), а медный был определен для других жертв. Кадило приготовлялось из многоценного и чистого вещества по учреждении закона, почему и было благоприятно пред Богом, когда воскурялось, как по сей причине, так и по той, что предызображало богослужение новое, благодатное, евангельское. Посему Давид просит так: да исправится и благоприятна Тебе, Господи, да будет молитва моя, как чистое оное, благовоннейшее, в законе производимое Тебе курение кадила, при возжжении сердца моего огнем сильного желания любви, как возжигается огнище златого жертвенника и издает благовоние фимиама. И сего о кадиле довольно. А касательно жертвы вечерней заметим, что священникам было поставлено в обязанность непрерывно каждый день приносить в жертву двух агнцев, т. е. баранов, одного поутру, а другого вечером, хотя бы и никто из евреев не приносил другой жертвы; почему и сии жертвы, состоявшие из двух овечьих плодов, назывались жертвами непрестанными, потому что непрестанно, или непрерывно были приносимы. Сии вещи, говорит Писание, ты будешь приносить на алтарь: агнцев единолетних без пороков двух каждый день на алтарь, непрерывно, в жертву непрестанную; одного агнца будешь приносить утром, а другого агнца вечером, в жертву непрерывную в роды ваши (Исх. 29, 38). И сии жертвы из двух агнцев были всегда чисты и приятны Богу; потому что не были приносимы за грехи; тогда как другие жертвы, приносимые от народа не всегда были приятны и чисты, как многократно осквернявшиеся нечистою расположенностью приносителей их. Посему те две жертвы были дороже других, притом и из сих двух жертва приносимая вечером была важнее утренней; так как утренняя жертва оканчивалась вечернею, и вечерняя была исполнением вседневного священнодействия и, по замечанию Златоуста, заключала служение в церкви. Итак, Давид говорит: да исправится и да будет чистым и благоприятным Тебе, Господи, возношение рук моих во время молитвы, как благоприятна Тебе жертва вечерняя, а благоприятною молитва бывает тогда, когда как уста молящиеся чисты от мерзких слов, т. е. ругательств, злословий, осуждений и оговоров, так и молящееся сердце чисто от гнусных, богохульных и злых помыслов, и когда руки, воздеваемые во время молитвы к Богу чисты от любостяжания и хищения и всякого другого беззаконного действия.

Слова Евсевия: Молитва исправляющаяся и благоприятная есть молитва тех, которые просят истинных благ: ибо кто не так молится, того молитва отвергается, как потухнувшее кадило и рассеивается, как смрадное курение. Божественного Василия: Без сомнения Бог отвергает у Иcaии ветхозаконное курение, когда говорит: кадило — мерзость Мне. Ибо по истине гнусна та мысль, что будто Бог, любя удовольствие, доставляемое обонянием, установил сложный фимиам, отвратительно неразумение того, что благовонное курениe Господу есть совершаемое в теле душенным целомудрием освящение. Златоуста: Итак да будет кадило твое тело; и смотри, чтобы ты не наполнил сие кадило навозом; а таковы те, которые произносят гнусные и нечистые слова. Ибо как кадильница кроме огня и фимиама, не должна содержать в себе что либо нечистое, так и язык, кроме святыни и хвалы не должен износить никакого скверного слова. Таким же образом и руки должны быть кадильницею: ибо ты приносишь кадило не на медном и не на золотом алтаре, но в храме духовном, который дороже оного. То было бездушное вещество; а в тебе обитает Бог, и ты член Христов и тело честное (дорогое). Другой говорит: Давид к умственной молитве приложил и слова: воздеяние рук моих; ибо, говоря о мысленном, он должен был упомянуть и о деятельном, о действиях телесных. Евсевий: Сказал о вечерней молитве, а не oб утренней, по той причине, что совершаемые до последнего издыхания и до самой кончины жизни (которую означает вечер) добрые дела признаются Богом лучшими всякой жертвы. Феодорита: Упомянул о вечерней, а не об утренней, без сомнения, потому, что он находился в бедствиях и скорбях, а бедствие подобно тьме и ночи. Здесь заметь, что упражнения умственные уподобил фимиаму, как тончайшие и чистейшие, а занятия состоящие в действиях, как грубейшие, назвал жертвою.

Еп. Ириней (Орда)

Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя

Да исправится – да будет прямою, правильною, т.е. благоприятною пред Тобою. С евр. переводят: «да направится молитва моя, как фимиам», или: «пусть молитва моя заменит воскурение». Кадило – вечернее воскурение фимиама. Жертва – самостоятельная, бескровная жертва, ежедневно приносимая утром и вечером. Воздеяние руку – молитва, при которой подымают руки. 3 Цар. 8:22, Ис. 27:2, 43 и др.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Да исправится молитва моя яко кадило пред тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя

Псалом представляет молитву к Богу о спасении от врагов. Да будет моя молитва так же угодна Тебе, Господи, как угодна вечерняя жертва и фимиам, приносимые пред Тобою по закону Моисея. Давид, очевидно, находился вне Иерусалима, когда не мог приносить Богу узаконенной жертвы и место последней занимают теперь его устная молитва и воздеяние рук к Господу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *