Жертвоприношение что это такое
Жертвоприношение что это такое
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Интересные исторические факты про жертвоприношение
Люди, как показывает история человеческого общества, существа очень жестокие. Можно понять, если чья-то кровь льется ради защиты своей родины или близких людей, но когда убивают, чтобы принести в жертву…
Подобная чудовищная традиция существовала много веков назад у многих древних цивилизаций, да и сейчас некоторые народы мира практикуют жертвоприношение богам.
Жертвоприношение – обряд, существующий во многих религиях. Цель его – задобрить богов или служителей Дьявола (в зависимости от ситуации).
Нельзя сказать, что абсолютно все народы во все времена были кровожадны, например, в Китае в последние века в жертву стали приносить не людей и животных, а символические бумажные фигуры. Тогда как в древности и как дань богам, и при кончине императора убивали огромное количество людей и животных.
Но в большинстве своем люди верили, что чем больше жертва, тем более милостливыми к ним будут существа, которых они хотят задобрить.
Очень многие народы делали «кровавые» жертвоприношения (животных или людей), полагая, что именно кровь дарует им благополучие, мир и достаток. Ведь она – основа жизни человека. Именно поэтому жертву приносили способом, при котором кровь лилась ручьями. Нельзя было просто удушить или утопить жертву, нужно было ее либо зарезать, либо вырвать сердце…
Люди часто считали, что богам недостаточно принесенных в жертву животных, поэтому приносили в жертву людей, причем очень часто в очень больших количествах.
Такой обычай характерен и для некоторых племен Африки, причем зачастую вместе со жрецом убивали несколько сотен его рабов, чтобы царю в загробном мире комфортно жилось.
Некоторые народы (карфагеняне и финикийцы) пошли еще дальше – вместо царя они приносили в жертву маленьких детей.
Почему детей? Потому что люди верили, что дети с их чистыми душами – лучший подарок и богам, и хозяевам загробного мира.
Приносили в жертву детей и древние инки. Готовить ребенка начинали за несколько месяцев: его мыли, откармливали и всячески ублажали. Затем детей отводили в специальные места в Андах, где оставляли живыми, предварительно скрутив.
Обычай жертвоприношения был очень распространен у народов майя и ацтеков. Жертвы приносились на праздниках, при большом скоплении народа. У этих цивилизаций были специальные высокие пирамиды, состоящие из множества ступеней. На их вершине была площадка, на которой и разворачивалось кровавое действо. Жертву, как правило, клали на каменную плиту, пронзали его ножом, вырывали сердце, а затем отрубали голову. Обезглавленное тела сбрасывали вниз со ступеней, и оно падало вниз, окропляя их своей кровью. Люди верили, что Солнце, без которого нет жизни на Земле, питается человеческой кровью.
Наблюдавшая за кровавым жертвоприношением толпа ликовала. Тела жертв затем либо скармливали зверям, либо вешали на деревьях, либо … съедали. Доказано, что случаи каннибализма, по крайней мере, у ацтеков, были.
Только ацтеки в дань Солнцу ежегодно приносили в жертву тысячи людей.
Майя в качестве жертвоприношений еще практиковали прыжки в карстовые воронки. Они верили, что эти воронки – вход в преисподнюю. И чтобы задобрить живущих там злых духов, прыгали в них. Археологи нашли очень много карстовых воронок, в которых лежало множество черепов и костей периода существования цивилизации майя.
Нужно сказать, что майя полагали, что жертвам уготован короткий и самый легкий путь в Рай, поэтому ими, как правило, становились добровольно.
Древние монголы делали жертвоприношение сульдэ. Они верили, что непобедимость и сила их народа воплощена в знамени, и если окропить его кровью перед боем, то победа останется за ними. Многие века в жертву приносились люди, но позднее стал убивать животных.
Древние кельты верили, что если умирает хозяин, то его семья должна уйти вместе с ним в мир иной. Ежегодные жертвоприношения тоже приносились, правда, кельты выбирали бескровный способ умерщвления. Если жертву приносили Богу грома – ее сжигали в плетеной корзине, если главному Богу – топили в бочке с водой, если Богу растений – вешали на деревьях.
Также древние кельты часто приносили в жертву плетеного человека. Это очень жестокий способ. Сначала из прутьев изготавливался очень высокая, прочная и полая внутри скульптура в виде человека. Затем внутрь помещали либо людей, либо животных (иногда тех и других), а потом сжигали.
Жертвоприношение было распространено и у древних германцев. Если умирал господин, то убивали всех его наложниц.
В Древней Японии существовал обычай человеческого жертвоприношения «хитобасира», когда жертву замуровывали в строящееся здание или опору моста. Причем, чем больше строение, тем больше жертв приносилось. Иной раз жертвами становились люди высокого сословия. Например, однажды при строительстве крупного моста в опору был замурован наследный принц.
Некоторые народы Малой Азии практиковали самооскопление, а некоторые племена Южной Америки и народы Кавказа в жертву приносили девственность девочек.
Суеверные люди, к сожалению, находятся и в наши дни, причем иной раз в большом количестве. Например, в 1960 году в Чили произошло очень мощное землетрясение, а затем и цунами, унесшие жизни громадного количества людей. Некоторые чилийцы решили, что чем-то прогневали Бога моря и принесли ему в жертву маленького мальчика. Они отрезали ему ноги и руки, и повесили их на шестах возле моря, дабы бог увидел это и больше не причинял чилийцам вреда.
Мы уже упоминали, что жертвы приносились в угоду либо богам, либо темным силам. Техника жертвоприношения была разной. Если в жертву приносился не человек, а животное, то оно должно быть именно домашним и обязательно молодым. Причем в зависимости от того, кому даровалась жертва, нужно было принести в жертву определенную часть тела животного, а другую отдать людям (или священнику).
Древние греки перед убийством животного посыпали его голову солью и жареными зернами, надевали венок, покрывали позолотой рога. Если жертва приносилась богам, животное перед убийством переворачивали ногами вверх, если силам Ада – опускали вниз.
Еще короткие исторические факты о жертвоприношениях в некоторых странах в древности.
В Древнем Египте одно время в жертву приносился жрец, тело которого расчленяли и закапывали в разных частях страны. Греки верили, что это – залог высокого урожая.
В Южной Индии второго тысячелетия до нашей эры правителю отрубали голову и бросали ее в толпу. Кто ее ловил, тот и становился новым правителем на следующую пятилетку.
А в Греции того же времени периодически в жертву приносили младенца, которого съедали, чтобы ублажить Бога Диониса.
В средневековом Таиланде при строительстве города ловили четырех попавшихся под руку людей, убивали их и закапывали в четырех разных местах будущего города, соответствующих четырем сторонам света.
В первые века нашей эры в Африке в день равноденствия либо мотыгой убивали человека и закапывали его на только что вспаханном поле, либо убивали девушку и сажали ее на кол.
Сколько людей и животных за всю историю существования человечества принесено в жертву тем или иным силам – подсчитать невозможно. Остается лишь надеяться, что жертвоприношение останется в далеком прошлом, и мы будем вспоминать о нем, как о еще одной страшной истории прошлых лет.
Жертвоприношение
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Human Sacrifice. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Как! Боги есть у вас, которые едят? | » |
— Из старой русской басни |
« | Мы зарежем, будешь жертвой, Был живой, а будешь мЕртвый. | » |
— Из спектакля о доколумбовой Америке |
В древности люди обходились с богами попросту: ты мне, я тебе. То есть, чтобы бог что-нибудь для людей сделал (или, наоборот, не делал), надо было ему/ей сначала что-нибудь дать. Или потом дать, после того, как сделал.
Формы жертвоприношений были разные: клали на алтарь, бросали в воду, зарывали в землю, сжигали, чтобы дым вознёсся к небесам … что подсказывало воображение.
В более современные времена предметы, принесённые в жертву, держали в храмах и считали принадлежащими богу, то есть — священными (отсюда латинское слово sacrificium, вошедшее почти во все европейские языки: «священное действие»). Кто тырил священные предметы, тому делали особенно сильный атата и айяйяй, потому что кража или уничтожение таковых могли накликать гнев бога на весь коллектив. Например, Агамемнон увёл в наложницы дочь жреца Хриса — и Аполлон за это напустил чуму на весь ахейский лагерь. Кража священных предметов (есть ещё русское слово «святотатство») во многих культурах считалась более серьёзным преступлением, чем убийство.
В общем, у каждого народа было своё понимание процесса, но в общем и целом жертвоприношения подразделялись на три части:
Иногда жертвоприношение бывало спонтанным. Например, Поликрат однажды ужаснулся своему богатству и удаче: боги обзавидуются и накажут. Он снял с себя самый любимый и дорогой перстень и бросил в море: нате, боги, не завидуйте. Но на следующий день его повар принёс ему перстень, вынутый из рыбы: боги взятку не приняли.
В иных случаях считалось правильным и уничтожить какую-нибудь драгоценную штуку. Например, в колодец Чичен-Итца бросали золотые и серебряные сосуды.
Но дальнейшая статья главным образом не об этом. А о том, когда больное воображение людей доходило до человеческих жертвоприношений.
В ряде культур (например, в античной Греции или Скандинавии) оно рассматривалось как вариант крайний и экстремальный, последнее средство: послать к богам гонца, чтоб не могли отвернуться и отказать. В других культурах оно было поставлено на поток — например, в центральном храме Теночтитлана конкистадоры с омерзением обнаружили больше ста тысяч черепов жертв, накопившихся за годы. Финикийцы тоже жгли. В буквальном смысле. Маленьких детишек (правда, среди историков существует весьма обоснованное мнение, что масштабы их жертвоприношений очень серьёзно преувеличены. Тот же тафет мог быть просто местом погребения любых детей, не обязательно принесённых в жертву). А кельты с этрусками наоборот считали, что богам и преступники покатят.
Иногда человеческие жертвоприношения делали с прикрученным фитильком — жертву не убивали, а просто пускали кровь (особенно этим отличились индейцы майя) или отрезали часть тела. Или же посвящали богу и отдавали в храм на вечное служение. Формой жертвоприношения была и храмовая проституция.
В современной масскультуре жертвоприношение практикуют персонажи отсталые и мрачные. Оно является непременным атрибутом голливудского язычества или голливудского сатанизма. Маньяк в фильме ужасов может предаваться зловещим ритуалам, или чернокнижник вызывать с помощью жертвы всякую нечисть.
Содержание
Примеры [ править ]
Примеры, связанные с кастом магии крови — в соответствующую статью
Единство перед лицом смерти. Зачем древним обществам были нужны человеческие жертвоприношения
Овладеть временем и пространством и объединить коллектив перед лицом смерти — именно для этого наши предки приносили в жертву других людей. Впрочем, мы недалеко от них ушли: мифы о жертве до сих пор удерживают нации в единстве.
Жертвоприношения — это наше общее
Многие антропологи XX века придерживались мнения, что человеческие жертвоприношения не были универсальны для всех культур Земли. Возможно, они по ситуации заменяли похожие ритуалы с участием животных. Однако такая точка зрения скорее этическая, а не строго научная, потому что хорошо известны свидетельства о распространении человеческих жертвоприношений у древних евреев и греков, в Древнем Риме, Индии, Африке, Полинезии, в доколумбовой Америке.
Даже типы и формы жертвоприношений у различных племен и народов имеют много общего. Это не только говорит о психологическом сходстве, но и свидетельствует о параллелях эволюционного развития не связанных друг с другом древних культур.
Для первобытного мышления было важно постоянно существовать в Космосе, то есть в организованном, понятном, объясненном мире.
По мнению философа Мирчи Элиаде, жертвоприношение играло роль священного ритуала овладения пространством, временем, природой, которые первоначально не воспринимались как свои и которые надо было освятить, чтобы создать «свой Мир».
В мифологиях различных народов есть схожие мифы о рождении мира в результате жертвы, причем речь идет об акте самопожертвования человека или бога. Таковы миф об Имире в германской мифологии, о Пуруше в индийской, о Пан-ку в китайской. В другой группе мифов из плоти пожертвованного первого существа рождается не только мир в целом, но и его детали: съедобные растения, человеческие расы, общественные классы.
Убийство людей, конечно, не было единственным способом общения с богами — человеческое жертвоприношение находилось наверху иерархии, перед убийством животных, подношением растительных даров или обманок (подмена обещанного Юпитеру скота таким же количеством головок чеснока в Древнем Риме или китайская практика поднесения животных, вырезанных из бумаги). Со временем во многих культурах в ритуалах с людьми снижался уровень жестокости.
У тлинкитов Северной Америки бытовал жестокий обычай: при постройке дома в ямы, вырытые под опорные столбы, бросали тело человека. Позже жертвоприношение приняло символическую форму: раба заставляли влезать в каждую из вырытых ям, а потом отпускали на волю. Дальнейшим смягчением стала традиция класть под углы строящегося дома горсть зерна, клок шерсти или серебряную монету.
Британский религиовед Джеймс Джордж Фрейзер объяснял упрощение жертвоприношений тем, что из всесильного средства поддержания жизни они постепенно превращались в заурядную практику.
Исчезают духовное упование, вера, энергия благоговения, сакральность, которые вкладывались в ритуал, оставалась лишь материальная форма как последовательность действий. И тогда духовный акт жертвоприношения превращался в слепую традицию.
Читайте также
Публичные смерти объединяют сообщества
Французский философ Жорж Батай рассуждал об интеграционных функциях жертвоприношений. В прошлом жизнь человека намного больше зависела от того сообщества (будь то племя или город), внутри которого он обитает, — в первую очередь в связи с желанием «не умереть от голода» или «спастись от врагов». Соответственно, нужны были действующие механизмы, прочно объединяющие группы людей. Одним из них Батай называет жертвоприношения.
Батай в труде «Внутренний опыт» пишет, что перед лицом смерти люди еще сильнее чувствуют потребность в объединении. Чтобы ярче ощутить, что значит быть живым, племена и народы прибегали к жертвоприношениям — и человеческие в данном случае были намного эффективнее:
Жертвоприношения также могут быть ответом общества на исторические потрясения: войны, эпидемии, революции. Если речь идет о крупных исторических событиях, то, помимо рядовых жертвоприношений, можно столкнуться с символическими, когда убийство одного человека становится знаком больших перемен. В символических жертвоприношениях может максимально глубоко раскрыться исторический смысл того или иного общества: народ отвечает на вызов истории и сообщает, куда готов двигаться дальше.
Структура жертвоприношения и метафизика
Жертвоприношение — это ритуал, в котором каждый элемент должен строго соответствовать правилам. Не забавы ради, а в силу символизма: любая деталь помогает понять, как именно тот или иной народ общался с богами.
Британский антрополог Эдмунд Лич в труде «Культура и коммуникация» выделяет в физическом пространстве жертвоприношения три основные зоны:
Для понимания жертвоприношений важна также их событийная структура. В христианстве все события редуцируются до одного центрального — жертвоприношения Иисуса Христа. В архаических же культах ритуал часто был разбит на несколько частей.
Только рассмотрение группы жертвоприношений в сумме позволяет понять их смысл.
Чаще всего жертвенные акты делились на части во время праздников. Например, праздник Пасола на острове Сумба определяется тремя взаимосвязанными жертвоприношениями. Первое выполняет гадательную функцию и определяет начало следующих. Второе открывает праздник и отсылает к мифическому учредительному жертвоприношению морской богини. Завершает праздник битва, отождествляемая с жертвоприношением.
Может быть интересно
У качинов северной Бирмы обряд защиты созревающего риса включает в себя последовательность жертвоприношений. В первый день каждая деревенская семья делает жертвоприношение своему духу-предку, охраняющему дом. На второй день жертва приносится духам — предкам бывших вождей деревни и отдельно — духам — предкам нынешнего вождя. Утром третьего дня рядовое население почитает духа неба Моучоу (или Муше) и его дочь Бунгпой, деревенская верхушка обращается к духу Мадайн, а вечером глава деревни делает подношение верховному духу земли — Шадину.
Символические жертвоприношения от Сократа до холокоста
Жертва функционирует в роли катализатора, инициирующего исторический процесс. Кроме того, жертва — это способ засвидетельствования, «присвоения и приручения» события в истории, которое оттого становится памятным.
Если настоящие жертвоприношения со временем ушли из «цивилизованной» культуры, то символические лишь преобразились.
Философ Рональд Кордеро пишет о том, что в современных развитых обществах человеческое жертвоприношение практикуется повсеместно — в военных операциях, при принятии структурных решений в промышленности и сельском хозяйстве, при массовых вакцинациях населения.
В работе «Человеческие жертвоприношения сегодня» он указывает на гибель солдат во время военных действий, которую можно интерпретировать как их добровольное самопожертвование ради победы. Но там, где человеческие смерти нельзя выдать за самопожертвование, особенно смерти среди мирного населения во время военных действий, их замалчивают, выдают за результаты стечения случайных обстоятельств.
Руководители, принимающие решения, например, о применении в сельском хозяйстве пестицидов, которые увеличат урожайность, но повысят смертность среди сельскохозяйственных рабочих, не называют их принесением жертвы. Власть представляет свои действия не как жертвоприношения, а всего лишь как менеджмент. Политики стремятся избежать ритуализации, чтобы не брать на себя роль жрецов, которую они по факту исполняют. Власть не может не приносить жертвы, но при этом конструирует образ «чистой жизни» в ситуации, когда явное человеческое жертвоприношение табуировано.
Читайте также
Философы пытались спроецировать идею жертвоприношения и на более глобальные трагедии: например, на холокост как жертву во имя победы национал-социализма. Такие мыслители, как Агамбен, Нанси и Александер, опровергали подобную идею. При этом один из их аргументов заключался в том, что нацисты всячески избегали ритуальных действий и старались не относиться к убиваемым людям как к людям. Ицхак Дугин, бывший заключенный концлагеря, рассказывал:
«Немцы запрещали произносить слова «смерть» и «жертва», потому что это не тела, а просто деревянные чурбаны, ничего не значащие вещи, дерьмо, мусор. Стоило кому-нибудь сказать «смерть» или «жертва», как его избивали. Немцы внушали нам, что мы должны называть трупы Figuren, то есть «марионетками», «манекенами», или Shmattes, то есть «ветошью».
Философ Андрей Сериков утверждает, что в подобных действиях также можно увидеть ритуальный порядок — только здесь он заключается в изображении того, что ритуала на самом деле нет. Если бы нацисты действительно могли манипулировать жизнями заключенных как расходным материалом, им бы не приходилось запрещать какие-то слова. Здесь же налицо элемент ритуального осквернения, которое требуется для того, чтобы человека можно было пожертвовать, сделав вид, что это не жертва.
Значение слова «жертвоприношение»
1. Обряд принесения жертвы (в 1 знач.). Совершать жертвоприношение.
2. Тот, кто (или то, что) приносится в жертву. Я верю: здесь был грозный храм, Где крови жаждущим богам Дымились жертвоприношенья. Пушкин, Чаадаеву.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Жертвоприношение — очень сложное явление, и корни его разнообразны. Одни связывают его возникновение с обычаем кормления умерших (Инферия), другие с традициями задабривания и умилостивления духов, совместных родовых трапез, с верой в колдовскую силу жертвенного животного и т. п. Широкое распространение жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей.
С. А. Токарев считал, что в различные эпохи «служители культов требовали от верующих всё более обильных жертв духам и богам; отсюда обычаи «вкладов», пожертвований и пожалований (в древности в пользу храмов, позднее — церкви, монастырей); из них составились огромные владения, служившие, в средневековой Европе и на Руси основой экономического могущества церкви».
ЖЕРТВОПРИНОШЕ’НИЕ, я, ср. (книжн.). Обряд принесения жертвы божеству. Совершать ж.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
жѐртвоприноше́ние
1. обряд принесения жертвы божеству
2. тот, кто (или то, что) приносится в жертву
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова многоборье (существительное):
Живое Предание
Жертвоприношение в истории и современности
Назначение жертвы и та культурная среда, в которой жертвоприношения возникли, давно не существуют. Чтобы их понять, приходится реконструировать образ мыслей и действий человека палеолита. Понятие жертвы претерпело несколько революционных переосмыслений своего содержания, всякий раз находя себе место в новой культурной среде. И, наконец, уже в наши дни оно оказалось погребено под «культурным слоем» смежных понятий.
В современном русском языке под жертвой обычно понимают одно из трех: «жертва чего», «жертва кому» или «жертва чем». Первое подразумевает человека, пострадавшего или погибшего от несчастного случая или чьих-то злонамеренных действий. Второе – добровольную безвозмездную передачу средств или иных ценностей на некое значимое дело. А третье – выбор – отказ от чего-то менее ценного ради более ценного. О том, что у этого слова есть и некий четвертый смысл – мистический, смутно догадываются, только когда речь заходит о сакральном. Именно об этом четвертом здесь и пойдет речь, поскольку история вопроса показывает, что именно он был изначальным, а все остальные так или иначе произошли от него.
Авраам приносит в жертву Исаака
Возникновение жертвоприношения
Конечно подобных рассуждений древний человек не вел. Он вообще не мыслил аналитически, а скорее мифологически. Найдя случайно или путем проб и ошибок верное решение, он описывал его с помощью мифа. И этим же мифом пользовался в своей практической деятельности. Разумеется, под мифом здесь понимается не сказка, а примерно то, что понимал под ним Лосев[2], – чудесного характера рассказ, личностно транслирующий некий опыт.
Согласно Жирару, миф здесь сложился примерно следующего содержания. Божество прогневалось на народ и наслало на него бедствие. Вспышки междоусобного насилия тогда воспринимались как явления сродни стихийным бедствиям, эпидемиям и прочим несчастьям. Чтобы бедствие прекратилось, надо упросить это божество его отвести, другого выхода нет. А божество не желает иных подношений, кроме… и далее формулируются вышеописанные условия, которые прежде были эмпирически найдены.
Очевидно, что идеальным кандидатом на роль жертвы является чужак или раб – человек, не являющийся членом сообщества, приносящего жертву. Иногда в жертву приносился человек, которого специально к этому готовили, – «фармак». Но если такового нет, может сойти и какое-нибудь животное. Правда первому условию оно удовлетворяет лишь с некоторой натяжкой, зато остальным вполне. Дальнейшее развитие этой практики привело к тому, что жертвоприношение из чрезвычайного средства уврачевания вспышек насилия постепенно превратилось в средство их профилактики, а значит и в средство регулярное, употребляемое отнюдь не только в экстренных случаях. Кроме того, его стали употреблять также и для профилактики или разрешения и других проблем, которые мифологическое мышление приписывало тем же силам, что и вспышки насилия – от стихийных бедствий до жизненных неудач.
В относительно современной практике мышление такого рода можно наблюдать, изучая такое явление как карго-культ. Во время Второй мировой войны американцы построили на некоторых островах Тихого океана свои военные базы. С населявшими их туземцами они легко договорились о предоставлении им для этого земли, снабжая их всякими безделушками типа перочинных ножей и фонариков, а также консервами, сладостями и спиртным. Когда по окончании военных действий американцы свернули свои базы и уехали, оказалось, что туземцам обходиться без их подарков уже довольно трудно. И они стали делать то, что с их точки зрения способствовало их получению: строить из подручных материалов подобия самолетов, расчищать взлетные полосы, ходить строем и т. д. Они просто создали миф: белые люди знают способ, как получать все им необходимое от духов. Значит, если научиться делать все то, что делали они, духи дадут все это и нам. Примеры такого мышления, хотя и менее очевидные, можно наблюдать и в нашем обществе – всевозможные приметы, суеверия и т. д. И даже в православии – чудотворные иконы, мощи и пр.
Языческая революция
Смею предположить, что описанное в Дан 3:8-15 требование Навуходоносора ко всем своим подданным поклониться золотому истукану есть не что иное, как требование принять участие в возглавляемом им жертвоприношении. Поэтому языческий монарх, будучи в том или ином смысле божеством для своих подданных, является в то же время и жрецом другого божества, которому он приносит жертвы. И в этом нет никакого противоречия. Ведь для язычника бог – это всего лишь высшая сила, значительно превосходящая его собственную. Поэтому признание монарха богом нисколько не противоречит тому, что у того тоже может быть свой бог. Такое сочетание в одном лице функций бога, жреца (священника) и монарха (царя) характерно для весьма многих культур античной эпохи. В частности, римские императоры продолжали удерживать за собой титул pontifex maximus даже будучи уже христианами. Собственно говоря, именно те культуры, для которых это характерно, я и предлагаю называть языческими.
Ветхозаветная революция
Не менее революционное переосмысление жертвоприношения происходит с появлением иудаизма, точнее наиболее древнего его извода, иногда называемого яхвизмом или религией Ветхого Завета[6]. Но дело тут не в самой жертве, а в радикальном отличии представлений яхвистов о Боге. О существовании Бога – Творца вселенной, как правило, догадывались и язычники. Но у них Он мог совершенно не совпадать с верховным божеством пантеона. И уж во всяком случае не к Нему они возносили свои молитвы, считая Его абсолютно недоступной инстанцией. Ветхий Завет ставит человека непосредственно перед лицом Бога-Творца и призывает поклоняться и служить исключительно Ему. Фактически это ставит человека (еврея) в равное, если не более высокое, положение не только с царями и священниками других народов, но и с их богами. Ведь и языческие цари, сами будучи в божественном статусе, возносили жертвы божествам более высокого порядка. Но даже для них прямое обращение к Творцу представлялось чем-то недостижимым. Или бессмысленным, поскольку ответа все равно не получишь. Идея «царь – бог» в Израиле удивительным образом превращается в свою противоположность – «Бог – Царь». Не царь наделяется божественным статусом, а Бог царским. Не царь, а Бог дает народу законы и правила, а иногда и прямо предписывает, что и как делать.
Разумеется, воспринимать все это непосредственно от Бога большинство израильтян было не в состоянии, хотя все были к этому призваны. Так что до некоторых пор Израиль управлялся харизматическими вождями, называвшимися в разное время судьями (שׁוֹפְט), прозорливцами (רוֹאֶה) или пророками (נָבׅיא), бравшими на себя ответственность за возвещение народу воли Всевышнего. Впрочем, ничего необычного в этом не было, поскольку и к языческому монарху непосредственно допускались отнюдь не все желающие.
Но ограничиться этим было бы значительным упрощением – это лишь один из аспектов. Во-первых, для язычника участие в принесении жертвы одному божеству совершенно не исключает участия в таком же действии и по отношению к любому другому, он может без проблем принести жертву и Богу-Творцу. Так что участие в своем, правильном жертвоприношении как критерий принадлежности к народу Божьему было бы неэффективно без запрета на участие в других, неправильных. Это последнее действительно радикально выводит человека из языческого мира. Во-вторых, коммуникация с Богом Небесным принципиально отличается от коммуникации с земным царем. Обратиться к Нему может каждый, это принципиально. А вот получение ответа требует определенных усилий, навыков и далеко не всегда однозначно – нуждается в интерпретации. На помощь тут снова приходит жертвоприношение, точнее разные его виды.
Все мы знаем, что когда Господь благословляет наши труды, то даже достаточно сложные вещи удаются без особых проблем. По-видимому, примерно этим же и руководствовались израильтяне, создавая весьма непростые процедуры жертвоприношений на разные случаи жизни. Удачное в соответствии с предписаниями их совершение очевидно означало положительный ответ Всевышнего, Его одобрение, а неудачное – отрицательный, неодобрение. Ясно, что для этого потребовались специалисты, умевшие все необходимое соблюсти и получить нужный результат. Ими становится левитское священство. Хотя далеко не сразу исключительно они. Жертвы приносили и судьи, и пророки, и даже сыновья Давида исполняли священнические обязанности[9], хотя, по всей видимости, вспомогательные.
Резонно спросить, не изменилось ли отношение израильтян к жертве после появления у них монархии. Думаю, что нет, хотя тенденция к этому была. Ведь израильские цари всегда оставались лишь светскими правителями. Единственная попытка царя Саула самому возглавить жертвоприношение привела в конечном счете к его отрешению от царства[10]. А уж наделение царя божественным статусом, как это было у язычников, для еврея вообще нонсенс. Так что еврейские цари, за исключением тех, что таки уклонялись в язычество, во всем, что касалось культа, уступали главную роль левитскому священству.
Реформа осевого времени
Примерно в середине I тысячелетия до н. э. происходит важная антропологическая перемена, затронувшая как иудейский, так и языческий мир, впервые замеченная К. Ясперсом[11]. Содержание ее вполне конкретно, а вот временная локализация очень условна – примерно с 800 по 200 гг. до н. э. Суть в том, что с некоторых пор человек начинает ощущать себя суверенной личностью, субъектом, самостоятельно строящим отношения с другими субъектами. Тогда как до этого времени он ощущал себя лишь частью сообщества (народа, племени, полиса и т. д.) и в принципе не мыслил себя вне такового. В это время многие культы из дела общего, всенародного становятся делом частным. В Египте наблюдается «демотизация», под которой, однако, подразумевается не появление «царских» надписей в гробницах частных лиц (что многие оспаривают), а то, что о своей посмертной участи египтяне все более начинают заботиться сами и все менее связывают ее с деятельностью фараона. В культах Междуречья и Ханаана центральная идея «священного брака» между царем и богиней (которую изображает верховная жрица) на вершине зиккурата низводится до аналогичных действий частного лица с любой жрицей и в любом месте. В греческой, римской и прочих культурах возникает множество местных культов, где можно принести свою частную жертву тому или иному божеству. Не обходит стороной этот процесс и Израиль. Особенно после разделения его на Северное и Южное царства и утраты первым самостоятельности. Все чаще жертвы приносятся не всем народом, а частными лицами. А поскольку контролировать их правильность и соответствие традиции уже нет никакой возможности, правильными объявляются только жертвы, приносимые в иерусалимском храме, который с тех пор и становится центром всей религиозной жизни Израиля.
Новозаветная революция
Что же сделал с жертвоприношением Христос? Он удивительным образом актуализировал все бывшие ранее в нем смыслы, добавив также и ряд новых. Главное Его нововведение заключалось, разумеется, в том, что Он принес в жертву Сам Себя (Евр 7:27). Большего не мог принести никто и никогда. Даже варвар, приносивший в жертву собственных детей, тем самым возносил на алтарь меньшую ценность. Ибо дети всегда иерархически числились ниже своих родителей.
Была ли эта Жертва жертвой царя, участие в которой есть выражение верности ему, как это было у язычников? Разумеется. Ведь Он сам заповедал нам регулярно приобщаться к Его Жертве (1 Кор 11:23-26), учредив таким образом новый народ (1 Пет 2:9-10), в котором Он сам теперь почитается царем (Мф 27:37, Ин 1:49) и на который с тех пор возложена миссия, не менее ответственная, чем на народ Израильский (Мф 28:19-20).
Была ли она жертвой в ветхозаветном смысле? Несомненно. Ибо принесена она Богу Небесному во исполнение Его воли (Лк 22:42) и по послушанию Ему (Флп 2:8). Более того. Это было и всесожжение, поскольку Его тело никто не расчленял (Ин 19:36). В то же время и жертва за грех (умилостивление, очищение), поскольку принесена она за наши грехи (1 Ин 2:2). И жертва посвящения, ибо через нее Он становится Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр 9:11-12). И жертва мирная, поскольку символически (см. прим. 5) вкушать ее заповедано всем верным.
Стала ли она делом частным? Нет, но делом церковным. А это значит – и общим, и частным в то же время. Частным потому, что даже двое или трое христиан, согласно собравшихся на всяком месте владычества Господня, могут ее приносить. А общим потому, что в каждом таком жертвоприношении мистически участвует вся Церковь.
Разумеется, не все особенности смерти Христа в точности соответствуют процедурам, описанным в Книге Левит. Но расхождения эти имеют формальный, а не смысловой характер. Во-первых, то, что это происходило не в храме. Но, как было упомянуто выше, признание подлинными исключительно жертв, приносимых в храме, было связано с невозможностью контролировать, как и кому эти жертвы приносятся. Здесь же ни в чем подобном сомневаться не приходится. Тем более что происходило это в нескольких десятках метров от Иерусалимского храма. А в самом храме происходить не могло тоже по вполне понятным причинам. Во-вторых, кровь Его не была излита на жертвенник. Однако смысл излияния крови на жертвенник вовсе не в том, чтобы она попала именно туда (в некоторых случаях она изливается на землю), а в запрете употреблять ее в пищу (Лев 17:10-11). Тем более что на землю кровь Христова излита была (Ин 19:34-35).
Современный итог
Что же делать в свете всего вышеизложенного нам? Считать, что принесение жертв теперь не актуально? Или все-таки приносить жертвы и какие?
Прежде всего не следует забывать, что Христос всех нас соделал царями и священниками (Откр 1:5-6). А священник (ἱερεὺς) – это именно человек, приносящий жертвы, – именно таково священническое призвание каждого христианина. Однако после того, что сотворил Он, все существовавшие прежде жертвоприношения оказались бы шагом назад, если бы мы стали их повторять. А делать то, что сделал Он сам мы не можем, ибо тогда нам всем пришлось бы умереть. К счастью, Христос сам заповедал нам приобщаться к Его однажды принесенной Жертве символически (см. прим. 5) и прямо указал, как это делать (Лк 22:17-20). Жаль только, что далеко не все христиане вполне отдают себе отчет, что, причащаясь, они тем самым принимают участие именно в Жертве Христовой, а не в концерте духовной музыки и не во флешмобе, изображающем Тайную Вечерю.
[1] Рене Жирар. «Насилие и священное». Перевод Г. Дашевского. Изд-во «Новое литературное обозрение», 2010.
[2] А. Ф. Лосев. «Диалектика мифа».
[3] О. Р. Астапова. «Истоки сакрализации власти». РИПОЛ-классик, М., 2017.
[4] Этот термин вызывает в последнее время значительные разногласия в отношении его трактовки. Так что некоторые предпочитают им вообще не пользоваться. Ниже постараюсь объяснить, что в данном случае под ним подразумеваю я.
[5] Символ здесь имеется в виду в лосевском смысле: «субстанциальное тождество идеи и вещи» [Лосев А. Ф. «Очерки античного символизма и мифологии». М.: Наука, 1993, с. 635].
[7] Быт 22:1-14 традиция всегда без особых разночтений трактовала именно так.
[8] Суд 11:30-40 и 3 Цар 16:34.
[11] К. Ясперс. «Смысл и назначение истории». М., 1991, с. 32-50.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания