Жесткий бог по имени что
Обзор аниме Noragami (“Бездомный Бог”, “Бродячий бог”)
Не люблю я загадок. Точнее не так – не люблю я загадки, на которые не могу найти ответа. Бывает, смотришь аниме, и вроде бы нет в нем ничего особенного, но хочется наслаждаться им еще и еще. В таких случаях у меня всегда возникает желание разобраться – что же в этом аниме так цепляет зрителя. Про одно подобное творение японской анимации я расскажу вам в текущем обзоре. Это будет обзор на аниме Noragami (“Бездомный Бог”, “Бродячий бог”). На первый взгляд – ничем не выделяющееся аниме, каждый компонент которого, однако, сделан с удивительным вниманием к деталям и любовью к мелочам. А ведь из мелочей складывается всё великое, не так ли?
Краткие сведения
Noragami было выпущено в 2014 году хорошо известной студией Bones (ранее выпустила Fullmetal Alchemist Brotherhood). Аниме состоит из двенадцати серий, и основано на популярной в Японии манге. В конце 2015 года вышел второй сезон, обзор которого вы найдете по ссылке.
Думаю, многие из вас знают, что в Японии одной из официальных религий является синтоизм. Однако не все знают, что в синтоизме существует свыше восьми миллионов “ками” (богов). То могут быть духи неба, рек, полей, озер. Есть среди них как известные и всеми почитаемые, так и те, у которых нет ни одного последователя. Так вот, главный герой аниме Noragami входит во вторую группу – бог Ято (с японского означает “Меч ночи”) не имеет последователей, в его честь не возводятся храмы. Да и не выглядит он как бог: постоянно носит спортивный костюм, ночует где попало, а для привлечения новых клиентов повсюду пишет маркером свой номер. Но тем не менее, Ято – самый настоящий бог, который за пять йен (смешные деньги) выполняет просьбы любого человека, позвавшего его.
И вот однажды, в один прекрасный день, Ято отправился на поиски пропавшего котенка по имени Владыка :). Увидев его посередине дороги, Ято незамедлительно отправился на выручку. Однако сам чуть не оказался сбитым – в самый последний момент его спасает девушка по имени Хиёри. Причем спасает не без вреда для себя. С того самого момента Хиёри получила способность покидать своё тело, то есть становиться призраком. Узнав, что у Ято дела совсем плохи, она решает помочь ему с его проблемами, в надежде, что затем он поможет ей в ответ.
Персонажи
Выбор персонажей поражает своей практичностью и логичностью. Действующих лиц в “Бездомном боге” ровно столько, сколько требуется. Здесь вы не увидите кучу шаблонных и бесполезных персонажей, добавленных в качестве массовки. Каждый герой в Noragami легко запоминается, и выполняет важную сюжетную роль. Всё как я люблю.
Ято (Yato) – бог по вызову. Шикарно подходит на роль главного героя: харизматичен, достаточно силен и при этом непосредственен. Одновременно выступает и как источник мудрых мыслей, и как объект шуток и насмешек.
Хиёри Ики (Hiyori Iki) – девушка, попавшая не в то время, не в том место. Она тоже отлично справляется с ролью главной героини. Из нее не стали делать кавайного персонажа – это просто обычная девушка со слабостями и увлечениями. Однако, она достаточно уверенна в себе, чтобы принимать свои собственные решения, благодаря которым сюжет начинает продвигаться вперед.
Юкинэ (Yukine) – умерший парень, ставший святым орудием Ято. А вот он мне не понравился. Тут даже дело не в самом персонаже, а в том типаже людей, который он собой представляет. Однако, если отбросить предрассудки, то мы имеем качественно прописанного подростка с набором комплексов, на примере которого нам демонстрируется несправедливость этого мира. Со своей задачей он справляется на ура.
Кофуку (Kofuku) – богиня нищеты. Еще один отличный персонаж, хотя она единственная, чей типаж можно назвать немного шаблонным. Однако это скорее придирки. Кофуку прекрасно добавляет юмор в серьезное повествование. Так сказать, разбавляет атмосферу напряженности одним своим существованием.
Остальных перечислять не вижу смысла, лишь отмечу, что даже второстепенные герои сделаны качественно и с любовью к деталям.
Сюжет
Сценаристам удалось выдержать идеальный баланс между смешными и серьезными моментами, благодаря чему аниме оказалось одновременно наполненным смыслом, но при этом не гнетущим поднимаемыми в нем проблемами. К тому же, в “Бездомном боге” я совершенно не заметил пафоса. Умное, смешное аниме без пафоса – такое нынче не часто встретишь.
Рисовка
Она превосходна. Картинка четкая, красочная и очень, очень стильная. Один раз посмотрев Noragami, вы уже ни с чем его не спутаете. Фоны прорисованы замечательно, но еще больше мне понравился дизайн персонажей. Каждый герой оригинален и не похож на другого, и у каждого есть маленькая деталь, придающая им еще больше шарма: будь то шарфик, маска или хвост. Крупные планы просто превосходны, отлично выбраны ракурсы. И нельзя не отметить прекрасно нарисованные сцены битв, анимация в них замечательная.
Музыка
Музыка ничем не уступает рисовке, более того – она отлично дополняет происходящее на экране. Лучше всего это заметно в опенинге: такой филигранной синхронизации картинки и музыки я не видел уже давно. Тот редкий случай, когда опенинг я не перемотал ни разу. Фоновая музыка тоже отличная, студия Bones не пожадничала и создала более чем часовой оригинальный саундтрек, что для 12-серийного аниме очень даже неплохо. К тому же, проходных композиций в нем нет. Однозначно добавляется в мою коллекцию любимых саундтреков.
Юмор
Как я уже отмечал ранее, в “Бездомном боге” хорошо выдержан баланс между серьезными моментами и юмором. Достигается это в основном благодаря Ято: большую часть времени он прост и непосредственен, но иногда включает режим бога и начинает втирать суровую правду жизни. А так как обычным людям слушать подобные вещи тяжело и зачастую неприятно, было правильным решением как можно быстрее разряжать обстановку. В “Бездомном боге” действительно много смешных и забавных моментов, и, что особенно важно, сценаристы не стали злоупотреблять пошлостью. Если быть точнее – её там почти нет. Лично мне этот факт показался удивительным, ведь я уже давно не видел сёнэн аниме без пошлых шуток.
Плюс ко всему, Noragami присуща самоирония. Момент, где герои в течении нескольких минут летят с крыши здания, при этом ведя задушевные беседы и удивляясь, почему они еще не упали – просто шикарен. Отличная пародия на многие серьезные фильмы с глупыми ляпами.
Проблематика
Во-первых, это вопросы жизни и смерти. Эти вопросы будут актуальны до тех пор, пока не умрет последний человек на земле. “Бездомный бог” позволяет погрузиться в мистический мир японского синтоизма – мира, в котором боги существуют среди людей, а в ночи скрываются зловещие призраки. В нем понятия жизни и смерти уже давно переплелись воедино.
Во-вторых, проблема самоубийства. Ято произносит мудрую фразу: “Жизнь бывает мучительна и невыносима, но люди должны знать ей цену”. В то время, как одни умирают, не успев толком пожить, другие собственноручно решают свести счеты с жизнью. Это высшая степень несправедливости по отношению к первым.
В-третьих, мелочность человеческих проблем, раздуваемая до небывалых размеров. “Призраки повсюду: прячутся в тени, парят в небе, сидят у людей на шее. Они принимают все формы и размеры”. А ведь призраки не берутся из ниоткуда, они являются продуктом негативных эмоций. Они питаются ими, становясь всё сильнее и сильнее, и постепенно делают человека своим рабом. И не всегда рядом есть бог, способный разрубить все проблемы своим святым мечом, надо уметь бороться с ними самостоятельно.
Оценки
Персонажи – 9.0. Шаблонных персонажей нет, лишних персонажей нет. Не ставлю высшую оценку, так как истории некоторых из них так полностью и не раскрыли. Хотя я почти уверен, что во втором сезоне это исправят.
Сюжет – 8.0. Рассказанная история отлично вписывается в двенадцать серий. Смотрел с интересом, единственное, что не очень понравилось – это пара серий про нравственные терзания Юкинэ.
Рисовка – 9.0. Классная рисовка: отличный дизайн персонажей, качественно прорисованные фоны, и особенно хочется отметить action-сцены, проще говоря анимацию драк.
Музыка – 8.5. Шикарный саундтрек и отличный опенинг, который я не перемотал ни разу.
Юмор – 8.0. Меня удивило количество годных шуток. Не могу сказать, что я хохотал все серии напролет, однако по паре-тройке забавных моментов в них есть точно. Отдельный респект за отсутствие пошлости.
Поднимаемая проблематика – 8.0. Пусть ненавязчиво, но затрагиваются множество сложных проблем, которые далеко не все осмелятся поднимать.
Заключение
Знаете, я посмотрел это аниме дважды. И оба раза меня удивляло то, насколько бережно создатели отнеслись к своему творению. Это видно в каждой фразе, произносимой героями, в каждой линии и в каждой звучащей ноте. Я не ожидал увидеть ничего подобного в аниме, описание которого при первом ознакомлении показалось как минимум слабоватым, или даже скучным. Перед нами наглядный пример того, что даже не самая интересная история может завоевать сердца зрителей, если внимательно подойти к каждой детали её реализации. В общем – годнота, смотреть стоит. Тем более, что второй сезон не так давно вышел, а значит, нас ожидает продолжение истории. Обзор на второй сезон вы найдете по ссылке. Всем добра!
Жесткий бог по имени что
День рождения 10 августа.
Цвет волос
Цвет глаз
Принадлежность
Статус
Актёр озвучки
Хочет быть самым почитаемым божеством, окружённым множеством последователей. Чтобы претворить свою мечту в действительность берётся выполнять любую человеческую просьбу, вплоть до розыска пропавших котят. Дабы обзавестись просящими, оставляет номер своего телефона (0900-хххх-##3х) в общественных местах. За выполненную просьбу взимает плату в пять иен (традиционное подношение богам во время молитвы в храмах Японии).
Ято называют «бездомным парнем в спортивном костюме, зовущим себя Богом», сам же он зовет себя «Быстрым и дешёвым Богом по вызову».
Содержание
Внешность [ ]
Дизайн Ято в манге.
Характер [ ]
Стоит отметить, что начальный характер Ято в манге и аниме весьма отличаются друг от друга. В первых главах Бездомный Бог жесток, хоть и несерьёзен, горделив, не брезгует убивать людей и по сравнению с аниме, не так уж и доброжелателен. Он груб со своими клиентами, что затрудняет их поиск даже за столь низкую цену его труда, а работа сопровождается постоянными сетованиями вроде «Я же Бог Войны, так почему я должен заниматься этим?». К тому же, если в аниме Хиёри постепенно узнавала в «добром дурачке» Ято его серьезную сторону, то в манге наоборот, девушка постепенно от страха и настороженности переходила к доверию к нему.
Способности [ ]
Шинки/Орудия [ ]
Отношения [ ]
Ики Хиёри [ ]
Манга [ ]
Когда Ято впервые разговаривает с Ики Хиёри в больнице, он сразу предупреждает её, что у той могут появится необычные изменения в теле после его вмешательства. Убедившись, что они квиты, Бог отказывается называть девушке свое имя и удаляется. Хиёри в свою очередь не желает его забывать и решает найти котёнка по кличке «Владыка», чтобы напасть на след странного незнакомца. Вскоре они встречаются во второй раз, но Ято вновь отказывается ей помочь, посоветовав той просто смирится с её периодическими «выпадениями из тела».
Аниме [ ]
Хиёри и Ято — очень близкие друзья, и в течении всего сериала они становятся всё ближе и ближе. Ято очень заботится о ней. Когда Тендзин говорит, что Ято надо разрубить узы с Хиёри, дабы та снова стала обычным человеком, Бог-воитель хоть и с неохотой, но готов это сделать, лишь бы Ики была счастлива. Однако девушка отказывается от этого, заявляя, что не хочет забывать о нём, что она хочет побыть с ним как можно дольше. Хиёри часто помогает Богу в спортивке, хотя это он должен ей помогать и выручать. Между ними намекали на романтические чувства, хотя в основном со стороны Хиёри. Получив самодельный, маленький храм от Хиёри, парень поклялся, хотя и в состоянии опьянения, что сделает Ики самой счастливой девушкой в мире. Во время встречи Ято и Эбису с Идзанами, Ято видит Идзанами в облике Хиёри, и Эбису говорит, что Идзанами для каждого человека принимает определённый облик, а именно — облик человека, который дорог человеку, что попал к Идзанами. Делает она это для того, чтобы удержать человека, что попал к ней, у себя в Преисподне. Из этого можно сделать вывод, что Хиёри дорога Ято. Хиёри также вытаскивает Бога-воителя из Преисподней, крикнув его настоящее имя.
Во время похода вместе с Ято и Юкине в Капипаленд, Хиёри было неприятно находиться там из-за плохих воспоминаний о том, как Фуджисаки целует её. Во время парада, когда Ято предлагает вернуться домой, Хиёри признается, что хочет побыть с Ято немного подольше. Затем Ято спрашивает, насколько сильно он должен верить её словам (из-за её странного поведения в течение всего дня), и сколько правды в них. После того, как Хиёри построила для него маленький храм и становится его первым и единственным последователем, Ято становится одержимым ею и привязывается к девушке слишком сильно. Это признак того, что он не привык к тому, чтобы его хвалили другие. Среди этих нелепых действий Ято фотографирует девушку и загружает её фото в свой телефон, меняет телефонные обои на её фотографию и даже узнает, какой у неё размер груди, чтобы купить ей женское бельё.
Юкине [ ]
Действующий шинки Ято. По-своему пытается заботиться о Юкине, и даже обещает, что самостоятельно воспитает из него достойного шинки. Ято постоянно терпел все те плохие поступки, которые совершал Юкине, но даже находясь на пороге смерти, отказывался его отпустить, и впоследствии он стал священным сосудом (Хафури). Даже после того, как характер Юкине изменился в лучшую сторону, орудие нередко подшучивает над своим хозяином и попрекает его. В битве Ято с Бишамон, будучи полностью преданным хозяину орудием, подставляется под шинки Бишамон, чтобы закрыть Ято, но он не сломался, а стал одаренным орудием, коими становятся не многие.
Нора (Мизучи, Хииро) [ ]
Бродячая шинки. Ято называет Нору «легкодоступной» из-за того, что у неё много хозяев, о чём свидетельствуют многочисленные имена по всему телу, и при этом, своим истинным хозяином она все же считает Отца Ято, оставаясь ему всецело верна.
Первое имя, Мизучи, ей дал Отец Ято (Мизучи также называет этого персонажа Отцом). Когда «родился» Ябоку, он отдал своему «сыну» Мизучи, сказав, чтобы тот сделал её своим шинки. Ябоку дал ей имя Хииро, и с этого момента она стала норой. Ято пользовался ей многие столетия для убийства людей по просьбе их Отца. Раньше у Хииро и Ято были тёплые отношения: они вели себя как брат и сестра, но впоследствии Ято перестал призывать Нору, поскольку решил отойти от дел и стать богом счастья. С тех пор он перестал звать её по имени и называл норой, что огорчало девушку, поскольку по её словам она любила имя, которое ей дал Ято. Несмотря на это, Нора искренне считает, что шинки лучше, чем она, Ято никогда не найдет.
Позже Ято освобождает Нору (Мизучи, Хииро), и тем самым она перестаёт быть его шинки.
Казума [ ]
Бишамон [ ]
Такемиказучи [ ]
Между ними не лучшие отношения. Такемиказучи завидует Ято, хоть и не показывает этого, так как у Ятогами есть священный сосуд. В 62-64 главах Ято сражается с ним.
Киун с уважением относится к Ято, так как знает, что священный сосуд может быть сильнее. Считает, что ко врагу всегда надо относиться с почитанием. Описал Ято как «Волка в овечьей шкуре».
Сакура [ ]
Кофуку [ ]
Хотя вначале Ято представил Кофуку как свою девушку, у него нет романтических отношений с ней. Они близкие друзья, поскольку давно знакомы друг с другом. Кофуку знает о не самом лучшем прошлом Ято, но это не меняет её хорошее отношение к нему. В отличие от Дайкоку, Кофуку ни разу не злилась на Ято и, похоже, прекрасно ладит с ним. Она защищает его как друга. Это было прекрасно показано, когда она угрожает Бишамон, что если та не оставит Ято в покое, то пусть будет готова к сильной буре. Она беспокоилась о Ято, когда он был заражён скверной. Их озорные личности и то, что у обоих прошлое не из лучших, позволяет им хорошо ладить.
Маю — бывшая шинки Ято. Работала у него под именем Томоне и принимала форму маленького кинжала. В итоге бросила его из-за не самых лучших условий для жизни и ушла к Тэндзину. Маю проработала у Ято около трёх месяцев.
Рабо\Лаво [ ]
Когда удобен «жестокий Бог»
Приблизительное время чтения: 11 мин.
На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.
Один из таких вопросов показался нам особенно важным и сложным — подобное непонимание возникает очень у многих людей, а дать ответ на него очень непросто:
Человечество всю свою историю по сути только и делает, что катится в пропасть. Войны всё кровопролитнее, разврат все более изобретательный, зависимости все более тяжелые.
Я однажды ознакомился с жизнью рабочего на заводе в городе Коврове: он встает в немыслимую рань, спешит на автобус (если опоздает несколько раз — могут уволить), там пашет часов до пяти за зарплату, больше похожую на злую шутку, а остаток времени, апатичный от усталости, коротает во дворе с пивом. Он постоянно ругается матом, пьет и дерется, не ходит в Церковь, он глубоко несчастен. Для чего Господь сотворил его? Неужели и этого бедного работягу, и сотни тысяч ему подобных ждет ад? Огромная часть живущих и живших когда-либо людей делала это не в радость ни себе, ни Богу. Что было в душе у Гитлера, когда он убивал миллионы? И где повернул не так мой одноклассник, чья жизнь сломана и уничтожена? Человечество похоже на неудачный автомобиль, который запустили в серию, надеясь, что он оправдает надежды, а он работает с неполадками.
И для чего всё это? Только затем, чтобы в конце концов, когда измотанное, истерзанное собственным грехом человечество окончательно достигнет дна, торжественно прийти с небес, полностью испепелить этот мир, а затем поднять всех нас, и без того измученных, падших, из гробов, чтобы судить? Это очень жестоко.
Мы попросили ответить на это письмо постоянного автора журнала «Фома», психолога Александра Ткаченко и профессора богословия, иеромонаха Константина (Симона).
Ответ Александра Ткаченко:
По собственному печальному опыту знаю, что мысли о жестокости Бога, греховности и гибели всего человечества приходят на ум как раз в те периоды жизни, когда я сам совершил какой-то тяжкий грех, с которым никак не могу расстаться. И тогда мой хитрый и изворотливый ум пытается спрятать этот нераскаянный грех в глобальных человеческих безобразиях. А обличения совести глушит лукавыми мыслями о некоем грядущем обвинительном приговоре, который Бог вынесет всему человечеству, за исключением ничтожно малой горстки праведников. Почему я называю такие мысли лукавыми? Да потому, что в них содержится сразу две хулы: на человека и на Бога. Ведь знаю же из Евангелия, что и об одном человеке нельзя выносить суд. Да что там — о человеке! Умудренные в духовной жизни монахи настрого запрещали своим воспитанникам осуждать даже один-единственный поступок другого человека. А тут совсем чуть-чуть подумал, сделал пару-тройку несложных умозаключений, и — на тебе: все человечество скопом уже оказалось и в преступлении уличено, и вина его доказана, и приговор вынесен. Да еще не как-нибудь, а — от имени самого Бога. И, заметьте, — никаких шансов на помилование: ну кто ж это может помиловать, когда сам Бог к погибели приговорил? Вот так — сначала создал невесть для чего, потом обрек на бессмысленное и мучительное существование, ну а в финале — да, приговорил к адским мучениям, которым не будет конца. Такой вот у нас Бог, и такое вот человечество…
Много раз мой ум пускался бродить по этим путаным дорожкам. Однако сейчас я абсолютно уверен, что за всеми подобными рассуждениями нет ни Бога, ни реальных людей, а есть лишь злобное бесовское нашептывание. Это ведь их, бесов, специальность — ссорить человека с Богом, клеветать на Него, лгать о Нем. И происходит это всегда по одной и той же схеме: сначала бес уговаривает тебя поддаться искушению, совершить нечто запретное. А когда ты повелся на его уговоры, начинает внушать, что теперь путь спасения для тебя закрыт, потому что грех твой безмерен, а Бог жесток, неумолим и бесконечно далек от погрязшего в грехе человечества. Вот тут как раз и начинаются все эти размышления на тему «зачем Бог создал мир, когда все вокруг обречены на погибель».
А если хотя бы чуть-чуть отвлечься от этого своего внутреннего сладкого нытья, то очевидным делается простой факт: мы ничего толком не знаем друг о друге даже в этой жизни, что уж тут говорить о чужом посмертии…
Про лошадку и копеечку
У меня был приятель, мало чем отличавшийся от описанного в письме заводского рабочего из Коврова. Такой же трудяга, всю жизнь пахавший за небольшую зарплату. Пил запоями, дрался, попадал в милицию, жил с какими-то беспутными женщинами. Родственники его тихо ненавидели, соседи и знакомые давно махнули на него рукой и считали пропащим. А потом он погиб, спасая человека из горящего дома. Кинулся в огонь ради ближнего, ни секунды не раздумывая. Вот и попробуй тут определи его посмертную участь. Жил непутево, погиб как герой.
Таких примеров в моей жизни было немного, но каждый из них будто бы встряхивал меня, напоминая, что нельзя судить о человеке по его грехам. И уж тем более нелепо по грехам судить обо всем человечестве. Единственным практическим смыслом таких унылых обобщений, как я уже говорил, может стать моя неосознаваемая попытка скрыть лист в лесу — растворить свои грехи в общечеловеческой греховной каше. За пессимистическими рассуждениями о конечных судьбах всего мира обычно прячется тревога о собственной судьбе, страх, ожидание заслуженного наказания. И поэтому никакие богословские доводы утешения тут не принесут. Совсем другое лекарство нужно употреблять от этой болезни.
Митрополит Сурожский Антоний рассказывал, как один его знакомый священник имел беседу с мужчиной, который очень долго объяснял, почему он не верит в Бога. Батюшка внимательно выслушал его, а потом сказал:
— Бедный, что же такого ты сделал, чтобы Бог стал тебе не нужен… Иди, подумай, с какого момента это у тебя началось.
Мужчина вернулся домой и стал думать, озадаченный такой постановкой вопроса. Он ожидал миссионерской речи, диспута или хотя бы совета прочесть какие-то умные книжки, а вместо этого услышал — пойди и разберись, что ты когда-то натворил. Но он был скрупулезным, добросовестным человеком и все-таки вспомнил. Оказалось, в детстве родители каждое воскресенье давали ему копейку, чтобы он положил ее в шапку слепому нищему, стоявшему на паперти возле храма. Однажды ему приглянулась игрушка в витрине магазина — деревянная лошадка, стоившая шесть копеек. Он попросил мать ее купить, та отказала. Он очень огорчился.
А в следующее воскресенье, когда шел в церковь и дошел до нищего, то подумал, что если шесть раз не подать ему копейку, он сможет купить лошадку. И копейки не подал. Так он поступил четыре раза, а на пятый подумал:
А если взять у него одну копейку, то я на две недели раньше смогу купить эту лошадку. И он у слепого украл копейку. После этого он вошел в храм и почувствовал, что не может стоять впереди: вдруг Бог его заметит, — и ушел в какой-то угол. Он понял, что дело плохо и теперь от Бога ему нужно скрываться.
А тут как раз вернулся из университета его старший брат и стал ему доказывать, что Бога нет. Бедный мальчик с радостью ухватился за эту мысль Ведь если Бога нет, то совершенно неважно, что он украл эту копейку и не положил пяти. И с этого начался его атеизм: учение о том, что Бога нет, он воспринял как единственное спасение против укоров своей совести. Впоследствии этот человек снова обрел веру и сам стал священником. Но путь к духовному возрождению начался для него не с богословского диспута, а с воспоминания о деревянной лошадке и копеечке, украденной в детстве у нищего.
Рассуждения о бессмысленности мироздания и жестоком равнодушии Бога к горестям павшего человечества представляются мне растущими из того же корня. Это всего лишь реакция на какой-то греховный слом, от которой всего один шаг до изгнания Бога из своего сердца. И вместо глубокомысленных терзаний о судьбах мира тут следует всерьез задуматься о судьбе одного человека — о своей собственной. Нужно найти в уже прожитом свою «лошадку» и свою «украденную копеечку», которые отрезали тебя от Бога, отдав на поругание духам злобы и лжи.
Духовное обезболивание
В истории Церкви был случай, когда видимой бессмыслицей и несправедливостью мира озаботился не кто-нибудь, а сам основоположник христианского монашества Антоний Великий. Правда, вопросы свои он направлял по более точному адресу, задавая их самому Богу: «Господи, отчего некоторые из людей достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и изобилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?»
Антоний долго молился, и Бог ему ответил. Правда, ответ этот был очень простым и неожиданным, поскольку переводил проблему в совсем иную плоскость: «Антоний, внимай себе и не подвергай исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно».
И уж если для великого подвижника Антония такие исследования оказались вредными, то вряд ли они могут быть полезными для меня, отнюдь не склонного к духовным подвигам. Что за нужда мне задумываться о том, для чего Господь сотворил матерящегося работягу из Коврова, когда сам я живу безалаберно, ленюсь, завидую, унываю и много чего еще делаю такого, о чем вслух говорить не хочется? Зачем мне гадать, где свернул не туда чужой одноклассник, когда я достоверно знаю, где сам делал в жизни роковые повороты, последствия которых до сих пор до конца так и не исправил?
«Внимай себе» — это ведь не какая-то пустопорожняя риторика, а самый насущный совет, если вдуматься. Например, если у меня заболел зуб, то самое последнее, что я стану в этой ситуации делать, — это размышлять о несовершенстве человеческой природы и мироздания. И о Боге я тогда уже не буду рассуждать отвлеченно, а стану молить Его о том, чтобы помог перетерпеть боль, пока я доберусь до стоматолога. Вот это и есть «внимай себе» — когда у тебя болит, когда ты весь сосредоточен в этой боли, и думаешь лишь о том, как вернуть утраченное здоровье.
Правда, если целью ставится не выздоровление, а лишь избавление от неприятных ощущений в больном зубе, тогда вопрос решается достаточно легко: в аптеке покупается упаковка сильнодействующего анальгетика. Выпил таблетку — боль прошла. Снова заболело — снова выпил. Цель достигнута. Чуть позже больной нерв умрет, и зуб перестанет беспокоить своего владельца. А еще через некоторое время — развалится на куски.
И я думаю, что вопросы о жестокости Бога как раз и есть такой вот поиск духовной анестезии вместо лечения собственных греховных болячек. Потому что за всем их видимым многообразием скрывается одна достаточно простая надежда, которую можно сформулировать примерно так: «Сейчас все мои доводы быстренько опровергнут и неоспоримо докажут мне, что Бог очень добрый, поэтому Он спасет абсолютно всех, без каких-либо исключений. А значит, и меня тоже. Ну а если не докажут, что ж… Тогда получается, что Бог действительно жесток, и погибну не только я, но и вообще все на свете (кроме праведников, разумеется, которых, впрочем, так мало, что их можно не брать в расчет)».
Вот такие мысли я и называю духовной анестезией, притупляющей чувствительность к греху, усыпляющей совесть, лишающей человека естественной боли, которую причиняет его душе совершенный грех. И не так уж важно, найду ли я для себя утешение в прекраснодушных мыслях о всеобщем спасении, или же предамся сладкому унынию от осознания тотальной испорченности человеческого рода. При всех кажущихся различиях обе эти философии являются двумя концами одной и той же палки, которой мои нераскаянные грехи гонят меня прочь от Бога.
Ведь где проще всего спрятать лист? В лесу. В том самом, где среди огромного множества чужих грехов так легко могут затеряться моя «лошадка» и моя «копеечка».