Жесткий дискаунтер что это
Жесткие дискаунтеры – оптимизируй все
Магазины формата дискаунтер показывают бурный рост и, как считают эксперты рынка, их число в ближайшие 5–7 лет может вырасти в 5 раз. О том, за счет чего экономят дискаунтеры и как многооборотная тара помогает развивать сегмент экономичных магазинов, в этой статье рассказывает Андрей Писарцов, генеральный директор CHEP в России.
Дискаунтеры – известный и весьма распространенный формат магазинов на европейском рынке, который уже доказал свою эффективность во многих странах. Lidl, Aldi, Biedronka – сети дискаунтеров, известные многим потребителям. Главный принцип работы таких магазинов – предложение базовых продуктов питания по низкой цене с минимальной наценкой. Порядка 13–15% европейского рынка приходится как раз на этот формат.
В России же тренд на развитие дискаунтеров относительно новый, но постепенно набирающий обороты. С 2017 по 2020 год количество дискаунтеров увеличилось почти на 25%.
Пандемия и падение доходов населения подстегнули развитие жестких дискаунтеров в России. Ведущие российские ритейлеры уже включились в развитие этого тренда – «О’Кей», «Магнит», X5 Retail Group, «Лента» тестируют свои магазины в этом формате. К концу 2020 года их доля на рынке составляла 3,5%. Эксперты ожидают, что в перспективе 5–7 лет доля дискаунтеров в России вырастет до европейского уровня.
Новый тренд в ритейле
В текущей экономической ситуации формат дискаунтеров оказался как никогда востребованным. С одной стороны, по данным Росстата, реальные располагаемые доходы россиян сократились на 3,5% в 2020 году. В условиях растущих цен на продукты питания люди все чаще отдают предпочтение бюджетным товарам. С другой стороны, потребители более ответственно подходят к выбору покупок и не всегда готовы переплачивать за известные бренды, поэтому переключаются на потребление товаров собственных марок ритейлеров, которые отличаются невысокой стоимостью.
Пандемия также отразилась на потребительских привычках населения – люди стали более запасливыми, реже посещают магазины, но закупаются в больших объемах. Так, в среднем трафик в магазинах основных ритейл-сетей (Х5, «Магнит», «Лента», «О’Кей») сократился на 5–10% при росте среднего чека на 12–18% (по данным исследования EY Future Consumer Index). Эта потребительская привычка также подстегнула развитие направления дискаунтеров.
За счет чего экономия?
Формат жестких дискаунтеров предполагает минимальную стоимость продукции при сохранении ее качества. Для более эффективной работы магазинов приходится оптимизировать каждый из этапов создания товара от стадии производства до момента его попадания на полку. Как правило, дискаунтеры стремятся продавать товары под собственной торговой маркой (СТМ). Так они могут контролировать их себестоимость, начиная с этапа производства. Сейчас доля СТМ в ассортименте российских дискаунтеров невелика, но в будущем они намерены довести ее значение до 60%.
Сам ассортимент дискаунтера заметно меньше, чем в других магазинах. Как правило, дискаунтеры не продают скоропортящиеся продукты – овощи, фрукты, мясо, молочные продукты. Полки заполнены более однообразным товаром ограниченного числа торговых марок, но в большом количестве. Такой подход отвечает текущим запросам потребителей, которые стали закупаться впрок.
Для дискаунтеров важна хорошо выстроенная логистика. До 40% стоимости товара – это затраты на его транспортировку.
Поэтому имеет значение «логистическое плечо» (расстояние от места производства до магазина). При выборе поставщиков дискаунтеры ориентируются скорее на локальных производителей. Короткое «логистическое плечо» и хорошо выстроенная логистика позволяют снизить себестоимость продукта, а значит, удешевить его для конечного потребителя.
Новое значение многооборотной тары
Дискаунтер – это магазин с наибольшей операционной эффективностью. Такой формат требует использования особого типа упаковки, главный критерий которой – мультифункциональность. Поэтому многооборотная тара, в частности паллеты (деревянные поддоны), приобретает особое значение в дискаунтерах.
Одним из крупнейших операторов многооборотной тары в мире является компания CHEP. По оценкам CHEP, использование паллет в новом качестве способствует заметной экономии – до 25%.
Помимо транспортировки и хранения, паллеты позволяют решать дополнительные задачи. В первую очередь многооборотная тара заменяет привычные полки в дискаунтерах. Такой подход использует, например, дискаунтер «Моя цена» («Магнит»). Продажа товара непосредственно с паллет позволяет сократить время на его распаковку и выкладку, а значит, уменьшить трудозатраты персонала и сократить расходы.
Так, дискаунтер «Чижик» (X5 Retail Group) не только выставляет паллеты с товаром в торговый зал, но и дополняет интерьер магазина с помощью многооборотной тары.
Кроме того, многооборотные паллеты отвечают запросу на экологичность, который предъявляет современный потребитель. Благодаря модели пулинга – аренды многооборотной тары – срок жизни паллет увеличивается с 2–3 до 10 циклов. Пулер обеспечивает своевременное поступление тары производителю, а после того, как паллеты освобождаются в магазине, забирает их на сервисные центры, где инспектирует, ремонтирует и затем возвращает в оборот. По оценке РАЭК и ТИАР-Центра, стопроцентный переход цепи поставок на сервисы пулинга в России позволяет предотвратить образование 486 тыс. тонн отходов и снизить выбросы парниковых газов на 185 тыс. тонн СО2.
В перспективе использование модели пулинга многооборотных паллет способствует оптимизации логистики. Как правило, пулер использует грузовики, которые возвращаются из магазина после разгрузки. В результате сокращается порожный пробег транспорта, а часть затрат на логистику берет на себя пулер, что также уменьшает себестоимость товара.
Формат дискаунтера будет активно развиваться следующие 5 лет в России, а ритейл – искать новые подходы для повышения эффективности этого направления бизнеса. Пулинг паллет от CHEP – решение, которое позволяет сделать дискаунтеры более эффективными с точки зрения логистики, размещения товаров в магазинах и трудозатрат персонала. Его использование в дискаунтерах позволяет значительно уменьшить расходы, а также сократить воздействие бизнеса на окружающую среду.
Лоукостеры в ритейле – как жесткие дискаунтеры захватывают рынок
На чем действительно экономит жесткий дискаунтер? Как удается оптимизировать цену более чем на 15%? Стоит ли пользоваться?
Жесткие дискаунтеры – популярный формат магазинов, основанный на предложении базовых продуктов питания с минимальной наценкой. Такие магазины экономят на всем, начиная от логистики и заканчивая оформлением торговых залов. Формат дискаунтеров широко распространен во многих странах, в том числе в Европе. Они составляют около 13-15% европейского рынка.
В России дискаунтеры относительно новое, но активно развивающееся явление – с 2017 г. их количество выросло почти на 25%. Пандемия и падение доходов населения ускорили развитие этого тренда в нашей стране. По данным Росстата, реальные располагаемые доходы россиян упали на 3,5% в 2020 г. и на 3,6% в первом квартале 2021г. Очевидно, что в условиях падения доходов и роста цен на продукты люди все чаще отдают предпочтение бюджетным магазинам таким как дискаунтеры. Так, по итогам 2020 г. жесткий дискаунтер «Светофор» стал самой быстрорастущей сетью магазинов: он увеличил выручку на 38,6% и занял 11 место в числе крупнейших ритейлеров России.
Лидеры российского рынка ритейла обращают внимание на эту тенденцию – X5 Group, «Магнит», «О’кей» уже тестируют свои магазины в формате жестких дискаунтеров. В результате в конце 2020 г. на дискаунтеры приходилось порядка 3,5% российского рынка розничной торговли. Эксперты ожидают, что через 5-7 лет доля дискаунтеров на рынке достигнет европейского уровня.
Жесткие дискаунтеры традиционно стараются снизить себестоимость продукта, сохраняя при этом его качество, чтобы быть конкурентными. Для этого магазинам приходится оптимизировать все этапы создания товара от производства до момента его попадания на полку. Как правило дискаунтеры стремятся продавать товары под собственной торговой маркой – так проще контролировать их себестоимость.
Сам ассортимент дискаунтеров менее разнообразен, чем у классических магазинов у дома. Как правило в них не продаются фрукты и овощи, мясо, молочные продукты. Полки заполнены более однообразным и долго хранящимся товаром: крупами, консервами и т.д. Такой подход пересекается с современными запросами потребителей, которые стали чаще закупаться впрок. Кроме того, персонал магазина экономит время на контроле товара на полках – меньше вероятность, что срок годности товара истечет.
Торговые залы жестких дискаунтеров закономерно более компактны, чем у магазинов у дома (примерно в 1,5-2 раза). Аренда – один из самых значимых пунктов расходов для ритейла. Меньший торговый зал позволяет снизить расходы на его содержание. Вместе с тем это стимулирует более эффективное использование пространства, убирая лишние детали интерьера и сокращая количество полок.
Логистика – важный параметр при формировании конечной цены. До 40% стоимости товара обычно составляют затраты на его транспортировку. Чем меньше расстояние от производства до магазина, тем меньше расходы на транспорт, а значит, ниже финальная цена для потребителя. Поэтому оптимизация логистики – это путь к сокращению стоимости товара. Например, дискаунтеры могут выбирать продукцию у локальных поставщиков, чтобы сократить расстояние перевозки. Кроме того, довольно эффективно использовать шеринг грузового транспорта, который традиционно дешевле, чем работа с транспортными компаниями.
Другая опция для снижения цены – использовать мультифункциональную упаковку. Сегодня мы рассмотрим многооборотную тару, в частности паллеты (деревянные поддоны). Помимо транспортировки и хранения, паллеты позволяют решать дополнительные задачи, в результате расходы снижаются на 25% [1].
В первую очередь, многооборотная тара может заменить привычные полки в дискаунтерах. Такой подход, например, реализуется в дискаунтере «Моя цена» («Магнит»). Продажа товара непосредственно с паллет сокращает время на его распаковку и выкладку, а значит уменьшает время работы персонала и снижает расходы. Некоторые дискаунтеры идут дальше и используют так называемые «препаки» – брендированные полупаллеты. Препаки не только ускоряют процесс размещения товара в зале (как минимум на 65% [2]), но и помогают продвигать отдельные товары, выделяя их среди аналогичных.
Дополнительный, но не менее важный бонус – многооборотные паллеты отвечают запросам на экологичный и ответственный бизнес, которые предъявляет современный потребитель. Благодаря модели пулинга (аренда многооборотной тары) срок службы паллет достигает 10 циклов вместо 2-3. Пулер обеспечивает своевременное поступление тары производителю, а после того, как паллеты освобождаются в магазине, забирает их на сервисные центры для инспекции и восстановления, затем возвращает в оборот. Такое многократное повторное использование паллет способствует сохранению ресурсов. По оценке РАЭК и ТИАР-Центра, стопроцентный переход цепей поставок на сервисы пулинга в России позволит предотвратить образование 486 тыс. тонн отходов и снизить выбросы СО2 на 185 тыс. тонн.
Формат дискаунтеров будет активно развиваться следующие 5 лет в России, а ритейл будет искать новые подходы для повышения эффективности этого направления бизнеса. Важно, что снижение цены на товары происходит не за счет потери в качестве, а благодаря использованию новых подходов – пулингу, оптимизации логистики и так далее. По сути ходить в дискаунтеры все равно, что пользоваться лоукостерами – возможность получить тот же сервис/товар, а вдобавок сэкономить.
GfK: Жесткие дискаунтеры: угроза или возможность?
Аналитическая компания GfK в рамках конференции для ритейлеров GfK Retail Day 2019 представила обзор ключевых трендов FMCG-ритейла.
По данным Потребительской панели GfK, рынок FMCG в России находится в зеленой зоне, рост рынка составил +6,5%, что выше инфляции. Дискаунтеры продолжают удерживать лидерство среди каналов продаж товаров повседневного спроса и растут в денежном выражении на +11,2%. Наиболее агрессивно развивается сегмент жестких дискаунтеров (+59,2%).
Лидером и ключевым драйвером роста в канале жестких дискаунтеров выступает «Светофор», занимающий уже 11 место в рейтинге FMCG-ритейлеров в России (28-е место годом ранее).
За последние два года из-за постоянно растущей доли промо, восприятие выгодности регулярных цен значительно снизилось. И назрела потребность покупателей в «действительно дешевом» магазине с всегда низкими ценами. Эту потребность успешно выявил «Светофор» и другие сети с аналогичной стратегией, благодаря чему формат окончательно выделился в отдельный канал.
Возможность 1: Фокусироваться на другой целевой аудитории или миссии.
Жесткие дискаунтеры привлекают определенную группу покупателей. В первую очередь, тех, для кого цена важнее всего. Открытием стало то, что миссии покупателей в таких дискаунтерах очень схожи с миссией покупателей гипермаркетов: большая доля покупок в этих каналах приходится на крупные и очень крупные покупки: 81% и 69% соответственно. Однако, если посмотреть на состав покупательской аудитории, то гипермаркеты привлекают так называемую «деловую» аудиторию — покупателей, предпочитающих делать крупные закупки раз в неделю. Гипермаркетам стоит сконцентрироваться на том, чтобы удержать аудиторию «деловых» и лучше понять, из чего складывается высокое качество покупательского опыта, которое ценит эта аудитория. Супермаркетам и «удобным» дискаунтерам стоит сконцентрироваться на более мелких миссиях.
Возможность 2: Работа с ассортиментом.
Если все же приходится конкурировать за внимание той же аудитории, которая ходит в жесткие дискаунтеры, то стоит проанализировать категории с нереализованным потенциалом, которые формат не закрывает или закрывает на очень базовом уровне. Например, хлеб, алкоголь, товары для животных и целый ряд других. Для жестких дискаунтеров эти категории тоже могут стать территорией для развития.
Возможность 3: Присоединяться.
И, наконец, тренд можно поддержать и попробовать выделить новый формат в рамках существующей сети. Среди успешных примеров можно выделить дискаунтер «Хороший», принадлежащий ТД «Командор», а также дискаунтер «Батон», принадлежащий сети гастрономов «Красный яр».
«На российском ритейл-рынке сейчас очень непросто, но интересно. Это период, когда многим сетям нужно активно искать свое место в изменившемся ритейл-пространстве. Данные исследования GfK Retail Monitor показывают, что то, как себя видит ритейлер, и как его видят потребители, — уже не всегда совпадает. Более того, те сети, которые испытывают в текущем периоде проблемы с ростом, и в глазах покупателей выглядят невнятно. Пришла пора сориентироваться в новом конкурентном ландшафте и, как минимум, разобраться, что хочет потребитель, и где есть возможности для роста», — говорит Виктория Давитаиа, руководитель ритейл-сектора отдела исследований потребительской панели GfK Rus.
Ранее GfK рассказала о тенденциях продаж бытовой техники и электроники.
Кроме того, согласно исследованию GfK, число онлайн-покупателей выросло на 17%.
Жесткие дискаунтеры. Почему в России становится все больше магазинов для бедных
Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group, когда-то запускавший «Пятерочку» как сеть дискаунтеров, решил выйти на новый уровень и открыть еще более «дешевые» магазины. Формат получил название «жесткого дискаунтера». Сегодня, 29 октября, в Москве и Подмосковье были открыты две такие торговые точки под новым брендом «Чижик». Особенность таких магазинов — еще более низкие цены. Znak.com поговорил с участниками рынка и аналитиками о том, почему крупные торговые сети уходят в такой формат и насколько перспективно это направление в России.
«Чижик» в погоне за «Светофором»
«„Чижик“ — это сеть для рациональных покупателей, приверженцев прагматичного подхода к покупкам» — так представил новый продуктовый бренд главный исполнительный директор X5 Retail Group (управляет такими сетями, как «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») Игорь Шехтерман. «Ценовая политика нового формата предполагает более низкую стоимость средней продовольственной корзины на рынке», — добавили в пресс-службе компании.
Жесткие дискаунтеры — это магазины с небольшим ассортиментом, как правило, включающим лишь основные продукты. Торговые павильоны ориентированы на покупателей с доходом ниже среднего. Например, на пенсионеров, рассказал Znak.com один из ритейлеров. В таких магазинах ставка делается на очень низкие цены. Торговая сеть «Светофор», работающая в формате жесткого дискаунтера, за короткое время вошла в топ-10 крупнейших российских сетей, и число ее клиентов растет.
«Крупные федеральные сети давно развивают этот формат в различных формах. Есть и успешно развивающиеся сети жестких дискаунтеров. Развитие магазинов с более узким, по сравнению с супермаркетом, ассортиментом, сокращенным количеством персонала и более простым дизайном, а также другими изменениями, направленными на сокращение издержек и торговой наценки, — объективный тренд, связанный с изменением модели потребления», — отметили в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). В ассоциации приводят данные InfoLine: общее количество дискаунтеров (точек) в топ-200 сетей FMCG (продавцов товаров повседневного спроса) на 30 сентября 2020 года превысило 41,4 тыс., их общая торговая площадь — более 15,8 млн квадратных метров. В структуре площадей за девять месяцев 2020 года доля площади дискаунтеров достигла 56,8%.
«Ориентация крупных торговых сетей на запуск жестких дискаунтеров — отражение изменений в потребительском поведении и реакция на процессы в национальной экономике. В условиях экономического кризиса и падающих доходов для покупателя определяющим параметром в покупке становится цена, а дискаунтеры нацелены именно на это — предоставить покупателю наиболее выгодную цену за счет снижения расходов торговой сети», — отмечают в АКОРТ.
Пандемия ударила по карману
«Основные цели, которые преследуют ритейлеры при развитии данного сегмента, это удовлетворение потребностей как можно большего количества потребителей, снижение расходов, а также повышение конкурентных преимуществ. Пандемия коронавируса сократила потребительские доходы населения, поэтому сети жестких дискаунтеров будут пользоваться высокой популярностью. Не исключено, что к подобным мерам могут прибегнуть и другие представители продуктового ритейла», — комментирует аналитик ИК «Финам» Наталия Аседова.
В России за шесть лет цены на продукты выросли до 200% по отдельным товарам. Исследование
«В условиях кризиса, вызванного сначала санкциями, а затем пандемией коронавируса, мы видим длительное падение доходов населения. При этом дорожают бензин, коммуналка, растут другие цены. Снижение нефтяных котировок и падение добычи нефти приведет к дальнейшему снижению доходов бюджета. Все это ведет к реальному обнищанию граждан, а значит, формат жестких дискаунтеров будет востребован», — отметил один из ритейлеров. По его словам, такие крупные компании, как «Магнит» и X5 «начинают играть» в этот формат, не желая отдавать кусок пирога конкурентам.
Дела у X5 Retail Group идут неплохо, несмотря на пандемию, подтверждают аналитики. Наталия Аседова из «Финама» говорит, что чистая прибыль компании за третий квартал увеличилась более чем в пять раз и составила 11,949 млрд рублей (данные по МСФО), а выручка возросла на 15,3% год к году и достигла 486,6 млрд рублей.
Принадлежащая X5 Retail Group «Пятерочка», выходя когда-то на рынок, на фоне региональных торговых сетей действительно выглядела дискаунтером. Но сейчас ее нельзя отнести к этому формату.
Сейчас она работает, как «магазин у дома». Особенно это касается новых магазинов с кофейнями. Собственник сети супермаркетов «Елисей» Александр Оглоблин полагает, что у X5 Retail Group нет задачи прямо сейчас срочно подыскивать помещения под «Чижики» в регионах.
«Первые два магазина — пилотный проект, на котором, скорее всего, будет отработан формат магазинов, необходимая площадь, их количество и ценовая категория», — отмечает ритейлер. Он отметил, что «Светофор» предпочитает открывать свои торговые точки в спальных районах, где низкая арендная ставка за квадратный метр помещения. В центре города на недвижимости не сэкономишь.
Куда же еще экономить?
Основная статья, на которой экономят ритейлеры — эта закупочная цена товара. В пресс-службе X5 Retail Group заявляют, что ассортимент «Чижиков» включает порядка 800 наименований, «наиболее востребованных у покупателей». «Акцент в новом формате будет сделан на собственных торговых марках (СТМ). В целевой модели их доля составит 60%. Ввод СТМ будет происходить постепенно. Первые партии private label появятся на полках „Чижика“ в феврале 2021 года, до конца следующего года их доля вырастет до 30%». «Мы выбираем самые популярные товары и вместе с покупателями разрабатываем высококачественные продукты под собственными торговыми марками», — заверил Игорь Шехтерман.
О высоком качестве товаров у дискаунтеров говорят и АКОРТ.
Однако есть и другое мнение.
«Чудес не бывает. Более низкие цены достигаются либо за счет крупнейшего опта, либо за счет снижения качества продукции. К моему партнеру недавно обратилась одна из компаний, работающая как раз в формате „жесткого дискаунтера“. Она заказала партию тушенки по определенной цене. Когда производитель увидел эту цифру, он сказал, что в тушенке по такой цене не может быть мяса. На это ему ответили: „Пусть там не будет мяса, лишь бы она пахла мясом и была дешевой“», — рассказал на условиях анонимности один из участников рынка.
По его словам, на эти условия поставщик согласился. «Не надо обманываться, будут и те, кто готов производить такую продукцию, и те, кто готов ее покупать», — считает собеседник Znak.сom.
Как хард-дискаунтеры меняют формат российского ритейла
В России все большую популярность набирают жесткие дискаунтеры – магазины с низкими ценами, скромным ассортиментом и выкладкой продуктов в грузовых паллетах. Крупные федеральные ритейлеры уже начали осваивать данный формат супердешевых магазинов. В чем же причина роста и возросшей популярности данного рыночного сегмента?
В чем суть хард-дискаунтеров
Данный формат магазинов подразумевает низкие цены по сравнению с крупнейшими продуктовыми сетями страны. К примеру, магазин Светофор, являющийся крупным хард-дискаунтером, обещает цены на 20-30% ниже, чем у конкурентов. Это достигается за счет исключения лишних расходов.
Данная бизнес-модель подразумевает:
Также к минимуму сведены различные акции и скидки. Здесь почти нет скоропортящихся продуктов, которые тоже требуют дополнительных затрат. В жестких дискаунтерах реализовывают продукцию почти от неизвестных региональных производителей либо под частными марками. Все это значительно снижает конечную стоимость товара.
Причины популярности хард-дискаунтеров в России
Аналитики M.A. Research (М.А.Ресерч) считают, что такие магазины начали свой рост еще в 2014 году, вместе с введением запрета на ввоз в Россию многих продовольственных продуктов. Исходя из их анализа, в 2020 году доля хард-дискаунтеров в обороте российского рынка FMCG составила до 11,2%. По данным 2ГИС, за 3 года количество жестких дискаунтеров в России увеличилось на 24,7%, до 139 600 магазинов.
Хорошим толчком для развития магазинов такого формата послужила и пандемия короновируса. Это связано с тем, что доходы россиян начали резко падать. Потребители из России все больше начинают напоминать европейских. Там дискаунтеры – это магазины не для нищих, а для тех, кто разумно подходит к покупке продуктов. Они не хотят платить больше, чем следует за популярные бренды и рекламу.
Новый виток развития дискаунтеров
Только в 2020 году хард-дискаунтеров стало больше примерно на 40%. Крупными на сегодняшний день являются:
Увеличивается и доход магазинов такого формата. Исходя из данных INFOLine (ИнфоЛайн), в 2019 году прибыль магазина «Светофор» возросла на 26% (до 102 миллиардов рублей), магазина «Добрцен» – на 141% (до 14 миллиардов рублей), а магазина «ХлебСоль» – на 39 % (до 13 миллиардов рублей).
По мнению экспертов, стремительное развитие хард-дискаунтеров связано с тем, что покупатели хотят рационально и как можно больше купить исходя из своих доходов. У потребителя появляется доверие к данному формату магазинов, поэтому дискаунтеры становятся особенно популярными в нашей стране.
Адрес Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Профсоюзная, д. 37А, офис 201