Жетоны министерства торговли ссср для чего использовались
Жетоны Министерства торговли СССР
Первые торговые автоматы изобрели еще в конце XIX столетия. Век пара и железа породил причудливые машины, выдававшие товар без участия торговца. Такие предметы были в диковинку людям, и как магнит притягивали первых покупателей. Коммерсанты Европы и Северной Америки быстро осознали перспективность направления, и потому новый вид торговли скоро встал на ноги. Только в Соединенных Штатах к 1930-м годам насчитывалось свыше 2 миллионов торговых аппаратов. В Советском Союзе они массово появились к середине 1950-х по инициативе Н.С. Хрущева (небольшое количество имелось еще с 1930-х), желавшего во многом скопировать опыт США. Но торговые автоматы очень плохо уживались с огромной и неповоротливой плановой экономикой, ведь они задумывались как новое слово в мелком бизнесе. Человек, скопивший небольшой капитал, мог приобрести на свои деньги несколько новомодных машин для розничной торговли и поставить их в людном месте. Например, договориться с администрацией какого-нибудь завода, ведь даже в США столовые на производстве появились далеко не сразу. Рабочие вынуждены были приносить в цех узелки с домашней едой, что несло свои неудобства, и поэтому возможность быстрого перекуса за несколько монет принималась с радостью. Конечно, предприниматель оплачивал немалую аренду, нес все расходы по снабжению товаром и ремонту, только относился он к аппаратам со всем вниманием собственника. Увы, такой подход со стороны госчиновников невозможен: советские управленцы видели в торговых аппаратах скорее тяжкую обузу, чем благо. Машины требовалось своевременно обслуживать, завозить припасы, списывать испорченные продукты – все это тянуло за собой гору бумажной отчетности при той же зарплате. А за халатное отношение к документам чиновник вполне мог стать объектом внимания ОБХСС (Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности при МВД СССР), не сулящим ему ничего хорошего. Наверное, именно поэтому торговые автоматы не стали популярными в Советском Союзе, и в итоге ушли в историю задолго до его распада (обслуживалось максимум около 50 тысяч единиц).
В некоторых советских аппаратах использовались специальные жетоны вместо монет. Тому было сразу две причины: во-первых, снижалась вероятность, что средство платежа заклинит в аппарате, во-вторых, сжульничать при покупке становилось куда труднее. Если в случае с приемом монет можно было исхитриться и бросить в прорезь металлический кружок равного диаметра и массы, то с жетоном такой номер не проходил. Обратите внимание, что на оборотной стороне часто имеется один или даже пара продольных вырезов, делающих фальсификацию очень долгим и хлопотным вопросом. Малейшая неточность в размере желобов делала невозможной покупку на поддельные жетоны. К тому же настоящие чеканились из латуни или бронзы, немного отличаясь в диаметре, поэтому «поймать» нужный вес было очень непросто.
Этот бронзовый жетон весьма редкий, ведь он использовался еще во времена, когда в Советском Союзе работали всего две закусочных с торговыми автоматами: «Москва» в столице и «Дружба» в Ленинграде. Надпись «№5» на лицевой стороне относится не к ресторану, а к одному из стоявших там аппаратов. Использоваться сей жетон мог в 1937-1955 годах. Аббревиатура «Н.К.В.Т.» на реверсе означает «Народный комиссариат внутренней торговли». Отмечаем два узких выреза и три звезды между ними.
Жетон НКВТ СССР №5 для торгового автомата
В начале массового выпуска жетонов их внешний вид сильно изменился. По номеру на лицевой стороне определялось, что можно было купить за конкретный экземпляр. На жетоны со значениями от 1 до 4 приобретались спиртные напитки – в основном вино или пиво. Для этих товаров использовались показанные ниже платежные средства. Различаются они не только цифрами, но и выемками на реверсе по бокам от вырезов. Вообще, мы насчитаем более сотни разновидностей жетонов Министерства торговли, если обратим внимание на все возможные особенности, включая шрифт.
Жетон министерства торговли СССР №2
Жетон Министерства торговли СССР №4
Примерно вот так выглядели торговые автоматы для разливного пива. К ним прилагалось несколько стаканов, которые ставили под кран после оплаты жетоном. Возможно, по современным стандартам такое покажется антисанитарией, но тогда общество реагировало не столь остро.
Жетоны номер 12 и 13 использовали для покупки разливных соков. У второго образца желоб на реверсе только один, и без боковых выемок. Любопытно, что в советские автоматы заливался сок без мякоти и максимально жидкий, чтобы избежать постоянной чистки емкости на 30 литров. Теоретически весь объем могли раскупить не менее, чем за час: производительность аппарата была невысокой.
№5 Жетон Министерства торговли СССР №12
Жетон Министерства торговли СССР №13
Жетон с номером 17 вкладывались в торговые аппараты для горячих напитков, таких как чай или кофе, в отдельных случаях какао. По государственным стандартам не допускалась температура жидкости в стакане ниже 65 и выше 75 градусов по Цельсию.
Жетон Министерства торговли СССР №17
Средства платежа с числами 19 и 20 приобретались для покупки холодных закусок, бутербродов и кондитерских изделий. В людных местах выставлялись как одиночные, так и спаренные аппараты, чтобы избежать слишком длинной очереди.
Жетон Министерства торговли СССР №19
Жетон Министерства торговли СССР №20
Жетон министерства торговли СССР № 3. Цена, виды жетонов.
Продолжаем копаться в находках за прошлый сезон и сегодня на очереди жетон министерства торговли ссср, чаще всего их называют коротко «жетон минторга». Мне попался жетон с номером 3, так что я вам его заскринил и полез гуглить историю возникновения и использования данных жетонов. Надеюсь, вам будет интересно. Если интересно, поднял я его с помощью минелаб терра т34.
жетон министерства торговли ссср
Итак, немного истории, дабы стать немного образованнее ))
В 1956 году в нашей великой стране начался серийный выпуск автоматов, в которых граждане могли купить различные продукты. Автоматы те чудодейственные работали на жетонах, которые имели внешний вид такой, который вы можете лицезреть выше. Все-таки наша страна начала глядеть в сторону Запада, а там уже вовсю пользовались всякими автоматами для продажи мелочевки. Поэтому и наше правительство решило прорубить окно в Европу)) Основное количество автоматов с использованием жетонов минторга поставили в какой-то праздник, то ли день студента, то ли в еще какой. Интересно было бы посмотреть, как народ ринулся опробовать новинку ))
Стоить заметить, что жетоны были различных видов, у меня жетон с 1 пазом, а были еще и с 2 пазами, есть еще разновидности пазов.
Далее, жетоны были от 1 до 32, с 4 вариантами пазов. (Справки ради скажу, что автоматов было много разных, соответственно жетоны были : для кофейных автоматов, для химчистки).
сколько стоит жетон минторга №3
Так что пожалуй почищу жетончик да заброшу на аук, вдруг кто и позарится ))
Помимо советских жетонов частенько попадаются юбилейные советские рубли, а видов их очень много.
LiveInternetLiveInternet
—Ссылки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Жетоны минторга
Полное описание и систематизацию жетонов для торговых автоматов читатель найдет в каталоге «Монеты страны Советов» А.Федорин (издание второе, 2004 г., приложение № 2), этот каталог поможет начинающим коллекционерам в комплектовании своих собраний. В то же время есть надежда на получение дополнительных сведений от читателей о периоде нахождения в обращении платежных средств для обслуживания торговых автоматов.
Исправленное и дополненное описание и систематизация жетонов для торговых автоматов в каталоге «Монеты страны Советов» А.Федорин (издание третье, 2007 г.).
Перевод статьи американского профессора А.Парри
«Красные пытаются ввести торговые автоматы».
Россия находится перед лицом все возрастающей нехватки рабочей силы в промышленности и сельском хозяйстве. Русские специалисты стремятся высвободить рабочую силу из торговой системы для работы на заводах и полях. Этим и объясняется недавно возросший интерес к внедрению автоматической торговли за железным занавесом. Однако дела не идут гладко.
Автор статьи – Альберт Парри, профессор русской культуры и русского языка, а также руководитель научно-исследовательского института по изучению России при Университете в Колгейте. Все изложенные в настоящей статье факты были взяты им из официальных советских материалов и из периодической печати. Профессор Парри – постоянный автор по русским проблемам в «Уоллстрит Джорнал», «Нью-Йорк Геральд Трибюн», в журналах «Харперс» и «Ридерс Дайджест» кроме того, он является автором 4-х книг.
Каталог жетонов министерства торговли СССР
Чтобы узнать более подробную информацию о жетонах, их параметры, разновидности, цену выберите интересующий вас жетон.
Интерес многих коллекционеров-нумизматов распространяется на собирательство не только монет, но и других металлических платежных средств. Специальные и местные выпуски монетовидных металлических знаков, жетоны для обслуживания автоматов, эталоны для настройки торговых автоматов и т.п. практически всегда сопровождают любую серьезную коллекцию. В последние годы эта тематика выделилась в самостоятельное направление коллекционирования.Значительный интерес представляют жетоны, изготовленные для обслуживания торговых автоматов, они использовались в нашей стране с середины 30-х до конца 70-х годов прошлого столетия.
Читателю предлагается краткая историческая справка по применению автоматов в торговой сети с использованием жетонов в качестве платежного средства.
Впервые автоматы в торговле появились 1885 году в Германии и получили широкое распространение в развитых капиталистических странах, как в чисто торговых предприятиях, так и на предприятиях общественного питания. Торговые автоматы применялись не только в крупных фирмах, но и в мелких. В конце тридцатых годов только в США насчитывалось около 2-х миллионов торговых автоматов. Широко использовались автоматы в торговой сети стран Европы.
До середины XX века в СССР торговля продовольственными и промышленными товарами с использованием автоматов была крайне ограничена. Автор не нашел более подробных сведений о периоде нахождения в эксплуатации торговых автоматов, выпущенных Народным комиссариатом внутренней торговли СССР (НКВТ СССР).
В 1955 году в стране работало всего две закусочных-автомата: закусочная № 9 «Москва» в г. Москве и закусочная «Дружба» в г. Ленинграде. В этих торговых предприятиях для работы автоматов использовались жетоны с легендой «Гл. управления столовых ресторанов и кафе». Московская закусочная-автомат обслуживала в день около 10000 человек. Дневной ее оборот составил свыше 40000 рублей при работе с 8 до 21 часа (прим. автора).
Это положение дел в торговле не устраивало советское правительство. Совет Министров СССР поручил Министерству торговли (Минторг) провести анализ зарубежного опыта и возможности страны по внедрению в торговлю автоматов для продаж продовольственных и промышленных товаров.
Дополнительно для организации опытной торговли через торговые автоматы в г. Москве было закуплено 270 автоматов 10-ти различных типов:
Коллекционерам известна серия жетонов минторга СССР из десяти различных по размеру и номерному ряду (соответственно №№ 1-5; 7-11), жетоны получили название «Киевские». Эта серия отличается от других жетонов округлым шрифтом написания цифр номера. Логично предположить, что именно данные жетоны использовались для обслуживания вышеперечисленных автоматов. Известно, что при подготовке чеканки на монетный двор были представлены чертежи жетонов с номерным рядом от 1 до 10, но в процессе изготовления номер «6» был заменен на номер «11».
При организации массового производства торговых автоматов было выпущено значительное количество жетонов. Эти жетоны отличались от «киевских» более прямоугольным шрифтом написания цифр номера. В дальнейшем изготавливаются жетоны с «ребристой» поверхностью оборотной стороны (дополнительные пазы) и расширяется их номерной ряд. Это конструктивное отличие позволило исключить фальсификацию жетонов, а также увеличить ассортимент предлагаемых услуг торговли, в т.ч. торговля промышленными товарами (сигареты, канцелярские принадлежности, галантерея и др.).
Выпуск торговых автоматов с жетонным механизмом осуществлялся на Ленинградском, Киевском и Калининградском заводах торгового машиностроения Минторга СССР. Этими предприятиями до 1961 года было выпущено около 50 тыс. штук автоматов. (*4) Стандартный комплект оборудования для закусочной-автомата предусматривал: автомат для отпуска закусок – 5 шт.; автомат отпуска бутербродов – 5 шт.; автомат для отпуска газированной воды – 1 шт.; автомат для отпуска соков – 2 шт.; автомат для отпуска пива – 2 шт.; мармит для отпуска вторых блюд – 1 шт. и стойка для отпуска горячих напитков – 1 шт.
Эти нормы являлись минимальными для организации автомата- закусочной и могли быть удвоены или учетверены, в зависимости от размера предприятия. В комплект торгового автомата входило 1000 штук жетонов.
Также было налажено производство автоматов с монетоприемником. На предприятиях Министерства приборостроения и средств автоматизации СССР осуществлялся выпуск торговых автоматов с монетным механизмом, объем выпущенных до 1965 года составил более 300 тыс. автоматов. Средняя ориентировочная стоимость одного торгового автомата составляла около 8 тыс. рублей – соответственно Госплан СССР выделил на эти цели до 2,5 млрд. рублей капиталовложений.
Однако из-за низкой покупательской способности монет, находящихся в обращении (максимальный номинал 20 копеек), для покупки многих штучных товаров требовалось значительное количество монет. Стоимость некоторых товаров продаваемых через сеть торговых автоматов: мороженное в брикетах 60 копеек; шербет в бумажных стаканчиках – 45 копеек; сигареты 1-го сорта – 75 копеек; сигареты 2-го сорта – 60 копеек; конфеты – 30 копеек; кондитерские изделия – 45 копеек; ученическая тетрадь – 15 копеек; спички – 10 копеек; порция одеколона – 15 копеек.
Существовала и другая проблема – как с помощью механизма монетоприемника отличить платежное средство от любого металлического кружка того же размера и веса. В 1956 году по заказу Минторга СССР на Ленинградском монетном дворе проводились ОКР по разработке новых образцов разменной монеты для применения в торговых автоматах. Исследованию подверглись изделия из 7 металлов (медь, никель, цинк, свинец, олово, алюминий и железо) и более 40 сплавов металлов. Результатом этой работы предусматривалось расширение номинального ряда находящихся в обращении монет (50 копеек, 1, 2, 3 и 5 рублей). По этой причине часть изготовленных в то время торговых автоматов работала на жетонах. В дальнейшем планировалось полностью перейти на производство торговых автоматов с монетным механизмом.
Автоматы размещались в крупных торговых центрах, ресторанах, кафе, столовых и различных общественных местах. Большое количество их было установлено к началу Международного фестиваля молодежи и студентов в г. Москве в 1957 году. В 1956 году были закуплены в ГДР 5 комплектов автоматов для установки их на территории стадиона «Лужники», комплект состоял из 60 автоматов, в т.ч. 50 автоматов для холодных закусок и 10 автоматов для пива в разлив. Такая система обслуживания населения просуществовала до конца 70-х годов. Перечень номеров жетонов для покупки продовольственных товаров: 1, 2, 3 и 4 – для пива; 7, 10, 12 и 13 – для соков; 16, 18, 19 и 20 для закусок; 14, 15, 17 и 21 – для горячих напитков; 8 и 11 – для растительного масла. В дальнейшем некоторые жетоны для торговых автоматов продолжали использоваться в торговой сети для различных целей. Известны случаи использования жетонов для обмена молочных бутылок на молочные продукты, приобретения подсолнечного масла и др. Найдены жетоны с клеймением оборотной стороны цифрой «1» и «8». Среди коллекционеров существует версия, что жетоны с таким клеймением (видимо набитыми вручную пуансоном) использовались в каких-то целях в одном из универмагов г. Минска.
Торговые автоматы имели разнообразные системы, формы и размеры, что позволяло использовать их для продажи самых различных товаров: продукты питания, промышленные товары, канцелярские принадлежности, парфюмерия, газеты, лекарства и т.д. (*9) Американский профессор А.Перри в своей статье «Красные пытаются ввести торговые автоматы» (журнал «Венд», ноябрь 1956 г.) оценил масштабы внедрения автоматов в систему торговли СССР очень просто: «В Москве проектируются автоматы… даже для продажи порошков от головной боли…».
Для полноты представления периода использования торговых автоматов, требуется указать учреждения и ведомства СССР, принимавшие участие в процессе автоматизации торговли.
НКВТ СССР (1934-38 гг.) организован Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 июля 1934 г., одной из основных функций которого было снабжение населения всей страны продуктовыми и промышленными товарами.
Главное Управление столовых и Главное Управление ресторанов и кафе организованы Приказом по НКВТ СССР от 15 сентября 1934 г. № 6.
Постановлением Верховного Совета СССР № 27 от 119 января 1938 г. НКВТ СССР был переименован в Народный Комитет торговли СССР (1938-46 гг.) функции и задачи учреждения остались теми же.
Указом Верховного Совета СССР № 10 от 15 марта 1946 г. НКТ СССР переименован в Минторг СССР (1946-58 гг.).
Постановлением ЦК КПСС, Советом Министров СССР № от 23 марта 1953 г. организуется новое учреждение Министерство внутренней и внешней торговли СССР, с новыми задачами и функциями, но уже в августе этого же года Указом Верховного Совета СССР № 2258 от 24 августа 1953 г. это Министерство ликвидируется и вновь образуется Минторг СССР с теми же функциями и задачами, которые были присущи этому учреждению раньше.
Минторг СССР просуществовал до 26 ноября 1958 г., Указом Верховного Совета СССР и Постановлением Совета Министров СССР № 1337 Минторг СССР было ликвидирован.
В дальнейшем вопросами упраздненного Минторга СССР ведало Главное управление по межреспубликанским поставкам товаров народного потребления (Союзглавторг) при Государственном комитете Совета Министров СССР по торговле (1958–65 гг.).
Минторг СССР (1965–91 гг.).
Полное описание и систематизацию жетонов для торговых автоматов читатель найдет в каталоге «Монеты страны Советов» А.Федорин (издание второе, 2004 г., приложение № 2), этот каталог поможет начинающим коллекционерам в комплектовании своих собраний. В то же время есть надежда на получение дополнительных сведений от читателей о периоде нахождения в обращении платежных средств для обслуживания торговых автоматов.
Исправленное и дополненное описание и систематизация жетонов для торговых автоматов в каталоге «Монеты страны Советов» А.Федорин (издание третье, 2007 г.).
Перевод статьи американского профессора А.Парри «Красные пытаются ввести торговые автоматы».
Россия находится перед лицом все возрастающей нехватки рабочей силы в промышленности и сельском хозяйстве. Русские специалисты стремятся высвободить рабочую силу из торговой системы для работы на заводах и полях. Этим и объясняется недавно возросший интерес к внедрению автоматической торговли за железным занавесом. Однако дела не идут гладко.
Автор статьи – Альберт Парри, профессор русской культуры и русского языка, а также руководитель научно-исследовательского института по изучению России при Университете в Колгейте. Все изложенные в настоящей статье факты были взяты им из официальных советских материалов и из периодической печати. Профессор Парри – постоянный автор по русским проблемам в «Уоллстрит Джорнал», «Нью-Йорк Геральд Трибюн», в журналах «Харперс» и «Ридерс Дайджест» кроме того, он является автором 4-х книг.
Советские деятели постоянно утверждают, что автоматизация является ответом при решении все усложняющейся проблемы нехватки рабочей силы в России. Важным элементом этой проблемы должны явиться торговые автоматы.
На пути успешного осуществления шестой пятилетки 1956-1960 гг. стоит низкая рождаемость в годы войны 1941-1945 гг. Подросшая ныне молодежь этих лет рождения, только теперь достигающая рабочего возраста, лишь едва покрывает естественную убыль рабочей силы занятой в советской промышленности и сельском хозяйстве. Этой молодежи, безусловно, недостаточно для намеченного плана расширения советского народного хозяйства. ЕЕ также недостаточно для широкого заселения и мощного развития Сибири и других районов Советской Азии. Как известно соответствующая кампания производится в настоящее время Москвой в качестве одного из элементов новой пятилетки. Помимо того, добровольный труд должен заменить собой жертвы концентрационных лагерей, многие из которых теперь действительно ликвидированы.
Отсюда неизбежно, что Хрущев должен был заняться розничной торговлей в России, учитывая ее гигантские объемы и низкую производительность труда в этой отрасли народного хозяйства. Осуществлявшиеся до последнего времени попытки государства улучшить работу магазинов и продавцов с тем, чтобы сократить их общую численность и направить излишних людей на заводы и колхозы в значительной мере оказались безуспешными. Но, заявляют Хрущев и компания, одним из путей решения этой проблемы должны стать торговые автоматы. Таким образом, началась последняя советская кампания за повышение производительности народного хозяйства.
В директивах XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану сказано: «организовать массовое производство автоматов для торговли и общественного питания». Совсем недавно главный конструктор Московского опытно-конструкторского бюро Г.А.Растигер, руководитель проектирования торговых автоматов заявил, что в Соединенных Штатах Америки насчитывается около 2-х млн. торговых автоматов. По его словам цели советского государства остаются неизменными: «Догнать и перегнать Америку».
Ему следовало бы добавить к этому, что частая зарядка автоматов в значительной мере, если не полностью, аннулировала бы всю ту экономию на рабочей силе, которая оказалась бы возможной в связи с внедрением автоматов. Продавцы покинули бы свои прилавки не для того чтобы занять место за станком или на тракторе, но для того, чтобы переносить коробки и ящики с товарами из склада к автоматам.
Кроме того, главный конструктор не сказал также, что высокий спрос советского потребителя объясняется нехваткой табачных изделий и других товаров в магазинах и ларьках обычного типа. Западные потребители не ищут торговых автоматов для покупки нужного им товара, потому что им на каждом шагу встречаются магазины с полным ассортиментом товаров. Но советским покупателям зачастую приходится проходить километры в поисках пачки папирос «Беломор» или «Прибой», потому что в ближайших магазинах запас этих наиболее ходовых марок исчерпан.
Далее Растигер заявляет, что «недостаточная автоматизация некоторых зарубежных конструкций» торговых автоматов является второй причиной, в силу которой советам приходится создавать собственные автоматы, вместо того чтобы ввозить их с Запада. В западных автоматах «покупатель опускает монету, а затем должен нажать еще разного рода кнопки, повернуть рычаги, открыть ящички с товаром… при столь бойкой торговле, как у нас, подобные автоматы замешкаются, а небрежность одного-двух покупателей может вывести их из строя».
Таким образом, московский конструктор деликатно намекнул на то обстоятельство, что значительная часть советских потребителей не обладает сознательным отношением к машинам. Но советы не в состоянии ждать до тех пор, пока все граждане обучатся надлежащему обращению с автоматами. Советы вынуждены создавать гораздо более простые торговые автоматы, нежели применяемые в Америке и в других западных странах, более простые для понимания и обращения русских.
И, наконец, заявляет этот товарищ, зарубежные конструкции, как правило, слишком сложны и дороги для советов. Он сообщил, что руководимое им конструкторское бюро приобрело недавно образец шведского автомата для продажи напитков в бутылках. Но этот автомат, обладая пятью электромоторами и тридцатью реле, оказался слишком дорогим для воспроизводства в условиях советской действительности. Если изготовить такой автомат, то даже в крупносерийном производстве его стоимость составила бы около 30.000 рублей. В тоже время Хрущев приказал Растигеру строить торговые автоматы по цене в среднем не свыше 3-5 тысяч рублей.
В целях упрощения конструкции торговых автоматов советские конструкторы разработали только три основных типа монетников. Немногие автоматы, уже работающие в Москве весьма просты по своей конструкции. Таковы, например, автоматы для отпуска одеколона, установленные в вестибюлях гостиниц, магазинов и ресторанов советской столицы. По опускании в такой автомат 15-ти копеечной монеты он выдает покупателю не флакончик с одеколоном, а лишь распыляет несколько капель одеколона (точно 3 грамма) на часть тела подставленную покупателем.
Точно также просты по своей конструкции автоматы, предназначенные для продажи карандашей и тетрадей, которые намечено устанавливать в коридорах советских школ. Даже автоматы, ныне проектируемые в Москве для продажи порошков от головной боли, а также автоматы предназначенные для отпуска горячих обедов и завтраков в гостиницах, столовых и ресторанах будут значительно проще как по конструкции, так и для пользования ими со стороны потребителя.
Однако руководитель конструкторского бюро заявляет, что это не так просто. «Большинство этих автоматов существует пока только на бумаге». Так, например, скоро начнет работать первый советский автомат для продажи газированной воды. Однако это будет лишь опытный образец, который является своего рода обещанием. Пройдут еще несколько лет, перед тем как «таких продавцов будет насчитываться десятки тысяч» на территории страны.
За один лишь летний сезон, в одной только Москве замена продавцов автоматами сэкономит на заработной плате 30 млн. рублей. Но почему же в таком случае советам придется ожидать еще несколько лет для осуществления этой экономии и для перемещения торгового персонала в промышленность и сельское хозяйство? Увы, помехой на этом пути стал обыкновенный бумажный стаканчик.
Ведь если торговать без продавцов, стаканчиков потребуется на каждый автомат 300 тысяч в год. Для сорока тысяч автоматов за год это составит 12 млрд. стаканчиков, а производственная мощность единственной фабрики «Бумиз», которая их выпускает, измеряется лишь сотнями долями этого количества, как указывает т. Растигер.
Значит, нужны новые фабрики, нужны тысячи тонн бумаги. В то же время газета «Правда» и «Известия» только что закончили очередную продолжительную кампанию на тему о крайней недостаточности производства бумаги в советской стране, поскольку ее не хватает для важнейшей отрасли советской промышленности – пропаганды.
Таким образом, создается заколдованный круг. Автоматизация, предназначенная для высвобождения торговых работников с целью направить их на заводы и в колхозы, останется на бумаге в течение значительного периода времени.
«Венд», ноябрь 1956 г.
Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.