Жезл миндального дерева это что
11 И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева.
12 Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось.
Итак, после того, как Господь объявил Иеремии его положение в обществе и перед Богом, задачи, ответственность и серьёзность этого положения, Бог приступает к практическим урокам.
Первое, чему учит Бог Иеремию, – видеть, и не просто видеть, а понимать то, что он видит. Когда-то через пророка Исаию Бог сказал такие слова:
10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
Какие важные слова! А ведь они имеют отношение к каждому из нас, как когда-то имели отношение и к Иеремии. И сказать прямо: все эти три шага мы видим в этой первой главе пророка Иеремии. И эти три шага не чужды тем, кто следует за Господом.
Во-первых, Иеремия услышал Господа. И мы, согласитесь, бывают такие моменты, когда мы слышим Его, и мы точно знаем, что мы слышим Его, а не кого-то другого, доказательством тому служит наше сердце – оно горит в нас. Сравню это с одним примером из Библии: «И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» Лук. 24:32. Вот также горят наши сердца, когда Бог говорит к нам прямо или через людей. Он касается нашего духа, и дух наш оживает.
Во-вторых, Иеремия увидел. Не всем из нас дано видеть, но всё же бывают такие моменты, когда Бог даёт нам что-то увидеть и узреть. И это не физический взгляд, а духовный.
И в-третьих, Иеремия уразумел то, что Бог показал ему, но об этом чуть позже. И всё же хочется подчеркнуть, что если Бог показывает, то Он и открывает смысл того, что показал, чтобы это послужило для пользы, или для урока. Именно разумея дела Божьи, мы познаём Самого Бога. Но всё это происходит только тогда, когда мы располагаем к этому свои сердца, когда мы ищем Бога, когда мы стремимся к Нему.
Итак, возникает несколько вопросов:
То, что увидел Иеремия, было ли понятным ему?
Почему это был жезл? Почему миндального дерева?
Почему такой смысл имеет это видение?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы воспользуемся некоторыми материалами.
Почему жезл был из миндального дерева и знал ли Иеремия значение этого?
Миндальное дерево — евр. шкедия.
Родина этого дерева — западная Азия, оно произрастает в Малой Азии и Палестине, Сирии и Месопотамии, и его можно встретить по всем берегам Средиземного моря. Оно цветет, когда ветви еще голы, очень рано — в январе, плод же вызревает в марте. Когда другие деревья еще находятся в сонном состоянии, миндальное дерево распускает свои красивые цветы. Вероятно, по причине своего раннего цветения это дерево получило свое название по-еврейски «шакед», т.е. бодрствующий.
Мы узнали, что жезл – это и символ власти, и символ наказания, в 11-12 стихах первой главы Иеремии вновь прослеживается мысль искоренения зла, воздаяния и суда Божьего над народами и царствами земными. Иеремия, конечно же, знал, что представляет собой миндальное дерево, потому что оно росло на Израильской земле, и евреи называли его – «бодрствующий».
Прочтём ещё раз стихи из книги пророка Иеремии:
11 И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева.
12 Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось.
Бог сказал: ты верно видишь. И ко всему этому, уже понятному для нас, впрочем, я думаю, что понятному и для Иеремии, Бог добавляет слово, которое, помимо всего прочего, открывает одну из граней Божьего естества: Я бодрствую над словом Моим, чтобы оно скоро исполнилось.
Для того, чтобы стало более понятно, давайте сравним миндальное дерево с другими деревьями.
Миндальное дерево раньше всех деревьев приносит свои плоды, так и Слово Божье исполнится: «и воздает ненавидящим Его в лице их, погубляя их; Он не замедлит, ненавидящему Его самому лично воздаст.» Втор. 7:10.
Бог сказал, и Он исполнит, даже если этому слову будут противостоять все остальные (прообраз – для дерева погодные явления). А человеческая внутренность, имея греховную природу, всегда противится Богу, и плоть желает противного духу.
Хочется закончить это повествование такими словами: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание… отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.» Иак. 1:19,21
Господи, услышь молитву мою, к Тебе взываю я. Ты сотворил меня Своей рукою, даровал мне глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы понимать то, что я вижу и слышу. Ты знаешь меня, знаешь, что, блуждая в мире, я утратил способность видеть верно и разуметь. Ты знаешь, что плоть моя всегда желает заглушить Твой голос, который нежно зовёт меня на пути правды. Я молю Тебя: исцели меня. Исцели мои глаза, чтобы мне верно видеть, без искажения. Исцели мои уши, чтобы мне слышать голос Твой и реагировать на него. Исцели моё сердце, чтобы мне разуметь то, что я вижу и слышу, чтобы мне понимать, и избирать доброе, а злое отвергать.
Прошу Тебя также, Господи, и о моих устах. Я – дитя Твоё и хочу быть подобным Тебе. Научи меня бодрствовать над словами, которые я говорю, как Ты бодрствуешь над Словом Своим. Научи меня дорожить словом и не бросать слов на ветер, научи меня бодрствовать в слове и деле, чтобы имя Твоё прославилось во мне, и чтобы моя жизнь свидетельствовала о том, что Ты – мой Отец, и я – Твоё дитя. Славлю Тебя, Отче! Аминь.
Как прекрасен Ты, Боже! Я склоняюсь пред Тобою!
Я склоняюсь пред Тобою! Ты достоин хвалы!
Велики и неисследимы дела Твои, непостижимы и чудны для меня.
Твоё творение приводит меня в изумление!
Как Ты всё продумал и предусмотрел!
Как прекрасно всё, что сотворил Ты!
Прими славу, хвалу и честь!
Творение Твоё радует глаз и изумляет меня!
Оно свидетельствует о премудрости Твоей!
Спасибо Тебе за то, что даёшь мне любоваться творением рук Твоих и чудес Твоих!
И за всё это я воздаю Тебе славу!
Будь прославлен во мне, мой великий Господь!
Будь превознесён!
Растения в Библии: Миндаль
На территории современного Израиля и прилегающих территориях дико произрастают не менее 4 видов рода Миндаль (сем.Розовые). Один из них – Миндаль обыкновенный, Amygdalus communis – введен в культуру очень давно. Но является ли этот вид исходно диким для библейских территорий (как для России первична в лесах черная смородина), или палестинский миндаль убежал в природу из культуры, неизвестно.
Миндаль по устройству цветка и плода со сливой очень схож (только околоплодник у него не сочный). Съедобная часть плода – это само семя. А у родственных растений (слив, вишни, абрикоса, персика) мы семена редко едим. Там нас привлекает сочная мякоть плода. Тогда как в культурном миндале пищевую ценность представляет именно содержимое «косточки», состоящее из сахаров и масла, которых там приблизительно поровну.
Дерево весьма морозоустойчивое. Зимой оно вполне переносит двадцатиградусный мороз. Однако чего совершенно не выносит, так это заморозков во время цветения. Цветы гибнут полностью, могут пострадать и молодые листья. Гибель листьев для миндаля убийственна. Это резко ограничивает продвижение миндаля на север.
С практической точки зрения основное количество растений миндаля в природе к прямому использованию непригодно, поскольку содержат гликозид амигдалин. Этот гликозид придает миндалю горький вкус (что еще не беда), но, расщепляясь, амигдалин образует цианистый водород, проще сказать – синильную кислоту. В небольших количествах это не слишком страшно, поскольку сам миндаль содержит антидот к цианидам – обыкновенный сахар. Однако можно и перекушать. И отравиться. Горький миндаль используют только как пряность, в небольших количествах (например, в марципане, где основными компонентами являются сладкий миндаль и сахар, а горький добавляют «для вкуса»).
К сожалению, большинство диких растений миндаля дает плоды именно с амигдалином (около 90% растений). Потому, найдя в дикой природе «сладкий» миндаль, человек начал его культивировать, размножая только вегетативно, в первую очередь прививками на дикий миндаль веток миндаля культурного (так же делают с яблонями). В Библии миндаль упоминается среди ценнейших растительных продуктов, наравне с благовониями (Быт 41:17). Как массовый пищевой ресурс плоды миндаля появились лишь после долгой работы по отбору и размножению его в культуре. Это возможно сделать только в условиях некочевой жизни стабильного аграрного социума, потому очевидно, что культуру миндаля израильтяне получили от предшествующих им народов. В Палестине и Сирии миндаль был известен задолго до Исхода. Это подтверждает и археология, и Библия.
Другой интересный пример символики миндаля есть в эпизоде призвания пророка Иеремии (он не желал становиться пророком, и Господь увещевал его). Среди прочего Господь послал Иеремии некое видение: И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось (Иер.1:11,12). Специалисты утверждают, что язык книги Пророка Иеремии не слишком хорош. Тяжеловат, лишен литературного блеска. Поглядим на стихи с точки зрения благожелательного, но случайного читателя Библии. Он задастся вопросом – ну какая связь между тем, что Иеремия видит в видении миндаль, и словами Божиими Я бодрствую над словом Моим? Действительно, не просто тяжело написано, но и совершенно непонятно. Так вот, написано как раз блистательно. Во-первых, в тексте Иеремии ярко явлены отсылки к процветшему жезлу Аарона. Но – главное – обыграна связь глагола шакад и однокоренного с ним существительного шакЕд – в русском тексте это слова «бодрствовать»» и «миндальное дерево». Созерцание миндаля свидетельствовало Иеремии, что Господь бодрствует над своим пророком. Положил на него Свою руку. И ведет в бой. И что Слово Его есть уже и дело.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Иер. 1:11
Прп. Исидор Пелусиот
И бысть слово Господне ко мне глаголя: что ты видиши иеремие? и рекох: жезл ореховый
О том, что значит у Иеремии жезл ореховый.
Творения. Книга I.
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 11-12 И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось
Шесть книг толкований на пророка Иеремию.
Лопухин А.П.
Ст. 11-12 И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось
Здесь не сказано, чтобы пророк в настоящем случае имел видение в состоянии пророческого экстаза. Нет, он действительно видел цветущую миндальную ветвь и взгляд на эту ветвь, под действием божественного вдохновения, привел его к убежденно, какое он выразил в 12-м и 14-м стихах. Миндальное дерево по евр. называется бодрствующим деревом очевидно потому, что оно раньше других расцветает после зимнего сна, именно — в Палестине — в конце января и в начале февраля, когда еще в природе, можно сказать, все мертво, все застыло от зимней служи. Образ этот разъяснить не трудно. Хотя в жизни человечества, по-видимому, еще все спокойно, все замерло, — Иегова бодрствует, и слово Его исполнится, придет в полное осуществление все, что Он определил народам и царствам. Пророк не должен поэтому смущаться кажущеюся прочностью того порядка вещей, о разрушении которого он будет проповедовать.
Толковая Библия.
Толкование на Иеремия 1:11
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Иеремия 1:11 / Иер 1:11
Исидор Пелусиот (350/60−435/40)
И бысть слово Господне ко мне глаголя: что ты видиши иеремие? и рекох: жезл ореховый
О том, что значит у Иеремии жезл ореховый.
Многобедственный пророк Иеремия видел ореховый жезл — изображение священства, в котором видимое и наружное и, как сказал бы иной, первоначальное — нечто вяжущее, не спелое и имеющее вкус острый, а сокровенное и внутреннее постоянно, твердо и имеет силу укреплять. Посему надлежит и то, что многотрудно в священстве, переносить мужественно, и наград за оное ожидать ревностно.
Источник: Творения. Книга I.
Иероним Стридонский (
Ст. 11−12 И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось
Источник: Шесть книг толкований на пророка Иеремию.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 11−12 И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось
Здесь не сказано, чтобы пророк в настоящем случае имел видение в состоянии пророческого экстаза. Нет, он действительно видел цветущую миндальную ветвь и взгляд на эту ветвь, под действием божественного вдохновения, привел его к убежденно, какое он выразил в 12-м и 14-м стихах. Миндальное дерево по евр. называется бодрствующим деревом очевидно потому, что оно раньше других расцветает после зимнего сна, именно — в Палестине — в конце января и в начале февраля, когда еще в природе, можно сказать, все мертво, все застыло от зимней служи. Образ этот разъяснить не трудно. Хотя в жизни человечества, по-видимому, еще все спокойно, все замерло, — Иегова бодрствует, и слово Его исполнится, придет в полное осуществление все, что Он определил народам и царствам. Пророк не должен поэтому смущаться кажущеюся прочностью того порядка вещей, о разрушении которого он будет проповедовать.
Толкование на Числа 17:8
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Числа 17:8 / Чис 17:8
Иоанн Златоуст (
На другой день вошел Моисей в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали
Также из другого можно узнать, как почиталось достоинство священства. Так, когда некоторые нечестивые и преступные люди восстали против Аарона, стремясь отобрать у него власть и претендуя на его должность, то кротчайший Моисей, желая на деле вразумить их, что он возвел Аарона в его достоинство не как брата, родственника или человека из своего рода, но что вручил ему священство, повинуясь определению Божию, повелел принести по жезлу каждому колену, а также и Аарону. И когда принесли, он, взяв все жезлы, положил их в скинии и, положив там, повелел ожидать Божьего решения чрез эти жезлы. И вот, когда все жезлы остались в том же виде, один жезл Аарона вдруг пустил побеги, покрылся листьями и плодами, чтобы поняли, что Владыка природы опять рукоположил его, использовав листья вместо письмен.
Источник: Против иудеев.
Кесарий Арелатский (470−543)
На другой день вошел Моисей в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали
Как говорит Писание, есть только один истинный Первосвященник, образ Которого являл тот священник Аарон, жезл которого пророс. Ведь как жезл Аарона пророс в народе иудейском, так крест Христов процвел в роде родов: воистину потому, что, как мы часто говорили, истинный священник есть Христос, единственный, жезл креста Которого не только пророс, но и процвел, и дал плод во всех верующих народах. Какой же плод принес этот жезл? Миндали, — говорит Писание. Миндаль же, братья, это орех. Первый покров этого плода горький, далее он укрыт и защищен скорлупой и затем уже кормит и питает. Таково и в Церкви Христовой учение Закона и Пророков. Сперва внешний вид письмен достаточно горек: они предписывают обрезание плоти, сообщают о таинствах и всем прочем, обозначенном через убивающую букву, — все это припиши столь горькой коже ореха. Далее подбираешься к укреплению скорлупы, которой обозначается либо нравственное учение, либо учение о воздержании. Это необходимо для сохранения того, что внутри, но однажды скорлупу разбивают и раскрывают. Например, если говорить о воздержании от еды и о умерщвлении плоти, то, без сомнения, они необходимы до тех пор, пока мы живем в этом тленном и подверженном страданию теле. Но когда при наступлении смерти оно разрушается и освобождается и при воскресении становится из тленного нетленным и из телесного духовным, тогда уже на него не действуют скорби и умерщвление воздержания и никакое разрушительное качество тела более не преобладает, — так и более жесткая скорлупа ореха оказывается как бы необходимым средством для воздержания, которое не требуется в дальнейшем. А на третьем месте, как внутри ореха, ты находишь скрытое прикровенное таинство мудрости и смысл божественного знания, которым питаются и взращиваются святые души не только в этой жизни, но даже в будущей. Итак, таков этот плод священства, о котором обещано алчущим и жаждущим правды, что они насытятся.
Амвросий Медиоланский (
На другой день вошел Моисей в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали
В книге пророческой написано: «Возьми жезл миндального дерева» (Иер 1:11). Не просто так написано, поскольку и в Пятикнижии читаем, что жезл священника Аарона, из дерева сделанный, расцвел, хотя и долго пребывал сухим. Представляется, что это означает, что суждение священника или пророка должно быть правым и возвещать не столько приятное, сколько полезное.
Лопухин А.П. (1852−1904)
На другой день вошел Моисей в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали
По верованию Церкви, расцветший жезл Аарона прообразовал: а) бессеменное происхождение Иисуса Христа по плоти от безневестной Девы Марии: «Жезл Ааронов прозябший (читаем в Богород. по 1 п. кан. 23 апр.), иже от Иессева прображаше израстший корень, Тя Пречистую, цвет миру воссиявшую, Бога воплощенна» и пр.; б) нетление плоти Христовой: «ибо Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл нетленным; в Себе одном явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия» (св. Ефр. Сир., Толк. на кн. Чис., гл. XVII), — соделываясь «подобием будущего воскресения» человеке (св. Епиф. Кипр.); в) обилие возрождающей и укрепляющей благодати Божией в Церкви Христовой: «Жезл во образ тайны приемлется, прозябанием бо предрассуждает священника: не плодящей же прежде Церкви, ныне процвете древо креста в державу и утверждение» (3 п. кан. Честн. Кр.).