Жидкость трудно сжимается потому что молекулы
§ 13. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей
В предыдущем параграфе вы изучали свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.
Объяснить свойства веществ можно, если знать их молекулярное строение.
Одно и то же вещество может находиться в различных состояниях.
Так, например, вода, замерзая, становится твёрдым телом (лёд), а при кипении обращается в газообразное состояние (пар). Это три состояния одного и того же вещества (воды) — жидкое, твёрдое и газообразное. А если все три состояния воды — это состояния одного и того же вещества, значит, и молекулы его не отличаются друг от друга. Отсюда можно сделать вывод, что различные свойства вещества во всех состояниях определяются тем, что его молекулы расположены иначе и движутся по-разному.
Если газ сжимается и объём его уменьшается, следовательно, в газах расстояние между молекулами намного больше размеров самих молекул. Поскольку в среднем расстояния между молекулами в десятки раз больше размера молекул, то они слабо притягиваются друг к другу.
Молекулы газа, двигаясь во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу и заполняют весь сосуд. Газы не имеют собственной формы и постоянного объёма.
Молекулы жидкости расположены близко друг к другу. Расстояния между каждыми двумя молекулами меньше размеров молекул, поэтому притяжение между ними становится значительным.
Молекулы жидкости не расходятся на большие расстояния, и жидкость в обычных условиях сохраняет свой объём, но не сохраняет форму.
Поскольку притяжение между молекулами жидкости не так велико, то они могут скачками менять своё положение. Жидкость не сохраняет свою форму и принимает форму сосуда. Они текучи, их легко перелить из одного сосуда в другой.
Жидкость трудно сжимается, так как при этом молекулы сближаются на расстояние, когда заметно проявляется отталкивание.
В твёрдых телах притяжение между молекулами (атомами) ещё больше, чем у жидкостей. Поэтому в обычных условиях твёрдые тела сохраняют свою форму и объём.
В твёрдых телах молекулы (атомы) расположены в определённом порядке. Это лёд, соль, металлы и др. Такие тела называются кристаллами. Молекулы или атомы твёрдых тел колеблются около определённой точки и не могут далеко переместиться от неё. Твёрдое тело поэтому сохраняет не только объём, но и форму.
Расположение молекул воды в трёх разных состояниях показано на рисунке 31: газообразном — водяной пар (рис. 31, в), жидком — вода (рис. 31, б) и твёрдом — лед (рис. 31, а).
1. Каково расположение молекул газа?
2. Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объём?
3. Как расположены частицы в твёрдых телах?
Задание
1. Налейте в пластмассовую бутылку воды до верху и закройте крышкой. Попытайтесь сжать в ней воду. Затем вылейте воду, снова закройте бутылочку. Теперь попробуйте сжать воздух. Объясните результаты опыта.
2. На блюдце с холодной водой поставьте перевёрнутый очень тёплый стакан. Через 15—20 мин проследите за уровнем воды в стакане и блюдце. Объясните результат опыта.
Урок –конференция на тему: «Вода на Земле», 7 класс
Урок –конференция на тему: «Вода на Земле», 7 класс
Цель:
Обучающие:
—расширить представления учащихся об агрегатных состояниях воды;
– сравнить и выяснить особенности молекулярного строения воды в жидком, твердом и газообразном состояниях.
Развивающие:
– развивать стремление учащихся объяснять свойства окружающих веществ в зависимости от их агрегатного состояния;
– продолжать развитие умений и навыков работы с лабораторным оборудованием.
Воспитательные:
– продолжать формирование умения четко отвечать на поставленные вопросы, умение работать в группах.
Ход урока:
Слайд 1.
И стеклянной быть могу! (Вода)
Классы разбиваются на три исследовательские группы: (название групп, ребята определяют сами – отгадав загадки):
1 группа «Капелька»
Крупно, дробно зачастило,
Всю землю напоило. (Дождь)
2 группа «Льдинка»
Весною потекло. (Лед)
3 группы: «Туман»
Молоко над речкой плыло,
Ничего, не видно было,
Стало видно далеко. (Туман)
Перед вами, ребята задача: определить цель нашей конференции, для этого прослушайте басню «Вода и пар» и в конце басни ответьте на вопрос: «Каков физический смысл басни?»
Дружили пар с водой-
Водой не разольешь,
Иначе говоря, без пара
Житье воде сплошная кара.
Еще бы, чем они не пара?
Но вот, узнав об этой страсти,
Измор – огонь решил на части
Единство разделить без промедленья.
Огнем затравлена вода до испаренья,
Седеет пар, нигде воды ни-ни
Вдруг жар ослаб, а сверху кап да кап.
Желанная вода по каплям льется
И над огнем смеется.
Здесь и мораль найдется:
«Не забывай про мать – природу,
Имея цель разрознить пар и вод».
Цель конференции: Слайд 5.
– —расширить представления учащихся об агрегатных состояниях воды;
– сравнить и выяснить особенности молекулярного строения воды в жидком, твердом и газообразном состояниях.
5. Исследовательским группам было дано задание – провести исследование воды в каждом агрегатном состоянии, заслушаем их сообщения.
6. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и тоже вещество? ( В жидком, твердом и газообразном) Слайд 6.
Еще в глубокой древности. 2500 лет назад, некоторые ученные высказывали предположение о строении вещества. Греческий ученый Демокрит считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек – молекул. В научную теорию эта идея превратилась только в 18 в. благодаря работам нашего знаменитого соотечественника М. В. Ломоносова и других ученых и получила дальнейшее развитие в 19 в. Возникновение представлений о строении вещества позволило не только объяснить многие явления, но и предсказать, как они будут протекать в тех или иных условиях.
Вуступление групп
1 группа «Капелька»
Химическая формула воды H2O. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Между молекулами имеются промежутки. Молекулы жидкости расположены близко друг к другу. Расстояние между каждыми двумя молекулами меньше размеров молекул, поэтому притяжение между ними становится значительным. Если частицы удаляются друг от друга, то объем воды увеличивается и наоборот, когда частицы сближаются, объем воды уменьшается. Молекулы воды находятся в непрерывном движении.
Опыт 1. (Нагревание воды) Слайд 7.
2 участник
Докажем, что между молекулами имеются промежутки. Доказательством этого является физическое явление-«Диффузия». Что это за явление? Явление при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.
Опыт 2. (Диффузия) Слайд 8.
В воде растворить медный купорос.
Вопрос от учителя: Почему через некоторое время раствор приобретает однородную окраску? ( Благодаря Броуновскому движению частиц растворителя и растворенного вещества).
Пример: Приведите примеры диффузии, в быту или технике.
3 участник
Молекулы жидкости не расходятся на большие расстояния, и жидкость в обычных условиях сохраняет свой объем, но не сохраняет форму.
Опыт 3. (Вода в различных сосудах)
Жидкость трудно сжимается, так как при этом молекулы сближаются на расстояние, когда заметно проявляется отталкивание между молекулами.
4 участник
Выступление группы «Льдинка»
1 участник
При 0 градусов вода переходит в твердое состояние – лед. Лед состоит из тех же молекул и атомов, что и вода. Только расстояние между молекулами еще меньше, чем у жидкостей и молекулы расположены в строго определенном порядке образуя кристаллическую структуру. Слайд 9
В твердых телах притяжение между молекулами еще больше, чем у жидкостей поэтому молекулы колеблются около определенной точки и не могут далеко переместится от нее.
Твердое тело сохраняет не только объем, но и форму.
Опыт 1. (Лед в разных сосудах)
Выступление группы «Туман» Слайд 10.
Молекулы водяного пара двигаются беспорядочно, хаотически во всех направлениях, почти не притягиваются друг другу.
Поэтому газы не имеют собственной формы и постоянного объема. Объем газа определяется объемом сосуда, в котором он находится.
2. Но не только при кипение может превращаться в пар, при комнатной температуре также вода испаряется и превращается в пар. Испарение имеет большое значение в жизни животных, затруднение испарения нарушает теплоотдачу и может вызвать перегревание тела. Обратный процесс испарения называется конденсацией, конденсация пара сопровождается выделением энергии. Летним вечером, когда воздух становится холоднее, выпадает роса. Это водяной пар, находящийся в воздухе, при охлаждении конденсируется, и маленькие капельки воды оседают на траве и листьях. Конденсацией пара объясняется образование облаков. Пары воды, поднимаются над землей, образуя в верхних, более холодных слоях воздуха облака, состоящие из мельчайших капелек воды.
Учитель: заслушав выступление каждой группы мы выяснили особенности молекулярного строения воды в жидком, твердом и газообразном состояниях.
А теперь предлагается каждой группе решить следующие задачи: Слайд 11.
Какое количество энергии требуется для превращения воды массой 150 г. В пар, при температуре 100 градусов.
Решение:
1 группа
m=1000кг/м 3 *2м 3 =2000 кг
V-2м 3 Ответ: m= 2000кг
2 группа
Р-900 кг/м 3 V=0,108 кг :900 кг/м 3 =97,2 м 3
3 группа
m=150г=0,150кг Q= 2,3 *10 6 Дж/кг * 0,150 кг=345000 Дж
T=100 °С Ответ: Q=345000Дж
О. Ю. Заборовская, МКОУ Невельская ООШ, р. п. Квиток, Тайшетского района, Иркутская область
Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?
Использование компьютерных технологий на уроках физики «Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»
Разделы: Физика
Тип урока: сообщение новых знаний
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Приветствие, проверка готовности класса к уроку, сообщение темы и целей урока.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА (актуализация ранее усвоенного и подведение к целям урока)
Двум ученикам дается индивидуальное задание на проверку физических терминов в виде лото. Остальные ученики отвечают на вопросы, поставленные в ходе демонстраций опытов самими учениками, которыми было получено индивидуальное опережающее задание.
Твердое тело попробовать сжать, растянуть, сломать и т.п.
Вопрос: какие свойства твердых тел вы знаете? (Сохраняет форму и объем)
Жидкости. Перелить воду из одной мензурки с делениями в мензурку другой формы тоже с делениями.
Вопрос: какие свойства жидкостей подтверждаются этой демонстрацией?
(Жидкости сохраняют свой объем, но легко меняют форму).
Газы. Перевязать воздушный шарик нитью, затем его надуть, после этого нить развязать.
Вопрос: Что мы видим? Какими свойствами обладают газы? (не сохраняют форму, заполняют весь предоставленный объем)
Учитель. Мы вспомнили с вами свойства вещества во всех трех агрегатных состояниях, а сегодня на уроке мы научимся объяснять вышеперечисленные свойства на основе молекулярного строения вещества.
РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
Итак, одно и то же вещество может находится в различных состояниях. Например, вода.
Лед, вода, пар – все три состояния одного и того же вещества,
значит, и молекулы его не отличаются друг от друга.
Тогда что же является причиной различных агрегатных состояний воды?
Учитель. В конце урока вы сможете с уверенностью ответить на поставленный вопрос! (различные свойства вещества во всех состояниях определяются тем, что его молекулы расположены, взаимодействуют и движутся по-разному).
Теперь давайте рассмотрим, как расположены и как движутся молекулы при различных агрегатных состояниях вещества.
ГАЗЫ.
Только что на опыте с воздушным шаром мы убедились, что газ может занимать весь предоставленный ему объем, может сжиматься, а значит в газах расстояние между молекулами намного больше размеров самих молекул. Расстояние между молекулами газа в десятки раз больше размера молекул, поэтому они слабо притягиваются.
Слово “газ” произведено от греческого “хаос” – беспорядок. Действительно, газообразное состояние вещества является примером существующего в природе полного, совершенного беспорядка во взаимном расположении и движении частиц.
ВЫВОД: Молекулы газа, двигаясь во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу и поэтому не имеют собственной формы и постоянного объема.
ЖИДКОСТИ.
Свойства жидкостей объясняются тем, что промежутки между молекулами малы (рисунок молекул): молекулы в жидкостях расположены так плотно, что расстояние между каждыми двумя молекулами меньше размеров молекул. На таких расстояниях притяжение молекул друг к другу уже значительно. Поэтому молекулы жидкости не расходятся на большие расстояния, и жидкость в обычных условиях сохраняет свой объем.
Однако притяжение молекул жидкости еще не настолько велико, чтобы жидкость сохраняла свою форму. Этим объясняется то, что жидкости принимают форму сосуда, они текучи, их легко перелить.
Жидкость трудно сжимается, так как при этом молекулы сближаются на расстояние, когда заметно проявляется отталкивание.
ТВЕРДЫЕ ТЕЛА.
Твердые тела состоят из кристаллических решеток, в которых упорядоченно расположены молекулы, расстояние между молекулами очень мало по сравнению с размером самих молекул.
Так как сила взаимодействия между молекулами очень большая, то молекулы ограничены в собственном движении, и их положение очень трудно изменить. В твердом теле молекулы непрерывно колеблются около положений равновесия (рис. из учебника физики Гуревича).
Отсутствие систематических перемещений молекул и есть причина того, что мы называем “твердостью”. Именно поэтому твердые тела сохраняют постоянную форму и объем.
Подведем итоги изученного.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Давайте теперь вместе систематизируем все изученное ранее и на сегодняшнем уроке в структурно-логическую схему. Учитель задает вопросы классу, ученики отвечают, а в это время на слайде поочередно загораются ответы в виде схемы, которую учащиеся потом переносят в тетрадь
Как наз. любые предметы? ТЕЛО
Из чего состоит любое тело? ВЕЩЕСТВО
В каких трех состояниях находится одно и то же вещество?
ТВЕРДОЕ ЖИДКОЕ ГАЗООБРАЗНОЕ
Как расположены молекулы в них?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ.
1. На экране дается задание: заполнить таблицу из предложенных названий веществ. Каждому ученику выдается пустая табличка, они должны самостоятельно ее заполнить и затем проверить себя по ответам, данным на другом слайде.