Жираф гумилев о чем
Анализ стихотворения Жираф. Николай Гумилев
Гумилев много путешествовал, его притягивали экзотические и далекие места. Поэта не интересует посредственность, у него не приземлённое восприятие мира.
Стихотворение поэта наполнено романтикой и экзотичностью, именно в этом отображается новаторство в его творчестве.
В стихе отображается жанровая сценка (разговор с печальной женщиной), в которою включен экзотический пейзаж, и портрет изысканного жирафа. Но жанр закрепляется на отношениях мужчины и женщины, основная мысль заключается в том, что у влюбленных разные ценности, и взгляды на жизнь. И между ними проглядывается непонимание.
В данном стихе существует два пространства, первый это – реальность, диалог с грустной женщиной, а второй мир сказочный и экзотический.
Лирический герой вначале обращается к женщине:
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
В первых строках сразу отображается печальный образ и томное настроение его собеседницы. В голове вырисовывается девушка, сидящая так, что руки обнимали её же ноги, обычно так сидят замкнутые люди, находящиеся в раздумье, или задумчиво-печальном образе.
После вступительных двух строк, поэт переносит внимание читателя сразу в прекрасную сказку. Словно хочет успокоить свою возлюбленную дивной историей.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Вокруг нас сказочно-красивое место «озеро Чад», возле которого бродит жираф, главный эпитет «Изысканный». Этим словом и характеризуется жираф. Сразу ясно, что поэт хочет переключить внимание читателя на удивительно совершенное животное. Так как слово «Изысканный» сразу вызывает у человека образ чего-то экзотического, элегантного, грациозного и волшебного существа.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
В следующих строчках поэт описывает жирафа, сравнивая его с луной, это сразу идеализирует жирафа в подсознании читателя, так как луна это солнце ночи, дивный и таинственный спутник нашей планеты. Мы видим зеркальное отображение луны на озере.
Этот по романтически идеальный пейзаж он сравнивает с узором на шкуре жирафа, придавая ему совершенства.
От внешности идет переход к образу жирафа, поэт сравнивает жирафа с цветными парусами корабля. Паруса символизируют восхищению, так как пейзаж корабля, который находится вдали, и только начинают прорисовываться его цветные паруса, именно слово «цветные» придает сроке особую колоритность и подразумевает расположенность читателя, захватывая его настроение.
После идет переход на грациозность жирафа, бег сравнивается с птичьим полетом. Этим он поэт еще один раз идеализирует образ животного.
Совершенство не покидает нас и в то время когда описывается закат и мраморный грот.
Гумилев предпринял три сравнения, вырисовав нечто волшебное и не приземлённое в подсознании читателя.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
Лирический герой предпринимает якобы все, что только можно, чтобы утешить и отвлечь возлюбленную, он готов рассказывать ей другие сказки, но он наталкивается на непонимание со страны его спутницы, в его словах подчеркивается её заурядность и реальность, эти черты так свойственны приземлённым людям.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай. далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Лирический герой не понимает грусти и печали девушки, его влечет только нечто отдаленное и прекрасное, он будто находится в сказочном тропическом мире. Мы понимаем, что у героев разные ценности и взгляды на жизнь. Поэтому и плачет девушка. В данном стихе девушка отображает реальность и повседневный мир с его прямотой и сложностью, а лирический герой словно живет в своем пространстве витая в облаках. В данном стихотворении Гумилев проектировал личную жизнь с Ахматовой, между ними действительно было непонимание, Анна была равнодушна к путешествиям и сказочным историям Гумилева. Героине свойственна действительность, а мужчина не может жить здесь и сейчас, он убегает в вымышленный и прекрасный мир, тем самым отдаляясь от действительности.
Стихотворение написано пятистопным амфибрахием, перекрестная рифмовка, резкие мужские рифмы, и обращение, все вместе порождает характер лирического героя.
Анализ стихотворения «Жираф» Гумилёва
Всего получено оценок: 91.
Всего получено оценок: 91.
В 11 классе школьники изучают творчество Н. Гумилёва. Многие его произведения поражают оригинальными экзотическими образами. Не стало исключением и стихотворение «Жираф», которое поэт создал под впечатлениями от путешествия в Африку. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Жираф» по плану.
Краткий анализ
История создания – произведение было написано в 1907 г., под впечатлением от путешествий в экзотические страны.
Тема стихотворения – грусть женщины и рассказы о таинственных дальних странах.
Композиция – стихотворение являет собой монолог лирического героя, адресованный печальной слушательнице. По смыслу оно делится на две части: описание грустной женщины и рассказ о таинственных краях, в центре которого образ жирафа. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, постепенно развивающих центральные мотивы.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «…узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер», «много чудесного видит земля».
Эпитеты – «руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф».
Сравнения – «вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полёт».
История создания
История создания анализируемого стихотворения связана со страстью Н. Гумилёва к путешествиям. Поэт любил поездки на Восток, в Турцию и Африку. Культура и природа этих стран очень отличается от русской, поэтому не могла оставить поэта равнодушным. Так экзотические мотивы появились в его лирике. «Жираф» был написан в 1907 г., а уже в 1908 г. Николай Гумилёв включил его в сборник «Романтические цветы». Этим сборником поэт доказал, что его лирический герой может быть разным: отшельником, созерцателем, проигравшим игроком и, наконец, путешественником. Последнего видим в анализируемом произведении.
Автор развивает тему экзотических стран, обрамляя её рассказом о женской грусти. В центре произведения три главных образа – лирический герой, его слушательница и жираф. Написаны строки от первого лица.
Первые строки являются вступительной частью, показывающей, что подтолкнуло лирического героя к рассказу о далёких краях. Лирический герой увидел, что женщина особо грустна. Кто скрывается под женским образом: жена или сестра – неизвестно. Чтобы поднять ей настроение, герой решил поведать о жирафе.
Он говорит, что животное живёт на озере Чад. Видно, что жираф очень нравится лирическому герою, ведь тот первым делом отмечает изысканный вид животного, « грациозную стройность» и волшебные рисунки на шкуре. Последние ассоциируются у поэта с лунным светом, падающим на воду. Очаровывают героя и очертания жирафа, плавность его бега.
Образ экзотического животного подталкивает лирического героя к прекрасным воспоминаниям о далёких странах. Он рассказывает женщине вещи, необычные для нас. Вскоре рассказчик останавливается, видя, что не смог развеселить слушательницу. Наоборот, та начала ронять слёзы. Можно предположить, что грусть стала острее оттого, что героиня оказалась заточенной в туманах и очень сожалеет, что не могла видеть всё, о чём услышала.
Благодаря интересной интерпретации экзотических мотивов, стихотворение заняло почётное место в русской литературе.
Композиция
При разборе стихотворения привлекает внимание композиция. По смыслу оно делится на две части: рассказ о загрустившей женщине и рассказ о жирафе, таинственных краях. Первая часть обрамляет вторую, хотя и гораздо меньше по объёму. Формально произведение делится на пять катренов.
Написан «Жираф» пятистопным амфибрахием. Н. Гумилёв использовал перекрестную рифмовку АВАВ.
Произведение можно определить как элегию, это ведь в нём представлен размеренный рассказ лирического героя, а некоторые стихи «окрашены» грустным настроением.
Средства выразительности
Средства выразительности используются автором для передачи настроения героини произведения, а также для воссоздания экзотических образов. Тропы поражают оригинальностью.
В тексте есть метафоры – « …узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озёр», «много чудесного видит земля» ; эпитеты – «руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф» и сравнения – «вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полет».
Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций: риторические восклицания и вопросы, умолчания. Некоторым строкам выразительность придаёт аллитерация. Например, в первой грусть героини подчёркивается нанизыванием слов с согласными «ж», «з», «с»: «Сегодня я вижу особенно грустен твой взгляд».
Полный анализ стихотворения «Жираф» (Н.С. Гумилев)
Если делать полный анализ стихотворения «Жираф», которое написал великий поэт Николай Степанович Гумилев, стоит вспомнить, что же это был за человек и какие жизненные события способствовали написанию данного произведения.
История создания
Николай Степанович Гумилев оставил после себя огромный след не только как поэт, но так же он был первоклассным переводчиком, прозаиком и теоретиком. Супругой Николая Степановича была легендарная Анна Андреевна Ахматова. Такой творческий союз, казалось бы, невозможно сломить, и долгое время они являлись образцовой семьей. Но с началом Первой Мировой войны очень много изменилось в их отношении. Начались постоянные недомолвки и непонимание. Встал вопрос о непринятии образа жизни, измен и непонимания.
Но данные семейные ссоры очень продуктивно сказались на творчестве молодого автора. К великому сожалению, Николай Степанович прожил очень короткую жизнь. Уже в 35 лет он попал под подозрение в государственном заговоре, за что позже был расстрелян. Автор оставил после себя бессмертные произведения, которые не потеряли свою актуальность и по сей день.
Одним из таких творений можно выделить стихотворение «Жираф», которое автор написал в 1907 году, когда вернулся из Африки. Он очень большую роль в жизни отводил именно путешествиям по миру, где пытался найти своего рода рай.
Жанр, размер
Безусловно, данное стихотворение можно отнести к лирике. Написано оно было амфибрахием, рифмовку автор использует перекрестную.
Поскольку Гумилев является основоположником акмеизма, то естественно использует данное течение и в своем творчестве.
Композиция
Композиция стихотворения весьма интересна и необычна. Формально произведение делится на пять частей, но по смыслу можно выделить две части стихотворения. Первая несколько меньше второй части. В ней идет речь о женщине, которая грустит.
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Во второй же части описывается жираф и окружающая его природа.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер
Автор подробно описывает животное, восхищаясь его красотой и грациозностью. Сравнивая его с парусами корабля, а бег – с полетом птиц, Николай Степанович подчеркивает всю изящность и красоту этого прекрасного животного.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
В последней строфе рассказчик снова возвращает нас к разговору с девушкой, и попытками развеять её тоску.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Основная тема произведения
В стихотворении умело раскрывается тема экзотики и женской грусти. Так до конца и не ясно то, кого автор представлял в женском облике – жену, сестру или же просто случайную незнакомку. Лирический горой старается помочь девушке прогнать тоску, рассказывая об экзотике далеких стран. В частности о жирафе, который, безусловно, покорил сердце автора. Он с любовью и восхищением описывает незнакомое нашим краям животное. По одним выражениям, которые он использует для его описания, можно заметить его восхищение.
Но его рассказ не помог девушке, а лишь ещё больше расстроил её. Она начинает ронять слёзы. Автор оставляет неизвестной причину данного поведения. Возможно, незнакомке стало грустно от того, что она никогда ранее не видела подобного тому, что описывал ей лирический герой.
Очень интересный способ рассказа о красотах экзотических стран помогает стихотворению стать особенным в русской литературе.
Средства выразительности и образы
При написании этого произведения, Николай Степанович не поскупился на использование метафор, эпитетов и сравнений. Благодаря их использованию автор умело подчеркивает всю красоту животного и природы, а так же четко передает настроение девушки.
Что же касается образов, то здесь перед нами предстают три образа: лирического героя, девушки и жирафа. Но образ девушки и героя автор не слишком развивает, то в образ жирафа он воплощает всю красоту и свободу экзотики.
Так же отдельным образом можно выделить описание природы, которую автор мастерски описывает. Он занимался тем, что пытался найти «рай на земле». Именно это желание толкало его на новые и новые походы.
Основная мысль произведения
Основная мысль стихотворения была воспета ни одним поэтом. Это поход к своей мечте и умение жить. Автор в образе лирического героя передает свои чувства и стремления. Его цель – найти тот самый оазис, из которого не захочется уходить. Он умеет замечать прекрасное в мелочах, а, главное, он умеет этим наслаждаться. Он ценит в жизни каждую мелочь и никакие преграды не смогут ему помешать, чтобы добраться до своей цели. Лирический герой, как и сам Гумилев, очень целеустремленный человек. Поставив перед собой цель – он движется к ней. Из любой ситуации он пытается получить что-то полезное, насладиться доселе невиданными видами и красотами мира.
По строкам данного стихотворения можно сделать вывод о том, что автор умеет ценить красоту, он живет ею. Он воспевает прекрасные черты жирафа. Строки его произведения настолько красивы и чувственны, что невольно начинаешь сам восхищаться этим животным и окружающим пейзажем.
Именно этим стихотворением автор пробуждает в нас желание жить. Не важно где и с кем ты находишься, не важно, какие жизненные передряги не встречаются на твоем пути, никогда нельзя опускать руки и сдаваться. Именно к этому старается призвать нас автор строками своего бессмертного произведения. Гумилев показывает цену мечты. Что именно мечта толкает нас идти вперед с гордо поднятой головой и горящими глазами.
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.
«Жираф» Гумилёва: история создания
Стихотворение «Жираф» Гумилёв создал в 1907 году, а в 1908 году оно было впервые опубликовано в его стихотворном сборнике «Романтические цветы», изданном в Париже и посвящённом Анне Андреевне Горенко (впоследствии взявшей фамилию Ахматова). На момент написания стихотворения Гумилёв считал её своей невестой, дважды делал ей предложение, хотя оба раза получал отказ. Отсутствие взаимности толкало поэта даже на попытки самоубийства. Однако со временем Анна изменила своё решение: пара всё же поженилась в 1910 году.
Некоторые ошибочно считают, что «Жираф» был написан Гумилёвым под впечатлением от путешествия в Африку, но на самом деле к тому времени он ещё не был в африканских странах, хотя и путешествовал по Ближнему Востоку после отказа Анны Горенко. Африка же привлекала его с детства, а жирафа он захватывающе описал ещё до того, как увидел его вживую — и благодаря поэтическому мастерству и художественным средствам это величественное животное ярко увидели и многие поколения читателей.
В путешествие по Африке Гумилёв отправился в 1909 году — как раз на средства, полученные от сборника «Романтические цветы». После этого он признавался, что пресыщен новыми впечатлениями, устал от Каира и декоративных жирафов. Но на момент написания стихотворения жирафы ещё были для него далёкой манящей мечтой.
Критики с иронией отнеслись к стихотворению и ещё долго в литературных кругах за глаза называли самого Гумилёва «изысканным жирафом» за его желание уйти от суровой реальности в красивые идиллические миры.
Анализ стихотворения
Произведение относится к литературному направлению акмеизм, как и творчество Гумилёва, которого называют «отцом» этого модернистского течения начала XX века. Акмеисты как класс ставили своей целью создавать «искусство ради искусства», противостояли принципам символизма и выступали за материальность, конкретику образов, ясность языка и точность слова. Но в 1907 году автор ещё только открывает для себя и пробует применять в написании те принципы, которые позже будут считаться акмеистическими.
Жанр произведения — любовная и философская лирика. Это также жанровая сценка — разговор с собеседницей, в который включены описание экзотических африканских пейзажей и портрета жирафа.
Стихотворный размер — четырёхстопный амфибрахий, рифма — перекрёстная (АВАВ). Считается, что такой стихотворный размер наиболее подходит для описания лёгких и спокойных чувств, поэтому он удобен при чтении стихотворения «Жираф».
Образ лирического героя
Таинственный рассказчик, от лица которого идёт повествование о жирафе, предстаёт перед читателем путешественником, который побывал в экзотических местах, видел своими глазами и сохранил в памяти озеро Чад, прекрасного жирафа, тропические сады, пальмы, вождя и чёрную деву. Он — мечтатель и романтик, спешащий поделиться увиденным со своей слушательницей, рисующий перед ней удивительные картины, приглашающий вслед за собой в далёкий неизведанный мир.
Одновременно с этим лирический герой является влюблённым молодым человеком, который, хотя и не понимает тонкости женской души, отчаянно пытается найти контакт со своей возлюбленной, но она — девушка с грустным взглядом, отгородившаяся от него и обнявшая руками колени, не хочет слушать эти сказки. Влюблённый герой сталкивается с непониманием, видит её слёзы, и это приводит его в растерянность. В тексте произведения чувствуется его беспомощность перед её плачем, однако он снова и снова пытается говорить с молчаливой слушательницей.
Противопоставление двух миров
В произведении описаны два мира:
Лирический герой, будучи мечтателем, делает выбор в пользу мира фантазий. Он хочет подарить райскую страну и своей возлюбленной, знакомя её с далёкими образами, чтобы вытащить её из мрачного «сегодня», но не добивается успеха. На противопоставлении двух совершенно разных миров и строится конфликт произведения.
Тема и идея «Жирафа» Гумилёва
В стихотворении затрагиваются такие темы и идеи, как:
Филолог Д. В. Соколова условно разделяет стихотворение на две части: конкретную, в которой затронута тема далёких африканских стран, и абстрактную, в которой можно увидеть проблему сложных отношений главного героя и героини.
Заметив, что девушка грустна, рассказчик стремится поднять ей настроение, так как любит её, она ему небезразлична. Он делает это так, как умеет — красивыми и подробными рассказами о далёких островах и экзотических местах, в которых он побывал. Его увлекают «весёлые сказки таинственных стран», с помощью которых он убегает от серой дождливой повседневности, поэтому он не сомневается, что они порадуют и его избранницу.
При этом нельзя сказать, что герой постоянно бежит от реальности в свои грёзы: наоборот, мечты придают ему сил, заставляют строить планы и стремиться к прекрасному, туда, где «изысканный бродит жираф». У него неприземлённое восприятие реальности, он умеет закрывать глаза на серость, дожди и туманы и видеть в жизни что-то положительное.
Таким образом, одна из главных мыслей стихотворения заключается в ценности мечты, которая может дать душе приют в пучине тревожных будней. Автор демонстрирует, что любой человек, оторвавшись от вдыхаемого ежедневно «тяжёлого тумана», может взглянуть на мир иначе и увидеть в нём много прекрасного.
Но девушке не нужны сказки о счастье: она хочет счастье настоящее, а мечтательные разговоры мужчины о прогулках по экзотическим мирам только сильнее доводят её до слёз. Однако после слов «Ты плачешь?» он снова рассказывает о жирафе, будто не знает, как вырваться из замкнутого круга.
Интересно, что в этом стихотворении Гумилёв словно предвидел свои дальнейшие отношения с Анной Ахматовой: она тоже не была особенно впечатлена его сказочными историями о путешествиях в далёких странах. Смысл произведения заключается в том, что у влюблённых разные ценности, которые, даже если они прекрасны и возвышенны, могут оставаться ненужными или непонятными для другого.
Композиция и средства выразительности
В стихотворении «Жираф» прослеживается его сходство с народными сказками. Произведение делится на две части, мастерски вплетённых одна в другую — реальный мир, в котором грустит героиня, и рассказ лирического героя о жирафе. Кроме того, оно состоит из пяти четверостиший. В последней строфе слова о жирафе звучат рефреном, то есть здесь присутствует кольцевая композиция.
Относительно короткое стихотворение наполнено большим количеством художественных средств выразительности, которые используются для передачи настроения героев и создания экзотических образов. Оригинальные тропы и психологические акценты, расставленные при помощи интонаций, придают стихотворению особое очарование и поражают читателей. Благодаря всем этим приёмам даже жираф кажется не обычным животным, а неким мифическим созданием наподобие пегаса, ради которого стоит отправиться в дальние края, чтобы увидеть его.
Ритм стихотворения — мелодичный и неторопливый, звуки неестественно протяжны, что придаёт тексту некую магию и волшебство.
К используемым в стихотворении средствам выразительности относятся:
Кроме того, автор использует анафору: «особенно грустен, особенно тонки». Повтор «далёко, далёко» поэт мог бы написать через дефис, однако запятая между повторяющимися словами позволяет читателю сделать остановку, чтобы сразу почувствовать спокойную и плавную походку и неторопливость величественного животного.
Описанию жирафа в тексте уделено целых десять строк, тогда как портрет героини умещается всего в две строки. Но это всё равно позволяет легко нарисовать её образ: она красива, грациозна, грустна, руки тонки. В своей оценке этого стихотворения Сергей Есенин упоминал, что в строке «И руки особенно тонки, колени обняв» Гумилёв использовал неправильную грамматическую конструкцию. Правильно это бы звучало: «руки, колени обнявшие». Но неправильность конструкции, наоборот, продемонстрировала мастерство автора: при прочтении сразу можно увидеть позу девушки и нарисовать в своём воображении яркий образ.
Мир, в котором живёт героиня, напротив, описан почти без использования художественных средств. Единственный эпитет «тяжёлый туман» словно противопоставляется летящему, свободному бегу жирафа.
Ещё одно косвенное сравнение присутствует в строчке о чёрной деве и страсти молодого вождя: с ним можно сравнить героя, который со всей страстью и обуреваемыми эмоциями рассказывает возлюбленной об экзотических странах, тогда как она грустна и «черна», как описываемая дева.