Жировой карандаш что это
Выбор карандашей для рисования
Важность карандашей в наброске
Многие традиционные инструменты, такие как карандаши или графитовые стержни, создают линии с большей легкостью, чем прокладывают тон. В руках опытного художника линия может передать почти все визуальные эффекты, которые создает рисунок. Так что функция линии изменяется в зависимости от намерений рисовальщика.
Карандаши с мягким грифелем
Карандаши с мягким стержнем (4В, 6В или 8В) фактически превращают весь набросок в пробный рисунок. Они не позволяют установить разницу между главными и вспомогательными линиями. Рисунок превращается в переплетение мягких извилистых, но не слишком точных линий. Жирные штрихи получаются в результате сильного нажима кончика карандаша на бумагу, чтобы придать изображению элемент хаоса. Эта градация стержней отлично подходит для быстрых набросков и для экспрессивных рисунков, создаваемых линией и тоном, особенно на текстурированной бумаге.
Наброски твердыми стержнями
Твердые стержни (НВ, Н или 2Н) дают мазки скорее серые, чем черные. Они подходят для архитектурных эскизов, городских пейзажей и сюжетов, требующих точности в деталях. Кончик карандаша должен быть хорошо заточен, чтобы получилась четкая и резкая линия; тупой кончик, наоборот, придает рисунку мягкость.
В городских пейзажах, которые должны быть более подробными и точными, мы можем чередовать мягкие и твердые стержни.
Графитовый стержень
В рисунках, где много тональных контрастов или выбрана экспрессивная манера изображения, самый подходящий инструмент — это толстый графитовый стержень. Он позволяет работать штрихами разной интенсивности, чтобы накладывать и легкие, и густые тени. Жирные отчетливые линии привлекают наше внимание, выделяются и кажутся более близкими, в то время как мягкие линии создают иллюзию отдаленности.
Графитовый стержень позволяет комбинировать тонкие линии с широкими штрихами. Интенсивность тени зависит от нажима на плоскую грань стержня.
Стоит попробовать графит на текстурированной бумаге: поверхность затененного участка кажется морщинистой и зернистой.
Графитовая палочка позволяет очень быстро накладывать тени и добавляет выразительности нашим наброскам.
Наброски жировым карандашом или пастелью
Эти наброски карандашом относятся к двум достаточно отличающимся друг от друга разновидностям цветного карандаша: жирового и конте, у которого несколько более плотная консистенция.
Работа таким жирным и плотным материалом, как пастель, дает рисовальщику возможность действовать смело и решительно, поскольку позволяет ему достигнуть уверенности в штрихе: ведь она соединяет в себе достоинство удобного в обращении графитового карандаша и тональную мощь мелков.
Жирный и насыщенный мазок
Жировой карандаш представляет собой стержень, оправленный в бумажную или деревянную оболочку. У него насыщенный, прочный и плотный мазок, а жирная консистенция не позволяет развить широкую тональную шкалу, поэтому контрастный штрих становится его главным козырем. Весомость и толщина линии, ее плавность и экспериментальный характер, способность быть непрерывной и прерывистой создают в наброске эффектные зрительные иллюзии.
Способы рисования
Существует два способа рисования этим инструментом. В первом случае мы быстрым движением, почти не отрывая стержня от бумаги, проводим очень легкие линии. Затем укрепляем начальные линии более интенсивными и решительными штрихами. Второй метод отличается большей свободой и непринужденностью в отношении натуры. Линии с самого начала будут жестовыми и интенсивными, вероятность ошибиться возрастает, но это не должно нас пугать.
Карандаш черного цвета
Этот инструмент для рисования похож по консистенции на пастель. Он дает такой же насыщенный мазок, хотя стержень имеет несколько менее жирную консистенцию. Поэтому он высоко ценится рисовальщиками. Для создания штрихов очень важно состояние кончика, поскольку он очень быстро стирается.
Некоторые жировые карандаши обходятся без точилки. Достаточно потянуть за нитку, освобождая часть картонной оболочки вокруг стержня.
Недостаток жирового карандаша состоит в том, что он не дает широкого диапазона богатых тональных переходов.
Обычный черный карандаш по своим характеристикам похож на пастель, хотя дает большее разнообразие тонов при наложении теней.
Если у нас имеются цветные карандаши разной степени твердости, мы можем скомбинировать их в одном рисунке, чтобы получить более широкую гамму серого.
Плотницкий карандаш с широким и плоским кончиком
Карандаш с плоским и скошенным грифелем, предназначенный для хозяйственных и плотницких работ, — весьма популярный инструмент среди рисовальщиков. Благодаря изменчивости штриха он особенно ценится в создании эскизов и набросков.
Он называется плотницким, потому что в большом ходу у представителей этой профессии. Кончик карандаша используется по-разному. Рисуя тонкой частью грифеля, мы получаем тонкие и точные штрихи, а при работе широкой стороной мазок получается более толстым.
Главное достоинство плотницкого карандаша состоит в том, что он позволяет очень быстро нанести тени.
Ширина штриха
Плотницкий карандаш имеет широкий и плоский кончик, который дает широкий и жирный мазок. Изменив наклон и положение кончика по отношению к бумаге и работая тонкой стороной грифеля, мы достигнем противоположного эффекта, поскольку получим тонкую линию. Такой резкий контраст: переход от одного штриха к другому, достигаемый простым поворотом нашего запястья, — и составляет главное достоинство карандаша. Он позволяет создать линейный рисунок — с помощью варьирования линии, постоянно изменяя толщину, чтобы передать контур объекта.
Стержень имеет градацию «средне-мягкий», помогает в работе над затенением.
Различные качества линии
Линия, проведенная плотницким карандашом, может быть энергичной, то есть решительной, жирной, с нажимом. Бывает она несмелой и дрожащей обводкой, состоящей из нескольких линий, наложенных друг на друга. А иногда она становится тонкой, с чистым и точным мазком, выполненной уголком плоского кончика, средним нажимом. Подчас линия может стать модулированной или, если изменять нажим, она постоянно изменяет интенсивность и толщину; это линия, появляющаяся, чтобы выделить контур, а затем идет на убыль, превращаясь в тонкую линию, чтобы едва заметно обозначить какие-нибудь очертания.
Порой, когда мы начинаем рисовать, наше упрямое желание сделать это «хорошо» отодвигает спонтанность на второй план. Давайте попробуем отнестись к техническим и творческим аспектам рисунка с гораздо меньшим пиететом, чем они заслуживают.
Благодаря изменчивости мазка плотницкий карандаш превращается в инструмент, без которого не сможет обойтись тот, кто рисует городские виды.
Он также идеален в набросках пейзажа, так как дает возможность запечатлеть объект в очень экспрессивной манере.
Химический карандаш – копирование бумаг сотню лет назад.
Published date 25.08.2020
Last modified date 25.08.2020
Непозволительно мало информации про химический (копировальный) карандаш в рунете. Буквально пару заметок, хотя это изделие до сих пор производится вот уже сотню лет и не используется для первоначальных целей вот уже давно🙂 Исправляю эту несправедливость.
Задача копирования в делопроизводстве была всегда – юристам, банкирам, предпринимателям, чиновникам постоянно нужно копировать информацию. Вплоть до изобретения копировального пресса этим занимались специальные люди (писарь) вручную переписывая документы, знак-в-знак. В 1780 Джеймс Уатт (тот самый изобретатель паровой машины) патентует копировальные прессы – простой винтовой пресс и роликовый пресс, который значительно упростил этот процесс и оставил многих копировщиков без работы. Вот рисунок из патента:
Помимо винтового пресса были и более компактные, даже портативные модели в виде двух вальцов, такой например был у Джорджа Вашингтона, что позволяло ему копировать все свои письма. Документ записывался пером с использованием специальных медленно сохнущих чернил, и позволял получить копию в течении суток после написания (но лучшие результаты были в течении нескольких часов). На еще не высохшие чернила накладывалась тонкая бумага, и прижималась прессом – получался зеркальный отпечаток. Но поскольку бумага была тонкая (вроде кальки, или папиросной), то отпечаток просвечивал и не вызывал затруднений в чтении.
Картинка с https://www.bukowskis.com/en/auctions/559/692-james-watt-s-patent-portable-copying-machine-marked-j-watt-co-patent-and-james-watt-co-of-soho-patent
Для удобства клерков, например для копирования всех исходящих писем, выпускались даже целые копировальные книги – со страницами из тонкой бумаги.
Свеженаписанное письмо закладывалось меж страниц такой книги и отправлялось в пресс на минутку-другую, в итоге на странице оставался отпечаток – копия письма. Оригинал извлекался и отправлялся адресату, но в архиве в этой книге всегда можно было найти копию. При определенной сноровке и качестве чернил, удавалось снять даже несколько копий. Именно благодаря такому нехитрому изобретению для истории сохранились письма например того же Вашингтона или Джеферсона.
Прекрасная реклама – и пресс, и книга и копировальные карандаши в одном месте:
Реклама прессов и копировальных книг:
И вот, в середине 19 века изобретают синтетические анилиновые красители – дешевые, насыщенные, стойкие, по сравнению с натуральными – просто прорыв. (На тот момент были доступны неорганические пигменты – вроде сурика или желтого кадмия, а также получаемые из природных источников – например кошениль или пурпур. Некоторые цвета, например пурпур, были невероятно сложны в добыче, и из-за этого дороги. Фиолетовые штаны мог себе позволить только очень богатый человек. Поэтому появление синтетических красителей очень сильно повлияло на моду, визуальную культуру) Визуальная культура викторианской Англии, как и расцветки обоев в помещениях тех лет отчасти обязаны палитре доступных анилиновых красителей.
В 1870 на сцене появляется копировальный карандаш. Это обычный графитовый карандаш, у которого в шихту для грифеля дополнительно добавлен краситель. Выглядит как обычный карандаш (впрочем выпускались и цветные), так же чертит, оставляя след, но стоит чуть увлажнить бумагу… частички красителя растворяются и ярко окрашивают бумагу – под черным следом графита появляется яркий след как от чернильного пера. Копировальным он назывался потому, что к написанному им можно было прижать прессом увлажненную бумагу – на ней останется зеркальный след от написанного.
В России мы называем его копировальным, или химическим. В англоязычной среде он именуется как “copyng pencil” (копировальный карандаш), и как “indelible pencil” (нестираемый карандаш). Это создает некоторую путаницу. Вот один из патентов 1877 года на копировальный карандаш:
Митчел (C. A. Mitchell) так описывал 1916 год: “В настояще время хоть копировальные карандаши иногда используются для копирования документов, чаще они используются как утилитарная вещь, оставляющая неудаляемые следы”. Получается некоторая путаница, так как две функции взаимопересекаются в одном изделии. Тут стоит отметить, что копировальные карандаши подошли как нельзя кстати для использования с копиркой, изобретенной в начале 19 века. Перьевые ручки не создавали достаточного давления, что бы копирка хорошо отпечаталась, а карандаш, наоборот – хорошее давление создавал, но написанное им потом можно было подчистить. А написанное копировальным карандашом не только отлично отпечатывалось копиркой, но и закреплялось простым увлажнением. До широкого распространения шариковых ручек пройдет еще почти пол века.
“Неудаляемые” карандаши были и до появления химических – на базе ляписа – нитрата серебра и использовались в основном для маркировок текстильных изделий – в контакте с тканью ляпис оставляет темные следы (а ляписный карандаш до сих пор продается в аптеках) Они выпускались вот в таком прекрасном деревянном чехле (из коллекции: https://fredspencils.wordpress.com/2013/07/13/clarks-indelible-pencil/):
А вот наклейка с упаковки – предлагается увлажнить и разгладить ткань плоским концом, а затем сделать надпись карандашом.
Пометки химическим карандашом – ночной кошмар реставратора, такие пометки на документах тех лет можно спутать с обычным карандашом, но при контакте с водой или растворителями пометка расплывется синими следами на бумаге.
Фирма koh-i-noor выпускала химические карандаши под торговой маркой “mephisto”, химические карандаши боялись влаги (из-за чего краситель окрашивал все вокруг и терялся товарный вид) поэтому даже фирменная витрина для карандашей этой марки имела защитную дверцу со стеклом.
Именно их я купил на e-bay, стержни для цангового карандаша, с ними мы будем экспериментировать в конце поста.
Во время первой мировой войны химические карандаши были настолько востребованы, что англичане покупали у американцев тысячи таких карандашей в неделю. Карандаш был значительно удобнее в полевых условиях чем классическое перо с чернильницей, и при этом сохранял свою нестираемость.
Но не все было так гладко – анилиновые красители штука не безобидная, некоторые варианты были весьма токсичными, и имевшие нехорошую привычку тянуть все в рот (или слюнявить пальцы) получали свою дозу красителей в организм, вплоть до смертельного отравления (описан как минимум один случай машинистки, которая контактировала с красящей лентой, и касалась испачканными краской пальцами рта.)
В Золотом Теленке Ильифа и Петрова (1931 год) химический карандаш упоминается как утилитарная письменная принадлежность:
Там по его просьбе чемодан зашили в рогожку и накрест перевязали бечевой. Получилась простецкая с виду посылка, какие почтамт принимает ежедневно тысячами и в каких граждане отправляют своим родственникам свиное сало, варенье или яблоки.
Остап взял химический карандаш и, возбужденно махнув им в воздухе, написал:
ЦЕННАЯ Народному комиссару финансов. Москва.
Изредка только попадалась кепка, а чаще всего черные, дыбом поднятые патлы, а еще чаще, как дыня на баштане, мерцала загоревшая от солнца лысина, на которой очень хотелось написать, химическим карандашом какое-нибудь слово. Учреждение, в котором служил человек в сандалиях, называлось “Геркулес” и помещалось в бывшей гостинице.
Не смотря на более чем столетнюю историю, химические карандаши до сих пор выпускаются, буквально недавно я видел их в АШАНе.
В России они до сих пор есть в каталоге красинской фабрики: (http://karandashkrasin.ru/)
В современном виде химические карандаши часто применяют не по прямому назначению. Наверное самый популярный вариант, который просто лезет при любом поисковом запросе – определение качества меда – якобы если грифель такого карандаша не окрашивает мед – значит мед качественный. Плохие новости – способ не работает, причем известно об этом давно, например об этом была статья В. Чудакова в Журнале “Пчеловодство” №10 за 1972 год. Способ так же не поможет выявить инертные наполнители в меде, не сможет подсказать, что пчел кормили сахарным сиропом вместо нектара, не поможет выявить загуститель и ароматизаторы.
Другой забавный способ – это домашняя стеганография. Посмотрите на это сообщение, слева исходный вариант, а справа – смоченный:
В книге “Искусство шпионажа. Тайная история спецтехники ЦРУ”, которую я рекомендую к прочтению, Кейт Мелтон описывает секретное сообщение для агента, которое было спрятано в письме и проявлялось только если его намочить. Подробностей для воспроизведения технологии не приводится, но вы теперь можете сделать похожую вещь при помощи химического карандаша).
Ну и наконец я сделал 16 минутное видео, которое частично передает содержимое этой статьи, но и дополняет его некоторыми демонстрациями:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Жировой карандаш что это
Карандаши.
Как правило, для удобства пользования, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу. Например, дерево, металл, пластмасса и др.
История карандаша.
Начиная с XIII века, художники начали использовать для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш». Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им, и исправить рисунок, было невозможно. Другой характерной особенностью «серебряного карандаша» было то, что со временем серые штрихи, нанесённые серебряным карандашом, становились коричневыми. Существовал и «свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но чёткий след, и его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Для рисунков, выполненных серебряным и свинцовым карандашами, характерна тонкая штриховая манера. Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер.
Изысканные серебряные карандаши.
В XIV веке появился более прогрессивный итальянский карандаш. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.
Эпоха графитных карандашей.
Графитные карандаши известны с XVI века. Началась эта история в Англии, с открытия графита. Дело было так, сильная буря, разразившаяся в окрестностях Камберленда, вывернула с корнями деревья, и местные пастухи обнаружили в обнажившейся под вывернутыми корнями деревьев земле некую тёмную массу, которую они посчитали углём, но который поджечь так и не удалось. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого металла, но и для изготовления пуль новый материал тоже оказался непригоден. Тогда, после разных экспериментов, они поняли, что эта масса оставляет хорошие следы на различных предметах, и воспользовались этим, чтобы метить своих овец. В дальнейшем они начали делать из этого материала тонкие заострённые на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, сильно пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма.
В XVII веке графит начали продавать на улицах. Этот материал стал популярен у художников. Чтобы было удобнее рисовать, и палочка не была слишком мягкой, художники зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой.
Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом.
В Германии производство графитных карандашей началось в Штайне под Нюрнбергом в 1719 году. Немцы, смешивали графит с серой и клеем, и получали стержень менее высокого качества, чем английский, но по более низкой цене.
В 1758 году столяр Каспар Фабер обосновался также в Штайне, и в 1761 году наладил здесь своё производство карандашей, что послужило началом истории фирмы Faber-Castell.
Поскольку графит в конце XVIII века использовался и для стратегических целей, например, для производства тигля для пушечных ядер, английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз графита из Камберленда. В связи с этим, цены на графит в континентальной Европе резко возросли. Но это обстоятельство тоже дало толчок к развитию технологий производства карандашей.
В 1790 году венский мастер Йозеф Хардмут смешал пыль графита с глиной и водой и обжёг эту смесь в печи. В зависимости от количества глины в смеси он смог получить материал различной твердости. В том же году Йозеф Хардмут основал предприятие по выпуску карандашей Koh-i-Noor Hardtmuth, названое в честь алмаза «Кохинур» (в переводе с персидского «Гора света»). Его внук Фридрих фон Хардмут усовершенствовал рецептуру смеси и уже в 1889 году смог производить стержни карандашей с 17 различными степенями твердости.
В 1795 году французский учёный и изобретатель Никола Жак Конте, независимо от Хартмута, получил подобным же методом стержень из пыли графита.
Йозеф Хартмут и Никола Конте считаются в равной степени прародителями современного карандашного стержня.
К середине XIX века эта технология производства карандашей получила широкое распространение по всей Европе, что привело к возникновению ряда известных карандашных фабрик, таких как Staedtler, Faber-Castell, Lyra и Schwan-Stabilo.
В этот же период времени карандаши стали делать не только черного цвета, но и цветные.
В 1851 году шестигранную форму для корпуса карандаша предложил граф Лотар фон Фабер-Кастель, владелец фабрики Faber-Castell, который заметил, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. Эта форма до сих пор с успехом используется различными производителями карандашей.
Практика показала, что почти две трети материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году механического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог при истирании или поломке выдвигаться на необходимую для работы длину, и убираться тоже.
В XXвеке был придуман «копировальный карандаш», часто называемый как «химический карандаш». В таких карандашах, для получения нестираемых следов в стержень карандаша добавлялись водорастворимые красители (эозин, родамин или аурамин). Заполненный химическим карандашом документ смачивался водой и прижимался особым прессом к чистому листку бумаги. На нём оставался (зеркальный) отпечаток, который подшивали в дело.
Копировальные карандаши часто использовали не только для копирования, но и в химических лабораториях для маркировки различных химических веществ и реактивов, и также в качестве простой практичной замены чернильных ручек.
Изобретение и распространение шариковых ручек и копировальной бумаги привело к резкому снижению количества производства химических карандашей.
Производство современных карандашей.
Современные черные и цветные карандаши обеспечивают очень широкую цветовую гамму. В каждом цвете может быть очень большое количество оттенков.
В современных карандашных грифелях используются различные современные полимерные материалы, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,2 мм).
Производство карандашей постоянно растет. Так, в начале XXI века, каждый год производилось порядка 15-20 миллиардов карандашей.
Виды пишущих и рисовальных карандашей.
Карандаши принято делить на простые (черные) и цветные. Простой карандаш имеет графитовый грифель и пишет серым цветом с оттенками от светлого до почти чёрного (в зависимости от количества и твёрдости графита в стержне).
Оправа грифеля может быть деревянной, пластиковой, бумажной, верёвочной. Такие карандаши считаются одноразовыми.
Одноразовый карандаш с деревянной или пластиковой оправой грифеля при использование требует заточки. Специально для этого предназначены точилки для карандашей. Карандаш с деревянной и пластиковой оправой грифеля может иметь круглое, шестигранное, треугольное (с закруглёнными углами) сечение. Строительные карандаши имеют овальное или прямоугольное со скошенными углами сечение и плоский грифель.
Косметические карандаши как правило круглой формы.
Помимо одноразовых карандашей существуют многоразовые механические карандаши со сменными грифелями, удерживаемыми цанговым или другим зажимом.
Карандаши разделяют также по используемым материалам.
Деревянные графитовые карандаши.
Это наиболее распространенные типы карандашей, стержни которых заключены в дерево. Стержни сделаны из смеси глины и графита, и их темнота варьируется от светло-серого до черного. Их состав позволяет делать самые гладкие штрихи.
Графитовые карандаши.
Это сплошные палочки из графита и глиняного композита с увеличенным диаметром, у которых нет оболочки, кроме обертки или этикетки. Их часто называют «безлесными» карандашами. Они используются главным образом в художественных целях, так как отсутствие корпуса позволяет легче покрывать большие пространства, создавать различные эффекты и обеспечивает большую экономию при использовании всего карандаша. Они доступны в том же диапазоне темноты, что и деревянные графитовые карандаши.
Жидкие графитовые карандаши.
Это карандаши, которые пишут как ручки.
Угольные карандаши.
Сепия и белые карандаши.
Такие карандаши обычно делают из смеси глины и лампы черного цвета, но иногда смешивают с углем или графитом в зависимости от темноты и производителя. Для черной сепии используют обычно более черный пигмент, чем у графитовых карандашей. Но сепии делают не только черные, но и других цветов.
Цветные карандаши.
У цветных карандашей для изготовления стержней вместо графита, сажи и угля, используются другие современные пигменты и различные современные полимерные материалы. Несколько цветов часто смешиваются вместе для получения множества оттенков.
Жирные карандаши.
Жирные карандаши могут быть как чёрно-белыми, так и цветными. Они пишут практически на любой поверхности (включая стекло, пластик, металл и фотографии).
Наиболее часто встречающиеся жировые карандаши упакованы в бумагу (Berol и Sanford Peel-off), но они также могут быть упакованы в дерево (Staedtler Omnichrom).
Акварельные карандаши.
Акварельные карандаши предназначены для использования в технике акварельной живописи. Акварельные карандаши могут быть использованы для нанесения четких, жирных линий. Штрихи, сделанные акварельным карандашом, также можно пропитывать водой и обрабатывать кистью.
Карандаш. История карандаша. Виды карандашей.