Жировые карандаши что это
История карандаша и почему в СССР запретили химический карандаш
Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш». Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые штрихи, нанесённые серебряным карандашом, становились коричневыми. Существовал и «свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но чёткий след и его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Для рисунков, выполненных серебряным и свинцовым карандашом, характерна тонкая штриховая манера. Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер.
Известен также так называемый «итальянский карандаш», который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.
Графитные карандаши известны с XVI века. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле тёмную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец.
В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой.
Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый «Нюрнбергский товар» не пользовался хорошей репутацией.
Современный же карандаш изобрёл в 1794 году талантливый французский учёный и изобретатель Никола Жак Конте. В конце XVIII века английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было очень суровым, вплоть до смертной казни. Но несмотря на это графит продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путём, что привело к резкому увеличению его цены. По заданию французского конвента, Конте разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность, однако ещё более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твёрдости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твёрдости.
В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм).
Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма.
Почти ²/3 материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину.
Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами (цангами) — цанговый карандаш. Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую пользователем карандаша.
Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1мм).
Интересные факты
Известный французский карикатурист Эммануэль Пуаре (1858—1909), родившийся в России, придумал себе аристократично звучащий на французский манер псевдоним Caran d’Ache, которым стал подписывать свои работы. Позднее этот вариант французской транскрипции русского слова «карандаш» был выбран названием и фирменным знаком швейцарской торговой марки CARAN d’ACHE, основанной в Женеве в 1924 году, выпускающей эксклюзивные пишущие инструменты и аксессуары.
«Химический» карандаш применялся в бытовой криптографии, благодаря тому, что его штрих неотличим от штриха простого карандаша до контакта с водой. Пример бытовой криптографии на картинке ниже — из надписи «свекровь ест» после «расшифровки» проявляется надпись «свекровь ест»
Почему в СССР запретили химический карандаш
«Химические карандаши нельзя посылать в посылках, их отбирают при обысках» — это цитата из рассказа Варлама Шаламова «Графит». Это уточнение вовсе не вымысел писателя, а чистая правда. Химические карандаши на самом деле были запрещены в местах лишения свободы.
Что такое химический карандаш
Химический карандаш придумал американец Эдсон Кларк в середине XIX века. По крайней мере, именно он получил на него патент. Этот карандаш по внешнему виду ничем не отличался от обычного.
На бумаге он оставлял неяркий, бледный след, как рядовой графитный. Но стоило только его намочить, как он начинал писать так, будто это не карандаш вовсе, а самые настоящие чернила. Объяснялся такой эффект просто: в карандаш добавляли специальные красители, потому он и назывался химическим.
Однако и это название было, скорее, неофициальным. В действительности на химическом карандаше, как правило, красовалась надпись «копир». Это наименование письменная принадлежность получила благодаря тому, что химический карандаш изначально был предназначен для изготовления копий.
Изобретенная к тому времени копировальная бумага требовала сильного нажима, которого не могли обеспечить перьевые ручки. А при использовании обычного карандаша, документ можно было легко «подправить», просто стерев что-то «ненужное».
Красители же химического карандаша легко проникали в бумагу, оставляя похожий на чернила, а главное стойкий след. Для того, чтобы сделать копию документа, бумагу с текстом просто смачивали водой, клали на нее чистый лист, а сверху — пресс. Слова четко отпечатывались на втором листе, хотя, правда, в зеркальном отражении.
Применение
В Советском Союзе химический карандаш завоевал такую популярность, что его стали использовать не только для изготовления копий документов. Такими карандашами писали письма или просто рисовали. Зачастую во всевозможных учреждениях (в почтовых отделениях, на телеграфе и т.п.) к столам были привязаны за веревку именно химические карандаши для заполнения различных бланков или указания адреса на деревянных посылочных ящиках.
За решеткой
Химические чудо-карандаши тут же оказались под запретом в местах не столь отдаленных. Лагерное начальство считало, что с помощью таких карандашей заключенные могут легко подделать ту или иную печать или даже целый документ.
Хотя все тот же Шаламов писал о том, что «применение такого рода чрезвычайно редко, и уж конечно, если будут изготовлять документы, то им понадобится не только химический карандаш».
Кроме того узники использовали «копир» для изготовления игральных карт. Для этого они размачивали стержень карандаша, выкладывали его в тряпочку и через трафарет наносили краску на бумагу. Понятно, что азартные игры в зонах и тюрьмах тоже были строго запрещены.
Выбор карандашей для рисования
Важность карандашей в наброске
Многие традиционные инструменты, такие как карандаши или графитовые стержни, создают линии с большей легкостью, чем прокладывают тон. В руках опытного художника линия может передать почти все визуальные эффекты, которые создает рисунок. Так что функция линии изменяется в зависимости от намерений рисовальщика.
Карандаши с мягким грифелем
Карандаши с мягким стержнем (4В, 6В или 8В) фактически превращают весь набросок в пробный рисунок. Они не позволяют установить разницу между главными и вспомогательными линиями. Рисунок превращается в переплетение мягких извилистых, но не слишком точных линий. Жирные штрихи получаются в результате сильного нажима кончика карандаша на бумагу, чтобы придать изображению элемент хаоса. Эта градация стержней отлично подходит для быстрых набросков и для экспрессивных рисунков, создаваемых линией и тоном, особенно на текстурированной бумаге.
Наброски твердыми стержнями
Твердые стержни (НВ, Н или 2Н) дают мазки скорее серые, чем черные. Они подходят для архитектурных эскизов, городских пейзажей и сюжетов, требующих точности в деталях. Кончик карандаша должен быть хорошо заточен, чтобы получилась четкая и резкая линия; тупой кончик, наоборот, придает рисунку мягкость.
В городских пейзажах, которые должны быть более подробными и точными, мы можем чередовать мягкие и твердые стержни.
Графитовый стержень
В рисунках, где много тональных контрастов или выбрана экспрессивная манера изображения, самый подходящий инструмент — это толстый графитовый стержень. Он позволяет работать штрихами разной интенсивности, чтобы накладывать и легкие, и густые тени. Жирные отчетливые линии привлекают наше внимание, выделяются и кажутся более близкими, в то время как мягкие линии создают иллюзию отдаленности.
Графитовый стержень позволяет комбинировать тонкие линии с широкими штрихами. Интенсивность тени зависит от нажима на плоскую грань стержня.
Стоит попробовать графит на текстурированной бумаге: поверхность затененного участка кажется морщинистой и зернистой.
Графитовая палочка позволяет очень быстро накладывать тени и добавляет выразительности нашим наброскам.
Наброски жировым карандашом или пастелью
Эти наброски карандашом относятся к двум достаточно отличающимся друг от друга разновидностям цветного карандаша: жирового и конте, у которого несколько более плотная консистенция.
Работа таким жирным и плотным материалом, как пастель, дает рисовальщику возможность действовать смело и решительно, поскольку позволяет ему достигнуть уверенности в штрихе: ведь она соединяет в себе достоинство удобного в обращении графитового карандаша и тональную мощь мелков.
Жирный и насыщенный мазок
Жировой карандаш представляет собой стержень, оправленный в бумажную или деревянную оболочку. У него насыщенный, прочный и плотный мазок, а жирная консистенция не позволяет развить широкую тональную шкалу, поэтому контрастный штрих становится его главным козырем. Весомость и толщина линии, ее плавность и экспериментальный характер, способность быть непрерывной и прерывистой создают в наброске эффектные зрительные иллюзии.
Способы рисования
Существует два способа рисования этим инструментом. В первом случае мы быстрым движением, почти не отрывая стержня от бумаги, проводим очень легкие линии. Затем укрепляем начальные линии более интенсивными и решительными штрихами. Второй метод отличается большей свободой и непринужденностью в отношении натуры. Линии с самого начала будут жестовыми и интенсивными, вероятность ошибиться возрастает, но это не должно нас пугать.
Карандаш черного цвета
Этот инструмент для рисования похож по консистенции на пастель. Он дает такой же насыщенный мазок, хотя стержень имеет несколько менее жирную консистенцию. Поэтому он высоко ценится рисовальщиками. Для создания штрихов очень важно состояние кончика, поскольку он очень быстро стирается.
Некоторые жировые карандаши обходятся без точилки. Достаточно потянуть за нитку, освобождая часть картонной оболочки вокруг стержня.
Недостаток жирового карандаша состоит в том, что он не дает широкого диапазона богатых тональных переходов.
Обычный черный карандаш по своим характеристикам похож на пастель, хотя дает большее разнообразие тонов при наложении теней.
Если у нас имеются цветные карандаши разной степени твердости, мы можем скомбинировать их в одном рисунке, чтобы получить более широкую гамму серого.
Плотницкий карандаш с широким и плоским кончиком
Карандаш с плоским и скошенным грифелем, предназначенный для хозяйственных и плотницких работ, — весьма популярный инструмент среди рисовальщиков. Благодаря изменчивости штриха он особенно ценится в создании эскизов и набросков.
Он называется плотницким, потому что в большом ходу у представителей этой профессии. Кончик карандаша используется по-разному. Рисуя тонкой частью грифеля, мы получаем тонкие и точные штрихи, а при работе широкой стороной мазок получается более толстым.
Главное достоинство плотницкого карандаша состоит в том, что он позволяет очень быстро нанести тени.
Ширина штриха
Плотницкий карандаш имеет широкий и плоский кончик, который дает широкий и жирный мазок. Изменив наклон и положение кончика по отношению к бумаге и работая тонкой стороной грифеля, мы достигнем противоположного эффекта, поскольку получим тонкую линию. Такой резкий контраст: переход от одного штриха к другому, достигаемый простым поворотом нашего запястья, — и составляет главное достоинство карандаша. Он позволяет создать линейный рисунок — с помощью варьирования линии, постоянно изменяя толщину, чтобы передать контур объекта.
Стержень имеет градацию «средне-мягкий», помогает в работе над затенением.
Различные качества линии
Линия, проведенная плотницким карандашом, может быть энергичной, то есть решительной, жирной, с нажимом. Бывает она несмелой и дрожащей обводкой, состоящей из нескольких линий, наложенных друг на друга. А иногда она становится тонкой, с чистым и точным мазком, выполненной уголком плоского кончика, средним нажимом. Подчас линия может стать модулированной или, если изменять нажим, она постоянно изменяет интенсивность и толщину; это линия, появляющаяся, чтобы выделить контур, а затем идет на убыль, превращаясь в тонкую линию, чтобы едва заметно обозначить какие-нибудь очертания.
Порой, когда мы начинаем рисовать, наше упрямое желание сделать это «хорошо» отодвигает спонтанность на второй план. Давайте попробуем отнестись к техническим и творческим аспектам рисунка с гораздо меньшим пиететом, чем они заслуживают.
Благодаря изменчивости мазка плотницкий карандаш превращается в инструмент, без которого не сможет обойтись тот, кто рисует городские виды.
Он также идеален в набросках пейзажа, так как дает возможность запечатлеть объект в очень экспрессивной манере.
Жировые карандаши что это
Карандаши.
Как правило, для удобства пользования, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу. Например, дерево, металл, пластмасса и др.
История карандаша.
Начиная с XIII века, художники начали использовать для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш». Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им, и исправить рисунок, было невозможно. Другой характерной особенностью «серебряного карандаша» было то, что со временем серые штрихи, нанесённые серебряным карандашом, становились коричневыми. Существовал и «свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но чёткий след, и его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Для рисунков, выполненных серебряным и свинцовым карандашами, характерна тонкая штриховая манера. Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер.
Изысканные серебряные карандаши.
В XIV веке появился более прогрессивный итальянский карандаш. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.
Эпоха графитных карандашей.
Графитные карандаши известны с XVI века. Началась эта история в Англии, с открытия графита. Дело было так, сильная буря, разразившаяся в окрестностях Камберленда, вывернула с корнями деревья, и местные пастухи обнаружили в обнажившейся под вывернутыми корнями деревьев земле некую тёмную массу, которую они посчитали углём, но который поджечь так и не удалось. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого металла, но и для изготовления пуль новый материал тоже оказался непригоден. Тогда, после разных экспериментов, они поняли, что эта масса оставляет хорошие следы на различных предметах, и воспользовались этим, чтобы метить своих овец. В дальнейшем они начали делать из этого материала тонкие заострённые на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, сильно пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма.
В XVII веке графит начали продавать на улицах. Этот материал стал популярен у художников. Чтобы было удобнее рисовать, и палочка не была слишком мягкой, художники зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой.
Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом.
В Германии производство графитных карандашей началось в Штайне под Нюрнбергом в 1719 году. Немцы, смешивали графит с серой и клеем, и получали стержень менее высокого качества, чем английский, но по более низкой цене.
В 1758 году столяр Каспар Фабер обосновался также в Штайне, и в 1761 году наладил здесь своё производство карандашей, что послужило началом истории фирмы Faber-Castell.
Поскольку графит в конце XVIII века использовался и для стратегических целей, например, для производства тигля для пушечных ядер, английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз графита из Камберленда. В связи с этим, цены на графит в континентальной Европе резко возросли. Но это обстоятельство тоже дало толчок к развитию технологий производства карандашей.
В 1790 году венский мастер Йозеф Хардмут смешал пыль графита с глиной и водой и обжёг эту смесь в печи. В зависимости от количества глины в смеси он смог получить материал различной твердости. В том же году Йозеф Хардмут основал предприятие по выпуску карандашей Koh-i-Noor Hardtmuth, названое в честь алмаза «Кохинур» (в переводе с персидского «Гора света»). Его внук Фридрих фон Хардмут усовершенствовал рецептуру смеси и уже в 1889 году смог производить стержни карандашей с 17 различными степенями твердости.
В 1795 году французский учёный и изобретатель Никола Жак Конте, независимо от Хартмута, получил подобным же методом стержень из пыли графита.
Йозеф Хартмут и Никола Конте считаются в равной степени прародителями современного карандашного стержня.
К середине XIX века эта технология производства карандашей получила широкое распространение по всей Европе, что привело к возникновению ряда известных карандашных фабрик, таких как Staedtler, Faber-Castell, Lyra и Schwan-Stabilo.
В этот же период времени карандаши стали делать не только черного цвета, но и цветные.
В 1851 году шестигранную форму для корпуса карандаша предложил граф Лотар фон Фабер-Кастель, владелец фабрики Faber-Castell, который заметил, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. Эта форма до сих пор с успехом используется различными производителями карандашей.
Практика показала, что почти две трети материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году механического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог при истирании или поломке выдвигаться на необходимую для работы длину, и убираться тоже.
В XXвеке был придуман «копировальный карандаш», часто называемый как «химический карандаш». В таких карандашах, для получения нестираемых следов в стержень карандаша добавлялись водорастворимые красители (эозин, родамин или аурамин). Заполненный химическим карандашом документ смачивался водой и прижимался особым прессом к чистому листку бумаги. На нём оставался (зеркальный) отпечаток, который подшивали в дело.
Копировальные карандаши часто использовали не только для копирования, но и в химических лабораториях для маркировки различных химических веществ и реактивов, и также в качестве простой практичной замены чернильных ручек.
Изобретение и распространение шариковых ручек и копировальной бумаги привело к резкому снижению количества производства химических карандашей.
Производство современных карандашей.
Современные черные и цветные карандаши обеспечивают очень широкую цветовую гамму. В каждом цвете может быть очень большое количество оттенков.
В современных карандашных грифелях используются различные современные полимерные материалы, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,2 мм).
Производство карандашей постоянно растет. Так, в начале XXI века, каждый год производилось порядка 15-20 миллиардов карандашей.
Виды пишущих и рисовальных карандашей.
Карандаши принято делить на простые (черные) и цветные. Простой карандаш имеет графитовый грифель и пишет серым цветом с оттенками от светлого до почти чёрного (в зависимости от количества и твёрдости графита в стержне).
Оправа грифеля может быть деревянной, пластиковой, бумажной, верёвочной. Такие карандаши считаются одноразовыми.
Одноразовый карандаш с деревянной или пластиковой оправой грифеля при использование требует заточки. Специально для этого предназначены точилки для карандашей. Карандаш с деревянной и пластиковой оправой грифеля может иметь круглое, шестигранное, треугольное (с закруглёнными углами) сечение. Строительные карандаши имеют овальное или прямоугольное со скошенными углами сечение и плоский грифель.
Косметические карандаши как правило круглой формы.
Помимо одноразовых карандашей существуют многоразовые механические карандаши со сменными грифелями, удерживаемыми цанговым или другим зажимом.
Карандаши разделяют также по используемым материалам.
Деревянные графитовые карандаши.
Это наиболее распространенные типы карандашей, стержни которых заключены в дерево. Стержни сделаны из смеси глины и графита, и их темнота варьируется от светло-серого до черного. Их состав позволяет делать самые гладкие штрихи.
Графитовые карандаши.
Это сплошные палочки из графита и глиняного композита с увеличенным диаметром, у которых нет оболочки, кроме обертки или этикетки. Их часто называют «безлесными» карандашами. Они используются главным образом в художественных целях, так как отсутствие корпуса позволяет легче покрывать большие пространства, создавать различные эффекты и обеспечивает большую экономию при использовании всего карандаша. Они доступны в том же диапазоне темноты, что и деревянные графитовые карандаши.
Жидкие графитовые карандаши.
Это карандаши, которые пишут как ручки.
Угольные карандаши.
Сепия и белые карандаши.
Такие карандаши обычно делают из смеси глины и лампы черного цвета, но иногда смешивают с углем или графитом в зависимости от темноты и производителя. Для черной сепии используют обычно более черный пигмент, чем у графитовых карандашей. Но сепии делают не только черные, но и других цветов.
Цветные карандаши.
У цветных карандашей для изготовления стержней вместо графита, сажи и угля, используются другие современные пигменты и различные современные полимерные материалы. Несколько цветов часто смешиваются вместе для получения множества оттенков.
Жирные карандаши.
Жирные карандаши могут быть как чёрно-белыми, так и цветными. Они пишут практически на любой поверхности (включая стекло, пластик, металл и фотографии).
Наиболее часто встречающиеся жировые карандаши упакованы в бумагу (Berol и Sanford Peel-off), но они также могут быть упакованы в дерево (Staedtler Omnichrom).
Акварельные карандаши.
Акварельные карандаши предназначены для использования в технике акварельной живописи. Акварельные карандаши могут быть использованы для нанесения четких, жирных линий. Штрихи, сделанные акварельным карандашом, также можно пропитывать водой и обрабатывать кистью.
Карандаш. История карандаша. Виды карандашей.