Живое средневековье что изучает история средних веков
История. 6 класс
Конспект урока
Урок 01. Введение. Живое Средневековье
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Средние века – это период истории с V по XV в., который расположен между Древним миром и Новым временем.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Из курса истории 5 класса Вы узнали, что история человечества состоит из следующих периодов:
– первобытное общество (40–35 млн лет до н. э. – 4 тыс. до н. э.)
– древний мир (конец 4 тыс. до н. э. – 476 г. н. э.)
– Средневековье (476 г. – XV–XVII вв.)
– Новое время (XV–XVII вв.– 1918 г.)
– Новейшее время (1918 г. – настоящее время).
Начиная с этого урока, мы будем изучать историю Средних веков (Средневековья). Термин «Средние века» впервые применили в XIV в. итальянские гуманисты для обозначения периода европейской истории, отделявшего их время от времени Римской империи. Началом истории Средних веков считается формальное упразднение в 476 г. Западной Римской империи, завершением – Английская буржуазная революция в середине XVII в. Средние века делятся на три периода. В Раннее Средневековье (X – XI вв.) сложились основы феодализма. В Классическое, или Развитое, Средневековье (XI – XV вв.), начавшееся с возникновения городов и завершившееся открытием Америки и морского пути в Индию, феодализм достиг расцвета. В Позднее Средневековье (XVI – первая половина XVII в.) происходила деформация феодализма под воздействием зарождавшихся раннекапиталистических отношений. Эти века также называются Ранним Новым временем.
Историческими источниками называются первичные носители информации о времени и объекте изучения. Исторические источники подразделяются на два основных типа: вещественные и письменные. К вещественным источникам относятся ландшафты, флора и фауна изучаемой эпохи и артефакты – предметы, изготовленные людьми. К письменным источникам относятся тексты, созданные современниками изучаемой эпохи, а также их копии или списки.
Средневековье – один из наиболее значительных этапов человеческой истории. В это время западноевропейская цивилизация переживала процессы и события, надолго определившие характер политики, экономики и культуры современных стран Западной Европы. Например, именно в этот период формируется религиозная среда Европы, складывается городская культура, возникают новые формы государства, закладываются основы современной науки и системы образования, готовится почва для промышленного переворота и перехода к современному обществу.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Подпишите даты начала и окончания истории Средних веков.
Правильный вариант ответа:
Пояснение: В качестве даты окончания периода средних веков учёные часто называют дату открытия Америки Христофором Колумбом.
Задание 2. Определите хронологические рамки трёх этапов средневековья. Ответ наберите с помощью клавиатуры.
_____________ – Раннее средневековье.
_____________ – Высокое средневековье.
_____________ – Позднее средневековье.
Конец V – середина XI вв. – Раннее средневековье.
Середина XI – XIII вв. – Высокое средневековье.
XIV–XV вв. – Позднее средневековье.
Разработка урока по истории «Введение. Живое Средневековье».(6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Введение. Живое Средневековье»
Цель: познакомить учащихся с понятием «Средневековье»
Образовательная: систематизировать знания учащихся об основных периодах истории Средних веков. Дать первичное понятие об периодизации Средневековья, основных сословиях средневекового общества. Привести примеры исторических источников, помогающих изучать историю.
Развивающая : развить умение сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы на основе представленного материала.
Воспитательная: развить познавательный интерес к истории. Показать значимость изучения истории Средневековья.
Тип урока: изучения нового материала.
Оборудование: Презентация «Живое Средневековье». Учебник «История Средних Веков для 6 класса», Агибалова Е.В., Донской Г.М.
Преподаватель здоровается с учащимися, делает необходимые отметки в документах. Сообщает тему занятия: «Введение. Живое Средневековье».
Сегодня мы переходим к изучению нового большого раздела в истории: периоду Средних веков или Средневековью.
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим материал по истории Средних веков, с которым нам предстоит работать в течение учебного года.
Определимся с датировкой этого периода. Назовём его особенности. Познакомимся с устройством общества средневековых людей. Узнаем, как происходит изучение этого периода времени.
Такое название период Средних веков получил, так как находится между Древностью и Новым временем.
В Западной Европе этот период охватывает промежуток времени с 5 по 15 век. В иных регионах – по-разному, где-то Средневековье наступило раньше, где-то – позже.
Средние века делятся на три периода. Раннее – с 5 по 11 века, Высокое (или зрелое) – с 11 по 14 и Позднее Средневековье – с 14 по 15 век.
Развитие человечества в различных частях мира шло неравномерно. Наравне с высокоразвитыми цивилизациями Европы, Азии, Америки жили народы, которые еще находились на уровне первобытного общества.
Теперь дадим развернутое определение термину «Средневековье». История средних веков – это период истории обществ 5 – 15 веков, у каждого их которых были своя религия, язык, материальная и духовная культура, а так же государственный строй.
В большинстве цивилизаций Средневековья господствовал феодальный строй. Для того, что бы разобраться в этом понятии предлагаю вам ознакомиться со структурой общества в Средние века.
Во главе общества находились феодалы. У них во владении была земля, они управляли государством, из них складывалось войско для защиты страны.
Мелкие феодалы подчинялись более крупным и получали за это плату в виде землевладений. Такая система подчинения называется феодальной лестницей. У неё была одна особенность: вассалы подчинялись только своим сеньорам. Отсюда принцип: «вассал моего вассала – не мой вассал».
Ещё одним важным сословием было духовенство – «те, кто молится». Они были свободными и жили за счет крестьян и феодалов, взамен «вымаливая» их грехи.
Основную массу населения составляли крестьяне. Они вели своё небольшое хозяйство и должны были платить за это феодалу налог. Крестьяне были в личной зависимости от феодала.
Но крестьянин не был как древний раб «говорящим орудием труда», главное отличие – он не был собственностью своего феодала.
Таким образом, феодальный строй – это общественно-экономическая формация, пришедшая на смену рабовладению, основанная на собственности феодала на землю и на эксплуатации крестьян, находящихся от него в личной зависимости.
Поэтому и структура феодального общества состоит из трех групп людей: «те, кто молится» – духовенство; «те, кто воюет» – феодалы; «те, кто работает» – крестьяне и ремесленники.
Но для удобства принято делить исторические источники на группы.
Вещественные источники: здания, предметы быта.
Письменные: различные летописи, хроники, научные труды.
Произведения искусства: живопись, скульптура.
Все эти источники могут много рассказать нам о жизни людей в ту эпоху.
IV . Закрепление изученного материала
Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопросы по изученному материалу:
1. Для чего надо знать историю Средних веков?
2. Какой промежуток занимает Средневековье в истории?
3. Какие основные сословия существовали в тот период? Кратко опишите каждое из них.
4. Объясните принцип: «вассал моего вассала – не мой вассал».
5. Каким образом историк получает разнообразные сведения о прошлом? Что такое исторические источники? Какие виды исторических источников вам известны?
История помогает воссоздать картину жизни людей далекого прошлого и ознакомить вас с ней. Но изучение истории — сложный процесс воссоздания прошлого, состоящий из сообщений источников, собственных представлений учёных, опыта других наук. Поэтому к изучению истории нужно подходить весьма ответственно, тогда она откроет перед вами свои тайны и поможет разобраться в настоящем.
Разработка урока по истории Средних веков на тему «Живое средневековье»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Живое Средневековье
Урок Истории средних веков 6 класс
Цели: познакомить с основным содержанием курса «История Средних веков», дать представление о его специфике и особенностях; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; вызвать интерес к новому учебному предмету.
Планируемые результаты: предметные: научиться определять по ленте времени хронологические рамки средневекового мира; объяснять значение и задачи курса «История Средних веков»; ориентироваться в структуре учебника; устанавливать преемственность между Античностью и Средневековьем; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории для самого себя; выражать свое отношение к роли истории в жизни общества.
Оборудование: схема «Классификация исторических источников»; мультимедийная презентация; лента времени.
Тип урока: открытия нового знания.
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Мы продолжаем с вами путешествовать во времени. В какой период истории мы отправимся в этом году? Однако среди ученых нет однозначного мнения относительно того, что собой представляют Средние века.
Задание: познакомьтесь с различными точками зрения на этот вопрос:
1. Средние века — это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе Крестовых походов, инквизиция, преследование еретиков — такова точка зрения гуманистов, просветителей.
2. Средние века — это период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ Европы был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в Средние века человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями — такова точка зрения романтиков.
3. Средневековье — неразвившееся настоящее, эмбриональное состояние современности. Такова точка зрения историков-материалистов. Кто же из них прав?
Чтобы точнее понять позиции ученых в этом споре, нам необходимо поближе познакомиться с историей Средних веков.
Проблемное задание на весь период изучения курса истории Средних веков.
Какими были Средние века в истории человечества?
1. Мрачными, темными, провальными (с варварскими разрушениями, инквизицией и пр.), как считали гуманисты.
2. Светлыми, давшими миру современную политическую карту Европы, ряд научных открытий и изобретений, расцвет средневековой архитектуры, университеты, книгопечатание и пр.
III. Актуализация знаний
Что такое история? Какой раздел истории мы изучали в прошлом году? Какие темы и почему вы особенно запомнили? Какими событиями завершилась история Древнего мира?
Формулирование проблемных вопросов урока.
Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории?
Тема урока: «Живое средневековье».
Средневековье как часть всемирной истории.
Основные этапы эпохи Средневековья.
Исторические источники, их типы и виды.
IV. Работа по теме урока
1. Средневековье как часть всемирной истории
Ученые выделяют в истории большие периоды, или эпохи, сменяющиеся друг друга. Задание: посмотрите на «Ленту времени» на стр. 7 и назовите эти периоды всемирной истории. Каковы временные границы Средневековья?
Средневековье (Средние века) — эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем — длилось примерно 11 столетий, от падения Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий, с V по XV в.
Само определение «средневековая» произошло от понятия «Средние века», введенного в XV в. итальянским гуманистом Флавио Бьондо. Этим понятием он обозначал период истории с V по XV в., т. е. период между Античностью и Новым временем. Некоторые ученые по-иному трактуют этот термин. Они рассуждают так: Античность и Возрождение — две точки взлета человеческого духа, апогей творческой мысли. А между ними — «провал» Средневековья, варварство, разрушение, темнота необразованности. «Темные века» — именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин «Средние века».
Понятие «Средние века» предложили ученые, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. Можно ли применить этот термин по отношению к истории Азии, Африки и Америки? Ученые об этом спорят, так как история европейцев отличается от истории народов Азии, Америки и Африки. И все же историки находят общие черты в исторических судьбах народов Востока. Ведь у каждого народа был свой период Средневековья. Но основное внимание при изучении истории Средних веков мы уделим Европе. Авторы учебника формулируют следующее суждение: «В древности Европы как единого исторического целого не было».
Европа в Средние века:
Единый «исторический континент»;
Появились языки, народы и государства, которые и сегодня существуют в Европе;
Единый христианский мир;
Сходный образ жизни.
2. Основные этапы эпохи Средневековья
Какие этапы в своем развитии прошли Средние века?
Задание: работая с текстом учебника на с. 9, заполните таблицу «Основные этапы эпохи Средневековья».
Хронологические рамки: с конца V до середины XI в.
Содержание: в процессе смешения народов и обычаев складывались основные черты эпохи
Второй этап. Развитое Средневековье
Хронологические рамки: с середины XI в. до конца XIII в.
Содержание: сложились феодальные государства-монархии, а устои и особенности эпохи проявили себя во всей полноте
Третий этап. Позднее Средневековье
Хронологические рамки: период XIV-XV вв.
Содержание: этот этап характеризуется новыми обстоятельствами и преобразованиями внутри общества; в конце XV в. произошли события, которые позволили европейцам перейти к раннему Новому времени
3. Исторические источники
Время, ход которого нельзя ни остановить, ни изменить, оставляет свои следы. Следы первобытных людей, древнейших государств, средневековых городов остались на камне, в земле, на бумаге. Не все сохранилось, а многое еще не найдено. Но следы времени нужно уметь читать. Изучая события прошлого, мы задаем вопросы: Откуда это все известно? Что помогло узнать о времени, отделенном от нас веками и даже тысячелетиями? Используя свои знания, ответьте на эти вопросы.
Если бы не сохранились источники, которые нам рассказали о Средних веках, то мы бы с вами не узнали, как жили люди в это время, чем занимались, какой была их культура. Помогают нам узнавать о событиях прошлого следы, оставленные временем и прочитанные учеными-историками. Эти следы в науке называются историческими источниками. Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.
Какие источники помогают нам изучать прошлое?
Каждый вид источников по-своему отражает исторические события и требует особых методов изучения. Есть историческая дисциплина, которая занимается разработкой методов использования исторических источников.
Задание: изучите данные предложенной таблицы и охарактеризуйте исторические дисциплины. Как эти науки могут помочь нам в изучении истории Средних веков?
V. Подведение итогов урока
Давайте вернемся к тем проблемным вопросам, которые мы поставили в начале урока. Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории?
Домашнее задание (дифференцированное):
Для сильных учеников — презентация на тему «Известные события истории».
Для средних учеников — исследовать следы прошлого (на выбор).
Для слабых учеников — прочитать стр. 7-11 и привести примеры исторических источников.
Введение. Живое Средневековье
Урок 1. Всемирная история 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Введение. Живое Средневековье»
Своё название период Срѐдних веко̀в получил так как находится между Древностью и Новым временем.
В Западной Европе Средние века – это период с V по XV век.
В иных регионах – по-разному. Где-то Средневековье наступило раньше, где-то позже.
Средние века делятся на три периода. Ра̀ннее – с V по XI век, Высо̀кое (или Зрелое) – с XI по XIV век и По̀зднее Средневеко̀вье – с XIV по XV век.
Развитие человечества в различных частях мира шло неравномерно. Наравне с высокоразвитыми цивилизациями Европы, Азии, Америки жили народы, которые ещё находились на уровне первобытного общества.
Теперь дадим развёрнутое определение термину «Средневековье». История Средних веков – это период истории обществ V–XV веков, у каждого из которых были своя религия, язык, материальная и духовная культура, а также государственный строй.
В большинстве цивилизаций Средневековья господствовал феода̀льный строй.
Для того, чтобы разобраться в этом понятии, давайте познакомимся со структурой общества в Средние века.
Во главе общества находились феода̀лы. У них во владении была земля, они управляли государством, из них складывалось войско для защиты страны. Мелкие феодалы подчинялись более крупным и получали за это плату в виде землевладений.
Такая система подчинения называется феодальной лестницей.
У неё была одна особенность: вассалы подчинялись только своим сеньорам. Отсюда принцип: «васса̀л моего васса̀ла – не мой вассал».
Ещё одним важным сословием было духовѐнство – «те, кто молится». Они были свободными и жили за счёт крестьян и феодалов, взамен «вымаливая» их грехи.
Основную массу населения составляли крестьяне. Они вели своё небольшое хозяйство и должны были платить за это феодалу налог. Крестьяне были в личной зависимости от феодала.
Но средневековый крестьянин не был как древний раб «говорящим орудием труда». Он не был собственностью феодала.
Таким образом, феодальный строй – это общественно-экономическая формация, пришедшая на смену рабовладению, основанная на собственности феодала на землю и на эксплуатации крестьян, находящихся от него в личной зависимости.
Поэтому и структура феодального общества состоит из трёх групп людей: «те, кто молится» – духовенство; «те, кто воюет» – феодалы; «те, кто работает» – крестьяне и ремесленники.
Но для удобства принято делить исторические источники на группы.
Вещѐственные источники: здания, предметы быта.
Пѝсьменные источники: различные летописи, хроники, научные труды.
Произведения искусства: живопись, скульптура.
Исторические источники рассказывают нам о жизни людей в эпоху Средневековья.
История помогает нам воссоздать картину жизни людей далёких эпох. Но изучение истории – сложный процесс воссоздания прошлого, состоящий из сообщений источников, собственных представлений учёных, опыта других наук.
Поэтому к изучению истории нужно подходить весьма ответственно, тогда она откроет перед вами свои тайны и поможет разобраться в настоящем.
Конспект урока Живое Средневековье
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока
Предмет: История Средних веков.
Базовый учебник : Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История Средних веков», 6 класс, М., Просвещение.
Тип урока : урок открытия новых знаний.
Тема урока : Живое Средневековье.
Цель урока : подвести учащихся к пониманию связи между историей Древнего мира и Средних веков, показать преемственность в развитии мировой истории.
— начать формировать у учащихся представление о Средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории;
— продолжить формирование умений применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность исторических периодов и событий;
-продолжить формирование умений правильно употреблять и объяснять исторические термины, приводить примеры исторических источников;
— развивать у учащихся интерес к мировой истории.
Формы работы учащихся : индивидуальная, фронтально – коллективная.
Необходимое оборудование : учебник, рабочая тетрадь, листы самооценки.
Основные понятия : история, исторический источник, Средние века, архив, хроники, хронист.
— научатся ориентироваться во временных рамках Средних веков, исследовать место эпохи Средневековья в истории с помощью «ленты времени»;
— научатся определять происхождение и смысл понятия «история», Средние века, архив, хроники;
— получат возможность научиться называть виды исторических источников и приводить их примеры;
— получат возможность научиться: изучать историческую карту мира Средневековья.
— овладение умениями работы навыка работы с учебником, умения систематизировать информацию;
— развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса детей;
— развитие сообразительности, мышления, внимания, памяти;
— развитие умения и навыков работы с хронологией, понятиями;
— развитие умений делать выводы, сравнивать.
— создать осознание у учащихся положительной мотивации к истории путем вовлечения каждого в активную деятельность;
— освоение навыков культурного поведения, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи;
— воспитание потребности оценивать свою деятельность и работу товарищей;
— понимание культурного многообразия мира.
Включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.
Ученики отвечают на приветствие. Проверяют готовность своих рабочих мест.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Повторение изученного раннее материала, необходимого для «открытия нового знания», развитие раннее приобретенных умений, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Ребята давайте вспомним, что мы изучали на уроках истории в прошлом году?
Ребята, историю каких стран и народов вы изучали в курсе истории Древнего мира?
Ученые выделяют большие периоды (эпохи), сменяющие друг друга. Вы ответили правильно, что в прошлом году мы изучили период истории, который называется Древний мир.
Древний мир делится на два периода: первобытный период и античный мир.
Тогда давайте подумаем, что мы будем изучать в этом году?
Историю Древнего мира, первобытных людей, Египет, Древнюю Грецию, Древний Рим, фараонов и т.д.
Египет, Вавилон, Финикия, Ассирия, Индия, Китай, Греция, Рим.
Следующий этап, историю Средних веков.
логические (формирование мыслительных операций – анализ, доказательство, обобщение).
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, волевая саморегуляция в ситуациях затруднения.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности
Подвести учащихся к формулировке темы, цели и задач.
Ребята как вы думаете, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке?
Какие цели мы с вами поставим на урок?
Записываем в тетрадь тему сегодняшнего урока: Живое средневековье.
Сегодня на уроке мы будем изучать, что такое средневековье.
Узнать, что обозначает термин Средние века.
Познакомиться с периодизацией (хронологией) Средних веков
Выяснить какие источники дают нам представление о Средних веках.
Регулятивные: целеполагание, планирование
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в уточнении темы, постановке цели и задач урока.
Познавательные: общенаучные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, задач, темы урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания речевого высказывания в устной форме).
Первичное усвоение новых знаний
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новых знаний.
Откройте учебник на стр. 7 и рассмотрите линию времени.
Как вы понимаете, что на линии времени обозначают надписи до нашей эры и наша эра?
Какие четыре исторические эпохи выделяют ученые?
Назовите хронологические границы каждого столетия.
Сколько столетий длилась каждая из эпох?
Какой век у нас идет сейчас?
Отвечают на вопрос на стр. 7, под линией времени.
Что вы можете сказать о длительности периода Средних веков?
Вспомните, каким событием закончилась история Древнего мира.
В каком году пала Западная Римская империя?
Попробуйте сформулировать, что такое средние века.
Учитель подводит итог, а ученики записывают в тетрадь определение термина средние века.
Средние века (Средневековье – эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем, длилась примерно 10,5 столетий, от падения Западной Римской империи до Великих географических открытий.
Прочитайте стр. 7. Последний абзац до стр. 9 до 2 абзаца и ответьте на вопрос, какие географические рамки выделяют ученые для Средних веков.
Выпишите в тетрадь со стр. 9. Три периода Средневековья, укажите их хронологические рамки, выпишите особенность каждого.
Учитель слушает учащихся, что они выписали в тетради.
Периоды Средневековья можно сравнить с временами года, раннее Средневековье – это весна (зарождение, становление новой эпохи); развитое Средневековье – это лето (время расцвета, зрелости); позднее Средневековье – это осень (время увядания, «заката», складывание предпосылок Нового времени).
Давайте вернемся к нашей теме урока. Почему мы называем Средние века Живым Средневековьем?
Учитель добавляет ответы учащихся: именно в Средние века сформировался европейский мир в современных границах, именно тогда было положено начало освоению мира вне европейского континента; получили развитие мировые
религии: христианство (католическое и православное), ислам; возникли представительные учреждения: парламент, Генеральные штаты, а также суд присяжных и византийское право; сформировались языки европейских народов и многие европейские города; возникли университеты; сложилось понятие сословной чести и идеал рыцарского служения даме; научились ходить под парусом против ветра,
Давайте вспомним, откуда мы узнаем о прошлом, о древней истории?
Какие виды исторических источников вы знаете?
Приведите примеры вещественных источников.
Приведите примеры письменных источников.
Открывают учебник, знакомятся с линией времени.
Наша эра начинается от рождения Иисуса Христа, что происходило до его рождения, называют, до нашей эры. Иногда употребляют названия до рождения Иисуса Христа и после рождения Иисуса Христа.
Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.
Древний мир: III века до н.э. – середина V века н.э.
Средние века: середина V века н.э. – XV век н.э.
Новое время: XVI век н.э. – XIX век н.э.
Новейшее время: XX век н.э. и по сегодняшний день.
7,5 столетий длилась эпоха Древнего мира, 10,5 столетий Средние века, 4 столетия – Новое время, Новейшее время идет второе столетие.
Сейчас у нас XXI век.
Все быстрее идет прогресс, появляются новые открытия, ставятся новые задачи, начинаются новые периоды.
Средние века – самый длинный период в истории.