Живопись что это для детей
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Знакомство с живописью»
Марина Самарина
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Знакомство с живописью»
Конспект занятия в подготовительной группе знакомство с живописью.
Цель: создать у детей радостное настроение, восторг и удивление от разнообразия красок, цветов лета.
Учить чувствовать характер цветов и создавать свой образ лета.Совершенствовать композиционные навыки: умение создавать композицию на определенную тему (пейзаж, выделять главное, устанавливать связи, располагать изображение на листе бумаги. Воспитывать аккуратность, хорошие отношения.
Материал: краски, кисточки, стаканчики с водой, салфетки, листы бумаги, конверт с силуэтами деревьев, растений в разные времена года, большой лист бумаги; музыка П. Чайковского «Июль».
Ход занятия в подготовительной группе по рисованию «Краски лета»
— Детки, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Вот посмотрите какое оно большое и красивое. А пришло оно с далекого Севера от пингвинов. Вы хотите узнать, что там написано?
— (раскрываю письмо, читаю): «Добрый день, дорогие дети! Пишут вам пингвины с далекого Севера. Мы знаем, что вы очень красивые и умные дети. Вы много знаете, любить читать, рисовать, танцевать, петь, играть. И мы решили попросить у вас помощи. Дело в том, что мы учимся в своей северной художественной школе и наш художественный руководитель дал нам задание нарисовать летний пейзаж. Но проблема в том, что мы живем в стране, где всегда лежит снег и мы никогда не видели лета, какое оно, какого цвета. Помогите нам пожалуйста изобразить летний пейзаж.
До свидания. Ждем от вас письмо».
— Поможем пингвинам, ребята?
— Ребята а как вы думаете что такое живопись? (ответы детей)
Живопись ребята это один из основных видов изобразительного искусства; представляет собой художественное изображения предметов мира цветными красками на поверхности.
У живописи есть жанры это: пейзаж, натюрморт, портрет (картинки с изображением пейзажа, натюрморта,портрета).
— Нам нужно вспомнить, какими цветами мы с вами изобразим лето. В этом нам поможет игра «Составь пейзаж». Вот у меня есть нарисованные деревья, растения в разное время года. Давайте подберем те, которые соответствуют летней поре года. (Дети подбирают изображение и выкладывают летний пейзаж).
— Молодцы, как хорошо мы изобразили летний пейзаж. Но это только один пейзаж, а пингвинов много, и каждому из них хочется получить лето. Садитесь на свои места (звучит музыка, закройте глаза, вспомните лето, как вы отдыхали. Подумайте, какие цвета передают теплое, солнечное лето. Рисуйте то, что вам больше всего нравится летом, пусть это будет ваше лето, каким вы его видите. (Дети рисуют под музыку)
— Дети, давайте рассмотрим ваши творческие работы. Кто хочет рассказать о своем лете?
— Все вы хорошо поработали, каждый из вас сумел передать свое видение лета, и я думаю, что пингвины будут очень довольны нашими рисунками и сумеют выполнить задание своего художественного руководителя.
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ «Знакомство со скрипкой — королевой музыкальных инструментов» Дети заходят под музыку скрипки (в записи) и садятся на стульчики, музыкальный руководитель приглушает звук звучащей пьесы и начинает читать.
Конспект занятия по рисованию «Знакомство с гжельским узором» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: создать условия для знакомства с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение. А так же скульптуры.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью» Тема занятия по ИЗО деятельности: «Знакомство с городецкой росписью»[/b] Занятие в рамках тематического планирования программы «От рождения.
Урок «Занятие Что такое живопись»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЗАНЯТИЕ № 1. «Что такое живопись»
Беседа о живописи как одном из видов изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, натюрморт, мифологические жанры )
Познакомить детей с живописью как видом изобразительного искусства, с особенностями каждого жанра, выделить выразительные средства.
Развивать эстетическую оценку, суждения, умение соотносить образы в живописи по настроению.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественное произведение.
Предварительная работа : оформить в группе выставочный зал с репродукциями картин разных жанров живописи по произведениям якутских художников.
Оформлена выставка живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Ребята, подумайте и скажите, где можно увидеть цветы, которые никогда не вянут, осенние деревья, с которых никогда не опадает листва, фрукты, которые невозможно съесть, людей, которые застыли в своем движении? (На выставке, на картинах, в музеях). Вы правильно угадали, и я вас приглашаю в наш выставочный зал. Посмотрите, как много здесь картин. Кто их создал? (Художники). О чем пишут художники? (Дети называют). В первом выставочном зале представлен жанр живописи – натюрморт. Хотите знать, что такое натюрморт?
Натюрморт – это картина, на которой изображены предметы повседневной жизни – домашняя утварь, плоды, цветы, дичь, дары моря и др. Каждая вещь оживает под кистью художника, рассказывает о себе, о том, что он любит.
Например, на картине П. Романова «Камелек» что вы заметили, прежде всего? (Камелек). А рядом с ним и на нем он нарисовал разную посуду. Как вы думаете, почему художник решил расположить камелек в центре своего натюрморта, и с такой любовью нарисовал его, не упуская ни одной мелочи – он старый, прокопченный, с трещинами и выбоинами? Правильно, там варят еду, оттуда идет тепло, а еще потому, что именно рядом с камельком в темные вечера собиралась вся семья, чтобы поговорить, заниматься каждый своим делом, послушать сказку, песню. И камелек нарисован так, что мы чувствуем, как исходит от него тепло. В этом заслуга художника.
Дети рассматривают картины, говорят, что на них художник изобразил. Выберите натюрморт, который вам нравится.
— Какой он? (Радостный, грустный, лирический, спокойный, задумчивый и т.д.)
Переходим к рассматриванию новых картин. Здесь представлен новый жанр живописи – портрет.
Портрет – это, прежде всего человеческое лицо. Художник изображает его так, как видит. Не просто передает внешнее сходство, но и характер, какой это человек: добрый, скромный, веселый и т.д.
Дети рассматривают портреты, высказывают свое мнение о них.
Приглашаем детей к другим картинам.
Посмотрите, что нарисовано на всех этих картинах? Природа, суровая, но очень красивая природа нашего северного края. Очень многие якутские художники любили изображать природу. Этот жанр живописи называется пейзаж. А художников, которые пишут пейзаж, называют пейзажистами. Вот вы видите картины художника Ю. Спиридонова, А. Осипова, Э. Васильева. Что хотели передать они вам через свои картины? Что вы чувствуете? Какой – то пейзаж умиротворяет, дает нам спокойствие, какой – то дает отличное настроение, а какой – то наоборот, вселяет тревогу. Давайте найдем пейзажи, которые навевают нам те или иные настроения.
Итак, сегодня мы поговорили о живописи и узнали много нового. Живопись помогает нам увидеть мир зоркими глазами художников. И от этого наши глаза становятся тоже зорче. И главное, что все эти картины написаны якутскими художниками. Все эти предметы и окружающее находятся рядом с нами, стоит только приглядеться. А на следующем занятии, мы с вами узнаем еще о других жанрах живописи.
Анализ: Какие жанры живописи мы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего в нашем выставочном зале? Если бы вы были художниками, какой жанр живописи вы выбрали бы?
ЗАНЯТИЕ № 2. «Что такое живопись»
Продолжение беседы о живописи как одном из видов изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра
Закрепить у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, продолжать знакомить с особенностями каждого жанра, учить выделять выразительные средства.
Развивать умение давать эстетическую оценку, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи.
Воспитывать художественный вкус.
Материал: Репродукции картин якутских художников (бытовой жанр, мифологический жанр, исторический жанр).
Сегодня я опять встречаю вас в нашем импровизированном выставочном зале. Мы продолжим знакомство с живописью и жанрами живописи. На прошлом занятии, о каких жанрах живописи вы узнали? (натюрморт, портрет, пейзаж).
А сейчас я познакомлю вас с очень интересным жанром: мифологическим. В этом жанре писали немного якутских художников. Это Т. Степанов, Э. Сивцев, В. Карамзин, И. Корякин, П. Романов. Посмотрите, вот несколько картин – иллюстраций к героическому эпосу олонхо «Ньургун Боотур Стремительный». Что вы видите на этих картинах? Героев богатырей, длинноволосых красавиц, злых и ужасных чудовищ. Как вы думаете, как можно охарактеризовать мифологический жанр живописи? Название жанра происходит от слова «миф», т.е. художники, которые пишут в этом жанре, изображают сцены и героев из мифических произведений (олонхо, былины, предания, сказки и т.д.). Понравилась вам эта выставка? За что она вам понравилась? В каком жанре выполнены эти картины? (В мифологическом).
Давайте перейдем к другой выставке, там нас ждут не менее интересные картины, выполненные в другом жанре.
Посмотрите, узнаете ли вы этот город? Это же наш любимый город Якутск, только очень старый. Художники изобразили город в историческом жанре. В живописи этот жанр называется так потому, что художники воспроизводят в своих картинах исторические события или сцены давно минувших дней. Вот картина Э. Васильева «Старый город», почему мы можем сказать, что эта картина написана в историческом жанре? Узнаете ли вы этот уголок города? Что мы узнали, увидев эту картину о быте наших предков?
Итак, в каком жанре живописи написаны картины якутских художников, которые мы с вами сейчас увидели? (В историческом жанре).
А сейчас нас ждут другие картины. Они немного похожи на те, которые мы видели сейчас. Например, картина П. Романова «Колхозный ысыах», посмотрите внимательно, чем отличается эта картина от картины В.С. Карамзина? Как одеты люди? Вот сидят люди в костюмах и с галстуками, в шляпах. Женщины в косынках, военные в форме – это уже наши с вами современники. Эта картина из быта, и написана она в бытовом жанре. Бытовой жанр воспроизводит события и сцены повседневной жизни. Вот еще картина А. Осипова «Мунха – праздник подледного лова карасей», П. Романова «Коневоды». Посмотрите внимательно и скажите, почему можно сказать, что эти картины написаны в бытовом жанре? (Ответы детей).
Вот и закончилась наша экскурсия по «выставочному залу». Мы многое узнали о живописи и его жанрах. Но впереди нас ждут интересные занятия, на которых мы узнаем более подробно о каждом жанре живописи, познакомимся поближе с якутскими художниками и их картинами.
Анализ: Что больше всего заинтересовало вас в сегодняшней экскурсии? В каких жанрах писали художники? Почему вам наиболее понравился тот или иной жанр? Перечислите мне все жанры живописи, с которыми мы познакомились.
Проект «В гостях у картин» (Беседа о жанрах живописи)
жанна панзина
Проект «В гостях у картин» (Беседа о жанрах живописи)
Паспорт мини-проекта.
Наименование проекта: «В гостях у картин» (Беседа о жанрах живописи).
Цель: Познакомить детей с жанрами живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический) используя картины Левитана, Васнецова и научить различать их.
— Развивать эстетическую оценку, умение видеть с помощью каких средств выразительности изображена картина художником.
— Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников, т. е., что понравилось.
— Воспитывать умение работать в коллективе во время игры «Создание натюрморта». – Знакомство с анималистическим жанром.Промежуточные результаты: В результате однодневного проекта дети подготовительной группы знакомятся с жанрами живописи : портрет, пейзаж, натюрморт. Дети умеют вести беседу, обосновывая свои ответы, правильно отвечать на вопросы, создавать композиции из предложенного материала, вести игру-драматизацию.Имеют навыки в рисования: владеют техникой работы с кистью и акварелью. Исходя из данного проекта и запланированных мероприятий, которые направлены на художественно-эстетическое развитие ребёнка можно сделать следующие выводы:
_ У детей увеличился словарный запас.
— Развивается навык вести беседу.
— Повышается интеллектуальное развитие.
-Развивается опыт сотрудничества.
-Воспитывается интерес и любовь к искусству.
Содержание мини-проекта.
Мини-проект: однодневный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель высшей квалификационной категории Панзина Жанна Евгеньевна.Актуальность: В ходе целенаправленной работы по разделам программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, М. А. Васильевой художественно-эстетическое воспитание детей развивается интерес и потребность к искусству.
Гипотеза: согласно которой использование репродукций великих художников,, атрибутов, игровых ситуаций, методов наглядности и словесности способствуют всестороннему развитию ребёнка и созданию положительного эмоционального настроения.
Проблема: Помочь детям через репродукции, музыку, игры, художественное слово развивать интерес к искусству.
Игровая ситуация: Посещение художественной выставки.
Цель: Показать знания и умения детей в изобразительной деятельности полученные в процессе обучения.
— Развивать эстетическую оценку, умение видеть с помощью каких средств выразительности изображена картина художником.
— Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников, т. е., что понравилось.
— Воспитывать умение работать в коллективе во время игры «Создание натюрморта». – Знакомство с анималистическим жанром.
Предшествующая работа: Рассматривание репродукций великих русских художников Шишкина, Левитана, Васнецова. Рисование пейзажей «Осень наступила», «Поздняя осень», «Зимний лес» и т. д. Портретов мамы, папы, бабушки, дедушки.Натюрмортов: «Ваза с фруктами», «Овощи» и т. д.
Срок проведения: февраль
Презентация мини-проекта
Предполагаемый результат: Дети научатся называть и различать жанры живописи, и рисовать их. Создавать натюрморты.
Этапы проекта:
-Поиск формы реализации проекта.
-Разработка всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта.
—Коллективная реализация и презентация проекта.
-Постановка новой проблемы.
Ход проекта:
1. Введение в игровую ситуацию.
Посещение художественной выставки. (Определение жанра живописи).
2. проблемы Уточнение
— Игра «Создай натюрморт» (бытовой и природный).
-Игра «Найди лишний жанр».
3. Организация проекта:
-игра – драматизация «Перчатки».
— Подведение итогов. Дети представляют свои творческие работы.
5. Постановка новой проблемы
— Знакомство с анималистическим жанром.
Цель: Показать знания и умения детей в изобразительной деятельности полученные в процессе обучения.
— Развивать эстетическую оценку, умение видеть с помощью каких средств выразительности изображена картина художником.
— Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников, т. е., что понравилось.
— Воспитывать умение работать в коллективе во время игры «Создание натюрморта». – Знакомство с анималистическим жанром
Помещение музыкального зала разделено на зоны: возле экрана расставлены стулья по количеству детей, в рабочей зоне стоят столы на которых приготовлен материал для рисования, по краю помещения столы, где разложены атрибуты для игры «Создай натюрморт».
Воспитатель приглашает детей в музыкальный зал.
Воспитатель: Дети, сегодня я вас приглашаю побывать в гостях у картин. А где можно увидеть картины? (ответы детей). Для этого мы отправимся на художественную выставку. Проходите и присаживайтесь на стулья.
— Но, чтобы увидеть картинывам нужно ответить на вопрос: «Что такое жанр живописи?» (ответы детей).
— Вы молодцы,понимаете что такое жанр живописи.
Послушайте точное определение, которым пользуются художники.
Жанр живописи- это вид художественных произведений с определёнными сюжетами, художественными образами, передаваемые художниками с помощью красок.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение А. Кушнера, а на правильное дополнение детей к этому стихотворению, на экране будет показан фрагмент на тот или иной жанр: натюрморт, пейзаж, портрет.
Если видишь на картине чашку кофе на столе
Или морс в большом графине, или розу в хрустале
Или бронзовую вазу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это…натюрморт.
(На экране показывает репродукции известных художников Хруцкий «Цветы и плоды»).
Воспитатель напоминает о том, что натюрморт делиться на бытовой и природный. В процессе разговора дети дополняют, как выглядит бытовой натюрморт, а как природный. На экране в процессе беседы показываются репродукции натюрмортов.
После рассмотрения натюрмортов, воспитатель предлагает детям закрепить знания о бытовом и природном натюрмортах с помощью игры «Создание натюрморта».Дети делятся на три команды для того чтобы собрать натюрморты: бытовой, природный и природно-бытовой. Атрибуты для данной игры располагаются на трёх столах в смешанном беспорядке. На проведение игры уделяется 5-7 минут. После проведения игры, воспитатель рассматривает с ребятами правильность создания натюрмортов, благодарит детей, беседа о жанрах живописи продолжается, детям предлагается сесть на свои места в зрительном зале.
Если видишь на картине, нарисована река
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется… пейзаж.
На экране показывают репродукции известных художников Левитан «Март», Шишкин «Поваленное дерево».
В дополнении к этому, в процессе беседы, воспитатель предлагает вспомнить о том,что пейзаж бывает простой и сложный: в простом пейзаже-один или два плана, а в сложном от трёх до шести.
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибуть из нас,
Или принц в плаще старинном, или даже верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется… портрет.
На экране показывают репродукции портретов известных художников.Воспитатель рассматривает с детьми три вида портрета: фас- вид прямо, поворот 3\4, профиль- вид сбоку.
Воспитатель предлагает вспомнить детям, какие жанры живописи были рассмотрены детьми ранее, на занятиях по изобразительной деятельности. Воспитатель задаёт наводящие вопросы.
-На занятии, мы с вами рассматривали сказочный жанр, давайте рассмотрим репродукции великого художника сказочника Васнецова.
На экране показываются работы художника Васнецова «Иван царевич на сером волке», «Богатыри», «Алёнушка».
— На картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван царевич на сером волке» огромные стволы деревьев темного непроходимого леса похожи на фантастических великанов. Сквозь переплетённые ветки деревьев-чудищ едва пробивается тревожный свет утренней зари. Таит опасность топкое болото с кувшинками.Атмосфера тревоги и печали окружает героев: беглецов ждут несчастье и разлука. А на первом плане- чудесно расцветшее яблоневое дерево –символ всепобеждающей любви, способной творить чудеса, знак счастливого конца сказки. А эта картина былинно-сказочного жанра «Богатыри». Художник над ней трудился больше 20 лет. На картине изображены три богатыря Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович (показывает). Примечают богатыри русские в поле нет ли где ворога, не обижают ли где кого.
Таким образом, любимые герои русских былин предстают в картине как защитники своего народа.
Посмотрите на картину «Алёнушка», она относится к серии сказок про Алёнушку и братца Иванушку. Художник писал картину с крестьянской девочки. Цвет на картине густой, насыщенный, усиливает царящее на картине настроение грусти, задумчивости, тишины, таинственности.
Затем воспитатель знакомит детей с новым жанром-анималистическим и в процессе рассказа показывает на экране фрагменты работ художника Хохлова к мультфильму «Маугли». Анимал- это животное, т. е. художники рисовали животных в человеческом обличии, подразумевалось, что они могут ходить как люди на задних лапах, и т. д.
Анималистический жанр- это сложная работа, так как художнику необходимо нарисовать того или иного персонажа так, чтобы эта мысль была понятна зрителю, ведь художник передавая характер персонажей-животных подразумевает людей: добрых и злых, богатых и бедных, хитрых и т. д.
Детям предлагается взять атрибуты к игре.
Дети проводят игру-драматизацию по стихотворению Маршака «Перчатки».
Воспитатель предлагает ребятам отдохнуть и закрепить свои знания о жанрах живописи, поиграть в игру «Найди лишний жанр».
На фрагменте четвёртый жанр лишний. На эту игру отводится 5 минут.
После проведения игры ребятам предлагается пройти в мастерскую и нарисовать один из жанров сегодняшнего занятия. Творческая работа сопровождается музыкой Чайковского «Времена года». На творческую работу отводится 10 минут. Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки.
Анализ занятия: Дети сегодня мы с вами, провели огромную работу, рассмотрели новый жанр, в игровой форме закрепили знания об уже изученных. Вспомнили великих, известных художников, а так же названия их картин. Вы очень хорошо поработали, благодарю всех присутствующих здесь ребят, за активное участие и хорошее поведение. На этом наше занятие закончено.
Живопись детям – ключ к самовыражению
В се дети стремятся к познаванию окружающего мира, увлекаются разными процессами. Они многим интересуются, осваивают новые навыки легко и быстро. Именно поэтому уже в раннем возрасте полезно воспитывать в человеке чувство эстетики, развивать творческие наклонности. Живопись детям для этих задач подходит едва ли не лучше всего.
Для чего нужно обучение детей живописи?
Занятия живописью формируют вкус, развивают воображение. Они учат замечать красоту вокруг себя, воссоздавать ее посредством изобразительного искусства, а также выражать на бумаге собственные идеи, фантазии в виде визуальных образов. Неважно, что детские рисунки гораздо менее точны и реалистичны, чем работы взрослых художников. Главное, что ребенок постепенно учится говорить на языке искусства.
Даже если малыш просто рисует абстрактные каракули или ставит ладошками цветные пятна на листе бумаги – это занимательная игра для него. Но в процессе рисования развивается мелкая моторика, координация, воображение, в игровой форме малыш легко запоминает названия цветов и фигур. Начинать такие веселые и полезные уроки родители могут даже с маленькими детьми.
Если же ребенок постарше хочет заниматься живописью, но не знает, с чего начать, можно рассмотреть несколько вариантов:
Мастер-класс или частный урок позволит ребенку погрузиться в учебную среду. Так он сможет понять, готов ли учиться дальше или можно оставить рисование в роли хобби.
Картина по номерам – простой способ начать рисовать. Ее не трудно подобрать с учетом возраста. Без особой подготовки можно воспроизвести даже шедевр мирового искусства. Такие результаты точно вдохновят и порадуют. Но минус в той же простоте: рисования как такового нет, маленький художник просто раскрашивает квадратики нужными цветами.
Живопись для детей полезна. Но что делать родителям, которые не могут сами заниматься со своим чадом творчеством? Или когда домашних уроков уже недостаточно? Пора выбирать школу живописи для детей.
Как обучают детей на занятиях живописью?
Для начала нужно выбрать, какой из инструментов для рисования нравится больше всего: краски, мелки, карандаши. У самых маленьких творцов живописи есть огромный интерес, но обычно нет даже элементарных навыков владения этими инструментами. Поэтому начинающих живописцев учат правильно держать их и регулировать силу давления. Затем приходит черед более сложных заданий: гармонично располагать объекты на бумаге, не выходить за ее границы, рисовать простые фигуры, закрашивать их.
Конечно, на начальных этапах программы речь не идет о создании осмысленных картинок и сюжетов, только о простейших, но самых важных навыках. Помимо этого, педагог может рассказывать интересные и поучительные истории, которые помогут лучше запоминать цвета и ориентироваться в новом для них мире живописи.
Уроки живописи для детей постарше
Курсы живописи для детей школьного возраста или чуть младше позволяют серьезнее погрузиться в создание художественных изображений. На курсах учат смешивать краски, получать различные оттенки цветов, различать жанры, правильно отображать пропорции на бумаге.
В преподавании живописи детям особенно важно, чтобы учитель делал занятия увлекательными, объяснял сложную теорию интересно. В этом помогут картины и биографии легендарных авторов. Дети познакомятся с историей искусства, работами живописцев, постепенно узнают про азы композиции, научатся ценить красоту картин. Со временем они смогут применить все эти знания на практике и вдохновиться уже своими результатами.
Дети более открыты и восприимчивы к творчеству. У малышей почти нет страхов, сомнений, негативного опыта. Они воспринимают живопись как игру. Рисовать у них получается легко, естественно. Именно поэтому так важно взяться за кисти, карандаши, мелки – что угодно – в детском возрасте. Тогда во взрослой жизни человек обладает лучшими навыками самовыражения. А это не только помогает в творчестве, но и в любых других сферах.
Развивайте навыки ребенка уже сейчас, вовлекайте его в творчество! Результаты усилий будут видны и в ближайшей, и в самой далекой перспективе.