Живопись в художественной школе что это
Живопись. Примерная программа для 1 курса художественного отделения школы искусств
Ольга Кунгурова
Живопись. Примерная программа для 1 курса художественного отделения школы искусств
Живопись.
Пояснительная записка
Колористика и наука цветоведения необходимы для детального, а не поверхностного изучения затем, чтобы уметь правильно воспроизводить цвета на холсте или компьютерном дизайн-макете. Зачастую осуществить на практике правильный подбор цвета просто невозможно, поскольку работа зрительного аппарата человека хоть и подчиняется законам физики, но у каждого индивидуальна. Данное обстоятельство является одной из причин, почему каждое живописное произведение искусства имеет фиксированный диапазон красок, называемой цветовой палитрой.
В художественных школах, где дети получают художественное образование, понятие цветовой гаммы всегда преподносится как нечто заданное, к чему нужно стремиться, чему нужно подчинить живописную работу. В действительности дело обстоит в точности наоборот: художник не может подчинить картину определенной цветовой гамме в произвольном порядке; цветовая гамма подчиняет творчество живописца. Потому что нельзя получить более насыщенный голубой, например, оттенок, чем тот, что находится в вашей банке с голубой краской. Также, смешивая желтую и голубую краски, вы не получите зеленого оттенка такой же яркости, как в аналогичной банке с зеленой краской.
Форма проведения учебных занятий
Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу по подбору справочного и иллюстративного материала. Рекомендованная продолжительность занятий подготовительных групп предпрофессиональной подготовки 40 минут.
Занятия изобразительным искусством всегда сопряжены с участием наших чувств. Эмоциональность ребёнка находит отражение в использовании им цвета, в передаче состояния.
Цель и задачи учебного предмета
Первоочередной задачей курса «Живопись» является развитие у учащихся способности видеть и изображать форму во всём многообразии её цветовых отношений.
Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы над цветом и формой. Учащиеся должны усвоить то положение, что решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы.
Во время прохождения курса преподаватель знакомит учащихся с живописными материалами и их техническими свойствами (краска, бумага, кисти и т. д., а также даёт учащимся необходимые сведения о цвете в воздушной среде, взаимодействии цветов, рефлексе, холодных и тёплых цветах, сближенности и контрастности цветов, спектре и дополнительных цветах.
Учебно-тематический план
1. Гармония по общему цветовому тону. Пишем букет без вазы: «Астры», «Овощи, фрукты», «Листья». (Гуашь 9ч.)
2. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах) (6ч.)
3. Знакомство с различными техниками письма: развитие ассоциативного мышления, умения наблюдать и компоновать лист. («Цветы-кляксы», «Фантастический лес») (Гуашь 6чю)
4. Освоение техники работы гуашью. Мазок, характер мазка (кисти разных номеров, круглые и плоские). «Осенние листья на фоне воды, земли и песка». (Гуашь 6ч.)
5.«Осенние деревья без листьев».Рисуем тонкой кистью (теплая цветовая гамма). (Гуашь 6ч.)
6.«Этюды с яблоком, тыквой, огурцом, цветами». (Гуашь 9ч.)
7. Световой контраст (ахроматический). Гризайль. Натюрморт 2-3 предмета. (Гуашь 9ч.)
8. Светотень. Натюрморт с кувшином из 2 предметов (свет, собственная тень, падающая тень, граница светотени). (Гуашь 4ч.)
9. Развиваем чувство цвета. Рефлекс. Натюрморты с чайником, кофейником с яркими драпировками (Гуашь 5ч.)
10.«Белый чайник» (2-3 предмета белого цвета на цветных драпировках). (Гуашь 4ч.)
11. Теплохолодность. Цвет света. Предметная плоскость, фон. (драпировка в 2-х плоскостях) (4ч.)
12. Накапливаем мастерство. Натюрморт из 2-х предметов в 2-х плоскостях с направленным освещением. (Гуашь 9ч.)
13. Упражнения по освоению техники акварели (заливка, тоновая и цветовая растяжка). (Акварель 4ч.)
14. Коричнево- зеленоватая гамма (упражнение). Зелёная гамма (упражнение). (Акварель 4ч.)
15.«Цветущий луг». «Небо, трава, листья». (композиция по наблюдению). (Акварель 4ч.)
16.«Весенний букет». «Цветущая черёмуха», «Ветка сирени», «Одуванчики». (Акварель 4ч.)
17. Итоговая работа: «Натюрморт с двумя драпировками и 2-3 предметами». (Гуашь 9ч.)
Исследовательский проект «История образования Детской школы искусств» Аннотация проекта В основу работы над данным проектом было положено определение Детская школа искусств помнит много событий, много поколений.
Программа вариативного курса «Веселая кисточка» Закирова Ж. К. «Кілді ылалам» вариативтік блшекті бадармасы.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» для второго класса РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» для 2 класса Составитель: Нестерук Ирина Васильевна учитель.
Рабочая программа педагога-психолога «Развитие познавательных процессов студентов 1 курса» Рабочая программа педагога – психолога «Развитие познавательных процессов студентов 1 курса» Пояснительная записка Большую роль в процессе.
Рабочая программа по реализации курса «Развитие речи» по программе «От рождения до школы» для детей 3–4 лет Принято от УТВЕРЖДАЮ педагогическим советом заведующий МАДОУ № МАДОУ № ___ ___ приказ № от протокол № Рабочая.
Конкурсные работы учащихся школы искусств Учащиеся школы искусств им. А. И. Плотнова подготовили прекрасные работы на Всероссийский конкурс детского художественного творчества «Многоликая.
Основы изобразительной грамоты и рисование. Творческое задание для учащихся 1 класса детской школы искусств «Портрет мамы» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Основы изобразительной грамоты и рисование Творческое задание «Портрет мамы» 1 «Б» Урюпина Елена Анатольевна Преподаватель.
Фотоотчет «У нас в гостях юные таланты из детской школы искусств» Стало доброй традицией встречать у себя в гостях юных музыкантов «Детской Школы Искусств имени С. С. Прокофьева» г. Азова. Дошкольный возраст.
Урок «Русский лубок» с учащимися 2 класса школы искусств Урок «Русский лубок» с учащимися 2 класса школы искусств им. А. И. Плотнова Цель урока: изучение культуры и творчества русского народа.
Нужно ли отдавать ребенка в художественную школу?
В садике вашу девочку хвалили воспитатели, ее рисунки всегда были лучшими в группе.
А теперь и в школе по ИЗО всегда пятерки, вы даже записали дочурку в арт-студию, преподаватель которой опять выделяет ее работы среди других и советует поступать в художественную школу.
Но оказывается в эту школу не так-то просто поступить. В учреждениях, прославившихся своими талантливыми и высококвалифицированными педагогами, достижениями учащихся, регулярно побеждающих на всевозможных выставках, серьезный конкурс из желающих здесь учиться. Чтобы поступить в известную художественную школу, нужно подготовить портфолио творческих работ, которые будут оцениваться опытными преподавателями. И надо сказать, что требования к рисункам поступающих ребят не по-детски строги, родители утверждают, что без подготовительных курсов поступить практически невозможно. Преподаватели оценивают работы, пользуясь пятибалльной системой, при этом, проходной балл обычно не ниже 3,5. Хотя в разных учреждениях и в разные годы этот показатель может меняться.
В каждую художественную школу ежегодно подают заявления от 60 до 300 человек, но в итоге поступают на бюджетное отделение только 25% от общего числа абитуриентов. Остальные дети записываются на подготовительные курсы, где обучение ведется исключительно на платной основе и стоит 6 000 рублей в месяц. Известно, что учебная программа в группах с оплатой обучения несколько сокращена; ребята, обучающиеся на платной основе, изучают меньше предметов. В бюджетных группах, как правило, занимаются по 10 человек, а на платном отделении – около 15 учеников. Как видите, не так много внимания один преподаватель может уделить каждому учащемуся индивидуально.
Однако ежегодно происходит небольшой отсев. Кто-то из детей разочаровался в занятиях искусством, кто-то потерял интерес конкретно к данному учреждению или определенному педагогу, у кого-то появилось другое увлечение, которое требует много времени. У каждого ребенка свои причины, почему он перестает получать удовольствие от художественного творчества.
Серьезной проблемой называют родители тот факт, что у детей, занимающихся искусством в художественных школах, большая нагрузка, все их время расписано по минутам. Ребята сильно устают и не имеют возможности заниматься в каких-либо дополнительных кружках или секциях. Занятия в художке продолжаются до восьми часов вечера даже в субботу. А после окончания художественной школы ребятам нужно еще получать специальное образование, чтобы приобрести профессию востребованную на рынке труда.
Как видим, везде есть свои сложности и нюансы, однако, если ребенку так нравится рисовать, можно попытаться поступить в художественную школу. Ничего страшного не произойдет, если ваша дочка или сын не пройдет по конкурсу. Подготовьте только ребенка морально, чтобы он не относился к процедуре поступления как единственному шансу всей своей жизни. Здесь не получится – значит получится где-то в другом месте. Одна мама поделилась историей своей дочурки, и это был как раз неудачный опыт. Ее одаренная, талантливая девочка весьма успешно занималась в ИЗО студии, участвовала в различных выставках, преподаватель ее хвалила, ставила всем в пример, а маме советовала записать ее в художественную школу. Но попытка поступления не увенчалась успехом, девочку не приняли, и она очень сильно переживала свою неудачу, даже перестала рисовать, что раньше так любила. Через некоторое время печаль утихла, занятия творчеством возобновились, ребенок стал ходить на индивидуальные уроки к профессиональному художнику, что дало качественный скачок в ее развитии.
Приглашаем в Центр художественной подготовки
Повысив свой уровень рисования, девочка смогла поступить в известный лицей, специализирующийся на изучении искусства, однако в последний момент передумала и отказалась там учиться. И сейчас рисует только на своем любительском уровне.
Когда они первый раз поступали на подготовительное платное отделение в художественную школу, на 30 мест было подано 60 заявлений, девочка не прошла по конкурсу. Для родителей и их детей такой конкурс на платное подготовительное отделение оказался полной неожиданностью. Многие вспоминали свою учебу в школах искусств, когда не было такого ажиотажа вокруг художественного или музыкального дополнительного образования.
После отсева школы организуют «донаборы» в группы, где освобождаются места, но не всем родителям об этом известно. И мама этой девочки тоже не сумела воспользоваться такой возможностью и устроить ребенка в подготовительную группу. Сначала поступила информация, что возьмут всех желающих, так как в этом году освобождается много преподавателей. А потом стало известно, что в данной школе сокращают набор в три раза. Таким образом, не удалось поступить даже на подготовительные курсы.
В чем же причина такого ажиотажа вокруг художественных школ?
Во-первых, рисовать – это прекрасный вид хобби, занятия изобразительным искусством полезны для детской психики, так как дают возможность самовыражения и развивают фантазию. Во-вторых, многие рассматривают для своих детей возможность дальнейшего профессионального художественного образования. Сегодня на рынке труда весьма востребованы такие специальности, как художник-оформитель, дизайнер, иллюстратор и прочие. Выпускники художественных школ поступают в колледжи, училища, вузы, специализирующиеся на изобразительном искусстве. Но не стоит слишком огорчаться из-за того, что не удалось поступить в художественную школу. Все предметы, которые дети там изучают, можно осваивать в Центре художественной подготовки, после которого точно так же можно поступать в училища и вузы со специализацией изобразительное искусство. А для кого-то образовательные программы Центра даже предпочтительнее потому, что здесь проводится обучение по направлению дизайн, которого нет в школах искусств. А это очень востребованная на сегодняшний день специальность.
К примеру, как происходит трудоустройство выпускников художественного училища имени Рериха?
Соответственно можно сделать вывод, что дизайн – это очень востребованное направление, а в художественных школах такого предмета нет в программе. Чем еще отличается Центр художественной подготовки и дизайна от обычной художественной школы?
Согласно распоряжениям Министерства культуры, в детских школах искусств или художественных школах (ДШИ либо ДХШ) проводится предпрофессиональная академическая подготовка. Учебный процесс фактически подчинен госзаказу, который не учитывает актуальные потребности рынка труда и постоянно меняющиеся экономические условия.
Образовательные программы и действующая в Центре прогрессивная система аттестации направлены, по рекомендации Министерства труда, на изучение именно тех компетенций, которые содержатся в актуальных профессиональных стандартах. Данные профстандарты формируются не в Министерстве образования, а в отраслевых ассоциациях работодателей потому, что только им точно известно, какие знания и навыки они ждут от своих будущих сотрудников. Родители отмечают самое важное преимущество Центра по сравнению с художественными школами – это большая степень психологической свободы для детского творчества. Ученики обычных художественных школ чувствуют себя достаточно скованно при выборе творческих заданий. У них нет возможности выйти за пределы установленных правил и рамок. При этом, свободные художники, может быть, и менее профессиональны, однако их работы получаются не стандартными, раскованными, интересными и яркими. Таланту ничто не мешает развиваться в своей собственной манере, тематике сюжетов, в своем темпе.
Так же, как в художественных школах, образовательные программы Центра составлены с учетом требований ФГОС, на наших занятиях учащиеся осваивают те же предметы.
Можно коротко рассмотреть задачи учебных предметов, изучаемых в школах искусств. Рисунок. Этот раздел представляет собой теоретические и практические задания, которые способствуют пониманию закономерностей построения различных форм, ученики получают навыки графического изображения. Основная часть обучения – рисование с натуры. Учащиеся приобретают такие важные качества, как «цельное видение», «твердость руки». Кроме длительных рисунков выполняются быстрые наброски, развивающие наблюдательность, зрительную память, понимание пропорций. История изобразительного искусства. Дети изучают, как развивалось искусство, начиная с пещерной живописи, переходя к античности, византийскому искусству, эпохе Ренессанса и так далее вплоть до современного изобразительного искусства.
Живопись. Ребята учатся поэтапно осваивать задачи, поставленные учебной программой. Композиционное решение листа, верное построение геометрических форм, точная передача цветовой гаммы, световоздушной среды.
Станковая композиция – один из самых важных предметов, который учит детей понимать принципы строения художественного произведения. Ребята учатся изображать на бумаге двух- и трехмерное пространство; изучают основные законы композиции, ее выразительные средства – силуэт, контраст, цвет, линия, тональная пластика, ритм.
Композиция прикладная. Предмет знакомит детей с такими понятиями, как «художественные промыслы», «декоративно-прикладное искусство». Пленэр. Эти уроки формируют у детей навык восприятия натуры в естественной среде, а также умение передавать настроение с помощью колористического решения пейзажа, применяя навыки, сформированные на занятиях рисунком, живописью, композицией. Скульптура (лепка). Дети знакомятся с пластическими материалами и оборудованием; учатся передавать массу предметов, их пропорции, объем, характерные особенности. Учащиеся работают по памяти и с натуры, осваивают различные приемы лепки, отрабатывают навыки пластического и конструктивного методов лепки. Все эти предметы также изучаются и в Центре художественной подготовки и дизайна.
Изучаемые образовательные программы разработаны с учетом возрастных психофизиологических особенностей учащихся, уровня их начальных знаний и соответствуют лицензионным требованиям Рособрнадзора.
Учебный материал нашего Центра по глубине своего содержания включает все виды и этапы дополнительного образования: развивающие программы, общеобразовательные и предпрофессиональные, профессиональное обучение, а также курсы повышения квалификации.
Преимущества обучения в Центре художественной подготовки и дизайна
В отличие от государственных художественных школ учебные программы нашего Цента ориентированы на актуальное состояние рынка труда. Накопленный опыт преподавательской деятельности, профориентационная работа со школьниками и анализ реальных потребностей рынка дали возможность Центру перейти от детского дополнительного образования к обучению специальностям, и сегодня учащиеся могут без отрыва от учебы в общеобразовательной школе начинать раннюю профессиональную подготовку.
К окончанию средней школы выпускники нашего Центра получают лицензированные свидетельства о рабочей специальности «Исполнитель художественно-оформительских работ» с квалификационной категорией (второй и третий разряды) по профилю «Оформительский дизайн». Для всех учащихся Центра существует возможность формировать индивидуальные маршруты обучения. Как видите, может быть, не имеет смысла переживать самим и напрягать детей, отправляя их поступать в художественную школу, когда можно записаться в Центр художественной подготовки. В результате ребенок получит качественное образование и в будущем станет квалифицированным специалистом, вполне конкурентноспособным на рынке труда.
Авторская программа для детских художественных школ и художественных отделений ДШИ «Живопись»
Разделы: МХК и ИЗО
Слово “программа”, по С. И. Ожегову, обозначает план действий. Целью авторской программы по словам С.В. Тетерского является “решение реально существующей проблемы”. Если проблема отсутствует, то невозможно составить программу ее решения, потому что программа — описание решения данной проблемы.
Основная проблема при обучении детей живописи заключается в том, что в начальный период обучения им трудно овладеть секретами палитры. Рождение оттенков при смешении красок само по себе заманчиво, но дается с трудом. Поиск нужного оттенка является для ребенка трудной технической задачей, заставляющей забывать обо всем остальном. И самая трудная задача: как развить у детей способность создавать выразительные цветовые решения, находить оттенки, выражающие определенное чувство, отношение к изображаемому?
Для создания любой живописной работы детям требуется усвоить и применить определенные знания, умения, навыки. Но простое изложение знаний, без эмоционального настроя, скучно, сложно для понимания, не дает высоких творческих результатов. Успех в обучении зависит от того, насколько ребенок эмоционально откликнулся на учебный материал, создал в воображении образ, близкий и понятный ему.
Эмоциональная насыщенность занятий, на которых работают красками и другими живописными материалами, должна быть очень продуманной для каждого конкретного случая. Это требует от учителя значительных усилий в подготовке таких уроков, что на самом деле часто отсутствует. Художнику-педагогу нужно воспитывать у детей чуткость к тому, какие чувства, настроения способны выразить цвета как таковые, их градации, сочетания. И чем раньше, тем лучше, так как маленький ребенок эмоционально отзывчив на чувственные впечатления вообще и на цветовые в частности. Этому помогает технология “эмоционального настроя”. Технология “эмоционального настроя” предусматривает множество различных приемов для активного включения детей в художественную деятельность, например: обращение к детской фантазии, пробуждение интереса при помощи игровых моментов, прослушивание музыки, слушание художественных текстов, исполнение пантомим и многое другое, что в общем зависит от творческих способностей преподавателя. Педагог должен выступать перед учениками как актер.
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей не повторяющиеся задания, возможность выбора и многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
В результате использования этой технологии быстрее и качественнее осваивается техника живописи, работы наполняются богатством цветовых оттенков. Технология “эмоционального настроя” развивает воображение и эмоциональную отзывчивость детей, раскрывает творческие способности благодаря установлению связи между миром цвета и миром чувств и эмоций. Работы получаются разные, но у всех творческие. На детских выставках все они вызывают большой интерес.
Методическими ориентирами в построении данной программы стали культурологический, полихудожественный, индивидуально-деятельностный и системный подходы.
По истечении многих лет педагогической практики понимаешь, что научить работать в цвете ребенка — это довольно увлекательный, напряженный и во многом творчески импровизированный путь. Ведь рассказав материал заученными фразами мы не дадим ученику открытого и легкого пути. Ребенок, пришедший в художественную школу, изначально просто горит желанием научиться, он внимателен и сосредоточен, готов к познанию, но его можно спугнуть, просто “огорошить” теорией живописной грамоты, сложными понятиями и выражениями. Поэтому, все зависит от учителя, то как он начнет преподносить материал детям, какие методы будет использовать и какие приемы будут в его арсенале.
Новизна данной программы заключается в том, что внедряется новая технология “эмоционального настроя”, включающая в себя разнообразие новых творческих живописных приемов и методов изображения в цвете, а также впервые дополняется содержание обучения теорией изображения, что является обязательным компонентом содержания пропедевтического художественного образования в работе ДХШ и ДШИ и окажет значительную помощь в работе над станковой композицией. В прежнем содержании образования и методике преподавания происходит противоречие с новыми задачами, условиями школы.
Типовые программы преподавания направлены только на обучение академическим принципам и задачам и совершенно не содержат материала для развития творческих способностей, не знакомят с новыми технологиями, техниками и приемами художественного мастерства. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Такими можно считать творческие задания. Во время учебы важно попробовать все возможные техники и приемы, чтобы знать свои предпочтения, а также сильные и слабые стороны.
В современном мире развитой конкурентоспособности, школам дополнительного образования необходимо постоянно показывать высокий уровень своей деятельности; участие в различных конкурсах, выставках международного уровня обязывает изучать новые художественные материалы, современные техники и приемы работы по ним. Это, в свою очередь ведет к тому, что появляется потребность перестраивать свою работу.
Программа составлена с учетом новых тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории.
Данная программа “Живопись” разработана для Детских Художественных Школ и художественных отделений Детских Школ Искусств.
Такая программа ориентирована на школьников 8-15 лет и рассчитана на 4 года обучения с 3-х часовой недельной нагрузкой.
Задачи программы призваны расширить и обогатить знания и представления детей в области теории живописной грамоты: цвет, форма, детали и их соподчинение, нюансы освещения и состояния, характер поверхностей предметов. Наряду с этим вводятся различные упражнения по изучению новых творческих технологий. Задачей преподавания живописи в художественных школьных классах является выработка у учеников индивидуальной культуры цвета, позволяющей им в дальнейшем свободно решать сложнейшие задачи живописного произведения в свободной тематической композиции.
Живописная школа, кроме творческих задач, решает задачи технологического мастерства, то есть работы в различных художественных техниках: в технике акварели, гуаши, акрила и, наконец, средствами масляной живописи. Навыки и умения, обретенные учащимися в живописной практике, становятся основой их художественного вкуса, эстетического выбора и предпочтения во всех сферах их дальнейшей профессиональной и бытовой деятельности. Эти знания и живописный опыт питают процесс тематической живописной композиции, становятся сильным стимулом творческого роста молодых художников.
Эти задачи вполне реальны, так как обучение живописи в учреждениях дополнительного образования детей не ограничивается пределами одного предмета, а интегрирует и в другие программы. При такой форме обучения происходят регулярные занятия с большим количеством часов, что позволяет дать детям довольно обширную подготовку по основам изобразительной грамоты, развить их творческие способности.
Программа “Живопись” содержит следующий материал:
2. Практические основы живописи, технические упражнения и новые техники.
В результате прохождения этой программы, учащиеся кроме общей эстетической культуры должны получить знания, умения и навыки реалистической изобразительной грамоты, уметь передавать на изобразительной плоскости объемные, пространственные и материальные качества предметов; знать теоретические основы линейной и воздушной перспектив, законы светотени, иметь представление о профессиональных методах работы тоновыми и цветовыми отношениями, о закономерностях построения композиции и колорита. Необходимо взаимодействие базовых основ академической живописи, формирующих живописные умения и активизирующих творческую продуктивность в динамичном живописном процессе. Вводятся упражнения, направленные на умения отходить от стандарта, плюс базовые навыки.
Нетрадиционные техники рисования — это техники на раскрытие правостороннего мышления. Главное условие на уроке: самостоятельно мыслить, а задача учителя — не вмешиваться в процесс работы, а корректировать его.
Методические пояснения
Рисуя и вылепливая форму цветом, созидая красками и мазками, ученики постигают тайны колористических состояний, пластику и весомость материально-предметного мира. Они познают место человека в этом мире как драматурга этого мира. Так как, рисуя цветом, они создают свой мир, и хотят, чтобы наш мир стал лучше.
Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы с цветом и формой, можно даже сказать цветоформой, настолько это становится неразделимо и слиянно. Потому как в реалистическом, предметно-природном воспрятии мира преобладает функциональная зависимость активности естественной окраски предмета и его значения, выраженного в архитектонике его формы.
Учащиеся начинают курс “Живописи” с изучения качества цвета и тона в живой натуре. Этому способствуют комплексные практические занятия, подкрепленные постоянно углубляющимися теоретическими блоками. Работа ведется в жанре натюрморта, затрагивает пейзаж и портрет. Дети развивают свои навыки, изучая в художественной практике натюрморта жизнь цвета в форме объектов изображения и в окружающем их пространстве (тема рефлексов и валеров).
Далее они переходят к изучению сложной фактуры различных предметов. Осваивают мастерство передачи колорита в студийных постановках и пейзажных этюдах.
В результате непосредственной практики в живописи углубляется представление о предметах, развиваются зрительная память, наблюдательность, глазомер, моторика руки, тонкое зрительное восприятие цвета, которые необходимы людям разных специальностей: агроному, конструктору, инженеру, медику, учителю и другим.
Уроки изобразительного искусства в ДХШ и ДШИ должны иметь конкретное содержание, давать учащимся конкретные знания и умения на протяжении всех лет обучения. Однако в практике уроки рисования часто бессодержательны: учитель коротко объясняет задание, и учащиеся рисуют как умеют, то есть урок проходит без целенаправленного обучения. Ребенок пришел на урок, чтобы учиться, и его надо учить, развивать эстетический вкус и художественную культуру.
Детей надо последовательно учить изобразительной грамоте, как учат их чтению и письму, не забывая об их возрастных особенностях. Без такой направленности обучения ученик школы теряет всякий интерес к рисованию.
Критерием грамотности детского рисунка должна быть степень его приближения к реалистически правдивому изображению. Этот критерий отвечает запросам самых юных художников, у которых имеется стремление к познанию натуры и более полному и точному ее изображению.
Необходимо и целесообразно в работе по данной программе использовать метод демонстраций. Рассматривается как показ перед учениками процесса работы над заданием. Этот метод дает эффективные познавательные результаты, дети лучше понимают возможности техники исполнения, усваивают разнообразные варианты письма. Практикуется разработанный мною прием работы “под диктовку”, когда работа над определенным упражнением ведется учителем и одновременно копируется учениками. Требование предъявляемое к этому методу: использовать по крайней необходимости, в напряженном режиме беседы с учениками (постоянно задавая вопросы ученикам) и с комментированием учителя. В искусстве много таких вещей, которые очень сложны в понимании и необходимо все разложить по полочкам.
Наглядность — одна из самых специфических черт изобразительного искусства как учебного предмета. Невозможно проводить занятия на уроках рисования с натуры без наглядного материала: таблиц, моделей, рисунков и живописных этюдов.
Виды уроков различают по ведущему методу обучения, используемому на нем и выполняющему системообразующую функцию ко всему уроку. При проведении урока-творчества это могут быть: арт-урок, урок-игра, урок-самостоятельная работа, интегративный урок, именуемый еще уроком “погружения”, урок-театральное представление, урок–игра реконструкция, урок-сочинение, урок-выставка.
Весь курс предмета “живопись” включает в себя 42 задания с постепенным усложнением задач. Длительные учебные постановки чередуются с кратковременными, что активизирует процесс обучения.
Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения и их применением в практической работе.
Акварельную живопись вводим сразу же с первого класса. Изначально акварель — сложная техника, но если ее приподнести после работы с гуашью, то возможно появится риск того, что ребенок ее уже так сильно не полюбит. Гуашь для кого-то также считается сложной техникой, но ее прелесть состоит в возможности исправить, перекрыть один слой краски другим.
Еще одна причина состоит в том, что после работы с гуашью можно совсем утратить то акварельное чутье, ту легкость и свежесть, которая так свойственна акварели. Первые занятия по живописи должны начинаться с ознакомления учащимися с мастерской, с ее оборудованием, рабочим местом, материалами, используемыми при обучении живописи и техникой их применения. Теоретическими вопросами заинтересовать детей трудно, поэтому целесообразно начинать упражнения как можно быстрее. Темы упражнений на первом году обучения особенно занимательны, так как без детской заинтересованности невозможен плодотворный учебный труд.
Учащиеся постигают способы передачи пространства и объема предметов с помощью цвета. Необходимо прививать учащимся любовь к отображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве, развивая у детей точность живописного восприятия, воспитывая живописную культуру изображения, основанную на изучении основ цветоведения. Для решения этих задач необходимо в доступной для этого возраста форме дать понятие об основных характеристиках цвета, используя цветовой круг, объяснить, что такое локальный цвет, влияние света и тени на цвет предмета, дать понятие о тоне в искусстве живописи. С первого задания надо подчеркивать, что необходимо сразу компоновать и решать весь лист. Учащиеся должны знать, что такое свет, тень, полутень, блик, цветовой рефлекс.
В процессе обучения необходимо воспитывать у учащихся эмоциональное восприятие цвета и понимание его выразительного образного содержания.
В итоге работы в 1-ом классе учащиеся должны научиться последовательно вести работу над натюрмортом, обращая особое внимание на решение поставленной в каждом этюде задачи.
Учащиеся должны уметь вести работу последовательно. С начала работы нужно постоянно развивать умение держать в работе весь лист, прокладывая цветовые отношения отдельных плоскостей. Изображая предметы во всей сложности цветовых нюансов, необходимо соблюдать локальную окраску предметов, выявляя их объемную форму, и следить за постановкой предметов на плоскости.
В третьем классе учащиеся продолжают знакомство с различными приемами работы живописными материалами, способами изображения. Знакомятся с различными фактурами предметов и их изображением. Постановки усложняются. Вводятся более сложные по форме предметы, драпировки со складками. Задания носят более длительный характер в формате 1/2 листа.
Следует придавать большое значение композиции листа, выявлению пространства постановки и четкой конструкции предметов, понятию тональности, колористическому решению и умению последовательно, правильно вести длительную работу.
Продолжаем работу с различными материалами и техниками: гуашью, акрилом, пластилином.
В четвертом классе продолжается работа над натюрмортами, но с более высокими требованиями к их исполнению. Натюрморты носят ясно выраженный тематический характер, намечается их связь со станковой композицией. Фигура в интерьере, натюрморт в интерьере. Задачи работ четвертого класса предусматривают основные задания академической живописи: точные цветовые отношения в натюрморте; передача формы, объема предметов, их фактуры; решение пространства, глубины в натюрморте.
Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, организуемые в конце каждого учебного года.
Подтверждением результативности программы является участие и победы учащихся в различных фестивалях и конкурсах, а также отличная защита контрольных работ при выпуске из ДХШ.
5 баллов — особые успехи, отлично, задание выполнено полностью без ошибок; уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения, и учебная задача полностью выполнена.
4 балла — полное выполнение работы, но с небольшими пробелами; уровень живописной грамотности соответствует этапу обучения, допускаются незначительные отклонения, учебная задача выполнена. Ученик хорошо справляется с палитрой цветов, но допускает незначительные ошибки в тональном решении.
3 балла — при выполнении задания есть несоответствия требованиям;
уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью). Ученик допускает грубые ошибки в композиционном и цветовом решении натюрморта.
2 балла — полное несоответствие требованиям; уровень живописной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача не выполнена. Но такую оценку лучше не ставить, так как это только оттолкнет учащихся от творческой деятельности, а учителю стоит присмотреться к креативности данного ученика и продумать посильность следующих заданий для него.
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
1. Владеть материалами и инструментами.
2. Выполнить самостоятельно усложненный натюрморт с наличием двух-трех оттенков одного цвета в общей цветовой гамме постановки.
Для успешного выполнения такого задания учащийся должен овладеть следующими знаниями и навыками: