Живописные материалы что это такое
Живописные материалы и особенности их использования
Для создания живописных произведений художники используют различные виды техник: фреска, масляная, акварельная, гуашевая, темперная и т.д. Каждая живописная техника имеет свои цветовые особенности, и разнообразие техник зависит от разнообразия веществ, связующих красящий пигмент (воск, масло, мед, яйцо, клей и пр.). Красящие пигменты могут быть как минерального, так и органического происхождения; они могут быть природными и синтетическими. По внешнему виду пигменты представляют собой дисперсные (тонко измельченные) порошки различных цветов.
Основанием для живописного материала может служить бумага (белая или цветная, гладкая или фактурная) либо грунт (на картоне, холсте, дереве и т.д.).
Существует множество инструментов, которые могут быть использованы для нанесения краски на основу, включая губки, шпатели, скребки, ножи, мастихины, валики, аэрографы и пистолеты-краскораспылители. Однако наиболее важным из всех инструментов, безусловно, является кисть.
Акварель
Техника акварельной живописи весьма разнообразна по своим приемам: работа по-мокрому, а-ля прима, работа по-сухому, многослойная акварель (лессировка).
В чистой акварели совершенно не допускаются белила, роль которых здесь выполняет сама бумага. Это заставляет тщательно сберегать белизну ее в местах, отводимых бликам и т.п., так как записанные места бумаги не могут быть восстановлены белой краской, всегда отличимой от тона бумаги, что, безусловно, стесняет работу.
Краски в акварели, наносимые тонким слоем, по высыхании изменяются приблизительно на одну треть своей первоначальной силы, и это их свойство необходимо учитывать при нанесении тона. Каждый тон следует наносить здесь свежо, сразу, свободно, только в этом случае он достигает наилучшего впечатления.
Рисунок для акварели делают отдельно и затем переводят на бумагу: этим достигается сохранение поверхностного слоя бумаги во всей его целости.
Акварельные краски могут играть и служебную роль, например, в подмалевке для масляной живописи.
Гуашь
Гуашь — корпусная кроющая непрозрачная краска, имеет матово-бархатистый тон, быстро сохнет и светлеет.
Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не-размываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере.
Гуашь состоит из тонко протертого пигмента и связующего вещества. Для большей укрывистости (плотности красочного слоя) многие гуашевые краски содержат белила, что при высыхании делает их несколько белесыми.
Гуашью работают главным образом плакатисты и графики, а также некоторые художники-станковисты. Она широко применяется в декорационной живописи, при выполнении различных эскизов. Гуашь удобна в работе и, что важно, дает возможность вносить исправления в процессе работы.
Рисование гуашью имеет некоторые особенности – пигмент быстро сохнет и становится немного светлее, чем во влажном состоянии. Влажная краска смешивается на рабочей поверхности. Гуашь лишена прозрачности, так как краски ее наносятся обычно сравнительно более толстым слоем, чем в чистой акварели, и притом смешиваются с белилами. Если краска наносится слишком плотно, толсто, то после высыхания могут образоваться трещины, красочный слой может осыпаться. Гуашь удобна в работе и, что важно, дает возможность вносить исправления в процессе написания картины. Если гуашь слегка развести водой, она непрозрачна, но если развести ее жидко, она становится почти такой же прозрачной, как акварель. В этом случае, в отличие от акварели, гуашь яркость красок не теряет.
Темпера
Темпера, как и гуашь — кроющая непрозрачная краска, разводится водной эмульсией, быстро сохнет и дает матовую бархатистую поверхность.
Яичная темпера. Связующим веществом яичной темперы служит искусственная эмульсия, в состав которой входят яйцо, масло и масляный или скипидарный лак.
Казеиновая темпера. Растворы казеина образуют с маслом и смолами эмульсии, которые по своим качествам выше яичной эмульсии. Краски казеиновой темперы не способны давать трещины.
Гуммиарабиковая темпера: жидкая темпера, легко растрескивается, за то долго не портится по сравнению с другими видами темперы.
Современные картины, написанные темперой, не покрывают лаком, поэтому они имеют бархатистую фактуру. Цвет и тон в произведениях, написанных темперой, проявляют несравненно большую стойкость к внешним воздействиям и дольше сохраняют первоначальную свежесть по сравнению с масляной живописью.
Масляные краски
Акриловые краски
Важный аспект акриловых красок заключается в их огромном разнообразии: их можно использовать для создания очень бледных заливок или лессировок, а также в густой пастозной технике со множеством фактурных эффектов. Современные акриловые эмульсии не подвержены постепенным химическим изменениям, которые свойственны пленке масляных красок. В работе акриловыми красками для наложения слоев не требуется никаких специальных техник — высохшая пленка будет оставаться прочной и не будет образовывать трещин. С этой точки зрения акриловые краски гораздо проще в использовании, чем масляные. Поскольку краска высыхает за очень короткий период времени, ими можно пользоваться вновь (накладывать на основу и слой на слой) быстрее по сравнению с масляными. Однако при этом у художника остается меньше времени для манипуляций с краской на основе, и в этом отношении масляные краски предпочтительнее акриловых.
Энкаустика
Энкаустика как техника живописи включает смешивание пигментов в плавленом воске, после чего горячие восковые краски наносятся на поверхность основы. Энкаустика — одна из наиболее устойчивых техник живописи, некоторые древние работы, выполненные восковыми красками, и сейчас так же свежи, как во время их создания. Следует использовать только светостойкие пигменты, а сами работы не должны нагреваться до высоких температур, при которых поверхность воска может расплавиться. Преимущества этой техники заключаются в том, что работы безучастны к влиянию нормальных атмосферных изменений и они не сжимаются и не расширяются; воск не вызывает агрессивных химических реакций при взаимодействии с пигмента-ми и грунтовочным слоем; он обладает хорошими отражающими свойствами и после натирания тканью демонстрирует характерный, привлекательный блеск. В технике энкаустики возможен широкий спектр разнообразных эффектов; кроме того, вы можете приостанавливать и возобновлять работу по своему усмотрению без какого-либо ущерба для пленки краски. При этом поверхность восковых красок должна быть защищена от неосторожного механического воздействия.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Техники и материалы живописи
Идейный замысел своего живописного произведения художник обычно воплощает с помощью кисточек и красок, наносимых на какую-либо плоскую поверхность – основу.
Основы для живописи
До XV в. в Европе в качестве основы для станковой живописи использовали преимущественно дерево, при этом предпочтение той или иной породы древесины в зависимости от страны могло быть разным. В Италии применяли доски из тополя, лиственницы, липы, в Голландии – из дуба, во Франции часто использовали орех, в России – липу. Особое значение придавалось качеству древесины, служившей основой для картины: известно, что во Фландрии в XVII в. был принят закон, по которому продажа досок под живопись разрешалась лишь после их проверки.
На тыльной стороне доски, одобренной специальной комиссией, выжигалось изображение двух ладоней. После высокой оценки, вынесенной уже готовому живописному произведению, ниже выжигалась башня, оба этих символа являлись частью герба города Антверпен. Такой контроль был результатом общей любви и уважения к искусству.
Кроме дерева мастера прошлого применяли в качестве основ и другие материалы: камень, листовую медь, железо, цинк, стекло и т. п. Так, итальянский художник XVI в. Себастьяно дель Пьомбо написал свою картину «Несение креста» на каменной основе – шифере.
Широкое распространение в качестве основы для живописных произведений небольшого размера получили также медные пластины. Первыми на них стали работать итальянские мастера XVI в., но постепенно этот вид основы завоевал популярность и в других художественных школах – Голландии, Франции, Испании, Англии.
В России медные доски использовали в XVII в. царские иконописцы, а в XVIII в. некоторые художники применяли ее для миниатюрной живописи, в том числе В. Л. Боровиковский.
Кроме меди художники использовали и другие металлы – олово, свинец, цинк, примером чему может служить известное произведение Михаила Врубеля «Богоматерь с младенцем», написанное им для Кирилловской церкви в Киеве и исполненное на большой цинковой доске.
С XV в. в качестве основы живописцы все чаще начинают использовать холст. Возрастающее предпочтение этого материала объясняется как практическими, так и эстетическими его особенностями. Неровности холста создают на поверхности живописи дополнительную вибрацию света, фактура ткани становится важным художественным элементом композиции. Этот эффект усиливается за счет грунтовки холста и соответствующей техники письма. Поскольку в качестве основы для живописи в данном случае используется ткань, написанные на ней картины называют «живописными полотнами».
Для создания подготовительных эскизов и этюдов художники издавна обращались к более дешевым видам основ – бумаге и картону. Нередко выполненные на них работы становились самостоятельными произведениями искусства, обладающими большой художественной и исторической ценностью.
Инструменты
Краски наносятся на основу кистями различных форм, имеющими щетину разной жесткости, натуральную или синтетическую. Нередко мастер прибегает и к другим инструментам, таким как мастихин (от итал. mestichino), с помощью которого смешиваются краски, очищается палитра (дощечка для смешивания красок) или наносится густой слой краски на основу. Иногда мастихин употребляется вместо кисти для создания живописного произведения, нанесения краски ровным слоем или рельефными мазками. Мастихины, как и кисти, могут иметь самую разнообразную форму и размер. Но случались в истории живописи примеры, когда художник использовал в качестве инструмента свои пальцы, эта особенность была свойственна, например, Винсенту Ван Гогу – мастеру, значительно изменившему в конце XIX в. представления о привычных методах написания картин.
Краски
Краски издревле изготавливали из красящих пигментов, перетирая их в мелкий порошок для дальнейшего смешивания со связующим материалом. Пигменты могут быть минеральными (охра, лазурит, киноварь), органическими (краплак, жженая кость) и искусственными (свинцовые белила, берлинская лазурь). И если на протяжении многих столетий краски перетирались и смешивались в мастерских самими художниками (или их помощниками), то в XIX в. начинают появляться уже готовые для работы смеси. Более того, в 1841 г. было запатентовано такое изобретение как тюбик для краски, подаривший художникам возможность подолгу работать на открытом воздухе (пленэре), вне стен мастерской, имея под рукой все самое необходимое. Это открытие во многом повлияло на развитие живописи во второй половине XIX в.
Все виды красок делаются на основе связующего вещества, которое обеспечивает их соединение с основой. Вначале древние художники научились связывать пигменты с помощью водорастворимого животного клея. Другими связующими служили древесная смола или камедь, а также яичный белок, желток, пчелиный воск. С XV по XX в. основным связующим веществом являлось растительное масло, именно поэтому данный вид живописи и получил свое название – масляная. В зависимости от того или иного связующего вещества живопись можно разделить на несколько видов.
Клеевая живопись – живописная техника, использующая растительный или животный клей в качестве основного связующего вещества для красок.
Это одна из древнейших техник живописи, в ней выполнены росписи египетских саркофагов и погребальных покрывал, множество произведений Древнего Востока, средневековых Средней Азии, Индии, Китая, Японии. Для настенных росписей XVII в. в России было характерно сочетание клеевой техники с темперой и фреской. В XVIII—XIX вв. клеевая роспись получила некоторое распространение для оформления внутренних помещений общественных и культовых зданий Западной Европы и Америки. Клеевые краски непрозрачны, поэтому они дают матовое покрытие. При избытке клея на поверхности появляется блеск, а краски приобретают высокую интенсивность. Но бывает так, что при недостатке или избытке клея изображение может утратить прочность.
Такая техника предусматривает предварительную подготовку поверхности посредством наложения на неё клеевой основы и шлифовки до полной гладкости. Рисунок клеевыми красками наносится как правило до полного высыхания грунтовки, выполнение работы требует определенной быстроты, так как клеевые краски быстро высыхают и становятся непригодными для повторного использования.
Живопись восковыми красками
Энкаустика – техника живописи восковыми красками – также является одной из первых, что начали применять мастера Древнего мира для росписей стен и деревянных досок. Данная техника предполагала растапливание на огне заранее приготовленных кусков воска, смешанных с краской, для чего использовалась специальная металлическая палитра. Краски наносились при этом не только кистью, но и разогретой металлической палочкой (каутерием).
Фреска
Фреской называют вид монументальной живописи, предполагающий нанесение на стену, покрытую сырым известковым грунтом, пигментов, смешанных с водой. Жидкая водяная краска впитывается в штукатурку, и после ее высыхания пигмент прочно соединяется со стеной. Живопись водяными красками по сухой штукатурке называется а секко. Секко дает преимущество во времени, позволяя художнику расписывать за один день большую площадь поверхности, чем при фресковой живописи, но при этом она является не столь долговечной техникой. Техника а секко сложилась в средневековой живописи наряду с фреской и была особенно распространена в Европе в XVII—XVIII вв.
Масляная живопись
Растительное масло, вначале ореховое, затем маковое и льняное, использовалось в качестве связующего еще до эпохи Возрождения, но было более распространено в Северной Европе, нежели в Италии. Именно мастерство северных художников, таких как Ян ван Эйк, убедило венецианцев, а затем всю Италию и Европу, что масло наилучшим образом подходит для станковой живописи. Преимуществами данной техники является ее универсальность и долговечность. Краску можно разводить растворителями и накладывать тонким слоем, а можно наносить более густыми (пастозными) мазками. Кроме того, художник имеет возможность исправлять непросохшую живопись в течение довольно длительного времени, счищая слои и нанося новые или накладывая один слой на другой.
Темпера
Темпера (итал. tempera, от латинского temperare – смешивать краски) – водоразбавляемые краски, изготавливаемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии – натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV— XVII вв. они были основным материалом станковой живописи. Начиная с традиций византийского искусства, эта техника широко применялась и продолжает применяться в иконописи, в связи с чем в России она оставалась преобладающей вплоть до конца XVII в. Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо. Цветовые градации и переходы достигаются путем нанесения краски в несколько слоев.
Акварель и гуашь
И акварель, и гуашь делаются на основе гуммиарабика, разница состоит в том, что акварель прозрачна, а гуашь, благодаря добавлению мела приобретает матовость. В акварели светлую поверхность бумаги используют для создания световых эффектов. Свет проходит через прозрачные слои краски и отражается от основы, например, от белой бумаги. Непрозрачность гуаши и ее способность сохранять равномерный тон на больших участках работы подходит для создания ярких композиций большого формата. Акварельная живопись вошла в употребление позже других техник; еще в начале XIX в. в «Полном трактате о живописи», написанном художником Пайо де Монтабером, она упоминается лишь вскользь, как искусство, не заслуживающее серьезного внимания. Однако, несмотря на позднее возникновение, акварель в короткое время получила довольно широкое распространение.
Живопись водяными красками, но густыми и непрозрачными (живопись гуашью), существовала гораздо ранее прозрачной акварели. Так, например, некоторые работы Рафаэля или Шарля Лебрена представляют собой не чисто акварельные произведения, а раскраску эскизов частью прозрачными, а частью непрозрачными клеевыми красками по контурам, которые этими красками не закрывались. Такие картины служили образцами при написании фресок. К подобного рода «раскрашиванию» (как к эскизам для жанровых картин) обращались также голландские и фламандские живописцы. Например, Рубенс, хотя и делал эскизы гуашью, предпочитал более прозрачные краски. Все же подобные произведения старых мастеров можно было назвать лишь раскрашенными рисунками. Но когда художники стали заглушать красками резкие черты контуров, сделанных пером или карандашом, а для растушевки теней начали употреблять кисть, акварель превратилась в абсолютно самостоятельный вид живописи.
Акриловые краски
Акриловые краски были разработаны в 1940-х гг., их используют многие современные художники. Это стойкие и быстро сохнущие краски. Преимущества акрила в том, что в процессе работы краску можно разбавлять водой. После высыхания на поверхности образуется стойкое покрытие, не тускнеющее со временем и не смывающееся водой. Акриловые краски можно накладывать как прозрачными слоями, так и более плотными. Цвета акриловых красок всегда остаются яркими и сочными.
Стоит отметить, что произведения живописи нередко создавались и в смешанной технике, как в случае с работами художника-прерафаэлита Эдварда Берн-Джонса из серии «Дни творения». Смешанная техника была особенно характерна для мастеров XX в., которые начали включать в красочный слой картины вырезки из газет, куски ткани, части реальных предметов, а в краску могли добавлять песок, как это, к примеру, делал Пабло Пикассо. В качестве основы, начиная с прошлого столетия, стали использовать фанеру, оргалит, ДСП и другие современные материалы.
О живописных материалах
Для создания живописных произведений художники часто приобретают дешевые, некачественные материалы, не имея никакого представления, что произойдет с ним с течением времени. Художественные товары отвечают за сохранность живописи и удобство в работе, ведь если материал качественный, то и в использование его не будет никаких проблем.
Творцы используют различные виды живописных техник: фреска, масляная, акварельная, гуашевая, темперная и т.д. и каждая имеет свои цветовые особенности. Различные связующие красящие пигменты такие как: воск, масло, мед,клей и пр. минерального или органического происхождения, природного или синтетического.
Основанием для живописного материала может служить бумага (белая или цветная, гладкая или фактурная), либо грунт (на картоне, холсте, дереве и т.д.).Существует множество инструментов, которые могут быть использованы для нанесения краски на основу, включая губки, шпатели, скребки, ножи, мастихины, валики, аэрографы. Однако наиболее важным из всех инструментов, безусловно, является кисть.
Качество подрамников
Качество холста
Холст для живописи – это специальный художественный материал, чьи характеристики: основа, ткань, зернистость, плотность, качество грунта, должны соответствовать ряду жестких требований. Далеко не каждое полотно может выдержать вес красок и испытание временем.
Изначально натянут с волнообразным изгибом нитей, не говоря уже об утолщениях, многочисленных узелках нитей, которые требуют специальной зачистки, а это нарушает клеевой слой и крепость самого холста, что приводит к неравномерному напряжению основы, проклейки и грунта. Именно в напряженных участках на проклейке и грунте трещины возникают раньше, чем в остальной плоскости. Таким образом грунт свободно пропускает связующие краски на оборотную сторону холста или, наоборот, оказывается почти непроницаемым для связующего краски. Такая глянцевая поверхность не даёт сцепления грунта с красочным слоем.
Грунтованные холсты в рулоне продаются в больших размерах в магазине Арт-Квартал по доступной цене. Для работы на таком холсте нужно предварительно отрезать нужный формат и натянуть его на подрамник.
Качество грунтованного картона
К сожалению, качество большинства грунтованных картонов не радует из-за использования в грунтовании низкосортные рыхлые картоны. Грунты впитывают связующее из красок, как губка, красочный слой при этом становится матовым, а связующее проходит на оборотную сторону картона, оставляя пятна.
Преимущества:
Краски на грунтованном картоне выглядят ярко, поскольку не впитываются в сам картон, а остаются на грунте, не пропускающем краску в нижние слои:
Грунтованный картон легкий – его удобно брать с собой, в том числе на пленэры
Плотный картон не гнется и подходит для этюдника
Такой картон можно использовать и для других видов творчества: декупажа, мозаики и декоративных красок
В нашем интернет-магазине можно купить грунтованный картон для живописи в размерах от 10х15 см до 50х80 см для масляной живописи, акрила, и других материалов по выгодной цене.
Процесс создания живописной композиции может распадаться на несколько стадий. Но существует и живопись более импульсивного характера, позволяющая художнику непосредственно и динамично воплощать свои жизненные впечатления, благодаря одновременной работе над рисунком, композицией, лепкой форм и колоритом.
Техники и материалы живописи практически неисчерпаемы. Всё, что оставляет какой-либо след является живописью: живопись создаётся природой, временем и человеком. Это уже отметил Леонардо да Винчи.
О живописных материалах
В живописи творческое мышление неотрывно от используемого материала, а функция последнего, как и технического приёма, значительно шире и глубже, чем это принято считать. Часто художественные материалы мы покупаем на ощупь или по советам других, не имея представления, что происходит с материалами с течением времени.
Художественные материалы определяют не только сохранность живописи, но и удобства в работе, её эффективность, что влияет и на художественные достоинства произведения. Можно сказать, что производители художественных материалов становятся соучастниками в творчестве художника. Однако нынешняя организация производства на комбинатах и заводах, выпускающих художественные материалы, принципиально ничем не отличается от таковой на предприятиях по производству ширпотреба. Рациональна ли такая постановка дела, если подсчитать, какие средства приходится потом вкладывать в реставрацию и восстановление часто уже невосполнимого? В современной практике производства рентабельность материала превалирует над качеством.
Вопросы, связанные с материалами живописи, весьма разнообразны. Мы остановимся лишь на некоторых из них:
Огромный вред наносят картинам подрамники, не имеющие раздвижных углов, скосов, перекладин и крестовин, подрамники с составными планками, фанерными «косынками» по углам. Последствия хранения картин на таких подрамниках очевидны: деформация холста, сломы и осыпи грунта и красочного слоя.
Низкое качество грунтованных картонов и холстов в рулонах стало массовым явлением. Грунтованный холст изначально натянут с волнообразным изгибом нитей, не говоря уже об утолщениях, многочисленных узелках нитей, которые требуют специальной зачистки, а это нарушает клеевой слой и крепость самого холста, что приводит к неравномерному напряжению основы, проклейки и грунта. Именно в напряжённых участках на проклейке и грунте трещины возникают раньше, чем в остальной плоскости. Таким образом грунт свободно пропускает связующие краски на оборотную сторону холста или, наоборот, оказывается почти непроницаемым для связующего краски. Такая глянцевая поверхность не даёт сцепления грунта с красочным слоем.
Подобная связь красочного слоя с фабричным грунтом, наблюдавшаяся ещё у художников второй половины XIX века, остаётся основным злом в современной живописи. Часто проклейка и грунт оказываются настолько неэластичными, что вся картина вскоре растрескивается. Такие же проблемы наблюдаются у грунтованных холстов, натянутых на подрамник. К тому же они имеют узкие кромки, и у многих подрамников, особенно малого размера, соединение углов «глухое», то есть нераздвижное, чем исключается возможность регулировать натяжение холста и влечёт разрушение грунта и красочного слоя. У грунтованных холстов импортного производства тонкое равномерное плетение. Ровные нити придают холсту приятную фактуру, грунт эластичен, но холст уже в процессе работы провисает, к тому же он дорог.
КАЧЕСТВО ГРУНТОВАННОГО КАРТОНА
Качество большинства грунтованных картонов неудовлетворительное. Изначально для их грунтования используются низкосортные рыхлые картоны, которые коробятся во всех направлениях. Грунты впитывают связующее из красок, как губка, красочный слой при этом становится матовым, а связующее проходит на оборотную сторону картона, оставляя пятна. Несколько слов о качестве выпускаемых палитр. Многие палитры сделаны из обычной фанеры, которую изготовители не удосужились покрыть лаком и отполировать. На таких палитрах, пока они не напитаются маслом в процессе работы, невозможно получить необходимый цвет. Изобилие художественных материалов, а также постоянное появление на рынке новых образцов не даёт возможности основательно разобраться в их качестве.
Потребитель вправе требовать от промышленности хорошего качества выпускаемых материалов и знать, из чего состоит та или иная продукция. До сих пор нет аннотации и единых требований к художественным материалам, как и общепринятой системы их контрольных испытаний. Вследствие этого существуют самые разные представления о свойствах материалов, зачастую противоречащие друг другу. Возможно, настало время создать научно-исследовательскую лабораторию на базе Российской академии художеств, чтобы разработать единые технические условия на выпуск художественных материалов, а также художественно-экспертный совет по наблюдению за их качеством.
ТЕХНОЛОГИЯ ЖИВОПИСНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Теоретические и практические знания, полученные в процессе обучения, воспитывают у будущего специалиста умение сочетать поиски выразительных возможностей с заботой о качестве и сохранности живописных работ, согласовывая художественные задачи с соответствующей технической системой.