Животное ласка символ чего
Животное ласка символ чего
Ласка в древнеславянской мифологии ассоциируется с эротической символикой и хтоническим началом. В славянских диалектах существуют общие названия для ласки, куницы, горностая, белки, барсука. Ласка, куница, лисица и белка представлены в качестве одного и того же персонажа в различных вариантах сказочного сюжета об ожившей шкурке животного. Всех этих зверей роднит целый ряд общих мифологических характеристик. Хтоническая природа в той или иной степени обнаруживается у большинства этих животных. Например, у горностая в фольклорных текстах: «Как водою он ходил да рыбой-щукою, / По поднебесью летал да ясным соколом, / По подземелью ходил белым горностаем». Клады «выходят» из земли в виде белых зайцев, горностаев, кошек и т. п. Указать местонахождение клада может ласка, если ласково к ней обратиться. В белорусских и украинских песнях известен архаический мотив Мирового Древа: горностай, бобры или соболи обитают у корней райского дерева; в русских песнях этому соответствует стоящее на горе дерево (кипарис), которое «кунами обросло, соболями расцвело».
В народных поверьях обнаруживается глубокое родство ласки с гадами, что проявляется, в частности, в общих названиях для ласки и змеи, червя, мыши. Подобно змее, ласка считается ядовитой. В разных вариантах былички в одной и той же роли выступают ласка, ящерица или уж: они отравляют питье людям, унесшим их детенышей, но когда находят их на прежнем месте, опрокидывают сосуд с питьем. Как уж, лягушка (и ведьма), ласка способна отбирать молоко у коров, а пробегая под коровой, портить его, отчего в нем появляется кровь. У ласки и родственных ей животных обнаруживается родство с птицей, что определяется глубоким мифологическим родством хтонических животных и птиц. Так, ласка может называться «ласточкой», отождествляться с ней или представляться в виде зверька с крыльями. Названия ласки и ласточки родственны по происхождению. Им обеим свойственна женская символика, и обе они покровительствуют скоту, но могут явиться причиной появления молока с кровью и т. д. Известны сходные песенные тексты о летящем и роняющем перья горностае или бобре.
У южных славян образ ласки связан с прядением и ткачеством: в легендах в ласку обращена невестка, проклятая свекровью за то, что ленилась прясть или, наоборот, кроме прядения, ничем не хотела заниматься; в качестве оберега от ласки выносят во двор и кладут у ее норы прялку с веретеном. В белорусской детской песенке ласка говорит, что она занималась тканьем у Бога. У гуцулов ей посвящается день св. Екатерины (7 декабря), покровительницы прях и браков. У русских же роль пряхи и ткачихи особенно ярко представлена у «горностайки» — персонажа сказов об ивановских ткачах. Горностайка шьет лапками в снегу серебряную стежку. Мальчик-ткач помогает ей распутать серебряную снежную пряжу, спутанную метелью, за что получает от нее волшебную пряжу, благодаря которой ткацкий станок работает сам собой. Сдирая с себя серебряный пух, она прядет из него нервущуюся нитку и, бегая взад-вперед как челнок, прядет серебряную пряжу. Мотки и копны пряжи, которые в лесу во время метели горностайка сматывает из своего серебряного волоса, оказываются потом сугробами снега. С мотивами ткачества в различных традициях связаны также куница, выдра, белка и др. Так, известны свадебные песни о кунице, скачущей по ткацкому стану или играющей с соболями на ткущемся полотне. В загадках челнок загадывается как летающий барсук, за которым тянется кишка, или как скачущая в воде выдра, за которой свертывается озеро.
У этой группы животных отчетливо выявляется любовно-брачная и эротическая символика. Одни из них выступают как женские, другие — как мужские персонажи. У южных славян распространены наименования ласки, связанные с названиями невесты или молодухи. Чтобы умилостивить ласку, к ней обращаются как к девушке с обещанием выдать ее замуж. У западных украинцев невесту в свадебных песнях тоже иногда называют «ласицей».
У южных славян ласка используется в любовной магии: чтобы муж любил жену, она рассекает пополам пойманную ласку и заставляет мужа пройти между частями ее тушки. Любовно-эротическая символика горностая и куницы отчетливо видна в различных вариантах сказочного сюжета «Ночные видения»: по спящим мужу и жене «бегаить гарнастайка, да прамежда их ласкаитца», «гарнастай бегаить, да пализываить яго и жонку»; кунка «перескакивает с мужа на жену, с жены на мужа». Показательны в этом отношении и диалектные названия женских гениталий: «куна», «куница», «соболетка», «горностай», «ласица». В фольклорных текстах с ними отождествляется и выдра. Белка, увиденная во сне, предвещает мужчине знакомство с кокеткой или женитьбу, преследование белки — разорение из-за увлечения женщиной сомнительного поведения, а видеть во сне белок, грызущих орехи на деревьях, значит «попасться в дамское общество, преисправно колорированное характеристикою камелийною».
Общим элементом, связывающим два автономных комплекса представлений — женскую брачноэротическую символику и роль покровителя дома и скота, — является функция плетения, которая в качестве женского занятия (прядения и тканья) объединяет ласку — невесту с рядом женских прядущих существ, в том числе с домашними духами и русалкой, а как плетение конских грив — роднит домовую ласку и с образом домового, и с женскими духами (русалками и т. п.). В последней своей функции образ полесской ласки-домовика можно рассматривать как связующее звено между западно- и южно-славянскими женскими демонологическими персонажами (зморой, богинками и вилами) и восточно-славянским мужским образом домового. Кроме того, в обоих комплексах представлений присутствуют любовно-брачные мотивы, которые, с одной стороны, свойственны южнославянскому образу Ласки-невесты и аналогичным образам других пушных зверей (особенно куницы) в восточнославянском фольклоре, а с другой — характеризуют также отношение ласки к скоту («любовь» к скотине одной с ней масти) в восточнославянской традиции. Эротическая символика проявляется и в некоторых ткачес-ких представлениях, связанных с пушными зверями.
Ласка
Mustelle Animal rencontré en armes. 1679 Animal rencontré en armes.
≈ биол. Putorius vulgaris Rich / Лат. mustela / греч. ////
Хищное млекопитающее из сем. куничных или хорьковых. Живет на полях и в лесах, в гористых и низменных местностях, не избегая населенных мест. Очень ловка и проворна, быстро бегает, хорошо лазает и плавает, отличается большой смелостью и кровожадностью и является опасным врагом для всех мелких животных.
Олицетворение такиих качеств как быстрота, ловкость и проворство, образ смертоносного язещества и грации. Может разделять символику соболя, хорька и горностая.
(Плутарх Об Исиде и Осирисе. 74).
Сведения Плутарха следует принять за исходное сообщение: многие античные авторы разделяли мнение о том, что ласка рождает ртом.
Элиан пишет, что ласка рождает через ухо (О природе животных. II. 55).
(Аристотель О возникновении животных. III. 6. 757а)277.
Объяснение Аристотеля делает бесперспективным поиск какой-либо мифологической глубины и божественных смыслов, заключенных, по мнению Плутарха, в образе ласки.
(Шарль де Бросс, французский ученый XVIII в.)
Причисляется к нечистым животным.
«Физиолог говорит о ласке, что она имеет такое свойство: ртом принимает от самца и, зачав, рождает ушами. Но плохо, что рождают из слуха» (Физиолог с.139) 275.
«Законы велят; «не ешь ласки и того, что подобно ей». Нравоописатель сказал о ласке, что такой нрав у нее. Семя самца принимает ртом, забеременеет и рождает через уши. Если так, то худо она рождает. И теперь есть, которые слышат ушами слово жизни в церкви, едят небесный хлеб и пьют духовное питье, а когда выходят вон, они извергают то слово из ушей, как сказал Давид: уподобляются «змее и ехидне, которая затыкает свои уши и не слышит голоса искусного заклинателя» (Физиолог. Армяно-грузинский извод. XXIV).
(Тимофей из Газы 39. 1-3).
«Falso autem opinantur qui dicunt mustelam ore concipere, aure effundere partum».
«Неверно полагают, когда говорят, что ласка зачинает ртом и ухом рождает детенышей»
(Исидор Севильский. XII. 3. 3).
Средневековый английский автор Андхельм в своей книге под названием «Загадки» использовал единственный сюжет из «Физиолога» – историю о ласке.
В средневековых бестиариях говорится, что зная свойства множества трав лечит детёнышей с помощью руты.
Традиционный враг василиска (олицетворение зла) и потому означает победу Христа над Сатаной.
Аристотель. О возникновении животных. III. 6. 757а.
Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 74.
Элиан. О природе животных. II. 52.
Физиолог. Армяно-грузинский извод. XXIV.
Тимофей из Газы. О животных. 39. 1.
Исидор Севильский. Этимологии. XII. 3. 3.
Aldhelmi Opera. (MGH, p. 135).
Английский бестиарий, л. 31 об.
Dicta Chrisostomi, л. 53 об.
Филипп Танский. Бестиарий. 1217-1228.
Pierre de Beauvais. Bestiaire d’amour. II. 148.
Ласка
Маленький хищный зверек из семейства куниц – у славян значимый мифологический персонаж. В народном представлении прослеживается тесная связь ласки с хтоническими животными (кротом, мышью, змеей, ящерицей, жабой, червяками), с птицами (особенно с ласточкой), с кошкой. В народной традиции ласка (ласица) чаще выступает в роли домашнего покровителя и охранника скота.
У южных и западных славян ласка соотносится с разными женскими функциями: она выступает в качестве невесты или невестки. Болгары называют этого зверька «крестною маткою» и «красулею»; лужичане – «девицей», «госпожой»; чехи – «панною», поляки – «панною ласкою». В Галиции (Калушский район Ивано-Франковской области) известны свадебные песни, где невесту называют «ласицей»:
Откройте, староста, вереи,
Давайте ласицу нагреем.
В темный лес возьмем,
Мы тебе свою ласицу укажем…
У болгар есть легенды о невестке, которая отказалась прясть (не в меру пряла, пряла в праздничный день), была проклята свекровью и Господней волей превратилась в ласку. Чтобы ласка не передушила кур, перед курятником клали веретено или прялку.
У гуцулов ласке посвящен день святой Ека-терины. У многих европейских народов святая Екатерина считается покровительницей женщин, которые прядут, а также браков.
У черногорцев известно поверье о том, что ласка помогает роженицам. Еще с античных времен известны версии легенды о рождении Геракла, где упоминается ласка. Сербы верят, что ласка отомстит (погрызет одежду) тому, кто не выполнит просьбу беременной женщины (у белорусов есть шуточные песни о том, что куму и куме одежду проели мыши потому, что они не обратили внимания на просьбу беременной невестки). В брачной символике и в эротических поверьях восточных славян вместо ласки выступает куница, горностайка.
Сербы и болгары еще называли ласку «власица», считая, что она может выстричь ночью волосы, бороду, усы. У восточных и западных славян есть поверье о том, что ласка заплетает ночью гривы коням.
В некоторых местах ласка была нечистым и вредным животным. Именно ей приписывали порчу коров и другого скота, считали, что этот зверек – одно из воплощений ведьмы.
Сердце ласки – одно из верных средств, которое применяли для повышения пророческих способностей.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
“Всякая ласка дает нам силу и глубокое счастье”
“Всякая ласка дает нам силу и глубокое счастье” 20 января 1916 года председатель Совета Министров И.Л. Горемыкин был уволен в отставку, а его место занял Борис Владимирович Штюрмер. “Менее определенный в своих воззрениях, в то же время готовый всецело подчиняться указаниям
Ласка
Ласка Маленький хищный зверек из семейства куниц – у славян значимый мифологический персонаж. В народном представлении прослеживается тесная связь ласки с хтоническими животными (кротом, мышью, змеей, ящерицей, жабой, червяками), с птицами (особенно с ласточкой), с
Ласка
Ключевое свойство: умение незаметно проскользнуть
Период активности: ночное время
Ласка является хищным млекопитающим семейства куньих, к которому также относятся скунсы, барсуки, куницы-рыболовы, норки, выдры, куницы и росомахи. Все они отличаются вытянутым телом, короткими лапами и закругленными маленькими ушками. Все обладают сильным мускусным запахом и живут в норах. Кроме того, все представители семейства куньих являются плотоядными животными.
Одни куньи прекрасно копают землю и не являются строго плотоядными, несмотря на то, что мясо составляет основу их рациона. К ним относятся скунсы и барсуки. Другие отлично плавают и добывают свое пропитание в воде, как, например, выдра. В третью группу входят исключительно сухопутные хищники, к которым относятся ласки.
Ласки питаются только мясом. Они охотятся на мышей, мелких грызунов и других вредителей. Едят ласки очень много. Ежедневно одна ласка съедает количество пищи, равное по объему одной трети или даже половине ее собственного веса. Они потребляют пищу небольшими количествами на протяжении всего дня, поскольку тратят очень много энергии. Такой режим питания имеет смысл перенять тем, кто взаимодействует с лаской в качестве тотема. Прежде чем начать есть, ласка сначала убивает необходимое ей на день количество добычи, а затем переносит все к своей норе и прячет в нее.
Ласка является великолепным охотником. Она обладает прекрасным обонянием, поэтому, если она учуяла запах своей жертвы, то обязательно выследит ее. Длинное, тонкое тело позволяет ласке преследовать мышей в их норах. Она отличается способностью протискиваться через очень узкие отверстия. Магия ласки может помочь вам выбраться из затруднительных положений и протиснуться туда, куда остальные попасть не могут.
Ласка очень грациозна, но при этом молчалива и необщительна. И хотя люди, тотемом которых является ласка, часто могут быть одиночками, они способны видеть окружающих насквозь. Их способность молчать позволяет им оставаться невидимыми и незамеченными в компании людей. Люди часто проговаривают свои секреты в присутствии людей, связанных с лаской, порой даже не осознавая этого. Ласка может показать вам, как использовать силу молчаливого наблюдения для того, чтобы распознать то, что скрыто, не привлекая ничьего внимания.
Коренные американцы считают, что ласка обладает магией, помогающей выведывать секреты. Используя магию ласки, вы будете знать об окружающих вас людях все, даже если это означает, что вы останетесь в одиночестве. Этому может научить вас ласка.
Ласки, наверное, самые свирепые из всех млекопитающих. Самки могут нападать даже на людей, если они чувствуют угрозу своим детенышам. Ласки обычно хватают свою жертву зубами за шею и держат до тех пор, пока не перегрызут позвоночник, или животное не погибнет от потери крови. Люди, тотемом которых является ласка, обладают поистине мертвой хваткой. Помните, что ласки относятся к хищникам, и люди, связанные с ними, в порыве гнева могут не задумываясь атаковать. Их слова неизбежно оставляют после себя глубокие и долго не заживающие раны.
Ласки умеют издавать самые различные звуки, но во время охоты они хранят полное молчание. Страшной ошибкой было бы полагать, что для человека, владеющего магией ласки, молчание – это признак его слабости.
Если в вашей жизни в качестве тотема появилась ласка, то пришло время проанализировать свою жизнь. Не требуется ли вам поучиться наблюдательности? Не слишком ли много шума вы производите в погоне за результатом? Обсуждение с другими ваших целей может навредить их достижению. Есть ли перед вами препятствия, через которые необходимо протиснуться? Честны ли вы сами с собой, и честны ли с вами окружающие вас люди? Если нет, то ласка поможет вам обнаружить это. Не упускаете ли вы из виду нечто очевидное? Доверяете ли вы своим собственным чувствам – невзирая на других?
Магия ласки пробуждает вашу врожденную способность молча наблюдать. Ласка покажет вам наилучшие методы ввести других в заблуждение. Она может научить вас добиваться своего.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Ласка
Ласка — пушной зверь, связанный в народных представлениях с эротической символикой и хтоническим началом. В славянских диалектах существуют общие названия для ЛАСКИ, куницы, горностая, белки, барсука; ЛАСКА, куница, лисица и белка представлены в качестве одного и того же персонажа в различных вариантах сказочного сюжета об ожившей шкурке животного. Всех этих зверей роднит целый ряд общих мифологических характеристик.
В народных поверьях обнаруживается глубокое родство ЛАСКИ с гадами, что проявляется, в частности, в общих названиях для ЛАСКИ и змеи, червя, мыши. Подобно змее, ЛАСКА считается ядовитой. В разных вариантах былички в одной и той же роли выступают ЛАСКА, ящерица или уж: они отравляют питье людям, унесшим их детёнышей, но когда находят их на прежнем месте, опрокидывают сосуд с питьём. Как уж, лягушка (и ведьма), ЛАСКА способна отбирать молоко у коров, а пробегая под коровой, портить его, отчего в нем появляется кровь. У ЛАСКИ и родственных ей животных обнаруживается родство с птицей, что определяется глубоким мифологическим родством хтонических животных и птиц. Так, ЛАСКА может называться «ласточкой», отождествляться с ней или представляться в виде зверька с крыльями. Названия ЛАСКИ и ласточки родственны по происхождению. Им обеим свойственна женская символика, и обе они покровительствуют скоту, но могут явиться причиной появления молока с кровью и т. д. (Известны сходные песенные тексты о летящем и роняющем перья горностае или бобре.)
У южных славян образ ЛАСКИ связан с прядением и ткачеством: в легендах в ЛАСКУ обращена невестка, проклятая свекровью за то, что ленилась прясть или, наоборот, кроме прядения, ничем не хотела заниматься; в качестве оберега от ЛАСКИ выносят во двор и кладут у её норы прялку с веретеном. В белорусской детской песенке ЛАСКА говорит, что она занималась тканьем у Бога. У гуцулов ей посвящается день св. Екатерины (7.XII), покровительницы прях и браков. У русских же роль пряхи и ткачихи особенно ярко представлена у «горностайки» — персонажа сказов об ивановских ткачах. Горностайка шьет лапками в снегу серебряную стежку. Мальчик — ткач помогает ей распутать серебряную снежную пряжу, спутанную метелью, за что получает от неё волшебную пряжу, благодаря которой ткацкий станок работает сам собой. Сдирая с себя серебряный пух, она прядет из него нервущуюся нитку и, бегая взад — вперёд, как челнок, снует серебряную пряжу. Мотки и копны пряжи, которые в лесу во время метели горностайка сматывает из своего серебряного волоса, оказываются потом сугробами снега. С мотивами ткачества в различных традициях связаны также куница, выдра, белка и др. Так, известны свадебные песни о кунице, скачущей по ткацкому стану или играющей с соболями на ткущемся полотне. В загадках челнок загадывается как летающий барсук, за которым тянется кишка, или как скачущая в воде выдра, за которой свёртывается озеро.