Живой товар чехов о чем

Чтение этого произведения интригует с самых первых строк. Антон Павлович Чехов описывает, казалось бы самый классический любовный треугольник, это обманутый муж Бугров, сам любовник Грохольский и Лиза: жена и любовница.

Но, не всё так просто в этом рассказе. Сюжетная линия поражает воображение. Свою любимую молоденькую жену Лизу, Бугров продаёт её любовнику Грохольскому. Вот вам и «живой товар», как назвал это произведение сам автор.

А что же вышло из этой ситуации. В двух словах этого и не расскажешь. События разворачиваются самым неожиданным образом.

Читать этот рассказ интересно. А. П. Чехов описывает своих героев с самых разных ракурсов. Автор высмеивает ханжество, лицемерие, жадность к наживе любым путём. Высмеивает пустую никчёмную жизнь своих персонажей. Высмеивает и «слепую любовь», и любовь к деньгам и ещё множество жизненных несуразностей.

Описание А. П. Чехов ведёт в каком то саркастическом юморе. А финальная сцена прямо шокирует. Вот уж люди без комплексов, или точнее, без всяких принципов, без морали, живут, «как ветер подует».

Можно было бы наверное, и пожалеть этих людей, но мне почему то никого не жаль из этих персонажей. Пустые люди, пустая жизнь, день прожил и «Слава Богу»! Сюжет и, особенно финал, и правда шокирует.

Написан рассказ понятным простым языком, читается легко и с интересом. Рассказ этот состоит из трёх глав, он не маленький по содержанию. Читала я его примерно полтора часа.

Мне понравился такой рассказ. Поэтому я посоветую и вам его прочитать. Очень любопытная и оригинальная история про необычный любовный треугольник.

У судьбы нет сердца, она играет людьми, как захочет, а может быть, это сами люди играют своей судьбой? Как знать.

Источник

Рецензия на произведение А.П.Чехова «Живой товар»

Да, именно. Повесть будет рассматриваться и анализироваться как единый организм, состоящий из:

-Тело

-Душа

Поехали! Приятного чтения!

Но Грохольский позже таки объясняется с законным мужем, так и так, мол, любим мы друг друга, и как бы в жертву предлагает деньги. Важный момент. Что это значит? Душа жертвует Любовь, одаривает Тело, чтобы уединиться с Духом, и Тело счастливо, Тело получает на некое время блестящую будущность. Но хватит ли ему запаса Любви, ведь само Тело как чисто материальная субстанция, без Души и Духа, влачит существование жалкое, низменное и инстинктивное.

Так же каждый человек, отрешившийся от суеты мирской, вдруг замечает всю прелесть желаний, инстинктов, пробуждение животного начала, и ежели не имеет он точку опоры в виде Любви, то сдаётся нещадному напору материализма.

Душа снова дарит Любовь, и Тело уходит жить без ограничений, подальше от «сладкой парочки». Дух, видя опустение, начинает суетиться, и вскоре убегает от Души.

Значит, что. Грохольский спустя некоторое время становится кутящим, утопает в вине и разврате, но образ «кошачьей мордочки» выкинуть из себя не может, и позже, промотав всё состояние, поселяется «на неопределённое время» у четы Бугровых.

Опять-таки, Душа без устремления к Божественному обречена скитаться, пока её из жалости не приютят Дух и Тело.

Всё заканчивается фразой. «Пить, знать, захотелось. «

Я раньше никак не мог понять эту фразу, хотя она трогала меня до самых-самых глубин. И только много позже таки допёрло.

В произведение заложен колоссальный смысл, рекомендую прочесть. Смыслы идут слоями, один за другим, и от степени «посвященности» вашей зависит и трактовка различных интерпретаций.

Тут хочется сказать. Бог не по силам испытания не посылает.

Именно наши цели, вера и Любовь определяют будущее, настоящее и прошлое. Чем больше запас Любви, тем больше смысла обретает наша с вами Жизнь.

1) Грохольский и Лиза, их взаимоотношения.

2) Лиза и Бугров, успех и процветание, внешнее.

Источник

Отзывы на книгу « Живой товар »

Довольно большой для Чехова по объему рассказ с классическим любовным треугольником, в котором муж продает свою жену любовнику. Однако и после этого треугольник не распадается. По мере чтения читателю невольно приходится морально оценивать поведение трех главных героев и делать свои выводы. Автор своего отношения к этим персонажам не показывает до самого конца. И только в конце оно становится понятным.Ситуация, созданная в рассказе, не была такой уж редкой в те времена, и преподнесена она в таком виде, что начав читать, уже не можешь остановиться, пока не дочитаешь до конца.

Какой чудесный рассказ и какая пошлая история!
Помню, меня удивляло, что после революции благородные барышни стали проститутками. Я никак не мог понять, как можно с такой высоты скатиться до панели. Но этот рассказ показывает, что «скатываться» многим и не пришлось – они были кокотками и до революции.
Опять же, я не могу понять – откуда в людях это берётся? Ведь у этих женщин было свободное время, им были доступны лучшие книги, они могли изучать любой язык, любую науку, путешествовать с целью духовного совершенствования, а они занимались чёрти чем.
А мужчины здесь разве лучше? Они покупает себе жену, а другой продаёт её. Причём, не в переносном ведь смысле, а в буквальном. Где же гордость, честь, страх божий в конце концов? До сих пор мне это удивительно.

Чехов А.П «Живой товар».
Как обычно, Чехов гениален. История купли жены у мужа любовником интересна, смешна и трагична одновременно. «Маленькая совесть» Лизы при этом ничуть не страдает. Молодая женщина наивна, будто отстранена от происходящего, переходя от супруга к Грохольскому. Она как жила, так и продолжает «сладко потягиваться» в постельке, «ложится в 10 вечера, встаёт в 10 утра». Увидев бывшего супруга с сыном рядом на даче, поражается. Она замечает, что тот новом дорогом халате, сын Миша счастлив.
Бывший супруг быстро истратил средства, что получил за Лизу. Пользуется удовольствиями и для себя, и сына. Не скупится. Да просто не думает, что деньги исчезают. Но скука всё равно приходит к нему. Почему? Кокотки и те не радуют. Лизы-то нет рядом. У всех героев то же состояние скуки. Лиза вспоминает балы, ухажёров, собрания, где она бывала. Грохольский валяется в постели.
С какой радостью Лиза наблюдает над подросшим сыном, рвется к общению с Бугровым. Тоска по ним съедает её. Но она настолько спокойно при этом относится к любовнику, никогда не задумывается, что куплена, что он обеспечивает их. В этом ее какая-то нелалёкость, наивность. Узнав, что бывший муж согласился уехать в имение Грохольского, бежит за ним туда.
Чехов никогда не говорит о чём-то конкретном, о многом и сразу. Пазлы жизни, они соприкасаются. Тут речь о деньгах, о достатке, который есть. Но что за этим? Пользуясь деньгами, люди скучают. У Лизы, Бугрова рождаются постепенно потребности в развлечениях, Грохольский и о них не задумывается. А где духовные блага, которые всегда могут дать деньги? Учение, книги, живопись, путешествия как развитие. Герои не задают себе этих вопросов. «Скучно, господа,»- говорю. Мне грустно, когда узнаю, что таким людям интересно жить, скучая, тратя деньги. Уехать в имение, заняться созерцанием, ловлей, земледелием, читать- как прекрасный вариант. Но герои и об этом не задумываются.
Так выглядит радиопостановка по рассказу, но сам рассказ оканчивается не так. Судьбы героев иные. Тот же Грохольский спивается, едет к Ивану Бугрову, Лизе, которая беременна. Как же постановка может изменить суть, наполнить новым или дополнить маловыделенное.
Спасибо, что читаете #мысли #мюсли #слово #литература #пишу

Установите приложение, чтобы читать эту книгу бесплатно

» d=»M24.769 20.3a4.949 4.949 0 012.356-4.151 5.066 5.066 0 00-3.99-2.158c-1.68-.176-3.308 1.005-4.164 1.005-.872 0-2.19-.988-3.608-.958a5.315 5.315 0 00-4.473 2.728c-1.934 3.348-.491 8.269 1.361 10.976.927 1.325 2.01 2.805 3.428 2.753 1.387-.058 1.905-.885 3.58-.885 1.658 0 2.144.885 3.59.852 1.489-.025 2.426-1.332 3.32-2.67a10.962 10.962 0 001.52-3.092 4.782 4.782 0 01-2.92-4.4zM22.037 12.21a4.872 4.872 0 001.115-3.49 4.957 4.957 0 00-3.208 1.66A4.636 4.636 0 0018.8 13.74a4.1 4.1 0 003.237-1.53z»>

Источник

Театральный уголок

Page Summary

Треугольный Чехов (заметки киноведа о спектакле Игоря Коняева «Живой товар»)

« previous entry | next entry »
May. 9th, 2008 | 01:19 pm
posted by: Живой товар чехов о чем. Смотреть фото Живой товар чехов о чем. Смотреть картинку Живой товар чехов о чем. Картинка про Живой товар чехов о чем. Фото Живой товар чехов о чемbrok_gauz in Живой товар чехов о чем. Смотреть фото Живой товар чехов о чем. Смотреть картинку Живой товар чехов о чем. Картинка про Живой товар чехов о чем. Фото Живой товар чехов о чемru_teatr

Являясь профессиональным кинозрителем, я страсть как не люблю театральных премьер. В отличие от кино, представляющего зрителю законченный и неизменный продукт, театральные премьеры сродни унизительным тест-просмотрам на киностудиях. Где продюсеры и прокатчики настойчиво выясняют у целевой аудитории, на сколько минут нужно сократить режиссёрскую версию, чтобы в зале не зевали от скуки, и не стоит ли вообще переснять финал, где героя не убьют, а напротив, женят на итальянской графине. Премьеры сценические, в силу самой природы театра, как живого организма, подверженного непосредственному эмоциональному взаимообмену с таким же живым залом, невольно выполняют ту же самую функцию. Никто не говорит об этом вслух. Но режиссёр на каждом спектакле с замиранием сердца приглядывается и прислушивается к реакциям публики, чтоб скорректировать мизансцены и переставить смысловые акценты. Актёры пробуют свои ударные реплики «на вкус», раз за разом срывая всё более бурные и продолжительные аплодисменты. Осветители, костюмеры и реквизиторы оттачивают быстроту реакции на ритм сценического действа. И так далее. В результате этих совместных усилий спектакль из нелепого «гадкого утёнка» к десятому-двенадцатому представлению может вырасти в «прекрасного лебедя» и, наконец, зажить собственной жизнью, от первоначальных замыслов постановщика совершенно независимой. Старый фильм с Аркадием Райкиным так и назывался – «Волшебная сила искусства».

Коняев – режиссёр опытный и успешный, получивший «Золотую маску» за постановку «Московского хора» на сцене театра своего учителя Льва Додина. Поэтому подозревать его в стремлении сорвать лёгкий успех, коммерциализировав чеховское наследие, было бы некорректно. Но понять, почему сегодня он выбрал из всего 30-томного классика именно ранние легкомысленные юморески Антоши Чехонте, стало просто-напросто главным побудительным мотивом (и главным самооправданием) моего посещения премьерного спектакля, вопреки собственным привычкам.

Итак, флэшбэк. Неудачно застрелившийся в прологе молодой повеса Грохольский (первая главная роль молодого актёра Владимира Крылова) рассказывает Писателю и нам, зрителям, историю своего «падения». Завязка его истории, собственно, и есть рассказ Антоши Чехонте «Живой товар». Банальнейший любовный треугольник: уездная Мисс Урюпинск по имени Лиза (засл. арт. РФ Евгения Игумнова), страстно влюблённый в неё плэйбой Грохольский и «рогатый» муж, лысый чиновник в виц-мундире Бугров (засл. арт. РФ Владимир Богданов). Сгорающий от страсти Гриша, будучи застукан Бугровым на месте преступления, во внезапном душевном порыве предлагает униженному чиновнику компенсацию за потерю горячо любимой жены. Бугров, казалось бы, всерьёз переживает личную трагедию, но назойливость Грохольского вдруг открывает перед ним такие перспективы, что не могли пригрезиться провинциальной канцелярской крысе и в самых смелых мечтах… Восхитительный Богданов срывает овацию зала финальной репликой своего «мучающегося» героя.

Грохольский: Хотите. пятьдесят тысяч? Иван Петрович, умоляю. Это не подкуп, не купля. Я хочу только жертвой со своей стороны загладить хоть несколько вашу неизмеримую потерю. Хотите сто тысяч? Я готов! Сто тысяч хотите? Примите от меня эту жертву! Умоляю вас! Вы снимете с моей совести тяжесть. Прошу вас! Иван Петрович! Не мучайте! Хотите сто тысяч?

Бугров ( после мхатовской паузы глухим голосом охрипшего быка. ). Мм. Полтораста тысяч!

Освободившись от тирана-Бугрова, Лиза – существо абсолютно одномерное и примитивное – оказывается, не может существовать и с Грохольским. Снедаемый страстью богатый бездельник не может дать ей ничего, кроме бесконечного и бессмысленного обожания и восхищения. Запертая на крымской даче бывшая Мисс Урюпинск откровенно скучает и раздражается. Но по законам водевиля, в дачу визави вдруг въезжает никто иной, как Бугров с сыном Мишуткой, которого даже за полтораста тысяч он неверной жене не уступил. Второй акт истории любовного треугольника завершается тем, что страдающий плэйбой Грохольский вновь пытается откупиться от развращённого халявой нувориша и дарит ему собственное имение, лишь бы Бугров убрался с глаз долой, оставив его наедине с обожаемой Лизой. Но теперь уже Лиза, при всей своей безмозглости, совершает решительный поступок и бросает измотавшего её своим навязчивым обожанием Грохольского. Бугров со всем его хамством и тиранством кажется ей в качестве помещика более приемлимой партией.

Третий акт этого водевиля, хотя и соблюдает жанровые правила, но уже беременен той трагикомедией, которую мы наблюдали в прологе. Спившийся, проигравшийся и окончательно разорившийся Грохольский приезжает в своё бывшее поместье, чтоб «хоть одним глазком поглядеть на любимую и обожаемую». Закономерный финал: он становится приживалкой-клоуном при вошедшем во вкус помещичьей жизни Бугрове. В эпилоге Гриша оправдывается перед Писателем в своей невозможности что либо изменить в сложившейся обстановке тем, что Лизе вновь наскучил тиранический Бугров, и ныне она ожидает ребёнка от него, Грохольского. Раздражённый нелепостью и бессмысленностью этой истории Писатель скомканно прощается со своим конфидентом и покидает зал. Занавес…

Возникает самый дурацкий вопрос, который только может возникнуть после просмотра спектакля или фильма: что хотел сказать нам Автор (а в том, что спектакль этот совершенно авторский, нет никаких сомнений) своим произведением? Ответ первый и очевидный: крепкий профессионал Коняев хотел поставить «крепкую» грустную комедию в духе лучших фильмов Георгия Данелия («Не горюй!», «Афоня») или Вуди Аллена («Энни Холл», «Манхэттен»), для чего и была взята беспроигрышная литературная основа – почти забытые, но пронзительные рассказы Чехова. Но при этом ответе остаётся непонятной фигура Писателя. Неужели он понадобился постановщику только для того, чтоб помочь раскрыться молодому и ещё не очень опытному актёру Владимиру Крылову? Однако, глядя на актёра в сценах его диалогов с Бугровым – Владимиром Богдановым, актёром опытнейшим и самым в спектакле филигранным, понимаешь, что у Крылова великолепная сценическая энергетика, и отыгрывает он бурные эмоции провинциального плэйбоя совершенно органично и «без костылей». Точно также, как изумительно органично существует в состоянии пронзительного и бескорыстного идиотизма Евгения Игумнова – Лиза.

Более достоверным мне кажется второй ответ, хотя и предположу, что профессиональные театроведы объявят меня «заумником» и искателем чёрных кошек в тёмной комнате. Тем не менее, имея за плечами солидный опыт прочтения всевозможных авторских «мэсседжей» в разнообразном Авторском кино, рискну применить свою методику к спектаклю Игоря Коняева. Мне кажется, что Автор делал эту работу не только о страстях человеческих, не только и не столько об извечных русских нравах, которые воспроизводятся из эпохи в эпоху (чем Бугров в белой шляпе и с сигарой не пародия на недавние малиновые пиджаки и золотые цепи толщиной в палец?). Пьеса Игоря Коняева гораздо больше рассказывает нам о самом Чехове, вернее о том, как из легкомысленного и язвительного Антоши Чехонте произошёл Антон Павлович Чехов – автор «Чайки» и «Трёх сестёр», человек изменивший театр ХХ века. Отсюда и необходимость присутствия на сцене заезженного и изжёванного пост-модернистами Писателя/Автора, который у Коняева не вмешивается в действие, не спорит, но внимательно наблюдает за персонажами и, к собственному удивлению и даже раздражению, открывает за водевильной, фарсовой оболочкой подкладку обыкновенной трагедии. Именно для анализа чеховских творческих метаморфоз понадобилась автору максимально очищенная от подробностей ситуация «любовного треугольника», которая будет исследоваться Чеховым в разных обстоятельствах всю его творческую жизнь. От «Живого товара» до «Чайки» и «Пьесы без названия». В спектакле практически и есть только три действующих лица – Грохольский, Бугров и Лиза. Все остальные персонажи по-голливудски называются supporting actors – «поддерживающие актёры». Их функции прикладные и декоративные, они лишь провоцируют стороны «треугольника» на выявление скрытых в глубине страстей.

То же самое должны делать и декорации, но здесь, на мой взгляд, у Автора «промашечка вышла». Три гигантских двери в духе проектов несравненного Церетели отделяют авансцену от заднего плана. Процентов семьдесят действия происходит именно на авансцене, и создаётся впечатление, что за дверями должно находиться такое же необъятное пространство. Но когда актёры, прилагая немалые усилия, эти двери распахивают, то в двух метрах в глубину висит ослепительно подсвеченный задник. Такое сценическое решение, организованное в стиле монументального минимализма, в результате «давит» актёров, заставляя их излишне форсировать эмоции, чтоб зал заметил тщедушных персонажей на фоне циклопических художественных конструкций. К несчастью, в театре, в отличие от кино, нет такого инструмента, как крупный план…

Но даже если у него всё это получилось совсем по другим причинам и с другим «мэсседжем», оставляю за собой право толковать постановку именно так. Как историю взросления Антоши Чехонте и превращения его в Антона Павловича Чехова. Писатель в спектакле покидает в финале сцену именно потому, что более не может писать беззаботные водевили. Весёлые случаи из жизни, оказывается, имеют «второе дно», тот самый пресловутый подтекст, который выуживают и трактуют на разные лады постановщики «Трёх сестёр» и «Вишнёвого сада» вот уже более ста лет подряд. О том, как впервые нашёл этот подтекст сам Чехов, очень точно и прочувствованно поведал нам в своём «Живом товаре» Игорь Коняев и актёры театра им. В.Ф.Комиссаржевской. При всех огрехах постановочной части спектакль уже живёт и всё более и более обживается исполнителями и режиссёром. Несомненно, удачное и оригинальное обновление репертуара.

Источник

Живой товар чехов о чем. Смотреть фото Живой товар чехов о чем. Смотреть картинку Живой товар чехов о чем. Картинка про Живой товар чехов о чем. Фото Живой товар чехов о чем

Антон Павлович Чехов

Посвящается Ф. Ф. Попудогло

Грохольский обнял Лизу, перецеловал все ее пальчики с огрызенными розовыми ногтями и посадил ее на обитую дешевым бархатом кушетку. Лиза положила ногу на ногу, заложила руки под голову и легла.

Грохольский сел рядом на стул и нагнулся к ней. Он весь обратился в зрение.

Какой хорошенькой казалась она ему, освещенная лучами заходящего солнца!

Заходящее солнце, золотое, подернутое слегка пурпуром, всё целиком было видно в окно.

Всю гостиную и, в том числе, Лизу оно осветило ярким, не режущим глаза, светом и положило на короткое время позолоту…

Грохольский залюбовался. Лиза не бог весть какая красавица. Правда, ее маленькое кошачье личико, с карими глазами и с вздернутым носиком, свежо и даже пикантно, ее жидкие волосы черны, как сажа, и кудрявы, маленькое тело грациозно, подвижно и правильно, как тело электрического угря, но в общем… Впрочем, в сторону мой вкус. Грохольский, избалованный женщинами, любивший и разлюбивший на своем веку сотни раз, видел в ней красавицу. Он любил ее, а слепая любовь везде находит идеальную красоту.

– Послушай, – начал он, глядя ей прямо в глаза. – Я пришел потолковать с тобой, моя прелесть. Любовь не терпит ничего неопределенного, бесформенного… Неопределенные отношения, знаешь ли… Я вчера говорил тебе, Лиза… Мы постараемся сегодня покончить поднятый вчера вопрос. Ну, давай решать сообща… Что делать?

Лиза зевнула и, сильно морщась, потащила из-под головы правую руку.

– Что делать? – повторила она за Грохольским чуть слышно.

– Ну да, что делать? Решай вот, мудрая головка… Я люблю тебя, а любящий человек не подельчив. Он более чем эгоист. Я не в силах делиться с твоим мужем. И мысленно рву его на клочки, когда думаю, что и он любит тебя. Во-вторых, ты любишь меня… Для любви необходимым условием является полная свобода… А ты разве свободна? Тебя разве не терзает мысль, что над твоей душой вечно торчит этот человек? Человек, которого ты не любишь, быть может, что очень естественно, ненавидишь… Это во-вторых… В-третьих же… Что же в-третьих? А вот что… Мы обманываем его, а это… нечестно. Прежде всего, Лиза, правда. Прочь ложь!

– Ну, так что же делать?

– Ты можешь догадаться… Я нахожу нужным, обязательным объявить ему о нашей связи и оставить его, зажить на свободе. То и другое нужно сделать по возможности скорей… Например, хоть сегодня вечером ты… объяснишься с ним… Пора покончить… Разве тебе не надоело воровски любить?

– Объясниться? С Ваней?

– Это невозможно! И вчера я говорила тебе, Мишель, что это невозможно!

– Он обидится, раскричится, наделает разных неприятностей… Разве ты не знаешь, какой он? Боже сохрани! Нe нужно объясняться! Выдумал еще!

Грохольский провел рукой по лбу и вздохнул.

– Да, – сказал он. – Он больше чем обидится… Я ведь отнимаю у него счастье. Он любит тебя?

Грохольский задумался Его бледное лицо нахмурилось.

– Будем всегда так, как теперь, – сказала Лиза. – Пусть сам узнает, если хочет.

– Но ведь это… это и грешно и… Наконец, ты моя, и никто не имеет права думать, что ты принадлежишь не мне, а другому! Ты моя! Никому не уступлю! Мне жаль его, видит бог, как жаль, Лиза! Когда я вижу его, мне больно делается! Но… но что ж делать, наконец? Ведь ты его не любишь? Чего же ради ты будешь с ним маяться? Объясниться надо! Объяснимся с ним и поедем ко мне. Ты моя жена, а не его. Пусть как знает. Как-нибудь перетерпит свое горе… Не он первый, не он и последний… Хочешь бежать? А? Говори скорей! Хочешь бежать?

Лиза поднялась и вопросительными глазами поглядела на Грохольского.

– Ну да… В именье ко мне… В Крым потом… Объяснимся с ним письменно… Ночью можно. Поезд в половину второго. А? Хорошо?

Лиза почесала лениво переносье и задумалась.

– Хорошо, – сказала она и… заплакала.

На ее щечках заиграли красные пятнышки, глазки надулись, и по кошачьему личику потекли слезы…

– О чем ты? – встревожился Грохольский. – Лиза! Чего ты? Ну? Чего плачешь? Эка ведь! Ну чего? Голубчик! Мамочка!

Лиза протянула к Грохольскому руки и повисла на его шее. Послышались всхлипывания.

– Мне жаль его… – забормотала Лиза. – Ах, как мне его жаль!

– А мне не жаль? Но что же делать? Мы причиним ему страдания… Он будет страдать, проклинать… Но чем же мы виноваты, что мы любим друг друга?

Сказавши это, Грохольский отскочил от Лизы, как ужаленный, и сел в кресло. Лиза спорхнула с его шеи и быстро, в мгновение ока, опустилась на кушетку.

Оба они страшно покраснели, опустили глаза и закашляли.

В гостиную вошел высокий широкоплечий малый, лет тридцати, в чиновничьем вицмундире. Он вошел незаметно. Только стук стула, за который он зацепился у двери, дал знать любовникам о его приходе и заставил их оглянуться. Это был муж.

Оглянулись они поздно. Он видел, как Грохольский держал за талию Лизу, и видел, как Лиза висела на белой, аристократической шее Грохольского.

«Он видел!» – подумали в одно и то же время Лиза и Грохольский, стараясь спрятать подальше свои отяжелевшие руки и сконфуженные глаза…

Розовое лицо остолбеневшего мужа побелело.

Мучительное, странное, душу возмущающее молчание длилось три минуты. О, эти три минуты! Их и до сих пор вспоминает Грохольский.

Первый задвигался и прервал молчание муж. Он зашагал к Грохольскому и, строя на своем лице бессмысленную гримасу, похожую на улыбку, подал ему руку. Грохольский слегка пожал мягкую, потную руку и весь вздрогнул, точно раздавил в кулаке холодную лягушку.

– Здравствуйте, – пробормотал он.

– Здоровы-с? – чуть слышно прохрипел муж и сел против Грохольского, поправляя у себя сзади воротник…

Опять наступило томительное молчание… Но это молчание уже было не так глупо… Первый приступ, самый тяжелый и бесхарактерный, прошел.

Оставалось теперь только кому-нибудь из двух ретироваться за спичками или за другим каким-нибудь пустяком. Обоим сильно хотелось уйти. Они сидели и, не глядя друг на друга, подергивая себя за бородки, искали в своих взбудораженных мозгах выхода из ужасно неловкого положения. Оба были потны. Оба невыносимо страдали, и обоих пожирала ненависть. Хотелось вцепиться, но… как начать и кому первому начинать? Хоть бы она вышла!

– Я вас вчера в собрании видел, – пробормотал Бугров (так звали мужа).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *