Живые уроки что это
Живые уроки что это
Организация: МБОУ СШ № 41
Населенный пункт: город Ульяновск
Автор: Софьина Елена Владимировна
Организация: МБОУ СШ № 41
Населенный пункт: город Ульяновск
Автор: Захарова Елена
Организация: МБОУ СШ № 41
Населенный пункт: город Ульяновск
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нового поколения предъявляет высокие требования по совершенствованию образовательной среды и созданию условий для реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Так, все большую популярность приобретает внедрение модульного образовательно-экскурсионного комплекса по технологии «Живые уроки», в рамках которых проводятся образовательно – воспитательные экскурсии, занятия, входящие в программы как урочной, так и внеурочной деятельности.
Работа ведётся по принципу «нет зрителей, все – активные участники». В действия вовлекаются и родители, бабушки, дедушки, которые вынуждены активно взаимодействовать с детьми. Это способствует укреплению семейных взаимоотношений, межпоколенческих связей.
Данные занятия проводятся на базе Центра иппотерапии «Лучик» (пос. Октябрьский, Ульяновская область) в интерактивном режиме с использованием технологии «модульного погружения», что обеспечивает максимальную включённость всех участников в культурно-историческую среду.
Метод «погружения» позволяет не только увидеть-услышать-потрогать, но и прожить ту ситуацию, в которой оказались обучающиеся. Это оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, способствует лучшему запоминанию и осознанию полученной информации.
Особенно это важно в рамках инклюзивного образования, которое расширяет возможности включения детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития). Что соответствует современной системе образования, призванной учитывать индивидуальные образовательные потребности личности. Занятия с использованием технологии «Живые уроки» могут быть включены в адаптированные программы для детей с ОВЗ.
Если не позволяют погодные условия посетить центр иппотерапии «Лучик», то занятия могут проводиться и на базе учебных заведений.
Внеурочные занятия духовно-нравственной направленности для детей в рамках технологии «Живые уроки» могут быть:
Они подаются темами, в которых происходит постепенное углубление сложности материала и технологий проведения экскурсий. Например, экологические занятия: для 1-2 класса – ознакомление с домашними животными, 3-4 класс – сравнение различных домашних животных, 5-8 класс – познавательный квест. Данные занятия проводятся с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Занятия можно проводить как в учебное, так и в каникулярное время:
Главная цель таких занятий – создание условий для познавательной активности учеников.
Она достигается следующими путями:
Данные занятия разработаны на основе следующих дидактических принципах:
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их самостоятельно, осознаёт при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы на занятиях, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Создание на занятиях ситуацию успеха для каждого ребенка.
Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности. В процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
Внеурочные занятия в рамках технологии «Живые уроки» можно расширить проектной деятельностью детей. Это даёт возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Каждое из разработанных занятий можно так же реализовать и через проектную деятельность.
Так, например, в 2015 году учащиеся начальной школы МБОУ СШ №41 г. Ульяновска под руководством учителей Ульяновой М.А., Захаровой Е.А., Егоровой Е.В. приняли участие в конкурсе исследовательских работ «Малая Академия» с проектом «Их не считают героями» и заняли 1 место.
Данный проект совместил в себе несколько направлений – духовно-нравственное, экологическое и патриотическое. На протяжении года в центре «Лучик» ребята помогали волонтерам спасти жизнь обессиленной лошади, кормили, ухаживали за ней. Все наблюдения записывали в дневник. А к 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне ребят заинтересовал вопрос: могли ли лошади быть героями войны? Ребята изучили очень много литературы, нашли информацию в сети Интернет и смогли найти ответы на свои вопросы.
Занятия по технологии «Живые уроки» были много раз апробированы нами на базе центра иппотерапии «Лучик» в период с 2013 по 2017 год и сыграли большую роль в формировании у учащихся духовно-нравственных понятий, создании условий для активного освоения культурно-исторического наследия Ульяновской области, вовлекли школьников в общение с живой природой (в частности с лошадьми).
Своим опытом по данной технологии мы делились с другими коллегами на семинарах разного уровня.
За продолжительную совместную работу и ежегодное проведение акций «Помоги четвероногим лекарям» школа имеет благодарности от Центра иппотерапии «Лучик».
Данные педагогические находки по технологии «Живые уроки» будут интересны учителям начальных классов, классным руководителям, педагогам коррекционного обучения, студентам педагогических ВУЗов и колледжей, волонтёрам.
О проекте
В настоящее время детский туризм стремительно набирает обороты. Этому способствовало, прежде всего, создание Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве Российской Федерации, создание Координационных советов по детскому туризму в субъектах РФ, процесса «импортозамещения», деятельность туроператоров по детскому туризму.
Стратегической задачей детского туризма является изучение родной страны и приобщение к национальным, историко-культурным и природным ценностям государства, что должно обеспечить интеллектуальное, духовное и творческое развитие, а также патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сегодня практически каждый субъект РФ задумался над вопросами детского туризма и стал предпринимать реальные шаги в строну его развития.
Так в Москве с 2012 года осуществляется реализация культурно-познавательных туров «Московские уроки» и «Московские каникулы». В чем их различие? Туры «Московские уроки» рассчитаны на учащихся определенных классов с учетом изучаемых в школе предметов и имеют четко выраженную образовательную направленность. «Московские каникулы» носят больше развлекательный характер.
После проведенных в Москве 2-х межрегиональных конференций по школьно-образовательному туризму, на которых были презентованы экскурсионно-образовательные туры «Московские уроки», инициативу Москвы подхватили туроператоры других регионов, и следом появились «Байкальские уроки» в Бурятии, «Классные путешествия» в Ярославле, «Урал детям» в Свердловской области, «Саянские каникулы» в Хакасии и т.д.
Появление подобных маршрутов в регионах России говорит, прежде всего, о том, что наша страна располагает огромными ресурсами для развития образовательного туризма – это природные заповедники и заповедные зоны, музеи и мемориальные комплексы, учреждение культуры и промышленные предприятия. А туризм, как явление многогранное, можно и нужно направлять на образование, воспитание и творческое развитие личности ребенка. Что же такое проект по экскурсионно-образовательному туризму «Живые уроки»?
«Живая» визуализация учебных программ – один из главных мировых трендов в подростковом туризме. Анализируя учебные программы по школьным предметам, невольно приходишь к выводу, что практически в каждом регионе России можно проводить образовательные экскурсии по истории, географии, биологии, литературе, физике, химии, математике и др.
Так, например, темы связанные с творчеством А.С. Пушкина можно изучать в Москве – это музей Пушкина на Пречистенке, в Санкт-Петербурге «Музей Пушкина», в Московской области – «Музей-заповедник «Захарово – Большие Вяземы», в Тверской области – «Государственный музей-заповедник Михайловское» и так далее.
Историю разных периодов можно изучать на основе артефактов в исторических и краеведческих музеях, находящихся почти в каждом регионе, а также в местах археологических раскопок, например в Хакасии история захоронений насчитывает несколько веков еще до нашей эры, история революции 1917 года и царской семьи тесно связана с Екатеринбургом, история гражданской войны представлена в музее Чапаева в Чебоксарах. Физику также можно изучать «живым», тему космоса например в Планетариях, находящихся в разных регионах, в музее Космонавтики в Циолковского в Калуге, в мемориальном музее летчика-космонавта Николаева в Чувашии.
Тема физики и химии связана не только с музеями, но и с промышленными предприятиями, на которых в настоящее время тоже проводятся экскурсии для школьников и студентов профильных ВУЗов. Например, Саяно-Шушенская ГЭС в Хакасии открыт специальный центр, рядом располагается завод РУСАЛ, его могут посещать старшеклассники и видеть воочию, как льется алюминий.
Такие предметы, как окружающий мир, география, биология можно изучать не только в музеях, но и «Живым» в зоопарках, океанариумах, заповедниках и просто на природе. Данные экскурсии расширяют знания не только по физике или литературе, но и по истории, географии и другим предметам, то есть имеют ярковыраженный метапредметный характер и является мощным инструментам патриотического воспитания молодого поколения.
Недаром образовательный туризм является перспективным видом детского и молодежного туризма во многих странах мира. В России есть все предпосылки для развития экскурсионно-образовательного туризма и создания системы образовательных экскурсий и межрегиональных образовательных маршрутов в рамках проекта «Живые уроки».
Участие в проекте «Живые уроки» предполагает единые требования к разработке и описанию туристско-экскурсионных мероприятий, формированию межрегиональных маршрутов, высокий профессиональный уровень туроператоров, их взаимодействие с образовательными учреждениями, готовность всех Министерств и ведомств на уровне территории к созданию системы для внедрения туристско-экскурсионных мероприятий в образовательные программы общего и профессионального образования в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года.
Для развития массового образовательного туризма необходимо проведение мероприятий, направленных на популяризацию образовательного туризма, развитие материальной базы объектов показа, подготовка кадров и разработка соответствующих экскурсий и экскурсионно-образовательных туров, создание экспериментальных площадок для интеграции образовательного туризма в процесс образования и воспитания школьников, а главное, государственная поддержка и поддержка администраций регионов.
Живые уроки что это
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА «ЖИВЫЕ УРОКИ»
• изучение родной страны и приобщение к национальным, историко-культурным и природным ценностям государства для обеспечения интеллектуального, духовного, творческого развития, а также патриотического воспитания подрастающего поколения.
ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ «ЖИВЫЕ УРОКИ»?
• уникальный проект по внедрению туристско-экскурсионных мероприятий в учебные программы общего и профессионального образования с целью «визуализации» школьного материала и его последующего закрепления.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА «ЖИВЫЕ УРОКИ»
• Новое партнерство музеев, образовательных организаций, туроператоров, государственных структур в рамках единой образовательной задачи.
• Новые государственные образовательные стандарты, которые рекомендуют учителю существенное расширение образовательного пространства: 30% учебного времени он должен проводить с учащимися вне класса или группы.
• «Живые уроки» — это отдельное занятие или цикл занятий в одном из музеев города в рамках изучения определенного предмета школьной программы и тематических занятий в ДОУ.
• Проект призван дополнить и разнообразить образовательный процесс, показать обучающимся (воспитанникам) практическое применение изучаемого материала и приобщить учащихся к посещению музеев и других учреждений культуры.
• Урок в музее обеспечивает междисциплинарный подход, связан с конкретными темами образовательной программы, но подразумевает исследовательские и творческие задания, выходящие за рамки этой программы.
ЧТО ДАЮТ «ЖИВЫЕ УРОКИ»?
• расширение и закрепление знаний по школьным предметам;
• повышение интеллектуального, культурного и духовного уровня школьников;
• воспитание гражданско-патриотической позиции детей дошкольного и школьного возраста;
• продолжение национальных традиций; • развитие творческих способностей учащихся.
В проект «Живые уроки» вступило уже 16 регионов
В рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума в проект по экскурсионно-образовательному туризму «Живые уроки» вступили Республика Мордовия, Ленинградская, Псковская, Самарская области.
Знаменательно, что именно в Санкт-Петербурге год назад был дан старт проекту и подписаны первые соглашения. Сегодня проект охватывает 16 регионов – в него входят Республики Бурятия, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Хакасия, Чувашия, Пермский край, Астраханская, Воронежская, Кировская, Курганская, Ленинградская, Псковская, Самарская, Свердловская, Челябинская области. Это примерно 20% от всех субъектов Российской Федерации. Еще 10 регионов – в процессе вступления.
По словам главы «Мостурпула» Татьяны Козловской, популярность проекта объясняется удачным сочетанием образования и туризма. «»Живые уроки» – это образовательные экскурсии и экскурсионно-образовательные туры, разработанные туроператорами в соответствии с учебными программами по отдельным предметам на базе туристских ресурсов субъектов РФ. Они хорошо восприняты учителями, потому что идеально вписываются во внеурочную деятельность», – пояснила она RATA-news.
Находясь на стыке образования и туризма, проект «Живые уроки», с одной стороны, расширяет знания по школьным предметам; повышает интеллектуально-культурный уровень школьников, способствует патриотическому воспитанию, а с другой – развивает внутренний и въездной туризм в России, формирует целенаправленные турпотоки школьников во время каникул и в течение всего учебного года.
От проекта, безусловно, выигрывают регионы – повышается их туристская привлекательность, загрузка музеев, заповедников, транспортных предприятий, гостиниц и объектов питания. Участие в проекте «Живые уроки» предполагает создание в каждом регионе системы детских образовательных экскурсий, внутренних региональных и межрегиональных маршрутов, разработанных по единым требованиям, а также обеспечение высокого уровня услуг и добровольную сертификацию туроператоров, экскурсоводов, объектов размещения, питания, показа. Участники проекта обмениваются группами, проводят межрегиональные туристско-образовательные конкурсы, фестивали, форумы для детей, а также совместно продвигают экскурсионно-образовательные возможности регионов.
По словам Татьяны Козловской, региональные администрации должны вкладывать деньги в стимулирование детского туризма. «Высокий уровень развития детского туризма – это и высокая оценка работы Правительства любого субъекта РФ. Значит у региона все в порядке не только с детским туризмом, но и с безопасностью, образованием и патриотическим воспитанием подрастающего поколения», – пояснила она.
Развитие пилотного проекта «Живые уроки» по изобразительному искусству и технлологии в начальной школе.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
В последние годы образовательный туризм стал самым перспективным видом детского и молодежного туризма во многих странах мира. А одним из главных мировых трендов в таком туризме признана «живая» визуализация учебных программ. В России в этом есть свои лидеры. Ими названы Республика Хакасия, Свердловская область и Чувашия. Что такое проект «Живые уроки»
Часовня в парке Победы Кубашина Л.М. Хвала тебе, Чувашия, мой дом! И имя, и язык твой — сердцу свято. Дубравами и хмелем, и трудом, И песнями, и вышивкой богата. Жива в узорах древних нити сила, Связавшая народы в их судьбе, — Ты будешь жить во мне, моя Россия Пока живет Чувашия в тебе.
Что такое проект «Живые уроки» «Живая» визуализация учебных программ – один из главных мировых трендов в подростковом туризме. Анализируя учебные программы по школьным предметам, невольно приходишь к выводу, что практически в каждом регионе России можно проводить образовательные экскурсии по истории, географии, биологии, литературе, изобразительному искусству, МХК, технологии, математике и др. Например, история гражданской войны представлена в музее Чапаева в Чебоксарах. Физику также можно изучать «вживую», тему космоса например, в мемориальном музее летчика-космонавта А. Николаева в Шоршелах. Изучать чувашскую вышивку по таким предметам как изобразительное искусство, технология можно в музее чувашской вышивки г. Чебоксары.
Что такое проект «Живые уроки» Такие предметы, как окружающий мир, география, биология, изобразительное искусство, мировая художественная культура можно изучать не только в музеях, но и в парках, заповедниках и просто на природе. Данные экскурсии расширяют знания не только по физике или литературе, но и по истории, географии, изобразительному искусству и другим предметам, то есть имеют ярко выраженный метапредметный характер и является мощным инструментам патриотического воспитания молодого поколения.
Межрегиональная конференция Предмет обсуждения – взаимодействие туроператоров и образовательных организаций таких регионов, как Пермский край, Ульяновская обл., Мари Эл, Бурятия, Чувашия и др. Главная цель – построение эффективной модели такого взаимодействия и с органами власти. В рамках встречи состоялся воркшоп (то есть теоретические презентации, практические занятия и дискуссии по предложенным вопросам) «Детский туризм и отдых».
Актуальность проекта «Живые уроки» В Росси, в частности в Чувашии, есть все предпосылки для развития экскурсионно-образовательного туризма и создания системы образовательных экскурсий и межрегиональных образовательных маршрутов в рамках проекта «Живые уроки» расширение и закрепление знаний по школьным предметам, 2) повышение интеллектуального, культурного и духовного уровня школьников, 3) воспитание гражданско-патриотической позиции детей дошкольного и школьного возраста, 4) продолжение национальных традиций, 5) развитие творческих способностей учащихся. Что дают «Живые уроки» системе образования:
Участие в проекте «Живые уроки» предполагает единые требования к разработке и описанию туристско-экскурсионных мероприятий, формированию межрегиональных маршрутов, их взаимодействие с образовательными учреждениями, готовность всех Министерств и ведомств к созданию системы мероприятий в образовательные программы общего и профессионального образования в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года
Образовательные экскурсии (пешеходные) В настоящее время запланированы и осуществляются: 1) экскурсии по наиболее интересным туристическим объектам, «круглые столы» с дискуссиями и обмен опытом по проблемам детского туризма; 2) туры и экскурсии по Чувашии для школьных групп.
Образовательные экскурсии (автобусные, троллейбусные) 19 июля 2016г. состоялся тестовый выезд экскурсионного автобуса по исторической части нашего города. Проходил он в рамках реализации проекта «Живые уроки». Участниками экспериментального выезда стали представители СМИ, блогеры, историки, географы, представители администрации. Целью поездки было выявить недостатки, сложности и устранить их до официального открытия маршрута, запланированного на конец июля 2016 года. Автобусный маршрут (2 автобуса, курсирующие с интервалом в 20 минут) стартовал на площади Речников. В него было включено посещение исторической части города, сквера Екатерины Великой, смотровой площадки около Театра оперы и балета, Мемориального парка «Победа».
«Живые уроки» в Чебоксарах В Чебоксарах в настоящее время разработано более 60 туристических маршрутов в рамках проекта «Живые уроки» для чебоксарских школьников и дошколят. Участие в них могут принять юные туристы из районов Чувашии и других регионов России. «Живые уроки» дадут возможность узнать новые факты, прикоснуться к истории Чебоксар. В рамках проектов «Живые уроки» запланировано посещение музеев города и нашей республики.
«Живые уроки» в действии Из опыта работы МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары урок ИЗО во 2 классе по теме «Образ человека в скульптуре» в ОРЗИ
Интегрированный урок (ИЗО + английскому языку) в 5 классе по теме «Искусство по-английски. Art in English» в КВЦ «Радуга»
«Живой» интегрированный урок (ИЗО + технология) в 3 классе по теме «Исторические и бытовые картины» в ЧГХМ
«Живой» интегрированный урок (ИЗО + технология) в 4 классе по теме «Япония – страна восходящего солнца» в КВЦ «Радуга»
Заключение Благодаря «живым урокам» ученики МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары не только посещают ЧГХМ, отдел русского и зарубежного искусства, КВЦ «Радуга», а также памятные места и достопримечательности города, знакомятся с новыми профессиями, получают много впечатлений и полезной информации, расширяют свой кругозор знаний.
Интернет – ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=mbNEzTK74j8 https://www.youtube.com/watch?v=oN5vZFTM_aA https://www.youtube.com/watch?v=6UW-jlYFKuw https://www.facebook.com/ZHIVYEUROKI.RU/ http://zhivye-uroki.ru/product-category/chuvashia/excursions/ http://zhivye-uroki.ru/product/national-costume/ http://zhivye-uroki.ru/product/triangle-square/ http://zhivye-uroki.ru/product/gothers-trunk/ Подробнее о проекте можно узнать на специально созданном сайте живыеуроки.рф Каталог экскурсионно-образовательных туров «Живые уроки Чувашии»
Спасибо за внимание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-197552
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.