Жизнь потому что такая
Центр современной практической философии
Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и
Пензенского отделения Российского философского общества
«Наша жизнь такая, потому что мы такие?»: социально-философский анализ
Недавно обратил внимание на то, что в разговорной речи стало чаще употребляться выражение «Не мы такие – жизнь такая», и решил поразмыслить над этим интересным явлением языкового сознания с точки зрения современной практической философии, ведь разговорный язык очень точно передаёт изменения в самой жизни современников, показывает умонастроение, которое определяет ежедневные поступки.
Сама фраза «Не мы такие – жизнь такая» впервые появилась в бандитском киносериале «Бумер» (2003 года выпуска), описывающем «лихие 90-е», и стала прочно ассоциироваться с деятельностью полукриминальных группировок и бандгрупп, члены которых нарушали моральные и юридические законы, и пытались оправдать себя в глазах законопослушного общества, и в своих собственных глазах тем, что мир лежит во зле. За последующие 25 лет они постепенно превратились в легальные «команды», выполняющие самые разные задачи, но при этом слоган не потерял своего значения – оправдать свои нечестные, несправедливые, преступные поступки с помощью таких аргументов: 1) не только я так поступаю, а «мы», т.е. почти все так делают, 2) сама жизнь как совокупность обстоятельств и условий требует от нас такого поведения, и по-другому мы не выживем.
Такой оправдательно-утешительный смысл обычно находит отклик и поддержку у многих взрослых людей, и особенно у должностных лиц, хорошо знающих о своей личной ответственности за неисполнение установленных правил и условий. Но эта утешительная позиция быстро начинает навевать какую-то скуку, тоску и в большей степени склоняет к религиозному умонастроению…
С точки зрения современной практической философии слоган «Не мы такие – жизнь такая» представляет собой типичную установку несвободного сознания, признающего полную зависимость человека от природных и социальных условий жизни. Эта установка позволяет ослабить внутреннее моральное напряжение, вызванное конфликтом разумного долга и реальных поступков (интересов), не соответствующих его требованиям. Этот конфликт порождает внутренний разлад с собой, и является мучительным испытанием для человека, а тем более, если совершаемые поступки имеют преступный характер и несут угрозу правам и интересам других людей. Поэтому несвободный человек нуждается в самооправдании, чтобы заглушить в себе справедливые обвинения разума и продолжить своё выживание. Но такая жизнь оказывается не очень приятной, почти безрадостной без постоянной анестезии в виде алкоголя и других допингов, отключающих разум.
По сути, это тупиковый путь, превращающий человека просто в животное или марионетку обстоятельств, поэтому практическая философия предлагает искать выход в противоположном направлении
Для практической философии интересен такой мировоззренческий эксперимент: попробуем перевернуть смысл нашей утешительной фразы, и посмотрим, что получится.
«Жизнь такая, потому что мы такие».
Получается своего рода моральный упрёк-суждение, которое не снимает с человека ответственности за его жизнь, а наоборот, усиливает эту ответственность, в том числе и личную. Здесь мы имеем дело уже не с зависимым и принудительным состоянием человека, от которого ничего не зависит в жизни, а со свободным, деятельным бытием, которое именно создаёт саму нашу жизнь.
Когда человек говорит, что моя жизнь такая, потому что я такой, то он утверждает свою активную деятельную роль, мыслит себя субъектом-творцом своей жизни. Конечно, это приятно сознавать, когда жизнь благополучная, счастливая, удачная, а вот когда она наполняется несчастьями, бедами и неудачами, то сознавать себя ответственным за это – бывает не легко, порой мучительно, и вполне естественно хочется какого-то послабления, прощения и высшего покровительства. Тут, конечно, может помочь первая фраза с её несвободным, утешительным умонастроением.
Принятие смиренно-утешительной жизненной установки позволяет человеку немного успокоиться, и частично нейтрализовать свою критическую разумность. Но поменяется ли от этого сама жизнь к лучшему? Это не простой вопрос.
Как утверждают многие психологи, человек может поменять своё отношение к жизненным обстоятельствам (проблемам), и тем самым облегчить свои переживания и даже улучшить своё самочувствие, но сами эти проблемы и обстоятельства останутся, например, болезни, бедность, отсутствие жилья и комфорта, недостаток общения, агрессивная среда и др. Конечно с ними можно смириться, свыкнуться, но это будет состояние вынужденного выживания, но почему-то большинство людей стремится к реальному улучшению своей жизни, а не только к морально-психологической адаптации и самоутешению.
Опыт реальной человеческой жизни показывает, что субъективное отношение к жизненным обстоятельствам не может изменить сами эти обстоятельства, и нередко порождает утопическое, иллюзорное умонастроение, которое способно на некоторое время отсрочить решение жизненно важных проблем, например, лечение зубов, ремонт квартиры или машины, покупку новой одежды и др. Но нерешённость этих проблем нередко ведёт к страшным разочарованиям, и потере жизненных интересов и быстрому уходу из этой жизни. В такой ситуации получается, что естественное стремление человека к выживанию наталкивается на мощное сопротивление объективных обстоятельств, материальных условий, которые в большинстве своём пересиливают человеческую субъективность.
При этом признание объективного положения вещей, и прежде всего, своего действительного положения, своих реальных возможностей открывает перед человеком новую перспективу земной самореализации. Если мы признаём, что наша жизнь делается именно нами, и мы непосредственно участвуем в её созидании, то выходим на новый уровень свободы и самостоятельности, хотя при этом берём на себя и большую ответственность, включая возможные риски и опасности[1]. Но открывая для себя более высокую степень свободы, человек становится более могущественным, он обретает больше власти, он больше может сделать в своей жизни.
Нужно ли это человеку? На этот вопрос каждый человек будет отвечать персонально, и решать по-своему. Практическая философия лишь показывает, что выбор своей степени свободы остаётся за самим человеком, и этот выбор будет во многом определять качество жизни.
Вот теперь пора поговорить о степенях человеческой свободы. И чтобы наш разговор был не пустым, я предлагаю соотнести свободу с самостоятельностью. Эта мысль побудила меня разработать шкалу человеческой свободы-самостоятельности, которая состоит из 10 степеней.
Потребность в такой шкале назрела уже давно, и для практической философии особенно. Ведь когда большинство наших сограждан говорят, что они несвободны, то на самом деле они имеют в виду только определённую степень своей свободы (например, пятую или шестую). С помощью новой модели степеней свободы каждый человек может легко оценить своё реальное положение и увидеть перспективу для развития. А главное – эта модель позволяет человеку ясно понимать, что он каждый раз свободен в определённой степени. Это очень важно и с теоретической, и с практической точки зрения. Например, разве можно не свободного человека в чём-то обвинять? Или побуждать его к повышению производительности труда? Он же не свободен. А вот свободного человека можно мотивировать.
Итак, с чего начинается человеческая самостоятельность, т.е. способность ставить перед собой цели и достигать их собственными силами? Конечно, с раннего детства, когда ребёнок ещё только учится управлять своим телом.
Первая степень свободы – это физическая самостоятельность человека, которая обычно достигается ребёнком к 3 годам, и проявляется в умении ходить, принимать пищу, говорить и элементарно заботиться о себе.
Вторая степень свободы начинается с психо-эмоциональной самостоятельности, и связана с осознанием своего Я, своих желаний и внешних правил. Обычно она достигается ребёнком к 7 годам.
Третья степень свободы – это интеллектуально-волевая самостоятельность, которая формируется в подростковый период. На этом этапе развития человек начинает сознавать своё особенное бытие в мире, и начинает утверждать себя в качестве деятельного и вместе с тем ответственного субъекта. На этом этапе у подростка складываются мировоззренческие понятия и практические принципы поведения.
Четвёртая степень − правовая самостоятельность или юридическое совершеннолетие, в нашей стране наступает в 18 лет. На этом этапе человек получает полную формальную независимость от своих родителей-опекунов, и вместе с тем приобретает полную личную ответственность за свои действия. Дети обычно хотят побыстрее стать взрослыми, чтобы не зависеть от родителей, но став взрослыми, ностальгируют о беззаботном детстве.
Пятая степень – экономическая самостоятельность в разных обществах достигается по-разному. В современных условиях молодые люди обычно обретают её после получения профессионального образования и последующего трудоустройства. Когда они начинают себя материально обеспечивать, то становятся по-настоящему взрослыми людьми.
Шестая степень свободы может быть названа социальной самостоятельностью, которая выражается в создании собственной семьи, рождении и воспитании своих детей, т.е. в создании новой «ячейки общества». Этот этап взросления человека (мужа и жены) одновременно налагает и новую ответственность за семью и детей, за благополучие своего рода.
Седьмая степень свободы – политическая самостоятельность − будет последовательно вытекать из предыдущей, так как забота о своём будущем и будущем своей семьи-рода-народа предполагает политическую зрелость и выражение своих частных интересов в политической сфере, т.е. в сфере распределения материальных благ. Наличие политических убеждений, интересов и активности свидетельствует о вдумчивом и серьёзном отношении к земной жизни, к будущему своих потомков.
Восьмая степень свободы предстаёт как нравственно-религиозная самостоятельность человека, и обычно достигается в зрелом возрасте, когда на основе жизненного опыта складывается собственная система нравственных ценностей и религиозных убеждений. Этот этап личностного развития предполагает духовную автономию и ориентирован на перспективу неземного бытия. Осознание конечности земной жизни придаёт человеку большую уверенность в своих принципах, формирует веру в неискоренимость добра и надежду на бессмертие души.
Девятая степень свободы проявляет себя в творческой самостоятельности человека, которая является свободным самовыражением, творческим созданием различным материальных и нематериальных благ, ценностей, которые доставляют удовольствие и самому творцу, и другим людям, которые ими пользуются.
И десятая степень – высшая ступень человеческой самостоятельности – это гениальность. Она предполагает, что творческая активность человека достигает общечеловеческого, мирового признания, и нацелена на будущие поколения людей. Гениальные творения помогают жить потомкам и сохраняются как драгоценное наследие, дарующее истину, красоту и добро. Эта высшая степень свободы для многих людей остаётся важнейшим ориентиром и образцом, источником вдохновения и утешения, критерием правильности и совершенства.
Подводя итог нашему рассмотрению степеней свободы-самостоятельности, хотел бы обратить внимание на то, что последовательный рост степени свободы непосредственно связан с расширением деятельных, жизненных возможностей человека, т.е. с расширением так называемой «внешней свободы»-могущества. Таким образом, происходит постепенное увеличение власти человека над самим собой и окружающим миром, и этот сложный, опасный процесс должен дополняться ростом личной ответственности за свои замыслы и деяния. Именно ответственность перед будущими поколениями людей будет надёжным свидетельством высочайшей свободы человека.
Как только мы признаём любого взрослого человека свободным (как минимум в четвёртой степени), т.е. совершеннолетним, то исходная фраза «Не мы такие – жизнь такая» теряет свой оправдательно-утешительный смысл. Ведь совершеннолетний человек обязан отвечать за свои поступки, потому что признаётся государством и обществом свободным в выборе своих поступков и способным предвидеть их ближайшие последствия.
Из этого следует, что обращение к утешительным оправданиям, типа «Не мы такие….» превращает человека в несовершеннолетнего ребёнка, нуждающегося в опеке и постоянном контроле. Но и такое положение человека мы называемым свободным, потому что и от ребёнка мы ожидаем ответственного поведения, и осуждаем его неправильные поступки, потому что он мог поступить иначе.
Вывод: «Наша жизнь такая, потому что мы такие», и можем её менять в зависимости от достигнутой степени свободы.
[1] См.: Мясников А.Г. Право на ложь как ловушка для свободы. – Полис. Политические исследования. 2017. № 5. С. 174-186. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2017.05.12
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
«Наша жизнь такая, потому что мы такие?»: социально-философский анализ
Журналист профессор Андрей Мясников
Недавно обратил внимание на то, что в разговорной речи стало чаще употребляться выражение «Не мы такие — жизнь такая», и решил поразмыслить над этим интересным явлением языкового сознания с точки зрения современной практической философии, ведь разговорный язык очень точно передаёт изменения в самой жизни современников, показывает умонастроение, которое определяет ежедневные поступки.
Сама фраза «Не мы такие — жизнь такая» впервые появилась в бандитском киносериале «Бумер» (2003 года выпуска), описывающем «лихие 90-е», и стала прочно ассоциироваться с деятельностью полукриминальных группировок и бандгрупп, члены которых нарушали моральные и юридические законы, и пытались оправдать себя в глазах законопослушного общества, и в своих собственных глазах тем, что мир лежит во зле.
За последующие 25 лет они постепенно превратились в легальные «команды», выполняющие самые разные задачи, но при этом слоган не потерял своего значения – оправдать свои нечестные, несправедливые, преступные поступки с помощью таких аргументов: 1) не только я так поступаю, а «мы», т.е. почти все так делают, 2) сама жизнь как совокупность обстоятельств и условий требует от нас такого поведения, и по-другому мы не выживем.
Такой оправдательно-утешительный смысл обычно находит отклик и поддержку у многих взрослых людей, и особенно у должностных лиц, хорошо знающих о своей личной ответственности за неисполнение установленных правил и условий. Но эта утешительная позиция быстро начинает навевать какую-то скуку, тоску и в большей степени склоняет к религиозному умонастроению…
С точки зрения современной практической философии слоган «Не мы такие — жизнь такая» представляет собой типичную установку несвободного сознания, признающего полную зависимость человека от природных и социальных условий жизни. Эта установка позволяет ослабить внутреннее моральное напряжение, вызванное конфликтом разумного долга и реальных поступков (интересов), не соответствующих его требованиям.
Этот конфликт порождает внутренний разлад с собой, и является мучительным испытанием для человека, а тем более, если совершаемые поступки имеют преступный характер и несут угрозу правам и интересам других людей.
Поэтому несвободный человек нуждается в самооправдании, чтобы заглушить в себе справедливые обвинения разума и продолжить своё выживание. Но такая жизнь оказывается не очень приятной, почти безрадостной без постоянной анестезии в виде алкоголя и других допингов, отключающих разум.
По сути, это тупиковый путь, превращающий человека просто в животное или марионетку обстоятельств, поэтому практическая философия предлагает искать выход в противоположном направлении
Для практической философии интересен такой мировоззренческий эксперимент: попробуем перевернуть смысл нашей утешительной фразы, и посмотрим, что получится.
«Жизнь такая, потому что мы такие».
Получается своего рода моральный упрёк-суждение, которое не снимает с человека ответственности за его жизнь, а наоборот, усиливает эту ответственность, в том числе и личную. Здесь мы имеем дело уже не с зависимым и принудительным состоянием человека, от которого ничего не зависит в жизни, а со свободным, деятельным бытием, которое именно создаёт саму нашу жизнь.
Принятие смиренно-утешительной жизненной установки позволяет человеку немного успокоиться, и частично нейтрализовать свою критическую разумность. Но поменяется ли от этого сама жизнь к лучшему? Это не простой вопрос.
Как утверждают многие психологи, человек может поменять своё отношение к жизненным обстоятельствам (проблемам), и тем самым облегчить свои переживания и даже улучшить своё самочувствие, но сами эти проблемы и обстоятельства останутся, например, болезни, бедность, отсутствие жилья и комфорта, недостаток общения, агрессивная среда и др. Конечно с ними можно смириться, свыкнуться, но это будет состояние вынужденного выживания, но почему-то большинство людей стремится к реальному улучшению своей жизни, а не только к морально-психологической адаптации и самоутешению.
Нужно ли это человеку? На этот вопрос каждый человек будет отвечать персонально, и решать по-своему. Практическая философия лишь показывает, что выбор своей степени свободы остаётся за самим человеком, и этот выбор будет во многом определять качество жизни.
Вот теперь пора поговорить о степенях человеческой свободы. И чтобы наш разговор был не пустым, я предлагаю соотнести свободу с самостоятельностью. Эта мысль побудила меня разработать шкалу человеческой свободы-самостоятельности, которая состоит из 10 степеней.
Потребность в такой шкале назрела уже давно, и для практической философии особенно. Ведь когда большинство наших сограждан говорят, что они несвободны, то на самом деле они имеют в виду только определённую степень своей свободы (например, пятую или шестую). С помощью новой модели степеней свободы каждый человек может легко оценить своё реальное положение и увидеть перспективу для развития. А главное — эта модель позволяет человеку ясно понимать, что он каждый раз свободен в определённой степени.
Итак, с чего начинается человеческая самостоятельность, т.е. способность ставить перед собой цели и достигать их собственными силами? Конечно, с раннего детства, когда ребёнок ещё только учится управлять своим телом.
Первая степень свободы — это физическая самостоятельность человека, которая обычно достигается ребёнком к 3 годам, и проявляется в умении ходить, принимать пищу, говорить и элементарно заботиться о себе.
Вторая степень свободы начинается с психо-эмоциональной самостоятельности, и связана с осознанием своего Я, своих желаний и внешних правил. Обычно она достигается ребёнком к 7 годам.
Третья степень свободы — это интеллектуально-волевая самостоятельность, которая формируется в подростковый период. На этом этапе развития человек начинает сознавать своё особенное бытие в мире, и начинает утверждать себя в качестве деятельного и вместе с тем ответственного субъекта. На этом этапе у подростка складываются мировоззренческие понятия и практические принципы поведения.
Четвёртая степень — правовая самостоятельность или юридическое совершеннолетие, в нашей стране наступает в 18 лет. На этом этапе человек получает полную формальную независимость от своих родителей-опекунов, и вместе с тем приобретает полную личную ответственность за свои действия. Дети обычно хотят побыстрее стать взрослыми, чтобы не зависеть от родителей, но став взрослыми, ностальгируют о беззаботном детстве.
Пятая степень — экономическая самостоятельность в разных обществах достигается по-разному. В современных условиях молодые люди обычно обретают её после получения профессионального образования и последующего трудоустройства. Когда они начинают себя материально обеспечивать, то становятся по-настоящему взрослыми людьми.
Шестая степень свободы может быть названа социальной самостоятельностью, которая выражается в создании собственной семьи, рождении и воспитании своих детей, т.е. в создании новой «ячейки общества». Этот этап взросления человека (мужа и жены) одновременно налагает и новую ответственность за семью и детей, за благополучие своего рода.
Седьмая степень свободы — политическая самостоятельность − будет последовательно вытекать из предыдущей, так как забота о своём будущем и будущем своей семьи-рода-народа предполагает политическую зрелость и выражение своих частных интересов в политической сфере, т.е. в сфере распределения материальных благ. Наличие политических убеждений, интересов и активности свидетельствует о вдумчивом и серьёзном отношении к земной жизни, к будущему своих потомков.
Восьмая степень свободы предстаёт как нравственно-религиозная самостоятельность человека, и обычно достигается в зрелом возрасте, когда на основе жизненного опыта складывается собственная система нравственных ценностей и религиозных убеждений. Осознание конечности земной жизни придаёт человеку большую уверенность в своих принципах, формирует веру в неискоренимость добра и надежду на бессмертие души.
Девятая степень свободы проявляет себя в творческой самостоятельности человека, которая является свободным самовыражением, творческим созданием различным материальных и нематериальных благ, ценностей, которые доставляют удовольствие и самому творцу, и другим людям, которые ими пользуются.
И десятая степень — высшая ступень человеческой самостоятельности – это гениальность. Она предполагает, что творческая активность человека достигает общечеловеческого, мирового признания, и нацелена на будущие поколения людей. Гениальные творения помогают жить потомкам и сохраняются как драгоценное наследие, дарующее истину, красоту и добро. Эта высшая степень свободы для многих людей остаётся важнейшим ориентиром и образцом, источником вдохновения и утешения, критерием правильности и совершенства.
Как только мы признаём любого взрослого человека свободным (как минимум в четвёртой степени), т.е. совершеннолетним, то исходная фраза «Не мы такие — жизнь такая» теряет свой оправдательно-утешительный смысл. Ведь совершеннолетний человек обязан отвечать за свои поступки, потому что признаётся государством и обществом свободным в выборе своих поступков и способным предвидеть их ближайшие последствия.
Почему жизнь такая — почему мы такие, так живём
Почему жизнь такая. Почему мы такие в жизни — почему так живём
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:
Вопросы каждого и каждому: Почему жизнь такая
Почему мы такие в жизни? Почему жизнь такая, а не другая, и мы, люди, живём именно так?
Вот, к глубочайшему сожалению и личной драме очень многих, типичная жизненная ситуация:
Любовь, семья, дети. Всё, если не хорошо, то относительно нормально. А потом…
Потом: исчезла любовь, превратившись, если не в ненависть, то в равнодушие. Бедные дети, страдальцы от неумения жить взрослых, развод.
И, все по новой. Или не развод, а переход в режим доживания жизни.
И то, и это — обыденные истории многих. Жизни по другому, увы, исключения. Даже, если мечты сбываются.
Почему!? Почему мы такие в жизни и почему жизнь такая? Ведь всегда не хватает для счастья совсем чуть-чуть: ПОНИМАНИЯ.
Было ПОНИМАНИЕ, как некое единение. Если не душ, то разума и тел, которые оказались под одной крышей с названием «семья».
Куда все делось!? Почему жизнь такая
Куда, куда… Туда! В прорву НЕ УМЕНИЯ ЖИТЬ, в обрыв НЕ УМЕНИЯ ЛЮБИТЬ. В тупость НЕ УМЕНИЯ ЦЕНИТЬ то, что имеем.
Это жизнь. И большинство понимает, что она преходящая и единственная.
И большинство, хочет жить в ней радостно и счастливо или, хотя бы, спокойно.
Но, почему не живет!?
Почему мы такие в жизни — почему жизнь такая? Извините, чаще и у многих — хреновая?
Единственный ответ, который я имею: не нужно быть МАРИОНЕТКОЙ в жизни — не нужно быть куклой на нитках.
Ниток, и желающих дергать за них много: гены, опыт, друзья, родственники, собственная тупость, и прочее.
Каждый должен отвечать за свою жизнь сам
Ниток — связей и отношений, которыми опутан каждый человек, много. И нельзя, невозможно от них избавиться.
Ибо они, собственно, и являются нашей жизнью.
Но, у каждого есть своё Я. И это Я должно отвечать не только за свою жизнь. НО И ЗА ЖИЗНЬ ТЕХ ЛЮДЕЙ, С КОТОРЫМИ ОНО СВЯЗАЛО СВОЮ ЖИЗНЬ!
Вот, если так все будут делать, и будет всё НОРМАЛЬНО, правильно.
А то, развелось, или так кажется, что раньше было меньше, людей, меряно не меряно. Которые, вот, всю жизнь норовят прожить без ОТВЕТА за неё:
— Пусть, мол, кто-то или что-то за меня все в ней расставляет по местам.
А расстановщиков этих сколько придумали:
И обстоятельства, и бог, и ИМ видней, и папа с мамой, или муж, или жена… Да всё и все, кто и что угодно, лишь бы не самому.
А потом кричат и стонут: Почему жизнь такая? Почему мы такие в жизни?
Зато, чаще всего, гонору-то, гонору сколько. Типа: Я самый крутой, и жизнь моя в шоколаде!
Главная причина, почему жизнь такая и мы такие
А откуда это всё — Почему мы такие в жизни, почему жизнь такая?
Да: пустая голова разрешает дёргать за ниточки в этом человеке кому и чему угодно, было бы желание.
Главное, чтобы тот конец, который находится у этого человека-марионетки, был привязан к его простейшим, примитивнейшим представлениям.
А, ещё лучше, к привычкам. А самое надёжное, — к инстинктам.
Например: привяжи ниточку лести — мы тебя любим и уважаем. Всё, делай с ним что хочешь.
Или зааркань его ниточкой лени и праздности. И пробуди в нём стадные инстинкты.
Да накачай его вседозволенностью, пивом и футболом.
Или, самое дешевое: показывай ему фильмы про «крутых» парней, так он завтра уже нацепит на себя этот образ.
Типа: К нам не подходи, мы конкретные пацаны, реальные. А пацанам то этим, смотришь, уже по 30-60 лет. Этим, — возраст ни по чём.
Мы такие, потому что нашли себе образ таких
Почему мы такие в жизни? Потому что вжились в образы того или тех, кого нам навязали.
Примеряли их на себя, как одёжку, и не снимаем — живём в них и с ними.
И ещё не известно, кто в этом больше преуспел, аполлоноподобные или венероподобные.
Одни, например, себя так горделиво называют: Я — Стерва. А я — Стервец — вторит он ей.
Вот так жизнь и проходит — всё, в чьем-то образе:
— то стервы, то крутого парня, то настоящего мужика, то порядочной жены и матери.
А заканчивается всё едино — бздык, и ты уже мышка-норушка. А а ты серость, которую в упор никто не видит.
Почему мы такие в жизни — почему жизнь такая? Образ, маска, не вечны — рано или поздно отвалятся.
И важным и видным станет для всех, если не для себя: а ЧТО, а КТО под ней?
Жизнь одна, как её прожить
К чему это я? Возвращаясь к истокам:
— Жизнь одна, и надо её прожить так, чтобы когда-нибудь не стало мучительно больно.
Если не самому, то людям, с которыми ты в отношениях, близких и дальних…
И чтобы ты в этих отношениях был ни чем-то, а КЕМ-ТО. Ну, во всяком случае, не марионеткой, не зомби.
Важно найти, хоть когда-то, СВОЁ лицо и не потерять его.
Какие бы роли от нас не требовала играть жизнь. И какие бы образы-маски мы на себя не примеряли.
А как вы думаете, дамы и господа? Почему мы такие в жизни? Почему жизнь такая?