Жук в муравейнике о чем

Краткое содержание Стругацкие Жук в муравейнике

Произведение «Жук в муравейнике», созданное русскими писателями Аркадием и Борисом Стругацкими, является второй повестью из трёх о приключениях Максима Каммерера.

Главному герою исполнилось сорок лет. Он служил в тайной полиции под руководством Рудольфа Сикорски. Максим получил новое задание – разыскать профессора Льва Абалкина, который скрылся в неизвестном направлении. В ходе расследования выяснилось, что пропавший встречался с людьми, которые были связаны с его детскими годами.

Затем Максиму стало известно, что Лев – не рождён земной женщиной. Он – один из множества зародышей, которые были оставлены на одной из планет пришельцами другой цивилизации. Вместе со странной находкой находились и медальоны с непонятными знаками. Количество медальонов было такое же, как количество зародышей.

Некоторые учёные считали, что дети, появившиеся из таких зародышей, несут в себе программу, опасную для жизни на Земле. Малышей разделили, и учёные стали за ними наблюдать. Но не было никаких признаков того, что такие малыши опасны.

Когда дети выросли, то у всех взрослых на локте появился странный знак как на медальонах. Затем начали происходить загадочные происшествия. Если ломался медальон, то погибал один из людей, появившийся из зародышей. Это учёных поставило в тупик, они не могли объяснить этот феномен.

В ходе расследования, Максим понял, что Льву стала известна тайна его рождения. Мужчина просто боится, как к этой правде о его происхождении отнесутся другие люди. Лев появился в том месте, где хранились медальоны. Сикорски его там убил

В своём произведении братья Стругацкие показывают, что действия некоторых представителей силовых структур, которые не считают человеческую жизнь главной ценностью общества, приводят к страданиям, а иногда и к смерти честных и порядочных людей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Стругацкие. Все произведения

Жук в муравейнике. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Мать ведет своего сына Пашу к доктору. Дорога в больницу была долгой и запоминающейся для мальчишки. Пашка с матерью долго ждали своей очереди. Наконец назвали их фамилию, это было для них обоих неожиданно. Впервые в том странном месте мальчик узнал

Глава 1 В этой главе писатель дает описание жизни крестьян и знакомит с Никитой Моргунком, собственно главный герой и начинает здесь свое путешествие.

Источник

Лев Абалкин занимался изучением планет неизвестной цивилизации. Но вдруг он по неизвестной причине покинул планету. Максиму Каммерера поручили найти пропавшего прогрессора, так как на Земле его тоже не обнаружили. В ходе расследования Максим узнал, что Лев Абалкин встречался с любимой женщиной Майей Глумовой, которая работала в школе учителем. Также он заходил к другу детства. Значит, он находится на Земле.

В процессе изучения найденных материалов Максим узнаёт, что Лев Вячеславович Абалкин – существо неземного происхождения. На неизвестной землянам планете отряд следопытов под командованием Бориса Фокина нашёл 13 зародышей-яйцеклеток, одним из которых и был будущий Лев Абалкин. Доказано, что оставлены были эти яйцеклетки представителями другой цивилизации. В хранилище или саркофаге, как назвали его учёные, были найдены диски с непонятными знаками. Количество дисков совпадало с числом таинственных яйцеклеток. Диски расшифровать так и не удалось, поэтому их отправили в музей, где хранились реликвии разных планет.

Большая часть учёных считала детей опасными для земной цивилизации, поэтому из осторожности их решили разделить. В этом их поддерживал Рудольф Сикорски, который отвечал за безопасность цивилизации Земли. Когда дети подросли, на правом локтевом сгибе у каждого из них появился знак, похожий на татуировку, с изображением рисунка одного из дисков. Со временем учёные заметили, что если соответствующий каждому существу диск ломался, то его носитель также погибал.

Когда Лев Абалкин покинул место своей работы, земные спецслужбы подняли тревогу. По следам учёного их гнал страх. Сикорски опасался, что в этих дисках заложена опасная для землян программа, поэтому все тринадцать существ инопланетной цивилизации находились под постоянным наблюдением и жёстким контролем. Но никто из них не вызывал подозрения. В детстве они вели себя как обычные дети: бегали, играли, лазили по деревьям. Позже получили хорошее образование и стали прекрасными специалистами.

В ходе работы над заданием Максим понял, что Лев Абалкин узнал о своём происхождении. Новость эта не испугала учёного. Его оскорбило отношение к нему окружающих, особенно тех, кто пытался распоряжаться его жизнью. Тогда он сам пришёл к Рудольфу Сикорски и дал ему понять, что остаётся жить на Земле и будет работать там, где захочет, а не там, где прикажут. Сикорски не остановил уходящего от него учёного, но в разговоре с Максимом назвал Абалкина жуком в муравейнике. Максим понял, что тот задумал нехорошее. Вскоре он узнал, что Лев Абалкин был убит в музее, рядом лежал его диск.

Также читают:

Рассказ Жук в муравейнике (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Произведение по жанровой направленности представляется собой лирическую новеллу, основной темой которой является изображение окружающей природы в период просыпания после долгой зимы.

1586 год. Англия. В центре внимания читателя находится Мария Стюарт, которая является неродной сестрой королевы Елизаветы. Естественно, она составляла конкуренцию самой королеве при борьбе за трон.

Повесть Фолкнера состоит из разнообразных историй про медведя Бена, который является своеобразным повелителем леса. Он – мудрый правитель, который охраняет лес от различных ненастий и по большей части от людей

Сказка О. Пройслера «Маленькая Баба-Яга» повествует о приключениях ведьмы. Она живёт в лесу в небольшом домике вместе с говорящим вороном Абрахасом.

Источник

Жук в муравейнике

Жук в муравейнике о чем. Смотреть фото Жук в муравейнике о чем. Смотреть картинку Жук в муравейнике о чем. Картинка про Жук в муравейнике о чем. Фото Жук в муравейнике о чем
Обложка издания 2005 года

«Жук в муравейнике» — фантастический детектив, принадлежащий перу Аркадия и Бориса Стругацких (1979).

Изначально повесть писалась как описание приключений Максима Каммерера и голована Щекна на планете Надежда, но впоследствии сюжетная линия была изменена, а Максим в рассказе о Надежде был заменён на Льва Абалкина. Также в повести подразумевался эпилог, где давались бы ответы на вопросы, которые поставлены в произведении, но авторы решили оставить право отвечать на эти вопросы самому читателю. [1]

В сюжете повести использованы некоторые второстепенные темы, общие для произведений многих отечественных и зарубежных писателей-фантастов (контакты с инопланетянами, генная инженерия).

Содержание

Сюжет

Вторая книга, посвящённая Максиму Каммереру. На дворе 2178-й год. Прошло около двадцати лет с момента событий, описанных в «Обитаемом острове», Максиму сорок пять лет, он работает в КОМКОНе-2, его непосредственным начальником является Рудольф Сикорски.

Каммерер получает задание: найти и взять под наблюдение прогрессора Льва Абалкина, который самовольно покинул Саракш, где работал, внедрённый в контрразведку Островной Империи. По донесению с Саракша, Абалкин бежал, будучи на грани нервного срыва, после того как погиб его друг и наблюдающий врач Тристан. По утверждению самого Абалкина, Тристан был убит контрразведкой Империи. Пытаясь спасти его тело, Абалкин вынужден был раскрыться и бежать из Островной Империи. Лев явно находится на Земле, но не зарегистрировался по прибытии.

Согласно документам, Абалкин был посмертным ребенком (его родители совершили погружение в черную дыру), воспитывался в школе-интернате, обучался в школе прогрессоров, затем работал по специальности, практически не появляясь на Земле. Единственные его более-менее близкие на планете сейчас — это старый учитель школы-интерната, сверстница Майя Глумова и голован (инопланетянин-киноид) Щекн-Итрч.

Каммерер встречается с учителем, потом, дважды — с Глумовой, сначала представившись журналистом, затем — в своём подлинном качестве. Оказывается, Майя совсем недавно видела Абалкина, разговаривала с ним. Абалкин вёл себя при встрече странно: он несколько часов выспрашивал Майю об их общей юности, заставляя вспоминать мельчайшие подробности детских игр и школьных происшествий. Встреча со Щекном, работающим в миссии Голованов на Земле, даёт не менее странный результат: Щекн заявляет, что «народ Голованов не предоставит убежища человеку Льву Абалкину». Учитель связывается с Каммерером и сообщает, что Лев Абалкин встретился с ним. Позже Лев звонит самому Каммереру и недолго беседует о старых временах, когда они познакомились на Саракше, где Лев продолжил начатые ранее Каммерером контакты с Голованами. Максим узнаёт, что Лев позвонил и Сикорски, причём по секретному служебному номеру, который знал только Тристан.

Обобщив всю найденную информацию, Максим делает вывод: со Львом Абалкиным связана тайна личности (изобретённое Стругацкими понятие юриспруденции будущего: сведения о личности, которые сохраняются в тайне, в том числе — от самой этой личности, в силу того, что их разглашение посторонним или самому человеку может нанести ему существенный моральный вред), причём сам Лев, очевидно, узнал о существовании этой тайны и пытается её раскрыть. Во всяком случае, Лев знает, что ему запрещено жить на Земле. Судя по поведению, Лев заподозрил, что его память — ложная, и пытался убедиться, что события из его воспоминаний действительно происходили.

Сикорски устраивает на Абалкина засаду в «Музее внеземных культур», где работает Майя Глумова. Но вместо Абалкина там появляется доктор Бромберг — известный специалист по запрещённым научным исследованиям и засекреченным открытиям, идейный противник любого контроля над наукой. Когда ссора между старыми знакомыми заканчивается, Максиму рассказывают подлинную историю Льва Абалкина. Он — один из 13 так называемых «подкидышей», детей, выросших из зародышей, найденных на безымянной планете в системе ЕН 9173 в декабре 2137 года в некоем саркофаге, явно изготовленном Странниками. Комиссия, созданная для изучения саркофага и определения дальнейшей судьбы детей, не исключала, что «подкидыши» могут нести в себе какую-то скрытую программу, заложенную Странниками и запускаемую неким внешним воздействием, следовательно, они потенциально представляют опасность. Пытаясь найти компромисс между принципами гуманизма и заботой об интересах человечества, комиссия приняла решение: засекретить происшествие, в том числе и от самих «подкидышей», растить и воспитывать их раздельно, приняв все меры к тому, чтобы они никогда впоследствии не встречались друг с другом, а впоследствии всем им дать внеземные профессии, чтобы они как можно меньше времени проводили на Земле. Разумеется, за всеми «подкидышами» был установлен пожизненный контроль.

Все «дети саркофага» родились 6 октября 2138 года, были записаны посмертными детьми исследователей, отправляющихся в различные долгосрочные экспедиции, и обучались в обычных интернатах. Обнаружилось, что все они имеют на сгибе локтя родимое пятно в виде значка, совпадающего со значком на одном из медальонов, коробка с которыми была найдена в саркофаге. Медальоны стали называть «детонаторами» — кто-то из комиссии предположил, что гипотетическая «программа» может активироваться при контакте «подкидыша» со «своим» медальоном.

Абалкин направляется в музей, где хранятся детонаторы и где Сикорски снова сидит в засаде. Максим перехватывает Льва по дороге и пытается убедить его не идти в музей. Абалкин заявляет, что более не желает следовать непонятным запретам и намерен жить на Земле и заниматься тем, чем хочет. Попытка физически помешать ему не удаётся. Лев приходит в музей, видит на столе коробку с «детонаторами» и в момент, когда его рука протягивается за «своим» значком, Сикорски стреляет в Абалкина и убивает его.

Проблематика романа

По словам Бориса Стругацкого, «мы писали трагическую историю о том, что даже в самом светлом, самом добром и самом справедливом мире появление тайной полиции (любого вида, типа, жанра) неизбежно приводит к тому, что страдают и умирают ни в чем не повинные люди, — какими благородными ни были бы цели этой тайной полиции и какими бы честными, порядочнейшими и благородными сотрудниками ни была эта полиция укомплектована». Роман возник из стишка-считалки, сочиненного маленьким сыном Бориса Стругацкого и использованного в качестве эпиграфа:

Стояли звери
Около двери,
В них стреляли,
Они умирали.

(Стишок очень маленького мальчика)

Этот стишок сразу вызвал в воображении Б. Стругацкого «какие-то смутные картинки… какие-то страшные и несчастные чудовища… трагически одинокие и никому не нужные… уродливые, страждущие, ищущие человеческой приязни и помощи, но получающие вместо всего этого пулю от перепуганных, ничего не понимающих людей…» [2] Согласно сюжету книги, он придуман Абалкиным в детстве. «Стояли звери около двери…» стали его последними словами перед смертью.

Авторская интерпретация

Текст оставляет открытыми множество вопросов, в результате роман даёт широкий простор для возможных толкований. Так, не разрешается главный вопрос: был ли в действительности Лев Абалкин «автоматом Странников» с запущенной программой, то есть прав ли Сикорски в своих опасениях? Авторы совершенно сознательно оставили финал «открытым», предоставив читателю самостоятельно заполнять «пробелы» в повествовании с помощью своей фантазии (это вообще характерно для их позднего творчества). До определённого момента Стругацкие избегали разъяснять смысл сюжетов своих произведений, но впоследствии Борис Стругацкий касался в нескольких интервью авторской интерпретации истории «Жука в муравейнике».

«Подкидыши» и Абалкин

Причины поведения Льва

Сикорски

Сикорски — это пример человека, «большую часть своей жизни занимавшегося разведкой и контрразведкой; давно уже привыкшего (при необходимости) убивать; давным-давно убедившего себя, что есть ценности более высокие, нежели жизнь отдельного человека, тем более, человека „дурного“; взвалившего (совершенно добровольно) на себя чудовищный груз ответственности за ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО». По мнению Бориса Стругацкого, у Сикорски, в рамках ситуации, в которой он оказался, фактически, не было другого варианта действий. Хотя объективных причин убивать Льва не было, Сикорски не мог знать этого наверняка, а в его представлении допущение даже гипотетической опасности для человечества было хуже убийства. [8]

Источник

Подведение итогов. Аркадий и Борис Стругацкие «Жук в муравейнике».

До сих пор в магазине моего/моей АК нет ни одного патрона, посвящённого братьям Стругацким. Упущение, подумал я. И тут до меня издалека донеслась очень знакомая реплика: «Товарищ Хлебовводов, устраните.» Перечитал повесть, нашёл кое-что, не замеченное раньше и вот — устраняю, не ожидая, пока Рудольф Архипович соберётся.

В «Жуке. » я никогда не видел никаких проблем, связанных с тем, как надо поступать в случаях, подобных произошедшему с Львом Абалкиным. Не уверен — не обгоняй. Не зная броду, не суйся в воду. Так или примерно так рассуждает Сикорски и прекращает эксперимент, получив исчерпывающие доказательства включения в человеке программы Странников. И большую, почти решающую, роль в этом деле сыграл разговор Максима с голованом Щекном, из которого Сикорски уяснил главное — голованы понимают, что Абалкин уже не совсем человек. А голованам доверять можно. Начальник КОМКОН-2 исполняет свой долг и только. Есть в повести эпизод, когда мне стало его по настоящему жалко. Это когда он узнаёт, что самый близкий Абалкину человек охраняет (или сохраняет) детонаторы в Музее Внеземных Культур. «Никогда ещё Штирлиц не был так близок к провалу». В конце концов Сикорски должен был догадаться, что включившаяся в мозгу Лёвы программа наградила его даром телепатии. Но не догадался. Странники знали, что делали и тщательно подготовили акцию. Почему я пришёл к такому выводу? Потому, что Абалкин вырубил Каммерера в тот самый момент, когда тот заметил у обочины подходящий свободный глайдер («Я доставлю его на наш ракетодром, это недалеко. »). До Лёвы вдруг дошло, что времени у него больше нет. И когда Каммерер очухался, было уже поздно, и Сикорски ничего не оставалось кроме выстрела, т. к. он понимал — этот выход единственный, раз оба помощника, Гриша и Максим, опоздали. Уверен я также и в том, что никаких пыток Лев Тристану не устраивал, он просто прочитал в его голове номер специального канала связи с начальником КОМКОН-2 (вслух Тристан назвал, естественно, неправильный код, а больше он ничего интересного не знал) и устранил, как непреодолимую другим способом помеху. Есть и ещё одно соображение. Когда читаешь диалог Экселенца и Абалкина в предпоследней главе повести «Лев Абалкин в натуре», не проходит ощущение, что Лёва, разговаривая, одновременно прислушивается к мыслям собеседников (их двое, просто второй думает молча, а читать мысли двоих намного труднее), настолько он внутренне напряжён, хотя, очевидно, не имеет оснований ожидать физического нападения на себя. Диалог прекрасно написан, каждое слово выверено, можно представить даже, как братья Стругацкие это проделали, разговаривая за своих героев — Аркадий за Сикорски, Борис, как более молодой, — за Лёву. Ну, а Майя Глумова, разговаривая с Лёвой, просто не думала о своей работе, об артефактах музея, поэтому и пронесло, и Лёва получил необходимую информацию только от Бромберга. Кроме того, мне было понятно и то, что Майя вообще не в курсе дела подкидышей, ей после крайне неприятного инцидента с лампой на голове Малыша никто ничего серьёзного уже не доверял.

Так что в повести всё очень просто. И можно представить, что будет дальше. Программы начнут включаться у остальных подкидышей. Придётся срочно перепрятывать детонаторы в место, о котором будут знать, максимум, три человека (Сикорски, наверняка, остальные двое это, скорее всего, Комов и Вандерхузе), а достать их из нового хранилища можно будет только при одновременном использовании трёх ключей, принадлежащим этим троим. Может быть, в качестве ключей будут использованы отпечатки пальцев или сетчатка глаз. Что будут делать подкидыши? Искать, безрезультатно искать всю жизнь. Тяжёлый случай, но тоже никаких особых трудностей. Самое ужасное, если придётся их всех изолировать, ведь способность к чтению мыслей может не оставить другого выхода. Продолжение «Жука. » было бы интересно почитать, но кто за такое безнадёжное дело возьмётся?

Мне показалась не менее интересной вставная новелла — отчёт Льва Абалкина о работе на «Надежде». Это гениальная часть отличной, в целом, повести*. Других таких гениальных, на мой взгляд, вещей у Стругацких всего четыре: страницы Кандида из «Улитки. », «Малыш», «Парень из преисподней» и «Трудно быть богом».

В «Жуке. » есть ещё одно очень интересное предположение Авторов, касающееся пределов мужества настоящих исследователей, людей, ради науки готовых на всё. Такими людьми были родители Льва Абалкина и другие члены экипажа звездолёта «Тьма», совершившие погружение в Чёрную Дыру. Это было бы практически гарантированным самоубийством (Борис Натанович это хорошо знал, как астроном), и я думаю, что у Стругацких это только художественный образ научного подвига, и они не считали возможной такую экспедицию даже в сколь угодно отдалённом будущем.

Таковы основные итоги моих размышлений после трёх (с многолетними перерывами) прочтений этого выдающегося произведения, одного из лучших не только в Российской, но и в мировой фантастике.

*) Планета «Надежда» пережила пандемию страшной болезни — «бешенства генных структур». В эпопее Михаила Харитонова «Золотой ключ», где огромное количество отсылок к произведениям АБС, от этого бешенства безуспешно (вся надежда на болотного доктора) пытается излечиться лиса Алиса.

Комментарии

technocrator Жук в муравейнике о чем. Смотреть фото Жук в муравейнике о чем. Смотреть картинку Жук в муравейнике о чем. Картинка про Жук в муравейнике о чем. Фото Жук в муравейнике о чем

Жук в муравейнике о чем. Смотреть фото Жук в муравейнике о чем. Смотреть картинку Жук в муравейнике о чем. Картинка про Жук в муравейнике о чем. Фото Жук в муравейнике о чем8 июня 2020 г. 21:44

Вандерхузе — главный герой «Факапа». Его профессия после ухода с полевой работы — завхоз. Не простой, а какого-то из КОМКОНов. Он заведует огромными секретными складами, где такое хранится, что куда там всяким детонаторам. И его складская деятельность в значительной степени двигает сюжет.

Это как бы первая часть совпадения. Вторая же — в насквозь конспирологическом мире «Факапа» было бы даже как-то странно, не окажись Абалкин автоматом Странников, а попутно еще пулеметом тагорян и лаксианской базукой. Но «Факап» заканчивается непосредственно перед событиями ЖвМ.

Жук в муравейнике о чем. Смотреть фото Жук в муравейнике о чем. Смотреть картинку Жук в муравейнике о чем. Картинка про Жук в муравейнике о чем. Фото Жук в муравейнике о чем

Факап:
Что-то вроде фанфика по Стругацким. Во всяком случае, здесь используется мир Стругацких и их герои. Не всегда почтительно, но «тут уж извините».

Факап 1853k Оценка:6.02*421 Фантастика Комментарии: 250 (14/05/2020)
Жёсткая SF. Параквел к сочинениям Стругацких. Имеет смысл читать тем, кто более или менее помнит, что такое Институт Экспериментальной Истории, кто такие прогрессоры и зачем нужна позитивная реморализация. // Текст завершён.

Я не юрист, я фэн, но когда Карлов издал свои «Продолжения Незнайки», то его заставили убрать все имена и теперь это не Незнайка, а Карлуша.
https://ru.wikipedia.o.
https://fantlab.ru/wor.

До российских продолжений «Властелина Колец», Tolkien Estate просто не дотянулась.

А что можно сказать «по существу вашей заметки»? Вы напрасно вводите телепатию, которая не упоминалась в романе и, на этой отсутствующей основе, пытаетесь выстроить какие-то шаткие предположения.

По ЖВМ уже написаны гигабайты споров, нового вы тут ничего не откроете.

Письмо авторам из «Детской литературы»:

Уважаемые Аркадий Натанович и Борис Натанович!
Мы еще раз пересмотрели наши возможности издания рукописи «Жук в муравейнике» и пришли к выводу, что ее публикация в издательстве «Детская литература» нецелесообразна.
Носителем страшного зла в вашей повести оказывается ни в чем неповинный человек, и надо решать его судьбу прежде, чем он, сам того не желая, станет для всех смертельной угрозой. Эта тягчайшая ситуация, по сути своей, трагедийна и может быть неправильно понята неподготовленным читателем, на которого ориентируется наше издательство.
Просим Вас разрешить нам включить в план изданий взамен повести «Жук в муравейнике» одну из Ваших ранних повестей, уже получившую широкую известность и поддержанную педагогической общественностью.
С глубоким уважением
Главный редактор И. И. Ляпин.

Понимаете? ЖВМ — это тест на гуманизм. Вы его с треском провалили, как и Сикорски.

26. Вопрос: Uvajaemy Boris Natanivich,
Ya prinoshu moi izvineniya, chto ne imeyu Russian keyboard. Ya izuchayu Russian language and literature, I ochen’ interesovan Vash discussion s Vashimi chitatelyami. Mnogie iz Vashih knig stali dlya menya okno mir Vashey mechty, Vashih predstavleniy o putyah razvitiya mankind. Ya s udovol’stviem prochel knigu, napisannuyu Vami I Vashim bratom ‘Juk v Muraveynike’. Ya hotel by zadat’ vopros – ne kajetsa li Vam sey chas, po protekaniyu nekotorogo vremeni, chto reaction Sikorski na Abalkin’s problem otrajaet strahi – skoree, opaseniya – imenno prisushie totalitarian (or – post-totalitarian) society?

Alex L.Oltmans
Baltimore, MD, США — 01/25/00 17:20:13 MSK

Нет, мне это не кажется. Реакция Сикорски на происходящее вполне типична для представителя любой спецслужбы, совершенно независимо от того, в каком государстве (тоталитарном или демократическом) происходят события. Повесть «Жук в муравейнике» вообще о том, что если в обществе существует тайная полиция, обязательно будут гибнуть ни в чем не повинные люди, каким бы благополучным ни было это общество и какие бы честные, благородные и гуманные (субъективно) люди ни служили бы в этой тайной полиции.

Роман Пехов
Екатеринбург, Россия — 04/27/00 21:55:47 MSD

Попробуем на примерах.
Ежегодно в мире несколько миллионов человек становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий. Означает ли это, что автомобилизация есть зло?
Достоверно известно, что вероятность суицида среди образованных людей значительно выше, чем среди малограмотных. Образование есть зло?
Никакая полиция не может сколько-нибудь плодотворно работать без огромной армии добровольных осведомителей (любовно называемых в народе «стукачами»). Можно сказать: полицейская система порождает стукачество (грех, на мой лично взгляд, может быть и не самый «смертный», но уж точно – самый поганый). Полицейская система это зло?
И так далее.
Речь ведь идет о совсем простых вещах. Всякая достаточно мощная и разветвленная система обязательно порождает злоупотребления и ошибки – совершенно независимо от того, какие люди эту систему образуют. Просто, если эти люди «плохие», – злоупотреблений и ошибок будет катастрофически много, а если «хорошие», то ошибки будут все равно, но их будет меньше и выглядеть они будут трагическими случайностями. Нетривиальность ситуации, описанной в «Жуке», состоит ТОЛЬКО в том, что система порождает трагедию даже тогда, когда состоит из исключительно добрых, честных, бескорыстных и высокопрофессиональных людей. Только это и представляется неочевидным, все же прочее «ясно даже и ежу».

3. Вопрос: 6. Если Лев Абалкин-таки был автоматом Странников, то что же произошло бы, если бы он прикоснулся к детонатору?

Илья Винарский
Беллвью, США — 01/09/99 20:22:28 MSK

На мой взгляд, это неверная постановка вопроса. Абалкин НЕ БЫЛ автоматом Странников, и его контакт с детонатором вызвал бы не больше последствий, чем Ваш контакт с Вашей же трудовой книжкой. Вы, наверное, хотите спросить: чего Экселенц ждал от контакта Абалкина с детонатором? О, тут открывается широчайшее поле для мрачных фантазий. Экселец был человеком многоопытным, да и отсутствием воображения не страдал.

4 июня 78-го года
ДИСКУССИЯ СИТУАЦИИ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *