Журавль и цапля кратко о чем

«Журавль и цапля»

Смысл названия: основные персонажи сказки обозначены в названии.

Литературное направление: фольклор.

Литературный жанр: сказка о животных.

Действующие лица

Краткое содержание

Жили-были Журавль и Цапля. Они были соседями, дружили. Как-то Журавль решил жениться и посватался к Цапле. Но Цапля посмеялась над ним. Журавль обиделся и ушёл домой.

Цапля спохватилась, что зря прогнала Журавля. Ведь одной жить скучно. Пошла она к Журавлю, стала просить: «Возьми меня замуж!». Журавль сказал ей, что она некрасивая и он не хочет на ней жениться. Заплакала Цапля и вернулась домой.

Журавль подумал, что зря обидел Цаплю. Пошёл к ней и сказал, что решил жениться. Но теперь Цапля не желала за него замуж.

Только ушёл Журавль, как Цапля стала жалеть о своём отказе. И пошла она сама к Журавлю. Но теперь он отказал ей.

Так и ходят они друг за другом по болоту, никак не могут договориться.

Экранизация

«Журавель и цапля» (СССР, 1974, мультфильм).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Почему Журавль и Цапля не поженились?

Ответ. Журавль и Цапля заносчиво отказывали друг другу в супружестве — и тут же жалели об этом.

Какой недостаток высмеивается в сказке «Журавль и Цапля»?

Ответ. Чрезмерная гордость. И Журавль, и Цапля насмехались над предложениями о супружестве, хоть и стремились к этому. Поскольку ни Журавль, ни Цапля не хотели сделать шаг навстречу другому, сказка фактически ничем не оканчивается: Журавль и Цапля и поныне не могут договориться.

Источник

Краткое содержание «Журавль и цапля»

Всего получено оценок: 67.

О произведении

Сказка «Журавль и цапля» — русская народная сказка, которая впервые появилась в печати в обработке А. Н. Толстого. Это история о глупых и легкомысленных птицах, которые хотели создать семью, но не могли добиться желаемого из-за своей гордыни.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Журавль и цапля» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 5 классе.

Главные герои

Краткое содержание

Жили цапля и журавль — их избушки стояли в разных концах большого болота. Как-то заскучал журавль в одиночестве и решил жениться на цапле. Недолго думая, отправился он к своей соседке — « семь вёрст болото месил ».

Журавль предложил цапле выйти за него замуж, но капризная цапля отказалась. Ей всё не понравилось в журавле: « у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем ». Прогнала цапля жениха, который ушёл домой « несолоно хлебавши ».

Спустя время цапля призадумалась над своей судьбой и решила создать семью с журавлём. Она пришла к нему в гости и рассказала о своем намерении. Вот только журавль отказался брать её в жёны. Цапля горько « заплакала со стыда и воротилась домой ».

Когда цапля ушла, журавль призадумался и понял, что совершил ошибку: одному скучно, а вдвоём с цаплей было бы куда веселее. Он решил вновь попросить соседку выйти за него замуж. Но к тому времени цапля уже успокоилась и отказала кавалеру.

Когда журавль скрылся из вида, цапля осознала, что погорячилась. Она отправилась к журавлю свататься, но он уже перехотел брать её в жёны. Вот так и ходят журавль и цапля друг к другу, « да никак не женятся ».

Журавль и цапля кратко о чем. Смотреть фото Журавль и цапля кратко о чем. Смотреть картинку Журавль и цапля кратко о чем. Картинка про Журавль и цапля кратко о чем. Фото Журавль и цапля кратко о чем

Заключение

Народная сказка учит важному правилу: хорошенько подумать, прежде чем принимать какое-то важное решение. Нужно учиться слушать и слышать другого человека — только тогда можно прийти к взаимопониманию.

После ознакомления с кратким пересказом «Журавль и цапля» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Краткое содержание Журавль и цапля (сказка)

Вздумал как-то одинокий журавль к цапле посвататься. А жила цапля далеко – на другом конце болота. Долго пришлось ему к ней топать. Пока дотопал – всю грязь болотную перемесил. Приходит он к цапле, и, едва поздоровавшись, сразу к делу приступает: выходи, мол, цапля, за меня замуж. А цапля – вредина! – уперлась – и ни в какую! Все ей в журавле не так: и ноги-то ей его длинные не нравятся, и одеться-то он не умеет, и добытчик-то с него никакой – жену ни за что не прокормит. На том журавль и пошел восвояси, а цапля тут и спохватилась: плохо ведь ей живется одной, так зачем же тогда она журавлю отказала?

Подумала так цапля – и вот уже сама она к дому журавля путь держит. Приходит – и сразу речь о свадьбе ведет: возьми, мол, журавль, ее в жены. Да не тут-то было, красавица: пропала у журавля охота жениться! Без долгих объяснений журавль цаплю выпроваживает. Расплакалась обиженная цапля и ушла. Только она за порог – журавль начинает жалеть, думать, что зря он ее прогнал: скука его давно ведь заела.

И все повторяется: приходит журавль к цапле, зовет ее замуж, а цапля не соглашается. После ухода неудачливого жениха цапля думает: «Зачем я ему отказала? Одной жить тоскливо. Надо было соглашаться», – и отправляется к журавлю. Приходит к нему, сватается, а тот уже снова передумал.

И нет конца у этой истории, так и будет она продолжаеться вечно. Ходят журавль и цапля по очереди друг к другу свататься, а пожениться не могут.

Сказка учит: легко, конечно, рассуждать со стороны, но все-таки: чтобы не попадать в подобные ситуации, желательно принимать важные решения взвешенно, а принятые решения исполнять.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Журавль и цапля. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Данное произведение чисто автобиографическое повествует нам о школьных годах писателя. Когда Корней Иванович вырос и стал известным человеком в области детской литературы, он решил написать повесть о своих учителях

Рассказ А. И. Солженицына Как жаль написан в 1965 году. Главная героиня – Анна Модестовна, дочь репрессивного. Рассказ начинается с того момента, когда она приходит в какое-то учреждение

Русский писатель-прозаик, сценарист, журналист Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 году на Дону. В своих произведениях он правдиво отразил главные моменты истории страны: гражданскую и Великую Отечественную войны

Произведение канадского писателя повествует нам о судьбе кошки, которая выросла в трущобах. Первые страницы рассказа начинаются с того, что торговец печенью каждое утро подкармливал домашних любимцев жильцов

Источник

«Журавль и цапля» — читательский дневник по русской народной сказке

Журавль и цапля кратко о чем. Смотреть фото Журавль и цапля кратко о чем. Смотреть картинку Журавль и цапля кратко о чем. Картинка про Журавль и цапля кратко о чем. Фото Журавль и цапля кратко о чем

Разберем образец оформления читательского дневника сказки «Журавль и цапля» в обработке А. Толстого.

Описание книги для читательского дневника

Автор: русская народная сказка в обработке А. Толстого
Название произведения: «Журавль и цапля»
Жанр: сказка
Издательство: Нигма
Год издания: 2016

Главные герои и их краткая характеристика

Журавль — парень хоть куда, жених завидный, одинокий, но злопамятный и обидчивый.
Цапля — легкомысленная невеста, часто меняет свое мнение, торопливая и поспешная в решениях.

Краткое содержание и сюжет

На одном болоте жили Журавль и Цапля. Каждый из них построил себе дом, только в разных концах болота. И вот стало скучно Журавлю одному жить. Решил он к Цапле посвататься. Пошел в гости через болото. Семь верст отмахал, добрался, и просит Цаплю за него замуж выйти.

А Цапля ему от ворот поворот. Не нравится ей жених — и ноги тонкие, и платье короткое, и летает плохо, да еще корми его потом, когда самой еды мало. Прогнала Цапля Журавля, а сама задумалась. А ведь и правда скучно одной. Решила согласиться и пошла к Журавлю.

Приходит и объявляет, что согласна за него замуж выйти. А Журавль сидит обиженный, на Цаплю не смотрит. «Нет, — отвечает, — теперь я не хочу на тебе жениться. Ступай-ка ты Цапля, туда откуда пришла».

Заплакала от обиды и стыда Цапля и домой пошла. А Журавль ей вслед смотрит и думает, что зря отказал, ведь одному и правда не жизнь. И бегом за Цаплей. Догоняет возле дома и просит вернуться, мол согласен он жениться. Но тут уж Цапля норов проявляет и гонит Журавля прочь. Не нужен ей такой жених непостоянный. Прогнала. а сам думает: «Да что же это я! Сама свое счастье прочь гоню!» И бегом за Журавлем. Так они ходят друг за другом и поныне, а свадьбы так и не сыграли.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Жили на болоте Журавль и Цапля. Журавль посватался к Цапле, а Цапля ему отказала. Цапля передумала и просится замуж. Журавль отказывает Цапле, но раскаивается. Журавль снова просит Цаплю выйти за него замуж. Так и ходят они друг за другом бесконечно.

План пересказа

Основная мысль

Поспешность в принятии решений приносит только вред.

Чему учит

Сказка учит уметь слушать другого человека. Учит не торопится с принятием важных решений. Учит сперва подумать, а потом говорить. Учит уважать других людей и считаться с их мнением. Учит находить компромисс.

Отзыв и что понравилось

Мне понравилась эта веселая история, хотя ни Журавль, ни Цапля не являются идеальными. Они слишком долго жили одни, и поэтому им трудно решиться на создание семьи, их пугает ответственность, у них у каждого свои привычки. Но мне хочется верить, что когда-нибудь они договорятся и все у них будет хорошо.

Вывод и мое мнение

Простая детская сказка содержит важные уроки для взрослых. Перед принятием решения, нужно хорошенько подумать. Сделав выбор держаться его. Думать о чувствах других, относиться с добротой. Гордость, неуступчивость, упрямство ограничивают человека, делают неспособным изменить жизнь к лучшему.

Источник

Урок литературы на тему «Сказка «Журавль и Цапля»

Разделы: Литература

I. Организационный момент.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и журавль”.

(Чтение текста: читать может сам учитель, ученики могут подготовить выразительное чтение дома).

2. Особенности русских народных сказок. Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина, концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).

Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.

(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные, длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке. Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым птицам? А автор художественного?

Чем описание художественное отличается от научного?

(1) Художественное описание не только даёт представление о внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите иллюстрации. (Приложение 2). Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II). Ответьте на вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.

2. Углубление представлений о содержании сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не выполнили задуманного, что им помешало?

(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.

(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте) похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Прокомментируйте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *