Журналист это кто и чем занимается
Профессия журналист: вымирающий вид, или что говорят прогнозы
Чем занимается журналист? Чем отличается хороший журналист? Что угрожает журналистике и стоит ли ее выбирать сегодняшним выпускникам?
Интригует, не правда ли? Неужели журналисты станут невостребованными? И как быть, если все-таки чувствуешь призвание к журналистике? Поговорим о требованиях к профессии журналиста, смежных профессиях, уровне зарплат и востребованности журналистов сегодня.
Профессия журналиста
Благодаря работе журналиста мы узнаем информацию за пределами своего круга общения – какой прогноз погоды на завтра, стоит ли покупать новый гаджет, что происходит в горячих точках планеты, кто стал президентом в нашей или соседней стране. Поэтому, определенно, без труда журналиста в мире наступила бы великая тишина и всеобщее незнание.
Какие бывают журналисты и что они делают
При выпуске новостей журналистам не обойтись без представителей других творческих профессий: фотокорреспондент, дизайнер, верстальщик, оператор, звукорежиссер.
Что угрожает журналистике
Как вы понимаете, ей грозит далеко не роботизация, потому что написать хороший, вызывающий эмоции текст для человека может только человек. На традиционную печатную журналистику наступает интернет и социальные сети. Пост очевидца событий в Instagram, а не статья в газете расскажет читателю о наводнении или флешмобе. Репортеры все меньше ездят в командировки, потому что можно просто посмотреть прямую трансляцию на youtube, которую ведут очевидцы происшествия. Популярные люди могут рассказывать о себе не только в интервью телеканалу, но и просто в своем Instagram. Журналист оказывается только посредником в передаче информации.
Теперь практически каждый человек может стать журналистом в своих социальных сетях. Поэтому самой свободной прессой стали личные блоги, которым читатели доверяют больше, чем авторитетному традиционному изданию.
Что делать профессиональным журналистам в такой обстановке? Меняться и идти в ногу со временем. Вести свои блоги, только лучше и эмоциональнее, чем это делают непрофессиональные авторы. При этом оставаться честным и непредвзятым. Видео и публикации современных онлайн-СМИ профессионалы называют модным словом «контент». Так вот, профессиональный журналист может создавать самый качественный контент, и люди к нему потянутся.
Смежные профессии
Если вы думаете о фундаментальном образовании в журналистике, то присмотритесь и к этим профессиям.
Плюсы и минусы профессии журналиста
+ творческая разнообразная работа
+ новые знакомства и общение
— ненормированный график
— высокий уровень стресса и часто авральный режим работы
Какими качествами должен обладать хороший журналист
✎ Коммуникабельность
✎ Грамотная письменная и устная речь
✎ Эмоциональный интеллект
✎ Аналитический склад ума
✎ Умение анализировать большие объемы информации
✎ Толерантность
✎ Хороший внешний вид
✎ Энергичность
✎ Креативность
Где учиться
Самими сильными российскими вузам, которые готовят журналистов, считаются:
• МГУ им. М.В. Ломоносова (в Москве)
• НИУ ВШЭ (в Москве)
• МГИМО (в Москве)
• СПбГУ (в Санкт-Петербурге)
• УРФУ (в Екатеринбурге)
Чтобы поступить на журналистику после 11 класса, вам необходимо будет сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе, иностранному языку и, во многих вузах, творческий конкурс (ДВИ).
Где работать
• В издательствах
• В средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-издания
• На фрилансе
• Открыть свое медиа
Оплата труда (диапазон зарплат)
Несмотря на это, унывать не стоит. Журналистика дает возможность работать в разных смежных специальностях с высокими зарплатами.
Что делать уже сейчас, чтобы стать журналистом
✔ Завести свой блог, влог и делиться с окружающими событиями и мыслями, которые вас волнуют.
✔ Вести школьные группы в соцсетях и писать статьи на школьный сайт.
✔ Изучить книги и блог Максима Ильяхова, «Писать легко» Ольги Соломатиной, «Универсальный журналист» Дэвида Рэндалла, «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно» Ларри Кинга.
✔ Посмотреть интервью и видеоблоги Владимира Познера, Юрия Дудя, Леонида Парфенова, Евгения Савина.
✔ Изучить современные сервисы для журналистов, например, pressfeed.ru.
✔ Много читать. Выбирать литературу разных жанров, отмечая писательские удачи и неудачи.
✔ Выступать перед публикой при любом удобном случае.
✔ Посмотреть фильмы о писателях и журналистах: «Общество мертвых поэтов», «В центре внимания» (18+), «Плутовство», «Дьявол носит Прада» и т.д.
Удачи вам! Пишите и сокращайте!
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.
Чем занимается журналист?
В широком смысле журналист — это тот, кто собирает и перерабатывает информацию. Журналистика имеет давнюю историю, уходящую корнями в эпоху Древнего Рима, когда на свет появились первые сообщения с новостями.
То, что делают журналисты, окружает ежедневную жизнь всего человечества. Если в прошлые века люди начинали свой день с чтения свежей местной газеты, то теперь за последними мировыми новостями следят при помощи интернета.
Журналист — кто это?
Источник фото freepik
На первый взгляд, все, что делает журналист — это рассказывает своими словами о произошедших событиях. Но, кроме поисков информации, нужно правильно выбрать источник новостей, проверить его надежность и подготовить материал так, чтобы он был интересен читателям или зрителям. Поэтому журналист должен быть знаком со многими людьми, разбираться в самых разных областях и быть в курсе свежих событий.
Журналист должен уметь выделять главное из информационного потока, самостоятельно понимать суть происходящего, анализировать данные и делать из них верные выводы.
Цель того, что делает журналист — это формирование мнения общества по тем вопросам, которыми он занимается. Опытный профессионал заставляет задуматься и не оставаться равнодушным к освещаемым событиям.
Чем занимается журналист в своей профессии
В каждом средстве массовой информации есть свое направление, темы и стиль работы. Кроме журналистов, работающих над созданием статей или видеосюжетов, в штате СМИ имеются:
Для журналистики идеально подходят активные и любознательные люди, которые готовы в любой момент выехать на место событий или на встречу с источником информации. Журналисты много времени проводят вне стен офиса и часто бывают в командировках. Профессиональный журналист делает все, что поможет ему собрать максимум информации для публикации.
Профессия журналиста может быть опасной: военные журналисты, работающие в горячих точках, ежедневно рискуют своей жизнью, а журналисты, занимающиеся различными расследованиями, нередко становятся мишенью для тех, кто не хотел бы предавать огласке свою деятельность.
Журналист — это тот, кто сам находит тему для своего материала. Никто не будет подсказывать ему о чем следует написать сегодня. Журналист должен иметь чутье на актуальные новости или события, стараться первым сообщить о них, а также уметь делать прогнозы на базе уже случившихся событий.
В журналистике существует множество направлений и каждый выбирает то, что ему ближе: это может быть спорт, политика, искусство, экономика и т. д.
Этот вид деятельности предполагает, что много времени журналист будет проводить вне офиса. Кроме того, каждому журналисту приходится тратить время на подготовку материала, расшифровку своих записей, проверку фактов и т. д.
Чем занимается журналист любой сферы
Источник фото freepik
Вне зависимости от выбранной сферы, в основные обязанности журналиста входит:
Журналист должен иметь навыки:
Журналист должен быть коммуникабелен, креативен, сообразителен и находчив. Эта работа предполагает постоянный контакт с разными людьми, а это значит, что журналист должен уметь находить со всеми общий язык, располагать к себе, быть отличным собеседником. Кроме того, для анализа материалов необходимо обладать эрудицией, усидчивостью, логикой, аналитическим складом ума.
От журналиста требуется:
Зарплата журналиста в России
Все то, что делает журналист, может привести его к успеху в других сферах жизни. Специфика карьеры заключается в том, что успех и известность многие профессионалы зарабатывают благодаря своим личным качествам, своему имени и репутации. Хорошие журналисты могут быть известны не меньше актеров или певцов.
Но то, чем занимается журналист, не всегда предполагает «звездную» составляющую. Опытный редактор, режиссер или сценарист также очень ценятся работодателями.
Из-за множества направлений журналистика считается очень востребованной на рынке труда, хотя зачастую работодатели хотят получить специалистов с серьезным опытом.
Поэтому зарплата журналиста в России колеблется в широких пределах:
В этой профессии нет верхней планки по заработной плате, так как она зависит от успешности и профессионализма отдельного специалиста.
Где может работать журналист
Лучше всего начать работать во время учебы в вузе. Таким образом, будущий журналист может получить необходимый для дальнейшего трудоустройства опыт и понять, какая тематика ему ближе всего.
Работать журналист может в таких организациях:
Журналистика в вузах России
Источник фото freepik
Журналистика – это творческая профессия, поэтому при поступлении на профильный факультет надо быть готовым предоставить свои публикации, пройти тестовое задание или творческий конкурс.
Во многих вузах страны есть факультеты журналистики, но специалистами могут стать выпускники филологических или других гуманитарных факультетов.
Всего в России 153 вуза со специальностью «Журналистика»(42.03.02), которая занимает 3 место в рейтинге специальностей. Среди них есть наиболее престижные, которые располагаются не только в Москве и Санкт-Петербурге.
Топ 7 популярных вузов России со специальностью журналистика (42.03.02):
Какие предметы нужно сдавать на журналиста
Стандартный набор экзаменов для поступления в вуз может отличаться в зависимости от специфики учебного учреждения. В основном абитуриенту нужно сдать всего 3 экзамена.
Что нужно сдавать на журналиста:
Если абитуриент хочет поступить на специальность «иностранная журналистика», то вместо литературы ему нужно сдать экзамен по английскому языку. Также это направление необходимо сдавать обязательно при поступлении в МГУ.
Узнать, какие предметы нужно сдавать на журналиста, можно в выбранном для поступления вузе. В некоторых случаях потребуется сдать следующие дисциплины:
Профессия журналист: плюсы и минусы
Плюсы:
Минусы:
Профессия журналист
Журналист – это интересная профессия для общительных и любознательных людей. Предполагает постоянные контакты с людьми и участие в мероприятиях. Многие ее представители становятся известными людьми и лидерами мнений. В статье вы узнаете, чем занимаются журналисты и где они востребованы, получите подробное описание данной работы.
Содержание статьи:
Кто такой журналист и чем он занимается?
Суть профессии журналиста – поиск и обработка интересной и важной для общества информации. На основе собранных данных выпускаются новости, статьи, репортажи, передачи на радио, телевидении, сайтах в интернете.
В своих материалах журналисты могут привлекать внимание к проблемам, вызывать общественные дискуссии, отражать различные точки зрения на какие-либо события. Есть отраслевые специалисты, которые освещают события в определенной области, например: экономика, финансы, образование и других.
В процессе работы журналисты много общаются, ездят в командировки, в том числе – за границу. Берут интервью, делают фотографии и выполняют другие обязанности. Это интересная профессия для активных людей.
Работа журналиста может быть небезопасной, особенно если он занимается расследованиями, ездит в горячие точки, освещает острые общественные и политические темы.
Плюсы и минусы профессии журналиста
Возможность стать известным.
Плюсы в профессии журналиста зависят от сферы. Например, сотрудничая с популярными GEO-журналами, можно побывать в разных уголках страны и мира. Работая в президентском пуле – быть в центре событий. Работая в глянце, окунуться в мир моды.
В число минусов профессии журналиста можно отнести невысокие зарплаты у новичков. Необходимость раскручивать себя и делать имя, чтобы получать хорошие гонорары. Часто к минусам профессии относят сложности с устройством в штат СМИ.
Необходимые навыки и знания
Самое важное в журналистике – это умение находить ценную для читателей информацию и оперативно доносить ее до аудитории. Нужно быть коммуникабельным, иметь широкий круг знакомых (источников, спикеров).
Важно уметь писать интересным и живым языком, придумывать заголовки, владеть журналистскими приемами. Также будет полезным:
Знание законов о СМИ и журналистской этики.
Часто написанные статьи правят и дорабатывают редакторы. Это обычная практика в изданиях.
Востребована ли профессия журналиста сегодня?
С развитием блогов традиционные СМИ испытывают давление. Есть мнение, что востребованность профессии журналиста будет снижаться. Однако это не совсем так.
Журналисты производят контент высокого качества, который всегда будет востребован. Многие специалисты делают собственные проекты, в том числе в интернет. Например, зарабатывают на YouTube, ведут проекты в Яндекс.Дзен, создают личные блоги на других платформах и зарабатывают за счет рекламы и донатов.
Журналисты востребованы в корпоративных СМИ, которых сейчас становится все больше. Например, к ним относится Тинькофф Журнал и другие. Также они находят работу в области SMM, комьюнити-менеджменте, могут стать PR-специалистами.
Вариантов развития карьеры много, и оставаться востребованным возможно.
Сколько зарабатывают журналисты?
Уровень заработка зависит от сферы деятельности, профессионализма, опыта, личного бренда. Например, высокие зарплаты традиционно в корпоративных СМИ, крупных интернет-порталах и в сфере PR.
Многие авторы работают сдельно и получают оплату в зависимости от количества подготовленных материалов. Одна статья может стоить от 3-5 до 10 тыс. рублей. На ее подготовку может требоваться от 2-3 дней до недели.
В среднем новички в региональных изданиях могут рассчитывать на зарплату от 20-25 тыс. рублей в месяц. В Москве – от 40-50 тыс. рублей. Люди с опытом получают от 50-60 тыс. рублей и выше. Звезды на телевидении могут зарабатывать сотни тысяч рублей в месяц.
Как стать журналистом?
Если ваша задача – научиться интересно и красиво писать, профессионально работать с информацией и готовить статьи на заданные темы, то эти задачи можно решить при помощи онлайн-курсов. Например:
Курс в Skillbox, на котором научат писать, редактировать и правильно оформлять тексты. Вы узнаете, как создавать контент-стратегии, писать для блога, рассылок и социальных сетей, управлять редакцией. Подходит людям, которые хотят работать в корпоративных изданиях или делать блоги.
Вы научитесь придумывать идеи для роликов, писать сценарии, проводить съемки, продвигать контент. Курс подходит людям, которые хотят освоить профессию видео блогера и зарабатывать на этом.
Специалист по PR не является журналистом, но работает в смежной сфере. Зарплаты PR-щиков обычно выше, поэтому журналисты часто уходят работать в пиар. На курсе вы узнаете, как выстраивать отношения со СМИ, проводить мероприятия для прессы и многое другое. Обучение проводится онлайн.
Большой курс по пиару. Здесь научат работать с журналистами, выстраивать с ними коммуникацию, решать задачи бизнеса в области PR, создавать контент, обрабатывать негатив и многое другое. Повторюсь, что PR – это не журналистика, а смежная сфера.
Многие журналисты не имеют профильного образования и приходят в профессию из других областей. Однако имеются и специальные ВУЗы, где готовят журналистов. Например, одним из самых сильных считается факультет журналистики МГУ.
Для поступления на специальность «Журналистика» обычно нужно сдавать русский язык, литературу, иностранный язык, выполнить творческое задание. Также могут потребоваться публикации в СМИ или рекомендации от редакторов.
Если Вы еще учитесь в школе, то можете начать работать с редакциями молодежных сайтов и газет. Так Вы получите первый опыт и публикации.
В интернете можно посмотреть ролики Ольги Соломатиной (работает в Коммерсанте) о том, как писать легко и интересно.
Где искать работу?
Найти работу журналистом можно через сайты вакансий или обратившись в редакции газет, журналов, интернет-СМИ, работающих в Вашем городе. Как правило, на сайтах СМИ имеется информация об открытых вакансиях журналистов.
Можно работать фрилансером и писать материалы под заказ. В этом случае найти подходящую работу можно на биржах фриланса.
Если вам нравится писать тексты и вы хотите работать в творческой сфере, рекомендую также посмотреть профессии:
Журналист: кто это и чем занимается
Нет такого уголка человеческого бытия, куда бы ни ступала нога журналиста и куда бы он, простите, не сунул свой нос.
Так кто же он — журналист? Каковы его задачи, навыки, принципы? Что за профессия такая и где ей обучаются? Об этом и сопутствующем — поговорим.
Чуть-чуть истории журналистики
«Четырех враждебно настроенных газет надо бояться больше, чем тысячи штыков». (Наполеон)
Четвертой властью журналистику титуловали не зря. Думается, что если бы к тому времени не были разобраны первые три — законодательная, исполнительная и судебная, то она могла бы побороться за призовое место.
На самом деле инструментом влияния на общество журналистика стала практически с момента своего появления. А момент этот произошел в нашей стране в 1703 году — тогда по указу Петра I появилась первая официальная газета «Ведомости».
Печатная. До нее была рукописная — «Куранты», выпускалась в виде свитка и распространялась в узком кругу — царя Алексея Михайловича и его приближенных.
Петр I, умелый политик и талантливый стратег, стал издавать собственную газету в самое нужное время. Он лично участвовал в создании газеты. «Ведомости», по оценкам историков, создавались как раз для того, чтобы убедить общество в возможности победы в Северной войне.
В будущем газеты не раз выпускались с целью манипуляции общественным сознанием. Например, именно газеты сыграли ключевую роль в распространении революционных идей в период падения царского режима в России.
Во времена Советского Союза пресса прославляла и возвеличивала коммунистический строй. «Правда», «Известия», рупоры партии и советской власти, — были наиболее влиятельными. На многих предприятиях подписка на них была обязательной. При этом, конечно, выходили и более любимые читателями «Литературка», «Крокодил», «Советский экран», «Работница». «Вечёрка» с трепетом ожидалась и раскупалась в первые часы после появления в киосках. Для среднестатистической советской семьи было нормой выписывать регулярно несколько газет и журналов.
И хоть сегодня бумажная газета сдает свои позиции, современная жизнь немыслима без СМИ. По данным Роскомнадзора от 03.02. 2019 года, в российском реестре содержатся данные о 145 066 СМИ: государственных и частных, независимых и оппозиционных, откровенно «желтых» и скандальных, кровожадных и оккультных, развлекательных и религиозных. Они информируют, возмущают, радуют, удивляют, шокируют. И пишут статьи для этой вереницы разномастных изданий именно они — журналисты!
Страшно представить, что будет, исчезни враз с лица земли все газеты, журналы, теле- и радиовещание, интернет. Мир охватит паника.
Впрочем, о ней мы… не узнаем. Как не узнаем о месте падения очередного метеорита или о демонтаже Эйфелевой башни, допустим. Да и банально том, что завтра будет перекрыто движение по центральному проспекту нашего города, — тоже не узнаем. Потому что об этом нам никто не расскажет. Не напишет. Не покажет. Ибо будет — некому.
Эфир замолчит. Наступит коллапс. Изоляция. Пустота…
Чем занимается журналист
Профессия журналиста — одна из самых интересных и захватывающих. Она многогранна. Человек, владеющий ею, должен знать все обо всем. Быть в курсе всего происходящего в мире. На земле, в космосе, в океане.
Журналист встречается с огромным количеством замечательных людей. Узнает массу поразительных фактов и историй. На него обрушиваются горы новостей. Он погружается в гущу событий. Ныряет в круговорот интриг. Путешествует. Изучает. Пробует. Рискует.
Главное, с чем работает журналист и что находится в сердцевине журналистики — это информация. Именно ее сбором, отбором, обработкой и распространением он занимается.
Поскольку невозможно знать все и одинаково хорошо разбираться в разных вещах, журналист выбирает свою тематику. Определяет направление своей деятельности. Ту сферу, которая его интересует, увлекает, захватывает. И которая, без преувеличения, становится его жизнью.
Такие разные типы журналистов
Политический журналист
Не только информирует, но раскрывает суть явлений, анализирует, показывает связь между ними. Поскольку интерес к политике в нашем обществе силен, то со временем и наработанным опытом политический обозреватель может стать весьма влиятельной фигурой. В первую очередь для своих читателей.
Спортивный журналист
Культурный журналист
Социальный журналист
Ее можно назвать журналистикой с человеческим лицом. Когда в центре оказался отдельно взятый человек. Живой, со своими проблемами и болью. Он показался — из тюрьмы, дома престарелых, ночлежки для бездомных, интерната для инвалидов, психиатрической лечебницы — и стал виден. О нём заговорили. О нём узнали.
Военный журналист (корреспондент)
Вообще типов журналистики очень много, разделение и отнесение конкретной газеты или ТВ-программы к определенному типу бывает условным, обобщенным. Деловая, научная, экономическая, экологическая, религиозная, корпоративная, ресторанная. Журналистика фактов, журналистика мнений, трэвел-журналистика, гонзо-журналистика.
Кстати, последняя является ответвлением так называемой новой журналистики. Гонзо — с английского переводится как «рехнувшийся», «чокнутый».
«Чокнутая» журналистика
Термин «гонзо-журналист» появился еще в 60-е годы прошлого века, но активно стал использоваться только в последнее время.
Говорят, что американскому журналисту Хантеру Томпсону один из редакторов поручил написать статью про скачки. По одной версии, репортер отправился на скачки, по другой — не посещал мероприятие. Как бы то ни было, в своей статье он ни словом не упомянул лошадей, соревнования, даже не назвал имя победителя. Вместо этого описывал зрителей, которые приехали на скачки, по его мнению, только ради выпивки и веселья, а то и мошенничества.
Заметки Хантера были субъективными, жесткими. Но редактору материал очень понравился — настолько ново и необычно было написанное. По нраву статья пришлась и читателям, хотя некоторые были шокированы новаторской и чересчур смелой стилистикой текста. С тех пор Томпсона называют «королем гонзо».
Не его ли величеством был вдохновлен журналист немецкого Der Spiegel Клаас Релоциус, разоблаченный пару месяцев назад? К чести самого издания, оно опубликовало подробное расследование случившегося.
Клаас Релоциус сотрудничал с журналом 7 лет в качестве фрилансера (свободного работника). Последние полтора года числился в штате. И все эти годы он выдумывал репортажи и интервью. А опубликовано под его именем более 60 статей! За них Релоциус получил 9 немецких и 2 международных профессиональных премии! Его признавали журналистом года в Германии, а Forbes включил его в число 30 самых перспективных медиаперсон до 30 лет. Вот так разоблачение!
(Похожая история — в фильме «Афера Стивена Гласса».)
Направлению гонзо-журналистики присуще повествование от первого лица. В статьях уделяется большое внимание собственному отношению к тому или иному событию. Часто автор уходит от первоначальной темы. Для живости используется юмор, издевки, бранная речь. Гонзо-журналистика — один из лучших методов пропаганды. Она полностью опровергает базовые принципы журналистки: правдивость, непредвзятость, аргументированность.
Журналистская этика
Журналистами и издателями много лет назад был разработан некий «кодекс чести». Он содержит свод правил, которых должен придерживаться всякий уважающий себя журналист. Юридически свод не оформлен. И правила эти обращены больше к совести человека, нежели к законности.
Правил «кодекса чести журналиста» достаточно много. Но основные стоит назвать:
Только факты. Только с ними работает журналист.
«…Как слово наше отзовется»
Главный инструмент журналиста — слово. Но, оно, как известно, — меч обоюдоострый. Им можно как исцелить, так и погубить. СМИ могут манипулировать общественным мнением. Формировать ложное представление о действительности. Сеять зло.
Рядом с честным журналистом порой оказывается человек, который в погоне за сенсацией не гнушается и грязными способами ее добычи. Кого красное словцо, собственное имя и гонорар заботят куда больше содержания и важности статьи.
Все чаще в последнее время СМИ уводят внимание людей от реальных проблем в обществе. Как будто нарочно, читателей, зрителей и слушателей окунают в пучину скандалов и интриг, криминальных историй и смакования личной жизни известных личностей. Так, в свое время скандал в Белом доме, связанный с обвинениями Билла Клинтона в любовной связи с Моникой Левински, был раздут до невероятных размеров американскими СМИ. Это привело к тому, что многие важные события прошли практически незаметно для общественности.
Кому-то это было на руку?
А у нас в ушедшем году бурные обсуждения развода Степаненко и Петросяна заслонили изменения в пенсионном законодательстве. СМИ выдвигали на передний план и со всех ракурсов показывали драки футболистов Мамаева и Кокорина. До бесконечности мусолили пресс-конференцию перед «боем века» между Хабибом Нурмагомедовым и Конором Макгрегором. Обсуждали скандальные клипы Киркорова.
И тем самым на задворки вытеснялись экологические проблемы в Подмосковье и Челябинске, безрадостное положение в бесплатной медицине, введение налога для самозанятых. Даже в трагедии в кемеровской «Зимней вишни» умудрились сместить акценты с истинных причин беды на разговоры об Игоре Вострикове.
Так забалтываются важные вопросы. Порой судьбоносные для страны решения принимаются чиновниками в те моменты, когда на головы людей из мусорной машины СМИ вываливается новостной шлак. Знаменательные события проходят практически незаметно для общественности. Под шумок прессы вводятся легкомысленные изменения и необдуманные меры, которые потом вредят простым людям. Их зачастую ставят уже перед фактом, и они не могут влиять на принятые решения.
Другая насущная проблема СМИ — переизбыток негатива. Новостной мусор обильно сдабривается «жареным» и шокирующим. Много крови, много насилия, много боли потоком изливаются на головы наших соотечественников. Эта гремучая смесь забивает то хорошее, что, без сомнения, есть в жизни. Порой СМИ играют на самых низменных чувствах людей.
Тогда журналистика перестает отражать всю полноту картины мира. Она может способствовать появлению у людей упаднических настроений, уныния, депрессии. Ее деятельность становится вредной. Особенно уязвимой категорией является молодежь. Неокрепшая психика порой не выдерживает. И случаются беды. Большие беды, увы.
«Человек с молоточком», или Роль журналиста
Все настоящие журналисты понимают цели своей деятельности:
Если журналист стремится к достижению этих целей, он действительно находится на службе у общества. Он верен его гражданам. Он помогает им и трудится для их блага.
А значит, он должен обладать определенным набором качеств. Тех, которые позволяют ему быть служителем. Быть журналистом. Какие-то из них врожденные, природные. Иные приобретаются уже в процессе. В редакционной круговерти. В спорах с редактором. Через проверку «на вшивость». С опытом — «сыном ошибок трудных».
Качества хорошего журналиста
Конечно, со стороны кажется, что первым делом он должен быть пишущим человеком, который умеет связно рассказывать. Но на самом деле литературные способности не главное.
Не менее, а то и более важны иные свойства характера:
Доходчивая, простая и четкая речь может привлечь внимание к насущным и важным вопросам. Тогда текст будет читаться и слушаться, а не пропускаться мимо ушей и не пролистываться в поисках другой информации.
Зачастую от личных качеств журналиста и его принципов зависит интерпретация события, тот эффект, который достигается статьей.
«Сладкая каторга» (М. Горький)
«Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете» (В. Трошин «Песня журналистов»)
Сначала журналист ищет что рассказать. А потом — как рассказать. И порой действительно — изводит, по Маяковскому, «единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Потому что слово не может быть пустым. В нём — сила. Оно должно быть наполненным. Рассказывать. Звать. Предостерегать. Давать надежду. Помогать. Утешать. А такое — пойди сыщи.
Где бы ни находился журналист, его ум не свободен. В дороге и в тиши кабинета, дома и в гостях, днем и ночью он думает об очередной статье. Выстраивает фразы. Ищет акценты. Подбирает нужные слова.
Он идет к читателю через страх чистого листа. Через муки первого абзаца. Через сомнения и недовольство, переписывания и вычеркивания.
Работа над интервью: от идеи до печати
Непосвященный человек, читая очередное интервью, и не догадывается, что ему предшествовало. Он понятия не имеет, какой путь прошел корреспондент к опубликованному первому слову своего материала. Рассказать?
Сначала журналист должен определиться, с кем и о чём говорить. Накидать вопросов в блокнот. Желательно, интересных, не банальных. Потом найти нужный номер телефона. Причем чем известнее потенциальный собеседник, тем сложнее найти заветные цифры. Всем абонентам телефонного путешествия нужно объяснить, с какой целью разыскивается номер героя. Терпеливо, вежливо, лаконично.
Наконец, если не сорвалось, дозвониться. Договориться. Потом сделать контрольный звонок и подтвердить-таки встречу. Или узнать обо ее отмене.
Снять с диктофона все наговоренное, сделав его написанным. Это часы механической работы. Пишешь все подряд, не пропуская, чтобы с водой не выплеснуть и ребенка.
И только потом из многостраничного бессвязного нечто слепить удобоваримый и интересный текст.
Отправить его герою на согласование. Набраться терпения в ожидании. Получив наконец поправленный им материал, не расплакаться, взять себя в руки и попробовать деликатно, но в то же время убедительно донести интервьюируемому, что он вычеркнул самое интересное, живое. Опять подредактировать и снова отправить на вычитку и согласование, приготовившись увидеть свой текст кастрированным, сухим и неинтересным. Дождаться-таки «обратки», снова позвонить, поправить, отправить…
Найти-таки компромисс и остановиться в перекраивании материала, пока герой не «зарезал» вообще весь текст. Потом сократить интервью, потому что «газета не безразмерная же».
Потом звонить герою или его секретарю с просьбой ускориться и выслать окончательный вариант побыстрее, потому что сдача номера в печать уже завтра, хотя планировался материал быть опубликованным еще на прошлой неделе…
В довершение еще можно узнать от главреда, что интервью не пойдет. Причин и вариантов — масса.
И это только одно рядовое интервью в рядовой газете.
Аккредитация журналиста
Каждый день журналиста непредсказуем. Он всегда в поиске — темы, события, героя, места. Сенсация может поджидать прямо вот за этим поворотом. Поэтому готовность №1 — днем и ночью. Иметь нюх на новости. Сорваться с места на задание по звонку. Переключиться с одной работы на другую. Написать репортаж на коленке в любой момент в любом месте. Это все про журналиста.
Выехать на место события — это не просто присутствовать. Это и задавать вопросы участникам события. Иногда неудобные. Иногда провокационные. Не всем это нравится. Журналисты, эти «кроты» и «ищейки», могут раздражать. Они подчас мешают, лезут не в свое дело.
И все же в них заинтересованы, с ними считаются. Им доверяют — то есть аккредитуют. По закону «О СМИ», чтобы освещать какое-то мероприятие или событие, редакция имеет право подать заявку в организацию на аккредитацию при ней своих журналистов. Например, аккредитацию на мероприятия, возглавляемые Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, осуществляется пресс-службой Патриарха. А аккредитация представителей теле- и радиокомпаний на Олимпийские игры 2020 года в Токио проводится Международным олимпийским комитетом.
Аккредитация обеспечивает открытость, создает необходимые условия для профессиональной деятельности журналистов. Они приобретают дополнительные права, которые облегчают их работу. Например: заранее получают информацию о предстоящих заседаниях, совещаниях; присутствуют на них; получают официальные документы, стенограммы заседаний, тексты заявлений, пресс-релизы; посещают пресс-конференции, брифинги. Они имеют специальный пропуск, открывающий многие двери.
Например, кремлевский пул — это журналисты, которые освещают деятельность президента России, его поездки и визиты. Есть пул МЧС России, судебный пул. Чем круче пул, тем престижнее и почетнее работа в нем. Кандидатуры журналистов, само собой, проходят проверку. Они должны быть «чистыми». Это очень тяжелая и стрессовая работа. Не все выдерживают.
Ступени карьеры журналиста
Конечно, до президентского пула надо дорасти. Начинается же карьера журналиста, как правило, с внештатного корреспондента. Дальше нужно нарабатывать, написывать, увеличивать объемы. Радость впервые увидеть напечатанной заметку со своей подписью внизу непередаваема. Ее хочется испытывать еще и еще.
И вот однажды ты ставишь свою фамилию уже не внизу под текстом, а в его начале. Это — статуснее, круче, ступенька вверх. Это уже может быть путем к узнаваемости имени. Всем работникам пера знакомо выражение: сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя. Фамилии многих журналистов — сами по себе бренд.
Дальше идет получение собственной темы, рубрики, страницы. На радио и ТВ это авторская передача. Великим достижением для любого журналиста считается профессия редактора. Сначала — редактора отдела. Потом — выпускающего редактора. И в итоге — как пик карьеры — главным редактором.
Что делает редактор
В советское время, когда издание книг, журналов и газет было массовым, редактор был по сути цензором. Он проверял тексты и вносил изменения по причинам идеологического характера. Он формировал политику редакции. По милости редакторов были «зарезаны» и не увидели свет многие романы, повести, статьи.
Сегодня редактор — это мастер на все руки. Он «и швец, и жнец, и на дуде игрец».
► Он редактирует все тексты, идущие в печать — а значит, он сам должен хорошо писать и чувствовать слово.
► Работает с авторами: предлагает способы улучшить текст, исправляет стилистические и фактологические ошибки. А значит, он должен «видеть» и понимать текст, быть эрудированным и иметь аналитические способности.
► Общается со множеством авторов, разных, порой капризных и обидчивых. А значит, он должен уметь ставить себя на место автора, быть им, чтобы находить подход к каждому.
► Отказывает в публикации, указывает на ошибки. А значит, он должен быть корректным, искать компромиссы и уметь обосновывать отказы при отклонении текста.
► Обсуждает макет издания совместно с художественным и техническим редакторами. ▬ А значит, он должен видеть шире, быть креативным, представлять, как можно “оживить« материал при помощи верстки и иллюстраций.
► Организует и контролирует рабочий процесс, распределяет обязанности в команде. ▬ А значит, должен иметь организаторские способности.
► Вычитывает сигнальные экземпляры и подписывает макеты в печать. ▬ А значит, должен быть ответственным, пунктуальным, грамотным.
Работа редактора — это успех и победа для любого журналиста. Стать главным редактором — уже вершина.
Крутой перспективой можно назвать открытие собственного дела. Это может быть печатное издание, информационный сайт, телепроект. Примером сюда просто изо всех сил просится самый популярный и мощный проект сегодня — «вДудь».
Как стать журналистом
Только когда вы пишете, нарабатываете опыт, набиваете и расписываете руку. Оттачиваете слог. Ваш глаз учится видеть интересное в обыденном. Ухо выхватывает из потока информации ключевые фразы. Ум ищет новые пути в освещении привычных тем.
И, как ни крути, только на практике человек становится журналистом. Это прикладная профессия, как шофер, художник, врач, танцовщик. Чем больше ездишь, рисуешь, лечишь, танцуешь, тем лучше получается. Журналистика — одна из редких профессий, которую познают не в студенческой аудитории.
Хотя, конечно, принято считать, что тут нужно профильное образование. Но и туда обычно поступают уже пишущие люди. У кого уже случилась любовь с журналистикой.
К окончанию школы у будущего студента журфака должна быть пачка публикаций. Ну, хорошо, не пачка. Но пять — как минимум (публикации, тексты сценариев и программ, которые вышли в свет). Необходима рекомендация редакции или издательства, где человек печатался. И — характеристика. Все это подается вместе с документами в приемную комиссию вуза.
Кроме экзаменов по общеобразовательным предметам в виде ЕГЭ в России и ЦТ в Беларуси, нужно пройти еще творческий конкурс. Это дополнительное испытание проводится в два тура. На первом пишется сочинение в форме эссе на заданную тему. На втором проводится творческое собеседование в свободном стиле.
Факультет журналистики есть практически в каждом гуманитарном вузе страны.
Где учат журналистов: ведущие вузы
Всего в России 153 вуза со специальностью «Журналистика», она занимает третье место в рейтинге специальностей.
В Беларуси сегодня, говорят, существует тенденция к сокращению программ подготовки таких специалистов. Поэтому только три вуза готовят журналистов:
И все же профессия эта — скорее призвание, чем полученная в вузе специальность. Она магнитом притягивает к себе человека с театральных подмостков и от учительской доски, из научно-исследовательских институтов и химической лаборатории. Притягивает, чтобы уже не отпустить.
По данным Союза журналистов России, только треть журналистов в нашей стране имеют высшее журналистское образование.
Истории известно много случаев, когда успешными и известными журналистами становились люди совсем других профессий. Например Владимир Познер учился на биолого-почвенном факультете МГУ. Владимир Соловьев окончил Московский институт стали и сплавов. Известный репортер Ирада Зейналова должна была работать инженером-технологом по металлам и сплавам. Писатель и публицист Александр Проханов окончил Московский авиационный институт, работал два года инженером, два годы был лесником в Карелии, водил экскурсии в Хибины и участвовал в раскопках в Туве. А советский спортивный комментатор Николай Озеров, чьи изречения пошли в народ, был известен даже далеким от спорта людям. Заслуженный мастер спорта, 24-кратный чемпион СССР по теннису, народный артист России, он тоже не был журналистом.
Причем, многие из этих людей не раз говорили о том, как помогло им в работе журналиста основное образование. Например, Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», имеет педагогическое-историческое образование, заканчивал Московский государственный педагогический институт им. Ленина. Говорит: «Умению брать интервью меня научила работа в школе, моя первая профессия. Как ты ученика вытягиваешь с двойки на тройку, так и у интервьюируемого пытаешься вытянуть что-то, что он знает, но не говорит».
Как я хотела получить журналистское образование, да не вышло
Я любила писать всегда. После школы хотела поступать на журналистику. Не вышло. Пошла работать в газету курьером: стаж заработаю, думала я (тогда у стажистов был другой проходной балл, ниже, чем у остальных абитуриентов), и публикации поднакоплю. Но на будущий год тоже не поступила: погулять оказалось в приоритете.
А вот через два года, когда, собственно, уже и можно было считаться стажистом, готовилась изо всех сил. Но к моменту подачи документов в университет главный редактор газеты, мой начальник, решил вдруг, что рановато мне, надо бы еще годик поработать, побегать на посылках. В общем, не дал согласия.
О-о-о, как я была обижена, обескуражена, возмущена. Ревела днями от несправедливости и отчаяния: да как они смеют распоряжаться годами моей жизни!
Рекомендацию мне дали в другой газете, ладно. А вот характеристику нужно было брать только с места работы. Понятно дело, что мне ее не давали. Я психанула и решила уволиться. Написала заявление. Мне в ответ: как только найдешь замену себе, так сразу и свободна. Угу, ладно. А где ее искать-то, замену? Да и характеристики ж нет…
И вот однажды произошел его величество случай. Захожу в свой кабинет, а на моем столе кто-то из начальства забыл печать. Ого! Да это ж.
Мысли завертелись в голове молниеносно. Лихорадочно соображая и боясь, что кто-то сейчас спохватится и вернется за забытой печатью, я схватила чистый бланк и шлепнула ею в самом низу. Ну кто бы отказался от такой удачи, думала я, когда она прямо сама в руки приплыла.
Никаких особых заслуг я себе не придумывала, не наглела, зачем же. Просто перепечатала прошлогоднюю характеристику — слово в слово — и да, подделала подпись главреда.
И тут события завертелись. Нашлась девчонка, которая согласилась сыграть роль ищущей работу курьера в нашей многотиражке. Ее приняли. Меня уволили. Ура! И я помчалась в другой город в университет подавать документы.
Творческий конкурс я прошла на отлично. Первый экзамен – сочинение – написала тоже на отлично. И вот настал день сдачи литературы.
Абитуриенты, невыспавшиеся, волнующиеся, последний раз пытаются уразуметь характеристику Василия Теркина и запомнить, почему Чацкий один в поле воин.
А мне с утра как-то нехорошо. Какое-то предчувствие мучает. Пытаюсь разобраться, что к чему. Напрасно. Что-то меня ждет. Что? Нехорошее что-то…
И тут в толпе слышу свою фамилию. Отрываюсь от конспекта и на ватных ногах подхожу к источнику голоса.
— Вас в деканате ждут.
Боже мой! Как же я испугалась! Рыльце-то в пушку, да. Последовала за секретарем. Смутно догадываясь, что литературу мне сдавать сегодня не суждено.
Не помню, как и что конкретно мне говорили в том деканате. Только обрывки фраз: «подделка документов», «заявление в милицию», «забирайте документы, это лучшее, что мы можем вам предложить». Я забрала.
Потом узнала, что, когда моя протеже не вышла на работу курьером в назначенный день, руководство газеты заподозрило что-то неладное. Какими-то одним им ведомыми путями они узнали, что я поехала-таки поступать в университет. Снарядили спецкора и отправили его вслед за мной.
Он приехал в деканат:
— Евсеева числится у вас среди абитуриентов?
— А мы ей никакой характеристики не давали…
Разоблачитель сделал свое дело. И уехал.
Уливаясь слезами, уехала и я. Сидя в поезде, прощалась с журфаком. Но не с мечтой.
Я поступила на другой год с другой фамилией на другой факультет — филологический. Я так и не получила образование журналиста. Но я стала им.
Учеба на филфаке дала мне очень многое. Я поняла, что я действительно фило-лог — люблю слово. Я погрузилась в живой мир слова. Его красоты, гибкости. Его силы. Я смогла еще больше узнать и оценить это основное орудие журналиста. Развить его.
Много лет я работаю со словом. В газетах и журналах. Начинала корреспондентом. Филологическое образование позволило быть и корректором, и редактором. Последние 15 лет работаю выпускающим редактором. Авторская программа на радио и шеф-редакторство тоже есть в моем багаже.
Пишу и публикую рассказы. Написала небольшую книжку. «Его зовут Борис» называется. Она, кстати, стала некоторым испытанием для меня как пишущего человека. Ее герой — реальный человек. Алкоголик, 30 лет пивший, а теперь уже больше 20 лет живущий трезвой жизнью. Книжка оказалась весьма популярной в определенной кругах. Популярен и ее герой. Но не я.
Вот этот период моей жизни оказался труден. Я недоумевала и обижалась: «Почему все говорят о нем, восхищаются им? И никто не говорит ни слова об авторе?!»
Утешением и наградой стали для меня слова знающего человека о том, что это мастерство — когда автор текста не виден. Он не выпячивается, не красуется, не развешивает ажурные кружева словес. Он как прожектором высвечивает героя, а сам уходит в тень. Нет его. И это — правильно.
Не так давно в сети увидела объявление, где требуется автор статей для интернет-проекта. Уже обрадовавшись, я стала читать внимательнее и наткнулась на «капслоковый» шлагбаум: «Вакансия НЕ подходит для журналистов, которые писали статьи только для печатных газет, журналов, книг». То есть она не подходит для меня. Вернее — я для нее.
Я поняла, что к авторам статей в интернете предъявляются совсем иные требования, нежели к журналисту. Даже не иные. А дополнительные. Одного журналистского опыта недостаточно. Хотя его наличие, конечно, может стать хорошей базой при освоении новой профессии.
Журналист или «копирайтер» (веб-райтер)
Веб-райтинг — это работа со статьями и другими информационными текстами в интернете (часто неверно его называют «копирайтингом»), разновидность фриланса.
Так чем отличается журналист от веб-райтера? Попыталась оформить эти отличия в виде таблицы. Хотя наверняка это лишь их часть.
Журналист | Веб-райтер |
---|---|
Журналист состоит в штате редакции. Там оформлена его трудовая книжка. Он должен придерживаться редакционной политики, считаться с начальством, хозяином издания. Он ходит на работу в офис, получает ежемесячную зарплату, оформляет больничные листы и т.д. | Веб-райтер — как правило, фрилансер (свободный работник). Он трудится вне штата компаний. Это как бы его частная практика. Он сам находит клиентов (заказчиков), выполняет работу и получает за это деньги |
Журналист может писать пространно, стараясь донести мысль до читателя Журналисту позволительно “налить воды« в своих статьях: отклоняться от темы, расписывать одну мысль на несколько абзацев и т.д. | Веб-райтер вынужден экономить время читателя. Если он не сумеет зацепить внимание текстом, а начнет растекаться мысью по древу, то он потерял читателя. Для автора “вода« абсолютно недопустима: все должно быть лаконично, по существу вопроса. |
Журналист может писать на те темы, на которых специализируется (политическая, социальная, культурная, спортивная). Чем глубже он разбирается в своей тематике, тем он дороже как специалист. | Веб-райтер должен уметь работать с любой темой, даже с абсолютно не знакомой. Он должен быстро находить в интернете соответствующую информацию и писать на его основе текст, нужный заказчику. |
Журналист может потратить несколько дней на сбор, обработку информации и уже после приступить к написанию текста. | У веб-райтера нет этого времени. Он должен за короткие сроки перелопатить огромный объем информации и выдать на-гора готовый материал. |
Каждый журналист вырабатывает свой стиль. Его язык становится узнаваем. В зависимости от жанра публикации (заметка, аналитическая статья, интервью, эссе) он может менять речь, делать ее более живой, используя эпитеты, самобытные элементы, украшающие речь. Чем колоритнее речь журналиста, чем ярче образы, тем выше оценивается работа и профессионализм журналиста. | Веб-райтер обязан писать в разных стилях. Его интерес сконцентрирован на потребностях заказчика. Он обязан четко придерживаться ТЗ. Его язык должен быть максимально простым, ясным и доступным. Художественные украшения — это, как правило, излишества. |
Журналист, чтобы написать статью, выезжает на место события, берет интервью у участников, расспрашивает очевидцев, интересуется мнением случайных людей и т.д. Он автор. | Для веб-райтера основным источником информации служит интернет: там он способен быстро найти все, что ему необходимо для выполнения работы. Хотя работа с экспертами ценится дороже, как и экспертность самого автора. |
Журналист стремится донести информацию до аудитории, предоставив ей возможность делать выводы самостоятельно. | Задача веб-райтера — сформировать нужные выводы у аудитории, подтолкнуть ее к действиям (чаще, чем наоборот). |
После того, как журналист написал материал, его всегда вычитывает корректор на предмет грамотности и редактор (стилистика и фактические данные). Все неточности, логические нестыковки и ошибки будут исправлены. | Веб-райтер сам должен все проверить. С помощью программ на отсутствие ошибок, водянистость, «тошноту», антиплагиат (уникальность), информативность и удобство чтения. |
Журналист всегда подписывает свои публикации собственным именем или псевдонимом. | Статьи веб-райтера нередко безличны, публикуются анонимно. |
Журналист выбирает для своей статьи яркий заголовок, призывающий к чтению. Он может быть не очевидным и не раскрывать содержание текста. | Веб-райтер постарается грамотно включить в заголовок статьи нужный поисковый запрос, он должен отражать содержание текста. |
Журналист пишет сплошным потоком. Его статья может быть огромным кирпичом на разворот. | Веб-райтер пишет небольшими абзацами (по 4-5 предложений). Много воздуха в тексте. Он разбивается на блоки и разделы, может иметь подразделы. Отдельно оформленные вставки, врезки. Тексту, как правило, предшествует план, т.е. читатель сразу видит, что ему предлагают прочесть. |
СЕО-оптимизация текста. Журналисты в большинстве своем даже не знают, что это такое. | Веб-райтер должен вставить в свои тексты, а нередко и подобрать нужные ключевые слова и выражения. |
Кстати…
… Сергей Трубадур тоже начинал с журналистики. Сегодня он известный мастер продающих текстов, руководитель Школы контент-маркетинга, владелец собственного агентства веб-копирайтинга.
Пользуясь своим студенческим положением, я задала Сергею пару вопросов.
— В одном интервью вы говорили, что плавно двигались от одной профессии к другой. От журналиста – к веб-райтеру, от него – к копирайтеру. Интересен ваш первый переход – к веб-райтеру, его сложности. С чем было особенно трудно? И был ли второй переход – к копирайтингу уже легче? Или, может, еще сложнее?
— Переход к веб-райтингу был как раз легким. Это как журналистика, но проще: я уже умел писать, и при этом мне не нужно в обязательном порядке работать с экспертами и другими живыми источниками информации (это делают только продвинутые авторы-фрилансеры, считай конкурентное преимущество).
Сложность была только в оптимизации статей. Я как раз застал время жесткого SEO, когда в один текст надо было вставить 10 ключей по 10 повторений в прямой форме, даже с ошибками. Но не все заказчики этого требовали.
Перейти же к продающим текстам было сложнее: информации по ним практически не было, работа над продажниками принципиально отличается. Ушел не один месяц, пока переучился. Сейчас научиться настоящему копирайтингу гораздо легче.
— Еще вы говорили, что предпочитаете жить здесь и сейчас, не забираясь мыслями далеко в будущее. Вы до сих пор придерживаетесь этих взглядов или что-то поменялось? Разве не «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом»? Стоит ли мне, например, как журналисту ставить перед собой цель стать копирайтером? (просто я пока еще к веб-райтеру с трудом продираюсь)) Если честно, мне страшно так думать. Практика малых шагов тут, пожалуй, более приемлема для меня. Но ведь шаги могут быть настолько малыми, что рискуешь ими топтаться на месте годами, и так ничего и не достичь. Что скажете, посоветуете таким, как я, студентам вашей Школы?
— Веб-райтеру не обязательно становиться чистым копирайтером. И даже уже не всегда нужно изучать продающие тексты (но всё-таки я рекомендую это делать).
Будущее за контент-маркетингом, где объединяются статьи и продающие тексты в рамках единой системы.
Но я всё-таки рекомендую новичку планировать свой успех по чуть-чуть. Поставили цель — обучились — закрепили на практике — растем дальше. Так будет более естественно.
Этими словами Трубадура, пожалуй, и закончу свой лонгрид-серенаду, воспевающую журналистику. Хотя куплеты можно еще сочинять и сочинять.
И, слушайте, пока писала, еще больше влюбилась в профессию. Если захотелось и вам научиться писать, приходите в Школу!