Журналист и редактор в чем разница
Копирайтер, журналист, автор, редактор — какая разница
Разберемся, чем занимаются digital-текстовики и есть ли смысл называть их по-разному.
Мир медиа постепенно переходят в онлайн. Союз предприятий печатной индустрии уже сообщил об ожидаемом в 2019 году снижении рабочих мест в этой сфере — на 15%. Зато на рынке появилось множество digital-текстовиков, умеющих писать для интернета: копирайтеры, коммерческие авторы, журналисты, редакторы. Задача у них одна — привести людей к тексту и заставить прочитать как можно больше.
Проблема в том, что человек не прочитает текст, если не найдет его. Не найдет, если интернет или друзья о нем не расскажут. А рассказывать никто не станет, если текст к этому не готов. Так что подготовить текст для читателя и поискового робота — вот главная задача любого текстовика.
Изначально копирайтером был креативный специалист, создающий исключительно продающие тексты или рекламу — тексты для роликов и листовок, рекламные статьи, описания товаров, приглашения.
Затем появлялись биржи копирайтинга и копирайтеры стали писать о женском здоровье, модных трендах и автозапчастях для корпоративных сайтов и статейников. Специалисты правильно использовали ключи и инструменты SEO, часто писали по ТЗ и скрупулезно проверяли, удовлетворит ли текст поискового робота. Теперь в этом значении слово «копирайтер» носит немного отрицательный оттенок. Считается, что он берет просмотрами вместо глубины прочтения и количеством вместо качества — сказывается привычка платить копирайтеру за знаки.
Интернет-пространство изменилось, а с ним изменились требования к контенту. Копирайтеры стали писать о своем опыте. Они научились инфостилю и используют понятный язык с примерами и без воды. Но им по-прежнему нужно отлично разбираться в SEO.
Как и шесть лет назад, копирайтер — человек, который пишет текст в интернете и знает, как привлечь к нему читателей.
Он выполняет главную задачу, чтобы текст прочитали — помогает легко найти его. Причем речь не только о текстовых факторах. Интересный текст будут репостить и шерить сами читатели.
Копирайтер — очень широкая профессия. Любой текстовик, который хочет, чтобы его текст читали, должен создать для читателя подходящие условия. Часто работа захватывает не только SEO, но и SMM, email-маркетинг и другие смежные специальности.
Журналист пишет новости, делится своим мнением, транслирует слова и истории других людей. Он ничего не рекламирует, у него нет продукта и нет заказчика. Но журналист тоже публикуется на сайтах. Его материалы размещаются на странице с H1 и Title, отображаются в поисковой выдаче и конкурируют с другими текстами — оптимизированными, рекламными или продающими.
Тексты журналистов живут в том же интернет-пространстве, а значит должны подчиняться общим правилам.
Журналист сегодня понимает принципы SEO не хуже копирайтера. Если он хочет, чтобы текст прочитали, нужно привлечь не только читателя, но и поискового робота — грамотно сформулировать заголовок, подобрать ключи. На первый взгляд кажется, что журналистские жанры для SEO не подходят. Но ведь на индексацию влияют и другие факторы, а в хорошем интервью все равно есть структура и иллюстрации, текст стремится к уникальности и лаконичности.
Новостная журналистика не исключение. Новость — ситуационная статья, где главным фактором успеха оказывается скорость. Но цель и средства те же, что у копирайтеров — привлечь трафик на сайт СМИ с помощью в том числе органического поиска. Новостные заметки при этом отлично вписываются в SEO-среду. Вот 5 вопросов, которые по принципу перевернутой пирамиды раскрывают любую новость — что? кто? где? когда? почему? Главная формула новости и ее заголовка сразу адаптируется под большинство событийных поисковых запросов.
Ни по целям, ни по средствам не получается выделить отдельную профессию интернет-журналиста. Она теряет идентичность и сливается с другими гонщиками за трафиком.
Наверное, самое приятное имя текстовика. Оно вызывает ассоциации с великими авторами классических произведений и придает профессии статус. Слово намекает на созидание и уникальность, что ценится не только читателями, но и системами индексации.
Редактор не стоит в одном ряду с другими пишущими текстовиками, но их все равно часто путают. В Школе редакторов учат не только копирайтингу, но и верстке, управлению, праву. Считается, что редактор — капитан корабля, который отвечает за контент в целом, но не всегда сам его создает. Еще он занимается редактурой — помогает авторам создавать хорошие тексты, правит не только язык, но структуру и подачу материала.
Часто под редакторами понимают тех же авторов, которые пишут в небольшой коммерческий блог и на других задачах заняты мало. В таком случае это те же копирайтеры. Но как только блог начнет расти, количество управленческих задач будет увеличиваться и статьи перейдут к копирайтерам.
Мир digital-профессий меняется настолько быстро, что язык за ним не успевает. Под новые функции подгоняют старые профессии, которые каждый работодатель трактует по-своему. Остается только опираться на главную задачу — создать текст, который читатель сможет найти и захочет прочитать.
А теперь в тезисах:
Копирайтер — любой, кто пишет тексты в интернете и понимает, как они попадают к читателю.
Интернет-журналист — копирайтер, работающий в онлайн-СМИ.
Автор — опытный копирайтер со знанием экспертной области, но чаще просто копирайтер.
Редактор — тот, кто управляет написанием текстов в интернете: задает направление для авторов, редактирует, пишет.
Получается, любой текстовик в интернете — копирайтер. Но не любой копирайтер — журналист, автор или редактор. Выбирайте сами, кем вы хотите работать и внимательно читайте вакансии.
Профессия: журналист
В чём заключается работа журналиста, где готовят лучших специалистов и сколько журналист зарабатывает.
Обозревать культурные события или делать расследования? Стать корреспондентом и писать репортажи или работать с большими данными? Всё это могут делать (и делают) — журналисты. Разбираемся в сути этой профессии, в её актуальных направлениях и в том, кому стоит попробовать себя в этом деле.
Суть профессии журналиста
Журналист собирает информацию и распространяет её в средствах массовой информации — СМИ. Он пишет тексты, создаёт аудио- и визуальные программы: репортажи, статьи, интервью.
Понятие «журналист» — достаточно широкое. Это и репортёры, выходящие на улицу для сбора и комментирования новостей, и редакторы новостей на интернет-порталах, и дикторы на радио или телевидении. Журналисты — авторы серьёзных публицистических статей в газетах, журналах, сетевых изданиях.
Отличительные черты журналистики
Журналист всегда опирается на реальные события. В отличие от писателей, журналисты не должны ничего выдумывать. Они обязаны брать сюжеты из жизни, рассказывать о реальных людях и конкретных обстоятельствах. По этому признаку, например, нельзя отнести к журналистике постановочные телешоу.
Журналист всегда создаёт информационное послание, устное или письменное. Это может быть объёмная статья, новостная заметка, видеорепортаж или видеоролик продолжительностью от одной минуты до нескольких часов.
Журналисты, как правило, работают с актуальной информацией. Если журналист обращается к прошлому, он выступает как историк, биограф, публицист, однако грань между этими ипостасями довольно тонка. Часто к событиям прошлого необходимо обращаться, чтобы глубже проанализировать текущие события. Если материал так или иначе привязан к современности, его обычно относят к журналистике.
Какие бывают журналисты
По типу создаваемых материалов журналисты делятся на такие категории:
По направлению деятельности различают:
В последние годы активно развивается новый вид журналистики — дата-журналистика. Она подразумевает работу с большими объёмами информации, доступной через интернет и СМИ, её изучение, обработку и создание на её основе новых материалов. Дата-журналист работает с данными статистики, обрабатывает и анализирует базы данных, визуализирует информацию, создавая презентации и инфографику.
Дата-журналисты работают с любой тематикой: политика, экономика, экология, образование, культура. Например, в 2009 году газета The New York Times реализовала масштабный проект «Токсичные воды». Журналисты проанализировали множество документов и исследований об уровне загрязнения питьевой воды в США и представили свои выводы в виде инфографики и интерактивных карт.
Какие качества необходимы журналисту
❤️ Любовь к людям. Журналисту очень часто приходится работать с людьми, взаимодействовать с ними, писать о них. Чтобы делать это уважительно, он должен относиться к ним с сочувствием и симпатией. Равнодушие к чужой боли и цинизм в журналистике считаются признаками эмоционального выгорания.
💬 Общительность и коммуникабельность. Журналист должен уметь расположить к себе людей, разговорить их. Кроме того, для успешной работы ему необходимо поддерживать большое количество контактов, а для этого необходимы хорошие коммуникативные навыки.
🗣️ Умение связно излагать свои мысли устно и письменно.
✍️ Грамотность. Журналист, работающий в печатных изданиях, должен грамотно писать, то есть соблюдать все правила грамматики и синтаксиса. Корреспонденту на телевидении или радио, диктору, видеоблогеру необходимо помнить и правила орфоэпии, то есть постановки ударений.
🎤 Хорошая дикция. Актуальна не только для сотрудников аудиовизуальных СМИ, но и для журналистов, которые общаются с людьми, например, собирают информацию или берут интервью.
💻 Умение получать информацию. Это значит — находить источники информации, получать к ним доступ, задавать правильные вопросы.
🤓 Умение анализировать информацию, то есть отличать достоверные данные от недостоверных, обобщать, выделять главное, выстраивать сведения в логическую последовательность и делать выводы.
🔥 Выносливость и стрессоустойчивость. Эти качества особенно актуальны для репортёров, работающих на месте происшествия, редакторов новостных лент, военных корреспондентов. Однако и «мирные» журналисты нередко сталкиваются с необходимостью много времени проводить на ногах или в поездках.
🧠 Широкий кругозор. Журналист должен ориентироваться в самых разных сферах человеческой деятельности, хорошо знать историю и культуру, на базовом уровне разбираться в политике, экономике, юриспруденции.
Где учиться и какие предметы сдавать на журналистику
В 2018 году Министерство связи и массовых коммуникаций РФ провело опрос среди работодателей. Были опрошены эксперты более 100 московских и региональных компаний, работающих в сфере массовых коммуникаций. По итогам опроса составили рейтинг лучших вузов России, где готовят журналистов. В топ-10 вошли:
Как правило, для поступления на факультет журналистики необходимо сдавать русский язык, литературу, английский язык, а также пройти дополнительное творческое испытание (творческий конкурс).
Поступающие на направление «реклама и связи с общественностью» вместо литературы и творческого конкурса часто сдают историю и обществознание. Конкретный набор экзаменов зависит от вуза и выбранного направления.
Востребованность профессии журналиста
🪜 Карьерная лестница
Основные ступеньки — корреспондент, редактор рубрики, начальник отдела, выпускающий редактор, главный редактор СМИ.
Возможный вариант карьеры — работа в качестве корреспондента, автора статей, а потом эксперта по той или иной теме в разных СМИ.
⌛ График работы
Зависит от направления, в котором специализируется журналист, конкретного места работы или должности. Это может быть:
💸 Зарплата журналиста
Зависит от места работы, направления, в котором он специализируется, его известности и опыта. Если журналист официально оформлен в качестве сотрудника издания, он получает фиксированную зарплату. В Москве она составляет в среднем от 40 до 60 тысяч рублей. Редактор отдела или главный редактор получает 80–100 тысяч рублей.
В зависимости от условий трудового договора журналист дополнительно получает гонорары за опубликованные статьи или вышедшие репортажи.
Журналист, который сотрудничает с редакцией внештатно, получает только гонорары за подготовленные материалы. Размер гонорара зависит от издания и опыта работы: известному автору статей в крупном столичном СМИ заплатят больше, чем начинающему корреспонденту небольшой местной газеты. Суммы гонораров варьируются от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей за материал.
Плюсы и минусы профессии журналиста
➕ Это интересно. Журналист постоянно узнаёт что-то новое, у него есть возможность попадать в такие места, куда «простым смертным» нет доступа. Профессия позволяет путешествовать и обеспечивает постоянную смену впечатлений. Опытные журналисты неплохо ориентируются во многих областях знаний.
➕ Это возможность выразить себя. Журналист — творческая профессия. Создавая авторский материал, журналист самостоятельно выбирает форму изложения: стиль, иллюстрации, ракурс, пропускает информацию через себя и доносит до читателя или зрителя собственную позицию.
➕ Это возможность прославиться. Для авторов статей, документальных фильмов и фотожурналистов проводятся профессиональные конкурсы и выставки работ, во многих странах ежегодно вручаются национальные премии в области журналистики. Актуальные сообщения и репортажи способны в одночасье сделать корреспондента знаменитым. Публика знает в лицо авторов «горячих» политических и криминальных обзоров, скандальных светских журналистов или известных блогеров.
➕ Это возможность изменить мир. Журналисты раскрывают тайны, проводят расследования, добиваются справедливости. В истории немало примеров, когда благодаря работе журналистов в буквальном смысле слова менялся ход истории. Журналисты имеют возможность формировать и изменять общественное мнение, влиять на людей, подталкивать их к тем или иным решениям и поступкам.
➖ Среди минусов профессии обычно говорят про высокий уровень стресса, ненормированный график, большую конкуренцию, эмоциональную перегрузку, психологическое напряжение, а так же ответственность за любые слова.
Изображение на обложке: Taryn Oshiro-Wachi / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
В чем разница между журналистом и репортером
Какими навыками должен обладать репортер
Разницу между журналистом и репортером можно сравнить с разницей между полицейским и детективом из отдела по расследованию убийств: второе является конкретным примером первого. Существует множество вариантов развития карьеры журналиста, и работа репортером лишь охватывает более узкую область профессии, требуя определенного набора навыков.
Что такое журналистика?
В наши дни ведутся споры о том, что именно является журналистикой. Журналист –– это человек, который собирает и распространяет информацию о государственных делах для периодических изданий, в том числе новостных передач и вебсайтов. Это определение четко включает в себя роль репортера, хотя другие информационные работники, такие как редакторы, ведущие новостей, издатели, обозреватели и авторы мнений, также считаются журналистами.
Функция репортера
Репортер выполняет более специфическую функцию в сфере журналистики. Он занимается сбором и передачей общественной информации от первоисточников, например берет интервью, участвует в пресс-конференциях или в новостных мероприятиях. Материал, который он передает, обычно ограничивается собранными им фактами. Редактирование или обмен мнениями о новостях не считается частью работы репортера.
Навыки, необходимые репортеру
• Собственные источники
В отличие от других журналистов, репортеру важно уметь находить и разрабатывать свои собственные источники информации. Это позволит быстро находить интересные и значимые для общества события.
• Высокая скорость работы
Репортер должен работать быстро, часто под давлением сжатых сроков, выполняя несколько задач в течение дня, которые требуют собранности и быстрого ведения работы.
• Навыки проведения интервью
Иногда интервьюируемые неохотно разговаривают с журналистами, поэтому репортеру нужно уметь получать информацию, чтобы уложиться в сроки. Для этого стоит заранее составлять вопросы, структурировать их, а также узнавать детали из жизни героя до интервью с ним.
• Ведение точных записей
Еще одним важным навыком будет ведение точных записей. Именно репортеры выступают очевидцами событий, и их восприятие определяет то, что читатели узнают в конечном материале. Чтобы не упустить важные детали и не уклониться от темы материала, важно вести текстовые и аудио- или видеозаписи.
• Знание ПК
С ростом онлайн-журналистики возрастает важность компьютерных навыков для журналистов, поэтому современные репортеры должны знать, как использовать мультимедийное программное обеспечение и монтажное оборудование.
Расширяющееся определение журналистики
Вопрос о том, кто является и не является журналистом, стал более острым с ростом новых источников информации, таких как блоги и подкасты. Раньше журналисты определялись как сотрудники газет, телеграфных служб или вещательных новостных организаций. Однако появление «гражданской журналистики», то есть любителей, которые наблюдают за событиями и пишут о них в интернете, размыло границы между профессионалом и простым наблюдателем. Этот вопрос важен, потому что журналисты имеют особую правовую защиту, чего нет у обычных граждан.
Разница между репортером и журналистом
Разницу между репортером и журналистом не так уж сложно понять, если вы поймете, что один является подкатегорией другого. Когда мы смотрим новости по телевизору, мы сталкиваемся с людьми, которые пред
Содержание:
Репортер против журналиста
Разницу между репортером и журналистом не так уж сложно понять, если вы поймете, что один является подкатегорией другого. Когда мы смотрим новости по телевизору, мы сталкиваемся с людьми, которые представляют новости, взгляды и мнения об инциденте или событии. Этих людей называют репортерами. Но если вам случится смотреть программу о текущих событиях, в которой есть группа, обсуждающая инцидент или какой-либо социальный вопрос, вы обнаружите, что основной ведущий представляет участников группы как журналистов и репортеров. Это может сбивать с толку, когда люди не могут отличить репортера от журналиста. Часто люди используют эти термины как синонимы, что является неправильной практикой. В этой статье делается попытка выделить различия между репортером и журналистом, основанные на их функциях и ролях, чтобы стереть любое заблуждение об этих профессиях из головы читателя.
Кто такой журналист?
Журналистами называют людей, занимающихся журналистикой в качестве редакторов, репортеров, ведущих, фотографов, дизайнеров страниц, художников-графиков и т. Д. Работа, которую проводят журналисты, называется журналистикой, и существуют институты, которые проводят курсы журналистики. Есть еще одна категория обозревателей, которые также являются журналистами, которые пишут информативные статьи, и их колонки регулярно появляются в газетах. Кроме того, журналисту нужна определенная квалификация институтов СМИ. Не каждый может стать журналистом. За журналистом стоит образование.
Кто такой репортер?
Еще одно заметное различие между журналистом и репортером заключается в их квалификации. В настоящее время любой может стать репортером (фактически, в наши дни существует тенденция отдавать такую работу людям, которые привлекательны и могут дольше привлекать аудиторию). Как вы могли заметить, сегодня репортером может стать даже нормальный человек, если у него или у нее есть доступ к видеоустройству и Интернету.
В чем разница между репортером и журналистом?
• Журналист может быть репортером, в то время как репортер не всегда должен быть журналистом.
• Журналист собирает информацию, анализирует и пишет, а репортер представляет все это в электронных и печатных СМИ.
• Еще одно заметное различие между журналистом и репортером заключается в их квалификации. Репортером может быть любой. Однако, чтобы быть журналистом, вам необходимо иметь такую квалификацию, как степень или диплом в области журналистики.
Изображения любезно предоставлены:
«Редактор может возвысить автора в глазах аудитории». Редакторы рассказали об особенностях своей работы
Редакторы интернет-портала о православии и жизни общества «Правмир» рассказали ЖУРНАЛИСТУ об особенностях своей работы
ИРИНА ЯКУШЕВА: «Редактор — это человек, который делает текст лучше»
— Что входит в ваши обязанности редактора онлайн-СМИ?
— Вместе с главным редактором я формирую текущую повестку. А в работе с корреспондентами корректирую темы, определяю, в каком жанре будет текст, что нужно — аналитика, короткая справка, интервью или комментарий. Я постоянно общаюсь с нашими штатными авторами, а также с региональными корреспондентами, с колумнистами, со всеми, кто пишет нам реже и на более узкие темы.
— В каком формате происходит взаимодействие?
— У нас есть штатные авторы, с которыми мы каждый день общаемся в рабочем чате. Сейчас мы работаем удаленно, но в целом этот формат для нас привычен. А с внештатными корреспондентами мы общаемся в основном в почте, связываемся с ними в соцсетях. Обычно мы заказываем актуальный проблемный текст, иногда они сами предлагают тему. Когда текст готов, авторы присылают его, мы его смотрим, если есть какие-то общие замечания, ошибки, недочеты, сразу просим что-то исправить. Если текст полностью готов, подходит, то мы его забираем на редактуру и подготовку к публикации.
— Жанр текста сразу определяете?
— Иногда жанр понятен сразу. Если мы хотим портретное интервью или историю о человеке, то сразу так и говорим. Если речь идет об экспертном разговоре, иногда определить жанр сразу трудно. Мы же заранее не знаем, как человек будет говорить, быстро что-то скажет или будет долго и подробно отвечать на вопросы, достаточным ли будет его ответ.
В зависимости от этого мы решаем, как оформить текст. Иногда цель — разобрать проблему и поговорить с несколькими спикерами. А бывает, что дают очень короткий комментарий, но он очень важный, его нужно выпускать срочно.
— Какой текст нельзя выпускать, с позиции редактора?
— Непонятный. Бывает, что нам присылают текст, но автор о нем не заявил заранее. Ему просто пришло в голову написать о чем-то. И мы смотрим и не понимаем — к чему? Мы получили текст без какого-то информационного повода или острой заявленной темы. К непроходным можно также отнести тексты с неясной структурой, темой. Например, автор пишет: «У меня тут интервью», а там почему-то всего один вопрос и дальше сплошной монолог обо всем на свете. Журналист позволил человеку говорить без остановки, непонятно, в чем была его работа. Иногда автор либо хорошо знаком со спикером, либо очень его уважает. В ходе разговора он не задает ему никаких острых вопросов. И текст, по сути, просто о том, как автор восхищен своим собеседником, — в таком виде, конечно, его публиковать нельзя.
— Что за люди ваши внештатные авторы?
— Это журналисты из регионов. Многие из них с нами давно сотрудничают, иногда мы их ищем специально, когда есть тема. Также у нас есть колумнисты — авторы, которые пишут на специальные, узкие темы, высказывают мнения. Это могут быть учителя, священники, врачи, ученые, любые специалисты, которых мы просим писать для нас. Так они становятся нашими авторами.
— Колонки тоже правите?
— Редактор обязательно смотрит любой текст, который выходит. Если это колонка, конечно, ее нельзя править ни по смыслу, ни по стилю, потому что автор хотел что-то сказать именно так. Но речевые ошибки у всех бывают. Обычно если есть правка колонки, то мы ее обязательно согласуем с автором. Говорим, что, например, в тексте есть момент, который может быть неверно понят, просим разрешения переформулировать фрагмент. Как правило, авторы доверяют нам.
— С молодыми авторами приходится работать? Насколько хорошо они обучены?
— И среди молодых, и среди опытных авторов есть разные люди. Бывают, скорее, не очень уверенные в себе авторы и самоуверенные.
— Это в тексте чувствуется?
— Это чувствуется по тому, как человек общается, как предлагает темы, как он пишет. Но если говорить про возраст, то есть очень много хороших молодых авторов, мы с ними с удовольствием работаем.
— Откуда они приходят?
— Студенты факультетов журналистики приходят, присылают примеры текстов. Иногда мы даем объявления о вакансиях в социальных сетях. Но практически всем авторам, даже опытным, все равно нужно под издание подстроиться. В целом хороший автор — это тот, кто постоянно думает над темами и готов быстро что-то сделать. Мы ежедневное издание, каждый день много публикаций, динамика у нас достаточно высокая. И новым авторам надо к этому привыкнуть.
— Какие сложности возникают у авторов в работе над текстом?
— Чаще всего у авторов бывает проблема с пониманием структуры. Когда автор не представляет, как должен в итоге выглядеть его текст. Он явно не воспринял его как читатель, который будет потом читать статью, — и поторопился сдать. В таких случаях мы просим автора что-то доделать.
К типичным недочетам я бы отнесла канцелярит и языковые штампы — эта проблема есть почти у всех, у редакторов тоже. Чтобы избавляться от него, надо иметь списочек «любимых» слов и фраз и прицельно на эту тему просматривать свой текст.
— Зачем нужен редактор?
— Редактор — это человек, который делает текст лучше. Он может даже возвысить автора в глазах аудитории, усилив текст, хотя никто не увидит его работу. Текст опубликован, люди его хвалят, и обычно они хвалят автора, иногда его собеседников. А то, что редактор над этим текстом тоже долго работал, не видно.
— Вам это не обидно как редактору?
— Наверное, человек, желающий известности, выберет активную журналистику. Он захочет быть именно автором своего текста. Работа редактора — продюсировать и улучшать тексты.
Редактору бывает сложно, когда слишком много приходится полностью перекраивать или переписывать текст. Бывают такие ситуации, когда текст очень нужен, но написан плохо. И появляется ощущение, что ты сам стал почти уже автором. Но бывает, что журналист и редактор работали в связке, редактор существенно помогал со структурой, оформлением — это нормальный вариант, почти соавторство. В таких случаях можно увидеть под текстом и имя редактора.
— Получается, что без редактора не обойтись?
— Мне кажется, что трудно обойтись. Есть, конечно, разные авторы. Самокритичным часто нужен редактор, они и сами попросят несколько раз посмотреть их текст. Но бывают очень уверенные в себе авторы, которые, например, когда-то работали редакторами сами, считают, что редактура им особо не нужна, как они сделали, так и должно быть. Нужен или не нужен редактор лично автору — это вопрос индивидуальный. Но если говорить именно об издании, то в СМИ редактор нужен обязательно.
— За последнее время требования к редактору изменились?
— Текстов сейчас очень много, есть переизбыток информации, редактору нужно во многом разбираться, уметь выделить главное. Ему надо прочитать большой массив текста быстро и внимательно, найти в нем острую цепляющую информацию и вынести ее в оформление: в заголовок, в подзаголовок, в лид. Современный редактор обязательно должен быть заточен на перепроверку фактов, также очень важно умение общаться с людьми.
ИРИНА ЯКУШЕВА — заместитель главного редактора интернет-портала, работает в «Правмире» как автор и редактор с 2011 года
ДАРЬЯ КЕЛЬН: «Авторский голос очень важен в текстах»
— Что входит в круг ваших обязанностей?
— Моя основная задача как литературного редактора — редактировать тексты. Это и те, которые мы готовим на следующий день (они выходят рано утром), и те, которые мы выпускаем оперативно в течение всего рабочего дня.
— Есть ли какие‑то особенности в редактировании новостного текста?
— У нас есть редактор, который отвечает за работу с новостной лентой. Мне тоже приходится писать новости во время дежурства.
Когда мы редактируем новость, обращаем внимание на лид, который должен отвечать на вопросы «что», «кто», «где» и «когда». Мы смотрим, корректно ли приведены цитаты и ссылки на источники, выстроена ли структура. Обычно текст имеет структуру перевернутой пирамиды, где мы сначала рассказываем самое главное, потом обязательно приводим бэк, даем читателю возможность понять историю целиком, хотя бы в коротком абзаце рассказывая, что произошло до этого, и даем ссылки на другие наши новости.
— Это получается рерайт по большому счету?
— Нередко новость — это рерайт. А когда мы понимаем, что комментарий, который мы взяли, слишком лаконичен для отдельного материала, но несет в себе актуальную информацию, мы делаем эксклюзивную новость на его основе.
Мы даем нашим читателям новостную картину дня обязательно, но обычно это новости со ссылками на различные источники. Наша задача — подобрать источники корректно, чтобы их было несколько.
— А особенности редактирования текстов других жанров есть?
— Сначала мы читаем текст, редактор отвечает и за фактчекинг. Мы должны проверить, корректно ли приведены все географические названия, имена, соблюдено ли законодательство (например, нет ли там описания способа самоубийства).
Важно, чтобы в тексте была приведена точка зрения второй стороны, если это аналитический текст, — таков этический канон качественной журналистики.
Оцениваем фактическую сторону нашего текста. Если понимаем, что с этим все в порядке, что у нас приведены две точки зрения, история рассказана корректно, все факты проверены, тогда стоит посмотреть на текст глазами читателя. Понять, насколько структура логически выдержана, не тяжело ли этот материал читать.
Большой текст стоит разбить на главки, сделать подзаголовки. Если у нас аналитический текст, в котором есть герой с проблемами и есть эксперты, то лучше героя с экспертами чередовать. Рассказать историю героя, привести статистику и точки зрения экспертов, потом рассказать о следующем герое. Чтобы у читателя была возможность поставить себя на место героя истории, проникнуться сочувствием к нему и разобраться в сложной теме.
— Вам прислали текст, где все факты есть, но не стоят на своем месте. И что вы делаете?
— Есть два метода. Если автор доступен и есть время на то, чтобы доработать материал, предлагаю автору это сделать, возвращаю ему текст.
Если у нас все «горит», текст очень срочный, я пишу автору, рассказываю, что я предлагаю изменить в материале. Автор, как правило, соглашается. Потом я с ним согласовываю измененный текст. В идеале работа выглядит так.
Например, недавно была ситуация: один наш журналист был на другом редакционном задании. Я ему предложила сделать аналитический текст, монологи превратить в сочетание авторского текста с наиболее яркими цитатами. Потому что монологи читать было тяжеловато. Мне показалось, что так будет динамичнее, и автор со мной согласился.
Когда правишь, надо стараться аккуратно сохранять авторский текст, но мы никогда не должны дополнять ничего от себя. Иногда приходится какой-то кусочек переформулировать или сократить там, где автор говорит одни и те же мысли дважды, но разными словами. Это тоже нужно убирать, потому что для читателя это лишняя информация, она не нужна. Я стремлюсь все согласовывать с автором, потому что авторский голос очень важен в текстах. Нужно его сохранять, потому что под текстом стоит фамилия автора. Он вложил в него свое время, свою душу, свои эмоции, поэтому нужно быть тактичным.
Еще один момент: чтобы текст был корректен по отношению ко всем. Сейчас формируется новый язык, связанный с особенностями людей, с инвалидностью, диагнозами. Важно, чтобы текст никого не травмировал, не причинил боль людям.
— А бывают тексты, которые вы вообще не правите?
— Бывают, безусловно. У нас много замечательных авторов, которых мы практически не правим.
— Редакторская и корректорская работа — в чем разница?
— Корректор сосредоточен на пунктуации и орфографии. Он не занимается фактчекингом, структурой материала.
— Расскажите об особенностях редактирования интервью. Как голос человека сохранить?
— Иногда речь спикера нуждается в минимальных правках. Но устную речь приходится корректировать — и потом обязательно согласовывать со спикером.
— С какими ошибками чаще всего сталкивается редактор?
— Канцелярит. Об этом написано много. Есть прекрасная книга «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Очень много в этой книги сказано о канцелярите, глаголах без субъекта — «решение принято», но непонятно кем. Вот это большая беда для чиновников, они очень часто так говорят. От канцелярита язык становится мертвым.
— А как вы работаете с цифрами?
— Четкие правила существуют. Например, до 10 пишем словами, после 10 — цифрами. Если это переводной текст, а мы работаем с переводами, мили, например, переводим в километры — понятные нашему читателю единицы измерения.
Если приводим цитату, то обязательно проверяем. Бывает так, что человек произносит что-то по памяти, мы проверяем — а все оказывается иначе. Если приводятся какие-то малоизвестные термины, то мы в скобках даем примечание редактора. Делаем все, чтобы нашему читателю было комфортно.
— Вы заголовок меняете? Или это совместная работа с автором?
— Это совместная работа. Мы просим авторов, чтобы они сдавали тексты полностью, с заголовочным комплексом. Заголовок, подзаголовок, лид. Мы советуем, как лучше написать лид, и чаще всего используем двусоставные заголовки, которые состоят из двух предложений. Первое предложение может быть яркой цитатой из текста или может обозначать проблему. Если первое предложение — цитата, то второе предложение обычно объясняет цитату.
Вот, например, как выглядят заголовочные комплексы к интервью, которые были у нас опубликованы: «Ковид закончится, а рак останется». Онкопроктолог Бадма Башанкаев — о своей профессии, операциях и пациентах» (журналист Мария Божович). «В пандемию препараты испытывали на реальных пациентах. К чему это привело и чем лечить ковид» (журналист Наталья Нехлебова).
— Вы работаете удаленно, живете в другом городе. Это тенденция сегодня?
— Возможно. У нас удаленная редакция, но мы много общаемся, постоянно находимся в рабочем чате на связи с коллегами. И у меня есть ощущение, что все находятся рядом со мной.
— Чего вы себе как редактор не разрешаете в работе с авторами, с коллегами?
— Нужно быть внимательным к коллегам, к тексту. Если критиковать, то очень бережно. Прежде всего надо отметить, что сделано хорошо, а потом уже говорить о том, что лучше бы изменить. Я сама автор, знаю, как болезненно воспринимается вмешательство в текст. Работа над текстом — это совместная работа автора с редактором.
Опять же, над текстами мы работаем командой. У меня есть руководители, которые смотрят текст уже после меня, принимают мою работу. И я с ними и с автором могу обсудить какие-то спорные моменты и принять соломоново решение. Это здорово — работать в команде, хотя ответственность у редактора действительно очень высока.