Журналистский пул что это
Президентский пул
Содержание
Наиболее известные журналисты кремлевского пула
Фотографы кремлевского пула
Книги о кремлевском пуле
Любопытные факты
Легенды
Примечания
См. также
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Президентский пул» в других словарях:
Кремлёвский пул — (англ. pool объединение, коллектив, рабочая группа), также известен как «Президентский пул» неофициальное название группы журналистов, на постоянной основе освещающих деятельность Президента Российской Федерации. У журналистов… … Википедия
Кремлевский пул — (англ. pool объединение, коллектив, рабочая группа), также известен как «Президентский пул» общепринятое название группы журналистов, на постоянной основе освещающих деятельность Президента Российской Федерации. В отличие от парламентских… … Википедия
ТИМАКОВА Наталья Александровна — (р. 12.04.1975) Начальник Управления пресс‑службы Президента РФ В. В. Путина с 15.11.2002 г. в первом и с 09.04.2004 г. во втором президентских сроках В. В. Путина. Родилась в г. Алма‑Ате Казахской ССР. Образование получила на… … Путинская энциклопедия
Гражданская война в Республике Конго — Дата июнь 1997 года Декабрь 1999 года … Википедия
Гражданская война в Таджикистане — Гражданская война в Таджикистане … Википедия
Конго — I Конго (Congo) (в пределах Республики Заир называется Заир), река в Экваториальной Африке, в Заире, частично по его границам с Народной Республикой Конго и Анголой. Впадает в Атлантический океан у г. Банана. По размерам бассейна и… … Большая советская энциклопедия
КОНГО — Республика Конго, государство в Центральной Африке. Бывшая колония Франции, получившая независимость в 1960. На юго западе омывается водами Атлантического океана, граничит на юге с Анголой (эксклав Кабинда), на востоке с Демократической… … Энциклопедия Кольера
КОНГО — 1) Республика Конго, Конго (Браззавиль), гос во в Центр. Африке. Название по расположению гос ва в правобережье ниж. течения р. Конго, причем значительную часть его населения составляет народ конго (баконго). Употребляется также неофициальное… … Географическая энциклопедия
Браззавиль — У этого термина существуют и другие значения, см. Браззавиль (значения). Город Браззавиль фр. Brazzaville … Википедия
Школа журналистики
Лучшие онлайн-курсы на русском языке
Журналистский пул и телевизионные термины
Конкурс на лучший вопрос завершился, но вопросы от наших читателей и подписчиков продолжают поступать. «Что такое журналистский пул?» Интересный вопрос. Действительно, это словосочетание в последнее время часто звучит в журналистской среде.
Кто такие журналисты мы знаем, а вот слово «пул» имеет много значений. Нас интересует одно из них — от английского слова «pool», что дословно переводится как «общий котёл», употребляется в значении «объединение», «группа».
Журналистский пул или пул журналистов — это группа журналистов, которые освещает определенное событие, тему или деятельность конкретной организации или даже отдельного человека. Например, кремлевский пул — это журналисты, которые освещают деятельность президента России, его поездки и визиты. В Казахстане употребляется термин «президентский пул». А в Соединенных Штатах Америки есть свой White House Press Pool, но смысл тот же самый — это группа журналистов, которые регулярно освещают деятельность президента США, посещают мероприятия с его участием.
Стоит отметить, что в такой пул входят журналисты разных СМИ, в том числе работники печатных изданий, информационных агентств, телеканалов.
Также в этом тексте мы хотели бы назвать основные термины в лексиконе журналиста на TV (об этом нас тоже часто спрашивают и в этих терминах легко запутаться).
Подводка – информация, которую говорит ведущий, диктор или журналист перед сюжетом. В подводке сообщается о чем пойдет речь далее и называется имя журналиста, который будет в кадре.
Стендап (англ. слово standup, которое переводится как «стойка») – это когда журналист работает в кадре, то есть стоит перед камерой и что-то говорит. Возможно, вам проще будет запомнить этот термин по аналогии со стендап-комиками, которые во время своего стендапа, как и журналисты, выступают перед аудиторией. Иногда журналисты ленятся или даже стесняются записывать стендапы. Но это ваш имидж, ваша узнаваемость, поэтому нужно как можно чаще появляться перед телезрителями.
Закадровый голос – голос журналиста, который звучит на фоне какого-то сюжета. Журналиста в этот момент в кадре не видно. Закадровый текст – это текст, который при этом произносит журналист. Ранее мы уже высылали вам видео BBC о закадровом тексте.
Синхрон – это короткое интервью, которое длится примерно 20 секунд. Его включают в телевизионный сюжет, например, после стендапа.
⇒ Онлайн-курс «Основы журналистики» для всех желающих
⇒ Онлайн-курс «Будущий профессионал» для поступающих на журфак
⇒ Лучшая группа по журналистике во ВКонтакте по этой ссылке
⇒ Лучший аккаунт по журналистике в Инстаграме по этой ссылке
Здесь есть всё, чтобы стать профессионалом!
________________________________
Взаимодействие со СМИ: формирование пула журналистов
Мне сложно представить Романа с пистолетом, но я отлично понимаю, о чем он говорит. Зачастую позиции PR-менеджеров в компаниях занимают вчерашние студенты. Что рождает две больших проблемы. Во-первых, они наполнены теоретическими университетскими знаниями, им сложно ориентироваться в бизнес процессах. Во-вторых, у них недостаточно времени выстраивать отношения с журналистами. Поэтому их действия напоминают набеги партизанских отрядов на товарные поезда через год после окончания войны. Бессмысленно и беспощадно.
Письма таких PR-специалистов часто отправляются в мусорную корзину, а их работа раскладывается по принципу Парето: 80% их действий оказывают абсолютно бесполезными. Как призналась мне главный редактор одного еженедельного делового журнала, «мы работаем с тремя типами компаний: нашими хорошими друзьями, рекламодателями и лидерами рынка». Если вы не можете быстро увеличить бюджет компании или поменять ее позиции на рынке, становитесь друзьями. Стройте отношения.
Заранее выстроенные взаимоотношения создают возможность для проактивных действий. Когда у вас назревает информационный повод, специалист может сразу сделать звонок лояльному и хорошо знакомому журналисту (даже в вечерний час), а не отправлять письмо по адресу info@ в надежде, что оно будет прочитано или звонить незнакомому человеку с длинными пояснениями, кто вы и откуда.
Требования к PR-специалисту
Прежде всего, PR-специалист должен соответствовать определенным профессиональным требованиям:
Не пытайтесь вскипятить океан
Создается впечатление, что многими PR-специалистами движет желание вскипятить океан, когда они пытаются работать с максимальным количеством СМИ. PR-специалист должен трезво понимать, какие цели достигает компания через сотрудничество с каждым конкретным изданием. Сотрудничать «для общего количества публикаций» непрофессионально.
Соответственно, внимание и время PR-специалиста должны быть посвящены ограниченному целевому пулу журналистов. Пул должен быть сформирован и согласован внутри компании. Единственной верной отправной точкой формирования пула является стратегическая маркетинговая классификация на целевые группы всех, с кем взаимодействует компания.
Пул может быть совершенно небольшим или включать в себя несколько сотен журналистов с разделением их по приоритетности. В обязательном порядке журналисты должны быть упорядочены в единую таблицу или внутреннюю CRM.
Так, например, пул локального московского адвокатского бюро может включать в себя журналистов из следующих СМИ: отраслевые издания, развивающие юридическую тематику, отраслевые СМИ, читаемые клиентами, деловая периодика, телерадиовещательные и Интернет СМИ. А пул международной юридической фирмы, кроме вышеперечисленных, должен ориентироваться на СМИ, которые читают ее партнеры, контрагенты, сотрудники и представители государственных органов. Таким образом, чем более разветвлен бизнес, тем шире должен быть пул.
Приоритетность выбора СМИ
При формировании пула СМИ PR-специалист должен преследовать следующие цели, расположенные в порядке приоритетности:
1. включить все СМИ, предпочитаемые топ-менеджментом клиентов (для получения такой информации необходимо провести соответствующие опросы, в этом деле могут помочь правильно выстроенные отношения с секретарями и ассистентами топ-менеджеров);
2. включить журналистов федеральных деловых СМИ, которые специализируются на тематике сопряженной с деятельностью компании (для этого стоит проанализировать материалы СМИ по темам и отметить журналистов, наиболее часто пишущих на соответствующие темы);
5. включить иностранные, прежде всего, англоязычные СМИ, которые пишут для экспатов и иностранцев, интересующихся бизнесом компании.
Ищем точки контакта
Я знаю несколько случаев, когда глубокие взаимоотношения с журналистом позволили избежать публикации некорректной статьи, которая обязательно повлекла бы за собой репутационный ущерб для компании. И много случаев, когда заранее выстроенные взаимоотношения позволяли представить компанию в публикации в значительно лучшем свете, чем это изначально подразумевалось.
Существует много способов, как знакомиться и развивать отношения с журналистами. Ниже я привожу совсем не исчерпывающий список вариантов знакомства.
1. Позвоните. Большинство моих собственных контактов со журналистами начиналось со звонка. Я просто набирал номер редакции и кратко излагал суть своего предложения. Далее, подкреплял отношения встречами, интересными информационными поводами или возможностью интервью с первыми лицами. Важно учитывать две вещи: во-первых, звонить не в последний момент, а заранее; во-вторых, звонить именно тому журналисту, который в редакции занимается интересующей вас тематикой.
2. Пригласить на обед. Или на завтрак. Узнайте человека поближе и заинтересуйте его. Возьмите с собой интересные материалы. Имейте в запасе несколько интересных для него предложений. Важные моменты здесь: во-первых, не злоупотребляйте временем собеседника; во-вторых, угостите его.
3. Встретить на конференции. Или напишите статью, или начните вести блог. Журналистам значительно легче будет понять, кто вы, если они уже где-то встречались с вашим именем. Кроме того, конференции сами по себе могут быть хорошей площадкой для знакомства.
6. Социальные сети. По большей части полезны для поддержания контакта, а не знакомства. Иначе, это будет навязчивым. Зато относительно уже знакомых вам журналистов социальные сети являют собой безальтернативный канал ценной информации об увлечениях, контактах и днях рождения.
7. Специальные ассоциации. В областях бизнеса, широко освещаемых в СМИ, где выделяются значительные бюджеты на PR, начинают формироваться ассоциации для взаимодействия журналистов с PR-специалистами. Так, например, в недвижимости уже несколько лет существует РЕПА, на базе которой в 2011-м году был составлен рейтинг журналистов с номинациями и награждениями.
Общаясь с журналистами важно помнить, что любые отношения строятся на личных предпочтениях. Поэтому не стоит навязывать свое общество тем, кому оно не интересно. Можно ограничиться исключительно деловыми контактами. Когда, наоборот, вы понимаете, что легко находите общий язык с журналистом, постарайтесь завязать с ним дружеские отношения. Это полезно для бизнеса и познавательно для вас.
Как создать пул журналистов: 10 важных шагов
PR-специалист, автор статей в PRexplore
«Влезть» в повестку дня СМИ становится все сложнее. Нужен не только суперинтересный контент, но и лояльность со стороны представителей изданий. Мы расскажем, как ее добиться.
Боль PR-специалиста — журналисты, которые не читают пресс-релизы, интересуются только известными участниками рынка и настаивают на рекламных бюджетах. Кризис усугубил ситуацию: многие СМИ ушли с рынка, а оставшиеся издания ориентированы на эксклюзивные информационные поводы. Мы знаем PR-команды, у которых релевантны только 5% рассылок, остальное — спам. В таких условиях важно иметь пул журналистов и прицельно работать с ними.
Мы поговорили с экспертами и создали схему наработки пула, которая подойдет большинству компаний. 10 шагов — и пул представителей СМИ у вас в компьютере.
Шаг 1. Найдите свою аудиторию
Оцените конкретный проект: его специфику и потребности клиента. Определитесь с целями, которые стоят перед PR, и переведите их на коммуникативный язык: допустим, нужно добиться повышения известности на 10% или снизить число людей, которые считают ваш продукт необоснованно дорогим, на 20%. Сразу появится ясность, на кого будут рассчитаны ваши информационные сообщения: на потребителей, специалистов, чиновников.
Затем более точно определите целевую аудиторию (ЦА). Учитывается следующее:
Попробуйте выйти за пределы социально-демографических характеристик потребителя, чтобы лучше понять его среду, поведение, проблемы и радости. Это поможет определить подходящие пути взаимодействия с аудиторией. Хороший вариант — составить портрет потребителя, используя карту эмпатии.
Потребительская карта эмпатии, источник: книга «Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора», Александр Остервальдер
Шаг 2. Выявите эффективные каналы коммуникаций
Составив портрет ЦА, подумайте, как к ней попасть. Важно понимать, из каких источников люди привыкли получать информацию: газеты, журналы, телевидение, радио, социальные сети, мобильные приложения. Еще важнее знать, кому они доверяют.
Измерить эффективность конкретного источника сложно. Тут полезно обратиться к опыту маркетологов и рассчитать афинити-индекс (Affinity Index, Индекс соответствия) — отношение рейтинга конкретного медиа для целевой аудитории к рейтингу для всей аудитории, выраженное в процентах:
Хороший афинити-индекс больше 100-110%. Но нужно понимать, что подобная оценка в нерекламных форматах покажет вам только общую картину или поможет уточнить, какая доля всей аудитории медиа — целевая для вас.
Наиболее эффективные каналы дополнительно должны пройти «внутренний фильтр». Возможно, не со всеми получится работать по вашим специфическим причинам.
Шаг 3. Составьте медиакарту СМИ
Как только вы определитесь с площадками, на которые будете поставлять контент, составьте медиакарту — документ, в котором будут фиксироваться все существенные сведения. В нее включают массовые, отраслевые и узкопрофильные СМИ, указывают тираж и объем целевых аудиторий, методы и области распространения, рубрики, периодичность выхода, контакты редакции и отделов новостей.
Чтобы попасть в формат СМИ, изучите особенности подачи статей и темы, на которые пишут журналисты. Эти данные также вносятся в медиакарту.
На этой стадии важно подготовить плацдарм для дальнейшей работы: продумать, как вы будете хранить информацию о СМИ и журналистах, как отслеживать работу с изданиями и отдельными людьми на протяжении всей истории проекта.
Ориентироваться в базе и решать простейшие задачи можно в Microsoft Excel или 1С, но в современном мире их недостаточно. Допустим, предстоит работа с пулом из 500 журналистов и нужно оперативно выдернуть информацию, кто из них занимается конкретной темой. Или вы хотите просмотреть историю взаимодействия с определенным СМИ. На выручку придут специализированные CRM-системы (например, англоязычные My News Desk и Prezly или русскоязычная PREX CRM).
CRM позволяют работать в общем пространстве с коллегами, обмениваться сообщениями и документами и быть уверенным, что у каждого человека в команде — актуальная копия базы. Коммуникациями от лица компании редко занимается один человек, поэтому важно, чтобы у всех заинтересованных был доступ к любым данным и они могли вносить необходимые корректировки. Выбирайте решение в зависимости от ваших задач и размера команды, но важно сразу начать собирать базу там.
Шаг 4. Найдите контактные данные представителей СМИ
Пользуясь собранной базой, проведите отбор и ранжирование СМИ. Постарайтесь найти авторов, которые пишут на интересующую вас тематику. У вас должен появиться свой список ключевых контактов для проекта.
Как это сделать — вопрос без универсального ответа. Решений много, работают не все и не всегда. Мы отобрали способы из практики наших экспертов и коллег. Что пригодится в вашей ситуации, покажет опыт:
Светлана Андреева, руководитель PR-агентства «Андреева и партнеры»:
— Будьте готовы к работе с журналистами в любое время суток. Да, это затратно с точки зрения человеческих и временных ресурсов, но такой подход оправдывает себя на все 100%. К слову, я никогда не отключаю мобильник, и у меня были случаи, когда я комментировала «Ведомостям» острую ситуацию с клиентом во время покорения исторических развалин на отдыхе.
Шаг 5. Организуйте мероприятие
Пригласите найденных журналистов на мероприятие, чтобы познакомиться в офлайне. Это действие может быть и очередным шагом создания пула, и параллельной самостоятельной задачей. Интересное событие поможет заметно расширить базу журналистов, которых уже удалось найти на предыдущих этапах.
Крайне важно определиться с форматом: если на данный момент важнее публикации, то делайте пресс-конференцию или пресс-ланч; когда на первый план выходят отношения — нужно меньше формальностей. Безусловно, лучше начать с отношений, ведь публикации можно наработать и позже, а вот общаться лучше начать заранее, вероятно, даже до начала PR-активностей.
Ольга Борисова, руководитель проектной группы PR-агентства «Идеи и решения»:
— Для В2B-компании хороший вариант — провести новогоднее мероприятие, где спикеры подведут итоги года и расскажут о следующих планах. Подобные события посещают до 80% приглашенных журналистов. Представителей СМИ FMCG-сегмента заинтересует мастер-класс или встреча со звездой. Тут релевантными окажутся до 50% приглашений: у журналистов из глянца напряженный график и много событий для посещения. Но будьте готовы, что одного мероприятия окажется недостаточно. Да, вы познакомитесь-засветитесь, но, чтобы запомниться журналистам, нужно 2-3 встречи.
Шаг 6. Актуализируйте список
На мероприятии отфильтруйте базу журналистов и уточните контактные данные:
На мероприятии в центре событий должен находиться «ваш» человек (или несколько), который познакомится с журналистами и наладит контакт. Задача сотрудника — обеспечить удобные условия для гостей: помочь им с полиграфическими материалами, аудиозаписью, ответить на все вопросы. Важно суметь найти подход к корреспонденту, поэтому люди от пресс-службы должны быть компетентны, уметь общаться, находить точки соприкосновения и справляться с кризисными ситуациями.
Ольга Борисова («Идеи и Решения»):
— У нас есть клиент — компания В2В-сегмента, производит оборудование для ЖКХ. База печатных СМИ — 200 изданий по всей России. На мероприятия регулярно приходят около 30 журналистов, и это наш лояльный пул. То есть каждая седьмая газета или журнал.
Шаг 7. Сегментируйте пул
У вас появился намек на пул журналистов, теперь развивайте отношения. Разделите СМИ и корреспондентов на категории, настраивайте работу с каждой из них. Например, подойдет такая сегментация:
Журналистов тоже поделите на отдельные группы:
Учтите — некоторые издания работают на эксклюзивной основе. Например, федеральные информационные агентства иногда настаивают, чтобы пресс-служба присылала им сообщения на 30-40 минут раньше, чем остальным журналистам.
Шаг 8. Постройте индивидуальную работу
Общайтесь с журналистами точечно, учитывая интересы каждого.
Светлана Андреева («Андреева и партнеры»):
— Простой способ повышения лояльности со стороны СМИ, который мы уже практикуем более пяти лет, — понимать, что журналистам будет интересно в каждом конкретном случае, и не лениться индивидуально подходить к каждому изданию. Условно, «Ведомостям» нужны солидные цифры и факты, региональным СМИ — конкретная проблематика и участие местных властей в ситуации, специализированным изданиям — экспертная оценка спикеров.
Нужен такой формат хранения данных, чтобы было легко ориентироваться в тонкостях ваших отношений с людьми. Например, в простом случае, ваша база журналистов может содержать такие поля:
Пример полей для простой базы журналистов
Шаг 9. Отслеживайте результативность
Фиксируйте «историю» отношений с журналистами: информацию о созвонах, встречах, вышедших публикациях.
Здесь снова пригодятся инструменты, которые мы предлагаем использовать для оцифровки данных. Самыми удобными будут CRM-системы: от названных в третьем шаге готовых решений (PREX CRM, Prezly, My News Desk) до «самописных» вариантов. Главное, чтобы была возможность придумывать списки, группировать данные и вводить информацию о результатах работы.
Здесь кроется огромный потенциал повышения производительности: вы не будете спамить ненужными рассылками и тратить свое время зря. Для рассылки есть более продвинутые сервисы типа MailChimp, SendGrid и Unisender. Они позволяют хранить данные, а также:
Осваивать интернет-сервисы и нарабатывать компетенции в IT нужно, чтобы расширять возможности пресс-службы. Если раньше пределом была работа с пулами в сотни журналистов, то сейчас СМИ стало гораздо больше, выросло и количество контента. Уже можно говорить о работе с тысячами транзакций и охватывать огромные аудитории. Указанные выше инструменты позволяют это делать.
Шаг 10. Регулярно обновляйте информацию
Ура, пул собран. Но работа на этом не заканчивается — постоянно отслеживайте изменения в медиамире, или ваша база перестанет помогать. Журналисты могут уйти в отпуск или сменить работу, а издания — закрыться или потерять популярность. Кроме того, могут «выстрелить» СМИ, которые вы посчитали неприоритетными на момент начала PR-кампании.
Владимир Ступников, президент коммуникационной группы iMARS:
— Из-за экономической ситуации стало мало СМИ по специализированным направлениям: например, по ритейлу их всего 4-5, за последние пару лет перестала существовать половина энергетических СМИ. Формировать пул сложнее, чем раньше, но возможно всё. Главное — использовать правильные инструменты.
В вашем распоряжении методика для создания пула журналистов, которая пригодится на проектах разных направлений. Эта схема отработана годами практики, но не единственная из тех, что работают. Мы обязательно рассмотрим и другие способы повышения лояльностей представителей СМИ в будущих материалах.
Кремлёвский пул — это журналисты федеральных российских СМИ и основных зарубежных информационных агентств, аккредитованные в пресс-службе Кремля для освещения работы президента и премьера страны. The Village попросил одного из журналистов пула на условиях анонимности рассказать, чем живёт президент, что за люди работают в его администрации и как чиновники восприняли свадьбу пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова.
Как попадают в президентский пул
В стандартную президентскую поездку едут где-то 25–30 человек. Это и есть основной пул: шестеро от российских информагентств (РИА «Новости», ТАСС, «Интерфакс»), два иностранных агентства (Reuters и Bloomberg), газеты («Коммерсантъ», «Ведомости», «Известия», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда»), телевидение, интернет-СМИ («Лента.ру», «Газета.ру», Lifenews), радио («Маяк» и «Голос России»). В некоторые поездки ездят AP и AFP, в последнее время стало ездить китайское агентство «Синьхуа». По какому принципу они отбираются, я не могу сказать: мне кажется, по принципу международной значимости. Плюс постоянно — личная камера премьер-министра или президента. У них есть свой личный видеооператор и личный фотограф. Их материалы мы и видим на сайте Кремля или правительства.
Люди сюда попадают в большинстве своём опытные. Как правило, из отделов политики информагентств и газет. В пуле также могут появиться и те, кто когда-то работал в судебном пуле или с министерством обороны, а потом как-то вслед за министром переместился дальше. Сама я сперва работала в премьерском пуле, а потом уже перешла в президентский, совсем чуть-чуть даже успела застать премьера Зубкова. Люди часто меняются — кто-то уходит на повышение, кто-то уезжает, кто-то просто говорит: «Всё, заканчиваю, хватит», — потому что работа стрессовая. Какой-то специальной доплаты за работу в пуле, «за близость к телу», не существует. Но всегда есть командировочные, которые не успеваешь тратить, потому что времени в поездках нет.
Пресс-служба в целом определяет лимит аккредитованных журналистов. Но каждое СМИ само определяет, сколько всего должно быть аккредитовано человек. В агентствах, как правило, это группа из пяти-семи человек. Они все аккредитованы в кремлёвском пуле, но на мероприятия ходит один или два, в газетах от трёх до пяти человек. (Как правило, в агентствах одна и та же группа обслуживает и президента, и премьер-министра.) Очень тяжело работать, если ты один: мероприятия каждый день, зачастую в день по несколько мероприятий. Президент не будет ждать, пока ты приедешь из Кремля в его резиденцию в Ново-Огарёве. Он-то это делает быстро, а журналистам такие средства доставки тушки из точки А в точку Б просто недоступны.
Бывает, что все корреспонденты, которые аккредитованы, в день заняты на разных мероприятиях. В пуле премьер-министра правила приблизительно такие же, как в президентском, но там чуть-чуть больше воли. Вообще, работа в правительственном пуле стала значительно жёстче, когда Владимир Владимирович стал премьер-министром. С ним из Кремля пришли сотрудники, которые внедрили «президентский» тип работы. С Медведевым-премьером сейчас работают так же — по-кремлёвски.
От американского пула наш отличается тем, что здесь люди в среднем моложе. Мне, например, не встречались в американском пуле журналисты младше 30 лет. Фундаментальное же отличие в том, что американские редакции оплачивают большую часть поездки, включая фрахт чартера в случае необходимости. Это, как правило, комфортнее, и можно требовать определённый сервис за свои же деньги. Российские редакции оплачивают аренду автобуса, если необходимо, командировочные и гостиницы. Все перелёты совершаются специальным лётным отрядом «Россия» вместе с делегацией.
Я не знаю, как точно проходит сама аккредитация. Заявки собирает пресс-служба президента и дальше передаёт данные в ФСО, которые проверяют людей по своим каналам. Был известный случай, когда журналиста Андрея Козенко (специальный корреспондент интернет-издания Meduza. — Прим. ред.) не аккредитовали за то, что пару раз его забирали в милицию на митинге. То есть журналист должен быть чистым, не привлекаться. Политические взгляды не проверяют. Читают ли твой Facebook? Тут, скорее, уже когда работаешь, начинаются личные отношения. Ведь президентский пул — это очень сложный, но единый организм, состоящий из журналистов и пресс-службы. И многое зависит от личных отношений с пресс-службой. Вливать масло в огонь через тот же Facebook просто ни к чему.
В пуле есть шутка, что Владимир Владимирович никогда не опаздывает, потому что, когда он приходит, всё сразу начинается
О легендах и подставах
Поскольку пул проводит друг с другом огромное количество времени, в нём возникают конфликты, складываются симпатии, возникают и распадаются союзы, бывали и свадьбы. Агентства можно охарактеризовать скорее как заклятых друзей. Поскольку у информагентств существует обязанность, помимо основного лица, отслеживать всех сопровождающих, подбегать с диктофоном на короткие вопросы, приходится отслеживать коллег, чтобы, пока ты куришь, ешь или зазевался, они не отжали какого-нибудь спикера. Поэтому агентства всегда ходят отдельной группой. Конечно, все дружат со всеми, но здесь это вынужденная дружба.
Телевидение, как правило, тоже тусуется самостоятельно. У них свои задачи: они работают в своём графике, как правило, дописывают стэндапы, озвучки и так далее, когда основной пул уже уехал куда-нибудь гулять или упал мордой в подушку. Бывают, конечно, и срывы, и подставы. С этим по первости сталкиваются новички: достав эксклюзив не самым честным способом, внезапно ты понимаешь, что завтра или послезавтра тебе об этом вспомнят и отожмут тебя от какого-нибудь другого эксклюзива. То есть проще не начинать.
Одни и те же люди могут ездить годами, есть свои легенды. Например, Вячеслав Константинович Терехов, один из основателей агентства «Интерфакс», который ещё с Брежневым работал. Он — патриарх нашего кремлёвского пула. Ему уже за 70, и он потрясающий. Он везде летает, по три часа ждёт со всеми и не жалуется. Андрей Колесников (специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ». — Прим. ред.) вообще изобретатель вот этого жанра репортажа (очерки и заметки о Владимире Путине. — Прим. ред.), придумал этот ироничный в определённой степени стиль. Он в нём расцвёл, дотронулся до солнца и, думаю, в нём умер, потому что невозможно десять лет писать одно и то же. А политические взгляды оценивать — мне всё равно, это такая интимная вещь, как религия.
О вечных опозданиях и ожиданиях
Самое сложное — научиться ждать, потому что ты ждёшь всегда. Сначала ты ждёшь начала мероприятия. После мероприятия, если оно не в Москве, а где-то на выезде, ты начинаешь ждать, пока фотографы перегонят отснятый материал. Потом какие-нибудь агентства додиктуются, какому-нибудь телевидению надо доснять, какой-нибудь газете нужно дописать.
Путин действительно опаздывает. В пуле есть шутка, что Владимир Владимирович никогда не опаздывает, потому что, когда он приходит, всё сразу начинается. Объяснение всегда одно — «важные государственные дела». Кстати, к папе римскому он опоздал, потому что его задержал премьер Италии в Милане. Это реальная причина.
Самое долгое ожидание — когда он ещё был премьер-министром и мы ждали в Мурманске три дня. Тогда случилось известное извержение вулкана Эйяфьятлаёкудль в Исландии, и он из-за пепла не мог до нас долететь.
Приближение Путина, кстати, — это совершенно особое ощущение. Оно чувствуется всегда. Где-то за полчаса до его появления воздух сгущается. То есть все стоят на своих местах. Включается режим: если до этого можно относительно свободно передвигаться по площадке, ходить курить, громко смеяться или что-то ещё, то вот здесь возникает напряжение: «Сейчас оно начнётся». И оно начинается. Это ни с чем нельзя спутать.
О пресс-службе, протоколе и ФСО
Журналисты пула летают авиапарком специального лётного отряда России из Внуково-2. Это правительственный аэропорт. Раньше это были 154-е, 96-е, 214-е, 204-е (российские модели самолётов ОКБ Туполева и КБ Ильюшина. — Прим. ред.). Сейчас 154-е тушки списали. У Лаврова тоже есть «свой» самолёт, у Медведева тоже, естественно, свой. Пул МЧС летает бортами МЧС из Раменского, журналисты, работающие с Минобороны из Чкаловского — бортами военного ведомства. «Свои» борты СЛО «Россия» есть и у Нарышкина с Матвиенко, у которых тоже есть свои пулы журналистов.
Путина возит личный самолёт. Их несколько. Они более комфортабельные, там установлена вся необходимая спецсвязь. Журналисты, охрана, пресс-служба, протокол летят вперёд, потому что они должны быть на местах к началу мероприятия. Они выезжают с определённым зазором, чтобы, когда он приехал, началась программа и всё было готово.
Служба протокола президента — это люди, которые обеспечивают мероприятия. Они вместе с безопасностью отвечают за сценарий, чтобы всё прошло так, как там написано, чтобы все неожиданности были предусмотрены. Маршрут же расписывается практически по минутам. Плюс, если это выездное мероприятие, бывают определённые ограничения по вылету из того или иного аэропорта. Чтобы всё прошло как по маслу — это всё работа протокола и безопасности.
Конечно, определённые отношения приходится выстраивать и с ФСО. Их много, и они разные. Внутри ФСО есть различные отделения, которые выполняют разные задачи. Есть те, кто охраняет непосредственно первое лицо. Это — служба безопасности президента. Встречаются очень человечные, очень адекватные сотрудники безопасности. К сожалению, нечасто. Бывают те, которые откровенно мешают без всяких видимых на то причин. Могут и толкнуть, и прижать, что, конечно, их не красит ни разу. У каждой девушки, работавшей в кремлёвском пуле, обязательно есть своя история конфликта, иногда с рукоприкладством, с сотрудниками ФСО. Впрочем, позитивных историй значительно больше.
К президенту, на самом деле, рваться не нужно. А вот, например, к министрам, которые вокруг него, — обязательно. Особый интерес для журналистов представляют, например, министры экономики, энергетики, финансов. Окологосударственные бизнесмены Игорь Сечин или Алексей Миллер: то, что они говорят, — это новости, которые двигают рынки и приносят деньги. Зачастую те или иные бизнесмены или олигархи значительно интереснее в информационной повестке, чем очередное совещание с президентом по газификации Волгоградской области.
Об «укатайках» и душе за 150 долларов
Отдельное «развлечение» для пула — бег к самолёту для того, чтобы успеть занять удобное место. От того, успел ты или не успел, зависит уровень комфорта во время всего полёта. Одно дело, если ты летишь в Санкт-Петербург, — это фигня. А если ты летишь, извините, во Владивосток — это уже очень важно.
В среднем, если ты работаешь в пуле, у тебя получается по одной командировке в неделю. Если людей мало, бывает и по две поездки в неделю. Есть поездки, которые длятся неделю, их называют укатайками. Чем жёстче укатайка, тем привлекательнее, потому что это шанс побывать в таких местах, в которые ты никогда в жизни сам не доедешь. Например, кто из москвичей был в Тикси?
Как-то была поездка в Магадан одним днём, которая длилась ровно 24 часа. В ту временную точку, из которой мы вылетели, мы обратно и вошли: до Магадана лететь 8 часов, 8 часов разница с Магаданом, 8 часов мы провели в Магадане и 8 часов мы летели обратно.
Была поездка Владивосток — Нижний Тагил, которая вообще планировалась двумя днями, но на самом деле это был один длинный день. Мы улетели во Владивосток, там, конечно, всё затянулось, в итоге мы приехали в Екатеринбург и спали вместо отведённых по сценарию шести часов два часа. Бывает, что ночёвки проходят в самолётах. Есть, например, такая опция, как заехать в гостиницу принять душ. И ты понимаешь, что, оплачивая номер в гостинице, платишь 150 долларов за душ, — такое тоже бывало.
То, что перед приездом Путина в городах кладут новый асфальт, — всё правда, поэтому иногда кажется, лучше бы почаще ездил. Хотя бывают и откровенные перегибы — например, власти Уфы закатали газоны в асфальт и закрыли дома непонятными растяжками.
Когда путешествуешь с президентом, понимаешь, что никогда в жизни не доедешь из Москвы до какого-нибудь дальнего региона, потому что дешевле слетать в Аргентину, чем на родную Камчатку, хотя на Камчатке в сто раз круче. Поэтому особой популярностью пользуются полёты в Красноярский край, на Камчатку, в Магаданскую или Архангельскую область.
Всё это звучит так романтично и здорово, но основные качества, которыми должен обладать журналист в пуле, — это выносливость, «слабоумие и отвага» и, конечно, смекалка. Физически непросто ждать и понимать, как у тебя рушатся планы, непросто вообще не строить планов. Потому что проходное мероприятие, которое начинается, допустим, по графику в два часа дня и должно длиться час, не обязательно закончится в три или в четыре, и не факт, что оно будет одно. Поэтому первое правило — никогда ничего не планируй: никогда не покупай билеты в театр, если ты идёшь на мероприятие. Вот по закону подлости обязательно эти билеты сгорят.
Но на это реально подсаживаешься. Журналисты, которые на чём-то специализируются, в принципе, каждый день пишут более или менее об одном и том же. Здесь у тебя каждый день новая повестка: сегодня — про вертолёты, завтра — про сельское хозяйство, а послезавтра — премьера балета в Мариинке. Завтрак в Париже, ужин в Милане, утро в какой-нибудь тьмутаракани — всё это про пул.
О Пескове и его свадьбе
Президента всегда сопровождает его пресс-секретарь Дмитрий Сергеевич Песков. За исключением тех редких периодов, когда он берёт отпуск. Одному богу известно, как он выдерживает все эти нагрузки.
Песков каждый день даёт брифинг российским журналистам. Пусть в режиме конференц-кола, но это каждый день. То есть, на самом деле, это не так легко, как кажется. Это действительно очень сложная история на выносливость.
Честно говоря, я в шоке от его свадьбы, переросшей в День ВДВ. До Украины и до истории со свадьбой Песков казался одним из наиболее адекватных чиновников, которые работают так высоко. До него всегда можно было дозвониться (иногда он даже отвечал на СМС) и взять комментарий, можно было решить вопрос. Песков казался достаточно интеллигентным, с хорошим чувством юмора — в общем, нормальным. Опять же, нам же не детей вместе крестить, а работать. Работать с ним было комфортно.
Первый звоночек прозвенел, когда журнал Tatler опубликовал большое интервью с его бывшей женой, которая рассказывала, как она живёт в Париже и хочет возрождать традиции русских салонов. Это выглядело странным и непонятным — неужели он не понимал, какой эта история вызовет резонанс в обществе.
История со свадьбой перевернула впечатление об этом человеке полностью. И дело не только в истории с часами, — которая, на самом деле, провал для хорошего пресс-секретаря и пиарщика, — сколько в том, что никто даже не попытался скрыть масштабов и помпезности мероприятия. Просто какое-то «Горько-3» получилось.
Многие мои знакомые чиновники были откровенно шокированы размахом мероприятия и, мягко говоря, неприятно поражены. Тем более что именно Песков ранее говорил о том, что некоторым чиновникам следует быть поскромнее.
Недавно свадьба была и у Кожина, бывшего управляющего делами президента, ныне помощника по военно-техническому сотрудничеству. Но, по сравнению со свадьбой Пескова, это были просто шашлыки с друзьями. Я думаю, что она праздновалась с неменьшим размахом, просто гости и организаторы больше заботились о конспирации. Всем хочется жить богато, тем более чиновникам. Другой вопрос, что в демократическом обществе доходы госчиновников строго подконтрольны и весьма прозрачны. В нашем же контроль тоже есть. Я не сомневаюсь, что антикоррупционное управление Олега Плохого (имеется в виду начальник управления президента РФ по вопросам противодействия коррупции. — Прим. ред.) всё про всех знает. Но команды делиться этими сведениями пока нет.
До Украины и до истории со свадьбой Песков казался одним из наиболее адекватных чиновников, которые работают так высоко
О жизни президента
Кейтерингом в Кремле и на приёмах заведует управление делами президента, у которого контракт с петербургским предпринимателем Евгением Пригожиным и его фирмой «Конкорд». В том числе Пригожину приписывают ольгинскую ферму троллей. Некоторое время назад хакеры из «Анонимного интернационала» публиковали выдержки из почты Пригожина, в которой содержалось не только меню банкетов для высокопоставленных особ, но и отчёты о том, что обсуждали на встречах. Из выложенной переписки видно, что это рефлексирующий персонаж, желающий влиять на ситуацию.
Если у Путина срочный телефонный разговор, он прерывает мероприятие и выходит в помещения, нам недоступные. Лидеры государств связываются по спецсвязи, к ней же подключены соответствующие переводчики, если требуется их помощь. По правилам протокола лидера страны переводит его собственный переводчик. Например, в переговорах с Вьетнамом Путина будет переводить россиянин-вьетнамист, а президента Вьетнама — вьетнамец-русист. И никак иначе.
Президент точно любит классическое искусство: балет, оперу, классическую музыку. В путешествие на «Ладе-Калине», когда он ещё был премьером, он брал с собой в том числе диски Лепса. Имиджем Путина, я думаю, занимается Песков. Кто ему подбирает галстуки, я не знаю. Может быть, сам. Визажисты, я думаю, точно есть. Вероятнее всего, ему колют ботокс или что-то похожее, потому что сложно объяснить небольшое количество морщин на лбу в таком возрасте. Когда много софитов и телекамер, его обязательно гримируют, потому что иначе лицо начинает блестеть. Если это обычное мероприятие, то, скорее всего, нет.
Я не уверена, что в дайджесты Путину попадают какие-нибудь соцсети, но то, что они мониторятся, как бы медицинский факт
О том, почему Путину не задают неудобные вопросы
Как правило, такие вопросы задают в регионах, и сначала это жутко раздражает. А спустя год-два работы понимаешь, что вот для тебя это ежедневная работа — видеть президента или премьера, писать новости, статьи, заметки о том, что он делает. А для журналиста из какого-нибудь там условного Ижевска — это впечатление на всю жизнь.
Про большие пресс-конференции надо понимать вот что. Есть основные СМИ, которые каждый год задают вопросы. Но Песков прекрасно понимает, что есть журналисты, которым нельзя не дать задать вопрос, но, с другой стороны, есть все остальные, для которых это — единственная возможность в жизни. Я думаю, вот отсюда берутся и «Шесть соток», и эта знаменитая владивостокская газета «Народное вече». Я не знаю секрет популярности газеты «Шесть соток» (несколько пресс-конференций подряд главному редактору давали задать свой вопрос, и это, видимо, уже стало традицией. — Прим. ред.). Но я уже переживаю, почему на последней конференции им не дали слово.
Сперва кажется, что регионалы спрашивают какую-то ерунду. И только потом понимаешь, что федеральная повестка в регионах — это, конечно, важно и интересно, но единственная возможность у «Вятского кваса» засветиться на всю страну — озвучить проблему местного производителя на пресс-конференции с президентом. Поэтому как-то начинаешь с пониманием ко всему этому относиться.
Постановочные вопросы, организованные пресс-службой и протоколом, конечно, бывают. Помню, в Воткинске один сотрудник ракетного завода спросил Владимира Владимировича о судьбе Муаммара Каддафи и европейской операции в Ливии. Это, конечно, странно было, но такой нежданчик всегда лучше, чем рутинное совещание.
Почти 90 % вопросов журналистов на пресс-конференциях, как правило, действительно собираются заранее. При этом заявить можно совершенно любой вопрос. Вопросы о здоровье и о личной жизни считаются немножко бестактными. Я бы не сказала, что это предмет первейшего интереса журналистов пула. Международная и внутренняя повестки значительно важнее, чем «где вы были полторы недели в марте» (речь идёт об «исчезновении» Владимира Путина на полторы недели из публичного поля в марте 2015 года, которое породило массу слухов. — Прим. ред.) и «кто в данный момент ваша возлюбленная».
На тот вопрос, который кажется вам очень острым, информации будет получено ноль. Когда на чаше весов вопрос про Украину или о том, где вы были полторы недели, скорее спросишь про Украину, потому что ответ будет более информативен, чем «я отлично себя чувствую, спасибо, что беспокоитесь». Как правило, у тебя одна попытка. И либо ты задаёшь вопрос и получаешь информацию, либо ты задаёшь якобы острый вопрос, входишь, видимо, в историю, и на этом вопросы заканчиваются.
Бывали прецеденты, когда журналистов отправляли «отдохнуть». Тебе говорят что-то вроде «чтобы я тебя не видел две недели». Но обычно большинство журналистов пула радостно воспринимают это двухнедельное отлучение: «О, отпуск!» То есть можно планировать свою жизнь. Такие отлучения в последнее время практикуются всё реже и реже.
О том, почему всё так
Администрация президента — это огромное количество чиновников, которые работают по-разному. У нас на слуху управление внутренней политики, пресс-служба и протокол. Есть ещё контрольно-ревизионное управление, которое контролирует исполнение указов президента и его поручений. Есть главное правовое управление, которое даёт оценку той или иной законотворческой деятельности. Есть антикоррупционное управление, работа которого вообще достаточно закрытая. В Кремле сидят Владимир Владимирович, там есть кабинеты у Иванова (главы администрации), по-моему, у Володина, естественно, у Пескова. Администрация сидит на Старой площади. Что они за люди и что у них в голове — я понимаю не всегда. Но они такие же люди, как мы.
Возможно, в этом хаотичном наборе новостей я вижу чуть больше логики, но сказать, положа руку на сердце, что я понимаю, куда мы идём и в какой точке окажемся через год, я не могу. Такое же ощущение у многих, особенно после крымской истории, которую вообще никто не ожидал. Однако не стоит искать везде скрытых смыслов и подвоха, как очень любит наша интернет-общественность. Какие-то вещи, на самом деле, значительно проще, чем кажутся на первый взгляд.
Понятно, что, когда берёшь людей поодиночке, они все прекрасные и замечательные. А если смотреть в целом — я думаю, что просто место проклятое. Как «Автоваз».
Когда на чаше весов вопрос про Украину или про то, где вы были полторы недели, скорее спросишь про Украину, потому что ответ будет более информативен, чем «я отлично себя чувствую, спасибо, что беспокоитесь»
Помощь в подготовке материала: Юлия Лукьянова