Жус у казахов что такое

ЧЕМ КАЗАХСКИЕ РОДА ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА

МЫ решили узнать, в чем заключаются уникальные особенности того или иного казахского рода и чем они отличаются друг от друга.

Издревле все казахи делились на рода, которые в свою очередь входили в три жуза: Младший, Средний и Старший.

СРЕДНИЙ ЖУЗ:

МЛАДШИЙ ЖУЗ:

Жус у казахов что такое. Смотреть фото Жус у казахов что такое. Смотреть картинку Жус у казахов что такое. Картинка про Жус у казахов что такое. Фото Жус у казахов что такое

Так повелось, что с ходом истории некоторые рода обретали свои характерные черты, и некоторые из них дошли и до наших дней. МЫ решили узнать, чем же сегодня отличаются казахские рода и какие отличительные черты они имеют.

Жус у казахов что такое. Смотреть фото Жус у казахов что такое. Смотреть картинку Жус у казахов что такое. Картинка про Жус у казахов что такое. Фото Жус у казахов что такое

МАКСАТ САРСЕНБЕКОВ, 53 года

директор общественного фонда «Доминанта», правообладатель международного фестиваля авторской песни «Астана»

Я представитель рода Аргын. Мой род имеет удивительную склонность к музыкальным и творческим профессиям. Если вспомнить всех отечественных популярных музыкантов, то наверняка в их родословной найдутся Аргыны. Если проводить параллели в мире, то аналогами Аргынов в Казахстане, наверное, могут стать цыгане или афроамериканцы, у которых музыка в крови. В целом эта особенность казахов помнить своих предков замечательна.

Жус у казахов что такое. Смотреть фото Жус у казахов что такое. Смотреть картинку Жус у казахов что такое. Картинка про Жус у казахов что такое. Фото Жус у казахов что такое

БАТЫРБЕК МУСИН, 57 лет

директор филиала ТОО «КаР-Тел», ТМ Beeline

Некоторые особенности принадлежали не отдельному роду, а целому жузу, в которые они объединялись. Например, представители Среднего жуза были лучше приспособлены к гуманитарной и творческой работе. Из этого жуза вышло много биев и акынов. Также их отличает терпимость и спокойствие. Младший жуз — это воители. У них быстрее реакция на чрезвычайные ситуации и яркий темперамент. Выходцы Старшего жуза известны своей рассудительностью, оттуда пришло много правителей. У них хорошо было развито гостеприимство, оно даже иногда граничило с самопожертвованием. Кстати, с этим и связывают большую русифицированность севера, так как Младший жуз с трудом шел на компромиссы с соседями, а Средний жуз лучше шел на контакт с Российской империей.

Жус у казахов что такое. Смотреть фото Жус у казахов что такое. Смотреть картинку Жус у казахов что такое. Картинка про Жус у казахов что такое. Фото Жус у казахов что такое

ОЛЖАС МАКАТОВ, 43 года

аудитор, АО «Кедентранссервис»

Когда Абылай хан хотел объединить весь казахский народ, он надеялся, что все мы забудем о границах, которые есть между нами, так как они разобщают людей. Поэтому выделение каких-то особенностей могут вызвать конфликты и недопонимания. Рода и жузы нужны только для того, чтобы случайно не выйти замуж или не жениться на своем родственнике. А в общем во всех родах есть и отрицательные, и положительные черты.

МАРАТ НУРГУАТОВ, 50 лет

заместитель директора палаты предпринимателей западно-казахстанской области

В составе Младшего жуза есть род под названием Берiш. Махамбет Отемисов и Исатай Тайманов были знаменитыми его представителями. В средневековье они входили в составы дружин, которые обороняли свои территории. В связи с этим у них было крупное телосложение. Эта особенность сохранилась и по сей день, и если вы сейчас встретите кого-то из этого рода, то вы узнаете их по крепкому телосложению.

Также в Западном Казахстане есть род Байбақты, который сейчас шуточно называют «ворами». Даже есть притча о двух братьях из этого рода, которые в очередной раз собрались воровать скот. Но вскоре стало ясно, что у них ничего не получится. Тогда один из братьев незаметно вскрыл ножом сапог другого брата и своровал у него стельку. У Байбақты было поверье, что если удача вдруг отворачивается и наживы не предвидится, то нужно принести с собой хоть что-нибудь, чтобы удача не отвернулась окончательно.

ЖАЙСАН АКБАЙ, 89 лет

Конечно, все существенные различия между родами остались в прошлом. Например, род Берiш отличается воинственностью, Шеркеш из Младшего жуза — это род правителей. Род Курмангазы — это Қызылқурт, из него вышло много композиторов и музыкантов. Ысық из Младшего жуза — род храбрецов и богачей. Некоторые из этих черт в измененном виде можно проследить в представителях этих родов и сейчас.

Источник

Жус у казахов что такое

Жус у казахов что такое. Смотреть фото Жус у казахов что такое. Смотреть картинку Жус у казахов что такое. Картинка про Жус у казахов что такое. Фото Жус у казахов что такое

Жус у казахов что такое. Смотреть фото Жус у казахов что такое. Смотреть картинку Жус у казахов что такое. Картинка про Жус у казахов что такое. Фото Жус у казахов что такое

Жуз (каз. жүз — «союз», из-за омонимии часто неправильно переводят «сотня») — исторически сложившееся объединение казахов. Всего образовалось 3 жуза: Старший жуз, Средний жуз и Младший жуз.

Вне жузовой классификации состоят:

Торе считались «ақ-сүйек» (белая кость) — то есть аристократами.

Содержание

Возникновение

По мнению Н. А. Аристова, объединение жузы произошло во время набегов джунгар.

В. В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности.

М.П. Вяткин соглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что обособленные орды в XVI в. сформировались как политические союзы.

Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X-XII вв. — до объединения Чингизханом тюрков и монгол в одну тюрко-монгольскую империю.

Востоковед Султанов Т. И. говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предполагает, что во второй половине XVI в. система улусов трансформировалась в жузы.

Не полностью раскрыта ещё и само понятие — «жуз». Некоторые учёные связывают его с арабским словом «джуз» — «основная часть чего-то, ответвление». В восточных документах первых сведения о жузах начинают появляться в середине XVII в. В трудах Махмуда бен Вали, написаных в 1634—1641 гг., описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» некоторые учёные сравнивают с казахскими жузом.

Историческая особенность жузов

У казахских жузов имелись следующие особенности:

Раскроем шире эти особенности. У каждого казахского жуза имелось своё исторически сложившееся пространство, территория. Так, у Старшего жуза — Это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего Жуза — Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего жуза — Западный Казахстан. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считались потомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определённой географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями. Жузы отличались внутренней сплочённостью и в руководстве власть. Каждый жуз имел своего бия. Известно, что и во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего хана. Казахские жузы были хозяйственно-культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношений решались внутри самих жузов.

Однако это не означает, что между казахскими жузами не было политических, хозяйственно-культурных, этнических связей. Между родами и племенами, занимавшимися кочевым скотоводством, устанавливались тесные хозяйственные взаимоотношения, завязывались торговые связи, заключались браки. Общая этнокультура, языковое, бытовое и хозяйственное единство играли прочную связующую роль. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий по поводу того, какому жузу относится та или иная территория: под угрозой была казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на курултаях.

Современное состояние

В современном Казахстане жузы сохраняют лишь историко-этнографическое значение, население Казахстана трансформировалось от деления на жузы в единый казахский народ во второй половине XX века.

Литература

Ссылки

Жус у казахов что такое. Смотреть фото Жус у казахов что такое. Смотреть картинку Жус у казахов что такое. Картинка про Жус у казахов что такое. Фото Жус у казахов что такое
Жус у казахов что такое. Смотреть фото Жус у казахов что такое. Смотреть картинку Жус у казахов что такое. Картинка про Жус у казахов что такое. Фото Жус у казахов что такое
Жус у казахов что такое. Смотреть фото Жус у казахов что такое. Смотреть картинку Жус у казахов что такое. Картинка про Жус у казахов что такое. Фото Жус у казахов что такое Казахи
ЖузыСтарший жуз · Средний жуз · Младший жуз · Ру
КультураИстория · Язык · Письменность · Литература · Казахская народная поэзия · Традиции · Религия · Кухня
ДиаспораКитай · Узбекистан · Россия · Монголия · Туркмения · Киргизия · Турция · Афганистан · Иран · Америка
РазноеКазахские ханы · Казахское шежире · Родство у казахов · Казахское имя · Оралманы

Источник

Жус у казахов что такое

Жус у казахов что такое. Смотреть фото Жус у казахов что такое. Смотреть картинку Жус у казахов что такое. Картинка про Жус у казахов что такое. Фото Жус у казахов что такое

Жуз (каз. жүз — «союз», из-за омонимии часто неправильно переводят «сотня») — традиционное деление казахского народа, состоящего из трёх жузов.

Вне жузовой классификации состоят:

Торе и кожа считались «ақ-сүйек» (белая кость) — то есть аристократами.

Содержание

Возникновение

О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет.

Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начала распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали такие большие союзы. По мнению Н. А. Аристова, объединение жузы произошло во время набегов джунгар. В. В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности. М.П. Вяткин соглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что особленные орды в XVI в. сформировались как политические союзы. Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X-XII вв. — до монгольского нашествия. Востоковед Т. И. Султанов говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предпологает, что во второй половине XVI в. система улусов трансформировалась в жузы.

Не полностью раскрыта ещё и само понятие — «жуз». Некоторые ученые связывают его с арабским слвом «джуз» — «основная часть чего-то, отвлетление». В восточных документах первых сведения о жузах начинают появляться в середине XVII в. В трудах Махмуда бен Вали, написаных в 1634—1641 гг., описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» (жузик-пузик) некоторые ученые сравнивают с казахскими жузом.

Историческая особенность жузов

У казахских жузов имелись следующие особенности: 1) внутреннее региональное единство; 2) этническое единство; 3) культурно-хозяйственная общность; 4) общность политического руководства.

Раскроем шире эти особенности. У каждого казахского жуза имелось своё исторически сложившееся пространство, территория. Так, у Старшего жуза — Это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего Жуза — Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего жуза — Западный Казахстан. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считались потомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определённой географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями. Жузы отличались внутренней сплочённостью и в руководстве власть. Каждый жуз имел своего бия. Известно, что и во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего хана. Казахские жузы были хозяйственно-культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношений решались внутри самих жузов. Однако это не означает, что между казахскими жузами не было политических, хозяйственно-культурных, этнических связей. Между родами и племенами, занимавшимися кочевым скотоводством, устанавливались тесные хозяйственные взаимоотношения, завязывались торговые связи, заключались браки. Общая этнокультура, языковое, бытовое и хозяйственное единство играли прочную связующую роль. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий по поводу того, какому жузу относится та или иная территория: под угрозой была казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на курултаях.

Современное состояние

В современном Казахстане жузы сохраняют лишь этнографическое значение.

Источник

Новое в блогах

Жузы Казахского народа

Старший жуз. Албан. Шанышкылы. Дулат. Жалайыр. Канлы. Ошакты. Суан. Сиргели. Шапырашты. Ысты. Сары. уйсын. Группа казахских родов и племён, занимавшая территорию Семиречья и Южного Казахстана и часть современной территории западного Китая и Узбекистана (Ташкентская область). Процесс сложения Старшего жуза завершился в начале XVI века.

В XVI—XVIII веках на территории Старшего жуза возникали и исчезали ханства, пока в 20—40-х годах XIX века Старший жуз не вошёл в состав Российской империи. В XIX веке казахское население старшего жуза составляло около 550 тыс. человек Рода старшего жуза являются бывшими могулами, выходцами из государства Могулистан, восточной части Улуса Чагатая.

Дулаты жили вдоль берегов Или, вплоть до Чу и Таласа и среднего течения Сырдарьи. Они делились на четыре крупных рода: ботпай, шымыр, сикым, жаныс. Их лозунгом был клич «Бактияр». Шапырашты в основном жили в предгорьях Заилийского Алатау, вокруг современного города Алма-Аты. Их клич — «Карасай».

Жус у казахов что такое. Смотреть фото Жус у казахов что такое. Смотреть картинку Жус у казахов что такое. Картинка про Жус у казахов что такое. Фото Жус у казахов что такое

Албаны проживали в Семиречье на юго-восточной стороне хребета Алтынэмель, на севере Заилийского Алатау, в верхнем течении Или, озера Кольсай на берегах горных рек Текес, Чарын. Их клич — «Райымбек». Суаны жили в предгорьях Алтынэмелья, в Семеречье, на юго-восточной стороне Джунгарского Алатау, на берегу Коктелек у местечка Коргаска. Их лозунг-клич — «Райымбек, Байсуан». Жалайыры проживали предгорьях Джунгарского Алатау, Аркарлы, Малайсары, на берегах рек Каратал, Или, на юго-восточном побережье Балхаша. Их клич — «Кабылан». Канлы занимали территорию современно Южно-Казахстанской области. Их клич — «Айырылмас; „Байтерек“»

. Сары-уйсын в основном кочевали по левой стороне Или, в предгорьях Заилийского Алатау, на правом берегу Таласа, берегах реки Каргаты до слияния её с Чу. Сиргели жили в среднем течении Чу, нижнем течении Таласа, в предгорьях в Каратау. Их клич — «Тоганас».

Ошакты кочевали в нижнем течении Таласа, юго-восточных отрогах Каратау. В конце XIX в. их число достигло 20 тыс. человек. Ысты жили в северное части озера Балхаша и территории Жамбылской области. Их клич — «Жауатар». Шанышкылы жили в Южно-Казахстанской области, граничащей с Узбекистаном. Их клич — «Айырылмас».

В Старшем жузе большинство родов входит в племенной союз Уйсын. Сарыуйсын, Шапырашты, Ысты, Ошакты, Албан, Суан и Дулат. Канлы считаются одним из древнейших племен в составе казахов. Средний жуз. Аргын. Керей. Конырат. Кыпшак. Найман. Уак. Группа казахских племенных объединений в Центральном и Северо-Восточном Казахстане.

Средний жуз занимал центральную и восточную часть современной территории Казахстана. В конце XIX — начале XX в. число казахов Среднего жуза составляло примерно 1 млн 350 тыс. человек. Если к этому числу добавить кереев, найманов, проживавших в Китае и Монголии, то их число превысит 1 млн 500 тыс. человек. Из Среднего жуза происходят такие известные личности, как Абай Кунанбаев, Богенбай батыр, Кабанбай батыр, Хаджимукан Мунайтпасов, Кожаберген жырау, Батыр Баян.

Аргыны проживали на территории Тургайского плоскогорья до Чингизских гор на востоке и на севере-западном побережье Балхаша. Они располагались на территории Павлодарской, Акмолинской, Каркаралинской, Семипалатинской, Кокчетавской, Тургайской, Атбасарской и Кустанайской областей. Их лозунг-клич — «Акжол».

Найманы обосновались в основном в восточном регионе Казахстана, на плоскогорьях Алатайских гор и до Джунгарского Алатау. Часть найманов кочевала в районе гор Улытау в Центральном Казахстане, а также по берегам Сырдарьи. До Октябрьской революции найманы были расселены на территории Лепсинского, Капальского, Усть-Каменогорского, Зайсанского, Атбасарского, Семипалатинского, Перовского уездов. Их лозунг и клич — «Каптагай!»

Кипчаки жили в основном в Центральном Казахстане, на южных берегах Сырдарьи в её среднем и нижнем течении, на берегах Тобола. По данным царской переписи, они селились в Кустанайском, Перовском, Павлодарском,

Вот так выглядит распределение по племенам в Жузах

Старший жуз

Группа казахских родов и племён, занимавшая территорию Семиречья и Южного Казахстана и часть современной территории западного Китая и Узбекистана (Ташкентская область). Процесс сложения Старшего жуза завершился в начале XVI века. В XVI—XVIII веках на территории Старшего жуза возникали и исчезали ханства, пока в 20—40-х годах XIX века Старший жуз не вошёл в состав Российской империи. В XIX веке казахское население старшего жуза составляло около 550 тыс. человек

Рода старшего жуза являются бывшими могулами, выходцами из государства Могулистан, восточной части Улуса Чагатая.

Дулаты жили вдоль берегов Или, вплоть до Чу и Таласа и среднего течения Сырдарьи. Они делились на четыре крупных рода: ботпай, шымыр, сикым, жаныс. Их лозунгом был клич «Бактияр».

Шапырашты в основном жили в предгорьях Заилийского Алатау, вокруг современного города Алма-Аты. Их клич — «Карасай».

Албаны проживали в Семиречье на юго-восточной стороне хребета Алтынэмель, на севере Заилийского Алатау, в верхнем течении Или, озера Кольсай на берегах горных рек Текес, Чарын. Их клич — «Райымбек».

Суаны жили в предгорьях Алтынэмелья, в Семеречье, на юго-восточной стороне Джунгарского Алатау, на берегу Коктелек у местечка Коргаска. Их лозунг-клич — «Райымбек, Байсуан».

Жалайыры проживали предгорьях Джунгарского Алатау, Аркарлы, Малайсары, на берегах рек Каратал, Или, на юго-восточном побережье Балхаша. Их клич — «Кабылан».

Канлы занимали территорию современно Южно-Казахстанской области. Их клич — «Айырылмас; „Байтерек“».

Сары-уйсын в основном кочевали по левой стороне Или, в предгорьях Заилийского Алатау, на правом берегу Таласа, берегах реки Каргаты до слияния её с Чу.

Сиргели жили в среднем течении Чу, нижнем течении Таласа, в предгорьях в Каратау. Их клич — «Тоганас».

Ошакты кочевали в нижнем течении Таласа, юго-восточных отрогах Каратау. В конце XIX в. их число достигло 20 тыс. человек.

Ысты жили в северное части озера Балхаша и территории Жамбылской области. Их клич — «Жауатар».

Шанышкылы жили в Южно-Казахстанской области, граничащей с Узбекистаном. Их клич — «Айырылмас».

В Старшем жузе большинство родов входит в племенной союз Уйсын. Сарыуйсын, Шапырашты, Ысты, Ошакты, Албан, Суан и Дулат. Канлы считаются одним из древнейших племен в составе казахов./Ref: ru.wikipedia.org/wiki/Старший_жуз/

Средний жуз

Группа казахских племенных объединений в Центральном и Северо-Восточном Казахстане. Средний жуз занимал центральную и восточную часть современной территории Казахстана.

В конце XIX — начале XX в. число казахов Среднего жуза составляло примерно 1 млн 350 тыс. человек. Если к этому числу добавить кереев, найманов, проживавших в Китае и Монголии, то их число превысит 1 млн 500 тыс. человек.

Из Среднего жуза происходят такие известные личности, как Абай Кунанбаев, Богенбай батыр, Кабанбай батыр, Хаджимукан Мунайтпасов, Кожаберген жырау, Батыр Баян.

Аргыны проживали на территории Тургайского плоскогорья до Чингизских гор на востоке и на севере-западном побережье Балхаша. Они располагались на территории Павлодарской, Акмолинской, Каркаралинской, Семипалатинской, Кокчетавской, Тургайской, Атбасарской и Кустанайской областей. Их лозунг-клич — «Акжол».

Найманы обосновались в основном в восточном регионе Казахстана, на плоскогорьях Алатайских гор и до Джунгарского Алатау. Часть найманов кочевала в районе гор Улытау в Центральном Казахстане, а также по берегам Сырдарьи. До Октябрьской революции найманы были расселены на территории Лепсинского, Капальского, Усть-Каменогорского, Зайсанского, Атбасарского, Семипалатинского, Перовского уездов. Их лозунг и клич — «Каптагай!»

Кипчаки жили в основном в Центральном Казахстане, на южных берегах Сырдарьи в её среднем и нижнем течении, на берегах Тобола. По данным царской переписи, они селились в Кустанайском, Перовском, Павлодарском, Омском уездах. Их лозунг — «Ойбас».

Кереи жили в Северном и Восточном Казахстане, на берегах Иртыша и Ишима, в западных отрогах Алтайских гор, в Перовском, Омском, Каркаралинском, Кустанайском, Семипалатинском, Зайсанском уездах. Их лозунг — «Акжол Каракожа».

Уак селились группами, разбросанными от берегов Тургая и Тобола до границ Восточного Казахстана. Они жили в Семипалатинском, Петропавлоском и Павлодарском уездах. Их лозунг и клич — «Жаубасар, Мукамал». /Ref: ru.wikipedia.org/wiki/Средний_жуз/

Младший жуз

Группа казахских родов, образовавшаяся в Западном Казахстане. Состоит из трех племенных союзов: алимулы, байулы и жетыру. В 1731 году во главе с Абулхаиром вошли в состав Российской империи.

Источник

Деление казахов на жузы и роды — система административного управления и защита от кровосмешения

Современное казахстанское общество как-то свыклось с мыслью, что казахи делятся на роды и жузы. Однако многие придают этому негативный оттенок, связывая это с трайбализмом, хотя на самом деле, «не так страшен черт как его малюют».
Да, казахский народ состоит из трех жузов и разных родов. Жузы служили для управления огромной степной территорией и играли роль административных единиц. Несмотря на множество родов, казахи- единая нация. Известный антрополог Оразак Смагулов говорит:

— В результате моих многолетних исследований выяснилось, что у всех казахов единый генофонд. Это значит, что у народа одна общая биологическая история.

Еще во времена СССР ученый собрал образцы крови представителей разных родов, проживающих в разных уголках Казахстана, и отправил в Москву для исследования. И тогда работниками исследовательской лаборатории в его адрес был высказан упрек: «Ты зачем прислал нам образцы крови жителей одной области?».

Кровосмешение в степи каралось смертью

То, что кровосмешение приводит к тяжелым последствиям сегодня знают все, об этом наверняка знали и в древности. Разные цивилизации эту проблему решали по-разному. В древней Греции больных новорожденных сбрасывали со скалы в пропасть. Предки же нынешних казахов поступили по-своему — строго запрещались браки между близкими родственниками. В степи неукоснительно соблюдали принцип сохранения семи колен – браки, совершенные на более ранней стадии родства, были вне закона.

Согласно своду законов казахской степи, «Жеті жарғы», нарушители данного запрета карались смертной казнью. Между парнями и девушками одного рода могла быть только дружба, поскольку браки у казахов были экзогамными. Ученый Халел Аргынбаев в своих исследованиях приводит следующий пример из истории:

Были ли войны между казахскими родами?

Казахские жузы и роды никогда не воевали между собой. Однако «Жер дауы, жесір дауы» – земельные споры и споры о вдовах, как у других народов, были и у казахов. Поскольку в степи не было правоохранительных органов и судов, все решали бии. Вообще, институт биев в казахской степи играл особую роль. Казахи — нация, которая знает цену слову и дорожит словом. Би мог одним словом остановить враждующих и помирить их своим решением. Слово биев не подвергалось сомнению, а их решения были обязательны для исполнения. В устном народном творчестве казахов существует немало легенд, повествующих о справедливости биев. Наверное, не зря появилась пословица «Тура биде туған жоқ, туғанды биде иман жоқ!» ( у справедливого бия нет родных, а у бесчестного — совести). В древности каждый казахский род имел своего бия при главе рода. Би каждого рода решал внутриродовые конфликты и споры, отстаивал интересы своего рода в межродовых спорах. Иначе говоря, бии исполняли в степи роль полиции, суда, были проводниками идеологии казахов. Именно они своим веским, аргументированным словом обеспечивали внутриполитическую стабильность в Великой степи. А когда нападал внешний враг, би обеспечивал мобилизацию своего рода, и казахи как единая нация давали отпор агрессору. В истории немало примеров этому. Именно такое управление позволило нашим предкам сохранить огромные просторы. Каждый из казахских жузов имел своего верховного бия. Так, Толе би правил Старшим жузом, Казыбек би – Средним, а Айтеке би – Младшим жузом.

Деление на роды помогает хранить память народа

Нынешнее деление на жузы или роды, по большому счету, трудно назвать делением.

— Сегодня институт родоплеменной структуры для казахов неактуален, это уже не работает. Раньше, если казах уходил из своего рода, то чуть ли не пропадал, попадая в неприятное социальное положение. Сейчас этого нет, кто где хочет, там и живет. Сегодня на работу берут по другим критериям, скажем, по деловым признакам, в редком случае обращают внимание на родовую принадлежность. Даже в криминальные группы людей берут по признаку личной преданности, деловитости, компетентности. Везде признак родовой близости играет лишь пятую роль, — говорит политолог Азимбай Гали.

А то что есть, остатки того, что в советское время негласно «воспитывалось» центром. В то время постоянно муссировалась и распространялась мысль, что казахи делятся на три жуза и роды, и это оценивалось тогдашним руководством СССР только как отрицательное явление.

Когда уволили Колбина, который некоторое время руководил Коммунистической партией Казахской ССР, среди его бумаг нашли тетрадь, где было расписана принадлежность руководителей казахской национальности к тем или иным родам. Ясно, что это не писал один человек, тем более по своей инициативе. Значит, этим занимались целенаправленно. Иначе как тетрадь могла попасть в кабинет первого руководителя целой республики?! Налицо использование принципа «разделяй и властвуй».

Деление делению рознь. Казахи были правы, используя деление на роды как защиту от кровосмешения. Иначе могло случиться непоправимое, вплоть до исчезновения нации. С кровью шутить нельзя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Жус у казахов что такое. Смотреть фото Жус у казахов что такое. Смотреть картинку Жус у казахов что такое. Картинка про Жус у казахов что такое. Фото Жус у казахов что такое Осколки Золотой Орды
Жус у казахов что такое. Смотреть фото Жус у казахов что такое. Смотреть картинку Жус у казахов что такое. Картинка про Жус у казахов что такое. Фото Жус у казахов что такое