Даль собирал пословицы потому что
Статья Литература родного края. В.И.Даль и его сборник «Пословицы и поговорки русского народа». Автор: Шевченко Надежда Григорьевна
Автор: Шевченко Надежда Григорьевна
Цели: познакомить учащихся со сборником В.И.Даля «Пословицы и поговорки русского народа», работой писателя по его составлению.
Задачи: обучать умению анализировать смысл пословиц и поговорок, развивать речь учащихся, внимание, образное мышление, память, формировать познавательный интерес у устному народному творчеству, литературе родного края, воспитывать высоконравственную личность.
Метапредметные связи: устное народное творчество, русский язык.
Ожидаемые результаты: учащиеся знают, что такое пословица и поговорка, владеют информацией о работе В.И.Даля над сборником «Пословицы и поговорки русского народа», знают структуру сборника, могут привести пример пословицы на определенную тему, умеют объяснить смысл пословицы.
Автор: Шевченко Надежда Григорьевна
Тема : Литература родного края. В.И.Даль и его сборник «Пословицы и поговорки русского народа»
Цели : познакомить учащихся со сборником В.И.Даля «Пословицы и поговорки русского народа», работой писателя по его составлению.
Задачи : обучать умению анализировать смысл пословиц и поговорок, развивать речь учащихся, внимание, образное мышление, память, формировать познавательный интерес у устному народному твор честву, литературе родного края, воспитывать высоконравственную личность.
Метапредметные связи : устное народное творчество, русский язык.
Ожидаемые результаты: учащиеся знают, что такое пословица и поговорка, владеют информацией о работе В.И.Даля над сборником «Пословицы и поговорки русского народа», знают структуру сборника, могут привести пример пословицы на определенную тему, умеют объяснить смысл пословицы.
Оборудование : портрет В.И.Даля, выставка – сборники пословиц и поговорок, Толковый словарь В.Даля, раздаточный материал, учебник.
Оформление : на доске – высказывания :
Где родился, там и пригодился. (Пословица)
Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото. (А. С.Пушкин)
Вступительное слово учителя. Знакомство с целями урока
Учитель : Ребята, посмотрите внимательно на доску ( на доске – портрет В.И.Даля и записана пословица «Где родился, там и пригодился» ) и установите связь между нашим земляком В.И.Далем и пословицей.
(Предполагаемый ответ учащихся: В.И.Даль, наш земляк, собирал пословицы и поговорки русского народа и составил сборник «Пословицы и поговорки русского народа»)
Учитель: Правил ьно, В.И.Даль, наш земляк, является не только составителем « Толкового с ловаря живого великорусского языка», главного дела всей его жизни, но и составителем сборника «Пословицы и поговорки русского народа».
Актуализация опорных знаний
1.Работа по учебнику (с.42-43). Чтение статьи учебника «Пословицы и поговорки».
2. Беседа по прочитанному :
— Что называется пословицей?
— Чем поговорка отличается от пословицы?
— Почему издавна народ дорожил пословицами?
— Каковы темы пословиц и поговорок?
— На примере одной из пословиц покажите, что пословица имеет не только прямой, но и переносный смысл.
— Что о пословице сказал В.И.Даль и А.С.Пушкин?
, обретения новых умений и навыков
Всю жизнь он посвятил сбору и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию, записывал пословицы и поговорки, услышав их от крестьян, ремесленников, солдат. Больше тридцати лет по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки. Им собрано огромное количество – около 30 тысяч пословиц и поговорок.
— А теперь послушаем выступления учащихся о сборнике пословиц В.И.Даля.
— «А.С.Пушкин о пословицах В.Даля» ( статья «У вас есть цель…» с.102-107)
— «Сбор пословиц В.Далем» (статья «Ярмарка слов» с.177-180)
— «Структура сборника» ( статья «Сборник народной мудрости» с.181-186 )
— «Судьба сборника» ( статья « О «вреде» пословиц» с. 187-189)
( Примерное сообщение : В. Даль сборник пословиц, едва закончил, отправил в печать, не выдрав из тетрадок ради осторожности два-три десятка крамольных «ремешков». Просто автор не пожелал утаить ни одну взятую у народа пословицу. Даля обвинили в расшатывании устоев : труд Даля оскорбляет религию, содержит опасные мысли. Труд Даля переходил от попов к цензорам, от академиков – к министрам. И все водили карандашами по листам, зачеркивали, подчеркивали – не стоит, нельзя, никак невозможно, опасно печатать! Из царского дворца скомандовали – в печать не пускать. Сам царь объявил сборник вредным. А Даль, словно назло недругам, писал на первом листе, под загол овком : «На пословицу ни суда, ни расправы. Пословица несудима ». )
— «Пословицы и поговорки в «Толковом словаре живого великорусского языка»» (с.215-216)
1. Практическое задание в группах
Новых друзей наживай, а старых не утрачивай. (Тема дружбы
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. (Тема Родины, Т.1, с.285-288)
, а человек ученьем. (Тема учения, Т.1, с.368-375)
Работай до поту, так поешь в охоту.
Тема работа-праздность, Т.2, с.12-23)
Презентация работы в группах
необходимо найти соответствия между пословицами В.Даля
пословицами народов мира.
Пословицы народов мира
В) Горька работа, да хлеб сладок.
Г) Не красна книга письмом, красна умом.
Д) Русский человек без родни не живет.
Е) От радости кудри вьются, в печали секутся.
Вывод : пословицы живут в каждом народе, переходят из века в век, передают накопленный опыт, жизненную мудрость новым поколениям. Все народы единодушны в утверждении ценностей (труд, учение, правда, достаток, здоровье, мир, родина) и в осуждении человеческих пороков (лень, ложь, ссора, глупость, гордость, зависть, жадность). Когда-то Даль сказа л : «Удивительные бывают совпадения в пословицах разных народов!»
Подведение итогов урока
— А.Пушкин сравнил пословицы В.Даля с …
— В.Даль собирал пословицы и поговорки … (где?)
— Даль собирал пословицы, потому что …
— Пословицы в сборнике расположены по …
— В «Толковом словаре» В.Даль использовал пословицы и поговорки для того, чтобы …
— Под заголовком сборника Даль писал «На пословицу ни суда, ни расправы. Пословица несудима », потому что …
На сегодняшнем уроке я узнал …
Особенно мне понравилось …
После урока мне захотелось …
Сегодня мне удалось …
( на выбор учащегося)
С писок использованной литературы :
2.Пословицы русского народа : Сборник В.Даля. В 2-х т. – М.,1989.
3. Дорогами судьб ы В.И.Даля / Авторы-составители : Соколова Л.П., Кульбацкая Л.И., Безкровная А.А. – Луганск, 2016. – 158 с.
4. В.Спектор. Мальчик с улицы Английской и другие … К 70-летию Луганской области. – Луганск, 2008. – 472 с.
5.Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка : современное написание / В.И.Даль. – М., 2007. – 348 с.
Литературное чтение. 2 класс
Конспект урока
Литературное чтение. 2 класс.
Урок 6. Пословицы и поговорки. В. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Что надо знать о пословицах и поговорках русского народа.
2) В. Даль – собиратель пословиц русского народа.
3) Выполнение упражнений по теме урока.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что надо знать о пословицах и поговорках русского народа
Первое. Автор пословиц и поговорок – это душа русского народа, умный, богатый образами и меткий на острое словцó русский язык.
Пословицы и поговорки –
два жанра устного народного творчества.
Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
Поговорка – меткое образное выражение, «окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, это одна первая половина пословицы» (В. Даль).
«Не в бровь, а в глаз»
Третье. В пословицах и поговорках всегда присутствует воспитательное значение.
Пословица – самоценное высказывание. Она несёт в себе безусловную истину, некий нравственный закон, безусловный для любого человека. Её действие распространяется не на конкретное событие, а на весь срок человеческого существования. Это народная «заповедь», которой должны следовать все люди.
Поговорка же, наоборот, высказывается для характеристики обстоятельства, человека или его поведения. Она воспринимается как реплика диалога и содержит иронию, даже сатиру.
И в нынешнем веке пословицы и поговорки – наши помощники, проверенные временем ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности.
Пословицы и поговорки есть на все случаи жизни.
Одной из главных является тема труда:
«Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто».
«Кто рано встаёт, тому Бог подаёт».
Огромное количество пословиц сложено о земле, крестьянской работе:
«Труд человека кормит, а лень портит».
«Труд всё побеждает».
«Без дела жить – только небо коптить».
«Зерно в колоске – не валяйся в холодке».
Очень распространены пословицы и поговорки о приметах природы, календаре крестьянских трудов:
«В зимний холод всякий молод».
«Вешний день целый год кормит».
«Ласточки низко летают – дождь обещают».
«Пляшут, гуляют – зиму провожают».
А как много пословиц и поговорок на бытовые темы: отношения в семье, сиротство, вдовья доля, родство, дружба, счастье.
«Насильно мил не будешь».
«На что и клад, когда у мужа с женой лад».
«В сиротстве жить – слезы лить».
«Много выбирать – женатым не бывать».
«В добром житье сами кудри вьются, в худом – секутся».
Русский народ уважает честность, верность дружбе:
«Старый друг лучше новых двух».
«Нет друга – ищи, а нашёл – так береги!»
В народе всегда высоко ценился человеческий ум и стремление к знаниям:
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
«Век живи – век учись».
«Ученье – свет, а неученье – тьма».
«Ум без книги, что птица без крыльев».
«Учёный водит, а неучёный следом ходит».
«Человек неучёный, что топор неточёный».
«Мир освещается солнцем, а человек – знанием».
«Корень учения горек, зато плод сладок».
«Книгу читаешь – на крыльях летаешь».
Четвёртое. Как много изобразительно-выразительных средств использует русский язык, чтобы точнее раскрыть смысл пословиц и поговорок! Вот некоторые из них.
Примеры пословиц и поговорок
«Незваный гость – хуже татарина»
«Делу – время, а потехе – час»
«Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто»
«Смелому горох хлебать, а несмелому
и щей не видать»
Пятое. Может показаться, что пословицы и поговорки создавали люди, которые жили давным-давно. Их советы нам не ко времени. А вот и нет! Русский язык живёт по своим собственным законам. Вот доказательство, что пословицы и поговорки прекрасно себя чувствуют и в наш век:
«Люди пашут, а он по клаве машет».
«Комментов бояться — посты не писать».
«Смайлик без причины — признак дурачины».
«Как твитнется, так и откликнется».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание «Русские народные пословицы и поговорки».
Подставьте в пословицы пропущенные слова.
1) Худо овцам, где в пастухах.
5) Для быка не тяжесть.
6) Каждая лиса свой нахваливает.
волк ноги пенёк рога серёжках хвост
Подсказка: неверное слово не приклеивается к послвице.
1) Худо овцам, где волк в пастухах.
2) Зайца ноги носят.
3) Добрый конёк не навезёт на пенёк.
4) Курочка в серёжках, кочеток в сапожках.
5) Для быка рога не тяжесть.
6) Каждая лиса свой хвост нахваливает.
Задание: «Пословицы про щи».
Выпишите из словаря пословицы, в которых есть слово «щи».
Подсказка: на этой странице три пословицы со словом «щи».
Щи да каша – пища наша.
Отец родной надоест, а щи никогда не надоедят.
История собирания и изучения пословиц. Анализ сборника пословиц В.И. Даля
Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу 17 века. Это «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель его остался неизвестным, в собрание вошло свыше 2500 пословиц и поговорок. В сборник вошло много пословиц острого социального содержания. Научное собирание пословиц в XVIII в. начал М.В. Ломоносов. Он приводит пословицы в «Риторике» и «Грамматике», планирует специальное научное исследование «О некоторых свойственных российских пословицах». В конце 60-х гг. XVII в. начали издаваться первые печатные сборники русских пословиц: «Выборные российские пословицы» Екатерины II, «Русские пословицы» И. Богдановича и т.д. В XIX в. интерес к народной поэзии усилился после Отечественной войны 1812 г. А.С. Пушкин записывал пословицы, он написал заметку, объясняющую происхождение нескольких пословиц.
И.М. Снегирев выпускает книги «Опыт рассуждения о русских пословицах» (1823), «Новый сборник пословиц и притч» (1857) и др. В последней книге содержалось 10 635 «книжных» и народных изречений.
Вслед за Снегиревым в 1854 г. Ф.И. Буслаев издал сборник «Русские пословицы и поговорки». В специальной статье «Русский быт и пословицы» он комментировал их с точки зрения мифологической теории. Новейшие пословицы отвергались им как «порождение моды». Концепция Буслаева и его сборник были подвергнуты критике со стороны революционных демократов Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, которые считали идеалистическим вымыслом выводы ученых о существовании группы русских «мифологических пословиц».
Исключительная роль в собирании пословиц принадлежит Владимиру Ивановичу Далю (1801-1872), составившему в 1853 г. свод русских пословиц. Из печатных сборников он заимствовал только около 6 тысяч пословиц, остальные 25 тысяч были им записаны среди крестьян, ремесленников и солдат. «Пословицы русского народа» В.И. Даля были опубликованы в 1861 г. Он распределил пословицы по тематическим группам. В «Толковом словаре живого великорусского языка» (1861-1868) также содержится много тысяч пословиц, поговорок, присловий, прибауток и т.д. Тематические группы:
Урок по литературе на тему «Литература родного края. В.И.Даль и его сборник «Пословицы и поговорки русского народа»»
Тема: Литература родного края. В.И.Даль и его сборник «Пословицы и поговорки русского народа»
Цели: познакомить учащихся со сборником В.И.Даля «Пословицы и поговорки русского народа», работой писателя по его составлению.
Задачи: обучать умению анализировать смысл пословиц и поговорок, развивать речь учащихся, внимание, образное мышление, память, формировать познавательный интерес у устному народному творчеству, литературе родного края, воспитывать высоконравственную личность.
Метапредметные связи: устное народное творчество, русский язык.
Ожидаемые результаты: учащиеся знают, что такое пословица и поговорка, владеют информацией о работе В.И.Даля над сборником «Пословицы и поговорки русского народа», знают структуру сборника, могут привести пример пословицы на определенную тему, умеют объяснить смысл пословицы.
Оборудование: портрет В.И.Даля, выставка – сборники пословиц и поговорок, Толковый словарь В.Даля, раздаточный материал, учебник.
Оформление: на доске – высказывания :
Где родился, там и пригодился. (Пословица)
Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото. (А. С.Пушкин)
Вступительное слово учителя. Знакомство с целями урока
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на доску ( на доске – портрет В.И.Даля и записана пословица «Где родился, там и пригодился» ) и установите связь между нашим земляком В.И.Далем и пословицей.
(Предполагаемый ответ учащихся: В.И.Даль, наш земляк, собирал пословицы и поговорки русского народа и составил сборник «Пословицы и поговорки русского народа»)
Учитель: Правильно, В.И.Даль, наш земляк, является не только составителем « Толкового словаря живого великорусского языка», главного дела всей его жизни, но и составителем сборника «Пословицы и поговорки русского народа».
Учитель: Какие цели мы сегодня ставим перед собой на уроке? (Ответы учащихся)
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся со сборником В.И.Даля «Пословицы и поговорки русского народа», узнаем о работе писателя над составлением этого сборника, а также прикоснемся к народной мудрости пословиц и поговорок.
Актуализация опорных знаний
1.Работа по учебнику (с.42-43). Чтение статьи учебника «Пословицы и поговорки».
2. Беседа по прочитанному:
— Что называется пословицей?
— Чем поговорка отличается от пословицы?
— Почему издавна народ дорожил пословицами?
— Каковы темы пословиц и поговорок?
— На примере одной из пословиц покажите, что пословица имеет не только прямой, но и переносный смысл.
— Что о пословице сказал В.И.Даль и А.С.Пушкин?
Этап открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Всю жизнь он посвятил сбору и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию, записывал пословицы и поговорки, услышав их от крестьян, ремесленников, солдат. Больше тридцати лет по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки. Им собрано огромное количество – около 30 тысяч пословиц и поговорок.
Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И.Даль подготовил и издал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок.
— А теперь послушаем выступления учащихся о сборнике пословиц В.И.Даля.
2. Устный журнал ( индивидуальные выступления учащихся)
— «А.С.Пушкин о пословицах В.Даля» ( статья «У вас есть цель…» с.102-107)
( Примерное сообщение: В Петербурге состоялась встреча поэта А.Пушкина и сказочника Казака Луганского, т.е. Владимира Даля. Даль создал сборник сказок «Первый пяток» и пришел к Пушкину услышать мнение о своем сборнике сказок. Сборник Пушкину понравился, особенно восхитили образцы народных сокровищ. Поэт воскликнул: « Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото. ». Открывал книгу с начала, с конца, где придется, перебирал вслух низанные Далем ожерелки из чудесных слов и пословиц, приговаривал: «Очень хорошо». Далее заговорил раздумчиво: «Собрание ваше – не простая затея, не увлечение. Дело на всю жизнь. Вам можно позавидовать – у вас есть цель. Годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки пред изумленными современниками и потомками…».)
— «Сбор пословиц В.Далем» (статья «Ярмарка слов» с.177-180)
( Примерное сообщение: Каждый год 15 июля открывалась знаменитая ярмарка в Нижнем Новгороде, где было все – покупай что хочешь! Месяц и десять дней все двигалось и гудело на ярмарке. Ходил по ярмарке худой носатый человек, нижегородский чиновник Даль. Ничего не покупал, слушал ярмарочный гул, выдёргивал из гула слова, прибаутки, пословицы – точно золотых рыбок из омута. Нужно разъединить гул на слова симбирские, казанские, костромские. Ухватить новые имена давно знакомых предметов. Запомнить к слову сказанную пословицу. Каждый вечер приносил Даль домой несметные сокровища, единственные, за которые не берут на ярмарке денег. Дома он раскладывал слова по полочкам в своих хранилищах. Каждую пословицу переписывал дважды на узких полосках бумаги (Даль называл их «ремешками»). Один «ремешок» пойдет как пример для пояснения слов, другой – вклеивается в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. Таких тетрадей насчитывалось уже 180, и что-то нужно было с ними делать.)
— «Структура сборника» ( статья «Сборник народной мудрости» с.181-186)
( Примерное сообщение: Накопилось в Далевых тетрадках больше тридцати тысяч пословиц, а точнее – 30 130. Главный источник его пословиц – речь народа. Если склеить «ремешки» с пословицами, получится лента километров в семь длиною. Но зачем вообще Далю нужны были «ремешки»? Да потому, что пословицы, занесенные подряд в тетрадку, трудно двигать с места на место. А Даль без конца переклеивал «ремешки». Он все думал: как лучше расположить пословицы. Прежде пословицы выстраивали по алфавиту, но Даль расположил их иначе – по темам. Сто восемьдесят тетрадей – это сто восемьдесят тем: жизнь-смерть, радость-горе, богатство-убожество, правда-кривда, ум-глупость, воля-неволя и т.д.
— «Судьба сборника» ( статья « О «вреде» пословиц» с. 187-189)
( Примерное сообщение: В. Даль сборник пословиц, едва закончил, отправил в печать, не выдрав из тетрадок ради осторожности два-три десятка крамольных «ремешков». Просто автор не пожелал утаить ни одну взятую у народа пословицу. Даля обвинили в расшатывании устоев: труд Даля оскорбляет религию, содержит опасные мысли. Труд Даля переходил от попов к цензорам, от академиков – к министрам. И все водили карандашами по листам, зачеркивали, подчеркивали – не стоит, нельзя, никак невозможно, опасно печатать! Из царского дворца скомандовали – в печать не пускать. Сам царь объявил сборник вредным. А Даль, словно назло недругам, писал на первом листе, под заголовком: «На пословицу ни суда, ни расправы. Пословица несудима».)
— «Пословицы и поговорки в «Толковом словаре живого великорусского языка»» (с.215-216)
V . Закрепление полученных знаний
1. Практическое задание в группах
Учащиеся объединяются в группы. Каждой группе выдается пословица в разобранном виде. Группа должна составить пословицу, определить её тему, найти эту тему в сборнике, выписать 5-6 пословиц данной тематики в рабочую тетрадь, устно объяснить, какие ценности утверждаются в выписанных пословицах.
Новых друзей наживай, а старых не утрачивай. (Тема дружбы,Т.2, с.252-257)
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. (Тема Родины, Т.1, с.285-288)
Красна птица перьем, а человек ученьем. (Тема учения, Т.1, с.368-375)
Работай до поту, так поешь в охоту. (Тема работа-праздность, Т.2, с.12-23)
Презентация работы в группах
«Найди соответствие»: необходимо найти соответствия между пословицами В.Даля и пословицами народов мира.
Пословицы народов мира
1.Пыль труда лучше шафрана бездействия. (арабская)
2.Дерево держится корнями, а человек – родственниками. (абхазская)
Б) Топор одевает, топор обувает.
3.В радости знай меру, в беде – веры не теряй. (башкирская)
В) Горька работа, да хлеб сладок.
4. У ремесла золотое дно. (эстонская)
Г) Не красна книга письмом, красна умом.
5.В хороших книгах охотно роются. (немецкая)
Д) Русский человек без родни не живет.
Е) От радости кудри вьются, в печали секутся.
Ответ: 1В, 2Д, 3Е, 4Б, 5Г, 6А.
Вывод: пословицы живут в каждом народе, переходят из века в век, передают накопленный опыт, жизненную мудрость новым поколениям. Все народы единодушны в утверждении ценностей (труд, учение, правда, достаток, здоровье, мир, родина) и в осуждении человеческих пороков (лень, ложь, ссора, глупость, гордость, зависть, жадность). Когда-то Даль сказал: «Удивительные бывают совпадения в пословицах разных народов!»
Подведение итогов урока
— А.Пушкин сравнил пословицы В.Даля с …
— В.Даль собирал пословицы и поговорки … (где?)
— Даль собирал пословицы, потому что …
— Пословицы в сборнике расположены по …
— В «Толковом словаре» В.Даль использовал пословицы и поговорки для того, чтобы …
— Под заголовком сборника Даль писал «На пословицу ни суда, ни расправы. Пословица несудима», потому что …
2. Составление синквейна.
Пословица.
Мудрая, верная.
Учит, обобщает, помогает.
Передается из уст в уста.
Народная мудрость.
VI . Рефлексия
На сегодняшнем уроке я узнал …
Особенно мне понравилось …
После урока мне захотелось …
Сегодня мне удалось …
VIII .Домашнее задание: написать мини-сочинение по одной из пословиц
( на выбор учащегося)
Список использованной литературы:
2.Пословицы русского народа: Сборник В.Даля. В 2-х т. – М.,1989.
3.Дорогами судьбы В.И.Даля / Авторы-составители: Соколова Л.П., Кульбацкая Л.И., Безкровная А.А. – Луганск, 2016. – 158 с.
4.В.Спектор. Мальчик с улицы Английской и другие… К 70-летию Луганской области. – Луганск, 2008. – 472 с.
5.Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание / В.И.Даль. – М., 2007. – 348 с.